Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Медицина
Право
Физика
Экология
История
Энергетика
Этика
Логика
Религия
Философия
Промышленность
Геология
Социология
Химия
Политология

ответы на билеты по философии. 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук. Философия


Скачать 0.51 Mb.
Название 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук. Философия
Анкор ответы на билеты по философии.doc
Дата 14.04.2017
Размер 0.51 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ответы на билеты по философии.doc
Тип Документы
#1106
страница 1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия– это учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира; философию относят к мировоззренческой форме сознания.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека..это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена на то , чтобы понять внутреннюю связь и единство между частями и частицами мира.

Предметом философии является изучение проблем объективной реальности, т.е. мира, существующего независимо от нас и познаваемого нами с помощью средств научного познания. 

 Предметом философии является анализ предельно широких, универсальных понятий, категорий. К ним относятся такие понятия как бытие и материи, предмет и  явление, процесс и  изменение. Философия изучает взаимодействие понятий причины - следствия, случайного - необходимого, части - целого, элемента - структуры  и т.д.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:

– мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

– методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

– прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

– критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

– аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

– социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

( может быть гуманитарная)

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня – выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии.. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов . При этом философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем как положительное, так и отрицательное. Философия не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое, так или иначе, воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).

2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия). Особенности философского мировоззрения.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом, месте и роли человека в нем, отношении человека к миру, другим людям, самому себе.
Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира.Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое.

Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеетисторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основныхтипов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.
Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение теоретически сформулированное мировоз­зрение с позиции разума. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.
Исторические типы мировоззрения: мифология – олицетворение действительности; религия – вера в сверхъестественное и поклонение ему; философия – теоретически сформулированное мировоз­зрение с позиции разума. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

Типы философского мировоззрения: космоцентризм– философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через могущество внешних сил – Космоса, согласно которому, все сущее зависит от Космоса; теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через господство сверхъестественной силы – Бога; антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.

Мировоззренческие картины мира как его целостные образ­ы, включающие обобщенные представления о природе, обществе и человеке: мифологическая (создается посредством олицетворения действительности); религиозная (основывается на сим­воле веры); философская (опирается на научную картину мира, представляет собой обобщенную систему достоверных знаний, получен­ных в процессе научного познания на том или ином его конкретно-историческом уровне развития).

3. Предпосылки становления античной философии: социально-экономические, социально-политические и социально-культурные.

Античная философия совокупность философских учений, созданных в период античности, то есть греческой и греко-римской древности.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина «философия» приписывают Пифагору.

Предпосылки:

1)географическое положение

2)политический фактор , развитие государства , законов ,демократия (7-5 в днэ)

3)Открытость греческого общества

4)Кризис мифологической картины мира .

стремление человека к самоутверждению и превосходства над богами( познать мир помимо богов)

В период существования античной философии были заложены основы всех философских направлений, сформированы все основные стили, способы философствования. Античная философия стала источником развития всей последующей западноевропейской культуры.

В своем развитии античная философия прошла три периода:

Досократический (раннегреческая натурфилософия), VII – V века до н.э.

Классический (сократический), середина V – конец IV века до н.э.

Римско-эллинистический, III век до н.э. – VI век н.э.

4. Объективный идеализм Платона. Теория идей

Платон – еще один крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений.

Платон – представитель объективного идеализма. Весь мир он делит на: а) чувственный мир («мир вещей») – он временен, изменчив и в действительности не существует и б) идеальный мир («мир идей») – действительный мир, вечный и постоянный.

Центральное понятие Платона – идея -Эйдос ( образец, модель вещи). Согласно Платону, каждая вещь имеет свой прообраз (или идею). Причем идеи у Платона – это не субъективные представления человека, они существуют «сами по себе», то есть объективно. Вместе они и образуют идеальный мир, который еще называется метафизическим, сверхчувственным, т.к. он находится «над небесами, поверх физического космоса».

В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Платон сторонник теории переселения души. Душа переходит из одного тела в другое, пока не очистится, то есть не освободится от всего чувственного и материального.

В решении проблемы познания Платон опирается на теорию переселения души и сократовскую идею о существовании истины в глубине души. Отсюда главный тезис гносеологии Платона: «знание – это припоминание». Подлинное знание – это знание идей. Душа с помощью разума должна «припомнить» то, что уже до рождения видела в мире идей.

структура души :

3)Разум

2)воля ,желания

1)чувственная ,инстинктивная

В своей социальной философии Платон создает первую в истории философии модель идеального государства.

5. Материалистическая философия Демокрита.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей .Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи. Атомы, согласно этой теории, движутся хаотично в пустом пространстве, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров и положений либо сцепляются, либо отталкиваются . Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Атомы не могут соприкасаться , т.к , между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств.

Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии ( с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление не противоречит законам природы, то в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало именно в такой, нежели в какой-либо другой форме. Отсюда следует, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. Из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения.

6 . Философское учение Аристотеля.

Аристотель – последний величайший философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основатель школы в Ликеях .

Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений; практическую – о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую, где рассматриваются эстетические проблемы.

1) критика идей Платона

Осмысливая бытие, Аристотель выступает с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых идей», и «мир вещей» являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи», а «чистые идеи» рассматривал вне всякой связи с окружающей действительностью. Аристотель это опровергает и доказывает существование только единичной и конкретно определенной вещи (индивидуума), которая является первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов – вторичной.

Если философия Платона не чужда мистических моментов, нередко полуфантастических суждений и доводов, которые могут апеллировать лишь к вере, то у Аристотеля мистическое начало, где это возможно, устранено, рассуждения опираются на рациональную логику.

2) учение о бытии и причинах

В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

причины заложены в идеях заключённые в оболочке каждой формы.

  1. Материя -(возможность бытитя) Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

  2. Форма -(определяет сущность бытия) Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог . Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

  3. Действующая, или производящая причина  - Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог.

  4. Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.


3) учение о душе

Важнейшее учение Аристотеля - о душе человека. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека - его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у животного. Далее, у человека есть наука (т. е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору (который в свою очередь основан на знании общего).
    Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его извне привнесенным в животную душу и развившим последнюю. По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум - нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных различий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части.

4) Развитие и организация общества и учение о государстве. «Политика».

Его социальные представления социально детерминированы. Основным в его соц. взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство А. понимает как развитое сообщество общин, а общину как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он приносит на государство.

А. – защитник рабовладения, как естественного состояния организации общества. Предопределенность с рождения к подчинению, другие - к господству.

Общество свободных людей состоит из трех основных классов граждан: очень богатые, средние, очень бедные. Особая важность для благополучного состояния государства – средние слои.

Понятия государство и общество А. отождествлял. Сущность государства видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Различает три хорошие и три дурные формы государства.

Хорошие - Плохие

Монархия - тирания (возникающую как деформацию монархии)

Аристократия - Олигархия

Политея - Демократия
Основные задачи государства – предотвращение чрезмерного накопления имущества гражданина, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении.
  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта