Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Занятие 7. Занятие 7. Кора головного мозга Вводная часть



Скачать 152.5 Kb.
Название Занятие 7. Кора головного мозга Вводная часть
Анкор Занятие 7.doc
Дата 07.05.2017
Размер 152.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Занятие 7.doc
Тип Документы
#8771

Занятие №7. Кора головного мозга

Вводная часть


Экзаменационные вопросы:

1.24. Строение коры больших полушарий, цито-, миело-, ангиоархитектоника. Динамическая локализация функций в коре головног мозга,1-чные, 2-чные, 3-чные корковые поля.

1.25. Сенсомоторная зона коры головного мозга: строение, симптомы поражения.

1.29. Анализаторы II сигнальной системы: анатомия, физиология, симптомы поражения.

1.30. Симптомы поражения лобной и височной долей. Виды афазий.

1.32. Симптомы поражения затылочной и теменной долей

Практические навыки:

1. Сбор анамнеза у больных с заболеваниями нервной системы.

5. Исследование речи, праксиса, гнозиса

Цитоархитектоника и миелоархитектоника коры больших полушарий


Кора полушарий головного мозга представлена слоем серого вещества толщиной в среднем около 3 мм (1,3-4,5 мм), борозды и извилины значительно увеличивают площадь серого вещества головного мозга. В коре содержится около 10-14 млрд. нервных клеток. Различные её участки, отличающиеся друг от друга некоторыми особенностями расположения и строения клеток (цитоархитектоника), расположения волокон (миелоархитектоника) и функциональным значением, называются полями Бродмана, резко очерченные границы между ними отсутствуют.

1. Гистологические типы коры:

  • новая кора (лат. neocortex) – 6 слоев, большая часть коры больших полушарий:

1) агранулярный тип коры - в двигательных центрах коры (например в передней центральной извилине), сильно развиты III, V и VI и плохо выражены II и IV слои.

2) гранулярный тип коры – в чувствительных центрах коры (например, зрительная), слабо развиты III, V и VI слои, зернистые слои (II и IV) достигают своего максимального развития.

  • старая кора (лат. archipallium) – 3 слоя, гиппокамп, располагающийся в глубине гиппокампальной борозды, и зубчатая извилина;

  • древняя кора (лат. paleopallium) – 2 слоя, нижне-внутренняя поверхность височной доли (обонятельный бугорок и окружающая его кора, включающая участок переднего продырявленного вещества);

  • промежуточная кора (лат. mesocortex) – смешанное строение, делится на две зоны: одна отделяет новую кору от старой (пери-архикортикальная зона), другая - от древней (перипалеокортикальная зона). Эти зоны занимают нижний отдел островковой доли, парагиппокампальную извилину и нижний отдел лимбической области.

2. Строение слоев новой коры:

  • 1 слой - молекулярный (лат. lamina molecularis) - мелкие ассоциативные клетки веретеновидной формы, аксоны - параллельно поверхности мозга в составе тангенциального сплетения молекулярного слоя (ветвления дендритов нейронов нижележащих слоёв).

  • 2 слой - наружный зернистый (лат. lamina granularis externa) - мелкие нейроны (10 мкм), имеющими округлую, угловатую и пирамидальную форму, и звёздчатыми нейронами; дендриты - в молекулярный слой; аксоны - в 3, 5 и 6 слой.

  • 3 слой - пирамидальных нейронов (лат. lamina pyramidalis) – самый широкий слой, пирамидные клетки; главный дендрит - в молекулярный слой, прочие дендриты - синапсы с клетками этого слоя; аксон в мелких клетках - в пределах коры; аксон крупной клетки - формирует миелиновое ассоциативное или комиссуральное волокно.

  • 4 слой - внутренний зернистый (лат. lamina granularis interna) – мелкие сенсорные звёздчатые нейроны и тангенциальное сплетение внутреннего зернистого слоя, развит очень сильно в зрительной зоне коры, в прецентральной извилине практически отсутствует, дендриты – в составе проекционных и комиссуральных путей, аксоны – в 3, 5 и 6 слой.

  • 5 слой - ганглионарный (слой клеток Беца) (лат. lamina ganglionaris) – крупные пирамидные клетки (в прецентральной извилине – гигантские пирамиды Беца), главный дендрит – из молекулярного слоя, остальные дендриты – в пределах слоя, формируя тангенциальное сплетение ганглионарного слоя, аксон формирует комиссуральные и проекционные пути.

  • 6 слой - мультиформных (полиморфных) клеток (лат. lamina multiformis) - нейроны различной, преимущественно веретенообразной формы, дендриты – из молекулярного слоя, аксоны – в составе комиссуральных и проекционных путей

3. Общие принципы функционирования коры:

  • афферентная информация по таламо-кортикальным волокнам -> клетки IV слоя -> на пирамидные клетки III и V слоёв,

  • клетки III слоя образуют волокна (ассоциативные и комиссуральные), которые связывают между собой различные отделы коры.

  • клетки V и VI слоёв формируют проекционные волокна к другим отделам центральной нервной системы.

  • во всех слоях коры находятся тормозные нейроны, играющие роль фильтра путём блокирования пирамидных нейронов.

4. Общие принципы строения мозгового центра:

  • "Ядро" – морфологически однородная группа клеток с точной проекцией рецепторных полей;

  • "Рассеянные элементы" – клетки и группы клеток, располагающиеся вне "ядра" и осуществляющие элементарный анализ и синтез.

5. Зоны коры головного мозга:

  • Первичные – проекционные зоны (чувствительные и двигательные), отвечающие за элементарные акты,

  • Вторичные – проекционно-ассоциативные зоны, ответственные за операции гнозиса и праксиса,

  • Третичные – ассоциативные-интегративные зоны, перекрытие корковых представительств различных анализаторов.

6. Функциональные блоки коры (по А.Р.Лурия):

  • энергетический – регуляция тонуса коры (лимбико-ретикулярный комплекс),

  • получения, переработки и хранения информации (затылочная, теменная и височная кора),

  • программирования, регуляции и контроля (лобные доли).

7. Интегративные уровни нервной системы:

  • Первая сигнальная система - система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при воздействии конкретных раздражителей (свет, звук, боль и др.), является формой непосредственного отражения действительности в виде ощущений и восприятий.

  • Вторая сигнальная система - система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга, в которой абстрактный условный знак (слово) производит конкретный эффект обозначаемых им объектов или действий. Ключевым звеном является речь, достигается за счет образования условно-рефлекторной связи между словом и первосигнальной (конкретной) реакцией.

Высшие корковые функции: методы исследования и нарушения


Высшая нервная деятельность - нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций.

1. Гнозис (узнавание) - запас сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении их с матрицей памяти.

  • Методы исследования:

1) зрительный гнозис:

- узнавание реальных предметов (картинки с предметами),

- узнавание контурных изображений (контуры предметов),

- узнавание зашумленных фигур (перечеркнутые фигуры, наложенные изображения),

2) слуховой гнозис:

- узнавание слуховых ритмов (число ударов [2, 3, 4 удара], темп [быстрый и медленный]),

- воспроизведение слуховых ритмов (повторить ритм за исследователем [2 сильных+3 слабых])

- узнавание бытовых шумов (лай собаки, шелест бумаги).

3) пространственный гнозис:

- узнавание букв и цифр (с зашумлением и зеркальных),

- узнавание времени (по часам без цифр)

  • Нарушения гнозиса:

1) Агнозия - нарушение процессов узнавания при сохранении чувствительности и сознания:

- тотальная агнозия - полная дезориентация человека,

- зрительная агнозия - нарушение узнавания предметов при зрительном восприятии – передние отделы затылочной доли (поле 19),

- слуховая агнозия - нарушение узнавания предметов по производимому им шуму – верхняя височная извилина Гешля (поле 42),

- вкусовая и обонятельная агнозия - нарушение узнавания предметов по вкусу и по запаху – островок (поле 13, 14, 15, 16),

- пространственная агнозия - нарушение узнавания предметов при контакте (астереогноз) – верхняя теменная долька (поле 5, 7),

- анозогнозия – отрицание болезни при явном дефекте - и аутотопагнозия – нарушение схемы тела, игнорирование отдельных частей – угловая извилина субдоминантного полушария (поле 39)

2) Искажения восприятия:

- иллюзия - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления

- парейдолия - формирование иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта

- галлюцинация - образ, возникающий в сознании, без внешнего раздражителя, при котором мнимый воспринимаемый объект или явление находится в объективном психическом пространстве и воспринимается конкретным органом чувств (истинная, напр. вкусовая или зрительная), или в субъективном психическом пространстве, то есть воспринимаемые объекты не проецируются вовне, не отождествляются с реальными объектами (ложная, псевдогаллюцинация).

2. Праксис (целенаправленное действие) - способность выполнять последовательные комплексы сознательных произвольных движений и совершать целенаправленные действия по выработанному индивидуальной практикой плану.

  • Методы исследования:

1) кинестетический праксис:

- воспроизведение позы по зрительному образцу (показывают позы: указательный палец (пальцы сжаты в кулак), мизинец (пальцы сжаты в кулак), кольца из пальцев (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5), указательный и средний палец (“victory”), указательный и мизинец (“unity”)),

- воспроизведение позы по кинестетическому образцу (складывают пальцы с закрытыми глазами, «разглаживают» ладонь и просят повторить позу)

2) пространственный праксис (пробы Хэда):

- воспроизведение позы по зрительному образцу (прямая рука перед грудью ладонью вверх или вниз, прямая рука под подбородком ладонью вниз, прямая рука под носом ладонью вниз, вертикальная кисть под подбородком, вертикальная кисть перед носом, правая рука на левой плечо, правая рука за левое ухо).

3) динамический праксис:

- повторение поз по зрительному образцу (кулак-ребро-ладонь, рисование ),

- реципрокная координация рук (правая – кулак, левая – ладонь, затем наоборот)

4) идеаторный праксис:

- бытовые позы (показать закуривание сигареты, открывание ключом, зажигание спички)

  • Апраксия - нарушение целенаправленности и плана действий:

1) пространственная (конструктивная) апраксия – нарушение пространственных представлений: право-лево, верх-низ, трудности выполнения пространственно ориентированных движений – угловая извилина доминантного полушария (поле 39),

2) динамическая (моторная) апраксия – нарушение последовательности и плавности движения - надкраевая извилина доминантного полушария (поле 40),

3) идеаторная апраксия – нарушение инициации выполнения движений (но выполняет их по подражанию) – поле 39 и 40 доминатного полушария+передние отделы лобных долей.

3. Мышление - процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира; способность к формулировке понятий, суждений и обобщений, логические операции со словесными и наглядно-образно-чувственными образами предметов.

  • Методы мышления и методы исследования мышления

1) Анализ - разделение предмета/явления на составляющие компоненты, синтез - объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей, и сравнение - сопоставление предметов и явлений, с обнаружением их сходства и различия – сравнение 8-10 пар слов на предмет общего и различий

2) Обобщение - объединение предметов по общим существенным признакам, и конкретизация - выделение частного из общего – «четверный лишний».

3) Абстрагирование - выделение одного аспекта предмета или явления с игнорированием других – объяснение пословиц («носить воду в решете»)

  • Задержка умственного развития - отставание в умственном развитие от своего возраста при сохранении способности к обучению на высоком уровне (при педагогической и социальной запущенности).

  • Олигофрения - нарушение умственного развития с ограничением способности к обучению:

1) дебильность - сохранение адекватного умственного развития на бытовом, житейском уровне,

2) имбецильность - сохранение примитивных двигательных актов и навыков самообслуживания,

3) идиотия - полное отсутствие речи и социальная дезадаптация.

4. Память – способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, накапливать, многократно воспроизводить для организации последующей деятельности и уничтожать информацию. Различают механическую и смысловую память, состоит из запоминания (фиксация материала), хранения, вспоминания (воспроизведения материала) и забывания.

  • Методы исследования:

1) зрительная память (проба 6 фигур),

2) слуховая память (проба 10 слов),

3) пространственная память.

  • Нарушения памяти

1) амнезия (гипомнезия) – утрата памяти - ретроградная (на события до повреждения), антероградная (после повреждения),

2) гипермнезия - усиление механической памяти,

3) парамнезия - ложные воспоминания; смешение прошлого и настоящего,а также реальных и вымышленных событий.

- конфабуляция - галлюцинация воспоминания, вымышленные события, никогда не имевшие места в жизни пациента.

- псевдореминисценция - иллюзия памяти, заключающаяся в смещении во времени событий, действительно имевших место в жизни пациента, прошлое выдается за настоящее.

4) ощущения "уже виденного" (дежа вю) или "никогда не виденного" (жема вю).

5. Речь - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива, процесс говорения и восприятия (речевую деятельность), а также его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

  • Методы исследования:

1) номинативная речь (называние предметов вокруг)

2) понимание речи (выполнение простых и сложных инструкций)

3) отраженная речь (повторение звуков, слов, простых предложений)

4) грамматическая речь (понимание логических конструкций типа «брат отца» и «отец брата»)

  • Нарушения речи при органическом поражении коры головного мозга:

1) Афазия – распад компонентов речи при поражении корковых речевых зон,

- Сенсорная афазия Вернике – нарушение понимания устной речи, с вторичным нарушением экспрессивной речи (корковая) [из-за нарушения контроля за собственной речью] или без такового (подкорковая) – средние отделы верхней височной извилины доминантного полушария (поле 22)

1) большое количество ненужных слов, логорея (чрезмерная говорливость),

2) парафазии (неточное употребление слов) и персеверации (односложные ответы на различные по смыслу вопросы)

3) с алексией (нарушение чтения) и аграфией (нарушение письма) – корковая, и без алексии – подкорковая.

- Эфферентная моторная афазия Брока - сочетание нарушения экспрессивной устной речи и письменной речи (корковая) или только устной (подкорковая) при сохранении ее понимания – задние отделы нижней лобной извилины доминантного полушария (поле 44)

1) невозможность произнесения слов, словесный эмбол («му-му» вместо любого слова)

- Афферентная моторная афазия - нарушение возможности повторения вслух слов, а также чтения вслух при менее нарушенной активной произвольной речи и понимании обращенной речи – нижние отделы теменной доли доминантного полушария (поражение связей центра Вернике и Брока).

1) литеральная парафазия (перестановка и пропуск отдельных звуков),

2) вербальная парафазия (замена одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению),

3) аграматизмы (нарушения грамматического строя речи).

- Акустико-мнестическая (амнестическая) афазия - при сохранении понимания и воспроизведения речи и грамматической структуры фраз нарушается словесная память, возникает трудность подбора нужныхслов из-за снижения словарного запаса, подсказка первого слога не помогает – височно-теменной стык (поле 37).

- Оптико-мнестическая (амнестическая) афазия - при сохранении понимания и воспроизведения речи и грамматической структуры фраз нарушается словесная память, возникает трудность подбора нужныхслов из-за разобщения образа и слова («то,из чего пьют»), подсказка первого слога помогает – височно-теменной стык (поле 37).

- Семантическая афазия – нарушение грамматической логики речи – угловая извилина доминантного полушария (поле 39)

- Динамическая афазия (апраксия речи) – заторможенность, скудность речи, отсутствие спонтанной произвольной речи

2) Апрозодия – нет восприятия интонации речи при сохранности вербальной информации – поле 22 субдоминантного полушария (аналог зоны Вернике),

3) Алалия – системное недоразвитие речи при поражении корковых речевых зон в доречевом периоде (до 2-3 лет):

- Сенсорная алалия - нарушение понимания обращенной речи при сохранении слуха (отсутствие речевого словаря), обязательно нарушается и моторная речь,

- Моторная алалия - недоразвитие моторной речи при сохранении понимания обращенной речи.

4) Аграфия – нарушение письменной речи – угловая извилина доминантного полушария (поле 39) или при поражении заднего отдела второй лобной извилины,

5) Алексия – нарушение чтения – угловая извилина доминантного полушария (поле 39),

6) Акалькулия – нарушение устного счета – угловая извилина доминантного полушария (поле 39),

  • Приобретенные и врожденные дефекты строения артикуляционного аппарата (НЕ КОРКОВОЕ):

1) Дизартрия - нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата («каша во рту»), и назолалия - вследствие нарушения иннервации мягкого неба («гнусавость голоса»)

2) Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

  • Функциональные нарушения головного мозга:

1) Заикание – логоневроз, нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

2) Мутизм и сурдомутизм – полное отсутствие контакта или глухонемота функционального характера

Анатомо-физиологические особенности и синдромы поражения больших полушарий переднего мозга


Большие полушария разделены по средней линии вертикальной щелью и соединяются друг с другом большой спайкой (мозолистым телом). Общая площадь поверхности коры составляет около 2500 сантиметров квадратных, две трети из которых расположены в глубине борозд. Головной мозг содержит около 10-13 млрд. нейронов и 100-130 млрд. клеток нейроглии.

1. Большие полушария переднего мозга

  • Анатомическое деление коры

1) Основными областями коры больших полушарий являются доли (в каждом полушарии):

- лобные,

- теменные,

- височные,

- затылочные.

2) Доли разделяются основными бороздами головного мозга:

- центральная (Роландова) - отделяет лобную и теменную доли,

- латеральная (Сильвиева) - отделяет височную и теменную доли

- теменнозатылочная - отделяет теменную и затылочную доли.

  • Функциональное деление коры - корковые архитектонические поля представляют собой области, регулирующие различные функции и имеющие различную морфологию, всего выделяют 52 поля больших полушарий головного мозга по Бродману:

1) Постцентральная область - поля 1, 2, 3, 43;

2) Прецентральная область - поля 4, 6;

3) Лобная область - поля 8, 9, 10, 11, 12, 44, 45, 46, 47;

4) Островок - поля 13, 14, 15, 16;

5) Теменная область - поля 5, 7, 39, 40;

6) Височная область - поля 20, 21, 22,36, 37, 38, 41, 42, 52;

7) Затылочная область - поля 17, 18, 19;

8) Поясная область - поля 23, 24, 25,31, 32, 33;

9) Ретроспленальная область - поля 26, 29, 30;

10) Гиппокампальная область - поля 27, 28, 34, 35, 48;

11) Обонятельная область - поле 51.

3. Лобная доля отделена от теменной доли Роландовой бороздой и от височной доли Сильвиевой бороздой. Площадь поверхности лобной доли составляет 25-28% от площади коры больших полушарий.

  • Анатомия лобной доли:

1) Извилины наружной поверхности лобной доли:

- Прецентральная (вертикальная) - между центральной и прецентральной бороздами;

- Верхняя лобная извилина (вертикальная) - выше верхней лобной борозды,

- Средняя лобная извилина (вертикальная) - между верхней и нижней лобной бороздами,

- Нижняя лобная извилина (вертикальная) - между нижней лобной и Сильвиевой бороздами.

2) Извилины внутренней поверхности лобной доли:

- Прямая извилина - между внутренним краем полушария и обонятельной бороздой, в глубине которой расположена обонятельная луковица и проходит обонятельный тракт;

- Орбитальная извилина.

  • Основные центры и синдромы поражения коры лобной доли:

1) Прецентральная область - передняя центральная извилина, парацентральная долька (4):

- функция: двигательный анализатор – движения контрлатеральной половины лица и конечностей (первичное двигательное поле);

- симптомы выпадения: центральный парез в лице (нижняя ½ VII и XII нерв) – нижние отделы, монопарез в руке – средние отделы, монопарез в ноге – верхние отделы и парацентральная долька;

- симптомы раздражения: генерализованные судорожные приступы (джексоновские) или адверсивные, начинающиеся с поворота головы и глаз в сторону, противоположную очагу раздражения, в оперкулярной области - ритмические жевательные, облизывающие и глотательные движения.

2) Задние отделы лобной доли (6, 8, 44):

2А) поле 6 - задний отдел верхней лобной извилины:

- функция: доминантное – центр письменной речи (вторичное двигательное поле) – центр II сигнальной системы;

- симптомы выпадения: аграфия (невозможность письма),

- симптомы раздражения: не известны.

2Б) поле 8 - задний отдел средней лобной извилины:

- функция: переднее адверсивное поле – поворот головы и глаз в противоположную сторону (вторичное двигательное поле), саккады, центр регуляции позы (лобно-мосто-мозжечковый путь).

- симптомы выпадения: парез взора от очага, динамическая апраксия (нарушение последовательности выполнения движения), астазия-абазия,

- симптомы раздражения: парциальный адверсивный припадок (спазм взора от очага).

2В) поле 44 - задний отдел нижней лобной извилины:

- функция:

1) доминантное моторный центр речи Брока (третичный центр движения) – центр II сигнальной системы;

2) субдоминантное – интонационный центр речи

- симптомы выпадения:

1) доминантное – моторная афазия,

2) субдоминантноемоторная апрозодия (монотонность речи)

симптомы раздражения: не известны.

2Г) поле 45 (задние отделы) - средний отдел нижней лобной извилины:

- функция: субдоминантное - музыкальный моторный центр речи (третичный центр движения)

- симптомы выпадения: субдоминантное - моторная амузия – невозможность пения,

- симптомы раздражения: не известны.

3) Средние отделы лобной доли – передние отделы верхней и средней лобной извилины (9), треугольная извилина (45), средний отдел нижней лобной извилины (46), (47):

- функция: программирование и контроль действия,

- симптомы выпадения: расторможенно-эйфорический синдром (мория, пуэрильность, эйфория, расторможенность, снижение критики), мимический фациалис = мимический парез (симптом Венсана - недостаточность нижнемимической мускулатуры при выражении эмоций при сохранном произвольном движении на противоположной стороне лица), хватательные феномены (Янишевского – прикосновение к ладони, Робинсона).

- симптомы раздражения: апатико-абулический синдром (аспонтанность, акинезия, депрессия, снижение внимания, памяти, тонуса, инертность мышления).

4) Передние отделы (полюс) лобной доли (10, 11):

- функция: регуляция мышечного тонуса и координация положения тела,

- симптомы выпадения: лобная атаксия (атаксия в сочетание с экстрапирамидным типом повышения мышечного тонуса – зубчатое колесо, противодержание),

- симптомы раздражения: не известны.

5) Нижняя поверхность (11, 47):

- функция: программирование и контроль действия, снизу прилежат проводящие пути I (обонятельные тракты) и, условно, II (зрительный нерв) черепного нерва

- симптомы выпадения: апатико-абулический синдром (аспонтанность, акинезия, депрессия, снижение внимания, памяти, тонуса, инертность мышления, динамическая афазия), гипосмия и аносмия на стороне очага, амблиопия и амавроз на стороне очага, синдром Фостера-Кеннеди (атрофия соска зрительного нерва на стороне поражения и контралатерально застой на глазном дне),

- симптомы раздражения: расторможенно-эйфорический синдром (мория, пуэрильность, эйфория, расторможенность, снижение критики),

4. Теменная доля отделена от лобной доли Роландовой бороздой, от височной доли Сильвиевой бороздой и от затылочной доли теменно-затылочной бороздой.

  • Анатомия теменной доли

1) Извилины наружной поверхности теменной доли:

- Постцентральная извилина (вертикальная) между центральной и постцентральной бороздой;

- Верхнетеменная (горизонтальная долька) - кверху от горизонтальной внутритеменной борозды;

- Нижнетеменная (горизонтальная долька) - книзу от горизонтальной внутритеменной борозды:

1) надкраевая извилина (супрамаргинальная) - над задним отделом Сильвиевой борозды,

2) угловая извилина (ангулярная) - окружает восходящий отросток верхней височной борозды.

  • Основные центры коры и синдромы поражения коры теменной доли:

1) Постцентральная область – постцентральная извилина (1, 2, 3):

- функция: чувствительный анализатор – ощущения контрлатеральной половины лица и конечностей (первичное чувствительное поле);

- симптомы выпадения: гемианестезия на лице – нижние отделы, моноанестезия в руке – средние отделы, моноанестезия в ноге – верхние отделы;

- симптомы раздражения: генерализованные судорожные приступы, в виде приступообразных парестезий в отдельных частях тела с последующей генерализацией (джексоновский сенсорный марш).

2) Верхняя теменная долька (5, 7):

- функция: синтез сложных видов чувствительности контрлатеральной половины тела – ноги (5) и руки (7) (вторичное чувствительное поле);

- симптомы выпадения: астереогноз, нарушение двумерно-пространственной, дискриминационной и локализационной чувствительности (5 – нога, 7 – рука),

- симптомы раздражения: не известно.

3) Нижняя теменная долька (39, 40):

3А) поле 40 - супрамаргинальная (надкраевая) извилина;

- функция: заднее адверсивное поле; центр моторного праксиса (в субдоминантном – для противоположной стороны, в доминантном – для обеих сторон),

- симптомы выпадения:

1) доминантное – двусторонняя моторная апраксия,

2) субдоминантное – моторная апраксия противоположной стороны

- симптомы раздражения: поворот головы и глаз в сторону, противоположную очагу раздражения.

3Б) поле 39 - угловая извилина;

- функция: заднее адверсивное поле;

1) доминантное – центр письма, центр чтения, центр счета, центр ориентировки в пространстве (пространственного гнозиса и праксиса) – центр II сигнальной системы;

2) субдоминантное – центр схемы тела

- симптомы выпадения:

1)доминантное – синдром Герстмана-Шильдера – 1) пальцевая агнозия (не узнает свои пальцы), 2) аграфия, 3) акалькулия, 4) оптическая алексия, 5) право-левая дезориентация), конструктивная апраксия, семантическая афазия

2) субдоминантное – аутотопагнозия, анозогнозия,

- симптомы раздражения: поворот головы и глаз в сторону, противоположную очагу раздражения.

4. Височная доля отделена от лобной и теменной долей Сильвиевой бороздой.

  • Анатомия височной доли

1) Извилины наружной поверхности височной доли:

- Верхняя височная извилина - между Сильвиевой и верхней височной бороздой;

- Средняя височная извилина - между верхней и нижней височной бороздой;

- Нижняя височная извилина - книзу от нижней височной борозды

2) Извилины нижней (базальной) поверхности височной доли:

- Латеральная затылочно-височная извилина граничит с нижней височной извилиной;

- Извилина гиппокампа - медиально от латеральной затылочно-височной извилины.

  • Основные центры и синдромы поражения коры височной доли

1) Верхнелатеральные отделы – передние и средние отделы верхней височной извилины (22, 41, 42):

1А) поле 41 - извилины Гешля – передние отделы верхней височной извилины:

- функция: слуховой анализатор – восприятие звука (первичное чувствительное поле)

- симптомы выпадения: не имеют клиники ввиду двустороннего восприятия звука

- симптомы раздражения: простые слуховые галлюцинации (окоазмы)

1Б) поле 42 - извилины Гешля – передние отделы верхней височной извилины:

- функция: слуховой анализатор – обработка звука (вторичное чувствительное поле)

- симптомы выпадения: слуховая агнозия

- симптомы раздражения: сложные слуховые галлюцинации

1В) поле 22 – поле Вернике – средние отделы верхней височной извилины:

- функция:

1)доминантное – акустико-гностический центр – восприятие устной речи (вторичное чувствительное поле),

2) субдоминантное – центр распознавания мелодий

- симптомы выпадения:

1)доминантное – сенсорная афазия,

2) субдоминантное – сенсорная амузия, сенсорная апрозодия

- симптомы раздражения: вербальные слуховые галлюцинации (?)

1Г) глубокие структуры височной доли – пучок Мейера:

- функция: проведение зрительной информации отверхне-наружных квадрантов полей зрения контрлатеральной стороны

- симптомы выпадения: квадрантная гомонимная гемианопсия,

- симптомы раздражения: оформленные зрительные галлюцинации, метаморфопсии в данных квадрантах.

2) Височно-теменной стык (37):

- функция: слуховая память (вторичное чувствительное поле)

- симптомы выпадения: доминантное – акустико-мнестическая или оптико-мнестическая афазия, алексия

- симптомы раздражения: доминантное – анормальная религиозность, гиперсексуальность, параноидные идеи

3) Нижнелатеральные отделы - нижняя височная извилина (20), средняя височная извилина (21):

- функция: корковый центр вестибулярного анализатора (вторичное чувствительное поле)

- симптомы выпадения: не известны

- симптомы раздражения: несистемное головокружение в виде ауры без спонтанного нистагма и вегетативных реакций, может сопровождаться потерей сознания, пароксизмальные висцеральные расстройства

4) Медиобазальные отделы - периринальная кора (35), энторинальная кора (36):

- функция: корковый центр обоняния (первичное чувствительное поле)

- симптомы выпадения: обонятельная агнозия

- симптомы раздражения: обонятельные галлюцинации

5) Передние отделы (полюс) височной доли (38 и амигдала)

- функция: не известна

- симптомы выпадения: синдром Клювера-Бьюси

1) агнозии (оптическая и тактильная),

2) орально-исследовательское поведение,

3) гиперсексуальность,

4) эмоционально-волевые расстройства (нет страха, подчинение чужой воле, утрата материнского инстинкта)

- симптомы раздражения: не известны

5. Островок расположен в глубине Сильвиевой борозды (закрытая долька), прикрыт лобной, теменной и височной долями, составляющими покрышку (operculum).

  • Анатомия островка: отделен круговой бороздой островка, имеет переднюю и заднюю поверхность, разделенную продольной центральной бороздой островка и отвечает за вкусовое восприятие.

  • Основные центры и синдромы поражения коры островка:

1) Островок (13, 14, 15, 16)

- функция: вкусовой анализатор (первичное чувствительное поле)

- симптомы выпадения: вкусовая агнозия

- симптомы раздражения: вкусовые галлюцинации.

6. Затылочная доля занимает задние отделы полушарий и не имеет четких границ. Внутренняя поверхность отделена от теменной доли теменно-затылочной извилины и делится шпорной бороздой на 2 части.

  • Анатомия затылочной доли

1) клин (cuneus, поле 17) – нижняя часть,

2) язычная извилина (gyrus lingualis, поле 18) – верхняя часть.

  • Основные центры и синдромы поражения коры затылочной доли

1) Задние отделы (полюс) затылочной доли (17, 18):

- функция: зрительный анализатор – восприятие света и цвета (первичное чувствительное поле)

- симптомы выпадения: гомонимная или квадрантная гемианопсия (17 – нижняя, 18 – верхняя)

- симптомы раздражения: простые зрительные галлюцинации (фотопсии)

2) Передние отделы затылочной доли (19):

- функция: зрительный анализатор – восприятие образа (вторичное чувствительное поле)

- симптомы выпадения: зрительная агнозия – анозогнозия (отрицание слепоты – синдром Антона-Бабинского)

- симптомы раздражения: сложные зрительные галлюцинации, ауры, метаморфопсии
написать администратору сайта