Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года. Универсальное пособие



Скачать 2.32 Mb.
Название Универсальное пособие
Анкор Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года.doc
Дата 24.04.2017
Размер 2.32 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года.doc
Тип Документы
#2088
страница 25 из 33
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   33

Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка

Очень важно отсутствие докармливания и допаивания ребенка в пер­вые дни после рождения. Введение любых жидкостей и молочных смесей исключает или сокращает возможность получения молозива и травмирует организм новорожденного ребенка. Докармливание новорожденного в первые дни жизни воз­можно только в случае, если малыш появился на свет путем кесарева сечения и у матери нарушен процесс выработки молока.

Правильное положение ребенка у груди

Правильное положение ребенка у груди — это правильное приклады­вание, тесно связанное с механизмом сосания ребенком груди, и удобная поза при кормлении.

Процесс сосания груди

Специальные манипуляции ребенка с грудью называют «сосанием груди» (англ. «suckling»). Просто сосание (англ. sucking) — это то, что ребенок проделывает со своим большим пальцем или другим твердым предметом. Здоровому доношенному ребенку присущи три рефлекса, помогающие ему сосать грудь и питаться.

Рефлекс захватывания. Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если при­коснуться к нижней губе или щеке голодного ребенка, он повернет голову в этом направлении и откроет рот.

Сосательный рефлекс. Если что-нибудь, попадая в рот ребенку, коснется его нёба, то он начинает сосать. В первые часы жизни сосательный рефлекс но­ворожденного может быть очень сильным

Глотательный рефлекс. Когда рот ребенка наполняется молоком, он его глотает.

Обратите внимание на то, что существует рефлекс, позволяющий ре­бенку находить сосок, а также рефлекс, заставляющий его сосать во время прикосновения соска к небу. Однако нет рефлекса, помогающе­го ребенку удерживать грудь во рту. Как раз этому он должен научиться, и здесь ему требуется помощь матери. Грудное вскармливание явля­ется процессом взаимодействия матери и ребенка и не может быть реализовано лишь за счет усилий ребенка (рис. 32). Процесс сосания груди следует рассматривать как два действия:
1. Вытягивание груди по форме соски. Ребенок захватывает ртом не только сосок, но и ареолу — участок груди, куда входит млечный си­нус. Ребенок должен вытянуть грудь по форме соски, что значитель­но длиннее, чем сам сосок. Сосок составляет лишь треть «соски». Иногда в момент, когда ребенок только что бросил сосать грудь, мож­но увидеть, как она вытянулась.



2.Прижатие вытянутой ареолы языком к нёбу. Вдоль языка ребенка, от его кончика до корня, проходит волна, подобная перистальти­ке. Волна выжимает молоко из млечного синуса в рот ребенка так, что он может его глотать. Во время кормления часто можно увидеть кончик языка ребенка, находящийся над нижней губой. Язык как бы «втягивает» грудь, подобно эффекту банок. Обратите внимание на два следующих важных положения:

  • Сосание помогает вытягивать грудь и удерживать ее во рту ребен­ка. От сосания молоко не убывает.

  • Между кожей соска и ртом ребенка не должно быть трения.

  • Чтобы ребенок мог успешно сосать грудь, он должен в достаточ­ной степени захватывать грудь, таким образом, чтобы его язык на­давливал на млечный синус. Иногда ребенок не может сделать до­статочно большой глоток. Как матери, так и ребенку следует учиться правильному прикладыванию к груди.

Правильное прикладывание ребенка к груди

При первом прикладывании и при последующих кормлениях реша­ющее значение для эффективности кормления будет иметь позиция ребенка у груди и полнота захвата ареолы. Очень ответственным мо­ментом кормления является захват ребенком соска. Этот захват дол­жен быть полным и глубоким настолько, чтобы сосок вместе с час­тью грудной железы, примыкающей к ареоле, фактически заполнили собой всю полость рта ребенка. Для такого захвата необходимо очень широкое раскрытие рта, и если оно не получается сразу, то ре­бенку следует помочь.

Хороший захват обеспечивает ребенку легкость сосания, а также хо­рошую регуляцию дыхания во время сосания груди. Эффективность сосания обеспечивается ритмичным массажем ареолы, который осу­ществляется движениями языка ребенка, т.е. реальным механическим «доением» груди.

Если ребенок правильно захватывает и сосет материнскую грудь, то он может сосать сколь угодно долго, не причиняя матери никаких неприятностей. Для кормящей женщины глубокий хороший захват является главной гарантией сохранности кожи соска и прилегающей части железы. Правильное прикладывание к груди уберегает женщи­ну от трещин и ссадин на сосках, лактостаза, т.е. закупорки молочно­го протока, и мастита. Поэтому очень важно научиться правильно прикладывать ребенка к груди и следить за этим. Если малыш захва­тил грудь неправильно или изменил положение во время кормле­ния - необходимо отнять грудь и предложить ему захватить ее еще раз (рис. 33).



При правильном прикладывании:

  • кормление ребенка не вызывает болезненных ощущений, боль может возникать только в момент захватывания груди;

  • не возникают травмы сосков, мастит и другие проблемы;

  • ребенок высасывает достаточно молока;

  • продолжительность кормления не имеет значения.

Неправильное прикладывание ребенка к груди

Бывает, что ребенок не захватывает грудь в достаточной степени и сосет в основном сосок. Это явление называется «сосковым сосани­ем» и служит обычной причиной проблем с грудным вскармливани­ем (рис. 34).



Неправильное положение при кормлении грудью может стать причиной:

  • болезненных ощущений при кормлении и ограничения продол­жительности кормления;

  • повреждения сосков, мастита, лактостаза и других проблем;

  • неудовлетворительного поступления молока и медленного роста ребенка;

  • неудовлетворенности ребенка, постоянно требующего есть.

Удобная поза при кормлении

Очень важно, чтобы во время кормления мать принимала удобную позу и придавала удобное положение ребенку. Для успешного вскарм­ливания важно, чтобы во время кормления мать не уставала и могла расслабиться. Удобная поза при кормлении обеспечивает хороший отток молока из груди и является профилактикой лактостаза. Кор­мить можно лежа, сидя и даже стоя. Выбор удобной позы при кормле­нии требует практического обучения и помощи (рис. 35 а, б, в).

Причины неправильного положения ребенка при кормлении

Привычка ребенка к кормлению из бутылочки. В роддоме ребенка могли не­сколько раз покормить из бутылочки в ожидании, пока «придет» мо­локо, или по другим причинам.

Кормление из бутылочки отличается от грудного. Резиновая соска достаточно длинна, поэтому ребенку не нужно ее вытягивать. Ребен­ку, которого кормили из бутылочки, может впоследствии показаться трудным сосать грудь. Он будет пытаться втягивать материнский сосок, как резиновую соску. Сложности с налаживанием грудного вскармливания после кормления из бутылочки называют «путаницей сосков».

Неопытность матери. Случается, что матери некому помочь, а возможно, ей чаще приходилось видеть, как детей кормят из бутылочки, или она никог­да не наблюдала за кормлением грудью. Она может давать ребенку грудь так, как она кормила бы его из бутылки, или вкладывать в рот ребенка только сосок.

Очень маленький или слабый ребенок. Такому ребенку может быть трудно в доста­точной степени захватывать грудь. Кроме того, недоношенным детям сложно координировать свои сосательные движения.

Проблемы с сосками или грудью. Это может усложнять ребенку процесс сосания груди.

Таким образом, в случае, когда ребенок сосет грудь в непра­вильном положении, и мать, и ребенок нуждаются в помо­щи, чтобы это положение исправить. Чем дольше ребенок со­сет в неправильном положении, тем сложнее его исправить.



Кормление по требованию

Кормлением по требованию ребенка называют частые и продолжи­тельные кормления ребенка по первому признаку беспокойства, предваряющего плач малыша.

Частота кормлений

Частоту кормлений должен регулировать ребенок. Любое беспокой­ство, плач или поисковое поведение ребенка, когда он вертит голо­вой и ловит ртом находящиеся поблизости предметы, являются вы­ражением требования приложиться к груди. Малыша первых месяцев жизни необходимо прикладывать к груди по любому поводу, предоставив ему возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Это необходимо не только для насыщения ребенка, но и для его психоэмоционального комфорта. Для психологического комфорта ма­лыш может прикладываться к груди до 4 раз в час. В общей сложнос­ти у малыша первых месяцев жизни в течение суток бывает 12—20 кормлений.

Мать должна сама предлагать ребенку грудь по любому пово­ду. Ее должно беспокоить, если ребенок долго не приклады­вался к груди.

Продолжительность кормления

Если ребенок насытился, он прекращает сосать и сам отпускает грудь. Он либо сыт, либо готов сосать другую грудь. Бывает, что ребенок засыпает в процессе кормления или как только отпускает грудь. Нет нужды прерывать кормление через определенный про­межуток времени или отнимать у ребенка грудь. Разные дети оста­ются у груди разное по продолжительности время. Большинство из них насыщается за 20—40 минут, а некоторые малыши могут сосать 1 час и более. Продолжительность сосания определяется чувством насыщения ребенка. Последние исследования показали, что «ленивые сосуны» съедают столько же молока, сколько и «ак­тивные». Если у «ленивого сосуна» преждевременно забрать грудь, он не получит то количество позднего молока, которое необходи­мо ему для нормального роста. Поэтому мать должна предоста­вить ребенку возможность самому решать, когда прекращать кормление.

Особенно ценны моменты, когда ребенок спит у груди и мед­ленно посасывает ее — именно в это время он полноценно на­сыщается. Мать должно беспокоить, если малыш сосет всего 5-10 минут и не изъявляет желания спать под грудью.

Сосание груди для ощущения комфорта

Дети сосут грудь не только потому, что они голодны. Они приклады­ваются к материнской груди для ощущения близости, комфорта и удовольствия так же, как и в состоянии голода. Некоторые дети сосут много и часто, все, что попадает им в рот — свои и материнские паль­цы, пустышку, кусочек тряпочки или пластика и, конечно же, грудь и соску. Многие матери считают, что если ребенок много сосет, то это свидетельствует о том, что он голоден. Поэтому они прикармливают ребенка, в чем он совершенно не нуждается. Между сосанием груди для ощущения комфорта и сосанием бутылки есть существенная раз­ница: Сосание груди для ощущения комфорта. После того как ребенок высосет основ­ную порцию молока, оно продолжает течь, но значительно медлен­нее. То есть, если ребенок и продолжает сосать грудь, то молока он высасывает немного.

Сосание из бутылки для ощущения комфорта. Из бутылки же молоко все время течет быстро. Поэтому, если ребенок будет продолжать сосать, он бу­дет переедать и затем страдать от избыточного веса.

Что должна знать мать о сосании для ощущения комфорта

  • Ребенку нужно сосать для того, чтобы ощущать комфорт, так же, как и для утоления голода.

  • Ребенок не нуждается в бутылочном или другом докармливании.

  • Если ребенок плачет, его можно дольше держать у груди.

  • Если ребенок действительно голоден или хочет пить, сосание гру­ди увеличит поступление молока.

  • Если ребенок беспокоен или чувствует какие-то неудобства, тепло, сосание груди и близость к матери успокоят его.

  • Дети сосут грудь для ощущения комфорта так же, как и для утоле­ния голода.

Неограниченное кормление

и работа пищеварительной системы

Опасения, что при частых и продолжительных прикладываниях ре­бенок переест, необоснованны. В желудке у ребенка пища не задер­живается и попадает в тонкий кишечник. Кишечник младенца при­способлен к перевариванию грудного молока в неограниченных ко­личествах. Во-первых, относительная длина кишечника грудного ре­бенка больше, чем у взрослого человека: кишечник новорожденного в 6 раз превосходит длину его тела, а кишечник взрослого — всего в 4,5 раза. Во-вторых, женское молоко содержит липазу и другие фер­менты, которые помогают пищеварительной системе ребенка пере­варивать жиры и другие питательные вещества, содержащиеся в груд­ном молоке. В-третьих, белки женского молока усваиваются не толь­ко за счет ферментов, но и за счет прямого проникновения в неиз­менном виде сначала в ткани желудка и кишечника, а затем в кровь. Кроме этого, у новорожденного в первые недели жизни белки усваи­ваются даже в почечных канальцах.

В начале жизни ребенка активность его собственных ферментов не­высока. Но грудное молоко содержит вещества, которые стимулиру­ют их активность, а также является поставщиком дополнительных ферментов, помогающих ребенку усваивать белки, жиры и углеводы. Грудное молоко является уникальной пищей, которая помогает ма­лышу сама себя усваивать.

Таким образом, быстрая эвакуация содержимого из желудка в кишеч­ник, относительно большая длина кишечника, содержание в мате­ринском молоке ферментов и стимуляторов ферментов ребенка — это приспособления к почти непрерывному питанию. Малыш может сосать грудь и поглощать материнское молоко без ущерба для собст­венного здоровья, практически постоянно. Именно этим объясняет­ся способность новорожденных детей очень часто и подолгу сосать материнскую грудь.
Особенности стула грудного ребенка

Количество раз, когда у ребенка, вскармливаемого грудью, бывает стул, может быть различным, особенно в первые недели. У ребенка, которого кормят грудью, может не быть стула в течение не­скольких дней. Однако это не запор, а свидетельство того, что грудное молоко для ребенка — отличное питание, которое почти полностью усваивается в организме ребенка и дает очень мало отходов. У ребенка, которого кормят грудью, стул может быть от восьми и бо­лее раз в день, причем очень мягкой консистенции. Однако это — не понос. Следует отличать мягкий стул вскармливаемого грудью ребен­ка и водянистый стул при поносе.

Твердый стул у ребенка, которого кормят грудью, довольно редкое явление. Многие дети «тужатся» во время стула, но это нормально и совсем не означает, что им тяжело это делать. Дискомфорт может на­ступить, если у ребенка, наоборот, нечастый стул. Настоящий запор с твердым стулом — более распространенное явление для детей-«искусственников».

Ночные кормления и совместный сон

Ночные кормления необходимы для сохранения полноценной продол­жительной лактации. Сосание груди в период между 3 и 8 часами утра, когда уровень пролактина наиболее высок, стимулирует выработку мо­лока в достаточном количестве для последующих дневных кормлений. Для лучшего развития ребенок должен обязательно получать и дневное и ночное молоко. Другим преимуществом совместного сна матери и ребенка является то, что он значительно облегчает матери ночные кормления и позволяет ей лучше отдыхать. К ребенку, который спит ря­дом, не нужно вставать, и сон у него гораздо спокойнее и дольше. По­этому и сон матери становится более полноценным по глубине и про­должительности. Кроме того, именно ночные кормления до 6 месяцев предохраняют женщину от следующей беременности в 98% случаев. Для ребенка совершенно безопасно спать с матерью в одной посте­ли. Она чутко реагирует на своего малыша, на любое его шевеление или звук, изданный им. Мать может продолжать спать под резкий звук будильника, но любой писк ребенка заставляет ее проснуться. Она может лечь на малыша и причинить ему вред только в случае, ес­ли серьезно больна, приняла снотворное или находится в состоянии опьянения. Сейчас уже известно, что вероятность внезапной детской смерти, которую называют «удушением» или «присыпанием» младен­ца, гораздо выше в случае, если ребенок спит отдельно от матери. Если женщина испытывает беспокойство за жизнь и здоро­вье своего ребенка, когда он спит отдельно от нее, — значит, она стала настоящей матерью.
Исключение докармливания ребенка

Грудное молоко является сбалансированной пищей и питьем для младенцев. Оно полностью удовлетворяет все жизненные потребно­сти ребенка. При правильно организованном грудном вскармлива­нии, включающем правильное прикладывание, частые и продолжи­тельные кормления ребенка, совместный сон и ночное вскармлива­ние, — малыш не нуждается в дополнительном питании. Грудной ребенок не нуждается в дополнительном питании до 6 месяцев жизни.

Исключение допаивания ребенка

Для сохранения полноценного грудного вскармливания и здоровья ре­бенка маме следует полностью отказаться от допаивания малыша не только водой, но и различными чаями, укропной водой и т.д. Раньше пе­диатры советовали допаивать ребенка водой, поскольку считали груд­ное молоко исключительно едой и боялись обезвоживания его орга­низма. Эти опасения беспочвенны. В грудном молоке содержится 87— 90% воды, поэтому при полноценном частом кормлении грудью по­требность малыша в жидкости полностью обеспечена. Многие исследо­вания доказали, что даже в условиях жаркого климата материнское мо­локо полностью удовлетворяет все потребности ребенка в жидкости. Кроме того, центры жажды и сытости в головном мозге у новорожденного практически совпадают и удовлетворяются одновременно. При допаивании водой мы обманываем малыша, создавая у него ложное чувство сытости. Это приводит к вялому сосанию и уменьшению потребности в грудном молоке При допаивании ребенка матери теряют молоко и прекраща­ют кормить грудью к 3—6 месяцам.

Опасность бутылочных кормлений и применения пустышек

Грудь и бутылочку с соской и пустышку дети сосут по-разному. Ребенок, которого покормили из бутылочки, будет неправильно брать материн­скую грудь, и поэтому после бутылочного кормления у мамы могут воз­никнуть проблемы. Многочисленные примеры доказывают, что порой даже одного кормления из бутылочки достаточно, чтобы возникла «пута­ница сосков». В результате ребенок может отказаться от груди и возника­ет масса осложнений с дальнейшим грудным вскармливанием (рис 36). Не менее опасным является использование пустышки. Ребенок, получающий пустышку, реже прикладывается к груди В результате он недополучает мате-



ринского молока и хуже набирает в весе. При использовании пустышки у де­тей тоже возникает «путаница сосков», и они чаще отказываются от груди Если женщина действительно хочет выкормить ребенка гру­дью, то среди предметов ухода за малышом не должно быть бутылочки с соской и пустышки.

Кормление из обеих грудей

Не следует перекладывать ребенка ко второй груди раньше, чем он вы­сосет первую. Поскольку молоко в материнской груди неоднородно и делится на раннее молоко, более жидкое и сладкое, и позднее, более гу­стое и сытное, то в начале кормления ребенок пьет, а в конце кормле­ния — ест. Если мать поторопится предложить малышу вторую грудь, то он недополучит позднего молока, богатого жирами, и не испытает чувство насыщения. В результате у него могут возникнуть проблемы с пищеварением: лактозная недостаточность, пенистый стул и т.д. Про­должительное сосание одной груди, около 30 минут — 1 часа, обеспе­чит полноценную работу кишечника и хорошую прибавку веса. Кормление из обеих грудей может потребоваться ребенку по­сле 3 месяцев.

Мытье груди

При мытье груди, особенно с мылом, с кожи соска и околососкового пространства удаляется защитный слой жиров, который содержит защитные факторы, предотвращающие проникновение в кожу груди

болезнетворных микробов. Частое мытье сосков с мылом сушит ко­жу и приводит к образованию ссадин, трещин и мастита. Поэтому не следует мыть грудь перед каждым кормлением. Достаточно мыть грудь ежедневно или один раз в 3 дня при приеме обычного гигиенического душа.

Сцеживание

Если мать кормит ребенка по требованию, то нет необходимос­ти в регулярном сцеживании молока после каждого кормления. При нормальной лактации сцеживание препятствует естествен­ному вскармливанию, поскольку оно отнимает время и силы, ко­торые лучше отдать ребенку или домашним делам, и доставляет неудобства.

Кроме этого, при продолжительном регулярном сцеживании скорее истощаются ресурсы материнского организма и сокращается об­щий срок продолжительности лактации. Женщины, использовавшие регулярное дополнительное сцеживание, прекращают кормить гру­дью в б—13 месяцев, в то время как могли бы сохранить лактацию до 1,5—2,5 лет.
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   33
написать администратору сайта