Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Методические указания для студентов по проведению практических работ по дисциплине Математика



Скачать 1.59 Mb.
Название Методические указания для студентов по проведению практических работ по дисциплине Математика
Анкор Metodicheskie_ukazania.docx
Дата 13.04.2017
Размер 1.59 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Metodicheskie_ukazania.docx
Тип Методические указания
#916
страница 3 из 6
1   2   3   4   5   6
Тема работы: Решение систем линейных алгебраических уравнений по формулам Крамера и методом Гаусса.

Теоретические сведения

Определители

Определителем 2-го порядка с элементами а11, а12, а21, а22 называется число, которое обозначается и вычисляется следующим образом:



Определителем 3-го порядка с элементами а i j (i,j= 1,2,3) называется число, которое обозначается и вычисляется следующим образом:



Для квадратной матрицы А можно рассматривать ее определитель, который обозначается или det A.

Если определитель матрицы А отличен от нуля (det A), то матрица А называется невырожденной или неособой.

Системы линейных уравнений

Пусть дана система из m уравнений c n неизвестными:


Матрицы А= , X=, В=

Называются соответственно матрицей коэффициентов, матрицей- столбцом неизвестных и матрицей- столбцом правых частей. С их помощью систему можно записать в эквивалентной матричной форме:

АХ=B

а) Метод Крамера.

Если m=n, то есть число неизвестных равно числу уравнений, и если основной определитель системы отличен от нуля:

то решение системы единственно и определяется по формулам



где определители i получаются из основного определителя  заменой i-го столбца на столбец правых частей.

б) Метод Гаусса.

Этот метод пригоден для произвольных систем, в том числе и для случая, когда число уравнений меньше числа неизвестных.

I шаг. Пусть а11. Разделим 1-ое уравнение на а11, а затем умножим его на –а21, на –а31 и т.д. и прибавим соответственно ко 2-му, 3-му и т.д. уравнениям. Система примет вид, в котором все уравнения, начиная со 2-го, не содержат x1:



II шаг. Делаем то же самое с получившейся системой из (m-1)-го уравнения относительно x2 ……..xn и исключаем x2 из всех уравнений, следующих за 2-м, и так далее.

В конечном итоге система приводится либо к треугольному виду:



откуда последовательно определяются xn , xn-1, …x1 (решение единственно); либо система приводится к трапецеидальному виду (решение единственно); либо система приводится к трапецеидальному виду (решение не единственно); либо на каком-то шаге возникает уравнение вида 0=1- в этом случае система не имеет решений.

При решении системы методом Гаусса удобно преобразовывать указанным способом не саму систему, а отвечающую ей расширенную матрицу коэффициентов



Пример. Решить систему линейных уравнений (n=3)



двумя способами: По методу Крамера, методом Гаусса.

Решение

  1. Метод Крамера

Вычислим определитель матрицы коэффициентов А:



Так как , то система имеет единственное решение. Заменим в матрице А первый столбец столбцом правых частей и вычислим определитель получившейся матрицы:



Заменим поочередно второй и третий столбцы столбцом свободных членов и вычислим и



Тогда решение системы:



  1. Метод Гаусса.

Выпишем расширенную матрицу коэффициентов системы:

=

Преобразуем матрицу так, чтобы привести ее к треугольному или трапецеидальному виду.

Поменяем местами первую и вторую строки матрицы:


Прибавим ко второй строке первую, умноженную на (-2), а к третьей строке первую, умноженную на (-3):



Умножим вторую строку получившейся матрицы на (-2) и прибавим ее к третьей строке:



Запишем получившуюся систему, которая равносильна исходной:



Из последнего уравнения найдем x3: x3=-2, затем из второго уравнения найдем x2: x2=8x3+19, то есть x2=3, и из первого уравнения найдем x1:

x1=14-2x2+3x3=14-23+3(-2)=2.

Окончательно получим x1=2, x2=3, x3=-2.

Индивидуальные задания.


Практическая работа № 7

Тема работы: Решение дифференциальных уравнений первого порядка с разделяющимися переменными..

Теоретические сведения
Свойства неопределенного интеграла

1) ; 3) ;

2) ; 4) , если а = const;

5) Если , то , где u(x) – любая дифференцируемая функция.

Таблица основных интегралов:

1. ; 7. ;

2. ; 8. ;

3. ; 9. ;

4. ; 10. ;

; 11. ;

5.; 12.;

6. ;

13. ; 14. ;

15. ;

16. .

Определение 1. Уравнение, содержащее дифференциал функции или производную, называется дифференциальным.

Например: , , .

Определение 2. Решением дифференциального уравнения называется всякая функция, которая обращает данное уравнение в истинное равенство.

Упражнение. Проверить: Является функция решением дифференциального уравнения .

Проверка:

Найдём производную функции:



Подставим найденное выражение в левую часть уравнения:

Левая часть равна правой, следовательно, данная функция является решением дифференциального уравнения .
Определение 3. Уравнение вида , в котором переменные расположены в разных частях уравнения, называется дифференциальным уравнением I порядка с разделяющимися переменными.

Метод решения основан на интегрировании каждой части уравнения.
Пример 1. Решить уравнение: .

Решение: из формулы дифференциала функции выразим производную . Подставим в уравнение. Уравнение примет вид:.

Домножим уравнение на dx , тогда

Переменные разделены. Можно интегрировать:



- это решение называется общим.

Пусть заданы значения переменных x=1, y=3 – это начальные условия. Они нужны, чтобы получить частное решение, в котором будет определено значение константы С.

Подставим значения переменных в уравнение и выразим С.

3=
- частное решение дифференциального уравнения.

Пример 2. Найти частное решение: (5;10)

Решение:xdy = ydx

Разделим уравнение на

Сократим дроби.

Можно интегрировать:



Заменить

По теореме о логарифмах

тогда общим решением будет: или y=Cx

Подставим координаты точек: x=5, y=10



Таким образом, y=2x- частное решение.
Пример 3. Найти частное решение: (0;1)

Решение: (т.к. )

Разделим уравнение на «y»





Пусть СlnC и

. По теоремам о логарифмах получаем:

-общее решение

Пусть y=0, y=1, определим С.





С=1



- частное решение дифференциального уравнения.
Пример 4. Найти общее решение:

Решение: преобразуем уравнение к виду: (3x-2)dy=(y+4)dx

Разделим уравнение на (3x-2)(y+4)

Можно интегрировать: .

Данные интегралы решаем методом подстановки

а)
б)

Результаты подставить в уравнение:

, где СlnC

( по теоремам о логарифмах)





-общее решение

Индивидуальные задания

  1. Проверьте себя:



Примеры

Ответы

1.

(-1;1)



2.





3.







Задание№1. Проверить, является ли функция решением дифференциального уравнения.

1



2



3



4



5



6



Задание№2. Найти частное решение.


1

(1;2)

2



3

xdx = dy (1;0)

4

xdx=ydy (2;1)

5

(2;0)

6

(0;0)

7

(-1;1)

8

(1;4)



Задание №3. Найти общее решение.


1



2



3



4



5



6




Практическая работа № 8

1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта