Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Ответы к ГОС экзамену 1. Ответы к гос экзамену Блок 1



Скачать 48.61 Kb.
Название Ответы к гос экзамену Блок 1
Анкор Ответы к ГОС экзамену 1.docx
Дата 24.12.2017
Размер 48.61 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Ответы к ГОС экзамену 1.docx
Тип Документы
#13901
страница 1 из 4
  1   2   3   4

Ответы к ГОС экзамену

Блок 1.

1. Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии.

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Объект изучения – явления и процессы, которые исследует психология.

Предметом изучения является специфика формирования, развития и проявления этих процессов и явлений.

Задачи:

1. обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности.

2. дает универсальное знание, позволяющее адекватно объяснить результаты отражения сознанием человека воздействий, окружающей материальной и обществ. среды.

3. раскрывает внутренний духовный и психический мир людей

4. закладывает основы для изучения человека как существа действующего, преобразующего окружающую действительность с целью удовлетворения своих потребностей.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками, естественными и социальными. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки. Согласно классификации наук психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн)

К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное и систематическое отслеживание каких-либо процессов в естественных условиях с целью исследования.

Виды наблюдения:

внешнее (путем прямого наблюдения),

внутреннее (самонаблюдение),

свободное (не имеет рамок, может менять объект или предмет наблюдения),

стандартизированное (заранее четко оговорен план наблюдения)

включенное (исследователь в качестве непосредственного участника процесса, за которым он наблюдает)

стороннее (без личного участия наблюдателя в процессе).

Эксперимент – целенаправленное и продуманное создание искусственных ситуаций.

Виды:

Естественный – проводится в обычных жизненных условиях;

Лабораторный – предполагает создание искусственной ситуации.

Кроме вышеперечисленных основных методов применяются методы вспомогательные: беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности

2. Понятие о психике человека. Основные формы проявления психики человека их взаимосвязь.

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Структура психики:

Выделяют три группы психических явлений:

1) психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений

2) психические состояния - это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.

3) психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

3. Человек, личность, индивид, индивидуальность: общее и различное в содержании этих понятий. Системно-структурное представление о личности, ее свойства и состояние.

Индивид – родовая принадлежность к человеческому роду, потенциальный человек.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, соц. группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуальными психическими особенностями.

Индивидуальность – неповторимое сочетание умственных, эмоциональных, волевых качеств личности и ее своеобразие.

индивидом – рождаются

Личностью – становятся

Индивидуальность - отстаивают

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Существует прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики, что и позволило Э. Берну выделить типичное состояние сознания. Согласно его концепции, человек проживает свою жизнь по "сценарию", написанному при активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на различных стереотипах.

Структура личности характеризуется наличием трех состояний Я: Родитель, Ребенок , Взрослый.

Каждое из этих состояний актуализируется в сознании личности и проявляется в поведении.

«Родитель» - психологическое состояние, когда человек возвращается в прошлое стереотипом поведения и мышления, усвоенным от родителей. Родителя проявляется двояко: как критическое и заботливое.

«Ребенок» - психологическое состояние, когда человек возвращается в прошлое к стереотипам поведения и мышлением, усвоенным в детстве. Это «я – эмоциональное», это творческое начало личности, это поведение либо благополучного непосредственного ребенка, либо неблагополучного капризного. Ребенок проявляет себя в трех состояниях: свободном, приспосабливающемся, бунтарском.

«Взрослый» - психологическое состояние, когда человек не возвращается в прошлое, а действует по принципу «здесь» и «теперь». «Взрослый» - это рациональный компромисс между спонтанным «хочу» исходящим от ребенка и соционально – детерминированным «нельзя», исходящим от родителя.

К свойствам личности относятся:

Способности - индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки — убеждения и отношения людей.

4. Направленность личности. Понятие об интересах, убеждениях, целях личности. Установка, ценностные ориентации, идеалы. Мировоззрение.

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Наиболее исследована учеными такая форма направленности личности, как интерес. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребность. Интересы имеют тенденцию развиваться. Удовлетворение одного интереса обычно ведет к появлению новых.

Интересы бывают

-непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно;

-устойчивые и неустойчивые. Люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха в деятельности, чем личности с неустойчивыми интересами;

-широкие и узкие. Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект.

Убеждение – это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать — это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленном организацией социальной сферы. Именно убеждения делают поведение целеустремленным и последовательным

Направленность личности является фундаментом, на котором формируются ее жизненные цели.

В течение жизни каждому человеку доводится осуществлять разнообразные виды деятельности. Каждая деятельность реализует определенную цель. Но цель отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данный момент жизни. Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Жизненная цель объединяет все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности.

Установка - это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхождение субъекта в определённую ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит от того, что субъективно значимо для индивида.

Идеалом применительно к социальному поведению называют образец, представление о наилучшем воплощении цели. Благодаря идеалам человек способен не только отражать окружающий мир, но и изменять его в соответствии с идеалами. Идеалы конкретного человека тесно связаны с системой его ценностей.

Ценностная ориентация личности представляет собой сложную сеть взаимодействий различных ценностей, где одни доминируют, являются ведущими для данного человека, другие служат для их достижения, третьи могут быть вовсе не активизированы

Мировоззрение — система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение.

5. Общее понятие темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Т.е., речь идет об индивидуальных особенностях человека, которые являются врожденными, а не приобретенными.

Темперамент проявляется уже в раннем детстве, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию. Чаще всего встречается темперамент смешанного типа.

Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый.

Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.

Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.

Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Интересен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.

Индивидуальный стиль деятельности - индивидуальная система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента, сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту.

Индивид. стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.

Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.

6.Характер как совокупность устойчивых черт личности. Структура характера. Типология характеров. Возрастные проявления характера.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определённых отношений человека к людям, к выполняемой работе.

Проявляется в деятельности, общении и придаёт человеческой деятельности специфический оттенок. В характере раскрывается содержание личности. Характер формируется в обществе. В отличие от темперамента, который является устойчивым, врождённым, черты характера приобретаются. На формирование черт характера влияют:

• взрослые, окружающие ребёнка (положение ребёнка в семье – отношение к ребёнку)

• сиблинговая позиция (положение ребёнка в семье – первый, второй, третий…)

• круг общения

• система убеждений

• психологические травмы, полученные до года

Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии. В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности.

В структуре характера выделяют 4 группы черт характера:

Отношение к деятельности

• трудолюбие

• леность

• организованность

Отношение к другим людям

• вежливость

• отзывчивость

• альтруизм

Отношение к себе

эгоизм

эгоцентризм

Отношение к вещам

• бережливость

• аккуратность

• жадность

Типология характера по Кречмеру:

1) Астенический – рост выше среднего, худой, слабо развита мускулатура. Оторваны от реальности, живут в собственном мире.

2) Атлетический – средний рост, крепкое телосложение, хорошо развита мускулатура. Спокойный, мало впечатлительный, мало развит в мимике и жестах, но бывают мелочны.

3) Пикнический – маленького роста, короткая шея, живот, жировая ткань. Общительный, деятельный, склонный к сопереживанию, морально не устойчив.

4) Дипластик – бесформенный, неправильное телосложение.

С возрастом человек постепенно избавляется от детских черт характера, отличающие поведение ребенка от поведения взрослого человека. Это, например, безответственность, капризность, эгоцентричность, плаксивость, детские страхи. Напротив, с возрастом человек приобретает новые положительные черты характера, и в его личности закрепляются специфические взрослые черты, такие, например, как умудренность опытом, терпимость, ответственность, разумность, расчетливость и другие. По мере накопления жизненного опыта у человека меняются взгляды на происходящее и отношение к нему. Это также влияет на характер человека.

Люди, которым 30 или 40 лет, еще живут в основном своим будущим, их активность, мысли и представления наполнены далеко идущими планами. Люди 50-летнего возраста проходят рубеж, на котором их сознание и реальная жизнь встречаются одновременно и с прошлым, и с будущим. Это означает, что их характер изменяется чтобы в наибольшей степени соответствовать интересам настоящего времени.

Люди, достигшие 60—70 лет, уже гораздо меньше думают о будущем, чем о настоящем и прошлом. Кроме того, многие люди в это время начинают испытывать физические недомогания, их работоспособность падает, характер меняется: появляются новые черты, например,размеренность, неторопливость, спокойствие, умиротворенность.

7. Общая характеристика структура способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности обеспечивают быст¬рое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение ЗУН.

Способности представляют собой совокупность психических

качеств, имеющих сложную структуру, и определяется требованиями конкретной

деятельности и является различной для разных видов деятельности. Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению.

Различают общие и специальные способности.

Общие способности – это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Специальные способности – это система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей.

Задатки — это некоторые врож¬денные анатомо-физиологические особенности нервной системы, со¬ставляющие основу форми¬рования и развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Важно как можно раньше выявить задатки детей, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Индивидуальные разли¬чия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельнос¬ти и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаи¬модействия человека с окружающим миром.
  1   2   3   4
написать администратору сайта