Главная страница
Навигация по странице:

Язык и языки А. Теоретическая часть



Скачать 240.5 Kb.
Название Язык и языки А. Теоретическая часть
Анкор Russkiy_20yazyk_20i_20kultura_20rechi_pz_2015.doc
Дата 05.05.2017
Размер 240.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Russkiy_20yazyk_20i_20kultura_20rechi_pz_2015.doc
Тип Документы
#7884
страница 2 из 3
1   2   3

В собраньях будете сидеть


И жертвуя богине скуки,

С воксала в маскерад лететь –

И уж не вспомните поэта!..»

Г. «Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам...»


Задание 5. Опираясь на словари, разграничьте значения паронимов в следующих группах; установите, с какими из предложенных в скобках слов они могут сочетаться.

  1. болотистый // болотный (почва, вода, цвет, трясина, лес, речка, берег);

  2. вдох // вздох (глубокий, шумный, сердечный, ужаса, первый, тяжелый);

  3. подстричь // постричь (волосы, газон, насильно, в монахи, ребенка, шерсть, пуделя);

  4. цветастый // цветистый // цветной // цветовой (луг, раковина, кинофильм, оттенки, впечатление, платок, население, слог).

В. Литература

  1. Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. – М., 1996.

  2. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 8 – 14.

  3. Русский язык / Под ред Л.Л. Касаткина. – М., 2005. – С. 96 – 97; 109 – 110.

  4. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 9 – 15; 93 – 110.

  5. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008. – С. 95 – 244.

  6. Улуханова Е.В. У истоков славянской письменности. – М., 1998.

  7. Сиротинина О.Б. От кого зависит судьба русского языка? // Русская речь. – 2007. - № 1. – С. 44 – 50.

Г. Справочники и словари

  1. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.

  2. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. – М., 2003.

  3. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М., 2005.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. – М., 1998.

  5. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  6. Словарь русского языка: В 4-х т./ Под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1999.

  7. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

Практическое занятие № 3

Общенародный русский язык и его разновидности

А. Теоретическая часть

  1. Понятие об общенародном языке.

  2. Признаки литературного языка и его разновидности. Литературный язык и язык художественной литературы.

  3. Устная и письменная формы русского литературного языка.

  4. Территориальные диалекты русского языка.

  5. Просторечие.

  6. Социальные и профессиональные жаргоны. Арго.

Б. Практическая часть

Задание 1. С помощью словарей распределите приведенные ниже слова на группы в соответствие со сферой употребления.

Рыбарь, пимы, деяние, арбитраж, грядущий, мимикрия, шкот, гузка, зерцало, пужнуть, грымза, гуммоз, дармоед, депозит, баз, деревенщина, дерзание, жим, задворок, ортодокс, закосить.

Задание 2. Найдите в примерах слова ограниченного употребления. Укажите, каково их значение, а также где (в авторской речи, в диалогах героев) и как (с пояснением, без пояснений) они использованы.

1. – Скоро ли станция, ямщик? – Не скоро еще, – до метели вряд ли доехать, – вишь закуржавело как, сивера идет. ...К вечеру становится все холоднее. Слышно, как снег под полозьями поскрипывает, зимний ветер – сивера – гудит в темном бору... (Кор.). 2. Мне случалось раза два в лето приезжать в Грязнуху со специальной целью поохотиться на гусей, укрывающихся по «ситникам» и «лавадам» озера Вежая. Ситник – высокая и жесткая трава, похожая на камыш; ею зарастают озерные берега на большое пространство, иногда в несколько верст. Из ситника же образовались живые плавучие острова – это и есть лавады (М.-С). 3. Сотник рванулся, в воздухе повис стонущий крик: «Сполох! Изме...» (Шол.). 4. – Нет, нет, – поспешно ответила Нина. – Мне очень хорошо. Неужели мы с тобой в Тригорском?... Они прошли в столовую. Там две деревенские девушки кормили лыжников обедом. Девушки говорили по-местному: «Цорный хлеб», «Цай», «Опоцка». Этот цокающий говор казался необыкновенно милым (Пауст.). 5. – Дай сказать-то! Кончу я молоть, тогда ты засыпешь, а зараз слухай! (Шол.). 6. Над болотом – лава. Шириною в три доски, она уходит вдаль... (Сол.). 7. Токсическое (отравляющее) действие пенициллина еще не было полностью изучено в те годы, и ни один человек на земле не имел никакого представления, убьют ли эти дозы Володю или вернут ему жизнь (Кас.). 8. Ее завораживали их таинственные названия – морена, гнейсы, аркозовые песчаники, карбоны (Кетл.). 9. – Любил я больно работу, – говорил он, – у меня эдак завсегда. Да не для себя одного робил. Я боевой был. Для общества радел. Я больно людей-то жалел (И. Смольников).

В. Литература

  1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 58 – 72; 265 - 272

  2. Лопушанская С.П. Общенародный язык // Вестник ВолГУ. – Серия 2. – Вып. 1. – 2001. – С. 7 – 19.

  3. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 15 – 20.

  4. Русский язык / Под ред Л.Л. Касаткина. – М., 2005. – С. 111 - 128.

  5. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 17 - 18.

  6. Сиротинина О.Б., Гольдин В.Е., Куликова Г.С., Ягубова М.А. Русский язык и культура общения для нефилологов. – Саратов, 1998. – С. 31 - 37.

  7. Шмелев Д.Н. Литературный язык и язык художественной литературы // Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М., 2002. – С. 653 – 672.

Г. Справочники и словари

  1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  2. Словарь русского языка: В 4-х т./ Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1999.

  3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

  4. Словарь русского языка: В 4-х т./ Под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1999.

Практическое занятие № 4

Языковая норма

А. Теоретическая часть

  1. Понятие языковой нормы. Норма и узус.

  2. Основные типы норм. Система норм.

  3. Вариантность и вариативность норм.

  4. Пути усвоения нормы. Основные типы нарушений норм.

  5. Словари и справочники.

Б. Практическая часть

Задание 1. Расставьте ударение в словах (при необходимости уточните их значение):

а) апостроф, арест, бунгало, ветеринария, добыча, каталог, намерение, обеспечение, осмысление, отжим, пурпур, сабо, толика, упрочение, мусоропровод, облегчить, пломбировать, копировать;

б) гулять по лесу – соскучиться по лесу,

жить за городом – за городом было большое поле,

в) у двери – в двери, из печи – на печи, о крови – в крови, по грязи – в грязи;

Задание 2. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от следующих слов, расставьте ударения: род, пропуск, строй, пол, тон, хор. Чем объясняется наличие вариантов?

Задание 3. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от существительных: абрикос, ананас, джинсы, банан, килограмм, яблоко, чулок, носок, болгарин.

Задание 4. Найдите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении. Исправьте ошибки.

Сильная очередь за билетами, высокое атмосферное давление, проливной дождь, оказать вред, произвести впечатление, делать жертвы во имя прогресса, получить фиаско, одержать успехи, делать привилегии кому-либо, нетерпимая мука, не скрывать сатиры, критичный человек, одеть новые туфли, проводить выборную кампанию, деловое предложение, надеть на палец кольцо, придворный переворот, уплатить билет, основать выводы, усвоить капиталовложения.

Задание 5. Найдите в предложениях неуместное повторение, тавтологические ошибки и исправьте их.

Нам нужно взаимно помогать друг другу, поддерживать друг друга. В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. Однажды на охоте случился с ним такой случай. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. Больной был госпитализирован в больницу. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора. Для неподготовленного ученика урок длится длиннее, чем для подготовленного. Эти строки адресованы не рядовому милиционеру, а направлены в адрес его непосредственного начальника. После вынужденной посадки пилот вынужден был отчитаться перед правительственной комиссией.

Задание 6. Найдите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов: мягкий шампунь, больная мозоль, известная фамилия, прямая плацкарта, вкусное повидло, одна туфля, одна тапочка.

Задание 7. Расставьте ударение в словах.

Переговоры начаты успешно. Их взгляды близки. Вы глухи к моей просьбе. Замки крепки. Дети бойки и веселы. Их ответы глупы. Эти привычки вредны. Взяты высокие обязательства. Для анализа взята партия товара. Решение принято поспешно, оно неверно. Пехота заняла линию обороны противника. Все плыло перед глазами. Он понял свою задачу. Я не поняла этой фразы. Ветром рвало паруса. Он начал упрекать ее, а она начала оправдываться. Они начали спорить. Эту партию товара продали еще вчера. Он продал товар. Она продала товар.

В. Литература

  1. Балашова Л.В. и др. Русский язык и культура общения для деловых людей. – Саратов, 1997. – С. 36 – 67.

  2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 103 – 106.

  3. Крысин Л.П. Русская литературная норма и современная речевая практика // Русский язык в научном освещении. – № 2 (14). – 2007. – С. 5 – 17.

  4. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 185 – 188; 329 – 336.

  5. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 17 - 19.

  6. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 22 - 39.

  7. Сиротинина О.Б., Гольдин В.Е., Куликова Г.С., Ягубова М.А. Русский язык и культура общения для нефилологов. – Саратов, 1998. – С. 69 - 73.

Г. Справочники и словари

  1. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1995.

  2. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  3. Сёмушкина Л.Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник. – М., 2007.

  4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

  5. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

Практическое занятие № 5

Критерии хорошей речи

А. Теоретическая часть

  1. Понятие о культуре речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

  2. Правильность речи.

  3. Точность речи.

  4. Логичность речи.

  5. Чистота речи.

  6. Уместность речи.

  7. Выразительность речи.

  8. Богатство речи.

  9. Типы речевой культуры.

Б. Практическая часть

Задание 1. Какие особенности речи российских соотечественников за рубежом отражает следующая пародия? О каком уровне речевой культуры она говорит?

Тихо падает бакс, мерзко тикают клокс...

Настроение сакс, словно нюхаю сокс,

Залетел свежий эйр сквозь балконную доор.

Мне постричь бы свой хэйр, да побриться уанс мор...

Настроение файн, хоть за окнами колд.

Хоть успехов э литтл, а уж 30 еарз олд.

Скоро вновь будет спринг, будет солнце нам шайн,

Будут птицы нам свинг, в целом — трули дивайн!

Задание 2. Познакомьтесь с фрагментом романа А. Марининой «Пружина для мышеловки». Дайте характеристику речи следователя Вилкова. Каким образом коллеги-милиционеры все же понимали, о чем он говорит?

– Они позвонили ему, говорят – Мосгаз ходит с проверкой, нужен доступ туда, ну, он приехал, хату открыл, а он там лежит уже трехдневный...

«Они» после уточнения оказались соседями, первый «он» – хозяином квартиры, под «там» подразумевалась сама квартира, в которой был убит и обнаружен второй «он» – Юрий Петрович Забелин.

– А чего ж трехдневный-то? – удивился Семенов. – Его что, не искал никто?..

– Так она уехала из Москвы, а эти решили, что по делам, он что-то такое говорил насчет того, что надо съездить туда, на месте посмотреть, ну они и решили, что он поехал...

В переводе на общепонятный язык сия тирада означала, что жена Забелина в отъезде, а на работе все думали, что он поехал инспектировать какой-то филиал в другом городе.

В. Литература

  1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 150 – 235.

  2. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 181 – 254.

  3. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 84 - 89.

  4. Хорошая речь : [монография] / под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротиной. - Изд. 2-е, испр. – М. : ЛКИ, 2007. – 318 с.

Г. Справочники и словари

  1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  2. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

Практическое занятие № 6

Функционально-стилевая дифференциация литературных языков

А. Теоретическая часть

  1. Стили языка и стили речи. Идиостиль.

  2. Основные функциональные стили русского языка. Общая характеристика книжных стилей.

  3. Особенности языка художественной литературы. Выразительные средства языка.

  4. Религиозно-проповеднический стиль.

  5. Вопрос о функционально-стилевой принадлежности ораторской речи.

  6. Взаимодействие стилей. Понятие «конструктивно-стилевой вектор».

Б. Практическая часть

Задание 1. Определите, к какому стилю относится приведенный текст. Какие его языковые особенности позволили вам прийти к такому выводу?

Мы гости в этом мире. Мы гости на короткое, на очень короткое время, пришедшие из тайны и уходящие в тайну. Но Господь! открывает нам, что эта короткая жизнь имеет для нас огромное значение, потому что она есть школа вечности. Здесь наша душа, наша личность, наша совесть — все, что есть в нас божественного, все это здесь растет и воспитывается.

И как страшно человеку, который промотал свое время, потратил его на пустяки, на вещи ничтожные и жалкие. Он оборачивается, и оказывается, жизнь уже прошла в мелочных заботах, в пустой, бесплодной болтовне, в каких-то ложных делах, о которых даже, может быть, не стоило и думать, — время проходит.

Есть слова: убить время. Правильные слова, хоть и страшные. Потому что время — это наша жизнь. И если мы убиваем, напрасно тратим время, мы убиваем свою собственную жизнь. Проверяйте себя, думайте об этом, старайтесь, чтобы ничто не проходило напрасно, в праздности, в бесполезности, в бездарности.

(А. Мень)

В. Литература

  1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 78 – 79.

  2. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 98 – 148.

  3. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 261 - 265.

  4. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 26 – 28; 38.

  5. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 55 - 68.

  6. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008. – С. 404 – 485.

Г. Справочники и словари

  1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

  3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

Практическое занятие № 7-8

Научный стиль и его разновидности

А. Теоретическая часть

  1. Языковые особенности научного стиля. Термин. Терминология и номенклатура.

  2. Естественнонаучный, научно-технический и научно-гуманитарный подстили.

  3. Коммуникативно-стилевые типы научного текста.

  4. Жанры научной литературы.

  5. Устная научная речь.

Б. Практическая часть

Задание 1. Сопоставьте отрывки из научных и художественных текстов. Определите черты содержательного и языкового своеобразия научных текстов (на фоне художественных). К каким частям речи относятся термины? Какие значения в научных текстах выражают глаголы?

1.

Результаты экспериментальных исследований показывают, что наиболее удовлетворительное совпадение для широкого диапазона размеров капель дает аппроксимация спектра их размеров с помощью гамма-распределения. Поскольку основной вклад в радиолокационную отражаемость и в интенсивность осадков дает крупнокапельная часть спектра размеров капель, можно учитывать только ниспадающую часть спектра, аппроксимируя ее экспонентой, являющейся частным случаем гамма-распределения. (С.В. Матвеенко, А.Г. Алейников, Н.Н. Бадулин «Оценка точности измерения интенсивности дождя радиолокационным способом»)

Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шага, чтобы до дождя поспеть домой. Передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с необыкновенной быстротой бежали по небу. До дома еще было шагов двести, а уже поднялся ветер, и всякую секунду можно было ждать ливня.

Дети с испуганным и радостным визгом бежали впереди. Дарья Александровна, с трудом борясь с своими облепившими ее ноги юбками, уже не шла, а бежала, не спуская с глаз детей. Мужчины, придерживая шляпы, шли большими шагами. Они были уже у самого крыльца, как большая капля ударилась и разбилась о край железного желоба. Дети и за ними большие с веселым говором вбежали под защиту крыши. (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)

2.

На основании многолетних наблюдений за бурным ветром на метеостанциях проведено схематическое районирование территории Кыргызстана по буречасам, т.е. суммарной годовой продолжительности сильных ветров как интегрального показателя интенсивности буревой деятельности на его территории. Для повышения глубины анализа и достоверности получаемых результатов разработана специальная климатическая типизация территории,включающая 12 типов, различающихся местоположением, рельефными условиями и орографической защищенностью. (А.О. Подрезов «Районирование территории Кыргызстана по годовой длительности бурь»)

Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества.

Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. (И.А. Гончаров «Обломов»)

Задание 2. Сопоставьте определения, которые даются в учебнике «Развитие речи. 5 класс» (под ред. Т.А. Ладыженской) и в книге Д.Н. Александрова «Риторика». Определите различия в изложении материала. Чем они объясняются?

1. Этот учебник познакомит тебя с интереснейшей, древнейшей и, тем не менее, очень современной наукой - РИТОРИКОЙ.

Почему интереснейшей наукой? Потому что в ней говорится о том, как мы общаемся. А что может быть интереснее человека, который говорит, слушает, читает, пишет? Как это происходит? Когда у нас это хорошо получается, а когда нет?

Почему древнейшей наукой? Потому что риторика насчитывает более двух с половиной тысяч лет. И уже древние греки успешно ею занимались в V—IVвеках до н.э.

Почему современной? Потому что в сегодняшней жизни, как и всегда, а может быть, больше, чем всегда, важно понимать окружающих людей, говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания, согласия...

Об этом и многом другом поведет с тобой разговор на страницах учебника наш герой – мальчик Риторик, вместе с которым ты будешь разбираться в том, что такое речевое общение, когда оно бывает удачным, успешным, а когда нет. Ты научишься оценивать чужую и свою речь, станешь внимательнее к ситуации, к тому с кем и для чего ты говоришь и пишешь. Ты научишься вежливо просить и вежливо отказывать в просьбе, говорить лестные (но не льстивые слова), спорить, но не ссориться.

2. Что такое риторика? Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так: риторика — теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить «красно», хорошо, так, как нужно в данном случае, поскольку риторика — одна из древнейших наук в истории человечества, она имеет свое название не только на греческом, но и на латинском языке: «риторика» - по-гречески, «элоквенция» - по-латыни. Когда-то оба эти названия были идентичны, и их знали все гимназисты.

... Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в ней есть точно выписанные правила, который должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Но в риторике сосредоточены начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого вновь начинающего оратора. Учитывая эти обстоятельства, учителя риторики в Древнем мире обучали своих учеников во время бесед, прогулок, в ходе которых начинающие перенимали у старших все те знания, умения и навыки, которые были созданы до них, и которыми уже овладели старшие поколения.

В. Литература

  1. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 169 – 213.

  2. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 280 – 289.

  3. Основы научной речи / Под ред. Химика В.В., Волковой Л.Б. – СПб., 2003.

  4. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 28 – 37.

  5. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 234 – 248; 302 – 323.

  6. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008. – С. 292 – 345.

Г. Справочники и словари

  1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

  2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

  3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

Практическое занятие № 9-10
1   2   3
написать администратору сайта