Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

поурочные конспекты 3 класс. Учебником по чтению Родная речь



Скачать 1.89 Mb.
Название Учебником по чтению Родная речь
Анкор поурочные конспекты 3 класс.doc
Дата 25.04.2017
Размер 1.89 Mb.
Формат файла doc
Имя файла поурочные конспекты 3 класс.doc
Тип Учебник
#3072
страница 3 из 21
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

IV. Итог урока.

– Какие чувства пробудил в вас сегодняшний урок?

– Что больше всего понравилось, произвело впечатление?

– Что бы вы хотели изменить в уроке?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений «Детство», «Зима» И. З. Сурикова (с. 72–77, часть 1-я), выучить наизусть один из отрывков: из стихотворения «Детство» 1–4-ю строфы, из стихотворения «Зима» 1–3-ю строфы.

Урок 15
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО ПОЭТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ 1


Цели: обобщить знания учащихся по изученной теме; расширять кругозор учащихся, прививать интерес к литературе, развивать мышление учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Обобщение и закрепление знаний учащихся.

– Мы закончили чтение стихов из первой поэтической тетради. Какое название можно было бы дать этой поэтической тетради?

– Какой общей темой объединены стихотворения, помещенные в первую поэтическую тетрадь?

– Мы познакомились со стихами русских поэтов XIX века. А знаете ли вы, чем стихотворение отличается от прозы?

– Что такое рифма?

– В переводе с греческого слово «рифма» означает «соразмерность». Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

– Найдите рифмы в одном из прочитанных нами стихотворений.

Учащиеся находят рифмующиеся слова, а затем зачитывают их классу. Данную работу дети могут выполнять и в парах.

Учителю следует обратить внимание учащихся на то, что слова в стихотворениях могут рифмоваться по-разному.

Например:

Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых;

Ядитя оберегал

Колыбелечку качал!

* * *

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

– Вспомните, из какого стихотворения эти строки, кто их автор.

* * *

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят.

(И. С. Никитин. «Полно, степь моя,

спать беспробудно».)

* * *

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».)

* * *

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

(И. З. Суриков. «Детство».)

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Учащиеся читают стихи, которые им больше всего понравились из поэтической тетради № 1.

IV. Итог урока.

– Какое настроение осталось у вас от урока?

– Что больше всего понравилось?

Урок 16
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
«ЗА ВЕСНОЙ, КРАСОЙ ПРИРОДЫ...»,
«УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО...»,
«В ТОТ ГОД ОСЕННЯЯ ПОГОДА...»


Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, прививать детям интерес к литературе, расширять кругозор учеников, работать над развитием выразительной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– В его сказках все волшебно. Стихи его прекрасны. Они звучат, как музыка. «Солнце русской поэзии» – так называли его и называют сейчас. Кто он?

– Совершенно верно, это Александр Сергеевич Пушкин. Рассмотрите портреты поэта, помещенные в ваших учебниках.

– Что хотите сказать?

– Каким вы представляете себе поэта?

– Что можете сказать о его внутренних качествах?

– Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Стихи его наполнены необыкновенной художественной прелестью, яркостью и ясностью образов, в них – блеск ума, виртуозное владение словесными средствами – ритмом, звуками...

Большую роль в становлении поэта сыграло его обучение в Царскосельском лицее, которое сам Пушкин считал своим главным «везением» (учащиеся рассматривают литографию Лицея в Царском Селе).

(Литография – старейший способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на котором сделан рисунок.)

В Лицее будущий поэт учился не только языкам и наукам, но и искусству стихосложения. Здесь у него были прекрасные учителя, здесь он встретил своих лучших друзей. Годы, проведенные в Лицее, были одними из счастливейших, если не самыми счастливыми, в жизни поэта.

А. С. Пушкин – автор не только множества прекрасных стихотворений, замечательных сказок, но также повестей, романов, поэм.

– И сегодня мы познакомимся с отрывками из романа Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы «Цыганы».

III. Работа над произведениями.

– Пушкин не раз, и в прозе и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа...».

В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени.

Учитель читает отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало...».

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Почему так считаете?

– Как бы вы прочитали стихотворение?

Далее следует упражнение в чтении стихотворения.

Физкультминутка

– Другой отрывок из романа «Евгений Онегин», который мы прочитаем сегодня, – описание наступления зимы.

Учитель выразительно читает отрывок из романа «В тот год осенняя погода...».

– Какую картину увидела Татьяна, главная героиня романа?

– Как вы думаете, какие чувства она испытала? Обоснуйте свое мнение.

– В каких словах говорится о том, что все очень ждали наступления зимы?

– Одинаково ли надо читать все стихотворение? Почему?

Учащиеся вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая нужную интонацию.

Затем учитель предлагает учащимся прочитать в парах отрывок из поэмы «Цыганы» «...За весной, красой природы...».

– Почему «людям скучно, людям горе»?

– С каким чувством написано стихотворение?

џ Словарная работа.

Слова объясняются непосредственно после чтения того стихотворения, в котором они встречаются.

Сень покров; то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь.

Куртины (куртина) (устар.) – цветочная грядка, клумба.

IV. Итог урока.

– Какие открытия сделали?

– Что особенно удивило, запомнилось?

– О чем бы хотели рассказать другим?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...» (с. 86), «...За весной, красой природы...» (с. 85, часть 1-я), одно из стихотворений (по выбору учащихся) выучить наизусть.

Урок 17
А. С. ПУШКИН.
«ОПРЯТНЕЙ МОДНОГО ПАРКЕТА...»,
«ЗИМНЕЕ УТРО»


Цели: продолжать знакомить учащихся с поэзией А. С. Пушкина; учить детей видеть прекрасное; развивать воображение, мышление, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают наизусть одно из стихотворений, объясняя, чем их привлекло то или иное произведение, почему им захотелось выучить именно его.

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы прочитаем с вами еще два стихотворения – описания зимней природы. Одно из них – отрывок из романа «Евгений Онегин».

Учитель читает отрывок из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета...».

– Какое настроение создается от услышанного?

– Какие слова подобрал поэт для описания снега?

– Какие картины представили, слушая стихотворение?

– Прочитайте стихотворение друг другу в парах.

Физкультминутка

– Приходилось ли вам наблюдать такую картину, когда после ненастья, непогоды вдруг наступала ясная, солнечная погода? Какие чувства вы испытывали от этого?

– Одно такое чудесное солнечное утро описал А. С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Что хотите сказать?

– Пушкин описал зимнее утро, ни разу не употребив слово «белый»! А какие краски и сравнения он использовал?

– Опишите своими словами картину солнечного, морозного зимнего утра. Какое настроение вас охватывает? Какими словами его можно выразить: «радость», «грусть», «бодрость», «тоска», «приподнятость», «восторг», «печаль»?

– Чем отличается вторая строфа (группа стихотворных строк) от остальных? Как ее нужно прочитать?

– А как вы будете читать остальное стихотворение?

Учащиеся под руководством учителя отмечают слова, на которые падают логические ударения, отмечают паузы.

џ Словарная работа.

Нега блаженство, наслаждение.

Аврора богиня утренней зари.

Северная Аврора – заря, зимнее утро.

Вечор вчера вечером.

Упражнение в чтении стихотворения.

IV. Итог урока.

– Какое настроение, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?

– Что особенно понравилось?

– Какую работу вам еще хотелось бы выполнить?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета...» и стихотворения «Зимнее утро» (с. 87–89, часть 1-я), выучить наизусть отрывок «Опрятней модного паркета...» или 1–3 строфы «Зимнего утра», сделать рисунок к одному из стихотворений.

Урок 18
А. С. ПУШКИН. «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»


Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; прививать детям любовь к поэзии; работать над развитием выразительной, грамотной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рисунки детей вывешиваются на доску.

– За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Кажется, что и воздух чистый, морозный, свежий. И все это благодаря вашим работам.

– Обратимся теперь к стихам А. С. Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

Учащиеся читают стихи, которые они выучили дома. Следует отметить детей, которые прочитали стихотворения выразительнее других.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Стихотворение, которое мы прочитаем с вами сегодня, – одно из самых грустных в творчестве А. С. Пушкина. Оно написано в ссылке (ссылка – вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте), в селе Михайловском, в очень тяжелое для поэта время.

Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

Учитель выразительно читает стихотворение.

Беседа.

– Какие чувства переживает поэт?

– Какие образы помогают понять душевное состояние поэта?

– Перечитайте, как Пушкин описывает бурю.

– Почему он использовал такие разные сравнения?

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Как его нужно читать?

џ Словарная работа.

Обветшалая – пришедшая в ветхость.

Ветхая разрушающаяся от старости, дряхлая.

Лачужка небольшая плохая изба, хижина.

Упражнение в чтении стихотворения, выделение пауз, логических ударений.

IV. Итог урока.

– Что удивило, поразило?

– Какие чувства в вас затронул урок?

Домашнее задание: приготовить выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» (с. 90–91, часть 1-я), по желанию выучить стихотворение или его часть наизусть, выполнить рисунки.

Урок 19
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО
СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ
САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»


Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; показать многоплановость творчества поэта, яркость языка поэзии
А. С. Пушкина; учить детей отличать добро и зло, развивать мышление, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель вывешивает на доску часть рисунков с предыдущего урока и рисунки, выполненные детьми к данному уроку.

– Посмотрите, ребята, на ваши работы, выполненные ко вчерашнему уроку, и рисунки, сделанные к сегодняшнему.

– Что заметили?

– Да, от предыдущих работ веет радостью, задором, а новые ваши рисунки наполнены чувством тоски, безысходности. Вчера вы использовали яркие краски, а сегодня – серые, мрачные, точно так же как и А. С. Пушкин в своих стихах.

– Послушаем стихотворение «Зимний вечер», чтобы еще раз понять и ощутить, как бесконечно одиноко и горько было поэту в ту пору.

Учащиеся читают или рассказывают наизусть стихотворение.

– Чье чтение тронуло вас сильнее всего?

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу...

– Знакомы вам эти строки?

– Откуда они?

– Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?

– Александр Сергеевич Пушкин кроме удивительных стихов писал и замечательные сказки. А любовь к сказкам ему привила няня – Арина Родионовна. Именно благодаря ей будущий поэт полюбил русские народные сказки. Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих произведений поэт брал сказки народные.

– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

– А сегодня у нас «в гостях» «Сказка о царе Салтане...».

На первом уроке учитель читает лишь часть сказки – со с. 92 по с. 112 до слов «Князь у синя моря ходит...».

џ Словарная работа.

Словарную работу целесообразнее проводить по ходу чтения, поясняя учащимся непонятные для них слова.

Светлица в старину: светлая парадная комната в доме.

Позадь сзади.

Сени помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Честной (устар.) – почтенный, уважаемый.

Оне они.

Чудесить (устар.) – то же, что чудить, – совершать нелепые, странные поступки.

Приплодзд. ребенок.

Снурок шнурок.

Дичина (дичь) дикие птицы, на которых охотятся.

Грезы мечты.

Застава место въезда в город.

Безделка – то же, что безделушка.

Под спуд закрытое место; тайник, хранилище.

Палаты (устар.) – большие богатые здания.

Беседа по содержанию произведения.

– Что хотите сказать?

– Каковы сестры?

– Что можно сказать о царе?

– Каким оказался молодой царевич?

– Почему даже природа помогала молодой царице и ее сыну?

IV. Итог урока.

– Чем запомнился вам урок?

– Какие мысли, чувства пробудил в вас?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение или выучить наизусть отрывок из прочитанной в классе части сказки (с. 92–112, часть 1-я), сделать рисунок к сказке.

Урок 20
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ...»


Цели: продолжать работу над «Сказкой о царе Салтане...» А. С. Пушкина, учить детей проникать в глубину содержания произведения; работать над развитием мышления, речи детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают рисунки, выполненные дома, остальные ученики находят и зачитывают отрывки из сказки, которые соответствуют изображенному на рисунке. Затем дети рассказывают наизусть или зачитывают отрывок, который им более всего понравился, запомнился.

Физкультминутка
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
написать администратору сайта