Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Медицина
Право
Физика
Экология
История
Энергетика
Этика
Логика
Религия
Философия
Промышленность
Геология
Социология
Химия
Политология
|
ответы на билеты по философии. 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук. Философия
1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.
Философия– это учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира; философию относят к мировоззренческой форме сознания.
Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека..это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена на то , чтобы понять внутреннюю связь и единство между частями и частицами мира.
Предметом философии является изучение проблем объективной реальности, т.е. мира, существующего независимо от нас и познаваемого нами с помощью средств научного познания.
Предметом философии является анализ предельно широких, универсальных понятий, категорий. К ним относятся такие понятия как бытие и материи, предмет и явление, процесс и изменение. Философия изучает взаимодействие понятий причины - следствия, случайного - необходимого, части - целого, элемента - структуры и т.д.
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.
Функции философии:
– мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
– методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
– прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
– критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
– аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
– социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
( может быть гуманитарная)
Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня – выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии.. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов . При этом философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем как положительное, так и отрицательное. Философия не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое, так или иначе, воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).
2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия). Особенности философского мировоззрения.
Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом, месте и роли человека в нем, отношении человека к миру, другим людям, самому себе.
Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира.Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое.
Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеетисторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основныхтипов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.
Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское мировоззрение теоретически сформулированное мировоззрение с позиции разума. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.
Исторические типы мировоззрения: мифология – олицетворение действительности; религия – вера в сверхъестественное и поклонение ему; философия – теоретически сформулированное мировоззрение с позиции разума. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.
Типы философского мировоззрения: космоцентризм– философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через могущество внешних сил – Космоса, согласно которому, все сущее зависит от Космоса; теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через господство сверхъестественной силы – Бога; антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.
Мировоззренческие картины мира как его целостные образы, включающие обобщенные представления о природе, обществе и человеке: мифологическая (создается посредством олицетворения действительности); религиозная (основывается на символе веры); философская (опирается на научную картину мира, представляет собой обобщенную систему достоверных знаний, полученных в процессе научного познания на том или ином его конкретно-историческом уровне развития).
3. Предпосылки становления античной философии: социально-экономические, социально-политические и социально-культурные.
Античная философия – совокупность философских учений, созданных в период античности, то есть греческой и греко-римской древности.
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина «философия» приписывают Пифагору.
Предпосылки:
1)географическое положение
2)политический фактор , развитие государства , законов ,демократия (7-5 в днэ)
3)Открытость греческого общества
4)Кризис мифологической картины мира .
стремление человека к самоутверждению и превосходства над богами( познать мир помимо богов)
В период существования античной философии были заложены основы всех философских направлений, сформированы все основные стили, способы философствования. Античная философия стала источником развития всей последующей западноевропейской культуры.
В своем развитии античная философия прошла три периода:
Досократический (раннегреческая натурфилософия), VII – V века до н.э.
Классический (сократический), середина V – конец IV века до н.э.
Римско-эллинистический, III век до н.э. – VI век н.э.
4. Объективный идеализм Платона. Теория идей
Платон – еще один крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений.
Платон – представитель объективного идеализма. Весь мир он делит на: а) чувственный мир («мир вещей») – он временен, изменчив и в действительности не существует и б) идеальный мир («мир идей») – действительный мир, вечный и постоянный.
Центральное понятие Платона – идея -Эйдос ( образец, модель вещи). Согласно Платону, каждая вещь имеет свой прообраз (или идею). Причем идеи у Платона – это не субъективные представления человека, они существуют «сами по себе», то есть объективно. Вместе они и образуют идеальный мир, который еще называется метафизическим, сверхчувственным, т.к. он находится «над небесами, поверх физического космоса».
В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Платон сторонник теории переселения души. Душа переходит из одного тела в другое, пока не очистится, то есть не освободится от всего чувственного и материального.
В решении проблемы познания Платон опирается на теорию переселения души и сократовскую идею о существовании истины в глубине души. Отсюда главный тезис гносеологии Платона: «знание – это припоминание». Подлинное знание – это знание идей. Душа с помощью разума должна «припомнить» то, что уже до рождения видела в мире идей.
структура души :
3)Разум
2)воля ,желания
1)чувственная ,инстинктивная
В своей социальной философии Платон создает первую в истории философии модель идеального государства.
5. Материалистическая философия Демокрита.
Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей .Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи. Атомы, согласно этой теории, движутся хаотично в пустом пространстве, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров и положений либо сцепляются, либо отталкиваются . Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Атомы не могут соприкасаться , т.к , между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств.
Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии ( с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление не противоречит законам природы, то в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало именно в такой, нежели в какой-либо другой форме. Отсюда следует, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. Из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения.
6 . Философское учение Аристотеля.
Аристотель – последний величайший философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основатель школы в Ликеях .
Философию Аристотель делил на три вида:
теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений; практическую – о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую, где рассматриваются эстетические проблемы.
1) критика идей Платона
Осмысливая бытие, Аристотель выступает с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых идей», и «мир вещей» являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи», а «чистые идеи» рассматривал вне всякой связи с окружающей действительностью. Аристотель это опровергает и доказывает существование только единичной и конкретно определенной вещи (индивидуума), которая является первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов – вторичной.
Если философия Платона не чужда мистических моментов, нередко полуфантастических суждений и доводов, которые могут апеллировать лишь к вере, то у Аристотеля мистическое начало, где это возможно, устранено, рассуждения опираются на рациональную логику.
2) учение о бытии и причинах
В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:
причины заложены в идеях заключённые в оболочке каждой формы.
-
Материя -(возможность бытитя) Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма -(определяет сущность бытия) Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог . Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая, или производящая причина - Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог.
Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
3) учение о душе
Важнейшее учение Аристотеля - о душе человека. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека - его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у животного. Далее, у человека есть наука (т. е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору (который в свою очередь основан на знании общего).
Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его извне привнесенным в животную душу и развившим последнюю. По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум - нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных различий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части.
4) Развитие и организация общества и учение о государстве. «Политика».
Его социальные представления социально детерминированы. Основным в его соц. взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство А. понимает как развитое сообщество общин, а общину как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он приносит на государство.
А. – защитник рабовладения, как естественного состояния организации общества. Предопределенность с рождения к подчинению, другие - к господству.
Общество свободных людей состоит из трех основных классов граждан: очень богатые, средние, очень бедные. Особая важность для благополучного состояния государства – средние слои.
Понятия государство и общество А. отождествлял. Сущность государства видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Различает три хорошие и три дурные формы государства.
Хорошие - Плохие
Монархия - тирания (возникающую как деформацию монархии)
Аристократия - Олигархия
Политея - Демократия
Основные задачи государства – предотвращение чрезмерного накопления имущества гражданина, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении.
|
|
|