Главная страница
Навигация по странице:

5.Практикум по реш. проф. задач. Практикум по решению профессиональных задач


Скачать 358.89 Kb.
Название Практикум по решению профессиональных задач
Анкор 5.Практикум по реш. проф. задач.docx
Дата 23.04.2017
Размер 358.89 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 5.Практикум по реш. проф. задач.docx
Тип Практикум
#1904
страница 2 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Теоретически любой педагогический проект есть разновидность модели, хотя не всякая модель может доводиться до уровня проекта.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности – это уже методическая задача.


Схема 9. Проектирование педагогических ситуаций
личности, снижающими воспитательную эффективность педагогического процесса, и новыми развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности, могущими быть удовлетворенными лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.

Проблема – cложный вопрос, задача, требующие решения, исследования.

5.3. Понятие педагогической задачи

Сущность, виды и типология педагогических задач представлена на схеме 10.

5.4. Алгоритм решения педагогической задачи

I. Чтение педагогической ситуации и определение ее типа.

II. Формулирование противоречия, лежащего в основе педагогической ситуации.

Педагогическое противоречие – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики, между устаревшимипедагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами формирования личности, снижающими воспитательную эффективность педагогического процесса, и новымиразвивающимися, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности, которые могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.

III. Выдвижение проблемы задачи.

Проблема задачи это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели). Решить проблемную задачу – значит найти вариант эффективной педагогической помощи школьнику.

IV. Характеристика общественно-воспитательной среды:

- укажите, где происходит педагогическое действие (школа, класс, отдельная группировка внутри класса, ученическая производственная бригада, спортивная команда и т. д.);

- дайте оценку воспитательной направленности социальной микросреды, отметьте ее положительное или отрицательное воздействие;

- дайте приблизительную оценку степени воспитанности группы (коллектива), если имеются соответствующие данные: а) имеется хорошо воспитанный коллектив; б) имеется процесс становления коллектива; в) коллектива, по существу, нет, группа слабо воспитана и коллективом называется формально; г) имеется отрицательная направленность группы.

V. Выявление объектов и субъектов воспитания.

Выявление объектов воспитания (на кого направлено педагогическое воздействие) и субъектов воспитания (кто воспитывает, кто оказывает воздействие), их педагогическая характеристика:

- назовите объекты воспитания в предложенной педагогической ситуации (личности, коллективы);

- назовите субъекты воспитания в данной педагогической ситуации;

- укажите основные качества объекта воспитания: взгляды, идеалы, черты

Виды

педагогических задач
Педагогическая задача

Педагогическая задача

Задача цель, заданная в конкретных условиях и требующая эффективного способа ее достижения (О.К. Тихомиров).

Решить задачу – значит найти вариант эффективной педагогической помощи школьнику (не знал стал знать; лгал становится правдивым).

стратегические
тактические
оперативные
Это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время.

Задачи стратегического характера формируют мировоззрение, жизненную позицию, знания о закономерностях освоения человеком объективной реальности, принципы морали.
Формируют у ученика определенные новые качества и устойчивые состояния (не знал стал знать).

Тактические задачи требуют от учителя умения:

- планировать свою деятельность и учащихся,

- диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа);

- управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д.
Это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения.

Требуют: способности теоретически обоснованно и педагогически целесообразно инструментировать действие, применять адекватные учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение школьников.
Типология

педагогических

задач

Классификация учебных педагогических задач в соответствии с характером анализируемых ситуаций:

- задачи, выполняющие функцию формирования методологии и овладения теоретическими знаниями;

- задачи, выполняющие функцию овладения практическими знаниями, нормами и правилами педагогической техники (инструментовки);

- задачи, выполняющие функцию развития оперативного мышления;

- задачи, выполняющие функцию формирования профессионально-педагогических умений.
Л. Ф. Спирин. Классификация педагогических задач на основе учета структуры педагогического управления:

- задачи этапа педагогической диагностики;

- задачи этапа педагогического планирования, прогнозирования предстоящей работы, конструирование деятельности, развитие личности:

- задачи этапа практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка);

- задачи этапа анализа выполненной работы.

Схема 10. Педагогическая задача

характера, потребности, поступки, навыки, привычки, чувства, убеждения и т.д.);

- дайте обоснование наличия каждого из указанных качеств с помощью аргументов, взятых из анализируемой педагогической ситуации;

- дайте каждому из этих качеств оценку, обосновав ее с точки зрения целей воспитания, выделив при этом положительные качества и тенденции развития, которые стимулируются, и отрицательные, требующие снятия;

- назовите конкретные социальные и психологические причины, вызвавшие данные качества (проявления их) в поведении воспитуемого и данные качества воспитателя.

VI. Характеристика отношений в педагогической ситуации.

Дайте характеристику отношений в педагогической ситуации, имеющей место между субъектом и объектом воспитания; субъектом воспитания (личностью) и объектом – коллективом; какие отношения по содержанию и по форме имеют место?

VII. Конкретизация воспитательных целей и содержания воспитания.

Цель предполагает прогноз результата воспитательного воздействия:

- укажите конкретно, какие изменения объекта воспитания должны произойти в результате педагогического воздействия;

- сформулируйте конкретную цель и воспитательные воздействия по каждому объекту воспитания, использовав при этом полученные данные произведенного анализа;

- укажите содержание воспитательного воздействия: имеет ли место в данной ситуации: 1) умственное воспитание; 2) нравственное воспитание; 4) воспитание патриотизма; 3) трудовое воспитание и профессиональная ориентация, 4) эстетическое воспитание, 5) физическое воспитание, 6) политическое воспитание.

VIII. Диагностический анализ поступков объектов воздействия (учащихся):

- психологические особенности школьников, других людей, их состояние в момент взаимодействия;

- конкретные социально-психологические причины, вызвавшие их состояние и поступки;

- анализ и диагностика поступков всех участников педагогической ситуации осуществляется по следующей схеме: описание, объяснение поступка, педагогическая оценка поступка, диагностическое решение, предвидение.

IX. Диагностический анализ поступков субъектов воздействия (учителя):

- определение субъектов непреднамеренного педагогического действия, которые, действуя стихийно, влияют положительно или отрицательно на ход педагогического процесса;

- осуществление и обобщение диагностических решений в характеристиках: умелые – неумелые действия, действия частично правильные и частично неправильные.

X. Анализ педагогических решений.

Укажите, какие педагогические воздействия оказали воспитатели на каждый из объектов воспитания (на отдельных воспитанников, на группы, на коллективы), установите связи между воспитательными воздействиями и их педагогическими результатами:

- Какие методы и приемы выбрали объект и субъект воспитания?

- Какие виды деятельности выбрали объект и субъект воспитания, какие средства использовали в этой деятельности?

- Какие формы деятельности выбрали объект и субъект воспитания?

- Какое решение приняли объект и субъект воспитания?

Осуществляемые педагогом педагогические воздействия представлены в таблице 8.

Таблица 8

Осуществляемые педагогические воздействия




Преследуемая цель

Какие педагогические воздействия

осуществлялись

На какие качества были направлены

Какие произошли изменения

Оценка

Методы

Приемы

Средства










Объект


Субъект

1-я конкретная цель
2-я конкретная цель

Возможные методы: убеждение, приучение,

пример, требование, поощрение, наказание,

соревнование,

упражнение через практические задания.

Возможные приемы: проявление доверия, косвенные замечания, советы,

Предоставление полной свободы выбора поступка в определенных ситуациях, рекомендация, просьба и т.д.

Возможные средства: общественно-полезный труд, книги, журналы,

газеты, кинофильмы, спектакли, речь и внешний вид воспитателя,

средства наглядной информации и т.д.











XI. Анализ исполнительской и организаторской работы воспитателя.

Дайте, по возможности более подробную характеристику фактической деятельности воспитателя по осуществлению педагогических решений:

- как выдается учебно-воспитательная информация школьникам;

- как воспитатель осуществляет руководство практической деятельностью учащихся в ситуации;

- как осуществляется регулирование взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками, между воспитанниками, ликвидация конфликтов, оказание педагогически целесообразной помощи и т.д.

XII. Общие оценки результатов педагогических воздействий.

Дайте оценки результатам педагогических воздействий, указав:

- достигло ли цели педагогическое воздействие, и в какой мере;

- какие положения педагогической теории (принципы, методика и т.д.) были удачно использованы воспитателем в данной ситуации;

- какие были допущены ошибки, недостатки в воспитании, которые обнаружились в данной ситуации;

- каких знаний, навыков, умений недостает воспитателю;

- какой положительный и отрицательный опыт воспитания из данной ситуации следует учесть в дальнейшей работе.
5.5. Образец анализа конкретной психолого-педагогической

ситуации (по А.К. Быкову)

Ситуация. Вовка Вернер был самым тихим и незаметным учеником в классе. Спрашивать его о чем-либо на уроке учителя считали бесполезным делом. Когда его вызывали к доске, он выходил, виновато моргал глазами и всей пятерней чесал свою вечно лохматую голову. Вовка Вернер всегда был одет неряшливо: брюки неглаженные, на пиджаке всегда одна пуговица. Руки мальчика постоянно испачканы.

Вовка никогда не высказывал своего мнения. Его «наставником» и руководителем был Вовка Пупынин по кличке «Пупок». Поэтому ребята прозвали Вернера «Вовкой № 2», а Пупынина – «Вовкой № 1». Последний всегда был хорошо одет, умыт, причесан. К своему приятелю он относился по-барски, подкармливал вечно голодного Вернера. Со стороны это выглядело неприятно:

Пупынин усаживался на парту, раскрывал на портфеле завтрак и начинал выбирать, что съесть самому, а что отдать «Вовке № 2».

В течение дня Пупынин менялся как хамелеон: с учителями был вежлив, со слабыми одноклассниками – высокомерен, с более сильными ребятами – услужлив. Вернера он презрительно называл «дубом». Когда в классе заходила речь о неудачах последнего, Пупынин изрекал: «Что с дерева взять, кроме опилок?» Вернер на это никак не реагировал и на перемене вновь как в ни в чем не бывало подходил к Пупынину и ждал свою долю завтрака.

В октябре в класс пришла новая учительница математики Ольга Ивановна. Она была молоденькой и, заходя в класс, смущалась. Но на уроке преображалась, уверенно, с увлечением объясняла учебный материал. Было видно, что общение с ребятами доставляет ей подлинную радость.

Пупынин, сидевший на первой парте, старался понравиться учительнице. Он льстиво улыбался, охотно шел за мелом, поднимал руку. Но Ольга Ивановна почему-то больше посматривала на последнюю парту, где сидел Вернер.

Однажды во время самостоятельной работы Ольга Ивановна подошла к последней парте, где сидел «Вовка № 2», постояла около него, вникая в написанное, и вдруг погладила мальчика по голове. Это было так неожиданно, что Вернер на мгновение замер, потом захлюпал носом и, опустив голову, тихо заплакал.

На следующий день Вернер к Пупынину не подошел, чтобы получить свою долю завтрака. Тот, глядя на него, ухмылялся:

«Все равно, «дуб», придешь. Но Вовка больше к нему не подходил. Его как будто подменили. Глаза Вернера засветились каким-то светом, взгляд стал тверже, увереннее. Ребята с недоумением поглядывали то на Пупынина, то на Вернера. А Ольга Ивановна теперь, входя в класс, смотрела на Вернера и приветливо улыбалась. И от этого у подростка на душе становилось светло и радостно... И вдруг...

В тот день Ольга Ивановна вошла в класс, как всегда, радостная. Приветливо кивнув ребятам, она села на стул и открыла журнал. Когда учительница направилась к доске, класс охнул и притих: на ее новом светлом платье расплылось огромное масляное пятно. Почувствовав неладное, она обернулась, слегка приподняла подол платья. Увидев пятно, побледнела и вдруг, расплакавшись, выбежала из класса.

Пупынин повернулся в сторону Вернера и нагло ухмыльнулся. Дальше произошло то, чего никто не мог ожидать. Вернер вскочил с места, быстро подошел к Пупынину и ткнул кулаком в его нахальную физиономию. Тот от неожиданности завалился на парту. Вовка повернулся и спокойно пошел к своей парте. Услышав за спиной шаги Пупынина, он резко развернулся в его сторону. Тот, увидев его ненавидящий взгляд, затеять драку не решился.

– Дрянь ты, Пупынин, – выдохнул Вернер...
5.6. Вариант анализа предложенной ситуации и решения

содержащейся в ней проблемы

Общая характеристика образовательно-воспитательной среды, в которой происходит действие

В тексте описания ситуации нет информации о социальном окружении школы и о самой школе. Можно предположить, что школа городская. Любая школа как положительная образовательно-воспитательная среда не исключает возможность возникновения в ней конфликтных ситуаций, аморальных поступков учащихся (иногда даже и учителей), их хулиганских действий, драк, детского рэкета, курения и т.д. Сознание учащихся, как говорил А. С. Макаренко, – часто сбивается с правильной нравственной позиции, и это определяет соответствующее поведение. Событие происходит в коллективе класса, и его мы будем рассматривать как педагогическую систему.

Воспитуемые: «Вовка № I», «Вовка № 2», все одноклассники. Учащиеся так или иначе непреднамеренно оказывают друг на друга воспитательное воздействие, но в описанной ситуации в этой главной роли явно выступает Вовка («Вовка № 2») по фамилии Вернер. Он, конечно, сознательно (и тем более профессионально) не ставит цели воспитательного воздействия на Пупынина «Вовку № I». Однако своим решительным и мужественным поступком воздействует на последнего и на весь класс положительно.

Учительница Ольга Ивановна – субъект педагогической деятельности по отношению ко всем учащимся класса и в первую очередь к Вернеру и Пупынину. Связи между учителем и учащимися прямые, они приобретают формы взаимодействий и взаимоотношений.

Анализ сложившейся ситуации подсказывает необходимость привлечения для решения задачи классного руководителя, который не описан, а также других учителей и родителей учащихся, особенно родителей «Вовки № 2».

Определим порядок изучения действующих лиц, их взаимоотношений. По педагогической значимости и логике анализа расположим объекты психолого-педагогического анализа в таком порядке: Вернер, Пупынин, Ольга Ивановна, классный руководитель, родители.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
написать администратору сайта