Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

История. Уч. пос.. Теория и методология исторической науки функции истории



Скачать 0.74 Mb.
Название Теория и методология исторической науки функции истории
Анкор История. Уч. пос..doc
Дата 04.05.2017
Размер 0.74 Mb.
Формат файла doc
Имя файла История. Уч. пос..doc
Тип Документы
#7547
страница 1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Функции истории:

  • познавательная – выявление закономерностей исторического развития;

  • прогностическая – предвидение будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего;

  • воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств; составляющие воспитательной функции исторического знания:

    1. история выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные отношения;

    2. история оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные исторические факты и события;

  • практически-рекомендательная (практически-политическая) – выработка научно-обоснованного политического курса на основе исторических знаний;

  • социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности;

  • мировоззренческая (методологическая) формирование научного взгляда на мир, общество, законы его развития.


Методом в наукеназывают совокупность способов и приемов, а также общих принципов познания исторических явлений.
Методы изучения истории (исторического познания):

  • исторический – воспроизведение, то есть последовательное рассмотрение и описание всех этапов становления, развития и формирования изучаемых явлений или процессов развития с их общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами;

  • логический – обобщение исторического процесса в теоретической форме закономерностей;

  • проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени;

  • метод периодизации – особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды, выявление изменений качественных особенностей в развитии и установление моментов этих изменений;

  • типологический или историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов на основе присущих им общих существенных признаков;

  • синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время;

  • сравнительный (компаративный) – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени, выявление сходства и различия между ними; или метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим;

  • ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления;

  • идеографический – описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов;

  • системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития или метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в историческом развитии.


Методология –учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам исторического познания относятся:

  • принцип историзма – рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

  • принцип объективности – изучение объективных(то есть независимых от сознания человека) закономерностей, опора на факты в их истинном содержании, рассмотрение явления в его многогранности и противоречивости;

  • принцип социального подхода – рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

  • принцип альтернативности – определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.


Основные методологические подходы исторического познания.

  • Теологический подход – религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога-Творца) и созданного им божественного миропорядка, Бог-Творец – основа миробытия, первооснова всего сущего, он придал сокровенный смысл историческому существованию и развитию человека.

  • Субъективизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди; отрицает объективные законы природы и общества, рассматривает исторический процесс как результат проявления мирового духа.

  • Географический детерминизм – историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса.

  • Эволюционизм – подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.

  • Рационализм – признание разума единственным источником познания.

  • Марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, абсолютизирует социально-экономические факторы и игнорирует духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор. Таким образом, в основе марксистской теории исторического развития лежит понятие «формация». Формационный подход к структурированию истории был предложен К. Марксом. Марксизм выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Основоположниками марксистского подхода к изучению истории были К. Маркс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

  • Цивилизационный подход – рассматривает исторический процесс как последовательную смену культурно-исторических типов (цивилизаций). Таким образом, в основе цивилизационного подхода в изучении истории лежит понятие «цивилизация». Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

  • Синтетический подход – соединяет различные системы исторического познания в единое органическое целое.


Предметом историиявляется изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.
Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки, ее становление и развитие как сложный, многогранный и противоречивый процесс и его закономерности. Она также изучает закономерности смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы ученых как на весь ход исторического процесса в целом, так и на его различные проблемы и стороны.

Вплоть до конца XVI в. основным типом исторических сочинений были летописи. Наибольшую известность получила «Повесть временных лет» монаха Нестора (I четверть XII в.).

Отцом русской исторической науки считается В.Н. Татищев (1686–1750), современник Петра I, представитель «дворянской» историографии. Он создал первый обобщающий труд по истории под названием «История Российская с самых древнейших времен» и стал основоположником «дворянской» исторической науки. Развитие истории связывал с деятельностью правителей.

К «дворянской» историографии относят М.М. Щербатова и И.Н. Болтина (II половина XVIII в.) и Н.М. Карамзина (1766–1826), современника А.С. Пушкина и Александра I, автора многотомной «Истории государства Российского». Н.М. Карамзин считал, что решающую роль в истории играли великие люди.

Представителями «государственной» школы российской историографии вXIX в. были С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. С.М. Соловьев (1820–1879) создал 29-томную «Историю России с древнейших времен». Учеником С.М. Соловьева был В.О. Ключевский (1841–1911), автор «Курса русской истории».

Большое влияние на развитие исторической науки в России 30–40-х годов XIX в. оказала дискуссия между западниками и славянофилами. Западники были сторонниками развития России по пути Западной Европы. К западникам относились Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин и др. Славянофилы рассматривали российскую историю как исключительно самобытную. Славянофилами были А.С. Хомяков, братья Аксаковы и др.

После Октября 1917 г. началось создание марксистской концепции отечественной истории, она господствовала в исторической науке до распада СССР (1991 г.). Марксизм (учение К. Маркса и В.И. Ленина) стал методологической основой для изучения истории СССР. Одним из основоположников советской исторической науки (родоначальником марксистской концепции отечественной истории) был М.Н. Покровский (1868–1932). Приоритетными направлениями марксистской концепции отечественной истории стали история классовой борьбы, история рабочего класса, крестьянства, коммунистической партии и пр.

Раздел 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII–СЕРЕДИНЕ XV ВВ.

Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Праславянская общность в период с сер. I тыс. до н.э.–I тыс. н.э. распалась на три группы славян. К южных относятся современные болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы; западным – поляки, чехи, словаки; восточным – русские, украинцы, белорусы. Три народа из восточных славян выделились к XVI веку.
Восточнославянские племенные союзы VIIIIX вв. – кривичи, радимичи, северяне, древляне, уличи, тиверцы, дреговичи, вятичи, поляне, словене, полочане, волыняне.
Соседи восточных славян: чудь, меря, мурома, марийцы, веси, хазары, авары, печенеги, южные и западные славяне.
Основные занятия восточных славян – пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, зернобобовые и волокнистые культуры), животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи), ремесло (кузнечное, железоделательное, ювелирное, гончарное, прядение, ткачество, выделка мехов и кожи), охота, рыболовство, бортничество, обмен и внешняя торговля. Жито – название зерновых культур. Бортничество – сбор меда диких пчел. Основные системы земледелия –перелог и подсечно-огневая системы, которые постепенно вытесняются двухпольной (поле делилось на две части: яровые засевались весной, озимые – осенью) и трехпольной (поле делилось на три части: яровые, озимые и пар – часть поля, которая не засевалась) системами с паровым клином. Основные орудия труда земледельцев – рало, деревянный плуг с железным лемехом. Торговый путь «из варяг в греки» – связывал Скандинавию с Константинополем (IX–Х вв.).
Общественно-политическое устройство восточных славян – вече (народное собрание), племенное военное ополчение из свободных общинников, старейшины, князья, княжеская дружина, волхвы (жрецы).

Вервь (мир) – соседская община у восточных славян, объединяла живших на одной территории.
Славянские языческие боги: Перун – бог грома, молнии, войны, покровитель княжеской дружины, Дажьбог (Хорс) – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Мокошь – богиня земли и плодородия, Семаргл (крылатый пес) – покровитель посевов, Велес – покровитель скотоводства.
Факторы (предпосылки) возникновения государства:

  • социально-экономические – демографический рост, развитие земледелия и обмена, появление частной собственности; возникает имущественное неравенство между членами общества, начинается процесс социальной дифференциации общества (различие в положении людей в обществе);

  • внутриполитические – усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения привели к возвышению князя и дружины, складыванию межплеменных союзов, которые приобрели форму племенных княжений, в IX в. существовали два крупных территориально-политических образования – на юге (вокруг Киева) и на севере (вокруг Новгорода);

  • внешнеполитические – необходимость противостояния агрессивным соседям, особенно Хазарскому каганату; стремление взять под контроль торговые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом.


Норманнская теория (варяжская) теорияо создании государства у восточных славян, разработанная на основе анализа летописи «Повесть временных лет» немецкими учеными Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером, Г.З. Байером, приглашенными в Россию в XVIII в. Они приписывали создание государства варягам. С критикой этой теории выступил М.В. Ломоносов (антинорманист).
Древнерусские князья и их политика.

  • Рюрик – предводитель наемной варяжской дружины, согласно «Повести временных лет» приглашенный (призванный) в Новгород в 862 г., захватил власть и стал князем в Новгороде. Киевские князья впоследствии считали его родоначальником своей династии. Умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря.

  • Олег Вещий (879–912) – первый исторический князь варяжского происхождения, в 879–882 гг. правил в Новгороде, в 882 г. захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира, объединил два восточнославянских центра в единое Древнерусское государство. В 882 г. Киев стал центром Древнерусского государства. В 907 г. совершил поход на Царьград (Константинополь) и в знак окончания военных действия и мира повесил свой щит на его ворота, подписал выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле на территории империи. Новые уступки Русь получила по договору с Византией 911 г.

  • Игорь (912–945) – по летописи сын Рюрика (отсюда – династия Рюриковичей), продолжил подчинение восточнославянских племен, в 941 и 944 гг. – новые походы на Византию, 944 г. – новый русско-византийский договор. 945 г. – древляне убили Игоря во время сбора дани. Его жена княгиня Ольга организовала карательный поход против древлян.

  • Ольга Святая (945–957) – была регентом при Святославе в период его малолетства и правила во время его походов, провела реформы: установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. В 957 г. посетила Константинополь и приняла крещение.

  • Святослав (962–972) – воевал с хазарами, после его походов Хазарский каганат прекратил свое существование как сильное государство. Совершил поход на Византию и в 970 г. заключил с ней мир.

  • Владимир Святой, Красное Солнышко (980–1015) – воевал с печенегами, женился на византийской принцессе Анне. При нем в 988 г. – крещение Руси (принятие христианства в качестве официальной религии). В Древней Руси вместо политеистического (политеизм – многобожие) язычества утвердилась монотеистическая (монотеизм – единобожие) религия.


Причины принятия христианства:

  1. необходимость укрепления государства и его территориального единства;

  2. необходимость вхождения в семью европейских народов, язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей;

  3. нараставшая социальная неоднородность общества требовала перехода к более сложной мировоззренческой системе.


Причины выбора христианства в его православном варианте:

  1. прочные культурные и экономические связи с сильнейшим государством X века Византией, наследницей великого Рима;

  2. международная обстановка, отношение церкви и государства (Римский Папа притязал на светскую власть, католическая церковь не желала учитывать местные особенности, ее воинственность);

  3. терпимость православия к местным традициям.


Последствия принятия христианства (православия) на Руси:

  1. правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти (христианскую религию), а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывавшегося феодального строя;

  2. идеологически закреплялось единство Древнерусского государства;

  3. Русь получила письменность и возможность приобщаться к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;

  4. расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;

  5. православная церковь повлияла на древнерусское общество – смягчила нравы, боролась против многоженства и других языческих пережитков, выступила против рабства.




    • Ярослав Мудрый (1019–1054) – стал самовластцем, ввел в действие первый в Древней Руси письменный свод законов – Русскую Правду (1016 г.) для юридического регулирования раннефеодальных отношений. Династическими браками своих детей способствовал расширению и укреплению контактов с европейскими странами. В 1036 г. нанес решительное поражение печенегам в битве под Киевом. В его княжение положено начало Киево-Печерской Лавре. В 1051 г. впервые киевским митрополитом (главой русской православной церкви в Древней Руси) избран русский по происхождению Илларион. Организовал перевод богослужебных книг. Построил Софийский собор в Киеве.


Краткая редакция Русской Правды, помимо Правды Ярослава, включала Правду Ярославичей, созданную сыновьями Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) в около 1072 г. как реакцию государства на народные волнения. Она запретила кровную месть, заменив ее вирой (штраф за убийство свободного человека), обеспечила защиту личных владений князя, усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения.


    • Владимир Мономах (1113–1125) – как реакцию на восстание в Киеве в 1113 г. принял законодательный акт «Устав Владимира Мономаха» (1113 г.), вошедший в состав Пространной редакции Русской Правды, которая зафиксировала появление новой группы феодально-зависимых людей – закупов и установил размеры процентов по займам, ограничив ростовщичество. Организатор похода русских князей против половцев в 1111 г. Значительно ослабил половецкую опасность вследствие походов на половцев.

    • Мстислав Владимирович (1125–1132) – ликвидировал половецкую опасность, окончательно разгромив половцев.


Социально-экономические отношения в Древнерусском государстве.

  • Полюдье – вид дани с подвластного населения у восточных славян в IX–X вв., которая взималась путем объезда князем с дружиной своих земель.

  • Повоз – вид дани у восточных славян в IX–X вв., которую подвластное князю население привозило с мест в центр.

  • Вотчина – наследственное феодальное земельное владение боярина (крупного феодала).

  • Феодальная рента – часть полученного продукта, которую взимал феодал с зависимых крестьян в качестве платы за пользование его землей. Формы феодальной ренты: поземельная отработочная рента (барщина), натуральный оброк, денежный оброк.

  • Боярин – старший дружинник, владевший вотчиной.

  • Церковная десятина – налог, установленный после принятия христианства, представлял собой отчисление в пользу церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих.

  • Люди – свободное население, жившее сельскими обществами (вервью, миром).

  • Смерды – сельское население в Древней Руси, изначально свободное, но постепенно попавшее в зависимость от князя, позже феодалов.

  • Холопы (челядь) – зависимые, рабы, пополнявшиеся в основном из числа пленников и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу.

  • Рядович – крестьянин, заключивший с феодалом ряд (договор) на выполнение определенных работ.

  • Закуп – чаще всего разорившиеся крестьяне, попавшие в кабалу за получение какой-то ссуды – купы. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом сохранял свое хозяйство. Впервые упоминается в Уставе Владимира Мономаха.

  • Посад – торгово-ремесленное поселение за стенами кремля.

  • Посадник – наместник князя в подвластных землях.


Культура Древнерусского государства.

  • Кириллица – славянская азбука.

  • Тризна – восточнославянский погребальный обряд, поминки.

  • Нестор – монах Киево-Печерской Лавры (XII век), автор знаменитой летописи «Повесть временных лет».

  • «Остромирово Евангелие» – древнейшая датируемая рукописная книга (1054–1056 гг.).



Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
Политическая раздробленность – это этап в развитии феодальной государственности, при котором ранее единое государство распадается на несколько мелких независимых государств.
30-е гг. XII в.–первая треть XVI в. – эпоха феодальной раздробленности на Руси.
Причины политической раздробленности на Руси.

  1. Социально-экономические причины:

  • господство натурального хозяйства (вид хозяйства, в котором все, что производится, потребляется внутри хозяйства. Торговля при этом ведется нерегулярно, экономические связи между различными областями крайне непрочны);

  • развитие производительных сил;

  • развитие боярского землевладения, в мирных условиях при господстве натурального хозяйства вотчины неизбежно становились вполне самостоятельными производственными комплексами, их экономические связи ограничивались ближайшей округой;

  • упадок экономической значимости Киевской земли из-за перемещения торговых путей (XI в. торговые пути на Черном море захватили генуэзские купцы, что привело к ослаблению роли Киева) и разорительных набегов кочевников.




  1. Политические причины:

  • ослабление внешней опасности (временное отсутствие сильных внешних врагов);

  • недовольство князей принципом наследования власти (особенно были недовольны князья-изгои, чьи отцы умерли раньше своего вокняжения в Киеве, в итоге их дети теряли право на престол);

  • рост экономического могущества и политической самостоятельности князей (бояре-вотчинники в условиях почти полной экономической и социальной независимости от центральной власти не видели необходимости делиться своими доходами с Великим киевским князем, но активно поддерживали властителей удельных княжеств), их стремление к самостоятельности, т.е. независимости от Великого князя;

  • борьба князей за лучшие княжения и территории (княжеские междоусобицы);

  • разделы князьями своих вотчин между наследниками.


Положительные последствия феодальной раздробленности:

  • рост городов, ремесла, торговли в княжествах;

  • успехи в развитии сельского хозяйства;

  • расцвет культуры во всех ее проявлениях;

  • культурное и хозяйственное освоение новых территорий.


Отрицательные последствия феодальной раздробленности:

  • ослабление обороноспособности Руси;

  • междоусобицы князей.


События периода политической раздробленности русских земель:

  • XI век – появление в письменных источниках единичных сведений о боярских и монастырских вотчинах;

  • середина XII века – появление первых «великих князей», распад Древней Руси на несколько княжеств;

  • 30-е гг. XIII века – длительные и ожесточенные междоусобные войны в южнорусских землях.


1097 г.съезд русских князей в Любече – князья провозгласили принцип: «Каждо да держит отчину свою», на практике он привел к замене родового владения семейным, а родового старшинства политическим единовластием. Юридическое начало феодальной раздробленности.

Фактический распад Древнерусского государства начался после смерти Мстислава Владимировича в 1132 г. К середине XII в. Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств. Наиболее крупными землями периода феодальной раздробленности были Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, Новгородская республика.
Владимиро-Суздальское княжество.

  • Юрий Долгорукий (1125–1157) – сын Владимира Мономаха, при нем в 1132–1135 гг. произошло обособление Ростово-Суздальской земли от Киева. При нем в 1147 г. в летописи впервые упоминается Москва.

  • Андрей Боголюбский (1157–1174) – перенес столицу из Ростова во Владимир. Княжество стало называться Владимиро-Суздальским. Построил Успенский собор.

  • Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) – при нем – наивысший расцвет и пик могущества княжества. Первым стал последовательно употреблять титул «великий князь».


Новгородская республика.

  • 1136 г. – в результате восстания в Новгороде боярство сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. В Новгороде на период XII–XIV вв. утвердилась феодальная аристократическая боярская республика.

  • Политическая система Новгородавече – высший орган управления; посадник – высшее должностное лицо в Новгороде, глава исполнительной власти; тысяцкий – глава городского ополчения и сборщик налогов в мирное время; князь – военный предводитель; Совет господ, состоявший из верхушки боярства; архиепископ(владыка) – глава новгородской церкви ведал международными отношениями.


Галицко-Волынская земля.

  • 1199 г. – волынский князь Роман Мстиславович (1199–1205) захватил Галич и объединил Владимиро-Волынское и Галицкое княжества в мощное Галицко-Волынской княжество.

  • Даниил Романович Галицкий (1221–1264) – считался одним из самых влиятельных правителей в Русских землях. В 1254 г. принял от папы римского королевский титул. Пытался бороться с Ордой.



Тема 4. БОРЬБА С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАХВАТЧИКАМИ С ЗАПАДА И С ВОСТОКА. РУСЬ И ОРДА
1206 г. – на съезде монгольской знати нойон Темучин провозглашен великим ханом (Чингисханом). С 1207 г. он проводит захватническую политику. До завоевания Руси монголы совершили походы в Китай и Среднюю Азию.
1223 г. – битва на р. Калке, русские потерпели поражение, первая встреча с монголами. Союзниками русских были половцы.

1237–1238 гг. – поход монгольского хана Батыя на Северо-Западную Русь.

1239–1240 гг. – поход хана Батыя на Южную и Юго-Западную Русь.

1243 г. – Батый образовал самый западный улус – государство Золотую Орду, просуществовавшее до 1502 г. Первые ханы Золотой Орды по своим религиозным воззрениям были язычниками. Улус – административно-территориальная единица в Орде.
Причины поражения русских в борьбе с монголами:

  • политическая раздробленность русских земель;

  • превосходство монголов как в численности в каждом сражении, так и в подготовленности войск к ведению крупномасштабных военных действий (хорошо поставленная разведка, быстрая конница и проч.), уровне военной дисциплины;

  • применение монголами заимствованной в Китае и Средней Азии военной, в том числе осадной техники.


Последствия нашествия Батыя на Русь:

  • потеря независимости русскими княжествами, они стали улусом Золотой Орды;

  • Русь оказалась под влиянием восточного варианта варварства, на ее территории было установлено монголо-татарское иго;

  • огромный материальный ущерб, особенно пострадали города, были подорваны городские ремесла, было замедлено и деформировано развитие товарно-денежных отношений, третьего сословия;

  • демографические потери;

  • усилилась натурализация хозяйства;

  • произошло возрождение государственного феодализма;

  • продолжился процесс деления русских земель на Северо-Востоке, усилились разжигаемые Ордой княжеские распри; произошло отчуждение Южной и Юго-Западной Руси, в XIV в. они вошли в составе Великого княжества Литовского и Польши;

  • в политическом развитии Руси проявились деспотические тенденции, что способствовало формированию русского самодержавия;

  • пострадали и были разрушены многие памятники духовной и материальной культуры.


Характеристика отношений Руси и Золотой Орды:

  • на Руси на период 1243–1480 гг. было установлено монголо-татарское иго – комплекс экономико-политических методов, обеспечивавших господство Золотой Орды над русскими землями;

  • Русь ежегодно выплачивала Орде огромную дань – ордынский выход, которую первоначально собирали представители ордынского хана баскаки, они также наблюдали за местными князьями и порядком в княжествах;

  • Были введены ярлыки – ханские грамоты, дававшие право на княжение, в существовании ярлыка выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды;

  • Было сохранено православное христианство, а также сохранена самостоятельность православной церкви на Руси;

  • великокняжеский престол был перенесен из Киева во Владимир, поближе к столице Золотой Орды.


Новгородский князь Александр Невский и галицко-волынский князь Даниил Романович по-разному оценивали степень монгольской опасности. Даниил Романович выступал за активную борьбу с монголами. Александр Невский рассчитывал на союз с татарскими (монгольскими) ханами в решительной борьбе с немецкими и шведскими рыцарями (крестоносцами). В 1252 г. – Александр Невский побывал в Орде и был поставлен великим князем всея Руси.
1378 г. – в сражении на реке Вожев Рязанском княжестве московское войско разбило большой татарский отряд под командованием мурзы Бегича.

1380 г. – Куликовская битва, в результате которой русские войска под командованием московского князя Дмитрия Московский разгромили монгольское войско под началом военачальника Мамая. Союзником ордынцев выступил литовский князь Ягайло Ольгердович. За победу на Куликовом поле Дмитрий Московский получил историческое прозвище Донской.
Но в 1382 г. хан Тохтамыш предпринял карательный поход на Русь, захватил и сжег Москву.

1480 г. – «стояние на реке Угре» русского войска (при Иване III) и золотоордынского войска под началом хана Ахмата. Конец монголо-татарского ига на Руси.
1202 г. – в г. Риге основан Орден меченосцев.

1237 г. – Орден меченосцев объединился с находившимся в Пруссии Тевтонским орденом в Ливонский орден – главную военно-колонизационную опору Ватикана в Восточной Европе.

1240 г.Невская битва со шведами, новгородский князь Александр Ярославич за нее получил прозвище Невский.

1242 г.Ледовое побоище, битва на Чудском озере с немецкими рыцарями Тевтонского ордена (крестоносцами). Русское войско возглавлял князь Александр Невский.

1410 г. Грюнвальдская битва (или битва под Танненбергом в Восточной Пруссии) – это решающее сражение «Великой войны» 1409–1411 гг., в котором польско-литовско-русские войска 15 июля 1410 г. разгромили войска Тевтонского ордена.

Тема 5. ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ

(XIV–СЕРЕДИНА XV вв.)

Предпосылки процесса государственной централизации:

      • развитие земледелия, ремесла и торговли;

      • формирование сильной верховной власти, опиравшейся на дворян, горожан и нарождавшиеся бюрократические структуры в борьбе с представителями феодальной реакции и остатками раздробленности;

      • потребность борьбы с внешней опасностью – необходимость освобождения страны от ордынского ига и противостояние с Великим княжеством Литовским;

      • в условиях раздробленности русские люди сохранили общий язык, правовые нормы, православную веру.


Причины возвышения Москвы (причины, способствовавшие консолидации Руси под главенством Москвы):

  • выгодное географическое расположение Москвы на пересечении торговых путей;

  • относительная отдаленность от Золотой Орды и усиленный приток в Московское княжество переселенцев из других мест;

  • благоприятные условия для развития хозяйства;

  • мирные отношения с Ордой;

  • превращение Москвы в центр освободительной борьбы против монголов (победа Дмитрия Донского в Куликовской битве);

  • поддержка Русской православной церкви (в конце XIII в. митрополиты перешли из Киева во Владимир, а в XIV в. – в Москву);

  • успешные действия московских князей в борьбе за великое княжение;

  • успешная завоевательная политика московских князей;

  • личностные качества первых московских князей.


Черты, характеризовавшие отношения между Москвой и Тверью в первой половине XIV в., являлись:

  • интенсивная борьба за великий Владимирский стол;

  • открытые междоусобные войны и столкновения.


Основные этапы образования централизованного государства на Руси:

  • первый этап (20-е гг. XIV в.–1380 г.) – борьба московского княжества со своими соперниками за лидерство в «собирании земель», начало освобождения Руси от монголо-татарского ига (правление Ивана I Калиты, Дмитрия Донского);

  • второй этап (1380–1453 гг.) – дальнейшая борьба Москвы за упрочение своих позиций, укрепление власти великого князя Московского в результате феодальной войны (правление Василия II Темного);

  • третий этап (вторая половина XV–начало XVI вв.) – завершение политического объединения русских земель вокруг Москвы, свержение монголо-татарского ига (правление Ивана III и Василия III).


Московские князья.

  • Даниил Александрович (1263–1303) – сын Александра Невского, ему в 1276 г. отец передал в удел Москву (Москва стала самостоятельным уделом), первый московский князь. Проводил политику «покорности Орде», выплачивал ей дань. Присоединял к Москве Коломну и Можайск, получил по завещанию Переяславльское княжество.

  • Иван I Данилович Калита (1325–1340) – в 1327 г. подавил восстание против монголов в Твери, в 1328 г получил ярлык на великое княжение Владимирское. Получил от ордынского хана право собирать дань в пользу Орды. Добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с татаро-монголами. Проводил политику «замирения с Ордой». При нем Московское княжество превратилось в самое сильное на Руси. Фактический основатель московской династии.

  • Дмитрий Иванович Донской (1359–1389) – внук Ивана Калиты, в 1367 г. построил каменный Московский кремль, в 1378 г. – сражение на реке Воже. 1380 г. – разгром монгольского войска под командованием Мамая на Куликовом поле (Куликовская битва). Дмитрий Донской передал великое владимирское княжение своему сыну Василию уже как «отчину» московских князей, не спрашивая ярлыка в Орде. Произошло слияние великих княжеств Владимирского и Московского.

  • Василий II Васильевич Темный (1425–1462) – при нем борьба за лидерство происходила внутри московского княжеского дома и вылилась в феодальную войну (1425–1453 гг.), в результате которой укрепилась великокняжеская власть и утвердился наследственный (от отца к сыну) принцип передачи княжеского стола. Церковь также оказалась под влиянием княжеской власти. После подписания митрополитом Исидором Флорентийской унии (1439 г.) и признания верховной власти Папы Римского Василий II приказал арестовать Исидора, в 1448 г. Собор иерархов русской церкви избрал митрополитом Иону, это стало началом автокефальности (административной самостоятельности) русской церкви.

Флорентийская уния это соглашение, заключенное в 1439 г. во Флоренции на соборе православного и католического духовенства, об объединении восточной и западной христианских церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства римского папы при сохранении своих церковных обрядов.

  • Иван III Васильевич (1462–1505) – впервые стал употреблять официальный титул «великий князь всея Руси», Присоединил к Московскому княжеству в 1478 г. Новгород, который потерял свою независимость, 1485 г. – Тверь, 1489 г.Вятскую землю. При нем в основном завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы, образовалось Московское государство. 1480 г. – стояние на реке Угре, освобождение Руси от вассальной золотоордынской зависимости, конец монголо-татарского ига, Русь получила юридическую независимость.

  • Василий III Иванович (1505–1533) – присоединил в 1510 г. Псков, 1514 г. – Смоленск, 1521 г.Рязанское княжество. При нем окончательно завершился процесс политического и территориального объединения русских земель, создания единого государства.


Особенности складывания образования Российского государства:

  • единое государство сложилось в северо-восточных и северо-западных русских землях, южные и юго-западные земли Киевского и Галицко-Волынского княжеств в XIV в. были захвачены Польшей и Литвой;

  • господство феодального способа производства, в то время как в Западной Европе зарождался капитализм;

  • преобладающая роль политических предпосылок над социально-экономическими (необходимость борьбы с внешней опасностью – Ордой и Литвой);

  • многонациональный характер государства;

  • незавершенность самого процесса централизации, вызванная постоянным расширением государственной территории за счет колонизации земель, что, в свою очередь, консервировало многоукладность экономики.


Историческое значение образования Российского государства.

  • Все земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси объединились в единое государство, период феодальной раздробленности Руси завершился.

  • Прекратились разорительные феодальные усобицы внутри страны.

  • Единое государство позволило освободиться от ига монголо-татарских ханов и укрепить обороноспособность страны.

  • Были созданы благоприятные условия для развития хозяйства страны (единая денежная система, единые меры веса, длины и пр.).

  • Возрос международный авторитет Московского государства.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта