Навигация по странице:
|
Документ Microsoft Office Word 2007 (2). 1. Понятие реабилитации
|
Название |
1. Понятие реабилитации
|
Анкор |
Документ Microsoft Office Word 2007 (2).docx |
Дата |
11.03.2018 |
Размер |
50.05 Kb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Документ Microsoft Office Word 2007 (2).docx |
Тип |
Документы
#17789
|
страница |
1 из 3 |
|
34.
1. Понятие реабилитации
Процесс психологической реабилитации особенно важен в случаях, когда окончание стационарного лечения не означает, что больной полностью восстановился и здоров и может приступить к полноценной профессиональной и социальной активности.
Реабилитация является процессом, цель которого – предупреждение развития инвалидности в период лечения заболеваний и помощь инвалидам в достижении ими социальной, психологической, физической, профессиональной и экономической полноценности и стабильности в рамках существующего заболевания, телесного недуга.
Можно выделить три основных вида реабилитации инвалидов:
1) медицинская реабилитация связана с восстановлением трудоспособности человека путем воздействия на него медицинских препаратов;
2) профессиональная реабилитация предполагает возвращение работника в профессиональную среду с учетом последствий заболевания и сохранившейся трудоспособностью;
3) социальная реабилитация заключается в адаптации индивида к изменившимся в результате заболевания условиям его общественной и семейной жизни, при этом нужно предотвратить его изоляцию от общества.
Задачей любого вида реабилитации являются создание равновесия между психикой человека и окружающей средой, повышение его адаптивных способностей.
2. Законодательно закрепленное отношение к людям с ограниченными возможностями
В законодательстве многих стран закреплены определенные льготы для предприятий, предоставляющих трудовые места для лиц с ограниченными трудовыми возможностями.
Сюда входят особые режимы труда и отдыха, оплата и квотное предоставление трудовых мест для этого контингента. Также предусматривается ответственность предприятия за работников, которые получили травмы, инвалидность или профессиональное заболевание в результате трудовой деятельности.
С другой стороны, люди с ограниченными возможностями во многом сохранили свои умения, навыки и могут активно включаться в трудовой процесс. Для этой категории населения важно быть включенным в трудовой процесс, иметь возможности реализации, определенный круг общения, что влияет на формирование их самооценки.
3. Социальная реабилитация
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление статуса инвалида, обеспечение социализации личности.
Создание центров по трудоустройству во многом не учитывает особые потребности инвалидов и больных людей, задача государства – изменить подобные практики и вовлекать инвалидов в жизнь общества. С другой стороны, вовлечение инвалидов в производственный процесс может существенно снизить проблему бедности и эксклюзии данной категории, развить активную позицию инвалидов и повысить уровень толерантности общества к людям с особыми потребностями.
Социально-трудовая реабилитация основывается на некоторых принципах: психолог воздействует на сенсорные и моторные функции, при этом задействует механизмы и возможности инвалида.
При психологическом кризисе, связанном с потерей трудоспособности, социальная реабилитация призвана помочь индивидууму найти или построить новые жизненные смыслы и помочь раскрыть возможности и перспективы их осуществления.
Учитывается целостная реакция личности на болезнь, инвалидность и индивидуальные способы борьбы с болезнью.
4. Мероприятия, направленные на реабилитацию инвалидов
Осуществление программ по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов включает следующие мероприятия:
1) психологическое консультирование инвалидов и их семей;
2) помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;
3) обучение навыкам психологической саморегуляции;
4) социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально-необходимых качеств и повышения шансов на трудоустройство;
5) предоставление информации о возможных вакансиях;
6) материальные дотации на время обучения и переобучения.
5. Дизайн органов управления для инвалидов
Органы управления для инвалидов обладают следующими особенностями:
1) механизмы не должны требовать больших усилий в управлении;
2) возможность выполнять выбранное количество операций одновременно;
3) преимущество кнопок перед рычагами;
4) удобство расположения кнопок и переключателей;
5) учет особенностей людей с ограниченными возможностями.
33. Позитивное подкрепление - это некоторые приятные для человека последствия или результаты деятельности, которые побуждают его к выполнению какой-либо деятельности. Определенные формы поведения закрепляются и повторяются в будущем тогда, когда они сопровождаются позитивными последствиями (вознаграждением, одобрением, возможностью самоутвердиться). И вероятность их повторения, как правило, уменьшается, если эти действия не связаны с приятными эмоциями, или же наоборот, сопровождаются чем-то негативным (наказанием, неодобрением и т.п.). Эти закономерности часто применяют учителя и родители: регулярно прибегая к похвале, они формируют у детей соответствующую мотивацию и поведение. Родители, по мнению Скиннера, могли бы целиком полагаться на позитивное подкрепление, никогда не наказывая ребенка. Вследствие использования одобрения воспитание ребенка является высокоэффективным и гуманным. Однако в воспитательном процессе нередко прибегают к наказанию, которое не всегда является эффективным, а часто и вредит воспитанию личности.
Похвала старших (руководителей, родителей и др.), с которыми субъект деятельности пребывает в хороших отношениях, как правило, имеет большое влияние. Однообразие форм одобрения и слишком регулярное их использование уменьшает действие такого подкрепления.
Привилегии и увеличение статуса является не менее эффективным видом позитивного подкрепления. Изменение формального или неформального статуса имеет эффект подкрепления. Ожидание повышения статуса оказывает большое влияние на личность и стимулирует к деятельности. Возможность получить определенные привилегии, повышение заработной платы, возможность руководить и тем самым удовлетворять свою потребность во власти - существенный мотивационный фактор.
Система оценки также является позитивным подкреплением. Оценки «хорошо» и «отлично», высокий рейтинг, высокие тестовые баллы оказывают значительное побуждающее влияние. Следует отметить, что более дифференцированная система оценивания имеет большее мотивационное значение. Традиционная система оценивания, которая до сих пор практиковалась в наших школах и вузах, лишена всех преимуществ тестирования и дифференцированного оценивания. Ведь получив оценку «отлично» за экзамен человек не знает, каков уровень его знаний по сравнению с другими студентами, получившими такие же оценки. Тогда как, например, двадцатибалльная система оценивания имела бы большее мотивационное влияние.
Материальное вознаграждение оказывает большое влияние на мотивацию любой деятельности. Но при систематическом использовании эта форма позитивного подкрепления может негативно влиять на процессуально-содержательную мотивацию.
Первичные подкрепления — это стимулы, которые заложены в нас с рождения. Им не надо учиться в процессе жизнедеятельности, они присутствуют изначально. Как правило, первичные подкрепления тесно связаны с физическими потребностями и стремлением выжить. Примерами являются воздух, вода, пища, кров. Вторичные подкрепления — это нейтральные стимулы, настолько сильно ассоциирующиеся с первичными, что в конце концов и сами начинают действовать как подкрепления. Яркий пример вторичного подкрепления — деньги; они не обладают никакой внутренней ценностью, но мы уже ассоциируем их с разными первичными подкреплениями. Деньги или конечная перспектива получения денег — это одно из наиболее широко используемых в нашей культуре подкреплений. В деньгах воплощены возможности удовлетворения многих потребностей индивидуума. Деньги - это и условное подкрепление, поскольку их ценность как средства подкрепления приобретается в процессе научения. Для животного или младенца деньги - это не подкрепление. Однако первичное, или безусловное, подкрепление (например, пища) для них является достаточно эффективным средством контроля его поведения.
Ненасыщаемость - основная характеристика (и преимущество) денег как генерализированного подкрепления. Возможность приобрести за деньги множество предметов и благ определяет их огромную подкрепляющую ценность.
Возможность откладывать удовлетворение многих потребностей (с помощью денег) на будущее имеет важное значение. Получая деньги, мы получаем двойное удовольствие. Во-первых, удовольствие "здесь и теперь" (сейчас), поскольку предусматривается возможность удовлетворения с их помощью некоторых потребностей. Во-вторых, существует возможность с помощью денег непосредственно удовлетворить некоторые потребности в будущем. Несмотря на обилие примеров, свидетельствующих о ненасыщаемости потребности в деньгах, с ростом материального благосостояния и с возрастом, как правило, уменьшается значение денег как стимула к деятельности. Деньги, конечно, нужны и людям пожилого возраста, но они уже не так стимулируют к работе, как это было в молодости. Поэтому можно утверждать, что сила денег как мотивационного фактора у пожилых людей несколько ослабевает.
32. Все люди работают ради чего-то. Одни стремятся к деньгам, другие – к славе, третьи – к власти, четвертые просто любят свою работу. Эти и многие другие обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности, называются мотивами, а их применение – мотивацией.
Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчинённых, основанная на страхе наказания. Переход к новой системе экономических отношений привели к отказу от социалистического принципа всеобщей гарантированности права на труд, вследствие чего ключевым мотивом становится страх потерять работу. Любое предприятие вовремя выплачивающие зарплату оказывается привлекательным для работников. Даже низкие должности привлекают людей на эти предприятия – люди надеются на карьерный рост, особенно это привлекает молодых специалистов. На таких предприятиях применяется в виде мотивации «страх» перед увольнением и людей это заставляет работать. Мотивация страхом имеет слишком много негативных последствий, чтобы быть успешной в реальной практике. В такой ситуации работники испытывают постоянный внутренний стресс, в результате чего снижается не только качество работы, но и наносится реальный вред здоровью людей. Более того, формируется определенный тип сотрудников, которые не способны принимать самостоятельные решения, боясь ошибиться.
Многие руководители играют на психологии страха и вины подчиненных. Но в этом проявляется и проблема самих руководителей, их психологической неподготовленности, а зачастую и повышенной тревожности, неуверенности, непонимания людей и недоверия к ним. Это говорит о необходимости подготовки руководителей в психологическом отношении.
31. Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.
Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:
вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
лишение свободы;
физическое наказание.
Предвидение неприятностей, связанных с работой, и стремление их избежать — важнейшие стимуляторы активности при действии негативной мотивации. Цель работников — снизить угрозу и вызываемый ею страх, что побуждает действовать в соответствии с требованиями руководителя. Особенности негативной мотивации:
высокая вероятность наказания определяет соответствующие ожидания и поведение. Чем больше вероятность наказания, тем выше частота избегания действий, вызывающих наказание;
негативная мотивация более действенна, если ее применяют сразу после нежелательных действий сотрудника, а не в отсроченной перспективе. Чем отдаленнее во времени негативные санкции, тем меньшее влияние они оказывают на поведение сотрудника;
максимальный эффект дает сочетание негативных санкций с позитивным подкреплением, то есть двусторонняя мотивация. Работник не выполнил план и за это был лишен премии, но у него хорошие способности и перспективы достичь высоких показателей в работе. Лишение премии для него — негативное подкрепление, а позитивным в данном случае будет ободрение работника, выраженная убежденность в том, что он выполнит план;
эффект воздействия негативной санкции на работника зависит от количества потребностей, которые в результате ее применения не были удовлетворены, и их значимости для данного работника. Неудовлетворение физиологических потребностей (1 уровень по Маслоу), как правило, оказывает наиболее сильное воздействие.
Замечания, неодобрение, выговор, чувство вины, страха, несомненно, оказывают определенное мотивационное воздействие. Однако негативные санкции не всегда имеют достаточное влияние на персонал. Поэтому следует учитывать недостатки негативной мотивации.
Наказание стимулирует к деятельности только в период действия угрозы.
Негативные санкции могут нарушать нормальное поведение работников, вызывать негативизм в их отношении к руководителю. Даже ожидание наказания может провоцировать состояние повышенной тревожности (у сотрудников тревожно-мнительного типа).
Негативные санкции могут привести к имитации деятельности.
Негативная мотивация может подкреплять негативное поведение работника, служить дополнительным способом выделиться в коллективе, повысить самооценку (например, у людей с истероидной акцентуацией характера).
Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания. Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.
30. У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и избегания неудачи, различается следующим образом. Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия -- ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных. Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего. мотивация успех избегание неудача
Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне.
Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей, деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включая, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей и их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверенны в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Они малоинициативные. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.
Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.
При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).
Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время -- это постоянно струящийся поток»). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом - жизненным неудачником.
Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимися у них у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют заниженную или завышенную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.
Люди мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи - задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.
Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, - падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу - избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращается. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха. Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечен по-разному.
Значимая, отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом избегания неудачи.
Рассмотренные факты показывают, что прямой корреляции между силой мотива достижения успехов и величиной мотива избегания неудачи ожидать не приходится, так как, кроме величины и характера мотива стремления к успехам, успехи в экономической деятельности зависят от сложности решаемых задач, от многих других причин. Кроме того, непосредственная зависимость между мотивацией и достижениями успехов деятельности, даже если она существует, не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы является наилучшем при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Индивиды, определенно ориентированные на успех, обычно стараются получить правильную информацию о результатах своей деятельности и поэтому предпочитают задачи средней степени трудности, так как при их решении старание и способности могут проявиться наилучшим образом. Избегающие неудачи, напротив, стремятся уклониться от такой информации и поэтому чаще выбирают или слишком легкие, или чересчур сложные задачи, которые практически не выполнимы.
Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именую по разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т.д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь
Реакции на неудачу
Реакции людей на неудачу более разнообразны, чем реакции на успех. Они могут быть конструктивными и деструктивными, рациональными и эмоциональными, нормальными и патологическими. Конструктивная реакция на неудачу предусматривает, что неудача не снижает, а наоборот, усиливает мотивацию. Вследствие конструктивной реакции на неудачу, осознав собственные недостатки, человек увеличивает расходы энергии и времени на достижение цели, а не прекращает деятельность. Субъект начинает анализировать причины неудачи, и это увеличивает вероятность достижения успеха в будущем. Индивидуум, который начал какое-либо дело (предприниматель, реформатор и др.), не сгибается под ударами первых неудач, а начинает еще настойчивее работать для достижения цели. Он, как правило, с удвоенной энергией берется за реализацию следующих целей. Неудача в случае конструктивной реакции на нее закаляет характер, увеличивает настойчивость и уровень мотивации.
Конструктивная реакция проявляется не только в сфере мотивации, но и в познавательной сфере. Потерпев неудачу, человек склонен изменять программу действий и совершенствовать стратегию. Он учится на своих ошибках и накапливает опыт. Часто человек меняет несколько дерзкий и авантюристический принцип "все или ничего" на принцип "небольших шагов". Человек уже не стремится мгновенно достичь всего. Он довольствуется незначительными стабильными успехами, которые приближают его к цели, при этом:
- конечная цель разбивается на большое число подцелей;
- расширяется временная перспектива;
- совершенствуются средства достижения целей;
- человек привлекает к делу сообщников, ведь самому очень сложно добиться цели;
- человек начинает действовать более гибко, ведь неудача научила его, что реальность (люди, обстоятельства) сопротивляется значительно сильнее, чем ожидалось.
Мотивационные и познавательные изменения, совершенствование программ действий и методов их реализации гарантирует большую вероятность успеха следующих действий.
Деструктивная реакция на неудачу. У определенной категории людей неудача может снижать самооценку, формировать комплекс неполноценности и беспомощность. Человек начинает ощущать себя пассажиром, который едет в вагоне третьего класса. Такое чувство дезорганизовывает активность, а часто может стать причиной полного отказа от дальнейшей деятельности. Неудача в определенных ситуациях может вызывать экзисгенциональный кризис.
Деструктивные реакции могут быть направленными как на себя, так и на других людей. Субъект, который не принимает себя, сталкивается также с трудностью в установлении неформальных отношений с окружающими. Может проявляться агрессивная реакция относительно тех, кому счастье улыбнулось больше.
Защитные реакции на неудачу
|
|
|