Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
96. Психологические условия успешности научения
96. Психологические условия успешности научения.
I . Всесторонняя мотивированность учебного процесса для учителя и ученика. Мотивированность учителя рассматривается как личная заинтересованность в том, чтобы ученик наилучшим образом усваивал знания. Наименее продуктивная мотивация для учителя – мотивация избегания неудачи.
Мотивированность ученика рассматривается как интерес усвоения ЗУН и собственного развития . Необходимо показать ученику, что знания по предмету пригодятся ему в жизни.
Мотивация ученика может быть :
А) ситуационной, те продемонстрировать свои знания в конкретной ситуации
Б) личностная(внутренняя); потребность в саморазвитии еще мотивация ученика может быть :
А)релевантной, те имеющей отношение к знаниям ученика
Б) иррелевантной, те связанной с какими- то другими потребностями
II Учебная деятельность должна иметь гибкую и развитую структуру, те у учителя должно быть достаточное количество разных способов и методов учить, воспитывать и развивать знания ученика.
Развитость структуры учения Включает
1)внешнее и внутр. Стороны; внешняя-практического действия ученика с учебным материалом, внутренняя- умственные действия , операции которые выполняет ученик в процессе усвоения знаний.
Учение может иметь ориентировочную и исполнительную стороны.
Ориентировочная- действие ученика по предварительному ознакомлению с материалом , а исполнительный процесс исполнения ЗУН.
Развитая структура предполагает разные методы во всех 4х сторонах учения
Гибкость учения предполагает умения учителя сочетать разные методы
IIIУчебная деятельность должна осуществляется в разных формах
IV Оптимальное использование технических средств обучения
|
95. Психология научения. Виды и механизмы научения .
Процессу усвоения человеком знаний, умений и навыков имеют несколько понятий :
1)учебная деятельность – это вид деятельности в результате которого человек приобретает новые или изменяет старые знания, умения, навыки
В конечном счете учебная деятельность обеспечивает адаптацию к окружающему миру и даёт возможность удовлетворить свои потребности.
2) Обучение- совместная деятельность учителя и ученика при которой происходит передача знаний, умений и навыков из жизненного опыта в целом от учителя к ученику. Однако , обучение акцентируется на том, что делает учитель.
3) учение- учебное действие ученика, направленной на приобретение знаний, умений и навыков , развитие способностей.
Научение – Результат учения.
Виды научения:
1)Импринтинг(впечатывание) ; представляет собой практически не осознаваемое моментальное усвоение знаний. Был открыт на выводковых птицах пфихофизиологом Лоренцом.
2)Условно-рефлекторные научения ; усвоение знаний, умений, навыков на основе механизмом условного рефлекса. Условный рефлекс наиболее подробно описан Павловым.
3) Оперантное научение было открыто американским психологом Б.Ф. Скиннером(скиннеровское неучение , оперантное обусловливание) Весь путь научения разбивается на несколько этапов, за успешное прохождение каждого этапа дается положительное подкрепление. Подкрепление может быть отрицательным, при этом не является наказанием ; Наказание следует за нежелательным поведением , а отрицательное подкрепление должно это нежелательное поведение предотвратить. Скиннер был противником наказания детей, потому что если бы нежелательное поведение ребенка не было раньше подкреплено, то это поведение вообще не усвоилось бы. Скиннер изучал птиц. В его экспериментах от голубя требовалось ударить клювом по красной кнопке. Считается, что навык выработанный по Скиннеру, сохраняется гораздо дольше чем навык выработанный по Павловы даже если положительное подкрепления какое- то время не давать. Скиннер предложил программы перевоспитания малолетних преступников- жебонные программы.
4) Викарное научение – это обучение через прямое копирование образца, т. О. обычно формируются навыки
5) Вербальное научение – обучение через язык и другие знаковые системы.
Механизмы научения :
1)формирование ассоциаций( был описан Аристотелем, он описал 3 вида ассоциаций: по смежности, по сходству, по противоположности. В целом механизме предполагает усвоение связей между старыми и новыми ЗУН.
2) Подражание лежит в основе усвоения ЗУН
3)различение о обобщение , т.о. усваиваются понятия
4) инсайт(внезапное озарение) был открыт немецким психологом гештальтистом В. Кёллером.
Суть инсайта : иногда чтобы решить проблему нет подходящих условий, Инсайт заключается в том, чтобы использовать, то , что есть и все- таки решить проблему.
5) Творчество; предпологает усвоение новых ЗУН, а не усвоение их в готовом виде.
|
94. Становление педагогической психологии как самостоятельной науки.
Развитие пед психологии, как самостоятельной наука, происходиле вместе с развитием основных психологических школ и течений :
1)Ассоциативная психология К. Вундт, Д. Гартли
2) Исследование памяти Эббингауза(закон забывания, закон оперативной памяти человека 7+- 2 единицы, хотят быть полезными
|
91. Психическое развитие в средней взрослости . Кризис 40 лет
Развитие интеллекта ;
Происходит постепенное снижение психофизический функций. Высшие познавательные процессы могут продолжать развиваться, это зависит от образования и профессии
Центральное новообразование в этой сфере – достижение состояния мудрости – это экспертная система знаний, которая позволяет давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Экспертные знания могут быть :
• фактическими,те знания о факте
• процессуальные знания, те что как делается
• контекстуальные знания; контекст – это то, как связаны жизнь человека с историческими событиями в стране
• знание о истинных жизненных ценностях
• знание об изменчивости и непредсказуемости жизни
Развитие личности;
Эмоции развиваются не равномерно. Основной источник – профессиональная деятельность. Возможно формирование стресса жизни, связанного с заболеваниями среднего возраста. (сердечно-сосуд. Заболевания, опорно-двигательного аппарата, онкологические заболевания)
Мотивация изменяется в соответствии с обостряющимися последствиями :
1)необходимость передать что-То будущему поколению
2)реализация творческого потенциала
3) подготовка к обеспеченной старости
4)забота о сохранении хороших отношений с друзьями и близкими
Кризис 40 лет у мужчин :
Трансцедентально-генеративный;
• Мужчина решил большинство проблем-кризис протекает мягко
• Псевдоразвитый мужчина – мужчина только делает вид, что у него все хорошо ;
• Мужчина в кризисе середины жизни, может сопровождаться сменой работы, семьи, созданием новой семьи, алкоголицазицей, суицидом
• Мужчина обездоленный судьбой- неудачник по жизни.
Кризис середины жизни у женщин :
Основная проблема – ролевой конфликт. Очень много индивидуальных различий.
|
90. Психическое развитие в ранней зрелости. Кризис 30 лет.
Развитие интеллекта ;
Основные познавательные функции развиваются неравномерно, развитие сенсорно-перцептивной сферы достигает оптимального значения к 25 годам, затем стабилизируется и до 40 лет практически не меняется. Невербально образный интеллект достигает оптимального развития в 30-35 лет. Вербально словесный интеллект продолжает развивается и после 40 лет.
Интеллект . развитие зависит от нескольких факторов :
1) уровень образования
2) особенности профессии
3)уровень профессионального мастерства
4)забота о своем интеллекте
Развитие личности в ранней зрелости.
Эмоциональная сфера. В целом стабильна. Наиболее яркие эмоции вызывает професситональная деятельность . Появляются новые эмоции, пр. материнская любовь, главный признак – она безусловна.
Мотивационная сфера может трансформироваться под влиянием ненормативно жизненных событий. Есть выраженные гендерные различия (психологические различия между мужчинами и женщиной) У мужчин в основном ориентация на карьеру, женщины – 18 % на карьеру, остальные 67 % пытаются успеть и там и там.
Мотивы заключения брака :
1) Любовь
2) Духовная близость
3) Материальный расчет
4) Психологическая совместимость
5) Моральные соображения
Мотивы развода :
Пик разводов приходится на 28-29 лет
1) Несовместимость характеров
2) Супружеская неверность
3) Плохие отношения с родителями супруга
4) Пьянство одного из супругов
5) Легкомысленное вступление в брак.
|
89. Развитие личности в раннем юношеском возрасте . Кризис 17 лет. Понятие и виды самоопределения. Общая эмоциональная направленность и мотивация в раннем юношеском возрасте.
15-17 лет-ранний юношеский возраст
Кризис 17 лет связан с самоопределением(выбор профессии)
Эмоциональная сфера. Наиболее сильные эмоции вызывают первая любовь и дружба. Возрасту свойственна идеализация этих явлений. Формируется общая эмоциональная направленность личности, т.е. закрепляется иерархия ценности эмоций, т.е. закрепляется то , что вызывает наиболее сильные эмоции.
Эмоциональная культура включает
А) эмоциональная отзывчивость на широкий круг эмоциональных проблем
Б) развитая эмпатия- способность сочувствовать на эмоциональном уровне.
В) эмоциональная отзывчивость к вымышленным героям.
Г) умение делится своими переживаниями
Д) чувство ответственности за свои переживания перед окружающими
Мотивационная сфера.
Наиболее значимые мотивы связанные с жизненными планами, с мировоззрением и с самоопределением.
значительно изменяются мотивы общения.
Дружеские связи дифференцируются, юношеские группы , как правило ограничиваются 5 людьми. Изменяется отношение к взрослым , теперь они рассматриваются как эксперты по жизненным вопросам(мать 31%/ отец 9%)
Неудовлетворенность общения со сверстниками – одна из причин девиантного и делинквентного поведения.
Мотивы выбора профессии:
1) престижность профессии
2) образовательный уровень и профессии родителей
3) материальный доход семьи
4) предполагаемый уровень зарплаты.
Мотивы поступления в вуз.
1) желание принадлежать к студенческой молодежи
2) значимость профессии, возможность трудоустройства
3) соответствие профессии интересам
4) творческие возможности профессии
5) нежелание идти в армию
6) получение диплома о высшем образовании.
Мотивы поступления в среднеспециальные заведения.
1)Экономические причины
2)привлекательность будущей профессии
3) хорошая профессиональная подготовка
4)Плохая адаптированность в школе
|
88. Развитие познавательной сферы личности старшеклассника. Формирование мировоззрения.
10-11 класс , 15-17 лет
Ведущая линия развития – интеллект
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.
Основные психические новообразования
Познавательная сфера личности - это развитие интеллекта
|
87. Психическое развитие в раннем юношеском возрасте. Основные психические новообразования.
10-11 класс , 15-17 лет
Ведущая линия развития – интеллект
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.
Основные психические новообразования
1) вторичное взрослое мировоззрение
2) индивидуальный стиль умственной деятельности
3) общая эмоциональная направленность личности
4) самоопределение
5) основы эмоциональной культуры
|
86
|
85
|
84. Развитие личности в подростковом возрасте. Особенности развития потребностей сферы личности и характера подростка.
1)Потребности базовые:
• Стремление к физической и сексуальной активности; стремление к высокой оценке своего “я физического”
• Потребность в безопасности. Безопасность ищут в группе сверстников, для этого могут проявлять социальную мимикрию(стремление быть таким же как сверстники)
• Потребность в независимости(независимость отстаивается в конфликтах со взрослыми)
• Потребность в любви( аффилиация), признание
• Потребность в успехе( учеба, спорт,научн. или творческая деятельность)
• Потребность в самореализации (стремление быть полноправным членом общества, иметь права взрослых)
2) Мотивационная сфера
Подростковые увлечения(интересы) :
А)Интеллектуально-эстетические увлечения . Увлечение каким-то предметом , углубленное изучение его, увлечение театром.
Б) эгоцентрические увлечения. Увлечение чем-то модным , необычным, главная цель- произвести впечатление ( Готы, изучение редкого иностранного языка)
В) Телесно-мануальные увлечения. Увлечение спортом, танцами, домашним хозяйством , техникой.
Г)Накопительские увлечения . Коллекционирование чего-нибудь или накопление денег.
Д) Информационно – коммуникативное увлечение
Центр. личностным новообразованием подростка является формирования «Я концепции», т.е устойчивого целостного представления о самом себе.
|
83. Психическое развитие подростка. Основные психические новообразования.
Возраст длится от 9-10 до 15 лет. Началом возраста считают начало интенсивного полового созревания , а концом возраста – конец интенсивного полового созревания. Ведущая линия развития – Личность. Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Основные психические новообразования:
1. Чувство взрослости(появление вторичных половых признаков)
2. Стремление к взрослости( поступки, внешнея проявление взрослых)
3. Формирования “я концепции”
4. Основы теоритического мышления
Возраст начинается кризисной ситуацией при переходе из начальной школы в среднее звено. Кризис приходит на середину возраста – 13 лет
|
82. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
Развитие личности целиком определяется ведущей учебной деятельностью. Формируются личности успевающих и неуспевающих, имеют значительное различие. У успевающих учеников формируется мотивация к достижению успеха. Такая мотивация может перейти в мотивацию престижа. В результате возможны нарушения отношений со сверстниками . У неуспевающих формируется мотивация избегания неудачи. Если эта мотивация продолжает развиваться она может перейти в компенсаторную мотивацию( стремление найти успех во внеучебной деятельности) У успевающих складывается завышенная самооценка, при чем она распространяется не только на учебу, но и на будущее.
|
81. Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте.
1)мышление ;явл. Доминирующей познавательной функцией в этом возрасте(сама развывается быстро и влияет на развитие др.) Основным остается наглядно-образное мышление . В норме к концу возраста должно сформироваться вербально-логическое мышление. Интенсивно формируются основные мыслительные операции(анализ, синтез,сравнение,обстрагирование,общение и тд)
2)восприятие; недостаточно дифференцированно из-за этого дети могут путать близкие по написанию буквы и цифры; из-за этого же возникли нарушения в микро и макропространстве. Формируются произвольные перцептивные действия : наблюдать,сравнивать,находить сходства и различия
3) память ; развивается в двух направлениях:
• Большой произвольности
• Большей осмысленности
Логические способы запоминания в норме должны сформироваться в конце предыдущего возраста(дошкольники)но если взрослые специально не учили этим способам(логич.запоминания),то дети будут запоминать механически, т.е. зубрить.
4)Внимание ; в значительной степени остается непроизвольным. Объем внимания – 4-5 единиц.
Устойчивость внимания 10-15 минут Плохо развито распределение и переключение.
|
|
|
|