Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Медицина
Право
Физика
Экология
История
Энергетика
Этика
Логика
Религия
Философия
Промышленность
Геология
Социология
Химия
Политология

5.Практикум по реш. проф. задач. Практикум по решению профессиональных задач


Скачать 358.89 Kb.
Название Практикум по решению профессиональных задач
Анкор 5.Практикум по реш. проф. задач.docx
Дата 23.04.2017
Размер 358.89 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 5.Практикум по реш. проф. задач.docx
Тип Практикум
#1904
страница 8 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

16.4. Личностный рост как условие достижения

профессионализма

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Из ряда других ее выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим она стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, учитель призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых убеждает, значит, в его деятельности нет самого важного. С другой – профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Учитель, как любой другой руководитель, должен знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеческой и специальной.

В профессии учителя умение общаться – профессионально необходимое качество. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В.А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем – по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Значимым звеном содержания педагогического образования является самообразование, способствующее становлению личности. В широком смысле слова – это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком – совершенствование специальных знаний и умений в конкретной деятельности. Его содержание должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям.

Педагогическое самообразование – четко спланированная логически стройная система, цель которой – реализация достижений педагогической науки в школьной практике. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль, а не контроль со стороны. Учитель должен уметь оценивать свои возможности совершенствовать педагогические умения, навыки и использовать различные формы самообразования.

Наиболее популярная его форма – работа с книгой. Систематическое изучение учителем педагогической, психологической, методической литературы помогает осмыслению своей работы на уроке, повышает профессиональный уровень. Успешному самообразованию способствует участие учителей в научно-практических семинарах. Особенно важна их практическая направленность. Каждому участнику должны быть заранее известны цель и задачи данного семинара, тематика докладов. Посещение открытых уроков, обычно проводимых учителем-мастером по сложным или слабо разработанным темам, помогает начинающему учителю легче заняться самообразованием, которое находится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием – сознательной и целенаправленной деятельностью по совершенствованию своей личности.

Профессия учителя немыслима без постоянного самосовершенствования: он должен быть образцом для своих учеников. Общеизвестно, что учитель способен воспитывать и образовывать своих учеников, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. При постановке целей самовоспитания важно определить их подлинную необходимость, соотнеся себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания). Здесь может помочь совет В. Леви: главное – не «что», а «зачем» (я хочу, например, преодолеть в себе лень: зачем? Чтобы больше успевать делать за день. Зачем? Чтобы...).

Постановка целей – самопроектирование, мощнейший стимул развития.

Самовоспитание начинается с момента появления плана-программы изменения своей личности. При этом используют различные приемы воздействия, которые можно разделить на три группы: самоинформирование, самопобуждение, самоорганизацию.

Самоинформирование основывается на самопознании. Без точного знания и оценки своей личности учитель не может определить направление работы над собой. Самопознание как бы опирается на умение критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.

Самопобуждение зависит от уровня развития конкретной личности. Основными его формами являются самоободрение и самоубеждение, которое помогает формировать образы исходного и желаемого профессионально-значимого качества личности. Тем учителям, у которых намечена программа самовоспитания, но которые испытывают затруднения в ее осуществлении, необходимо опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.

Непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие современного учителя базируется на новой основе: он не может принять новые установки как обычные методические инструкции, он должен «подойти к ним сам». Профессионализм учителя должен опираться на следующую схему: постоянно учиться самому, делиться своими находками с коллегами, увлекать своим интересом к профессии, не спешить оценивать, а подсказывать и направлять. Именно такой подход стимулирует поиск новых идей, средств и способов деятельности.

Судить о профессиональных качествах учителя можно на основании изучения общественного мнения (учащихся, коллег, родителей). Введение рейтинговой системы управления (применение балльной системы, ранжирование предметов по значимости, анкетирование стилей деятельности учителя) предполагает активное участие в учебно-воспитательном процессе не только учителей, но и родителей. Рейтинговую систему управления можно представить в виде цепочки: исследование – вычисление проблемы – коррекционная работа – результат. Для наблюдения за ростом профессионального мастерства учителя исследования необходимо повторять, сравнивая результаты, делая выводы.

В школах невозможна никакая инновационная деятельность, если у педагогов недостаточно развиты способности к саморазвитию, а самой школой не созданы условия для этого. Выявляя способности учителей к саморазвитию, исследователи И.М. Курдюмова и Н.И. Калиниченко установили, что больше всего учителя ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди факторов, препятствующих саморазвитию, чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства. Учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный, – отсутствие знаний о планировании и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Подобные трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают ее потенциальных возможностей. Чаще всего попытки саморазвития направлены только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности.

Важное профессиональное качество учителя – уверенность в себе. Как правило, начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из слабого знания дела, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хочется. Рассмотрим тактику развития этого качества у студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой: вначале обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее – определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного. Однако зафиксированное состояние может закрепиться, если не победит стремление к преодолению его как недостатка. Студенту необходимо выработать установку на самосовершенствование, поиск способов преодоления недостатков, задав себе, например, такой вопрос: «Как бы на моем месте почувствовал себя мой идеал педагога?»

Разрабатывая программу саморазвития, будущий учитель может воспользоваться такими установками, предложенными В. Леви.

1. Самооздоровление. Суть не только и не столько в том, каких результатов вы добьетесь, а в том, как и зачем будете добиваться. Физическое здоровье не самоцель, но одно из средств одухотворения жизни.

2. Самообщение. Переоценка ценностей. Обновление кредо. Пересмотреть и подвергнуть критическому разбору свои представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо» вообще и для вас в частности.

3. Развитие самобытности, которая достигается не стремлением к оригинальности, а одержимостью быть собой – любимым возделыванием своего жизненного участка. Необязательно быть дипломированным ученым, прыгать выше других, писать стихи. Оригинальность возникает сама, самобытность развивается, когда человек становится поэтом, исследователем и рекордсменом своей собственной жизни, и совершенно при этом неважно, отличается ли он от других внешней формой существования. В этом и только в этом случае человек становится воистину интересным.

4. Самообразование. Спросите себя: все ли вы делаете для своего образования? Питаете ли свой дух регулярно и полноценно, умеете ли выбирать?

5. Выход из одиночества. Шесть замен. Есть только один путь выхода из одиночества. Есть только один способ найти настоящего друга. Способ заключается в том, чтобы самому стать таким человеком, которого вы хотели бы иметь другом... Постарайтесь произвести шесть замен в ваших привычных и таких понятных стремлениях; шесть замен, которые могут сотворить чудо в ваших взаимоотношениях с людьми.

Вся программа самообразования и самосовершенствования будущего учителя должна отражать основные требования к педагогической профессии, к тому, что составляет в ней общее, особенное и индивидуальное. Целенаправленное, систематическое, успешное самообразование и самоусовершенствование учителя имеет двойной результат:

- педагогический (развивающий эффект, овладение самой способностью заниматься самовоспитанием);

- предметный (те изменения, которые происходят в качествах личности учителя).

Для адаптации к быстро меняющейся жизни современный человек должен обладать, среди прочих, навыками саморазвития, эмоциональной гибкостью, терпимостью к чужому мнению, вере, культуре. В связи с этим сейчас, как никогда, важна способность учителя словом, поведением, образом ярко представить ребенку разные культуры, помочь сопоставить их и сориентировать на самостоятельную мыслительную активность, интенсивность эмоций и сферу продуктивного воображения.

Сегодня школе нужен учитель, личностно включенный в профессию, обладающий широким кругозором, владеющий многими нетрадиционными технологиями, несущий в себе привлекательный для ребенка гуманистический потенциал образовательного процесса. Он должен уметь выбирать способы мышления и действия, позволяющие проявить понимание и терпимость к чужим миропониманию и мироотношению и способствующие сохранению и развитию гуманистической культуры, а также должен быть способен к сотрудничеству со своими учениками. Уметь стать референтной для них личностью, неповторимой, нетипичной; учителем, который может вместе со знаниями, эмоциями и верой передать ребенку и свое мотивационно-ценностное отношение к ним. Для этого учитель должен обладать целым комплексом свойств, среди которых особо выделяется артистизм как важное профессиональное качество, позволяющее оказывать влияние на отношения и ценности учеников, индуцировать их творчество.

Дать однозначное определение артистизму очень сложно. Словарь современного русского литературного языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой как результат труда.

Артистизм особый образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим. Артистизм – способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе; богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем.

Актерский артистизм определяется как совокупность специальных способностей, связанных с физической организацией актера, особенностями эмоционального аппарата, своеобразным творческим мышлением. Артистизм учителя по наполненности своего содержания, вероятно, сложнее, потому что он лишь компонент его творческой индивидуальности и тесно связан с разными его сторонами. В педагогической литературе термин «артистизм» приближен к понятиям «мастерство», «педагогическая техника». Под ним понимается способность яркой передачи педагогически целесообразного переживания; умение воплощать мысль в образе, поведении, слове; своеобразное подыгрывание ребенку как приспособление к нему; надевание «масок», игру роли.

В результате анализа литературых и собственных наблюдений можно сделать следующие выводы.

1. Артистизм учителя – это способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности», живость, острота, эмоциональность, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность, не нравясь «по частям», нравиться в целом, одухотворенность, ощущение внутренней свободы особенности психики, тип нервной системы, акцентуация личности. К. Леонгард выделяет такие стимулирующие моменты артистической натуры: эмоциональную возбудимость; демонстративные черты характера; интровертированность; способность к органичному, естественному существованию в условиях педагогического процесса.

2. Совокупность учебных приемов, «техник» заключается в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изученным наукой до конца. Здесь налицо искусство отбора наиболее эстетически яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в игру-урок и позволяющих уроку запомниться; использование приемов искусства, в частности – отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительского поведения (если это необходимо) в соответствии с определенными педагогическими задачами.

3. Концепцию педагогического творчества следует рассматривать не «запорошенным» взглядом, ведь вся окружающая действительность «работает» на него, а содержание урока не сводится до какого-то узкого аспекта – «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой все – главное. И тогда не тема «проходится», а жизненные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобытную картину жизни. Внешние движения в творческой манере педагога-артиста сопрягаются с глубинным оттенком мысли, переживаний, со всей структурой деятельности. Гармоничные отношения между педагогом и учеником достигаются естественностью обеих сторон, создающейся отсутствием строгой и сжатой внешней запрограммированности общения, жесткой схемы, которые нередко мешают ученику и учителю импровизировать, строить догадки и неординарно мыслить, хотя внутри всего процесса общения проходит стержень, вокруг которого идет разговор. В импровизации, рожденной не стихийностью, а продуманностью первого шага, раскрывается внутреннее настроение учителя, что, по существу, является основой артистизма.

Педагогический артистизм – феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадиях педагогического творчества. Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы, синтезировать и делать целостной всю деятельность.

На наш взгляд, задача артистичного педагога – оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах детей, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение.

При этом основная задача педагога – способствовать формированию у ученика личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом – положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, органижание урока не сводится до какого-то узкого аспекта – «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой все – главное. И тогда не тема «проходится», а жизненные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобытную картину жизни. Внешние движения в творческой манере педагога-артиста сопрягаются с глубинным оттенком мысли, переживаний, со всей структурой деятельности. Гармоничные отношения между педагогом и учеником достигаются естественностью обеих сторон, создающейся отсутствием строгой и сжатой внешней запрограммированности общения, жесткой схемы, которые нередко мешают ученику и учителю импровизировать, строить догадки и неординарно мыслить, хотя внутри всего процесса общения проходит стержень, вокруг которого идет разговор. В импровизации, рожденной не стихийностью, а продуманностью первого шага, раскрывается внутреннее настроение учителя, что, по существу, является основой артистизма.

Педагогический артистизм – феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадиях педагогического творчества. Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы, синтезировать и делать целостной всю деятельность.

На наш взгляд, задача артистичного педагога – оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах детей, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение.

При этом основная задача педагога – способствовать формированию у ученика личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом – положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым школой; выбора учеником собственных средств для самореализации.

Основной жанр уроков артистичных педагогов – соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок не разыгрывается «по нотам», его «партитура» создается каждый раз заново. Отсюда – импровизация. А так как в ней участвуют все, то она становится соимпровизацией.

Главным результатом труда артистичных педагогов является то, что процесс творчества протекает с активным участием учеников, ориентируясь на их желание раскрыться, поделиться тем, что есть внутри, на их способность рефлексировать от знаний на себя через другого, переводить знания в личностный план, видеть их смысл.

Развитие творческой индивидуальности учителя – неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей, которые могут проявляться в чертах темперамента, характера, специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических процессов, в особенностях деятельности и творчества. Каждый человек отличается от другого прежде всего своим внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивидуальность личности намного сильнее, чем ее внешность, физические качества.

Когда говорят о творческой индивидуальности личности, имеют в виду, во-первых, сформированность у нее способностей, наличие потенциала, потребность в труде на пользу общества в целях самореализации, самоутверждения; во-вторых, дифференциацию творческой деятельности, ее определенность в чем-либо конкретном; в-третьих, определенный уровень творческих достижений человека; в-четвертых, личностный стиль творчества; в-пятых, наличие особой иерархии мотивов, среди которых творческое самоутверждение занимает место смыслообразующего.

Важность индивидуально-творческого развития будущих учителей обусловлена личностно-неповторимым характером усвоения культуры, профессионального и творческого опыта.

Творчество, оригинальность мышления возникают при стремлении личности разобраться во всем самостоятельно, не ориентируясь на авторитеты и чужие мнения, при постоянном сомнении в незыблемости научных истин и всеми разделяемого мнения, при наличии установки проверять все на практике, на личном опыте.

Индивидуально-творческое развитие предполагает не запоминание и механическое воспроизведение информации, а творческое преобразование ее, усмотрение в ней иного смысла, нахождение оригинальной интерпретации, формирование личностного отношения к ней, оценку важности и эффективности идей, теорий, методических рекомендаций, способность будущего учителя вести диалог с автором, дискутировать с ним.

Творческий, личностный характер усвоения проявляется и в том, что каждое средство обучения и воспитания испытывается на эффективность в личном опыте, т.е. личностно «присваивается».

Основная цель и главный смысл образовательной деятельности – развитие личности, создание условий для творческого ее саморазвития, раскрытие всех ее дарований, самореализации в труде. В этом, собственно, заключается и смысл жизни человека.

Основное качество, которое существенным образом сказывается на эффективности формирования творческих профессиональных способностей, – внутреннее единство, цельность личности. У личности, обладающей данным качеством, четко выстраивается иерархия мотивов, определяющих ее направленность. Эта направленность, по выражению Б.М. Теплова, характеризуется доминирующими стратегическими целями и задачами, которые ставит перед собой человек, ее «руководящей идеей». Процесс развития творческой индивидуальности будущего учителя становится наиболее оптимальным, если такой «руководящей идеей» выбирается мечта – стать профессионалом, «настоящим педагогом», «известным педагогом».

Другая важнейшая личностная черта, влияющая на формирование творческой индивидуальности учителя, – познавательная потребность и вызываемая ею интеллектуальная активность. Постоянное удивление, восхищение мастерством, эмоциональное восприятие явлений и процессов педагогической деятельности, любовь к детям и стремление понять их, общаться с ними, увлеченность делом и приложение всех усилий для того, чтобы каждое порученное дело было выполнено на высоком уровне мастерства, постоянное размышление над тем, как это лучше сделать, активность в организации интересной жизни в детском коллективе – вот те позиции, на которых формируется познавательная потребность и развивается творческая индивидуальность будущего учителя.

Еще одним интегральным личностным качеством, существенным образом влияющим на формирование творческой индивидуальности личности, является способность к профессиональной рефлексии.

Под рефлексией понимают процесс самопознания и самоанализа и осознание своей деятельности и отношений как бы со стороны, глазами других людей. Интенсивность процесса саморазвития личности и ее качественные особенности во многом зависят от умения человека правильно оценить свои потребности и возможности, интересы в той или иной ситуации. Заниженная самооценка своих возможностей, как правило, тормозит развитие творческих способностей личности. Много проблем возникает при высоком уровне притязаний и завышенной самооценке. Наиболее благоприятные условия для творческого развития создаются при адекватной самооценке и наличии небольшого «зазора» между уровнем притязаний и сформированностью к этому моменту возможностей личности. Уровень притязаний как бы «ведет за собой» развитие способностей.

Основными механизмами развития индивидуальности Е.А. Климов считает адаптацию, компенсацию и коррекцию. Исходя из этого, механизм развития творческой индивидуальности педагога можно представить следующим образом.

Во-первых, целенаправленно организуется формирующая среда, центральной областью которой выступает школьная жизнь. Длительное включение в многообразные отношения, связанные с профессиональной деятельностью, вызывает приспособление, адаптацию личности к этим условиям, требованиям, осознанному или неосознанному проявлению ее сильных сторон, своего творческого потенциала для достижения успеха.

Во-вторых, к деятельности и отношениям будущих учителей предъявляются требования, соответствующие уровню качественного преподавания и воспитания современного школьника. Требования к деятельности возникают постепенно, по мере адаптации к ним будущих учителей. Но каждый раз уровень требований соответствует этапу ближайшего развития личности.

В-третьих, целенаправленно ведется работа по формированию операционально-технологического фонда для осуществления личностной учебно-профессиональной деятельности: ознакомление будущих преподавателей с разными технологическими системами, стилем деятельности разных учителей; расширение форм, методов и приемов работы с детьми; накопление методических разработок, диагностических методик, дидактических материалов, наглядных пособий, популярного материала и др. И на фоне этого каждому будущему преподавателю предоставляется возможность выбора тех средств обучения и тех технологических систем, методов и форм работы, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям.

Таким образом, работа ведется по двум параллельным и взаимосвязанным направлениям: расширяется пространство для выбора за счет повышения потенции будущего преподавателя, практического освоения им приемов, методов и форм работы с детьми, ознакомления с разными дидактическими системами и одновременно предоставляется возможность выбора своего решения учебно-профессиональных задач. Такой подход позволяет будущим учителям постоянно учиться компенсировать слабые стороны своей личности за счет сильных ее качеств.

В-четвертых, особое внимание обращается на своевременную помощь, коррекцию действий будущего специалиста при реализации намеченной им индивидуальной программы деятельности, чтобы обеспечить ее успех и качественно сформировать основные профессиональные умения и навыки.

В-пятых, будущие учителя целенаправленно включаются в общение, совместную работу с творческими преподавателями, расширяя интересный опыт профессиональной деятельности. В процессе такого общения происходит «творческое заражение», возникает вдохновение, появляется желание творить самому.

В-шестых, процесс учебно-профессиональной деятельности будущих учителей строится таким образом, чтобы они не только брали для себя все лучшее, что есть в школе, но и пробовали усовершенствовать существующий процесс обучения и воспитания учащихся, совместно с методистами, а затем и самостоятельно проектировали бы и испытывали на практике новые формы и методы работы с детьми, необычные обучающие средства, которые позволяли бы получить лучшие результаты.

Главное в развитии творческой индивидуальности специалиста – формирование у него творческих способностей, в результате которого появляется объективно новый продукт, вносится объективная новизна в технологию, организацию трудовой деятельности, конструкцию или предмет труда. Результат в трудовой деятельности может быть нов для всего общества в целом или же для отдельного образовательного учреждения, предприятия. В то же время продукт творчества обладает и субъективной новизной, является новым для личности самого творца. Его создатель не встречал подобных решений в своей практической деятельности, в своем субъективном опыте, а пришел к ним на основе размышления, собственной идеи, догадки, интуиции, воображения. Продукты творческой деятельности будущих учителей чаще обладают лишь субъективной новизной. Но ценность такого творчества заключается в том, что оно по психологическому механизму не отличается от творчества с объективной новизной. На основе решения данных творческих задач усваивается опыт творческой деятельности, и личность становится способной творчески решить профессиональные задачи с объективной новизной. Как показывает практика, все творческие личности проделывают один путь – от открытия истин, новых лишь для них самих, к открытию истин, известных немногим, и, наконец, созданию истин, новых для всех.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
написать администратору сайта