Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

шпоры афанасьев. Реализм это литературное направление



Скачать 167.59 Kb.
Название Реализм это литературное направление
Анкор шпоры афанасьев.docx
Дата 14.12.2017
Размер 167.59 Kb.
Формат файла docx
Имя файла шпоры афанасьев.docx
Тип Документы
#12290
страница 1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

1. Философский реализм

Русский классический реализм принято назвать «философским». Разумеется название это условно . смысл его заключается в том .что в реализме этого типа человек рассматривается в его сущностных признаках и связях с миром. Здесь художественный мир мыслится как универсум-подобно философским представлениям о нём. Художественный метод «философского» реализма предполагает исследование внутреннего мира человека в его потенциале, а через внутренний мир –выявление характера связей человека с обществом и миром.

Реализм – это литературное направление.

Романтизм связан со средневековой эпохой (романский стиль). Это подход к человеку изнутри, связанный с распространением христианской религии. Связь религии и искусства. Романтизм средневековья – это классический романтизм, связанный с таинствами, а романтизм 19 века был уже другой. Гегель сказал, что современный романтизм испускает дух, он относится к действительности, как к действительности испорченной, потому что смысл есть в духовной культуре, а в действительности его нет. Действительность существует как некая бессмыслица, отсюда и отношение писателей к ней. С эстетической точки зрения эта действительность неизменная, и человек, не обладающий духовной культурой, заслуживает только язвительного смеха (персонажи Гоголя). Когда наступает эпоха реализма, то меняется худож.парадигма – это более широкое понятие , чем литературное течение. Литература коньюктурна, ей нужен эффект (например, жанр баллады, когда через Жуковского писатели познакомились с этим жанром, то это было для них ново, такого жанра в рус.литературе и культуре не существовало, мир реальный и мир таинственный, запредельный.

ФР(40-60-е гг.) : «Воина и мир» Толстого 70-е:обращение к учительной лит-ре.(Достоевский, Лесков, позд. Толстой) Здесь чел представлен во всех свойствах и качествах, главный вопрос здесь – что такое чел (феномен чела). 2 стадии ФР: 1) 20-30 гг метафизический (символический) реализм (Пушкин, Лерм-ов и Гоголь). Например, у Лерм-ва: демон – это воплощение мечты, Тамара – прообраз женщины, женского сознания, она ушла в монастырь, но мечта ее жива. Ее сознание порождает демона. Это некий миф, в котором отражен потенциал человеч-го. Здесь близка еще связь с романтизмом. У роман-ма установка на выразительность, а у реализма – на достоверность. 2) 40-60 гг Герцен, Гончаров, Тургенев. Роман включает в себя множество проблем. Худ лит-ра сосредотачивается на типическом. Действительность давит на наше сознание. Артур Шопенгауэр: чел есть воплощение воли: чел стремится к жизни как все живое. Героем романа является чел отобранный. ФР предполагает отобранного героя. Философский роман изначально стремится к энциклопедичности, в нем все есть. Реализм предполагает точную прозаическую речь, чтоб изобразить действит-ть. Роман прикреплен к эпохе, охватывает круги общества. А в сознании читателя мир- это все люди, а роман оставляет их за пределами. Эстетика ФР – философское мышление – это мышление абстрактное, а мышление худож-ое – чувственное, оно включает в себя эмоции. Чел – сущ-во эмоциональное. Эстетические категории – это, например, юмор, сатира, ирония, сарказм. ФР охватывает всю гамму этих категорий: и трагическое, и комическое. Эстетика ФР стремится к охвату ценностей. Писатель ФР смотрит на мир изнутри героя. Чел изображается как некий соц тип.
2. позитивистский реализм

Доминирующим лит.направл-ем в эпоху 70-90-х гг.продолжает оставаться реализм. Эстетика реал-ма-пр-п худ.моделирования мира и че-ка в их отчётливой соотнесённости с дейст-ю-доминирующ.фактор формиров-ия худож.эстетич.сис-мы реал-ма, наиболее адекватной формой выражения которого стала повеств.проза и в первую очередь реалист.ром-н. Позитивистск. Течение восходит к натур.школе 40-х гг.,рассматривавшей человека по преимущ-ву в соц.обусловленности его бытия ,нивелировавшей его личные качества. Вот почему внутр.мир че-ка не представлялся актуальным предметом изображения, внимание позитивистов привлекают соц.-этнич.условия сущ-ия че-ка,кот.и определяли его быт и нравы. Худ.модель мира позитивистов – это не мир, а дейст-ть,кот.дана че-ку через его личност.опыт. поскольку дейст-ть мыслится неразумной,враждебной че-ку,она предстаёт в худ.изображении исключит-но негативной. В позитив.реал-ме тщательно фиксир-ся злободнев.проблемы текущ.жизни – соц.и полит.,и потому произв-ия этих пис-лей в жанре очерка,расс-за,небольшой пов-ти – своего рода хроника обществ.жизни. творч-во писателей-шестидесятников(Н.И.Успенский,Г.И.Успенский,Н.Г.Помяловский,Решетников,Левитов,Слепцов и др.) отличается ярко выраженной публицистичностью,тенденциозностью;предметом изображения этих пис-лей являются по преимущ-ву низшие соц.слои общ-ва,образ жизни которых,жизнен.кругозор вполне соотв-ли эстетич.установкам писателей этого течения. Позитив-ты делали установку на очерковость(изображ-е народа таким,каким я его вижу. Они отбрасывали худ-ть. Народ как некая очевид-ть,без приукрас.

Хоть и считают Гоголя родоначальником русской прозы, по-настоящему она складывается в эпоху натуральной школы. Физиологические очерки – это примитив, не допускается никакого художественного вымысла. Это журнальные очерки. Это натурализм. В прозе чего только не было в нач.19 века. «Повести Белкина» вобрали в себя сюжеты самых разных начал в прозе, поэтому Пушкин старался освободиться от этого. Проза в 40-е годы стремилась к земле. Писатели натуральной школы затевали новую прозу, как они думали настоящую. Они создали течение – позитивиский реализм. Это изображение человека извне. Каждый мог стать писателем, если он воспользуется их принципами. Эта проза стала набирать ход, затем в 50-е появилась целая группа молодых писателей, которых называли шестидесятники (Н.Успенский, Решетников, Помяловский). Это целый круг, который составил литературное течение русского реализма. После них будут народники, это течение закрепилось в литературе.

Наряду с позитивистским реализмом Была другая более мощная группа писателей, которые изображали человека изнутри. Изображение человека изнутри относится еще к 18 веку – Стерн, Руссо, т.е. сентименталисты. Но по-настоящему оно развернулось только в 19 веке в эпоху реализма. Чтобы изобразить человека извне нужно в него вжиться, понять его натуру, которая всегда таится, и даже сам человек себя до конца не знает. Реальный человек – это человек внутренний, поэтому есть другой реализм – философский или метафизический.

Лишний человек-это чел-к, кот не может найти свое место в мире, несмотря на хорошие задатки и намерения.
3. Г.И.Успенский Творч.трактовка темы «народ и интеллиг-ия» в очерках «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли».

Тема «народ и интеллиг-ия» явл-ся магистральной в русс.лит-ре 19 века. Писатели философс.реал-ма специализ-сь на изобр-ии интеллигенции то объектом внимания пис-лей-позитивистов были демократич.слои рус.общества – крестьяне,мещане,купцы,мелкие чиновники и духов.лица. логика развития позитив.реал-ма обнаруживается в постепенном отходе от изображения соц.среды к изображению сознания маленьк.че-ка. В ром-ме лич-ть,отстаивающая свою свободу противостоит обывателям. Идея лич-ти,кот.стремится к чему-то беспредельному(«Демон» Лермонтова). Герой-черта отрицательная. Народ – со знаком «+» т.к.живёт традициями. Образ жизни ими выстрадан. Лит-ра была способом диагнозирования чел.способ-тей. Успенский-писатель позитив.реал-ма. Изучал крест-во не как пис-ль,а как социолог. Взгляд на че-ка изнутри - философ.реал-м – метафизика.

Че-к – социальное-материальн.положение. Интерес к крест-ву возрос в 70-е гг. Крест.тема стан-ся одной из ведущих. Крест-во - 90% населения в россии.

ГЛеб Успенский начинал как его сверстники-писатели шестидесятники, но постепенно он находит свою тему, довольно выигрышную-тема народ и интеллигенция. Успенский поселился в деревне как журналист. В то время проблема народа-самая главная. Что происходит в деревне?

Успенский пишет ряд очерков «Крестьянин и крестьянский труд».

«Крестьянин и труд» - установка на документальность. Кулачество как органич.порождение самой деревни. Иван Ермолаевич – сост.крестьянин.Конфликт – отношения между автором и писателем-аристократом были нормальные,но Ермолай сказал что читая газету рассказчик занимается ерундой. Автору непонятно как крестьянин может жить как белка в колесе.

Славянофильская идея, навеянная взглядами Руссо-помещик должен быть отцом крестьянину, должен поднимать крестьянина до своего уровня. Например Толстой провел такой эксперимент в Ясной поляне, но потом понял, что это напрасный труд. Между помещиками и крестьянами-бездна. Успенский в деревне под Вел Новгородом, поселился у крестьянина Ивана Ермолаевича. Когда крестьянин приходил в избу и видел, что тот читает газету целый день, он дивился и уходил восвояси. А Успенский говорит, что не может понять крестьян-мостики у вас все поломанные, дороги плохие и когда вы везете урожай с полей, то теряете треть, не легче ли починить мостки? Ермолаевич удивляется. Живут два человека, кот абсолютно разные. Интеллигент однажды заметил, что Иван Ермол. Сидит на крыльце, хотя уже поздно, и так несколько дней, он спросил его, что с крестьянином и спросил его что случилось? Иван Ермолаевич ответил: у меня утка есть хитрющая, которая яйца кладет не где положено и он думает куда она яйца носит, оказывается она под забором их в траву кладет. И журналиста осенило, он понял, что такое крестьянский труд. Крестьянин работает не ради богатства, для него главн-быть крестьянином, а что получится из хозяйства-не важно. Поэтому их хозяйствование кажется совершенно нелогичным.

Очерк «Власть земли» Успенский развивает свои наблюдения. Эти очерки начинает с былин, котрорые раньше читал и не понимал их смысла (К примеру былина о Святогоре, кот выезжает на дорогу, чтобы с кем-то силой померяться, видит человека и скачет за ним, но не продвигается, потом кричит вслед-остановись. Прохожий стоит ждет его, Святополк подъезжает и пытается поднять его сумку, но не может. И спрашивает имя-Никула, а в сумке его тяга земная) Крестьянин несет страшную тягу-земледельческий труд, и несет его кажется легко, но это лишь видимость. Крестьянин сохранил свое лицо, а помогло ему в этом именно земледельческий труд, кот делает человека человеком, челк должен весь вложиться, не зная что ему пошлет этот год. Какая жена нужна крестьянину? Работящая, чтобы была по хоз-ву на своем месте. Лошадь для крестьянина-это все.
«Власть земли»: вопрос – что в крестьянстве самое главное? Иван Босых – горький бедняк. Объясняет мировоззр-е крестьянина и уклада всей его жизни условиями материал.сущ-ия. Успенский не учитывает слож.соц.-истор.обстоят-ва. Идеализирует тип крест.-земледельца, «обрушивается на все новшества». Во что иван босых превратился?кому он нужен? Он побирается,хотя и здоровый мужик. Крестьянин несёт труд легко – так кажется .на самом деле он тяжёл. Над крестьянином властвует земля. Хозяйка у крестьян в доме оч.важна – на ней держится семья. Власть земли делает крестьянина че-ком. Прав-во должно оберегать крестьянина от разорения. Что будет если крест-во рухнет? Для крестьянина даже интеллиг-ия не важна,разве что священник.

Так вот успенский и показывает, что интеллигенция сует нос не в свои дела, что мы можем учить крестьянина, хотя он и опыта ведения хоз-ва не имеет.
4. приёмы сатирич.типизации в «истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Стилизация,иносказание,аллюзии в стиле произведения.

19 в. Сатира – низкий жанр. Не поэтич, а риторич жанр. Она нацелена на общественные проблемы. Сатира традиционно была вооружена стихотворной речью, но не в целях поэтизации предмета, а в целях его осмеяния. Предмет сатиры – общественно значимое лицо (от сюда начин римская сатира). Есть подтекст. Сатириков очень мало. Сатирик должен быть остроумным. Сатирик – это прежде всего гражданин. Салтыков М.Е. происходил из древнего и знатного рода. В 19 в этот род немного захудал. Но Салтыкова определили в Царскосельский лицей, который готовил высшее чиновничество.

Не один герой и не один тип,а тип российск.администратора вобщем.пародийные мотивы.предмет пародии – не сама русс.история,а историография. Сама личность историографов пародируется. Не учёный,а малообразованный летописец. предмет истории - истор.лица. жанр истор.хроники предстаёт как вывернутым наизнанку. Некая конкретика рус.жизни. художник видит мир и че-ка не как чит-ль,но это и есть истина.

Одна из лучших сатир «История 1-го города». Город Глупов, где проживают глуповцы. В какой-то мере «История…» парадирует историч труды. Сатира на российскую историю. Автора в произведении нет. Повествователь сообщает, что однажды, роясь в глуповском архиве, нашёл связку тетрадей. Казалось. Что это история города Глупова, которую писали 4 архивариуса (люди не учёные, зато верно понимающие задачу,что историю нужно писать в духе словасловия, ибо это национальн история). Но когда архивариусы начин рассказывать о том, какого происхождения Глупов, оказывается, что словословить нечем. Были славянские племена,которые занимались взаимоистреблением, но почему, сами не знали. Они решили найти царя, но никто не хотел ими править, т.к. они беспросветно глупые. Находились проходимцы, которые обирали этих людей и уходили. Парадокс истории: почему люди всегда ищут себе правителя, т.к. без него они жить не могли. С-Щ представляет нам народ, который не самобытен, он не можент жить сам по себе и должен отдать себя под власть любому, кто пожелает. Царь наименовал их глуповцами, а город Глуповым. На пртяжении этой хроники С-Щ язвительно изображает глуповцев. Это бесшабашные люди, без царя в голове. Безнравственные, нечестные. Это удар по славянофилам, которые считали, что народ – это опора державы, хранитель нравственности. А С-Щ представил этот народ в ужасном виде. Чехов напишет повесть «Мужики»,в которой тоже представлено беспробудное пьянство, беспричинная жестокость, нечестность. Современники ужаснуться. Параллельно с глуповцами, жизнь которых подвержена разного рода бедам, есть градоначальники. Градоначальник майор Прыщ, спокойного нрава, не командовал особенно. Он был феноменом. Его не могли понять. Не было такого. Майор Брудастый, у которого вместо головы был органчик с 2-мя словами: не потерплю, разорю. Однажды органчик сломался. Его голова снималась. Особого вреда он не чинил, но не был распорядительным. Заказали нов голову из Питера, а мастер починил старую – началась междоусобица. У градоначальников нет никаких идей. Глупые законы: о печении пирогов.

В «И.о.г.» присутствует образ человеческого тела,символизирующего образец единства и целостности материального и духовного;обособление этих начал имеет результатом анархию,безначалие,живот.инстинкты(«туловище»), - с одной стороны, и тупое бездумное администрирование,злоупотребление властью, - с другой(«голова»),хотя голова по идее не длжна быть глупой.так видится автору взаимоотношение власти и народа на всём протяжении истории росс.государства,в этом и состоит эстетич.значимость данного произведения. Его художественность ярко выражена языком сатиры,искусной стилизацией различ.речевых стилей – канцелярско-бюрократического(описание градоначальников) и живого разговорного, «летописного»,фольклорного(скороговорки и пословицы),агиографич.,историографич. ,элементы сказки вводятся.Гипербола также помогает создавать сатирич.облик произведения – вместо мозгов –фарш.специфика гротеска и гиперболы – в наделении людей механич.органами и св-вами хорошо отлаженной машины.эти черты выражают автоматизм бездушного и жестокого администр.аппарата,равнодушного к живым стремлениям людей. Город Глупов – сатирич.название. народ в представлении сатирика тот,у которого нет головы.он заведомо считает что им должен кто-то править. Администрация превращается в мираж.вся жизнь – мираж. Сатира – конфликт,который формирует произв-е. в истории нет разумного начала,т.е.градоначальники проходят оин за другим. С.-Щ.как бы предъявляет счёт правителям России. Градонач-ки никогда не понимали в чём их призвание.чиновники забыли своё прямое предназначение.делают с народом всё,что хотят.народ не имеет чувства собственного достоинства – сразу пошли искать себе князя. Благодаря тому,что стиль сатиры условен,худ.простран-во чрезвычайно ёмкое. Время должно иметь свой смысл .в движении истор.времени не достаёт смысла. оно бессодержательно, течёт впустую.
5. жанровая специфика и тематика «Сказок» Салтыкова-Щедрина.

Положил начало в 1860-х гг. продолжил в 1880-х и создал целый цикл. ориентация на традиции фольклорной сказки о животных. С.-Щ.хотел олитературить, преобразовать сказки, наделить героев другими кач-ми. Кач-ва другие,а принцип тот же. вымысел имеет иносказательное значение. чтобы увеличить вымысел, нужно представить персонажа карикатурно. В сказках о животных глав.герои животные. Но в центре всё равно человек. Человек многолик, а по ситуации требовалось к.-л.одно лицо, для этого брали зверей с их отдельными качествами. Предмет сатирич.изображ-ия в сказках – чиновники(«Медведь на воеводстве»),обыватели(«Дикий Помещик»),народ(«Ворон-челобитчик»).форма другая – очень ёмкая. сатирич.ск-ка двупланова. Глав.план – выразительный. Пафос сказок – в любви к угнетённому и страдающему народу,в горьких сетованиях на его покорность,на его наивные полит.надежды найти правду и защиту у власти. тематически сказки С.-Щ. принято разделять на сказки о правителях и эксплуататорах народа.(«Медведь на воеводстве», «Пов-ть о том как мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»); ск-ки о либеральной трусости и прекраснодушии(«Премудрый пескарь». «Вяленая вобла», «Карась-идеалист»);ск-ки о народе(«Кисель»). В сказках С.-Щ.нередко комическое соседствует с трагич.и драматич.
6. Сатирич.и психологич.элементы в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

Позитивистский роман. Установка как в позитив.реал-ме – рассказывать прямо,без вымысла . эта форма не характерна для С.-Щ. Роман всегда предполагает вымышленную дейст-ть,отражает какие-то стороны челов.отношений. «Г.Г.» - семейный роман. В нём показан распад семейных отношений. Это случайное семейство. «Г.Г.» вырос из очерков,входящих в цикл под другим названием. Очерковая самостоят-ть глав сохранилась и в структуре романа:кажд.глава представляет некий завершившийся этап в истории семейства дворян Головлёвых. Обычно глава заканчивается смертью одного из членов семьи,поэтому центральная тема – история выражения дворянской семьи. С.-Щ.показывает процесс вырождения семьи,а не пугает нас. Эти люди не способны быть людьми. Это семейная драма. Проблематика этого произв-ия определяется разоблачением дворянско-буржуаз.общ-ва. С.-Щ.показал как в мире собственников изнутри подрывалась семья. В романе была затронута проблема дурной наследственности. Но семью здесь губят не генетические факторы, а дурные духовные страсти людей(страсть к наживе, накопительству).роман не только имеет психологический характер,но и сатирический,поэтому психологизм здесь специфичен.характер раскрывается не через внутреннюю рефлексию, а во внеш.проявлениях:поступках,прямых заявлениях,суждениях данного героя. Бессердечие Арины Петровны ярче всего проявляется в характере её отношений с детьми.

Сатирич.текст тяготеет к аллегорич.образности,к иносказат.рядам. степан головлёв по дороге к дому вспоминает притчу о блуд.сыне,возвращающемся домой. Религиоз. реминисценции чётко фиксируют отход Головлёвых от норм гуманных отношений,от христ.морали:раскаевшемуся мытарю здесь нет прощения. Разлад между родственниками идёт по восходящей,как и моральная деградация их.

В образе Иудушки С.-Щ.обозначил бытовое проявление лицемерия и пустословия,характерного для буржуаз.мира. сюжет и композиция романа-хроники подчинены изображению распада,гибели головлёвской семьи.непосредственным виновником процесса «умертвения»выступал Иудушка. его пустословие проявлялось в своей разрушит.функции. оно – актив.двигатель дей-ия. Истёртая,захватанная ословица,примелькавшаяся цитата из молитвы,истасканная житейская заповедь – всё это выступало как скучное. Здесь С.-Щ. ставит проблему деградации человека,которая неизбежно связана с извращением религиозных чувств и понятий. Нравственно-этич.деградация героя проявляется и в специфике его хронотопа:пис-ль изображает как сужается жизнен.простр-во героя,-от большого имения к существованию в одной комнате,а затем и в углу её . в конце Порфирий Головлёв(Иудушка)приходит к мысли о самоубий-ве. Он осознаёт ужас своего положения.
7. Реализм раннего Лескова. «Леди Макбет».

Не принимал классич. рус. реализм., знаменем кот. был роман. Он считал, что рус. роман – жанр ненац. Традиция заимст-я жанров не прервалась. Герой романа никак не представл. рус. жизнь. Рус. лит. д.б. воистину нац-на, но она такой еще не стала. Задача: сделать ее такой.. Гл. цель ТВ-ва: создание нац. хар-ра. Его прототип нужно искать в првинции. Изображал нравы провинц. России. Герой из народа только тогад эстетич. значим, когда представлен в социологич. плане. Нар. массы нужно изображать такими, какие они есть. Здесь нет худ. элемента, иначе бы он увел в сторону от проблемы освобождения крестьян. Романт. оппозиция – герой и народ. Народ – оч. емкая по смыслу величина, герой – носитель какой-то рацион. идеи, интеллект. Им предстоит др. подход к миру, это могучий порядок вещей, традиц. он провоцирует чел. на восстание. Народ и интеллигенция – носители двух противостоящих начал. Одно из кач-в нац. героя – талантливость, как следствие. непосредственности натуры. «Воительница» - внимание к личности, подход изнутри. Домна – чел. личность, она энергичный, увлекающийся характер, искренна и отзывчива. Это хар-р народный со всеми его живыми противоречиями. Метод – отголоски физиологич. очерка. Домна – имя, сохран. в мещан. среде. Женщины менее склонны к условностям, нежели мужчины. На первый взгляд она не похожа на праведницу, сама себя называет грешницей. Но она всегда занята чужими делами. Считает себя самой обыкновенной женщиной. В итоге всех истории она оказывается обиженной. Но Домна научилась гл.свет искусству –владеть лицом, в ней живет особая любовь ко всем своим занятиям, но она изворотлива и откровенно цинична. Ее добрые качества деформировались, она прижилась в Петербурге. Но власть натуры всегда сильнее власти обстоятельств. И она полюбила – раскрылась в своей индивидуальности. Виртуозно владеет нар. речью – живое слово, кот. и самого чел. делает живым. Слово у Лескова творится, это творч. слово. Чел. д.б. талантлив, особенно в искусстве слова. Внешность героини мало доходит до читателя, главное – речь. Лесков хотел, чтобы ее образ получил оценку. Чел, кот нужен. Важно – нужность человека. Кончила она немного комично – влюбилась в Валеру. «Леди Макбет» - повеств. от 3-лица (классич.), не хватает раскованности. Лесков хочет припасть к нар. фолькл. традициям. Катерина и Сергей – стандартизированы как фольк. персонажи. Ощутим повествователь. Он – личность, проф. рассказчик. История похожа на сказание. Речь рассказчика близка пословицам, поговоркам, в нар. духе. Ему св-ен лиризм и психологизм, что чуждо фольклору. Читая, мы сами себя чувствуем среди этих героев – преступаем границу. Лесков оттолкнулся от романа – ни к чему не обязывающий жанр очерка. Выше кач-в праведника в чел. быть не может. Установка писателя- невымышленная история. Есть отсылка к Шекспиру – лит. героиня, а Кат. Измайлова – купеч. жена. Отрицая ее лите-ть, автор промасливает ее образ, однако в нем нет ничего индивид-го. Это образ фольк. красавицы, из штампов. Любовник- тип доброго молодца. Сергей – готовый образ, это чел, кот. верить нельзя, потому что он мужчина. Убийство не из корысти, а чтобы полноценно жить. Ирония неоднозначна. «воительница» Оппозицией замкнутого человека является открытый. У всех писателей мира человек общительный, это гораздо цельная личность, чем человек замкнутый. Интересно, что Донна Платоновна – сводница, это занятие не красит её, она поставляет женщин разного рода богатым людям, не бесплатно. Центральный эпизод в этом рассказе заключается в её отношении с женщиной Леканидой, которую она зовет Леканидка. Молодая женщина, которая поссорилась с мужем и осталась одна, без средств, без профессии. Она обратилась к Донне Платоновне, чтобы та помогла. Та ей говорит – хорошо, но как я тебе могу помочь, ведь ты ничего не умеешь, могу найти только тебе покровителя. Когда Леканеда поняла, что это за покровитель, она возмутилась. – Ну тогда живи, как хочешь, ответила Донна. Тем неменее, она привела Леканиду на свою квартиру, кормила ей, подталкивала к этому - решай, раз живешь у меня, Лек.поняла, что у нее только один путь. Донна нашла ей покровителя, и Лек.возненавидела её., сказала, что это Донна подтолкнула её на эту дорогу, но Донна ответила – что как она это сделала? У тебя просто нет другого выбора, не только ты одна, а все так кончают, если ты сама не можешь честным трудом заработать на себя, то ты и ступаешь на эту дорогу, я тут не причем. Рассказчик пытается понять, что же из себя представляет эта женщина. Прежде всего она очень простодушная, когда она рассказывает, мы чувствуем, что это настоящая исповедь. Она настолько не стесняется своих поступков, как будто перед ней никого нет, все рассказывает, всю подноготную – и какие-то подробности интимной жизни. Постепенно вырисовывается такой странной, противоречивой женщины, которой присущи кое-какие минусы, но главное – это некий челнок, который связует людей, главное - общественная роль. Она ничего не зарабатывает, но она всегда хлопочет, кого-то с кем-то сводит, выполняет чьи-то поручения. Такой вот общественный человек, который обманывает, её поколачивают иногда. Тем неменее, симпатия рассказчика явно на стороне этой женщины, для Лескова характер человека должен быть противоречивым. Характер человека, в котором нет никаких темных пятен, подозрителен, тем более, что это взрослый человек. Человек всегда имеет какие-то разные грани, в этом богатство человеческой натуры. Финал этого рассказа тоже неодраматичный, когда её было уже под 50 лет, она влюбилась в какого-то юношу Валеру, он попал в больницу, она носит ему еду, так она о нем убивается, что рассказчик чувствует, что это не материнская любовь. У неё такая открытая душа, что она не скрывает. Её охватила такая страсть, неизвестно, что с ней будет дальше. Эти небольшие рассказы были только подходами к каким-то крупным вещам и таковые появились.

8. «Очарованный странник».

Автор мыслит на худ. языке, не доступном герою. Герой дает факты, не заботясь о значимости сказанного. Герой Лескова предстает реал. чел. Спонтанное начало произведения. Невымышленный персонаж, чел. из толпы. Он ставится в некий лит. ряд. Герой исконно русский. Его испытания д.б. показательны. Уникальный талант героя – кони – почему он и интересунет автора. Рассказ в лица. Лесков ищет в реал. жизни нац.хар-р. Иван Флягин – похож на Илью Муромца (репрезентация). Фолк. реминисценции – богатырь. Житийные реминисценции – рассказ о странствиях человека не только внешних, но и внутр.. Исповед. хар-р –искренность, рассказ-биография+исповедь – правдивость. Проблема автономности героя и авт. оценки: смысл ускользает от нас, т.к. ускользает от самого героя. Проблематика смысла – не житейская, а литературная. Рассказ хрон. послед., но эпизоды хаотические. Намек автора – вариант житийной литературы. Но герой в монастыре не уживается. Стадии становления героя: 1.телесная - Чел. осознает только свое я и подчиняется его потребностям. 2. Душевная - душевные интересы чел., соединяющие его с людьми. Жизнь становится более высокого качества. 3. Абс. свобода от личного, все для других. Жертвенная любовь к Груше – момент осознания истины жизни, итог странничества. Обрел смысл жизни – жить для других. Концепция чел.: обретение внутр. свободы, чел. становится в миру странником, т.к. его поведение непонятно, идет в монастырь не м.б. монахом, т.к. его натура не смирилась, ищет место – странник, чел. кот не дано найти место в жизни. Эта триад свойственна рус. нац. хар- ру – стержень. В любом произв. конфликтуют кругозор автора и героя. Если пов-е от 1 лица, т.з. автора остается в тени. Герой не заботится о значимости сказанного, он только повествует. Кругозор героя принципиально ограничен – мотив выбора пути, призвание человека. Повесть о страннике. Исповедальная форма повествования, но стоит ли доверять герою, достоверно ли он видит мир. Субъект. элемент повеств. Проблема автор. позиции: Нет посредника пов-ля.

Повествователь редко выходит на первый план, только по необходимости, а в основном, мы слышим голос главного героя Ивана Флягина. Раньше к такой манере никто не прибегал – ни Тургенев, ни Гончаров, повествователь начинал рассказывать сам.Начинал повествование, как имеющий силу. Рассказывал о героях так, как будто знает все на свете о своих героях. Литература не стремилась к очерковости. Не к форме очерковости, а в типе повествования. Была тенденция, что повествователь предоставлял возможность рассказывания герою или героям. Повествователь чаще уходил на задний план. Другая тенденция – герой по уровню его кругозора становился идентичен автору.

Мы видим художественный мир через призму повествователя. Герой – это всегда лицо в некотором роде страдательное, т к его кругозор гораздо уже кругозора автора. Автор рассказывает о его ошибках, поправляет его. как авторские полномочия передать герою? Достоевский в романах 60-х годов будет стараться возвысить героя до своего уровня. У автора нет идеи, которая была бы серьезней идеи героя. Герой подтянут вплотную к автору. Он выступает в роли повествователя, его глазами мы видим художественный мир. Это один из способов отказа от литературности, преодоления ее, т к если кругозор героя равен кругозору автора, то автор как бы упраздняется. У Достоевского есть «Записки из подполья»-очерковая манера, герой сам рассказывает о себе. Там нет повествователя нет. Герой предоставляет читателю его загадки. Автор ставит перед читателем много проблем. Не столько очерк, сколько путешествие, в котором есть установка на невымышленность
10. Жанр сказа у Лескова.

Сказ – не только жанр, но и тип повествования. Сказ-явление нар. лит-ры. Рассказчик д.б. чел. из народа, бывалый. Сказ ведется от лица посредника м/у автором и читателем. Рассказчиком у Лескова становится или главный герой, или второстепенные персонажи. Но важно, чтобы этот чел. был оригинальным, обладающий своеобразной речевой манерой. Особенности сказа: герой призван быть счастливым, т.к. он талантлив, но судьба его складывается трагически. Жизнь чел. оч. причудлива – кому много дано, с того много и спросится. Признаки сказа: 1.устность, разговорность, нелитературность, 2. речетворчество, 3.д выразительность (т.к. это стиль) – экспрессивность, факты есть порождение словесных форм, элементы лит языка подвергаются редакции. Сказовая манера повествования создает иллюзию достоверности, разделяет худ. и реал. миры. Говорит тот, кто находится в реал. мире. «Левша» - форма легенды - анекдота, Под левшой нужно понимать рус. народ. О неустроенности рус. жизни, о талантах, патриотический сказ. После посещения Англии Левша понимает, как сильна разница в отношениях. Лесков не хотел ни привысить, ни принизить его, хоть блоху и подковали, она все же была испорчена – не плясала больше. В «Л» за простодушным тоном наивного рассказчика таится немало горькой иронии не над слабостями русского человека, а над нелепыми рос. порядками. Сам Лесков относил себя к писателям – записчикам, передающим подлинные события с чужого голоса. Средствами сказа Лесков умеет передать специф. лексику ,произношение и выговор героев, нахоядщихся на разных ступенях общества. Совмещает стили. В «Левше» сказовая форма яв-ся стилизацией, т.к. в ней выражается не речь героя, а речь условного повест-ля. Повествователь стилизирован под нар. речь. Здесь м. увидеть перделку иностр. слов – бюстры вместо люстры, буреметры вместо барометры, мелкоскоп вместо микроскоп. «Тупейный художник» - рассказ от лица возлюбленной. – актрисы креп. театра. Пов-ие от 1 лица – сказ, но не стилизация, т.к. рассказчик не имеет вариантов прямой речи.

Язык повествователя – определить тип повеств-я очень важно. Мы видим прямую речь крестьян, фольклорные жанры (пословицы, поговорки), стилизация под народную речь. Чужой стиль- кот-й автор использует в своей творческой цели, повеств- ль как будто надевает некую маску. Автор – Лесков, а повествователь стилизуется под разговорную народную речь в широком смысле(это речь людей, стоящих за пределами лит-й нормы, причем это речь разговорная). Повест-ль рассказывает эту историю, как бы обращаясь к кому-то, не к образованному читателю, а к чел-ку такого же сознания, как у него. Эта речь наз-ся сказ. Примеры мы встречаем у Гоголя. Там рассказчик не только рассказывает, а разыгрывает речь, надевая разные маски как будто он стоит на сцене. Не только информирует, а дает почувст-ть свои образы, как будто кого-то передразнивает. Иногда гов-т, что сказ это усная речь. Научный доклад может быть прочитан в устной форме. Здесь никакой игры нет, а когда люди разговаривают, они испол-т мимику, жесты, экспрессию, все играют. Рассказать о народной жизни литер-м я-к Лесков не мог, он использовал сказ. Сказ прежде всего это стиль, но это и жанр. В ранних произв-х сказовый стиль не совсем выдерживается тк если Лесков ориент-ся на фольклорные жанры, то в фолькл-х жанрах нет пейзажей, даются только приметы местности. Здесь же рассказчик описывает природу очень подробно, роскошно. Лесков настр-т на фольклорные традиции и древне рус-й лт-ры.
9. Рассказы о праведниках Лескова.

В процессе эволюции рус. реализма 19 века на первый план выходит проблема истинного миропонимания героя. Исследуя внутр. мир человека, рус. писатели постепенно осознавали значимость для реалистич. ТВ-ва традиций древ.рус. учительной лит-ры как литературы насквозь духовной. Лесков шел к этой традиции своим путем: народных праведников он видел в самой русской жизни, и пусть эти явления исключительные, на них, по мнению народа, и стояла Святая Русь. Так завершился в ТВ-ве Лескова поиск героя. Слово праведник у Лескова соотносится с чел., познавшим правду жизни. Истина по Лескову – в беззаботливости о себе и постоянной готовности прийти на помощь др. человеку, в чувстве сострадания. Человека-праведника Лесков нашел во всех слоях общества. Лесков искал своего героя – свежего человечка, т.к. лит. герой уже облитературился. Ему нужны были оригинал. формы. Нужно, чтоб герой и сюжет были эстетич. значимы и содержательны. Герои нетрадиц., но яркие. Стремление познать живого человека. Лесков все больше акцентирует начало праведническое. Отыскать в жизни ориг. хар-ры стало сложнее. «Несмертельный голован» - его нар. молва седлала мифич. лицом, чем-то вроде волхва, кудесника, способного на все отважиться и нигде не погибнуть. На самом деле, необыкн. поступки героя имеют реал. объяснение. Любовь Голована и Павлагеюшки – любовь простых людей, не ропщут на суьбу, живут согласно закону совести. «Однодум» -установка на невымышленность, Чел. из простой семьи с твердым характером. Его уважали – справедливый начальник. Установка на уникальный характер. Смешное и трагич. вместе. Почтальон, кот. зачитал Библию о дыр. Стал праведным, наводил в городе порядок. Взяток не брал, его уважали. Чудаковатый городничий понравился губернатору, Рыжов получил крест. …. Рассказы о праведниках теряют свою глубину: о герое сказано все, не о чем догадываться. Процесс жизни важнее его смысла. Лесков отказывается от поиска идеального чел. и пошел по проторенной дороге. «Павлин» - швйцар. Как чел. из злоедя становится самоотверженным. В жизни гл., чтоб чел. не потерял ориентир. Недостаток прозы Лескова – растянутость – бесконечные подводности. Герой в быту – достоверность. ……… Попадает под влияние Толстого – пересматривает жанр жития. «Скоморох Памфалон» - Сюжет неоригинален – житие Св. Феодул. 30 лет стоял в горе. отрекся от всех мирских благ как ценностей. Голос сказал ему, чтоб он шел в Дамаск . Святость – не в том, чтоб на горе стоять, а в том, чтобы помогать людям (скоморох тому живой пример). Чем больше чел. нужен людям, тем он святее.

Это большая повесть, похожая на роман «Соборяне», очень оригинальная вещь, герои – духовенство. Причем там представлен в советники герою святой человек – священник, причем его отношения с женой, а они жили много-много лет, и когда читаешь, то понимаешь, что это не выдумано, а если и выдумано, то очень талантливо. Такие душевные отношения, что это просто какое-то открытие. И вот этот священник воюет с начальством, ему достается от него, его поддерживают другие, один – Ахилла, необузданный, готовый в драку всегда влезть, хотя и духовное лицо – это особая прослойка русского общества, которую, пожалуй, Лесков открыл для читателя.

Интересен его рассказ «Запечатленный ангел». Это рассказ о раскольниках. В общем то он такой тенденционный рассказ, в котором раскольники обратились в истинную веру, характерен он стилем. Часто Лесков имитирует невымышленность, то рассказ у него начин. с бытовой сцены, в которой показан постоялый двор, бушует метель и все ломятся в ворота постоялого двора. Избушка набита до чрезвычайности, и во дворе, кто в возах. И от нечего делать они рассказывают истории. Один отличается красноречием, и он рассказывает историю, в которой на раскольников снизошла вера. События чудесные во многом характерны для Л. Это реалист, но он другого пошиба, нежели Толстой, потому что он не всегда стремится к правдоподобию, он рассказывает такие истории, которые вроде бы могли иметь место, скорее и не могли, ну и что, чудесные истории, кто знает чего в жизни не бывает, совсем то фантастики нет, не сказать, что это фантастика, но события чрезвычайно интересные. Вот эта установка на вымышленность, рассказчик ведет речь о том, что произошло с ним, когда он был раскольником и когда они бродили они как цыгане, они были строители, у них был староста, духовный наставник и возили они с собой иконы, старообрядческие, была отдельная повозка и приставлен к ней отдельный человек, который отвечает за ее сохранность. И вот случилось, что о главной их иконе, на которой изображен ангел, узнала полиция, и решили ее изъять, поскольку она была старообрядческая. Разогрели незнамо чего и влили в лик ангелу, вмазали. Лик превратился в полное безобразие, это было оскорбление, и старообрядцы стали думать, что им делать. Тогда они послали рассказчика, чтобы он нашел иконописца. Но их мало очень, и они бродят, за ними охотятся. Напали на скит, в котором жили 2 человека, один старый, ветхий, а с ним – дюжий молодец, но грубый со старичком. Про молдца говорили, что если этот Павла попадет в ад, то все черти разбегутся. А что делать с человеком, которого ничем нельзя оскорбить, ни действием ни словом – подлинный христианин. Здесь-то они и начали понимать, что такое истинная религия. Не нужны ни иконы, ни что-то другое. Это истинная религия – чрезвычайное самосовершенствование, когда человек до такой степени себя самовоспитает, что его трудно обидеть. После долгих приключений, через Днепр перешел, неся икону. И сказал, что ему ангел помогал. Зачем Л. пишет такие вещи, в которых можно усомниться? Он считает, что в России есть какая-то редкостная сторона жизни, она похожа на скат. В редкостных людях, случаях, религии – эта жизнь. Ни у одного больше писателя мы не найдет подобного жизнеописания. Л. знает наш язык в совершенстве. Это не фольклорный язык, но разобраться в нем трудновато. Рассказчик переправляется на пароме и паромщик говорит, что у него умер лучший друг – монах, который знал очень хорошо язык, слова, но его Рассказ «Однодум». Действие во времена Екатерины. У бедной женщины рос сын Александр Рыжов. Сына пристроила почтальоном, в сумке была Библия, он прочел ее всю. Стал странным человеком, прозвище Однодум. Стал он городовым, хорошо служил, никогда не врал, подарков не принимал. Постепенно АР становится главой города, ходит в потрепанном костюме. Приезжает вельможа Ланской, чтобы сделать ревизию в городе. Ему рассказывают про странного городничего. АР прислонился к покрашенному и испачкал костюм. Ему предложили купить новый,,но он отказался. Разговор Ланского и АР. «Почему живешь на одну зарплату и не берешь взяток?» «Я живу по Библии.» Ланской рассказал о нем Екатерине, ему пожаловали дворянство.

Переложение жития «Феодула»-«Скоморох Панфалон». Лесков переменил имена и концовку + стиль ( больше подробностей, красочнее). Герой Гермий жил в средневековую эпоху, понял, что жил в грехе . Нашел пустынь , на ней столп ,стоял на нем 30 лет., чтоб избавиться от плотских желаний . Подвиг очищения. После 30 лет он спросил Бога : «кто самый совершенный из людей?» Голос:» ступай в г. Дамаск, найди скомороха Памфалона». Нашел скомороха и рассказал ему свою историю. Скоморох посмеялся над ним, рассказал о себе : в юности хотел идти в монастырь, встретил плачущую женщину. Она рассказала о своей беде :муж после женитьбы переменился- проиграл все наше состояние, его посадили в тюрьму. Родные не помогли. Памфалон отдал ей все свои деньги- монастырь подождет. Решил подзаработать ремеслом скомороха –до сих пор зарабатывает. Гермий понял, что скоморох совершил самый человечный поступок. На скале орлы свили гнездо, и пошел Гермий вниз к людям. Финал отличается от канонического текста :Лесков считал, что больше пользы от человека, который общается людьми. А не читает постоянно молитвы. слова никому не нравились. А меня послали паром гонять.
11. Бахтин о поэтике Достоевского.

В исследованиях худ. мира Достоевского ученые чаще всего отправляются от концепции полифонич. романа Бахтина, выдвинутого им в книге «Проблемы поэтики Достоевского». Бахтин считает, что Д. – реалист особого рода, он не сопоставим с др. реалистами 19 века. Реализм Д. особенный Сам писатель называл его фантастич., не считая себя психологом. Бахтин считал, что Д. создал особый тип романа, кот. не было во всей мир. лит-ре. Герой и автор: мир сотворен автором – худ. мир. Это высказывание автора на худ. языке. Посредник м/у автором и героем – повествователь=рассказчик. Герой – аналог реал. чел-а. Герой – особо отвлеченный чел. с качествами. Автор производит экспер. с целью обнаружения границ свободы чела. Трагич. ситуация – результат нарушения героем границы свободы. Автор оценивает поведение героя и опред. границу его свободы. Всегда есть в пр-ии конфликт м/у автором и героем. У Д. герой – это не яв-е действительности, а особая т.з. на мир и на самого себя. Герой предстает ч/з его убеждения, нет подробностей в виде портрета, интерьера, соц. положения. Герой Д. – самосознание. Цель изображения героя – видение мира ч/з призму героя, а не автора. Герой дан в кругозоре р. персонажей, кот. построены по тому же принципу – диалог кругозоров разн. героев. В кругозоре автора не остается никакого смысл. избытка. Все идеи введены в кругозор героя. Истина диалогична, когда она становится монологич. – перестает быть истиной. Истина – рез-т диалога разных т.з. – истина всегда относительна, такой диалог не имеет конца. По Бахтину романы Д. 60 годов полифоничны. Автор, если бы вступил в диалог, стал бы носителем равноправной т.з. диалог теряет смысл, если появ-ся авторитетный голос. 1 и 2 главы вызвали возражения ученых. Запад. ученые считали, что писатель не мог создать тип романа, кот. ранее никем не использовался. Бахтин отвечал на это, что романы д. от средневековья, от смехотворного жанра, где смешивается высокое и низкое. Бахтин считает все ост. романы 19 века монологическими, где автор управляет действием. А у д. – оркестр без дирижера. Днепров «Идеи времени и формы времени» - спор с Бахтиным. Б. не признает наличие в романах д. драм. элементов. «Драма в романе» - статья Днепрова, в кот. исследователь рассматривает романы д. как рамы, в кот. множество диалог. сцен. Днепров считает, что драматургия у д. создается эпич. средствами. Бахтин писал, что автор находится вне худ. мира, а герой – внутри него. Автор не м. проникнуть в худ. мир, невозможен контакт м/ автором и героем. Герой не знает, что он лит. герой – двойственность героя, он себя ощущает живущим в мире действительном. Теория Бахтина уязвима с теоретич. т.з.. Идея у Достоевского: худ. пр-ие создает идею. ее носитель- автор. герой д. – идеолог. Герой его заражен идей. он живет ей и воплощает ее в жизнь. достоевского не интересует внешность героя. д. – мастер изображать идею. Бахтин абсолютизирует идею, он признавал, что его вообще не интересует содержание романов. его интересует только поэтика. идея для д. нечто вроде сумасшествия, это бесовское начало. Герои д. живут ненорм. жизнью. по д. увлечение идеями – болезнь века. люди живут воображаемой жизнью, а не действит-ой. Но Бахтин не прав: все романы д. заканчиваются освобождением от идей или самоубийством, смертью. Романы д. – романы о дух. сущности человека, чел. – сущ-во духовное. Бахтин изъявлял ТВ-во Достоевского из контекста.
12. Жанр. специфика романов Д. 60-х- 70-х.

понял, что помимо чел. желаний есть могучий миропорядок. Воевать с ним бесполезно, его нужно понять. Поиск ниши в мироздании, где чел. чувствовал бы себя умиротворенным. Социалист. идеи от разума, от интеллекта. Они надуманы, но нежизнеспособны. В своих романах 60-70-х ополчился на эту идею. Религиозная идея мира. Достоевский стал склоняться к религиозной идее мира. Христос – это идеальный человек («моя любовь к Христу выше ошибок»). В этом божественном существе и сокрыта истина. Какие бы идеи чел. не порождал, он никак не изменит миропорядок. Достоевский увидел, что наступает век нигилизма. Это для него то же самое, что и Антихрист. Гл. мишенью его худ.пр-ий становится нигилизм (совр. чел). Эстетич. концепция чел. : чел.- существо плотское и духовное. Нужно создать экстрен. ситуации, чтобы чел. стал праведником. Плотское – некая материя, кот. ограничена, разделяет людей, дух. – не имеет границ, присуще каж., сближает людей. Универсализм концепций, бол. для условностей. Раск. – герой оч. типичный, в ракурсе его совр-ов. Он герой сознающий. Он разн-ть подпольного чела – оч. необщительный, стремится к истине. Герои готовые архетипы: праведница и грешник. У д. трансформируется тип рус. хар-ра, его романы не мыслимы без традиций учительной лит-ры. Жанр дух. драмы (праведник, грешница), Агеографич. жанры – поучит. лит-ра. Формульная фабула вытекает из самой жизни чела, как чел. проходит разные этапы на пути к дух. челу. Чел. постоянно очеловечивается, сначала просыпается душа, потом происходит отречение от своего я. Формула: искушение (универс. ситуация), преступление, наказание, дух. становление человека – закон религиозный. Формульная фабула вытекает из учительной лит-ры. Все повествование подчиняется формульной фабуле – универсальная форма души человека. 1864. «Записки из подполья» - повесть, жанр записок. Подполье – знак уединенности человека. Чел. отворачивается от людей, а ведь главное- общение. Все основы, на кот. стоит чел. общество кажутся герою условными. Чел. – существо неблагодарное, усиленно созадющее – в этом его беда. Жить интеллектом, значит жить вхолостую. Интеллект не видит в человеке человека. Он видит в этом чел. самого себя. Для героя чел. – просто фигура. Это смысловое ядро будущих романов Д. Нужно раздражать читателя, играть на его нервах. Рус. лит-ра возвращается к своим истокам – лит-ра веры.2 части: монолог героя, раскрывающий его мировоззрение, и сюжетная часть – в целом, это саморазоблачающая исповедь. Сам герой в конце называет себя антигероем, он лишен имени. «Преступление и наказание» - роман, уголовный и философский, основан на детективном жанре. Раск. вынашивает идею. Герой – чел. чувствит., совестливый. Иедя о том, что чел. в мире один и ему все позволено. Затем ряд обст-в подталкивает его к дейтвиям, т.е. мир провоцирует героя на преступление, мир его искушает. Важн.роль играет письмо матери. Чел д. активно бороться со злом, но для этого он д. проверить, готов ли он быть сверчеловеком.

Романы Достоевского 60-70х гг

Проблема тиранизма будет хар-на для достоевск 60-70гг

Бедные люди – произведение не только соц, но и философское.

Соц проблема будет занимать подчиненное место в романах Д. На пером плане-нравств проблема.

Достоевский прошел некую школу-на каторге: чел 40х годов, считавший, что благо чел-ву принесут разные соц реформы, а чтобы они были, нужна передовая просветит идеология(разум чел-ий-творец истории, зачем он дан челу, чтобы обустроить жизнь).

Когда на каторге он понимает, что ценность разума не велика. Разум-это прогресс, что касается науки и техники, а чел отн-я стоятся на другом начале.

Достоевский приходит как чел 40х-просветитель. Народ его воспринимает как кровного врага. Почему? так как не может понять, народ совершает преступление, мотив разн, народ отстаивает права как может, даже преступлениями.

А зачем интеллигенты бунтуют? Интеллигенция-привилигированный класс общества. Они разрушители, безбожники. Поэтому отн-е народа враждебное.

Когда Д стал привыкать к этим прост людям, выслушал их истории, тогда понял одну святую вещь, что, все-таки, в отличие от интеллигенции, народ верует в христа. Нерушимое понятие для народа. А преступление-это так сказать бес попутал. Народ никогда не скажет, что восстает против христа. И только жизнь бедн людей заставляет их совершать преступления-так понял Д сущность простого народа.

Потом он станет утверждать, что русск народ-это богоносец. У народа есть какая-то св правда(перекликается с Чеховым). Народ он груб, наивен, есть своя правда, которая дороже интеллигентских идей, надуманных.

С таким миросозерцанием возвращается с каторги и начинает самый плодотворный период его творчества.

В русск литре главн конфликт внутренний. Русск писатели интуитивно понимают. Что враг сидит в человеке. Искать во вне врага(в помещиках, крепост праве)-дело ненадежное.

Что разрушает чела изнутри? – внутренний конфликт: чел-сущ-во разумное, но разум не явл-ся всеобъемлющим, а направлен на специфич области,он регулирует поведение чела, а что задает поведение чела? – природа, натура. Почему люди разные, потому что разные натуры.

В середине века торжество просветительск идей достигло апогея. В русск литре показателем просветит идеологии стал роман «что делать», в котором проповедуется культ разума. Челу только стоит захотеть быть хорошим, только захотеть быть разумным и тогда он построит достойную чела жизнь. Вот герой Чернышевского живут препиваучи, они нашли св дорогу в жизни, они счастливы.Роман вызвал отторжение среди русск интеллигенции, тк эта очередная утопия, который сочинил Чернышевский. В утопии чел как бы убегает от действительности, а она от этого лучше не стан-ся.

Пробл внутри чела, Д обрушивается на эту просветит идеологию и в св романах и повестях(как толстой, лесков). В отличие от салт-щедрина, котор считал, что можно общество построить на разумных началах.

Повесть Д «Записки из подполья»

Герой – лицо прямо не обозначенное.

Это исповедь в 2 частях: 1ч-идеология подпольного чела.2ч-история из его жизни. Они связаны. Теория и практика. Сам главн проблема –пробл собствен я. Вот он выходит к читателю с этой повестью, не зная опубликует ее или нет.

Он говорит, что был всегда злым чиновником, старался уязвить просителей, такая злость кипела по отн-ю к этим людям. Он говорит, а знаете, я все это сочинил, никакой я не чиновник.

Потом история об оплеухе, не отмщенной, о мести, а потом признается, что не было.

Эта история в поисках своего я-я не знаю кто я такой, я выбираю роли, когда вхожу в роли я начинаю врать. Проблема современ чела-почему нет характера, нет убеждений. Есть натуры, похожие на быков, если раздразнить, они несутся угрожать.

Сущ-т высокое и прекрасное-этому я поклоняюсь, но делаю такие гадости, мотивы, которые непонятны, а может это не гадости, может опять наговариваю. Я не пойму себя.

В современ чел-ке чрезвычайно развито самосознание-это просто беда.

Это болезнь века, самосознание-болезнь века, все перемешали и те ориентиры, на котор раньше ориентировались люди, ценности, ничего от этого не осталось, осталась только пыль, слишком уж чел-к себя сознает. Это болезнь и с др стороны игра(чел вообразит себя кем-то), щас люди сочиненные, играют какие-то роли, наслаждаются, покане поймут, что это не их. Так чел-к и мечется по свету, не понимая своей дороги. Если у чел-а нет хар-ра, то он не выберет себе путь, он будет метаться, выбирать теории, ему кажется, что они могут осветить ему дорогу. Это бред.

Другая болезнь: когда я, говорит подпольн чел, размышляю о современ цивилизации, я нахожу много несообразностей: куда мы идем(философы скажут, что жизнь улучшается, а я вот сомневаюсь, насчет хрустальных дворцов, это капиталььная ошибка, что чел улучшается. Хочет ли он этого?Вы хотите, чтобы вас кто-то направлял к этой великой цели?и чтобы вы потеряли это несчастное я. Человек не таков, он хочет быть свободным прежде всего, это его мироощущение. Я например, не пошел бы в хрустальн дворец жть, а залесть в курятник. Вы уверены, что чел хочет добра-абстракция. Каким предстает чел в истории – ужасным. Сейчас разумный чел затевает войны, революции.Я не хочу этого всего, куда зовут, хочу жить по себе. Челу надо верить самому себе. Чел – эгоист.

Подпольн чел хочет быть предельно искренним. Кого стыдится, кого боятся?некого. Ничего вредного чел-вуне сделал-поэтому могу быть откровенным. Проповедую подполье, тк я свободн человек.

Чел-у надо жить в одиночестве, чел д б самостоятельным, искренним таким. Подполье-самое лучшее, что чел-к придумал за время цивилизации. Парадоксолист-чел из подполья(яростн противник разума, цивилизации, хочет взвесить какую роль играет зло, почему оно привлекательно, преступление-это зло, люди совершают преступления не из-за материал целей, а это то зло, которое в натуре чела, оно привлекательнее добра, добродетельн чел-самый скучный.)

Провоцирует читателя, чтобы тот сам размыслил, что в исповеди приемлемо а что нет. Как это проверить? вот 2часть: «по поводу мокрого снега»:какая разница как называть часть, это рассказ о другом, название для названия, история произошла когда-то. Подпольн чел-уединенный всегда, не дружил, не любил-так и жил. Вспомнил чиновника, с которым учился. Их приятеля д. отправлять, собраться в ресторане, парадоксолист напросился, пришел, а никого нет, пришли и он понимает, что мало, что значит для них, чувст-т, что в компании он никто, начинает ходить, он надоел им, уехали, он за ними, хотел им нагрубить.

Реализм Достоевсеого. Роман «Преступление и наказание»

Реализм Достоевского-фантастич(цель-найти чел-а в чел-е).

Подлин чел-к-чел-к духовный, о чем сам человек не знает (духовная сущность человека скрыта в нем глубоко. Чтобы чел-к обрел ее, его нужно поставить в экстримальную ситуацию).

Худож мир Достоевского-это сплошь экстримальные ситуации, с кот-ми обыденный чел-к незнаком. Реализм предполагает самые обыкновенные ситуации. => эстримальные ситуации представляются чит-лю фантастическими = > название,данное писателем своему реализму – фантастический реализм (предполагает условность худож мира). Автор у Достоевского выступает в роли режиссера, а не только творца => романы называли романами-трагедиями (подобно драматическому произведению).

Главная цель автору Достоевского-привести своего героя к духовному пробуждению.

Жанр романа Достоевского-жанр духовной драмы. Для духовной драмы характерна «формульная» фабула. Это 4 этапа духовного пробуждения человека: 1-искушение; 2-преступление; 3-наказание; 4-духовное пробуждение = сюжет связан с изображением 4этапов жизни героя.

Сравним роман Достоевского с романом 19 века (с романом Тургенева). В классич романе большое место занимает характеристика героя (например, Базаров-, голос, портрет, манеры разговаривать и вести себя, происхождение, убеждения – целостный, подробный портрет, при этом главное – убеждения, что хар-но для всех героев русского романа; герой всегда изображается как герой времени, определенного соц положения – это и есть реализм, так как о герое сказано все, чтобы обосновать его убеждения, нужно рассказать все) –поэтому сюжет классического романа очень развернутый. Читатель постепенно узнает героя. А в романе Достоевского сюжет связан с изображением 4 этапов жизни героя. Поэтому сам герой не нагружен такими подробностями, потому что речь идет о человеке как таковом. Конечно герой Достоевского- тоже герой времени, но это не главное, чел всегда, по мысли Достоевского, в любые историч эпохи живет согласно формульной фабуле. Чел всегда искушается действительностью, всегда совершает преступление, получает наказание, духовно становится. (Лихачев это называл абстрагирующая эстетика: главные ситуации бытия одни и те же, как таковому человеку присущи вечные признаки, а то, что связано с эпохой не определяет его сущность). Достоевский исходит из этой эстетики.

4 ступени, фазы-это одна установка (сюжет). Другая установка-необходимо срежиссировать экстримальн ситуации.Это ситуации, когда человек становится отщепенцем, изгоем рода человеческого. Самое страшное, что может человек себе вообразить. Почему Раскольникова так долго не могут разоблачить-это не в интересах автора. Мы знаем, что следователь, знает, кто явл-ся убицей, он хочет, чтоб Раскольников испил горькую чашу до дна. Раскольников сам идет к нему. Муки, которые переживает Раскольников, страшнее всякой тюрьмы. Раскольников, несмотря на свои убеждения, всей натурой своей понимает, что он отщепенец. Когда его вызывают в контору, там разговаривают об убийстве 2чел-к, вдруг его поражает сознание, в этот момент он почувствовал, что между ним и людьми легла пропасть. Это какое-то странное чувство, которое Раскольников едва выносит, именно сейчас ему хочется сказать, что он убийц.

Роман современный и безвременный: Достоевский знал всю опасность идеологии(мысли, которые в голове, могут иметь страшные последствия. Тк идеология претендует на истину не будучи такой. Одна идеология сменяется другой, она заражает общества как эпидемия, с ней трудно бороться, тк нет способов с ней бороться. У чел-а 1только щит против идеологич убеждений-его духовность, совесть, тогда чел-к останавливается перед пропастью. Пробуждение духовности в чел-ке требует огромных внутренних затрат. Духовность никак не докажешь, никакими аргументами. Человек проходит все это, чтобы в нем пробудилась духовность. Поэтому людей, в которых раскрылась и живет духовность, меньше людей, мыслящих идеологией-вот беда).

Достоевский показывает героя, который заражен идеологией и дает ему раскрыться.

Время и пространство- экстенсивно, в «Преступлении и наказании»-интенсивно.

События-события внутренней драмы героя = >биографич элемент мало значим. Это экстримальные ситуации, выстроенные по нарастающей. Жертва невинная.

Время в романе Достоевского.-драматургично- и пространство тоже.

Достоевский счит, что чел живет встревоженно.

История души человеческой-исповед.роман.

Твердую эпическую основу романа составляет перипетию романного сюжета (преступление, наказание, возрождение).
15. «Идиот». Князь Мышкин. Трагич. вина.

Роман был написан через 2 года после «ПиН». Новый герой – человек-идеал, несущий в себе Бога, но гибнущий в мире алчности и неверия. Лев Мышкин близок идеалу воплощения божественного в человеке. Гл. мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. В черновиках к роману автор называет своего героя «князь Христос», а в самом тексте звучат мотивы Второго пришествия. Замысел был не в том, чтобы показать очеловеченного Бога, а чтобы представить чел., способного следовать христ. идеалу самопожертвования. Оксюмороном звучат имя и фамилия героя, авт. хар-ка внешности скорее напоминает иконописный портрет. Мышкин не то чтобы идиот, он идиот в том смысле, что ведет себя странно, непривычно. Лев Мышкин – потомок обедневшего княж. рода, герой получает неожиданное наследство. Он с детства болел, а потом выздоровел. Дит. болезнь он воспринял как дух. смерть, а выздоровление – как отмену смертного приговора. Мышкин близок героям Руссо своей непосредственностью и душ. гармонией. Параллель с Дон Кихотом – поражает всех своей наивной верой в добро, справедливость и красоту. Мышкин чуток к чужому горю и деятелен в своем сочувствии. Мышкин не просто добр, он своего рода идеолог, у него есть своя программа восстановления падших – через общ. любовь и сочувствие к ним на основе христ. любви. По замыслу писателя, положит. влияние Мышкина .б. испытать на себе главные герои романа: Настасья Филипповна, Парфен Рогожин и Аглая Епанчина. Отношения Мышкина и Настасьи освещены лег.-миф. сюжетом (Христос изгнал из Марии Магдалены бесов). Предложение Мышкина пожениться она оценивает как жертву. Неразрешимо трагич. становится в романе вопрос, спасет ли красота мир. Только Мышкин понимает ее мечту о нрав. обновлении. Он верит в ее невинность, он ей сострадает. Метания героя м/у Настасьей и Аглаей говорит не о раздвоенности героя, а о его безмерной отзывчивости. Аглая – умна и имеет горячее сердце , но самолюбие и гордость привели ее к католикам. Но Д. считал католичество ложной ветвью, а католиков – вероотступниками. Мышкину не удается довести Аглаю, как планировал писатель, «до человечности». Действие Мышкина на Рогожина оказалось недолговременным. Итог – их братание, обмен их крестами – герои символически разделяют общую судьбу – судьбу двух страстотерпцев, по разному вырванных из норм. жизни. Оному грозит каторга за убийство, др. – вечный мрак безумия. Поражением заканчиваются миссии Мышкина – бескорыстная любовь, красота оказались бессильными перед гордыней и алчностью. Проблема трагич. вины заключается в том, что герой хочет как лучше, а получается как всегда. «Идиот» - перед нами экспер. роман – а что будет, если чел.-праведника пустить в грешный мир. Это как 2 пришествие. В человеке – его уязвимость. Гл. – бескорыстность откровенность героя, т.к. ля чел. гл - общение с людьми, его можно испортить самообманом, корыстью. Если чел. будет бескорыстен, он убедит всех, что гл. проблемы, терзающие чел. исчезнут (гордыню Настасьи Филипповны, помогает Рогожину увидеть в ней человека). Люди не м. прийти к идее самопожертвования (Настасья Филип. и Аглая – первая просит седлать Мышкина выбор – она или я – но не понимает, что несправедлива, т.к. выбор этот невозможен для Мышкина). Мышкин хотел переделать саму природу человека. Человек греховен по своей природе. В этом и есть проблема. Вина – трагич. герой не виноват. Он хотел седлать лучше, а в рез-те только осложнил ситуацию, получилась – трагич. развязка. В конце романа Мышкин превращается в форменного идиота – безнадежно душевнобольной.
13. «Преступление и наказание».

пространство и время –действие героя. Д. отбирает самые существ. ситуации жизни чел. (типич., важн.). Герой живет в обществе с др. героями, т.е. не в пустом пр-ве. Роман размахивается – роман захватывает разные сферы жизни общества. Время историческое. Худ. время расширяется до времени исторического. К событиям сегодня вплотную приближается время Нового Завета – земной жизни Христа, его воскресение. Предупрежеднием Роиону накануне слова служат слова Мармелаова о Страшном суде. Время эпилога – оно обращено к началу времен. Романное время облает потенц. энергией, выбрасывая героя в иное измерение жизни. Идея времени – жизнь человечества в историч. эпоху. Идея пр-ва – изображение жизни в обществе. Сюжет сконцентрирован, поэтому действия происходят как будто на огранич. пр-ве. Время так же сжато – как драм. время. Идея времени существенна для чел-а, она появилась, т.к. жизнь чел-а конечна. У Раскольникова время: нужно идею воплотить в действие, нужно разбудить время, оно течет у него м/ пальцев ,он никто в этом мире. для Раскольникова время плоское, неживучее. Перед ним проблема – как сделаться живой личностью. У людей есть цель в жизни, а Раск. не желает так жить, принимать жизнь такой, какая она есть. Это пустое время, измерение чел. жизни. Раскольников разбуил время, оно поскакало, совесть не отступает от него ни на минуту. Время скачкообразно, катастрофично, драматургично. Кажд. минута – трагическая сцена. Время сгущенное. Пр-во – Петербург – «ад земной жизни», нет ни одного явления, соотносимого с дей-ю – это воображаемый мир. Пр-во ч/з цвет. Сюжет сконцентрированный. Идея пр-ва: пр-во сценично, обстоятельства – совр. эпоха. Пр-во у достоевского символично, символизм в самой фигурации этого пр-ва. Три сна, связанные темой насилия. 1 -. накануне убийства, из детства, забивают лошадь, Роион мучается, но не может ей помочь. 2- помощник квартального надзирателя избивает его кварт. хозяйку. Страх, что заним придут – только пере полицией. 3 – пытается повторно убить старуху, а она смеялась тихо, и он ужаснулся и помертвел., он понял, что убил себя, а не ее. Символизм в пр-ве ч/з цвет. Желтый (комната старухи), красный (лицо Миколки, окровавленнаяПр-во и время насыщены разными смыслами. Нек. ученые даже считают это пр-ие драмой. Экстатический стиль характерен для лит-ры 20 века (Л.Андреев). Стиль с повышенной выразительностью, где отношение повест-ля или героя к явлениям дей-ти выражено очень определенно. Остро ощущается отношение героя к дей-ти, к др. персонажам. Есть схосдтво с рам. про-ями (акцентированное, оценочное отношение). Важность еталей 9комната Раск., гроб и т.п.). Чел. откликается на отношения окруж. мира в форме экстатич. восприятия мира.

В «
  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта