Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Ответы на билеты. 1. Наиболее распространенные теории, объясняющие происхождение языка
1. .
_______________________________________________
2. Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.
Бодуэн де Куртенэ.
1)привычка (бессознательная память)
2)стремление к удобству:
- переход более трудных звуков – в более легкие «для сбережения действий мускулов и нервов»,
- стремление к упрощению форм (действие аналогии более сильных на более слабые),
- переход от конкретного – к абстрактному.
3) бессознательное забвение и непонимание, «но забвение и непонимание не бесплодное, не отрицательное (как в области сознательных умственных операций), а забвение и непонимание производительное, положительное, вызывающее нечто новое»;
4) бессознательное обобщение, то есть сила, действием которой народ подводит все явления душевной жизни под известные общие категории;
5) бессознательная абстракция, «бессознательное стремление к разделению и дифференцировке».
Причины языковых изменений:
1) внешние: совокупность необычайно разнообразных импульсов, идущих из окружающей среды и связанных прежде всего с особенностями исторического развития общества, переселениями и миграциями, объединением и распадом речевых коллективов, изменением форм общения, прогрессом культуры, техники и т.п.
2) внутренние: различные импульсы, возникающие в связи с целенаправленной тенденцией к усовершенствованию существующей системы языка, разнообразные тенденции, направленные на приспособление языкового механизма к физиологическим особенностям человеческого организма, тенденции, обусловленные необходимостью улучшения самого языкового механизма, тенденции, вызванные необходимостью сохранения языка в состоянии коммуникативной пригодности и др.
_______________________________________________
3. Генеалогическая классификация. Праязык как историческое понятие.
ГК опирается на историческое родство языков. Родство языков – происхождение от одного общего праязыка.
Все языки мира распределены в зависимости от их родственных связей. Единицы классификации: семья, ветвь, группа, подгруппа. Напр., русский язык: индоевропейская семья, балто-славянская ветвь, славянская группа, восточно-славянская подгруппа.
Праязык – язык, соответствующий универсальным типологическим закономерностям, выведенным на основании других известных языков и существующим в реальном пространстве и историческом времени в соотнесении с определенным социумом (метод реконструкции и исторические письменные памятники).
Теория моногенеза: все языки произошли от одного общего праязыка. Несостоятельна, т.к. был не один очаг появления языка.
Праязык:
1) ностратический (афразийские, индоевропейские, картвельские, уральские, дравийские, алтайские) – распался 8-11 тыс. лет назад
2) палеоевразийский (сино-кавказские, нахско-дагестанские, абхазско-адыгейские, хуррито-урартские, хеттский)
3) америндский (индейские)
4) * нигеро-конголезские (коренное население Африки)
5) * аустроазиатские (коренное население Австралии и Океании)
_______________________________________________
4. Виды типологической классификации.
Типологическая классификация строится на основании сходства или различия языков, которые состоят в наиболее важных и общих связях, и не зависит от их родства.
А) морфологическая (грамматическая)
1) тип выражения морфологических значений (Август Шлейхер)
- аналитические (грамматические значения выражаются отдельными служебными словами)
- синтетические (выражаются аффиксами в составе словоформы)
2) тип морфологической структуры
- изолирующий (отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов)
- агглютинативный (развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, отсутствие фонетически не обусловленных вариантов морфем, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов, отсутствие значимых чередований)
- флективный (полифункциональность грамматических морфем, наличие фонетических явлений на их стыках, фонетически не обусловленные изменения корня, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения)
- инкорпорирующие (возможность включения в состав глагола-сказуемого других членов предложения)
Основы: Ф.Шлегель (флективные и нефлективные – менее совершенные). А.Шлегель + изолирующие.
Б) субъект-объектная
- активные (сущ.: активные (одушевленные) и инактивные, глаголы: активные (действия) и стативные (состояния), прилагательных нет)
- номинативные (субъект противопоставлен объекту)
- эргативные (глагол-сказуемое имеет двойную синтаксическую связь с подлежащим, противопоставлены производитель и носитель действия: «Депутатом поставлен вопрос.», «У меня в комнате убрано.»).
_______________________________________________
5. Доалфавитный период в истории письменности.
Письмо – системы начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи (ок. 3000 лет назад).
Потребность общаться на расстоянии.
1. Предметное письмо. Первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках).
2. Пиктографическое письмо – вид письменности, знаки которой обозначают изображенный ими объект. Использовалась разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской. Такие письменности насчитывают тысячи знаков. Сложность и ограниченность системы объясняют движение таких в сторону идеографического письма. Движение сопровождается расширением смысла знаков, а также упрощением и канонизацией начертаний. Не отображает фонетических и грамматических правил естественного языка.
3. Идеографическое письмо – вид письменности, знаки которой обозначают некоторую идею. Можно отнести символьные языки (напр., языки глухонемых).
Точно и полно передает содержание, вне зависимости от его конкретности. Неполно – элементы структуры высказывания. Фиксированный набор знаков. Шумерское.
4. Иероглифическое письмо (упрощенные идеограммы, сложение идеограмм).
_______________________________________________
6. Разновидности фонетического письма. История алфавита.
Фонетическое письмо – вид письма, в котором графический знак (графема) привязан к определенному звучанию.
- слоговое (силлабическое) - каждый письменный знак обозначает определенный слог:
- собственно слоговое - слоги с одинаковой согласной, но разными гласными обозначаются совершенно разными знаками,
- абугида - такие слоги обозначаются видоизмененными формами одного базового знака.
- консонантное - на письме обозначаются только согласные (можно обозначать гласные с помощью диакретических или дополнительных знаков).
- консонантно-вокалическое - "одна графема - одна фонема".
Алфавит – фонетическая письменность, имеющая стандартный, т.н. алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов – буквы. Кодировка аудиальной информации в графическую – письмо. Декодировка в звуки – чтение.
Первый алфавит появился в2000 году до н.э., для языка семитов, работавших в Египте. Принцип был заимствован у египетских иероглифов.
От семитов – в Ханаан, финикийская письменность. Быстро распространилась в Средиземноморье, 2 вариации: арамейский и греческий.
_______________________________________________
7. Язык и речь. Единицы языка и единицы речи.
Язык – готовый социальный продукт, потенциально существующий в мозгу в виде грамматической сис-мы. Существенное – закрепленные языковой практикой нормативные факты (языковая норма).
Речь – индивидуальный акт воли и разума, реализация языка. Побочное и случайное – колебания и индивидуальные отклонения в речи. Как сам процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью/письмо м). Субъективна.
Язык – система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа (означаемого и означающего).
Реализация виртуальной звуковой единицы – актуализация. Речевой акт заключается в актуализации языковой единицы (в теории речевых актов и психолингвистике – экстериоризация).
Интериоризация – восприятие речевой формы, ее осмысление с опорой на имеющиеся знания языка и понимание услышанного/прочитанного.
В языке и речи выделяют минимальные значащие единицы: в речи – морф, в языке – морфема. Слово и морф – двухсторонние единицы речи, лексема и морфема – двухсторонние единицы языка.
Существуют также и односторонние – выделяемые в плане выражения и связанные с содержанием лишь косвенно. Фоны (речь) – фонемы (язык).
язык
|
речь
|
фонема
|
аллофон
|
морфема
|
алломорф
|
лексема
|
аллолекс
|
семема
|
значение
|
слово
|
словоформа
|
предложение
|
высказывание
|
_______________________________________________
8. Знаковая природа языка. Структура языкового знака.
Знак – соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого).
Любой знак имеет следующие основные свойства.
1. Коммуникативность. Знак - посредник между говорящим и слушающим.
2. Социальность. Знак порождается в обществе и существует только в нем.
3. Информативность. Знак - носитель информации для человека. Он осуществляет информативную функцию.
4. Обобщенность. Знак обобщает признаки целого класса: имена лица (изменник, школьник, узник), названия действий (ходить, кормить, водить). Языковой знак способен передавать информацию о совокупности ситуаций (конференция, война, мир), он может соотноситься с конкретным предметом (Байкал, Эверест) и с классом предметов (газета, озеро).
5. Преднамеренность, целенаправленность. Знак специально создается и используется для передачи определенного смысла.
6. Двусторонность. У знака обязательно должно быть две стороны: идеальная и материальная.
7. Конвенциальность. Большинство знаков появляется благодаря договоренности, соглашению, конвенции людей о придании данной форме данного содержания. У большинства знаков связь между планом выражения и планом содержания условная.
8. Системность. Для того чтобы знак состоялся, появился, необходимо наличие оппозиции двух знаков.
Структура языкового знака.
Свойства языкового знака:
1) произвольная связь между означаемым и означающим.
2) асимметричность: у одного означающего может быть несколько означаемых (полисемия и омонимия), одно означаемое может иметь несколько означающих (омосемия).
3) изменяемость.
Референт – объект внеязыковой действительности, подразумеваемый автором конкретного речевого отрезка.
Денотат – обозначаемый предмет.
Денотат-экстенсионал – множество объектов действительности, которые могут этой единицей именоваться в соответствии с её значением в языке. Денотат слова «материк»: Австралия, Евразия, Северная Америка…
Сигнификат – понятийное содержание знака. Языковые единицы с одинаковым денотатом могут иметь разный сигнификат. «Картина» и «полотно» могут обозначать один реальный объект, но иметь различное смысловое содержание.
В отличие от денотата-референта (нечто материальное), сигнификат является идеальным психическим образованием, отражающим в человеческом сознании свойства денотата-референта. Авторы художественных произведений часто пользуются различными знаками для указания на один и тот же референт, выделяя те или иные свойства последнего, чтобы правильно идентифицировать денотат.
Коннотация – сопутствующее значение языковой единицы. К. включает дополнительные семантические или стилистические элементы, устойчиво связанные с основным значением в сознании носителей языка. К. предназначена для выражения эмоциональных или оценочных оттенков высказывания и отображает культурные традиции общества. К. представляют собой разновидность прагматической информации, отражающей не сами предметы и явления, а определённое отношение к ним. К. синонимов могут различаться: например, «осёл» («упрямство») и «ишак» ( «способный долго работать»).
Иконы - знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно (звукоподражания, линейный порядок слов). Например, план сражения является знаками-иконами, если считать их содержанием само сражение.
Индексы - знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени (личные и указательные местоимения). Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня.
Символы - знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно. Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака. Что касается символов, то их форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании. Соссюр говорил в этом случае о немотивированности выбора означающего или отсутствии естественной связи между означаемым и означающим.
_______________________________________________
9. Система языка: язык как система систем. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.
Система – единство однородных взаимообусловленных объектов (как минимум двух). Системы отдельных ярусов языковой структуры (система склонений, спряжений, падежей и др.), взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью.
Единицы языка – его постоянные элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе языка. Номинативные (лексема), коммуникативные (предложение), строевые (фонемы и морфемы, формы слов и словосочетаний).
Категории языка: группы однородных единиц языка, объединяются на основе общего, категориального признака, обычно семантического.
Ярус языка – совокупность однотипных единиц и категорий языка. Основные: фонетический, морфологический, синтаксический и лексический.
Языковые отношения – взаимосвязи, обнаруживающиеся между ярусами и категориями, единицами и их частями.
Парадигматические отношения – объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На них опирается система согласных, склонения, синонимический ряд.
Синтагматические отношения – объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На них строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания.
Ассоциативные отношения – возникают на основе совпадения во времени представлений, т.е. образов явлений действительности. Различают три вида: по смежности, сходству, контрасту.
Иерархические отношения – между неоднородными элементами, их подчинение друг другу как общего и частного, родового и видового, высшего и низшего. Между единицами разных ярусов, словами и формами при их объединении в части речи, синтаксическими единицами при объединении в синтаксические типы.
_______________________________________________
10. Понятие функции языка и функции речи.
Функции языка
1) Коммуникативная функция (язык как средство общения между людьми; основная)
2) Мыслеформирующая функция (язык используется как средство мышления в форме слов)
3) Когнитивная (гносеологическая) функция (язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).
Функции речи
1) Коммуникативная (референтивная) - соответствует контексту, который понимается как предмет сообщения (референт). Ф-ция передачи какого-л. сообщения. ("Как сказано выше", "внимание, микрофон включен" и ремарки в пьесах).
2) Экспрессивная (эмотивная) - соответствует отправителю, т.е. отражает отношение говорящего к высказываемому. Важно не само сообщение, а отношение к нему. (Междометия, интонация, жесты).
3) Поэтическая (эстетическая) - соответствует сообщению. Основную роль играет направленность на сообщение как таковое вне его содержания. Главное - форма. (Поэзия. Речь как эстетический объект. Слова как что-то прекрасное/безобразное).
4) Апеллятивная (директивная) - соответствует получателю сообщения, попытка тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически часто выражается повелительным наклонением и звательным падежом.
5) Фатическая (контактоустанавливающая) - соответствует контакту, т.е. цель сообщения - установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи. ("Алло, вы слышите меня?", разговоры о погоде, когда больше не о чем, фразы-клише в письмах). Общая для животных и людей. Первая усваиваемая ребенком.
6) Метаязыковая - соответствует коду. Язык о "языке". Предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. ("Вы понимаете, что я говорю?", "Что вы хотите сказать?") Вводные клише: "так сказать", "как говорят..."
______________________________________________
|
|
|