Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Чиркина. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений Под общ ред проф. Г. В. Чиркиной. 3е изд., доп. М. Аркти, 2003. 240 Оглавление



Скачать 1.38 Mb.
Название Пособие по диагностике речевых нарушений Под общ ред проф. Г. В. Чиркиной. 3е изд., доп. М. Аркти, 2003. 240 Оглавление
Анкор Чиркина. Методы обследования речи детей.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.38 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Чиркина. Методы обследования речи детей.doc
Тип Пособие
#35
страница 8 из 19
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19

ГЛАВА V. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ


 

В программу обследования учащихся 3-4-х классов, наряду с изучением устной речи, письма и чтения, следует включать исследование операциональных компонентов и психических функций, необходимых для развития письменно-речевой деятельности. Это позволяет своевременно выявить и предупредить специфические трудности овладения связной письменной речью, которые в полной мере проявляются в старших классах даже у тех учащихся, у которых, казалось бы, преодолены проблемы в устно-речевом развитии (Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, О. Е. Грибова и др.).

Успешность овладения навыками изложения собственных мыслей в письменной форме зависит от уровня готовности к самостоятельной письменной речи и предполагает полноценное состояние устно-речевых, операциональных и функциональных предпосылок письменно-речевой деятельности (Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская).

Методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками письменной речи разработана и апробирована нами под руководством д. пед. н., профессора Г. В. Чиркиной (1999) в рамках исследования проблемы обучения письменной речи. Она направлена на выявление:

1.      резервных возможностей учащихся при овладении навыками изложения собственных мыслей в письменной форме;

2.      симптомов нарушения операций и функций, наиболее «ответственных» за развитие письменной речи.

Структура методики включает три блока:

1.              выявление состояния устно-речевых предпосылок письменной речи;

2.              определение актуального уровня операциональных компонентов письменно-речевой деятельности;

3.              диагностику функциональных предпосылок письменной речи.

Методика предполагает балльно-уровневую систему оценки выполнения заданий, что делает ее использование удобным в процессе логопедического обследования и составления перспективного плана коррекционной работы, а также при оценке динамики формирования навыков самостоятельной письменной речи.

Выявление состояния устно-речевых предпосылок письменной речи

К числу основных фактов, препятствующих полноценному овладению связной письменной речью, относятся: нарушения звукопроизношения, отражающиеся на письме; нарушения фонематического слуха; нарушения лексико-грамматического строя речи. (См.соответствующие главы данного пособия.)

Оценка состояния устно-речевых предпосылок письменной речи осуществляется по двухбалльной системе.

Состояние звукопроизношения:

·         отсутствие нарушений звукопроизношения — 2 балла;

·         нарушение звукопроизношения, не отражающееся на письме — 1 балл;

·         нарушение произношения, отражающееся на письме — 0 баллов.

Состояние фонематического слуха:

·         отсутствие нарушений фонематического слуха — 2 балла;

·         нарушение различения аффрикат и их составляющих — 1 балл;

·         нарушение фонематического слуха — 0 баллов.

Состояние лексико-грамматического строя речи:

·         отсутствие нарушений лексико-грамматического строя речи — 2 балла;

·         нерезко выраженное лексико-грамматическое недоразвитие — 1 балл;

·         нарушение лексико-грамматического строя речи — 0 баллов.

Итоговый показатель устно-речевой готовности определяется исходя из среднего арифметического (баллы-оценки каждого задания суммируются, и полученная сумма делится на 3 — количество заданий) и соответствует:

·         2балла — оптимальному уровню устно-речевой готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи;

·         1 балл — допустимому уровню;

·         0 баллов — критическому.

Определение актуального уровня операциональных компонентов письменно-речевой деятельности

Операциональные предпосылки письменной речи — это компоненты и действия, входящие в состав письменной речи как деятельности. К ним относятся:

1.      фонематический анализ;

2.      действия с лексемами (словами);

3.      графомоторные программы;

4.      мотивация письменной речи;

5.      решение орфографических задач;

6.      проверочное чтение как одна из форм последующего контроля результатов письменноречевой деятельности.

Оценка состояния операциональных предпосылок письменной речи осуществляется также по двухбалльной системе.

Процедура обследования и оценки состояния операциональных предпосылок


 

1.      Исследование фонематического анализа.

Большое значение в успешном формировании письменно-речевой деятельности играет фонематический анализ. Предрасполагающим к возникновению нарушений письменной речи является неумение определить ударный гласный и место согласного звука в слове, затруднения в назывании звуков слова по порядку (спеллинг). Для выявления нарушений данного операционального компонента письменной речи учащимся предлагается выполнить устно задания.

1.      Выделить ударный гласный звук в:

·         начале слова;

·         конце слова;

·         середине слова.

2.      Определить согласный звук в:

·         начале слова;

·         конце слова.

3.              Выделить безударный гласный, не требующий проверки правилом, в начале слова.

4.              Назвать звуки слова по порядку.

Критерием оценки заданий является их выполнение или невыполнение.

Оценка выполнения:

·         выделяет ударный гласный, определяет место согласного в слове, называет звуки слова по порядку — 2 балла;

·         не выделяет йотированные гласные, определяет место согласного в слове с помощью, допускает ошибки в назывании звуков слова по порядку — 1 балл;

·         не выделяет ударный гласный, не определяет место согласного в слове, не может назвать звуки слова по порядку — 0 баллов.

2.      Изучение действий на уровне лексемы.

Наиболее необходимыми действиями на уровне слова в рамках письменной речи являются операции отбраковки и замены лексемы. При этом используются задания на подбор синонимов.

В качестве материала для исследования учащимся предлагают карточки со следующими заданиями:

·                  На скамейке развалился пушистый кот. (Сидел, лежал, посидел.)

·                  Мальчик удит рыбу. (Увидит, ходит, ловит.)

·         Пестрый ковер укрыл поля и луга. (Уткнул, застелил, замыл.)

Инструкция: «Прочитай предложения. Выбери слово, которым можно заменить выделенное слово так, чтобы смысл предложения не изменился. Запиши новое предложение».

Критерием оценки заданий было их выполнение или невыполнение.

Оценка выполнения:

·         все три задания выполнены правильно — 2 балла;

·         два задания выполнены правильно — 1 балл;

·         одно правильно выполненное задание (или ни одного) —О баллов.

Одним из типичных показателей неготовности к овладению навыками письменной речи является неумение подобрать синоним к заданному слову.

3.      Обследование уровня реализации графомоторных программ.

Для оценки состояния графомоторных программ используется методика «Графический диктант» (А. В. Ануфриев, С. Н. Костромина). Материал для обследования состоит из 4 диктантов, первый из которых, тренировочный, носит обучающий характер.

Примерный вариант диктанта. Дети выполняют задание на листах в клетку с заранее отмеченной точкой — началом диктанта.

Инструкция: «Рисуем узор. Нужно рисовать строго от точки, обозначенной красным карандашом. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка — вниз; не отрывая карандаша от бумаги, две клетки — направо; одна клеточка — вверх». И т.д. Анализ результатов:

·         безошибочное воспроизведение программы — 4 балла;

·         1-2 ошибки — 3 балла;

·         более 2 ошибок — 2 балла;

·         если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных элементов или их пространственных расположений, то1 балл;

·         за отсутствие правильных воспроизведений выставляется 0 баллов.

Указанным образом оценивается 3 диктанта (первый — тренировочный — не оценивается).

Показателем риска возникновения нарушений самостоятельной письменной речи, обнаруживаемым при выполнении «Графического диктанта», является наличие большого количества ошибочно воспроизведенных элементов или их пространственных расположений (рис. 2, 3), что соответствует очень низкому уровню реализации графомоторной программы.

Оценка выполнения:

·         высокий уровень реализации графомоторных программ — 2 балла;

·         средний и низкий уровень — 1 балл;

·         очень низкий уровень — 0 баллов.

4.      Изучение мотивационно-побудительного уровня письменной речи проводится посредством обучающего и изучающего анкетирования.

Этап тренировочного анкетирования необходим для обучения детей пользоваться анкетным бланком.

Примерные вопросы обучающей анкеты:

·         В каком городе ты живешь? (В городе Москве. В городе Санкт-Петербурге. В городе Курске.)

·         В каком месяце обычно выпадает снег? (В августе. В марте. В декабре.)

·         В каком классе ты учишься? (В 3-м классе. В 4-м классе. В 5-м классе.)

·         В котором часу начинаются уроки в школе? (В 8.30. В 8.00.В 9.00.)

Детям раздают индивидуальные бланки тренировочной анкеты, которую они заполняют с помощью логопеда.

Инструкция: «Подчеркни (обведи) правильный ответ».

После проведения тренировочного анкетирования детям предлагается ответить на вопросы анкеты для выявления мотивационно-побудительного уровня письменной речи. Помощь со стороны логопеда при заполнении этого типа анкеты исключается. Инструкция та же.

Вопросы анкеты:

1.      Любишь ли ты писать сочинения, изложения? (Люблю. Не знаю. Не люблю.)

2.      Какие виды письменных работ тебе больше нравится выполнять? (Сочинения. Изложения. Не знаю.)

3.      Ты выполняешь письменные задания с удовольствием? (Всегда выполняю с удовольствием. Бывает по-разному. Чаще выполняю без удовольствия.)

4.      Если учитель скажет: «Домашнее задание можно выполнить письменно, а можно — устно», — как ты поступишь?(Выполню письменно. Не знаю. Выполню устно.)

5.      Ты хочешь, чтобы письменных домашних заданий не было вообще? (Не хочу. Не знаю. Хочу.)

6.      Ты часто пишешь письма, записки, заметки в стенгазету? (Часто. Редко. Не пишу.)

7.      У тебя есть друзья, которым ты пишешь письма? (Есть несколько друзей. Есть один друг. Нет друзей по переписке.)

8.      Тебе нравится, когда отменяют уроки, на которых нужно много писать? (Не нравится. Бывает по-разному. Нравится.)

9.      Ты хочешь, чтобы твои сочинения зачитывали родителям или одноклассникам? (Да. Не очень. Нет.)

10.  Тебе нравятся твои принадлежности для письма (ручка, тетради)? (Да. Не очень. Нет.)

Обработка результатов:

Каждый первый ответ оценивается в 3 балла, промежуточный — в 1 балл, последний — в 0 баллов.

Максимальная оценка — 30 баллов. Чем выше сумма баллов, тем выше мотивация письменной речи:

·         25-30 — очень высокий уровень активности письменной речи;

·         20-24 — высокий уровень мотивированности письменной речи как деятельности;

·         15-19 — средний уровень мотивации;

·         10-14 — низкий уровень мотивации письменной речи как необходимой деятельности;

·         менее 10 — очень низкий уровень.

Наиболее типичный показатель неготовности по состоянию данного компонента соответствует очень низкому уровню мотивации письменной речи (меньше 9 баллов или равен 9 баллам).

Итоговая оценка мотивации и письменно-речевой деятельности:

·         высокий уровень мотивации — 2 балла;

·         средний и низкий уровень — 1 балл;

·         очень низкий уровень — 0 баллов.

5.      Обследование умения решать орфографические задачи.

Наиболее необходимыми в процессе письменной речи являются следующие этапы решения орфографических задач: выявление орфограммы, припоминание правила, его правильное применение. С целью обследования орфографических умений рекомендуются письменные тексты, включающие все изученные на данный период обучения правила правописания.

Задание: прочитай текст; подчеркни все орфограммы; вспомни правило на каждую орфограмму, объясни написание.

Предрасполагающим к нарушениям письменной речи является показатель менее 50% (0 баллов).

6.      Выявление продуктивности проверочного чтения.

В соответствии с результатами написания текста осуществляется последующий контроль за письменно-речевой деятельностью, позволяющий выявить ошибки, не замечаемые в процессе письма. Оценить уровень эффективности данного операционального компонента письменной речи можно по показателю продуктивности проверочного чтения. С этой целью после написания диктанта, изложения или сочинения учащимся необходимо дать следующее задание: «Проверьте свою работу; если найдете в ней ошибки, исправьте их карандашом».

Типичным показателем неготовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи является показатель менее 50% (0 баллов).

Итоговый показатель готовности операциональных компонентов рассчитывается также исходя из среднего арифметического: баллы-оценки каждого задания суммируются, и полученная сумма делится на количество заданий, которых в данном блоке 6, и соответствует:

·         2 балла — оптимальному уровню готовности операциональных предпосылок овладения навыками самостоятельной письменной речи;

·         1 балл — допустимому уровню;

·         0 баллов — критическому.

Диагностика функциональных предпосылок письменной речи


 

Функциональные предпосылки обеспечивают базу письменной речи. К ним относятся: внимание, кратковременная и словесно-логическая память, слухо-моторные координации. Оценка состояния функциональных предпосылок также осуществляется по двухбалльной системе.

Исследование памяти проводится по общепринятым методикам: «Оперативная память» и «Запомни пару» (А. В. Ануфриев, С. Н. Костромина).

1.      Методика «Оперативная память» позволяет выявить уровень развития кратковременной памяти.

Ход выполнения задания

Испытуемому вручается бланк.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов, по 5 чисел в каждом. (Количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов, по 4 числа в каждом, до максимального — с учетом возрастных особенностей.) Ваша задача — запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе — с третьим, третье — с четвертым, четвертое — с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между чтением рядов чисел — 25-15 секунд, в зависимости от возраста.

Интерпретация результатов

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40).

Число правильно найденных сумм (ЧПНС) более 25 — 2 балла; 15<�ЧПНС<25— 1 балл; ЧПНС< 15 —0 баллов.

2.      Методика «Запомни пару» позволяет выявить уровень развития словесно-логической памяти. Учащимся зачитывается 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парами — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются слова левой половины ряда (с интервалом в 10 секунд). Учащиеся записывают запомнившиеся слова правой половины:

·         куклаиграть;

·         курицаяйцо;

·         ножницырезать;

·         лошадьсани;

·         книгаучитель;

·         бабочкамуха;

·         щетказубы;

·         машинадорога;

·         снегзима;

·         коровамолоко.

3.      Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

Инструкция: «На бланке с буквами зачеркните первый ряд букв. Просмотрите ряды букв слева направо и вычеркните те же буквы, которые вычеркнуты в примере. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут».

Пример:

ЛКРНСОАРНСВАРКВРХ

Стимульный материал:

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПША

ЫТЕАОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФ

ОТЗОСКАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБД

КПКШУВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБО

ТВЕИСМВНСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧ

ЛЮНРАВНЩРВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХ

РЕЛЮРСРКИЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИС

ЕМВШЕОЛДТЕОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУ

ЧОИПОЕОНАЫБВКА

Обработка результатов

Для определения объема внимания (VB) необходимо подсчитать количество просмотренных знаков:

·         Vb > 600 знаков — 2 балла;

·         200 < Vb < 600 — 1 балл;

·         Vb < 200 — 0 баллов.

Для оценки концентрации и внимания (Св) необходимо подсчитать количество допущенных ребенком ошибок (пропуски подлежащей вычеркиванию буквы, вычеркивание другой буквы).

·         Св < 5 — 2 балла;

·         5В< Св < 10 — 1 балл;

·         Св > 10 — 0 баллов.

4.      Методика «Красно-черная таблица». Ребенку предлагается показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т1 фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т2 фиксируется). Далее ученика просят показывать черные числа попеременно — в возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем (время выполнения Т3 фиксируется). Показателем переключения внимания (Т) является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т3 — ( Тх+Т2).

·         Т < 30» — 2 балла;

·         30» < Т < 60» — 1 балл;

·         Т > 60» — 0 баллов.

Низкие показатели памяти и внимания лежат в основе затруднений при овладении самостоятельной письменной речью.

5.      Еще одной составляющей функционального базиса письменно-речевой деятельности является слухо-моторная координация (воспроизведение звуковых ритмов). Невозможность или неправильное воспроизведение ритмических последовательностей также являются признаком предрасположенности к нарушениям письменной речи, которая, как и любое физическое явление, ритмична. Для выявления состояния слухо-моторных координации целесообразно использовать следующую методику:

·         повторить заданный ритмический образец;

·         сравнить две серии ударов, предъявленных последовательно.

Если ребенок не справляется с первым заданием и успешно выполняет второе, то это свидетельствует о том, что страдает сам процесс воспроизведения ритмов при сохранной способности к слуховому различению («премоторный» тип нарушения). Если ребенок не выполняет оба задания, наблюдается «височный» тип нарушения, т.е. нарушается слуховое различение звуковых ритмов.

Оценка результатов:

·         безошибочное воспроизведение ритмов — 2 балла;

·         «премоторный» тип нарушения — 1 балл;

·         «височный» тип нарушения — 0 баллов.

Итоговый показатель состояния функциональных предпосылок письменной речи рассчитывается также исходя из среднего арифметического (баллы-оценки каждого задания суммируются, и полученная сумма делится на количество показателей, которых в данном блоке 5) и соответствует:

·         2 балла — оптимальному уровню готовности функционального базиса к овладению навыками самостоятельной письменной речи;

·         1 балл — допустимому уровню;

·         0 баллов — критическому.

Для большей наглядности итоговые показатели по каждому блоку оформляются в виде профиля потенциальной готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи.

Образец бланка: (заполняется в виде графика)

класс

Фамилия, имя

Результаты выполнения заданий

Уровни
 

Оптимальный

 

 

 

Допустимый

 

 

 

Критический

 

 

 

 

Устно-речевые

Операциональные

Функциональные

 

Предпосылки и компоненты письменно-речевой деятельности




Заключение

Типичным проявлением неготовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи является критический уровень состояния показателей даже одного из блоков. Программа коррекционной работы строится на основе полученных результатов. Дети с критическими показателями готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи нуждаются в логопедическом воздействии, направленном на формирование специфических операций и функций, в наибольшей степени «ответственных» за письменно-речевую деятельность.

Таким образом, использование методики оценки потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью в программе логопедического обследования позволяет не только оценить актуальный уровень готовности, но и выявить резервные возможности учащихся, составить дифференцированную программу поуровневого формирования письменной речи и осуществить пропедевтику ее нарушений на разных этапах развития.

Литература


 

1.      Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1998.

2.      Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: ИД «МиМ», 1997.

3.      Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. — М.: Учпедгиз, 1940.

4.      Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М.: Ин-т. практ. психологии. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.

5.      Ляудис В. Я., Негуре И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

6.      Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968.

7.      Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М.: Педагогика, 1969
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19
написать администратору сайта