Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения



Скачать 311 Kb.
Название Методические указания для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения
Анкор Lopatsky_1011_istor.doc
Дата 22.04.2017
Размер 311 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Lopatsky_1011_istor.doc
Тип Методические указания
#1320
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Гуманитарные дисциплины»


ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов

заочной формы обучения
Часть 1

Могилёв 2011

УДК 94 (470+571)

ББК 63.3 (2 Бел)

М 74

Рекомендовано к опубликованию

учебно-методическим управлением

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» 31 мая 2011 г., протокол № 13
Составитель канд. филос. наук, доц. Ю. Н. Лопацкий
Рецензент канд. филос. наук, доц. В. Д. Подошевко
Теоретический материал изложен в соответствии с типовой и рабочей программами по политологии и может быть использован студентами заочной формы обучения при написании контрольной работы, подготовке к лекциям, семинарским занятиям и зачету.
Учебное издание
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ
Часть 1

Ответственный за выпуск С. Е. Макарова
Технический редактор И. В. Голубцова
Компьютерная верстка Н. П. Полевничая

Подписано в печать. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 56 экз. Заказ № 99
Издатель и полиграфическое исполнение

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

ЛИ № 02330/375 от 29. 06. 2004 г.

212000, г. Могилев, пр. Мира, 43
© ГУ ВПО Белорусско-Российский

университет, 2011


Содержание
1 Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории…….3

2 Предмет изучения истории Беларуси. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Беларуси……………………………2

3 Древнейшее население на территории Беларуси……………………….6

4 Начало расселения славян на территории Беларуси, славянизация балтов…………………………………………………………………………………..7

5 Формирование раннеклассового общества. Общественный строй восточных славян в VIII – IX вв………………………………………………………8

6 Уровень социально-экономического развития белорусских земель в период средневековья. Формирование раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь (IX-XII вв.)………………………………………………………………………….9

7 Полоцкое и Туровское княжества и их взаимоотношения с Киевом и Новгородом………………………………………………………………………..11

8 Духовная жизнь восточных славян IX-XII вв. Принятие христианства и распространение письменности………………………………………………….12

9 Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ………………………………………………………………………………...13

10 Особенности социально-экономического развития белорусских земель в ВКЛ (XIII – первая половина XVI вв.)…………………………………………14

11 Политика централизации и укрепление власти великих князей (XIII-XVI вв.)…………………………………………………………………………….15

12 Кревская уния. Борьба с Тевтонским орденом, противоборство с Московским государством……………………………………………………………16

13 Основные концепции происхождения белорусского народа. Формирование этнической территории Белорусов в XIV- XVI вв………………………17

14 Экономические и политические факторы консолидации белорусского этноса (народности)………………………………………………………………18

15 Особенности духовной культуры белорусских земель в ВКЛ (XIV- XVI вв.)…………………………………………………………………………………19

16 Эволюция форм государственного и социально-политического строя белорусских земель после Люблинской унии. Статуты ВКЛ…………………20

17 Социально-экономическая жизнь ВКЛ (вторая половина XVI - XVIII вв.). Аграрная реформа 1557 г……………………………………………………21

18 Особенности формирования конфессиональных отношений на территории Беларуси в XVI - XVIII вв. образование униатской церкви…………….22

19 Этническая структура населения Беларуси в XVI - XVIII вв………..23

20 Этнические и политические факторы формирования белорусской нации в XIX - XX вв…………………………………………………………………24

21 Роль и место белорусской культуры в европейском культурно-цивилизационном процессе (XVII - XVIII вв.)…………………………………25

22 Основные направления политики самодержавия в Беларуси (первая половина XIX в.)……………………………………………………… 27

23 Кризис феодально-крепостнической системы. Отмена крепостного права…………………………………………………………………………….. 28

24 Место экономики Беларуси на общероссийском рынке. Возникновение индустриального общества. Формирование пролетариата и буржуазии (вторая половина XIX – начало XX в.)………………………………………….29

25 Шляхетские восстания и их влияние на политику самодержавия в белорусских губерниях…………………………………………………………….31

26 Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. в XIX в., особенности их проведения в Беларуси……………………………………………………………………32


1 Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории
Методология науки – это учение о методах и принципах научной деятельности. Методология, в прикладном смысле, это система принципов и подходов, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе познания объективной реальности, в данном случае, исторического процесса. Цель познания - раскрыть общественные законы и закономерности, в соответствии с которыми развивается исторический процесс. Достижение данной цели свидетельствует о развитии научных знаний об истории. Если история изучается с других позиций, например, идеологических, что характерно для тоталитарных режимов, то общество получает мифологизированное, искаженное представление о происходивших и происходящих исторических событиях.

? Приведите примеры, иллюстрирующие данное суждение.

Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами, методами, с помощью которых ученые должны проводить исследования. Целесообразно указать на принципы историзма, объективности, альтернативности, социального подхода и другие. В исследовании истории применяются общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция и т. д. Существуют и социально-исторические методы исследования: хронологический, синхронный, статистический, исторический метод моделирования.

Вывод. Только в сочетании всех принципов и методов может быть достигнута научность и достоверность исторических знаний.

Периодизация истории Беларуси. Ее можно осуществлять по различным основаниям. Рассмотрим периодизацию на примере становления и развития государственности на территории Беларуси: IX - XII вв. - древние княжества; XIII - первая половина XVI вв. - ВКЛ; вторая половина XVI – конец XVIII вв. – ВКЛ в составе Речи Посполитой; XIX в. - начало XX в.- белорусские земли в составе Российской империи; начало XX в. – 1990 г. - БНР, БССР; с 1991 г. – Республика Беларусь.

Формационный подход к изучению истории обосновывается К. Марксом и Ф. Энгельсом с сер. XIX в. и воплощается в материалистическом понимании истории. Каждая формация - первобытно-общинный строй, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая, отличаются, прежде всего, способом производства материальных благ. Прогресс осуществляется в виде смены общественно-экономических формаций и обусловлен экономическим детерминизмом. Переход к каждой последующей формации происходит в виде социальных революций. Формационный подход преодолел недостатки идеализма в объяснении истории. Цивилизационный подход к изучению истории основан на установлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культурах, общественном сознании различных народов, что предполагает вариативность характера исторического развития. Термин «цивилизация» понимается как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством; как синоним культуры; как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса; как определенная стадия в развитии локальных культур (Человек и общество. Минск: 1998. с. 117-131).
2 Предмет изучения истории Беларуси. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Беларуси
Великий русский историк В. О. Ключевский определял историю, во-первых, как движение, развитие человеческого общества во времени; и, во-вторых, как познание этого движения, процесса. Во втором определении история рассматривается как наука о процессе развития природы и человеческого общества в его прошлом и настоящем.

Предметом истории Беларуси являются закономерности развития белорусского этноса, государства, социально-экономической, политической, конфессиональной жизнедеятельности, взаимосвязи с другими этносами.

История Беларуси как наука и учебная дисциплина выполняет познавательную функцию, что позволяет студентам приобрести знания об историческом пути нашего общества, многообразии явлений и процессов, происходящих в нем. На основе усвоенных и осмысленных знаний формируются мировоззрение, гражданские качества личности, такие, например, как патриотизм, что находит воплощение в воспитательной функции истории.

Исследование истории Беларуси первоначально осуществлялось учеными, просветителями, государственными деятелями, такими как Ф. Скарына, М. Литвин, С. Будный, А. Волан, Л. Сапега, М. К. Бобровский и др. (Гiсторыя Беларусi (у кантэксце сусветных цывілізацый). Пад. рэд. В. I. Галубовiча и Ю. М. Бохана. Мінск, 2005, С. 12-14). Первую национальную версию белорусской истории под названием «Кароткая гiсторыя Беларусi» издал в 1910 г. В. Ластовский. В 1922 г. издан «Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi» В. Игнатовского. В 1926 г. написана «Гiсторыя Беларусi» М. В. Довнар-Запольского. После Второй мировой войны начинают формироваться историографические школы.

К источникам изучения истории относятся: материальные (археологические находки, памятники материальной культуры) и письменные (летописи, мемуарная литература, правовые акты и др.) (Саракавiк I. А. Гiсторыя Беларусi у кантэксце сусветнай гiсторыi. Мінск, 2006, С. 12-27).
3 Древнейшее население на территории Беларуси
Этническую историю Беларуси условно можно разделить на два периода: доиндоевропейский (40-е тысячелетие до н. э. – 3-2-е тысячелетия до н. э.) и индоевропейский (3-2 тысячелетия до н. э – наше время).

В доиндоевропейский период доминировали присваивающие формы хозяйствования, такие как охота, рыболовство, собирательство. Он совпадает с каменным веком: палеолитом (100–10 тыс. лет до н. э.), мезолитом (9 -5 тыс. лет до н. э.), неолитом (5 – 3 тыс. лет до н. э.). Наиболее важными достижениями первобытных людей были: освоение огня, изобретение остроконечных орудий труда, лука, шлифование и сверление камня, изготовление глиняной посуды.

Первые люди на территории Беларуси появились, по мнению различных ученых, 100–40 тыс. лет до н. э. Назывались они неандертальцами. Устойчивое заселение первобытными людьми юга Беларуси связано с появлением кроманьонцев (27–24 тыс. лет до н. э.). Свидетельством тому - стоянки около д. Юровичи, недалеко от Мозыря, и около д. Бердыж, недалеко от Чечерска. В мезолите продолжается заселение не только Полесья и бассейна р. Неман, но и территории северной Беларуси – Подвинья и Верхнего Поднепровья. Эта третья волна заселения связана с отступлением ледника и складыванием благоприятных условий для человеческого существования. Появляются племена лингбийской, гренской, свидерсвой археологических культур. Но определить этническую принадлежность древнего населения невозможно, так как неизвестны этноопределяющие признаки (язык, гидронимы, топонимы, религиозные верования и т. д.).

Необходимо обратить внимание на изменение этнической ситуации в 3-м тысячелетии до н. э. в Подвинье и устье р.Сож в связи с появлением финно-угров. Они занимались охотой и рыболовством, ученым известны древние финно-угорские названия местности и водоемов. Во внешнем виде местное население сохранило некоторые монголоидные черты (Артемчик В. В. Этнические процессы на территории Беларуси. Могилев, 2009, С. 5-8).

Индоевропейский период (балтский этап) начинается с конца 2-го – начала 1-го тыс. до н. э. Признаки индоевропейцев: 1) производящий способ хозяйствования (земледелие и скотоводство); 2) археологическая культура шнуровой керамики; 3) использование бронзовых орудий труда; 4) курганные захоронения.

С приходом индоевропейцев на территорию от Припяти до Балтики неолитические племена были ассимилированы, что стало основой формирования на этой территории балтской ветви индоевропейцев. Отличительные черты: 1) укрепленные городища; 2) распространение балтских гидронимов (Освея, Дрисвяты, Нарочь, Ольса и др.); 3) днепро-двинская (на севере) и культура штриховой керамики (северо-западная и средняя часть территории Беларуси); 4) освоение обработки железа, изготовление серпов, топоров, ножей, оружия; 5) переход к патриархальной родовой общине.
4 Начало расселения славян на территории Беларуси, славянизация балтов
Новый, славянский этап этнической истории Беларуси начался в IV – V вв. н. э.

Из всех существующих концепций прародины славян наиболее научно обоснованной является концепция центральноевропейской локализации славян, т. е первоначально они появились на территории между Эльбой, Вислой и Неманом в результате ассимиляции местного населения индоевропейцами в 3-м тыс. до н. э.

В IV–VII вв. н. э. началось второе «великое переселение народов». Со своей прародины в этот период часть славян начала массовое движение на юг Европы и в результате ассимиляции местного населения возникают южные славяне. На основе славян, оставшихся на своей прародине, сформировались западные славяне. Третья часть славян, двигавшаяся со своей прародины на территорию современной украинской Волыни и в Южную Беларусь (к югу от Припяти), сформировала восточную ветвь славян. Об этом свидетельствуют древние славянские гидронимы.

Таким образом, заселение славянами территории Беларуси продолжается на протяжении нескольких столетий, компактно же они проживали только в бассейне р. Припять. Основным типом славянских поселений были селища (неукрепленные населенные пункты), а типом жилья – полуземлянка. Некоторые ученые считают, что для племен ранних славян характерна зарубинецкая археологическая культура.

В VIII – IX вв. начинается массовое расселение славян на землях балтов. Об этом свидетельствуют полуземлянки с печками-каменками, каменные жернова, железные ножи и другие славинские орудия труда, захоронения в курганах путем трупосожжения, славянская керамика без орнамента. В результате славяно-балтского взаимодействия, которое продолжалось до XII – XIII вв., возникли новые славянские общности: кривичи, дреговичи, радимичи.

Кривичи жили в верховьях рек Западной Двины, Днепра. Их культура делилась на полоцко-смоленскую и псковскую. Для них характерен славянский язык, бронзолетоподобные височные кольца с завязанными концами, славянская керамика. К балтским элементам в культуре кривичей необходимо отнести различные украшения со змеиными головами, спиралевидные перстни.

Дреговичи жили между Припятью и Западной Двиной. В культуре преобладали славянские элементы: большие металлические бусы, покрытые зернью, перстеневидные височные кольца, керамика коричневого цвета без орнамента, обряд трупосожжения. Им были присущи не только такие балтские элементы культуры, как и кривичам, но и подковообразные пряжки и захоронение в деревянных домовинах-теремах.

Радимичи жили между Днепром и Дисной в районе р. Сож. В культуре преобладали славянские элементы, такие как семилучевые кольца, керамика без орнамента, славянский язык. К балтским элементам относятся шейные гривны, лучеобразные пряжки.
5 Формирование раннеклассового общества. Общественный строй восточных славян в VIII – IX вв.
Разложение первобытно общинного строя, первобытно-общинной формации, переход от родоплеменного общества к классовому, происходит в результате глубинных социально – экономических изменений объективного характера.

Хронология. Первые признаки разложения первобытно-общинных отношений на территории Беларуси, по мнению археологов, проявляются в III - II вв. до н. э. и завершается этот процесс в VIII в. н. э.

Переходу к классовому обществу способствовало, во-первых, изготовление и использование железных орудий труда в земледелии и животноводстве. Продукции стало производиться больше, чем потребляться. Возникает возможность этот избыток материальных благ присваивать определенной частью общества, что указывало на процесс перехода от коллективной собственности к собственности отдельных семей или представителей родоплеменной верхушки. Впервые в истории возникает объективная возможность эксплуатации человека человеком.

? Что такое эксплуатация? Дайте определение этому явлению.

Во-вторых, в процессе эволюции общества продолжается процесс разделения труда, выражающийся в отделении ремесла от сельского хозяйства. Продукция ремесла используется не только для обмена, но и для продажи. Эти тенденции усиливают процесс разложения первобытно-общинных отношений.

В-третьих, родовая община, основанная на кровном родстве, сменяется сельской общиной, в основе которой лежат территориальные и экономические связи и отношения. В коллективной собственности этой общины находились пахотные земли, пастбища, леса, водоемы, а результаты труда принадлежали каждой отдельной семье. Индивидуальное производство становится исходным пунктом возникновения и развития классового общества. Чем лучше семья работала, тем выше ее материальный уровень.

В-четвертых, процесс разложения первобытного общества нашел отражение и в характере поселений. Распространение укрепленных городищ свидетельствовало о захватнических посягательствах со стороны соседних племен. Такие действия вели к обогащению одних племен по отношению к другим.

В условиях зарождения классовых отношений основная роль в организации экономической жизни и внешних связей стала принадлежать мужскому населению. Верховной властью в родоплеменных образованиях становится общий сход вооруженных воинов (дружинников). На нем решались вопросы войны и мира, выбирался старейшина рода и племени. Дружинники, в ходе ведения захватнических войн, обогащались, что усиливало процесс разложения первобытного общества. Общественно-политический строй, возникший на этой стадии, получил название «военная демократия».
  1   2   3   4   5
написать администратору сайта