Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Рабочая программа по курсу Бионика и бионическое моделирование. Составитель С. А. Шаппо. Москва, 2012., 21 с



Скачать 141.5 Kb.
Название Рабочая программа по курсу Бионика и бионическое моделирование. Составитель С. А. Шаппо. Москва, 2012., 21 с
Анкор BIONIKA_i_BIONIChESKOE_MODELIROVANIE.doc
Дата 22.04.2017
Размер 141.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла BIONIKA_i_BIONIChESKOE_MODELIROVANIE.doc
Тип Рабочая программа
#1775



Бионика и бионическое моделирование

Рабочая программа по курсу «Бионика и бионическое моделирование».

Составитель: С. А. Шаппо. Москва, 2012., 21 с.




Тема 1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ

РАЗВИТИЮ БИОНИКИ.
1.Человек в процессе эволюционного развития прошел этапы органичного развития от примата-млекопитающего до человека-разумного и вышел на уровень осмысленного подражания живой природе и деятельности живых организмов.

2. В историческом разрезе развития осмысленной творческой деятельности человека можно выделить несколько хронологических этапов, предшествующих развитию бионики.

3. Первый этап – охватывает период с 1750000 лет назад до 8 –7в.в. до н. э. и заканчивается эпохой неолита. Он характеризуется утилитарно-функциональным подходом к осмысленному созданию вещей и сооружений. В них механически превносились природные формы. Это шалаши, землянки, норы, скорлупы, панцыри животных и т.д.

4. Второй этап – от начала формирования архитектуры и искусства Древнего мира, начиная со второй половины 7-6 в.в. до н.э. и кончая серединой 19 в. Это этап зарождения и упадка многих цивилизаций и культур. Для него характерен основной принцип – это подражание природе с использованием её форм в декоративно-изобразительных целях. Новые конструктивные системы и изделия, подобные природным не могли быть реализованы из-за ограниченности технических возможностей.

5. Третий этап – конец 19 в. – начало 20 в. – начало эпохи технической революции. Это зарождение и упадок стиля «Модерн» и его смена «Функционализмом» и «Конструктивизмом».

6. Четвёртый этап – 30 годы 20 столетия. Бурный расцвет промышленного производства даёт толчок к появлению новых технологий и материалов. Массовое производство вещей, предметов быта, машин и оборудования стимулирует развитие инженерных дисциплин и рекламы. Улучшение внешней формы изделий в рекламных целях с целью сбыта, привели к мягкой форме перехода от декоративности через «стайлинг» к дизайну.

7. Развитие дизайна дало начало появлению его новой мощной формы – био-дизайну или «Бионики». Датой рождения бионики считается 13 сентября 1960 года - день открытия в Дайтоне (штат Огайо) США, первого американского симпозиума на тему: «Живые прототипы искусственных систем – ключ к новой технике»
Тема 2. ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


  1. Первые упоминания об использовании живой природы с техническими целями встречаются в трудах Витрувия.

  2. Арабские врачи делали глазные операции и первыми изучили роль хрусталика глаза, дав толчок к использованию линз из хрусталя в качестве увеличения изображения.

  3. Леонардо да Винчи (1452-1519г.г.) делает схемы и рисунки аппаратов с машущими крыльями – прототипами птиц.

  4. Немецкий астроном Иоган Кеплер (1576-1630г.г.), в трактате о «шестиугольном снеге», дал ряд рекомендаций по использованию пространства с наибольшей экономией и достижением наибольшей прочности.

  5. В 16-17 в.в. по мере накопления материала по естествознанию, появляется интерес к механическим и изолирующим свойствам живых организмов.

  6. Галилео Галилей в своих трудах приходит к выводу об идентичности работы живых организмов и предметов техники. Он выводит закон о рациональной конфигурации балок, полых сплошных, дав объяснение работе полых цилиндрических конструкций.

  7. В 16в. вопросами целесообразности конструкций в природе занимался английский ботаник Неемия Грю. Он дал объяснение прочности листовых черенков в зависимости от расположения в пространстве листа.

  8. Итальянский физиолог Луиджи Гальвани открыл животное электричество и привёл к созданию гальванических элементов – химического источника энергии.

  9. 17-18в.в. не дали большого развития инженерно-биологическим исследованиям в живой природе, сводя вопросы физико-механической прочности растений к простому «заякориневанию» в землю.

  10. В 1859г. Чарльз Дарвин выпускает труд « О происхождении видов».

  11. В 1864г. Герберт Спенсер (английский инженер, философ и биолог) в книге «Основания биологии», приводит мысли, сходные с мыслями Галилео Галилея по поводу роста организма в различных средах. Его постулат: … «естественный отбор благоприятствует наиболее отвесно растущим формам и в природе идёт борьба за укрепление отвесного устойчивого положения». Он даёт понятие спирали как исходной позиции в образовании цилиндра в природе.

  12. Швейцарский инженер-биолог Симон Швендер (1829-1889г.г.) становится основателем учения об архитектонике растений. Он пишет о том, что растение строит себя по тем же правилам, что и инженер, строящий изделия, только они тоньше, изящнее и экономичнее.

  13. Русский физик Н.А.Умов (1846-1915г.г.) указал на возможность моделирования свойств животных. Он сформулировал теоретические основы кибернетики, указав, что живая материя может быть заменена автоматом.

  14. Н.Е.Жуковский (1847-1921г.г.) положил основание в гидро и аэродинамические исследования. В своих исследованиях он использовал метод идеализации, позволивший ему создать теорию движения в воздухе птиц и на этой базе дать возможность развитию воздухоплавания.

  15. Бионические принципы на практике впервые во всей своей красоте реализовались в постройках Антонио Гауди и Луиджи Нерви, причём у последнего в более открытой форме.

  16. Начиная с 60-х годов бионические исследования начинают носить постоянный упорядоченный характер и бионика формируется как наука.



Тема 3. БИОНИКА В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ.


  1. В науке смена лидирующих направлений – закономерность. Механика занимавшая лидирующее положение в естествознании до 15-16в.в.сыграла роль трамплина для других наук.

  2. В 19в. на базе законов механики вперёд выходят химия, физика, биология, астрономия и геология.

  3. Революция в естествознании началась с проникновения физики в область микромира, поэтому физика более чем на полвека заняла лидирующее положение в естествознании. На этой базе развивались и другие науки, химия, астрономия, биология.

  4. В качестве нового лидера после физики выходит биология. Учение Чарльза Дарвина об эволюции организмов путём отбора дало мощный толчок к пониманию развития живой формы в историческом, временном аспекте.

  5. Начало взаимодействия математики и биологии привело к развитию кибернетики – науке изучающей процессы передачи информации в технических устройствах.

  6. Область исследования традиционных наук и биологии дали жизнь новому научному направлению – “ Бионика”

  7. Бионика – это наука занимающаяся, исследованием биологических систем и процессов, происходящих в живой природе на молекулярном, клеточном, организменном, и популяционном уровнях с целью их творческого использования в технике.

  8. Название “Бионика” (от слов био-жизнь и электроника) предложено американским учёным Джеком Стилом и принято на 1 симпозиуме по бионике, проходившем в г. Дайтоне (США) в 1960г.

  9. К вопросам, решаемым бионикой относятся:

- расширение сырьевой, энергетической и продовольственной базы путём

освоения биосферы, включая мировой океан.

- синтез новых органических материалов.

- продление жизни человека.

- оптимизация трудовой деятельности.

- нормализация среды обитания человека.

- создание искусственного интеллекта.

- разработка технических средств в системе «человек-машина-среда».

- новые системы связи, навигации, транспорта, космические разработки.

- охрана окружающей среды.

- исследования живых организмов и условий их обитания.

  1. Бионика отвергает принципы слепого копирования живой природы в технических аналогах. Она базируется на методе «функционального моделирования».

  2. Бионика – наука междисциплинарная, в ней отражаются особенности научно-технической революции в форме интеграции различных по своему назначению и методам наук, в число которых входят биология, химия, физика, ботаника, психология, архитектура и т.д. ситезирующие свои знания с методами математического анализа и инженерными дисциплинами.

  3. Бионика соединяет разнородные знания в соответствии с законами единства живой природы

  4. Структура бионики складывается из трёх крупных направлений: - теории бионики, бионических исследований и бионического моделирования.



Тема 4. ФОРМА И ФУНКЦИЯ.


  1. Гармония – это упорядоченное состояние мироздания.

  2. Объективное состояние гармонии – неразделимое состояние взаимодействия функции и формы.

  3. Гармония функции и формы идентична понятию «системности» и «цельности».

  4. Философские категории «содержание» и «форма» родственны понятиям «функция и форма», но не тождественны им.

  5. Функция по своей природе динамична, а содержание – статично.

  6. Функция подразумевает в конечном итоге цель.

  7. Целесообразность действия и связь его с формой является процессом материализации формы.

  8. Форма материализуется во взаимодействии трёх состояний: формы, структуры, пространства, при этом форма занимает среднее граничное значение между внешним пространством и внутренней структурой, сливаясь с ними в единое целое.

  9. Функция развивается по иерархическому закону от части к целому с постепенным формированием основного назначения предмета, т.е. без функции элементарной единицы не может существовать никакая другая выше её стоящая по иерархии функционирующая система.

  10. Возникновение новой функции связано с развитием новых свойств, которые превращаются в новую функцию в том случае, когда они начинают служить сохранению данной системы и выполнению её основной функции, т.е. свойства – потенциал развития функции.

  11. Форма консервативнее функции и менее динамична в своём развитии.

  12. Функция обладает свойством жить в различных материальных формах, отсюда «универсальность» – отличительная черта существования различных функций.

  13. «Специализация» в противовес «универсальности» ведёт к наиболее устойчивым формам.

  14. В специализированных системах максимально проявляется статичность формы во времени и закрепление за нею понятия «стиль».

  15. Критериями формы служат величина (размерность), фигура (очертание), положение в пространстве.

  16. Форма является результатом движения функции.

  17. В процессе увеличения (движения) формы начинается её деление на элементы, обусловленное функциональными и конструктивными особенностями.

  18. «Малые изменения» несут в себе огромные потенциальные возможности развития форм, к ним относятся: эволюция видов, экономия энергии, регуляция, трансформация, комбинаторика, гармоничность.

  19. Влияние на форму пространства осуществляется через поле. Поле является продолжением твёрдого тела.

  20. Пространство условно делится на поле и вещество, границей является форма.

  21. Все искусственно созданные материальные формы по своему знаковому характеру условно делятся на положительные, отрицательные, нейтральные и смешанные.

  22. Пространство существует во многих видах на различных иерархических уровнях существования во времени.

  23. Время ввиду своей динамики является функцией, а пространство – формой существования этой функции.


Тема 5. СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИИ ФОРМЫ.

1. Чтобы найти связь между средствами гармонизации формы, необходимо

определить их иерархию в системе организации формы.

2. Объективная сущность любой организационной функционирующей системы

может быть раскрыта через три основные закономерности функциониро -

вания: совместимость функций, принцип их существования и развития,

сосредоточение функций.

3. Закономерности функционирования родственны определённым уровням

развития структуры формы. Совместимости функций соответствует уровень

полимеризации формы, принципам существования и развития функций -

уровень дифференциации формы, сосредоточению функций - уровень

интеграции формы.

4. Уровням развития структуры формы соответствует аналогичная иерархия

средств гармонизации формы.

  1. Совместимость функций - это основа взаимодействия элементов любой

сложной динамической равновесной системы в форме простейшей организации - "полимеризации". На этом уровне действует механизм сложения отдельных одинаковых по функции и форме элементов.

6. В период полимеризации преобладает структурный статический момент

организации формы в виде количественного роста элементов на метричес-

кой основе. Нарушение симметрии почти не наблюдается.

7. В системе полимеризации в виде малых изменений заложена возможность

самоорганизации в полифункциональную систему.

  1. На уровне полимеризации исследуются метрические, статические и симметричные свойства систем.

  2. На первом уровне равновесных систем начинают проявляться первичные объёмно-плоскостные пластические преобразования.

  3. Изменение форм на уровне полимеризации связано с действием гравитации на Земле.

  4. В космосе взаимодействие форм носит другой характер, ввиду изменений гравитации.

  5. Второй принцип функционирования - это рождение новых функций системы, сосредоточенных на выполнении общей цели. Этот принцип осуществляется через дифференциацию ранее однородных элементов, благодаря чему и достигается разнообразие их свойств.

  6. Дифференциация отражает динамическую сторону организации системы, необходимость её изменения в интересах сохранения целостности системы и её выживания в условиях изменения среды.

  7. Динамизм развития, рождает неоднородность системы, изменение её форм по временному вектору развития.

  8. Чередование симметричных и асимметричных состояний, вызванных механизмом сохранения видовых признаков, восстанавливает нарушенную динамикой равновесность системы.

  9. На уровне дифференциации, динамика ритмов позволяет вести оценку пропорций и масштабных соотношений элементов ввиду их неоднородности. Обогащается пластика.

  10. Третий принцип функционирования - сосредоточение функций. При этом происходит интеграция всех функций системы, направленная на поддержание основной функции.

  11. Чрезмерная интеграция может привести к излишнему усложнению формы, поэтому здесь действует принцип целесообразности и экономичности.

  12. На уровне интеграции решаются вопросы взаимоотношения частей и целого.

  13. Гармония и средства гармонизации вплотную связаны с развитием функциональных систем.

  14. Переход от объективных законов гармонии к эстетическим связан с мерой геометрических отношений и их психологическим восприятием.

  15. Механизмы, объединяющие средства гармонизации формы, раскрываются и исследуются на базе логического и психологического методов анализа формы.


Тема 6. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ.


  1. Общее представление о симметрии включает в себя толкование её как свойство объектов, как абстрактная система построения, как описание картины мироздания.

  2. Симметрия это своего рода эталон, к достижению которого стремится всё, она включает в себя восприятие порядка в видимом хаосе Вселенной.

  3. Симметрия, в широком смысле этого слова является идеей, посредством которой человек пытается постичь и создать порядок, красоту и совершенство.

  4. Абсолютная симметрия это лишь абстрактный идеал, эталон, с которым мы сверяем окружающую нас реальность.

  5. В науке принято следующее определение "симметрии" - это соразмерность, неизменность структуры материального объекта относительно его преобразований.

  6. В точных науках симметрия выступает основным признаком упорядочения предмета исследования и строится в разрезе закона единства и борьбы противоположностей.

  7. Одна из фундаментальных основ симметрии - противоположность "правое - левое".

  8. Первоначальный смысл симметрии - это гармония, равновесие, соразмер- ность элементов, образующих каркас или структуру произведения.

  9. Симметрия также употребляется в виде значения "равновесия", одной из основных потребностей существования живой формы.

  10. Стремление к равновесию в композиции это стремление к простоте, но не к упрощению.

  11. В неорганической природе не встречаются "платоновые тела" пентагональ- ной структуры, зато в органике они предстают в своём многообразии. Это свидетельствует о неразрывном единстве живого и неживого мира.

  12. Упорядочение на низшем уровне полимеризации структуры формы наиболее полно отражается в орнаменте.

  13. Симметричные космограммы характерны для многих мировых культур, что говорит о симметрии, как о макрокосмическом показателе формы.

  14. Симметрия преследует одну цель - множество сводится к гармоничному единству.

  15. Двойственное состояние симметрии характеризуется тем, что оно одновременно может вызывать прямо противоположные чувства: раздражение и покой, подавленность и свободу, равнодушие и восторг.

  16. К симметричным закономерностям относятся определённые виды симметричных преобразований на плоскости и в пространстве: это вращение вокруг оси, переносы, зеркальные отражения, сетки и спирали, которые служат исходными данными для важнейших приёмов в композиции.

  17. Необходимое условие симметрии геометрического тела - это наличие у него элементов симметрии: осей, плоскостей и центров.

  18. Симметрия и асимметрия - это два противоположных приёма построения формы. С точки зрения математики асимметрия - это отсутствие симметрии, а дисимметрия - частичное нарушение симметрии.

  19. Единство и равновесие такие же цели асимметричных композиций, однако достигаются они другими путями, тождественность заменяется зрительным равновесием масс.

  20. В условиях гравитации вертикальная ось симметрии имеет приоритетное значение.

  21. Симметрия считается более общим понятием чем асимметрия.

  22. Симметрия является результатом процесса накопления энергии, а асиммет-рия процессом расходования энергии организмом в процессе его активной жизнедеятельности.

  23. Симметрия и асимметрия взаимодополняют друг друга, без них невозможен рост и развитие организмов, закрепление наследственности, совершенство форм.

  24. Характерным примером единства симметрии и асимметрии в природе является "митоз" - деление клетки.

  25. При движении изнутри наружу, от структуры к форме наблюдается постепенное приближение форм к внешне симметричным.

  26. В живой природе, искусстве и технике наблюдается несколько видов симметричных форм имеющих ось равновесия: А - зеркально-тождественная, Б - зеркальная, В - зеркально-асимметричная одноосевая, Г -зеркально-асимметричная многоосевая.

  27. В мире органическом и неорганическом фактически отсутствует полная зеркально-тождественная симметрия, что свидетельствует о несимметричности жизни. Широко распространены зеркально-симметричные системы левой и правой ориентации и уравновешенные зеркально-асимметричные системы в которых действует закон компенсации нарушения симметрии за счёт массы, очертаний, положения в пространстве, цвета, и т. п.


Тема 7. ПРОЦЕССЫ ВЕТВЛЕНИЯ И СПИРАЛЕОБРАЗОВАНИЯ В ПРИРОДЕ.


  1. Ветвление и спиралеобразование - наиболее характерные морфологические характеристики природных систем на всех уровнях развития природных форм.

  2. Процесс ветвления характеризуется следующим признаками: а) Разветвлением образуются системы состоящие из одноимённых однородных членов, что говорит об уровне полимеризации структуры формы. б) В результате процесса ветвления возникает новая пространственная система объединённая в единую форму процессами роста в) Процессы ветвления формы несут в себе особенности характеристик случайного и закономерного.

  3. Фундаментальная морфологическая характеристика роста особенно ярко выражена в древесных растительных формах на всех уровнях их развития.

  4. Рост и ветвление растительных форм и формирование вегетативной системы организма напрямую связано с изменениями в окружающей среде, с концентрацией и интенсивностью света и питательных веществ в результате чего у организма увеличивается поверхностное соприкосновение с окружающей средой.

  5. Процесс ветвления носит очаговый характер в узлах и сочленениях, и связан с образованием "метамеров" (от греч.-метамер-расчленение тела)

  6. По своим морфологическим характеристикам модели ветвления подразделя-ются на следующие виды. Палка-формирует главную ось. Крючок-даёт изменение направлению роста и развития.

Вилка-позволяет равномерно заполнить объём при развитии поверхностного

соприкосновения со средой с сохранением одинакового расстояния от

основной оси.

Сучок-имеет главную опору, позволяющую достаточно долго расти в

определённом направлении.

Розетка-чаще всего встречается у лишайников, водорослей и цветов.

Мутовка-представляет собой метамеры заложенные одинаково к основанию

главного метамера.

Пучок-это образование метамеров с сильно сближенными основаниями, рас-

тущий в одну сторону.

7. Большинство систем ветвления формируется с преобладанием системы

"сучок" в формировании главной оси до минимального предела, после чего

система несколько раз "вильчато" разделяется и прекращает свой рост.

  1. Процессы ветвления аналогичны движению потоков, которые характеризу-

ются следующими отличительными признаками:

а) пространственным ветвлением

б) плотностью ветвления

в) интенсивностью ветвления

г) оптимальной скоростью ветвления

  1. Процессы ветвления часто соединяются с процессами спиралеобразования.

  2. Спиралевидные образования имеют различную конфигурацию в виде геометрической спирали или винтовой кривой.

  3. Геометрическая спираль (от лат. изгиб, извив)-это кривая, которая описывается точкой, движущейся с постоянной скоростью вдоль луча, вра-

щающегося около неподвижной точки с постоянной угловой скоростью.

  1. Винт является частным случаем спирали.

  2. В зависимости от начальных условий и закономерности движения относительно полюса, различают следующие виды спиральных кривых:

-спираль Архимеда;

-гиперболическая спираль;

-логарифмическая спираль;

-параболическая спираль;

-спираль Корню;

-эвольвента окружности;

-циклоида;

-клотида (кручение, прядь.);

-конусообразный винт и т.д.

  1. В физическом отношении спираль-это взаимодействие двух сил: центро-

бежной и притяжения Земли.

  1. Большинство природных форм имеют конфигурацию логарифмической

спирали.

  1. В зависимости от направления движения спиралевидные формы имеют

левую и правую ориентацию.

  1. Спираль проявляется как морфологический стандарт на различных урав-

нях структуры формы: в виде ДНК, раковин малюсков, цветков растений,

волос, полярных шапок на Марсе, спиралевидных галактик.

  1. Спираль-это сжатие, концентрация энергии, распрямление её - это отдача

Энергии.

  1. Чувство значимости спирали отражено в орнаментах, украшениях, архи-

тектуре, технике, в точных науках.

  1. Спираль

    7. Живую природу можно в полной мере назвать индустриальной из за её

    принципов повторяемости и сборности.

    1. Повторяемость однотипных элементов в живой природе связана с необходи-

    мостью выживания, замены, экономии, энергетики, с продолжением рода.

    9. В живом мире повторяемые элементы образуют функционально - физиологи-

    ческую и конструктивную основу организма.

    10. Повторяющиеся элементы живого мира по форме могут быть, точечными,

    линейными, плоскостными, объёмными и пространственными.

    11. Плоскость, равномерно заполняется без зазоров из стандартных элементов

    правильной формы лишь трех видов:

    а) треугольником;

    б) квадратом;

    в) шестиугольником.

    12. Пространство заполняется целиком из правильных многогранников без за-

    зоров лишь кубом. Другие заполнения получаются лишь на базе полупра-

    вильных многогранников. Примером тому служит тетракайдекаэдр или

    многогранник Кельвина.

    13. Размещение повторяющихся элементов в природе осуществляется по пря-

    мой, по спирали, концентрически, зеркально, зеркально с поворотом, в ви-

    де ковровой мозаики.

    14. В целом в природе редко встречаются два абсолютно тождественных эле-

    мента. При этом предельная однотипность наблюдается у организмов живу-

    щих в постоянной малоизменяющейся среде, к которым относятся морские

    организмы.

    15. В природе действуют следующие приципы:

    а) чем меньше стандартный элемент, тем он более гибок;

    б) малые изменения форм значительно повышают их вариантную способ-

    ность;

    в) многовариантность-это критерий эффективности и целесообразности в су-

    ществовании видов.

    1. "Конструкции" и "Опорные системы" могут быть стандартными, а живое

    вещество в них развивается по законам вида, что позволяет органично взаимодействовать статичным и динамичным элементам.

    1. В целом стандарт в природе обеспечивает жизнеспособность существования

    организмов, а разнообразие в природе это способ приспособления к жизни.


    Тема 9. ТЕКТОНИКА В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ.



    1. Тектоника-это объективно-субъективная категория, существующая одновре-

    менно в виде природных форм органического и неорганического происхождения, а также в виде эстетического освоения конструкций и форм

    человеком.

    1. Законченная форма состоит из трёх элементов: функционирующего про-

    странства, конструкции и материала, при этом все материальные средства

    живой природы направлены на достижение одной цели - оптимального

    функционирования.

    1. Практически все живые формы тектоничны и являются прекрасными образ-

    цами для конструирования.

    1. Тектоника - это понятие, выработанное человеком в результате его практи-

    ческой деятельности в процессе создания искусственной среды для его оби-

    тания.

    1. На уровне инженерного конструирования, тектоника выступает как един-

    ство конструктивной формы и законов механики, на уровне живой природы

    конструкции включаются в систему живого организма, выполняющего

    сложные функции, в результате чего возникают новые формы.

    1. Строительный материал природных и искусственно созданных форм разли-

    чен, т.к. природные формы с момента рождения конструктивны и подвержены динамике роста и развития.

    1. Ткани растений подразделяются на:

    "образователи роста" - это покровные ткани, кожица, пробковая ткань и кор-

    ка;

    "проводящие ткани" - это сердцевина, мякоть листьев, плодов, в которых

    происходит накопление и образование органических веществ;

    "механические ткани" - это склеренхима и каменистые клетки.

    1. Механические ткани совместно с мягкими тканями работают на растяжение,

    сжатие, изгиб и кручение и обладают высоким пределом прочности на

    разрыв.

    1. Механические ткани растений в отличии от искусственных материалов со-

    четают в себе твёрдость и вязкость, прочность и эластичность, позволяющие универсально реагировать на различные нагрузки.

    1. Основным недостатком искусственных материалов является недостаточная

    вязкость, связанная с сопротивлением образованию трещин.

    1. Ключевым вопросом в создании новых материалов служит вопрос торможе-

    ния раскрытию трещин.

    11. В древесине раскрытию трещин препятствует органическое соединение

    твёрдых и мягких тканей, а также наличие тонких волокон.

    1. Роль тонких волокон велика, вопервых - чем тоньше волокно, тем оно

    обладает большей способностью препятствующей трещинообразованию,

    во вторых - соединения с эластичным материалом дают новые покровные

    изделия и конструкции, обладающие высокой прочностью.

    1. Одним из важнейших составляющих биосистем является вода, доходящая

    до 80-90% от массы растения. В живом состоянии материал в сочетании с водой становится тяжелее, одновременно с этим приобретает эластичность

    не теряя при этом прочности.

    1. В животном мире по аналогии с растительным затвердевшим тканям соот-

    ветствуют скелеты, скорлупы и панцири, ещё более прочные чем механические ткани растений и мягкие ткани, которые в сочетании с костным материалом дают ещё более поразительные эффекты прочности.

    1. Существуют две противоречивые тенденции развития всего живого мира,

    это во первых - непрерывный рост и развитие через механизмы полимери-

    зации и дифференциации и во вторых - ограничение роста связанное с эн-

    тропийностью т.е. с экономией энергии и стремлением к компактности

    реализуемое через механизмы итеграции.

    1. Принципы формообразования всего живого строятся на взаимодействии

    двух систем: конуса устойчивости и конуса роста и развития, которые явля-

    ются следствием действия сил гравитации, ветровых и др. физических на-

    грузок.

    17. В природных формах отсутствуют резкие острые и прямые углы и соеди-

    нения. Переход одной формы в другую идёт через мягкие компенсационные

    формы с переливом одной формы в другую.

    1. В тектонике форм отражено противоборство действию сил гравитации и

    её преодоление. Законченная форма являет собой равнодействующую сил

    гравитации и Космоса.


    Тема 10. ИСТОРИЯ ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ.



    1. История пропорционирования в своих корнях восходит к Пифагорейцам и носит музыкально-теоретическое происхождение.

    2. Основные вехи истории пропорционирования:

    Древний Египет дал нам три канона постоянных отношений частей человеческой фигуры.

    1 КАНОН - 4-5 династия фараонов ( 5000 лет до н. э.) даёт членение фигуры

    человека до лба на 6 равных частей в одну ступню (фут).

    2 КАНОН - 18 династия фараонов делит фигуру человека на 18 (3х18) частей

    3 КАНОН - Птоломеевский даёт членение фигуры человека до лба на 7 частей (футов) с делением каждой части на 3. Итого 21(3х7) часть.

    1. Диодор даёт членение фигуры человека на 21 1/4 части, где 1/4 часть-лобная.

    Это членение наиболее близко подходит к членению фигуры человека на целые части в пропорциях золотого сечения (большая часть-13, меньшая-8).

    1. Древний Египет не дал чёткой системы пропорционирования. Он ввёл толь-

    ко модуль, как систему отсчёта.

    1. Египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5 становится основой

    пропорционирования Египетский мастеров.

    3-вертикаль - Озирис (мужское начало).

    4-горизонталь – Изида (женское начало).

    1. 5-диагональ - Горус(третье начало созданное ими).

    1. Среди философов Древней Греции Пифагор первый математически отобра-

    зил сущность гармонических отношений, связав числами гармонию звуков

    октавы. Он создаёт арифметическую, геометрическую и гармоническую про-

    порцию, дающую начало закона "золотого сечения".

    1. Пентаграмма Пифагора-это вписанный в круг звёздчатый пятиугольник,

    построенный по закону "золотого сечения", он становится отличительным

    знаком школы Пифагорейцев.

    1. Платон особое значение придавал в пропорционировании средней пропор-

    циональной, служащей связующим звеном разнородных величин

    А : В = В : С и А - В = В - С

    1. Аристотель основным требованием красоты считал порядок, симметрию и

    и ограничение в размерах.

    1. В трактатах римского архитектора Витрувия отразились каноны гармонии

    и пропорционирования, повлиявшие на весь ход истории пропорционирова-

    ния. Эвритмию, симметрию и пропорционирование он вводит в основу

    законов гармонии.

    1. У Витрувия человек - мера всех вещей, части его тела находятся в опреде-

    лённых постоянных отношениях к его целому (высоте). Центром человеческого тела является пупок, а фигура человека вписывается в круг и

    квадрат.

    1. Все вещи создаваемые человеком антропометричны:

    дюйм - толщина пальца;

    фут - длина стопы;

    пальма - кисть руки.

    1. В эпоху Готики развивалась своя система пропорционирования, носившая

    характер франкмассонской тайны. Символы Готики.

    а) равносторонний треугольник - мудрость и Троица;

    б) квадрат - мир и природа;

    в) пентальфа - счастье и здоровье;

    г) семиугольник - святость числа 7, семь планет, семь дней сотворения мира;

    д) круг - сомвол Вселенной и Божественной силы.

    1. В эпоху Возраждения Палладио издаёт труды Витрувия со своими комента-

    риями и рисунками.

    1. Виньола развил учение Витрувия и получил широкое распространение в

    Италии, Франции и в Европе.

    1. К наиболее последовательным приверженцам канонов пропорционирования

    человеческого тела принадлежали Леонардо да Винчи, Микельанджело

    Буонаротти и Дюрер. Все они сходились в одном, что все части тела челове-

    ка должны быть согласованы между собой и целым телом.

    17.В 19 в. возникли новые идеи пропорционирования, отличные от идей прош-

    лого. Это учения Виоле ле Дюка, Пенторна, Тирша и Говштадта о гармонии

    геометрических построений на базе подобия частей и целого.

    Исследования Генчельмана, Свижановского, Сабанаева и Марутаева о связи

    материальных форм и музыкальной гармонии и законы пропорционирова-

    ния всеобщие для природы и жизни в учениях Цейзинга, Шмелёва и Ле Корбюзье.


    Тема 11. ФЕНОМЕН ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ.


    1. Феномензолотого сечения обнаруживается в искусстве, математике, в области музыкальной гармонии, в формах живой природы, в архитектуре, в психологии и в технике. Он рассматривается как объективная характеристика и как явление в области восприятия.

    2. Золотое сечение это закон пропорциональной связи целого и составляю-

    щих его частей.

    1. Классическое определение золотого сечения-это среднепропорциональное

    отношение, в котором целое так относится к большей своей части, как

    большая часть относится к меньшей и выражается численным значением

    Ф = 1,618034… и Ф-1 = -0,618034…

    1. Ряд чисел, получивших название рядов Фибоначчи обладает свойствами золотого сечения, одно из интересных свойств ряда заключается в том, что каждый член ряда равен сумме двух предыдущих. Золотое сечение является пределом отношения двух соседних чисел ряда Фибоначчи и этот

    предел стремится к Ф.

    1. Немецкий учёный Цейзинг сделал предположение что все формы, отличающиеся изяществом, обладают свойствами пропорции золотого сечения.

    2. В ботанике постоянный угол расположения листьев и ветвей растений, расположенных вдоль стебля или ствола носит название "золотого идеального угла" равного 137о 30/ 28//.

    3. Канонизация пропорций человеческой фигуры и построение её модели это

    древнейший акт творчества человека. Исследование пропорций человеческой фигуры - это фундаментальная основа решения ряда прикладных задач в технике, архитектуре, дизайне, эргономике, спорте и медицине.

    1. Кинематические схемы строения тела высокоорганизованных животных в

    том числе и человека основаны на принципе "трёхчления".

    1. Существуют два типа морфометрических характеристик человека, постоянные и переменные. К первому типу относятся линейные размеры рук, кисти, предплечья, плеча, таза и ступней ног относительно высоты человеческого тела. Они являются постоянными величинами.

    Ко второму типу относятся отношения линейных размеров высоты головы

    человека к высоте тела, длины ноги к высоте тела. Эти характеристики подвержены возрастной динамике и становятся устойчивыми только к 21 году.

    1. Французский архитектор Ле Корбюзье в 1946г. создаёт "Модулор". Модулор - это всеобщая гармоничная система, построенная на правилах

    вписанного прямого угла и золотого сечения. "Красный" и "Синий" ряды

    Модулора описываются простыми соотношениями: аn= кфn. вn = 2кфn.

    где n - любое число, а к = 1,13

    11. Эмпирически найденный коэффициент К = 1,13 является инвариантом зри-

    тельных образов, которые реально существуют в окружающем человека про-

    странстве.

    1. Закономерность листорасположения подчинена правилу двух противона-

    правленных спиральных систем в которых число спиральных рядов принимает отношения соответствующие рядам Фибоначчи.

    1. Золотое сечение является механизмом гармонического роста и развития

    живых организмов и в итоге характеризует их энергетический баланс.

    1. Значение золотого сечения как инструмента пропорционирования не следу-

    ет преувеличивать, но и не следует игнорировать т. к. пропорции это только одна из составных частей в наборе средств гармонизации формы.

    Тема 12. СВЕТ И ЦВЕТ В ПРИРОДЕ.



    1. Природа цвета напрямую связана со светом и источником его восприятия -

    живым организмом.

    1. Цветовое восприятие это реакция организма на световой раздражитель.

    2. Видимые и ощущаемые человеком световые лучи составляют лишь небольшую октаву, в пределах от 400 до 700 нанометров (или миллимикрон) в сфере колебаний электромагнитных волн в число которых последовательно входят: космические лучи, радиоактивные лучи, рентгеновские лучи, ультрафиолетовые лучи, световые лучи (видимый свет), инфракрасные лучи, радиоволны ультракороткие, короткие, средние и длинные.

    3. В видимый спектр лучей входят растяжки цветов от фиолетового до красного через синий, зелёный, жёлтый и оранжевый.

    4. В природе существуют естественные ряды развития цветов от белого (росток) через видимый цветовой спектр к чёрному (гниль). Природа сама ставит цвета в определённый ряд.

    5. Атмосфера Земли обволакивает нас и создаёт удивительную среду являющуюся носительницей цвета.

    6. Человеческий организм являясь частью природы чутко реагирует на свет и цвет и обладает индивидуальной, присущей только ему шкалой восприятия цвета.

    7. Цветовые лучи минуя зрение действуют на нервную систему человека, красный цвет усиливает кровообращение, а синий цвет останавливает воспалительные процессы.

    8. Человеческий глаз является уникальной оптической системой, дающей нам возможность различать размеры, форму, фактуру, блеск, прозрачность, мерцание и цвета объектов.

    9. Природа света такова, что все тёмные тона находятся внизу, а светлые вверху, что является следствием гравитации.

    10. При нормальном освещении наши глаза видят посредством "колбочек", а при слабом освещении посредством "палочек". Палочки дают нам впечатление света, а колбочки цветности.

    11. В животном мире наличие колбочек и палочек распределено по разному. К примеру, у кур в наличии имеются только колбочки и они спят вместе с заходом солнца, а у сов, наоборот, в наличии только палочки и они не видят в дневное время.

    12. В человеческом глазу в центре сетчатки, в районе центральной ямки, расположены только колбочки. Плотность их очень высока. На площади в 1мм2 располагается 50000 колбочек. Именно этот центр в основном отвечает за измерение цветности в нашем глазу.

    13. При сумеречном зрении в работе глаза участвуют как колбочки, так и палочки, благодаря этому идёт резкое смещение восприятия цветности и дать точную характеристику цвета невозможно.

    14. В живой природе цвет и свет являются продуктом жизнедеятельности организма в процессе его функционирования.

    15. Свечение организмов (биолюминисценция) имеет определённую цель: у медуз это реакция на механическое раздражение, у донных червей-"полихет" это сигнал в период размножения, кальмары икреветки выбрасывают светящуюся слизь, используя её как световую завесу.

    16. Помимо желез с фотогенными, рождающими свет клетками, у глубоковод- ных животных имеются специальные светящиеся органы - "фотофоры". Иногда фотофоры снабжены светофильтрами и животное светится радужно.

    17. В живых организмах почти вся биохимическая энергия при окислении превращается в свет, тогда как в обычной лампе накаливания 70% энергии уходит на образование тепла, поэтому создание искусственного живого све- та, одно из перспективных направлений бионики.

    18. Под влиянием солнечной энергии в листьях растений происходит процесс фотосинтеза т.е. процесс образования органических веществ (сахара и углеводов) из неорганических (воды, углекислого газа и минеральных солей) получаемых из внешней среды.

    19. Для лучшего улавливания растениями дневного света в природе созданы различные схемы расположения листьев. Это очерёдное, мутовчатое, моза- ичное, спиралевидное и т. д.

    20. Природа наделила многих животных способностью к камуфляжу - измене- нию своей внешней окраски. Это позволяет животным наилучшим образом приспосабливаться в борьбе за выживание.

    21. Изменение окраски у животных - это сложный биологический процесс, про- исходящий под влиянием внешних раздражителей, главным образом через зрение. Под кожей животного расположены особые эластичные клетки "хроматофоры", заполненные красящим веществом. По сигналу животного одни хроматофоры растягиваются, а другие сжимаются, в результате чего происходит изменение цветности кожного покрова.

    22. Под хроматофорами лежат другие клетки - "иридоцисты", заполненные рядом зеркал и системой призм, преломляющие и разлагающие свет, благодаря чему кожа животных приобретает особый металлический блеск.

    23. В дизайн-проектировании общеприняты цвета, обеспечивающие безопас- ность и упорядоченность в символике цвета.

    Жёлтый цвет - предупреждающий, обозначает "внимание".

    Оранжевый цвет - обозначает внимание, "опасность".

    Красный цвет - противопожарный, "запрещающий".

    Зелёный цвет - разрешающий, "свободно".

    Синий цвет - предписывающий, разъясняющий.

    Белый цвет - направление движения, "свободно".

    1. По своему психологическому воздействию на человека цвета подразделяют- ся на:

    А) Стимулирующие (тёплые цвета), способствующие возбуждению и действующие как раздражители - красный, кармин, киноварь, оранжевый, жёлтый.

    Б) Дезинтегрирующие (холодные цвета), приглушающие раздражение - фиолетовый, синий, светло-синий, сине-зелёный.

    В) Пастельные (мягкие цвета), приглушающие чистые цвета.

    Г) Статичные (уравновешенные цвета), отвлекающие от возбуждающих цветов - зелёный, оливковый, жёлто-зелёный, пурпурный.

    Д) Цвета глухих тонов, не вызывающие раздражение и помогающие сосредоточению - на базе серого, белого и чёрного цветов.

    Е) Тёплые тёмные цвета, стабилизирующие раздражение и действующие вяло и инертно - охра, коричневые земли, тёмно-коричневый.

    Ж) Холодные тёмные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение - тёмно-серые, чёрно-синие, тёмно-синие, тёмно-зелёные.

    Тема 13. КОНСТРУКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.


    1. В живой природе для создания большей устойчивости стебли растений усложняют свою форму закручиваясь вокруг оси, в результате чего возникают трубчатые образования в виде тонкостенных витых оболочек.

    2. Конструктивный принцип кручения заложен в формировании скорлуп - оболочек сложной формы носящих название "турбосомы".

    3. Стержневые системы существуют в природе в виде стволов деревьев, черенков и нирватур листьев, костей животных. Все эти элементы используются человеком в своей практической деятельности как прямой прототип или объект аналог.

    4. Согласно закону "конуса устойчивости" у растений в местах закрепления возникают максимальные напряжения и крутящие моменты, что приводит к увеличению поперечного сечения ствола в котором увеличивается масса затвердевшей ткани, при этом сохраняется пружинистость и эластичность материала способствующие противостоянию действия ветра.

    5. Пружинящие волокна стеблей растений проходят по периферии ствола и этот конструктивный принцип часто используется в создании стержневых искусственных систем.

    6. "Оболочки-скорлупы" по своей форме это пространственные тонкостен- ные конструкции из жёсткого материала, изогнутые по "форме" и име- ющие как правило незначительную толщину. Рабочее состояние оболочек-это состояние напряжённой мембраны. В сечении оболочек исключаются изгибающие и крутящие моменты. Микроскопическая структура оболочек чаще всего имеет решётчатое строение.

    7. Работа по "форме" является ключевым решающим принципом проектирования оболочек-скорлуп.

    8. Характерной чертой сетчатых и ребристых конструктивных систем является распределение функций между несущими и несомыми элементами. Наиболее прочный материал сосредотачивается на линиях главных напряжений, образуя сетки, рёбра и решётки которые располагаются криволинейно в изогнутых плоскостях

    9. Сетчатые, ребристые и решётчатые системы одни из самых перспективных в конструировании формы, связанной с пространствен- ным принципом работы.

    10. Сложной кинематической стержневой системой живой природы являются скелеты животных. Эти подвижные системы благодаря шарнирным соединениям и мышцам переключают свои действия в соответствии с изменением нагрузок. Такие системы могут найти широкое применение в самоуправляемых конструкциях, сбрасывающих неожиданную нагрузку. Это перспективное направление в робототехнике и биомеханике.

    11. Стержневые, вантовые, мембранные и тентовые системы разделяются по видам напряжений: стержни работают только на сжатие, а ванты на растяжение. Эти системы получили в конструировании название "мгновенно-жёсткие" системы. Они схожи с работой костно-мышечного аппарата.

    12. Вантовые системы - это тонкие нити, работающие только на растяжение и имеющие опорные устои для своего натяжения. В природе они встречаются в виде паутины, склеренхимных и коленхимных нитей в стеблях растений, в виде сухожилий костно-мышечной системы.

    13. Вантовые системы обладают упругостью и пружинящей способностью к демпфированию толчков.

    14. Тентовые и мембранные системы представлены в природе в виде различ- ных плёнок, плоских мышц,перепонок водоплавающих птиц, плавников рыб, крыльев стрекоз и бабочек.

    15. Пневматические системы природных образований представляют собой упругую эластичную систему обтянутую защитной тканью или кожей. Они обладают устойчивостью благодаря внутриклеточному давлению "тургору"

    16. Напряжения в клетках и тканях вызванные давлением клеточного сока и протоплазмой относятся к гидродинамическому давлению. Параллельно с этим в клетках под действием газообразных веществ возникает аэродинамическое давление. На их основе формируются пневмо и гидро- конструкции.

    17. Формы живой природы оптимально аэрогидродинамичны, это достигается пред напряжённостью клеток водой и воздухом, а также эластичностью живых тканей. Примером тому служат стебли и листья растений, плоды деревьев. Их формы обтекаемы и они формируют себя в зависимости от условий среды обитания и наследственности.


    Тема 14. БИОНИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.


    1. Слово "модель" произошло от латинского слова "modulus", что означает: мера, образ, способ. Его первоначальное значение было связано со строительством.

    2. В настоящее время "модель" употребляется в качестве научного понятия в математических, технических, естественных и социальных науках, в искусстве, архитектуре, бионике и кибернетике.

    3. Процесс моделирования идёт в трёх направлениях.

    Первое - выражение одной теории через другую, имеющую сходное структурное подобие. Этот вид моделирования характерен для абстрактно- математических методов моделирования.

    Второе - отражение объективной реальности в физической подобной форме. Этот вид моделирования характерен для начальных стадий моделирования в форме копирования биологических объектов.

    Третье - изображение одной области явления с помощью другой более изученной, а следовательно и лучше понимаемой. Этот вид моделирования носит название аналоговое моделирование.

    1. Материалы моделирования служат для дальнейшего их использования в проектной работе и создания образцов.

    2. Теория отличается от моделирования тем, что модели, представляют предметную реализацию самой теории.

    3. Под биологической моделью подразумевается такая мысленная или реализованная система, которая в конкретно- образной форме отражает и систематизирует законы и принципы формообразования живой природы и техники.

    4. Модели делятся на два вида:

    • вещественные (материальные):

    • идеальные (воображаемые).

    1. К вещественным моделям относятся, воплощённые в материале имитации сложных процессов и явлений живой природы. К ним также относятся и живые модели.

    2. К идеальным моделям относятся образные системы в которых опускаются частные явления и акцентируется главная структура объекта.

    3. Вещественные модели в свою очередь делятся на три разновидности.

    Первая разновидность - изобразительные модели (слепки, копии, рисунки).

    Они позволяют исследовать эстетические свойства формы, абстрагированные от функции.

    Вторая разновидность - действующие, функционирующие модели, предназначенные для проверки моделируемых параметров объекта. Данные модели подобны или тождественны природным и реализуются с изменением пространственной или временной шкалы.

    Третья разновидность - смешанные модели, предназначенные главным образом для связи изобразительных и действующих моделей. Они раскрывают законы тектоники, пропорционирования и гармонии форм.

    1. Вещественные модели неразрывно связаны с идеальными, при этом идеальные модели предшествуют вещественным и не могут быть реализованы в прямом физическом виде.

    2. Идеальные модели делятся на три вида:

    • образные модели;

    • знаковые модели;

    • смешанные образно-знаковые.

    1. Идеальные модели наибольшее применение получили в научном мире.




    1. Отличие идеальных моделей от вещественных в том, что вещественные модели существуют независимо от субъекта их создавшего, тогда как идеальные существуют лишь в сознании создающего их субъекта. Они более гибки и поддаются быстрым трансформациям




    1. Бионические модели являются средством экспериментального исследования. Модель в эксперименте, с одной стороны средство изучения объекта, а с другой стороны предмет его изучения.




написать администратору сайта