Главная страница
Навигация по странице:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА». Рабочая программа дисциплины педагогика



Скачать 0.55 Mb.
Название Рабочая программа дисциплины педагогика
Анкор РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА».doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.55 Mb.
Формат файла doc
Имя файла РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА».doc
Тип Рабочая программа
#627
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)






«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор,

проректор по учебной работе

___________________ В.Г.Прокошев

«______» _________________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»
МОДУЛЬ «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) И

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Направление подготовки: 050100.62 – Педагогическое образование
Профиль подготовки: История и иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения – очная



Семестр

Трудоем-кость зач. ед., час.

Лек-ций,

час.

Практич. занятий,

час.

Лаборат. работ,

час.

СРС,

час.

Форма промежуточного контроля

(экз./зачет)

1

5; 180

18

18

18

90

экзамен (36)






















Итого

5; 180

18

18

18

90

экзамен (36)


Владимир 2014 год

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения модуля «Теория обучения и педагогические технологии. Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» (дисциплина «Педагогика») является формирование системных знаний и компетенций в области владения современными педагогическими теориями и технологиями, что будет способствовать становлению базовой общенаучной компетентности бакалавра педагогики для решения образовательных и исследовательских задач, ориентированных на практическую деятельность в предметной области знаний.
Задачи курса:

- сформировать представления студентов об основных направлениях развития современной педагогики и её фундаментальных теоретических положениях; представить современную педагогическую науку как совокупность сложившихся и складывающихся педагогических теорий, систем и технологий;

- содействовать овладению студентами умениями анализировать, проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс в логике различных педагогических систем;

- развивать педагогическое мышление, способность к самостоятельному осмыслению теоретических и прикладных аспектов современного образования; стимулировать развитие интереса к практической деятельности и педагогическому творчеству;

- в результате анализа многообразия имеющихся сегодня педагогических теорий, систем и технологий, создать условия для формирования у студентов целостного отношения к ребенку как субъекту и объекту педагогического процесса; предостеречь будущих педагогов от упрощенного представления о сущности педагогической деятельности, ядро которой составляет проектирование и реализация педагогического замысла, определенного интересами развития личности ребенка;

- создать условия для становления личности как профессионала и человека культуры, обладающего развитым интеллектом, культурой научного и гуманитарного мышления, устойчивой ценностной ориентацией на творческую самореализацию и саморазвитие в инновационном образовательном пространстве;

- создать условия для формирования методологической культуры будущего педагога.
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 – «Педагогическое образование». Модуль Б.3. Б.2. «Теория обучения и педагогические технологии. Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» дисциплины «Педагогика» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла (Б.3).

Данная дисциплина опирается на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетентности, приобретенные студентами в процессе освоения содержания базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) с дисциплинами История, Философия, Экономика образования, а также дисциплины Психология (Б.3. Б.1.) базовой части профессионального цикла (Б.3). Содержание модуля Б.3. Б.2. «Теория обучения и образовательные технологии. Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» дисциплины «Педагогика» является средством расширения и углубления психолого-педагогической составляющей базового профессионального опыта будущих учителей, приобретенного студентами на предшествующих этапах освоения дисциплины «Педагогика» в процессе изучения модулей «Общая педагогика. История педагогики и образования» (4-й семестр), «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» (5-й семестр).

В соответствии с учебным планом дисциплина «Педагогика» является обязательной дисциплиной подготовки студентов-бакалавров по профилю «История и иностранный язык» и предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных компетенций в процессе освоения теоретических и технологических аспектов современного образования.

Курс базируется на сочетании общеобразовательной, теоретической и практической подготовки.
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины студент-бакалавр должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3);

– способностью генерировать новые идеи и научные гипотезы (ОК – 4);

– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК – 2; ОК – 5);

– способностью адаптироваться к изменению научного профиля и социально-культурных условий своей деятельности (ОК – 8);

– способностью к коммуникации в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК – 7);

– способностью к активной социальной мобильности, к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, способностью к управлению научным коллективом (ОК – 14; ОК – 15);

профессиональными компетенциями:

общепрофессиональными:

– способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОПК – 1);

– способностью свободно владеть фундаментальными разделами и новейшими достижениями педагогической науки, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (ОПК – 2);

– способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и образовательную карьеру (ОПК – 2);

научно-исследовательскими:

– способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области педагогики и образования, решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ОК – 4);

– способностью и готовностью применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей (ОК – 4; ОК – 6);

– способностью к обеспечению правовой охраны результатов научно-исследовательской деятельности (ОК – 13);

– способностью осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность с учетом социальных, этических и экологических аспектов (ОК – 1);

профессионально-педагогическими:

– способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК – 1);

– способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК – 5);

– способностью профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК – 9);

– способностью и готовностью к применению современных технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества образовательного процесса (ПК – 2);

– способностью к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК – 10);

– способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК – 11).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

  1. знать: теоретические основы педагогики как науки и сферы практической деятельности; основные проблемы и перспективы развития современной педагогики; методологию педагогики как науки; положения системного, антропологического, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов; основные теории, концепции, законы и закономерности теории воспитания и теории обучения (ОПК-1; ОПК-2; ОПК-4; ПК-5);

  2. уметь: правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать используемые в сфере образования педагогические технологии обучения, воспитания и социально-педагогической деятельности (ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ПК-2; ПК-10; ПК-11);

  3. владеть: базовыми понятиями по курсу, основными методами, средствами и формами педагогической деятельности; опытом анализа жизненных и образовательных ситуаций развития человека, нуждающегося в педагогической поддержке и сопровождении, а также опытом оценки образовательных программ, ориентированных на осуществление личностно ориентированного обучения (ОПК-1; ОПК-2; ОПК-4; ОК-4;ПК-1; ПК-9).


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.



п/п

Раздел (тема)
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)


Объем учебной работы,

с применением интерактивных методов

(в часах / %)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям

семестра),

форма промежуточной

аттестации

(по семестрам)













Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы, коллоквиумы

СРС

КП / КР










Модуль I.

Методология педагогики.

1

Педагогика как наука. Методоло-гия педагогики.

6

1

2













5




1/50

Тестирование.

2

Методологичес-кие характерис-тики педагоги-ческого исследо-вания. Методы педагогического исследования.













4







10




2/50

Доклад, разра- ботка рабочего

аппарата науч-

ного исследо-

вания с пре-зентацией,

Всего







2




4







15




3/50

тест




Модуль II.

Теория обучения – составная часть педагогики.

Современные технологии обучения.

3

Образование как историко-педаго-гический фено-мен. Современная образовательная ситуация как отражение смены педагогической парадигмы.

6

2

2













5




1/50

Доклад,

презентация, опрос, тести-рование, реше-ние ситуацион-ных задач, рейтинг-контроль №1

4

Теория содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина.

6

3

2

2

2







5




3/50

Опорный конспект, тестирование.

5

Процесс обу-чения как обра-зовательный про-цесс.

6

4

2

2

4







14




5/63

Защита пре-зентаций, опор-

ный конспект, дискуссия.

6

Процесс обуче-ния как дидак-тическая система. Дидактическая система тради-ционного обуче-ния. Дидактичес-кая система раз-вивающего обу-чения. Дидакти-ческая система личностно ориен-тированного обу-чения.

6

5-6

4

6

8







16




10/56

Опрос, тес-тирование, ре-шение ситуа-ционных задач, защита про-ектов, защита презентаций.

7

Реформа рос-сийской системы образования в свете формиро-вания общеевро-пейского образо-вательного про-странства.

6

7

2

2










10




2/50

Опрос, тести-рование, за-щита презента-ций, рейтинг-контроль №2.

Всего







12

12

14







50




21/55







Модуль III.

Основы управления образовательными системами.

Нормативно-правовое обеспечение образования.

8

Сущность и ос-новные прин-ципы управления образовательны-ми системами.

6

8

2













5







Опорный конспект, тестирование.

9

Школа как об-разовательная система и как объект научного управления.

6

9

2

2










5




1/25

Доклад,

презентация, опрос, тести-рование, реше-ние ситуацион-ных задач.

10

Взаимодействие социальных ин-ститутов в управ-лении образова-тельным процес-сом.

6

10
















5




1/50

Опорный конспект, тестирование, защита презентаций.

11

Нормативно-правовые документы в образовании.


6

11




4










10




1/50

Опрос, тести-рование, за-щита презента-ций, рейтинг-контроль №3.

Всего







4

6










25




3/30




Всего за семестр







18

18

18







90




24 / 44






Учебный материал дисциплины представлен тремя модулями:

Модуль I. Методология педагогики.

Модуль II. Теория обучения – составная часть педагогики. Современные технологии обучения.

Модуль III. Основы управления образовательными системами.

Нормативно-правовое обеспечение образования.
Создание развивающего образовательного пространства обеспечивается следующими технологиями:

Лекция: проблемная, дискуссия, обзорная.

Практические занятия: семинар-дискуссия, «кейс»-метод, разбор конкретных ситуаций, обсуждение результатов группового исследования, творческие задания, анализ периодики по отдельной теме.

Самостоятельная работа студентов-бакалавров:

Одной из задач изучения дисциплины является создание условий для самостоятельной исследовательской работы бакалавра, что предполагает:

– самостоятельное изучение тем дисциплины, обеспеченных литературой с учетом знаний, полученных ранее;

– углубленное изучение тем дисциплины с изучением первоисточников, Интернет-ресурсов и т.п.;

– создание мультимедийных презентаций;

– написание рефератов, докладов, оформление результатов исследования. Предлагается построение индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов, самостоятельной работы студента-бакалавра в пределах трудоемкости дисциплины).

Типовые задания СРС:

– работа с первоисточниками;

– подготовка докладов;

– изучение отдельной темы и разработка опорного конспекта;

– решение исследовательских задач;

– составление понятийного тезауруса;

– подготовка презентации;

– написание эссе;

– составление аннотированного списка литературы по одной из тем;

– исследовательские работы (возможна разработка проекта).

Виды контроля:

текущий контроль: проводится с целью реализации обратной связи, организации самостоятельной работы и текущей проверки усвоения дисциплины в форме: написание эссе, подготовки докладов, составление схем, конспектов, презентаций;

рубежный контроль: проводится между разделами (модулями) с целью определения уровня освоения изученного материала через решение тестовых заданий, разработку и защиту проектов или индивидуальных (коллективных) исследовательских тем;

итоговый контроль: проводится экзамен (6 семестр) с целью оценки уровня овладения компетенциями в соответствии с ФГОС.
МОДУЛЬ I

«МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ»

Термины модуля: наука, классификация наук; методология, методология педагогики, методологические принципы; методологические характеристики педагогического исследования, методы педагогического исследования.

Лекционные занятия

  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта