Главная страница
Навигация по странице:

5.Практикум по реш. проф. задач. Практикум по решению профессиональных задач


Скачать 358.89 Kb.
Название Практикум по решению профессиональных задач
Анкор 5.Практикум по реш. проф. задач.docx
Дата 23.04.2017
Размер 358.89 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 5.Практикум по реш. проф. задач.docx
Тип Практикум
#1904
страница 9 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы функции образования?

2. Какова структура личности педагога?

5. В чем сущность двух подходов к пониманию педагогического мастерства, исторически сложившихся в педагогической теории?

Задание 1. Раскройте сущность показателя эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.

Задание 2. Перечислите правила, необходимые для создания в коллективе благоприятного психологического климата, способствующего творческой деятельности.

Литература

Основная

1. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст]: учебное пособие / С.Б. Елканов. – М.: Просвещение, 1989. – 189с.

2. Как построить свое «Я» [Текст] / под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1991. – 133с.

3. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / К.А. Абульханова [и др.]. – М.: Совершенство, 1998. – 318с.

4. Седова, Н.Е. Основы практической педагогики [Текст] / Н.Е. Седова. – М.: Сфера, 2008. – 192с.

5. Управление развитием школы [Текст]: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 462с.

Дополнительная

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: инновационный курс: учебное пособие для вузов. В 2 кн. Кн. 1 / В.И. Андреев; Казан. гос. ун-т. – Казань: КГУ, 1996. – 565с.

2. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст]: пер. с англ. / Р. Бернс; общ. ред. и вступ. ст. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420с.

3. Битянова, М.Р. Психология личностного роста [Текст]: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / М.Р. Битянова. – М.: Межд. психол. акад., 1994. – 64с.

4. Фромм, Э. Душа человека [Текст] / Э. Фромм; общ. ред., сост. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Республика, 1992. – 430с.

Учебная единица 2.4

Технология педагогической поддержки детей разного возраста

_________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ В УЕ 2.4

Цели изучения

● раскрыть понятие «технология поддержки ребенка»;

● выявить и охарактеризовать особенности технологии поддержки ребенка в концепции Карла Рэнсома Роджерса;

● выявить и охарактеризовать особенности технологии поддержки ребенка в концепции Абрахама Харольда Маслоу;

● выделить требования, которым должен удовлетворять учитель в различных технологиях индивидуальной поддержки детей разного возраста.

Вопросы и задания

1. В чем сущность «технологии педагогической поддержки ребенка»?

2. Охарактеризуйте технологию личностного роста Карла Рэнсома Роджерса.

3. Охарактеризуйте технологию самоактуализации личности Абрахама Харольда Маслоу.

4. Что общего и в чем отличие отечественной и западной технологии педагогической поддержки детей разного возраста?

5. В чем заключаются особенности технологии поддержки ребенка в русле отечественного гуманистического подхода к обучению?

6. Сформулируйте базисные положения, которых должен придерживаться учитель для создания в классе нужной атмосферы и индивидуального развития ребенка.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ УЕ 2.4

Поддержка. Технология педагогической поддержки детей.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: схемы и тексты [Текст] / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 208 с.

2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 494 с.

3. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А.С. Роботова [и др.]. – М.: Академия, 2000. – 208 с.

4. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! [Текст]: теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: Новая шк., 1996. – 155 с.

5. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В.А. Караковский. – М.: Творческая педагогика: Новая школа, 1992. – 125 с.

6. Караковский, В.А. Стать человеком [Текст]: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. – М.: Творческая педагогика: Новая школа, 1993. – 80 с.

7. Кульневич, С.В. Педагогика личности [Текст]: Стратегия и тактика личностного воспитания : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / С.В. Кульневич; отв. ред. Е.В. Бондаревская; Воронеж. гос. пед. ун-т. – 4-е изд., испр. и доп. – Воронеж : ВГПУ, 1997. – 184 с.

8. Кьеркегор, С. Страх и трепет [Текст]: этические трактаты / С. Кьеркегор; пер. с дат., коммент. Н. Исаевой, С. Исаева; сост. и предисл. С. Исаева. – М.: ТЕРРА-Кн. Клуб: Республика, 1998. – 383 с.

9. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея; Моск. гос. ун-т. – М., 1982. – С. 118-208.

10. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс; общ. ред. Е.И. Есенина. – М.: Прогресс: Универс, 1994. – 480 с.

11. Роджерс, К.Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем [Текст] / К.Р. Роджерс // Семья и школа. – 1987. – № 10. – С. 21-24.

Дополнительная литература:

1. Ответы на незаданные вопросы, или Давайте жить дружно [Текст] / сост. Л.М. Горбунов. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. – 208 с.

2. Подлиняев, О.Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях [Текст]: учеб. пособие / О.Л. Подлиняев; Иркут. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Иркутск : ИГПУ, 2006. – 160 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. В 2 т. Т. 1. А-М / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 607 с.

4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 574 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЕ 2.4

1. Сущность понятия «технология педагогической поддержки детей»

Утверждающиеся сегодня социально-экономические отношения и государственно-политическое устройство породили немалые трудности при вхождении личности в новые общественные условия. Процессы интенсивных социальных преобразований способствовали смене жизненных приоритетов и потребовали новых подходов к проблеме воспитания личности. Очевидной становится потребность в переоценке и в переосмыслении не только статуса педагога как личности и профессионала, но и статуса ученика как субъекта собственного развития. Данная потребность настоятельно требует разрешения противоречия между очевидной необходимостью гуманизации современного отечественного образования и отсутствием у многих педагогов гуманистически-ориентированного личностно-профессионального мировоззрения. Это приводит к преобладанию в реальном образовательном пространстве традиционного прескриптивного (предписываемого, обязательного) подхода. Попытка частично «очеловечить» авторитарную педагогику, внося в нее элементы гуманистического подхода при сохранении авторитарного стиля взаимоотношений, изначально обречены на неудачу. Названное противоречие заставляет педагогическую теорию перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей личности к саморазвитию, саморегуляции и самообразованию.

Школьный возраст противоречив. Это возраст, предполагающий, с одной стороны, незрелость, а с другой – стремление и способность к выработке самостоятельных представлений о будущем, о смысле и цели жизни. Тем не менее, получив неограниченные свободы, молодой человек не всегда умеет ответственно ими воспользоваться. Непротиводействие массированному влиянию низкопробной информации приводит к растлению некоторой части школьников, к пассивному, потребительскому отношению к жизни, взращиванию цинизма, ханжества, бездуховности. Сегодняшний школьник дезориентирован наплывом негативной информации, ему самому сложно разобраться в реально существующих противоречиях. Вот почему в последние годы проблема педагогической поддержки детей остается важной не только в специальной, но и общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания.

В словаре Владимира Ивановича Даля слово «поддержка»поясняется как действие по значению глагола «поддержать»:

● «поддерживать» –служить подпорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем);

● подставкой –всем, что поддерживает тяжесть;

● укрепой – всем, что придает крепость, прочность, силу.

Другими словами, это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что движется – находится в динамике.

Рассуждая в логике «свободного движения», толкование В. Далем слова «свободность» можно охарактеризоватьпуть к свободному развитию, как равнозначное другому слову – «непрепятственность». Следовательно, преодоление препятствий, которые мешают, задерживают, останавливают развитие чего-нибудь, – неизбежный процесс созревания и роста человека.

Таким образом, семантическийи педагогический смысл понятияподдержки может заключаться в следующем:

- поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне, количестве, качестве);

- поддерживается «самодвижение», развитие «самости», самостоятельности человека.

Отсюда и основная направленность поддержки и способов ее осуществления – саморазвитие личности.

В мировой системе образования чаще встречается термин «гайденс».

Российская педагогическая энциклопедия так раскрывает смысл этого понятия: «гайденс» (англ. вести, руководить, направлять), психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования США. В широком смысле «гайденс» –помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям.

В узком смысле – процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.

В США с содержанием понятия «гайденс»тесно связано другое – «экология класса». Эта связь подразумевает создание определенной окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.

В Англии суть педагогической помощи и поддержки наиболее точно выражается в понятиях «пасторская забота», «опекунство», «курс личностного и социального образования».

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается словосочетанием «система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути» или как «педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры».

Разница в употреблении терминов связана в первую очередь с культурными традициями каждой страны.

Существуют и различные модели деятельности взрослых в зарубежной школе в системе поддержки, в частности в США:

● «тьютор, куратор» (индивидуальный, групповой, классный), психолог;

● «советник»;

● «консультант»;

● «консультант по выбору профессионального пути»;

● «учитель компенсирующего обучения» (иногда переводят – «лечебный» педагог, корректор);

● «координатор по защите прав ребенка», и другие.

В американской системе образования существуют наряду с упомянутыми формами поддержки такие, как школьный советник/консультант – «school-counselor»; школьный психолог – «school-psychologist»; школьный социальный работник – «schoolsocialworker».

В отечественной системе образования существуют следующие модели деятельности взрослых: классный руководитель, практический психолог, социальный педагог.

Таким образом, педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Несмотря на различия в терминологии, важно подчеркнуть, что сущность деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки, заключается в оказании помощи школьнику в затруднительной ситуации, с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с повседневным трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды.

Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии). А это уже ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности.

Предметом деятельности педагога по поддержке в образовании выступает процесс совместного с ребенком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достигать результатов. Термин «препятствие» рассматривается на данном этапе как обобщенное понятие, включающее помеху и трудность, задержку и затруднение, преграду и остановку, проблему и задачу, вопрос и сомнение, негативное состояние, ситуацию проблемности.

Препятствие – это задержка, которая отдаляет или отделяет личность (учащегося) от достижения желаемого результата.

Источником препятствий выступает какая-либо недостаточность, имеющаяся в самом субъекте и/или в окружающей социальной среде, и/или в материальных и иных условиях.

Таким образом, препятствия могут дифференцироваться на субъективные (личностные) «Я – препятствия», социальные (средовые) «ОНИ – препятствия», материальные.

«Я – препятствия». По уровню сложности преодоления препятствий их можно разделить на три группы: 1. Препятствие – отсутствие ориентировки, 2. Препятствие – трудность, 3. Препятствие – проблема.

Препятствие отсутствие ориентировки

Отсутствие ориентации как препятствие можно связать, главным образом, с недостаточностью у субъекта первичной информации для какого-либо самостоятельного действия. Потеря или отсутствие ориентации выражается в вопросе и может быть устранено ответом на вопрос. Этого бывает достаточно, чтобы школьник мог сориентироваться, т.е. определить свое местоположение и пространстве, во времени, разобраться в социальном и природном окружении, учебном материале, возможных границах поведения, опасностях для жизни; определить оптимально направление своей активности. Отсюда в системе педагогической поддержки ориентировать – означает отвечать на вопросы, давать необходимую информацию и тем самым помогать в дальнейшем самодвижении.

Препятствие-трудность

Это некоторая сложность в деятельности, отношениях, самосознании с которой человек может справиться сам, так как имеет для этого необходимые задатки, способности качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил; трудность требует дополнительного труда от личности. Помощь в преодолении трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации.

Препятствие-проблема

Есть переживаемая личностью недостаточность (физического, психического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения) для достижения необходимого результата. И эту недостаточность нельзя устранить имеющимися у субъекта в данный момент средствами, либо средства выбраны не верно. Для решения проблемы требуется использовать новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлекать других субъектов или отказаться от в принципе не решаемых задач.

Социальные препятствия («ОНИ препятствия»)

Источником этого вида препятствий выступает социальная среда – школьная и внешкольная: работники школы (учителя, администрация) как носители существующих программ и методов обучения и воспитания, стиля отношений к детям; друзья, группы сверстников в школе и вне ее; семья; социокультурная атмосфера (ценности, традиции) населенного пункта и др.

Материальные препятствия могут лежать в сфере организации образовательного процесса (недостаточность учебников, пособий, помещений, оборудования в школе (парты по росту), или связанные с материальным положением семьи.

Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно педагогической поддержки. Это предполагает наличие медицинской, психологической, социальной помощи и поддержки и иных их форм постольку, поскольку школа в лице педагога как первого контактного для ученика и его родителей профессионала, удерживающего целостность ребенка, берет на себя интегрирующую функцию.

2. Особенности технологии педагогической поддержки детей в зарубежной педагогике, психологии

В концепции датского философа Серена Кьеркегора педагогическая поддержка детей проявляется:

- в помощи школьнику быть свободным (Свобода, по мнению Серена Кьеркегора, – это всегда ответственность. Человек не может и не должен нести ответственность за чужие выборы. Человек создает себя сам);

- в помощи школьнику в поиске смысла жизни, в обретении утраченных смыслов;

- в помощи воспитаннику обрести свободу в выборе собственного жизненного пути;

- в содействии в решении проблем отношений как с миром внешним, так и с миром внутренним;

- в уважении индивидуальности другого человека и одновременно признании непознаваемости глубинной сущности личности;

- в научении школьника творить себя как личность.

В концепции американского психолога, психотерапевта Карла Рэнсома Роджерса педагогическая поддержка детей проявляется в оказании помощи ребенку в его личностном росте. В чем конкретно выражается это проявление:

- в содействии индивидуальному становлению школьника;

- в обеспечении личностной автономии школьника;

- в обеспечении более полного выявления и развития своих возможностей и способностей;

- в научении воспитанника жить насыщенной, полнокровной жизнью в каждый ее момент;

- в научении ориентироваться на собственные внутренние побуждения, обращаться к своему внутреннему миру при решении жизненных проблем;

- в развитии рефлексивной способности воспитанника (т.е. в умении оценивать окружающее);

- в научении управлять психическими процессами, речью, поведением;

- в демонстрации детям своего полного доверия к ним;

- в вере, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;

- в создании условий для самоактуализации школьника;

- в стремлении жить настоящим и доверять своему организму;

- в научении выражать свои чувства (эмпатия).

В концепции американского психолога, психотерапевта Абрахама Харольда Маслоу педагогическая поддержка детей проявляется:

- в научении воспитанника полно и адекватно переживать свой опыт;

- в способствовании развития умения нести ответственность за свой выбор и свои действия, и, прежде всего, ответственность перед самим собой;

- в воспитании нонконформиста, т.е. личности независимой и отличной от других людей, в умении быть самодостаточным;

- в обеспечении условий для самоактуализации воспитанника;

- в активизации естественного стремления воспитанника к собственному уникальному развитию.

Понимание педагогической поддержки детей в традиционной отечественной педагогике состоит в специфике деятельности педагога, обязанного: влиять на внутренний мир ребенка; уметь общаться с ним; уметь предъявлять, когда это необходимо, требования; способствовать формированию общественно ценных отношений и разрыву тех, которые идут вразрез с воспитательными целями.

Традиционной точке зрения в понимании педагогической поддержки детей противопоставлена альтернативная педагогика – «Педагогика сотрудничества»,

возродившая прогрессивные гуманистические идеи в отечественном образовании. В творчестве педагогов-новаторов педагогическая поддержка детей осуществляется:

- в гуманном отношении к личности воспитанника;

- в уважении его прав и свобод;

- в предъявлении воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

- в уважении к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

- в уважении права человека быть самим собой;

- в доведении до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

- в ненасильственном формировании требуемых качеств;

- в отказе от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

- в признании права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.);

- в максимальной опоре на собственную активность.

Основными условиями эффективности педагогической поддержки детей в альтернативной отечественной педагогике являются духовная близость педагога с воспитанниками; степень эффективности применения воспитательных средств педагогического такта. Иначе, по мнению Ш.А. Амонашвили, воспитатель, не владеющий опытом, навыками педагогической поддержки детей, неизбежно становится либо на путь администрирования, либо на путь панибратства, и в конечном итоге «отчуждает» от себя детей.

Выделим общее и отличие понимания педагогической поддержки детей зарубежными и отечественными (нетрадиционная педагогика) педагогами, психологами.

Сходство заключается в стремлении реализовать следующие принципы:

- принцип сотрудничества (равенство учителя и воспитанника; душевная щедрость, искренность, справедливость, сердечность отношений);

- принцип бесконфликтности (щадящая, ненасильственная педагогика);

- принцип открытых перспектив (воспитанник не только субъект деятельности в классе, но и в школе, городе, стране, в мире);

- принцип гласности (воспитанник должен знать, что его любят всегда).

Отличие заключается в самом подходе к воспитанию личности, в понимании функций воспитателя.

В зарубежных источниках акцент проявления педагогической поддержки детей делается наследующие термины:

- самоактуализация (т.е., процесс полного саморазвития и использования талантов, способностей, возможностей, изначально заложенных в человеке);

- самопрезентация (т.е., демонстрация себя в каждый момент процесса обучения);

- саморазвитие;

- креативность – способность создавать принципиально новые материальные и духовные ценности.

В России акцент делается на следующие термины:

- воспитание, понимаемое как процесс передачи старшего поколения младшему опыта, накопленного человечеством. Активность принадлежит учителю;

- формирование, рассматриваемое в основном как процесс изменений во внутреннем мире школьника в угоду государственного стандарта. Личность ребенка только декларируется, а на практике не учитывается.

В зарубежной педагогике, психологии эту функцию выполняет фасилитатор – это человек, который, по мнению В. Зинченко, превращает ничьи, бездомные знания в «живые человеческие мысли и эмоции». Он существует для того, чтобы создать условия для саморазвития личности воспитанника.

В России воспитатель (классный руководитель) – это паттерналист, т.е. опекун воспитанников. Он зачастую подменяет учащихся в их делах, не доверяет их личностному опыту, пытается все сделать сам (т.е. он влияет на внутренний мир ребенка; он предъявляет требования; он формирует и т.д.), а учащимся отводится роль пассива;

- на переднем плане у педагога общественно значимые цели, общественно значимая деятельность, т.е. «давление» на общественный долг. А личные цели учащегося, личный интерес ученика в школе мало учитываются (ученик всегда должен).

Отметим, что основными гуманистическими принципами обеспечения педагогической поддержки детей являются:

- вера в возможности ребенка;

- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

- совместность, сотрудничество, содействие;

- доброжелательность;

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

- реализация принципа «Не навреди».

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
написать администратору сайта