Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

050100.62_ЭКиПР_ист1_формыКСР. По курсу этнология для студентов I курса илф направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль экономика и право



Скачать 235.5 Kb.
Название По курсу этнология для студентов I курса илф направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль экономика и право
Анкор 050100.62_ЭКиПР_ист1_формыКСР.doc
Дата 02.05.2017
Размер 235.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла 050100.62_ЭКиПР_ист1_формыКСР.doc
Тип Документы
#6422

Формы КСР

по курсу «ЭТНОЛОГИЯ» для студентов I курса ИЛФ

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Профиль «ЭКОНОМИКА и ПРАВО»

I. Составление тематической Таблицы 1

«Основные научные школы и направления мировой этнологии»

Максимальное количество баллов – 10 баллов (5 баллов – выполнение, 5 баллов – собеседование). Форма контроля – собеседование по основным или выборочным положениям таблицы.

Студентам предлагается составление таблицы, которая концентрирует теоретический и историографический материал, данные по истории развития мировой этнологии (антропологии). Задание способствует формированию навыков анализа теоретического материала.

Направления и школы

Время развития

Место развития (страны)

Представители

Основные идеи

Эволюционизм













Диффузионизм













Школа исторической этнологии













Функционализм













Социологическая школа













Структурализм













Этнопсихологическая школа













Культурный релятивизм













Неоэволюционизм













Таблица составляется по учебникам:

  1. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2002

  2. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. – М., 2002

  3. Этнология: Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова, В.В.Пименова. – М., 1994

В качестве источника информации можно использовать любые справочные, словарно-энциклопедические сайты в сети Интернет. В этом случае в таблице должен быть указан адрес сайта, а также тип источника (энциклопедия, словарь, справочник, учебник, монография), применявшиеся при выполнении работы.

II. Составление Таблицы 2

«Отечественная этнография и этнографы XIX-XX вв.»

Максимальное количество баллов – 10 баллов (5 баллов – выполнение, 5 баллов – собеседование). Форма контроля – собеседование по основным или выборочным положениям таблицы.

Студентам предлагается составление таблицы, которая концентрирует теоретический, историографический и биографический материал, данные по истории развития отечественной этнологии и её исследовательских традиций. Содержание тематической таблицы соотносится с темой семинарского занятия №1. Основная цель работы – соотнесение мировых и российских традиций этнологических исследований. Для этого в ходе изучения материала и заполнения таблицы выявляются общие с западными социально-антропологическими школами черты. Однако главным остаётся выявление специфики основных методов, подходов, тем и результатов российских исследований.

ВНИМАНИЕ! При заполнении таблицы сохраняйте внутреннюю хронологическую последовательность, в которой расположены имена исследователей. Это поможет Вам установить логическую и историческую связь между этапами развития отечественной этнологии.

ФИО исследователя

Время научной деятельности

Основные направления, темы и итоги научной деятельности

  1. Н.П.Румянцев







  1. Н.И.Надеждин







  1. В.К.Арсеньев







  1. Н.Н.Миклухо-Маклай







  1. Г.Н.Потанин







  1. Семья Харузиных







  1. М.М.Ковалевский







  1. Д.Н.Анучин







  1. Л.Я.Штернберг







  1. В.Г.Богораз-Тан







  1. С.М.Широкогоров







  1. С.П.Толстов







  1. Н.Н.Чебоксаров







  1. М.Г.Левин







  1. Д.К.Зеленин







  1. С.А.Токарев







  1. Ю.В.Бромлей







  1. Р.Ф.Итс







  1. Л.Н.Гумилёв







  1. С.А.Арутюнов







Для подготовки таблицы используйте следующую литературу:

Учебники, справочники, энциклопедии, словари

  1. Богучарсков В.Т. История географии: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Ю.П.Хрусталёва. – М., 2006. – 5.3. Первая и Вторая Камчатские экспедиции; 5.7.Академические экспедиции 1768-1774 гг.; 9.4.Организация Русского географического общества; 10.3.Оргнизация первых экспедиций; 10.4.Обзор основных отечественных путешествий, совершённых на территории России и зарубежных стран, и их основные результаты

  2. Большая советская энциклопедия (БСЭ).См. словарные статьи по персоналиям

  3. Историческая энциклопедия. См. словарные статьи по персоналиям

  4. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. – Л., 1991

  5. Основы этнографии/ Под ред. С.А.Токарева. – М., 1968

  6. Ратцель Ф. Народоведение/ Пер. с нем. Д.А.Кропачевского. – СПб., 1900

  7. Садохин А.П.,Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000

  8. Садохин А.П.Этнология: Учебный словарь. – М., 2002

  9. Сводэтнографических понятий и терминов. – М., 1988. [Статьи: Советская этнографическая школа. Этнография. Этнология. Статьи раздела Методы]

  10. Тавадов Т.Г. Этнология. – М., 2004

  11. Этнография: Учебник/ Под ред. Ю.В.Бромлея и Г.Е.Маркова. – М., 1982

  12. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994

Статьи

  1. Басилов В.Н. Традиции отечественной этнографии// Этнографическое обозрение. – 2000. –№2

  2. Барышева Е.А Румянцевский кружок и становление этнографической науки в России// Этнографическое обозрение. – 1994. – №3

  3. Вдовин И.С. В.Г.Богораз-Тан – учёный, писатель, общественный деятель// Этнографическое обозрение. – 1991. – №2

  4. Волкова Л.А. Д.К.Зеленин в удмуртской этнографии // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность. – Глазов, 1999

  5. Юлиан Владимирович БРОМЛЕЙ [Некролог]// Этнографическое обозрение. – 1990. – №5

  6. ГУМИЛЁВ Л.Н. [Некролог]// Этнографическое обозрение. – 1997. – №5

  7. Итина М.А.,Першиц А.И. С.П.Толстов – этнограф, археолог, востоковед// Этнографическое обозрение. – 1997. – №1

  8. Рудольф Фердинандович ИТС [Некролог]// Этнографическое обозрение. – 2001. – №4

  9. Керимова М.М.Семья этнографов Харузиных и их эпистолярное наследие// Этнографическое обозрение. – 2003. – №4

  10. Козлов В.И. Об академике Ю.В.Бромлее – учёном и человеке// Этнографическое обозрение. – 2001. – №4

  11. Козлов С.Я. И дольше века длится жизнь (заметки юбилейные и не очень) [о С.А.Токареве]// Этнографическое обозрение. – 1999. – №5

  12. Мишутушкин Н.Н. Академика Ю.В.Бромлея помнят в Океании// Этнографическое обозрение. – 2001. – №4

  13. Мюльман В. С.М.Широкогоров [Некролог]// Этнографическое обозрение. – 2002. – №1

  14. Надеждин Н.И. Об этнографическом изучении народности русской// Этнографическое обозрение. – 1994. – №1,2

  15. Пименов В.В. Кафедра этнографии истфака МГУ в начале 1950-х годов – Н.Н.Чебоксаров// Этнографическое обозрение. – 1994. – №2

  16. Путилов Б.Н. Владимиру Яковлевичу Проппу – 100 лет// Этнографическое обозрение. – 1995. – №6

  17. Ревуненкова Е.В., Решетов А.М. Сергей Михайлович Широкогоров// Этнографическое обозрение. – 2003. – №3

  18. Соловей Т.Д. Николай Иванович Надеждин. У истоков отечественной этнологической науки// Этнографическое обозрение. – 1994. – №1

  19. Тарасова А.И. Этнографические исследования В.К.Арсеньева на Дальнем Востоке// Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып.VI. – М., 1974. – С.117-146

  20. Тумаркин Д.Д. «Вторая жизнь» Н.Н.Миклухо-Маклая: мифы и предания о русском учёном в Папуа-Новой Гвинее// Этнографическое обозрение. – 1997. – №1

  21. Чеснов Я.В. Н.Н.Чебоксаров в науке и жизни// Этнографическое обозрение. – 1997. – №3

  22. Чеснов Я.В. По страницам работ С.А.Токарева о происхождении ранних форм религии// Этнографическое обозрение. – 1999. – №5

В качестве источника информации можно использовать любые справочные, словарно-энциклопедические сайты в сети Интернет. В этом случае в таблице должен быть указан адрес сайта, а также тип источника (энциклопедия, словарь, справочник, учебник, монография), применявшиеся при выполнении работы.

Ниже приведён список электронных ресурсов, которые можно использовать для поисков материалов по персоналиям для заполнения Таблицы 2.

1. Румянцев Н.П.: http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rum_np.php

2. Надеждин Н.И.: http://hrono.ru/biograf/bio_n/nadezhdin_ni.html

3. Арсеньев В.К.: http://www.fegi.ru/primorye/science/khisam/arsen.htm

http://geography.su/books/item/f00/s00/z0000005/st079.shtml

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/156781/Арсеньев

4. Миклухо-Маклай Н.Н.: http://hrono.ru/biograf/bio_m/mikluho_mak.php

http://www.rgo.ru/2011/03/mikluxo-maklaj-nikolaj-nikolaevich/

5. Потанин Г. Н.: http://hrono.ru/biograf/bio_p/potanin_gn.php

http://potanin-tomsk.blogspot.com/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/168426/Потанин

6. Харузин А. Н.: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134810:article

http://www.rulex.ru/01220051.htm

Харузин Н. Н.: http://www.rulex.ru/01220053.htm

http://enc-dic.com/history/Haruzin-Nikolaj-Nikolaevich-45233.html

Харузин М. Н.: http://www.rulex.ru/01220052.htm

http://enc-dic.com/history/Haruzin-Mihail-Nikolaevich-45232.html

Харузина В. Н.: http://www.rulex.ru/01220050.htm

http://www.doiserbia.nb.rs/img/doi/0350-0861/2008/0350-08610801019K.pdf

7. Ковалевский М.М.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/163550/Ковалевский

8. Анучин Д.Н.: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128476:article

http://web1.kunstkamera.ru/siberia/AboutFull/AnuchinDN.pdf

9. Штернберг Л.Я.: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Fotos/Shternberg.jpg

http://dic.academic.ru/pictures/enc_biography/m_25910.jpg

10. Богораз-Тан В.Г.: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Bogoraz.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/157881/Богораз

http://www.kamchatsky-krai.ru/lichnosti/biografii/bogoraz.htm

http://spbstarosti.rumuzejnyj-smotritelgosudarstvennyj-muzej-istorii-religii.html

11. Широкогоров С.М.: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Shirokogorov.html

http://web1.kunstkamera.ru/siberia/ShirokogorovEthnos.html (текст книги: Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай, 1923.)

12. Толстов С.П.: http://opentextnn.ru/data/390.jacenko02.jpg

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000134/st001.shtml

13. Чебоксаров НН: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/149617/Чебоксаров

http://www.emaproject.com/north_article.html?id=3910

14. Левин МГ: http://rusanthropology.ru/index.php?go=Gall&in=cat_gall&cid=20&page=10

http://www.iea.ras.ru/cntnt/levoe_meny/ob_institu/sotrudniki1/mg_levin.html

15. Зеленин Д. К: http://библиотека.сарапул.рф/electronic_library_sarapul_quot/detail.php?ID=174

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/88521/Зеленин

16. Токарев С.А.: http://tulamen.ru/publ/2-1-0-13 (фото и текст неплохой); http://ethno-photo.livejournal.com/

17. Бромлей Ю.В.: http://litopys.net/img/thisday/Jun/04-06/Bromlej_Iulian_akademik.jpg

18. Итс Р.Ф.: http://www.kunstkamera.ru/history/museum_directors/its

19. Гумилёв Л.Н.: http://hrono.ru/biograf/bio_g/gumilev_ln.php

http://www.rgo.ru/2011/01/subetnos-l-n-gumilyova/

http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=62

20. Арутюнов С.А.: http://www.etnosy.ru/taxonomy/term/415

III. Составление Таблицы 3

«Формирование этнической карты России. IX-XX вв.»

Максимальное количество баллов – 5 баллов. Таблица используется студентом в процессе подготовки к семинару, а также при ответе на семинаре. Использование таблицы обязательно сопровождается работой с картами.

Студентам предлагается составление таблицы, которая концентрирует исторический, этнический материал в хронологической последовательности. Содержание тематической таблицы соотносится с темой семинарского занятия №9. Основная цель работы – соотнесение тех исторических событий, в результате которых этническая картина России пополняется группой новых территорий и этносов. Студент должен хронологически точно соотнести исторический момент (время, отрезок времени) – конкретное событие, послужившее причиной изменения этнического состава (прибывания или убывания) – территорию – этносы, населяющие эту территории. При этом процесс изменения территориального и этнического состава (присоединение или распад) необходимо прослеживать на карте, указывая территорию и её этнический состав. Для каждого этноса или группы этносов необходимо установить языковую принадлежность, т.е. продемонстрировать знание этнолингвистической классификации.

Исторический период

Историческое событие или процесс, в ходе которого в состав России вошли новые территории и этносы

Вошедшие территории

Вошедшие этносы (с указанием языковой принадлежности)

Древнерусское государство (IX-XIII вв.)










Московское государство (XIV-XVII вв.)










Российская империя (XVIII-XIX вв.)










СССР (1917-1991 гг.)










Современная Россия (1991-наст.вр.)










Для подготовки таблицы используйте следующую литературу:

Учебники, справочники, энциклопедии, словари

  1. Ковалёв Е.М. Гуманитарная география России. – М., 1995

  2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000

  3. Мастюгина Т.М., Перепёлкин Л.С. Этнология. Народы России: История и современное положение. Учебное пособие. – М., 1997

  4. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994

  5. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994

  6. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003

  7. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005



IV. Составление Таблицы 4

«Хозяйственно-культурные типы и природные зоны в развитии этноса»

Максимальное количество баллов – 5 баллов. Таблица используется студентом в процессе подготовки к семинару, а также при ответе на семинаре. Использование таблицы обязательно сопровождается работой с картой «Природные зоны России».

Студентам предлагается составление таблицы, которая концентрирует этногеографичсекий и исторический материал. Содержание тематической таблицы соотносится с темой семинарского занятия №4. Основная цель работы – установить связь между типом природной зоны, в которой расселён этнос/группа этносов, и традиционным хозяйственно-культурным типом. Студент должен свести воедино данные природно-географического, хозяйственного и собственно этнического характера. Для каждого этноса, внесённого в таблицу в качестве примера ХКТ, или группы этносов необходимо установить языковую принадлежность, т.е. продемонстрировать знание этнолингвистической классификации. Распределение ХКТ и природных зон необходимо показывать по карте. Материалы таблицы ограничены рамками России, частично включают территорию бывшего СССР.

ВНИМАНИЕ! При заполнении таблицы сохраняйте внутреннюю хронологическую последовательность, в которой расположены ХКТ. Количество ХКТ может превышать количество указанных в таблице.

Группы ХКТ

Хозяйственно-культурный тип

Природная зона

Этносы (с указанием языковой принадлежности)

Присваивающие хозяйственно-культурные типы

1.







2.







3.







Ранние производящие хозяйственно-культурные типы

1.







Развитые производящие хозяйственно-культурные типы

1.







2.







3.







4.







5.







Для подготовки таблицы используйте следующую литературу:

Учебники, справочники, энциклопедии, словари

  1. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994

  2. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994

  3. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003

  4. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005


V. Антропологический

практикум

Максимальное количество баллов – 10 баллов. Задания формулируются следующим образом:

Задание 1. По предложенному фотоснимку определить расовую принадлежность человека, предварительно описав весь комплекс внешних морфологических признаков (5 баллов)

Задание 2. Дать антропологическую (расовую) характеристику партнёра (5 баллов)

Для подготовки к практикуму необходимо изучить антропологические признаки и расовый состав народов мира по следующим изданиям:

Учебники, справочники, словари

  1. Антропология: Учебное пособие для студентов/ В.М.Харитонов и др. – М., 2004

  2. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология/ Изд.2-е, исправленное. – М., 1963

  3. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. – Л., 1991

  4. Садохин А.П. Этнология. – М., 2000

  5. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. – М., 2002

  6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000

  7. Этнография: Учебник/ Под ред. Ю.В.Бромлея и Г.Е.Маркова. – М., 1982

  8. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994

  9. Этнология. Учебник/ Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005

  10. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003

VI. Анализ и обсуждение

научно-теоретической статьи

Максимальное количество баллов – 5 баллов. Форма контроля – собеседование. Для изучения и обсуждения предлагается статья: Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища// Типология основных элементов традиционной культуры/ Отв. ред. М.В.Крюков, А.И.Кузнецов. – М., 1984 .

В ходе собеседования студент должен:

  • охарактеризовать основные принципы хозяйственно-культурной и историко-этнографической классификации в этнологии (на примере такой формы материально культуры, как жилище),

  • выявить общие и специфические стороны этих классификаций, продемонстрировать знание вопроса истории разработки классификаций,

  • знать исторические типы хозяйства, уметь объяснять связь типа хозяйства – образа жизни – форм материальной культуры (жилище, хозяйственные постройки).

VII. Реферирование научных статей –

написание Реферата

Максимальное количество баллов – 10 баллов (5 баллов – оформление реферата, 5 баллов – содержание).

В рамках данного курса студенту предлагается реферирование одной авторской научной статьи, соответствующей предложенной тематике (выполнение реферата-конспекта). Для анализа выбирается одна статья, опубликованная в журнале «Этнографическое обозрение» (список см. ниже). Вы также можете выбрать статью по предложенной ниже тематике в журналах «Социологические исследования» (Социс), «Вопросы истории» последние 10 лет. В случае научных дискуссий на страницах журнала или общей тематике возможно написание реферата по 2-3 статьям того же направления. Для реферирования может быть выбран один раздел из монографии – если таковая указана в списке литературы. Материалы учебника привлекаются как вспомогательные. Этот вид самостоятельной работы даёт возможность углубить теоретические знания и расширить информационный материал. Внимание акцентируется на сложных теоретических проблемах этнологии и актуальных этнических и этнокультурных процессах в Российской Федерации. Защита выборочных положений реферата может производиться в специальное время или во время экзамена по курсу «Этнология».

Первый этап работы студента над рефератом включает в себя составление конспекта (конспектов) той научно-исследовательской статьи, которая выбрана для реферирования. Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого текста. Запись-конспект позволяет с необходимой полнотой восстановить исходную информацию, и в конечном итоге достигнуть поставленной цели. В зависимости от того, насколько развёрнуто представлена в конспекте главная информация, различают виды конспектов: конспект-план в форме вопросительных или назывных предложений, конспект-схема, имеющий обычно разработанную графическую форму, текстуальный конспект, являющийся подробной цитатно-тезисной фиксацией основного содержания статьи. При выполнении реферата предложенного вида более подходящей формой конспектирования следует считать текстуальный конспект. Обычная последовательность подготовки Вашего конспекта включает следующие этапы:

- вся информация, относящаяся к одной категории, связывается в один блок. Так складываются будущие разделы реферата – введение, основная часть (с её подразделами) и заключение;

- в опоре на ключевые слова и фразы определяются основные темы смысловых частей;

- выделяется информация главная и дополнительная по отношению к теме;

- главная информация формируется в виде тезисов, в дополнение к которой приводятся выбранные факты.

Второй этап работы – непосредственное выполнение реферата по выбранной теме и статье. При реферировании следует обратить внимание на ряд обстоятельств:

- содержание реферата состоит из нескольких разделов, условно обозначаемых как введение, основная часть и заключение;

- во введении необходимо ответить на вопросы: какие задачи ставит автор в статье; какими научными методами пытается их решить; какую методологическую литературу, теоретические исследования, источниковые и иные материалы использует при написании статьи;

- в основной части, подразделяемой на параграфы (в соответствии с задачами статьи), нужно изложить кратко основное содержание работы и пути решения сформулированных автором задач;

- в заключении необходимо ответить на условно сформулированные вопросы: к каким выводам пришёл автор в статье; сумел ли он решить поставленные задачи; какое научное значение имеет статья в изучении указанной проблематики.

При оформлении титульного листа не забывайте указать выбранную Вами тему, а затем выходные данные статьи.

Правила оформление реферата

  1. Реферат не должен превышать объем 5-6 машинописных страниц.

  2. Формат листа А4.

  3. Параметры страницы: поля – верхнее и нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см; шрифт Times New Roman 14; красная строка 1 см; выравнивание по ширине листа; междустрочной интервал – 1,5; переносы внутри текста разрешены.

Третий этап работы, имеющий вариативный характе – защита некоторых наиболее интересных, спорных положений, выбранных преподавателем при проверке реферата. При выборе основных положений защиты может учитываться также желание студента.

Образец оформления титульного листа реферата

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко»

Кафедра истории и МПИ

ТЕМА: Межнациональные отношения и этнические конфликты

в современном мире и России

РЕФЕРАТ

по статье: Шнирельман В.А. Предки и идентичность: националистические мифологии в современной России//

Этнографическое обозрение. – 2003.– №4

Студента 412 группы

историко-лингвистического факультета

И.И.Петрова

Глазов 2012

ВНИМАТЕЛЬНО следите за правильностью оформления как титульного листа, так и текста реферата!!!

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, темой Вашего реферата является не тема анализируемой статьи, а тот проблемный блок, из которого Вы выбрали одну из статей. Эта информация отражена на титульном листе Вашего реферата. При проверке реферата специально оценивается оформление – свидетельство Вашей исследовательской дисциплинированности.

ВНИМАНИЕ!

Не принимаются к проверке рефераты, превышающие заданный объём, неверно оформленные и небрежно выполненные рефераты.

Не принимаются рефераты, написанные несколькими (двумя и более) студентами по одной и той же статье.

Тематика рефератов

Тема 1. Этнос, этничность, этническое самосознание, этническая идентичность: содержание и соотношение понятий

Тема 2. Этническая территория, этнические границы: спорные вопросы в национальной политике Российской Федерации

Тема 3. Типология этнической культуры: вопросы развития хозяйственного уклада, материальной, бытовой, духовной, соционормативной культуры этносов.

Тема 4. Этнические и этнокультурные процессы в Российской Федерации: современные проявления и прогнозы

Тема 5. Межнациональные отношения и этнические конфликты в современном мире и России

Предлагаемые статьи

Тема 1. Этнос, этничность, этническое самосознание, этническая идентичность: содержание и соотношение понятий

  1. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?// Этнографическое обозрение. – 1996. – №3

  2. Заринов И.Ю. Время искать общий язык (проблема интеграции различных этнических теорий и концепций)// Этнографическое обозрение. – 2000. – №2

  3. Карлов В.В. Этнонациональная рефлексия и предмет этнологии (к проблеме самосознании науки)// Этнографическое обозрение. – 2004. – №4

  4. Колпаков Е.М. Этнос и этничность// Этнографическое обозрение. – 1995. –№5

  5. Пименов В.В. Этнографический факт// Этнографическое обозрение. – 1990. – №3

  6. Полянский В.С. Историческая память в этническом самосознании народов// СОЦИС. – 1999. -№3

  7. Семёнов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и основные составляющие её научные дисциплины)// Этнографическое обозрение. – 1998. – №2

  8. Соколовский С.В. Этнографические исследования: идеал и действительность// Этнографическое обозрение. – 1993. – №2; №3

  9. Чешко С.В. Человек и этничность// Этнографическое обозрение. – 1994. – №6

  10. Тишков В.А. Российская этнология: статус дисциплины, состояние теории, направления и результаты исследований// Этнографическое обозрение. – 2003. – №5

  11. Трепавлов В.В. Образ русских в представлениях народов России XVII-XVIII вв.// Этнографическое обозрение. – 2005. – №1

Тема 2. Этническая территория, этнические границы: спорные вопросы в национальной политике Российской Федерации

  1. Арутюнов С.А. Диаспора – это процесс// Этнографическое обозрение. – 2004. – №2

  2. Рыблова М.А. Понятие «граница» у донских казаков// Этнографическое обозрение. – 2002. – №4

  3. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора// Этнографическое обозрение. – 2004. – №2

  4. Соколовский С.В. Понятие «коренной народ» в российской науке, политике, законодательстве// Этнографическое обозрение. – 1998. – №3

  5. Соколовский С.В. Корни и крона (мистика и метафизика в конструировании статуса «коренных народов»)// Этнографическое обозрение. – 2004. – №3

  6. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры// Этнографическое обозрение. – 2004. – №2

Тема 3. Типология этнической культуры: вопросы развития хозяйственного уклада, материальной, бытовой, духовной, соционормативной культуры этносов.

  1. Абрамян Л.А., Шагоян Г.А. Динамика праздника: структура, гиперструктура, антиструктура// Этнографическое обозрение. – 2002. – №2

  2. Бгажноков Б.Х. Культ пищи и пищевой аниматизм// Этнографическое обозрение. – 2001. – №2

  3. Бутинов Н.А. К вопросу о концепции родства// Этнографическое обозрение. – 1990. – №3

  4. Бушков В.И. Мужские объединения в Ферганской долине в XX столетии: принципы организации и трансформационные процессы// Этнографическое обозрение. – 2002. – №2

  5. Васильев М.И. Русские лыжи: история развития// Этнографическое обозрение. – 2001. – №2

  6. Долгов В.В. Детство в контексте древнерусской культуры XI-XIII вв.: отношение к ребёнку, способы воспитания, стадии взросления// Этнографическое обозрение. – 2006. – №5

  7. Криничная Н.А. На росстани: мифологема судьбы в фольклорном освещении// Этнографическое обозрение. – 1997. – №3

  8. Криничная Н.А. Посвящение в колдуны: историко-этнографическая основа русских мифологических рассказов о передаче-усвоении эзотерических знаний// Этнографическое обозрение. – 2002. – №2

  9. Листова Т.А. Кумовья и кумовство в русской деревне// Этнографическое обозрение. – 1991. – №2

  10. Мыльников А.С. Этнография крестьянского двора// Этнографическое обозрение. – 1994. – №6

  11. Полищук П.С. Обряд как социальное явление (на примере «красных похорон»)// Этнографическое обозрение. – 1991. – №6

  12. Пушкарёва Н.Л. Русская женщина в семье и обществе X-XX вв.: этапы истории// Этнографическое обозрение. – 1994. – №5

  13. Соколова З.П. Адаптивные свойства культуры народов Севера// Этнографическое обозрение. – 1991. – №4

  14. Тендрякова М.В. Первобытные инициации и современная культура// Этнографическое обозрение. – 1991. – №1

Тема 4. Этнические и этнокультурные процессы в Российской Федерации: современные проявления и прогнозы

  1. Арутюнов С.А. Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесии//Этнографическое обозрение. – 1990. – №5

  2. Карлов В.В. Народности Севера Сибири: особенности воспроизводства и альтернатива развития// Этнографическое обозрение. – 1991. – №5

  3. Клоков В.Ф., Корюхина А.В. Основные проблемы социально-демографического развития и занятости народов Севера// Этнографическое обозрение. – 1994. – №5

  4. Козлов С.Я. Российские евреи: конфессиональная ситуация в конце XX века// Этнографическое обозрение. – 2000. – №5

  5. Соколова З.П. Народы Севера СССР: прошлое, настоящее, будущее// Этнографическое обозрение. – 1990. – №6

  6. Соколовский С.В. Ещё раз о судьбах финно-угорских народов: Комментарий к документам ПАСЕ о культурах «уральских меньшинств»// Этнографическое обозрение. – 2006. – №1

Тема 5. Межнациональные отношения и этнические конфликты в современном мире и России

  1. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология// СОЦИС. – 1996. - №12

  2. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. – М., 1998. – Глава

  3. Бирюков А.В. Российско-чеченские отношения в XVIII-сер. XIX вв.// Вопросы истории. – 1998. – №2

  4. Дятченко Л.Я., Ильяева И.А., Цибренко Р.Я. Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления// СОЦИС. – 1993. – № 11

  5. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М., 1999

  6. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания// СОЦИС. – 1993. – №8

  7. Крицкий Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности// СОЦИС. – 1996. – №9

  8. Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР (некоторые подходы к изучению и практическому решению)// Этнографическое обозрение. – 1990. – №1

  9. Самарин А.М. Социальные конфликты в меняющемся обществе// СОЦИС. – 1997. – №2

  10. Скакунов Э.И. Социокультурный анализ осетино-ингушского конфликта// СОЦИС. – 1997. – №7

VIII.Контрольная

работа

Максимальное количество баллов – 5 баллов (по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание). Форма выполнения работы – письменная.

Контрольные задания нацелены на проверку: знания этнического состава и представления карты народов Российской Федерации, терминологических ориентиров, знаний, навыков, а также сравнительно-аналитических навыков по курсу «Этнология», форм классификаций многообразия этнического состава России.

Для контрольной работы разработано 8 вариантов, каждый из которых содержит 5 заданий. Задание 1 - установление соответствий поиска соответствий между языковой и территориально-региональной классификацией народов России; задание 2 – установление соответствий между этноязыковой и хозяйственно-культурной классификацией народов России; задание 3 – знание основных понятий религиозной классификации народов; задания 4, 5 – ориентировка в теоретическом и понятийном аппарате этнологии.

Задания формулируются следующим образом:

1. Из предложенных выберите и выпишете те народы, которые являются коренными в Европейской части России: ингуши, русские, татары сибирские, удмурты, белорусы, башкиры, чуванцы, водь, шорцы, татары волго-уральские, ливы, карелы, ижорцы, эстонцы, чуваши, марийцы, мордва, украинцы, ительмены, калмыки, кумыки, ногайцы, буряты, греки, казахи, осетины, алтайцы, ассирийцы, долганы, бесермяне, финны, коми, лакцы, коми-пермяки, вепсы, саамы, ненцы, агулы, чукчи, алеуты, латыши, дунгане.

2. Назовите народы России, относящиеся к ХКТОленеводство и охота тундры

3. Выберите, к какой из указанных в скобках форм и элементов языческой религии относится почитание неодушевленных предметов. (Анимизм, фетишизм, промысловый культ, магия, тотемизм).

4. Из перечисленных в скобках выберите один основной признак, разделяющий понятия: аккультурация и ассимиляция. (Этнос, язык, культура, этническое самосознание, этногенез, этническая территория).

5. Дайте определение термина этнические процессы.

Для подготовки используйте следующие учебники и справочники:

  1. Брук С.И. население мира: Этнодемографический справочяник. – М., 1981, 1986

  2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. – Л., 1991

  3. Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В. Этногеография и география религий. – М., 2005

  4. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994

  5. Основы этнографии/ Под ред. С.А.Токарева. – М., 1968

  6. Этнография: Учебник/ Под ред. Ю.В.Бромлея, Г.Е.Маркова. – М., 1982

  7. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова, В.В.Пименова. – М., 1994

  8. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005

  9. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003

IX. Коллоквиум

«Этническая карта народов России»

Максимальное количество баллов – 10 баллов (по 5 баллов за каждое правильно выполненное задание). Форма контроля – устный ответ – предполагает предварительную подготовку (не более 15 минут).

Задания нацелены на проверку прикладных знаний и навыков по этнографии, этногеографии, истории. Студент демонстрирует знания не только содержания лингвистической, хозяйственно-культурной, историко-культурной классификации народов, но также указывает пространственное размещение групп народов на физической, политической, административной, карте России.

Задания формулируются следующим образом:

1. Перечислить и указать на карте территорию расселения этносословных групп русских РФ. К какой семье языков они относятся? К каким группам ХКТ они принадлежат?

2. Обозначить место в системе языковых семей мира: селькупов, ижорцев, адыгейцев, нанайцев.

Для подготовки используйте следующие учебники и справочники:

  1. Атлас народов мира. – М., 1964

  2. Атлас мира. – М., 1988

  3. Брук С.И. население мира: Этнодемографический справочяник. – М., 1981, 1986

  4. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. – Л., 1991

  5. Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В. Этногеография и география религий. – М., 2005

  6. Мастюгина Т.М., Перепёлкин Л.С. Этнология. Народы России: История и современное положение. Учебное пособие. – М., 1997

  7. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994

  8. Основы этнографии/ Под ред. С.А.Токарева. – М., 1968

  9. Этнография: Учебник/ Под ред. Ю.В.Бромлея, Г.Е.Маркова. – М., 1982

  10. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова, В.В.Пименова. – М., 1994

  11. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003
написать администратору сайта