Навигация по странице:
|
организация торговых помещений. 1. Принципы и этапы проектирования торгового зала
1. Принципы и этапы проектирования торгового зала. Технологическая планировка и распределение площадей магазина являются частью стратегии управления и создают среду функционирования торгового предприятия. Планировка должна быть связана с общим образом магазина и способствовать созданию индивидуальности, обеспечивать равновесие между удобством пребывания покупателя в магазине, совершением покупок и стремлением предложить как можно больше товара.
Важным условием рациональной планировки является правильное установление ширины проходов для покупателей на различных участках торгового зала. Проходы для движения покупателей подразделяются на основные и второстепенные. Основные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков. Ширина проходов зависит от характера размещения оборудования и размеров торговых залов, и при ее определении в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока. Для создания комфортных условий перемещения необходимо от 4 до 10 кв. м. площади торгового зала на покупателя.
При размещении оборудования в торговом зале необходимо обеспечить рациональную направленность покупательских потоков. Для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки. Следовательно, эту направленность необходимо использовать, чтобы был обеспечен хороший обзор торгового зала, и потоки покупателей по возможности не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым маршрутам, необходимо предоставить определенную свободу.
В магазинах самообслуживания рациональная направленность покупательского потока в значительной степени достигается правильным размещением входа и выхода. В одноэтажных магазинах наиболее эффективной является совмещенная система входа и выхода. При фронте торгового зала свыше 50 м целесообразно применять две совмещенные системы входа и выхода.
В целом планировка магазина определяет размещение различных групп товаров, входящих в общий ассортимент, схему выкладки товаров, иными словами, взаимное пространственное размещение товарных отделов и секций. Необходимость планировки вытекает из экономических, эстетических и коммерческих соображений. Потребителям свойственно стремление к некоторой упорядоченности; планировка обеспечивает эту упорядоченность. Выкладка товаров приобретает опрятный вид. Планировка способствует более эффективной торговле. Разделение на отделы, упорядоченная выкладка товаров облегчают деятельность персонала, облегчают закупку товаров.
Планировка любого розничного магазина в первую очередь формирует пути, траектории движения людей и товаров. Особое внимание, например, должно быть уделено привлечению покупателей на верхние этажи в любом многоэтажном торговом объекте. Важно правильно определить место расположения вертикальных коммуникаций и выбрать их вид и обеспечить эффективное распределение товарных групп по этажам. Самый простой малоэффективный вариант – лестница. Лучше «поднимает» спиральная лестница, так как ходить по ней уже интереснее, в этом есть некий игровой момент. Еще удобнее подняться на лифте, но к лифту выстраивается очередь, и его надо ждать. Эскалатор готов везти в любой момент, а на траволаторе вообще можно ехать с тележкой. Места переходов на другие этажи покупатели не должны искать, они должны встречаться, сталкиваться с ними.
В торговом зале магазина, расположенного в нескольких уровнях, лестница должна проходить внутри зала, чтобы магазин не разделялся на два отдельных этажа, а представлял собой единое торговое пространство. Один из вариантов организации потока в двухэтажном магазине – «пространственная петля», принудительный подъем покупателей на 2-й этаж, откуда начинается осмотр экспозиции, и выйти покупатели могут только через кассы 1-го этажа.
Принципы организации технологической планировки магазина:
Ø Обеспечение в торговом зале гибкого и свободного передвижения людей, товаров и оборудования.
Ø Направление покупательского потока против часовой стрелки в основном за счет соответствующей расстановки оборудования.
Ø Создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания.
Ø Создание привлекательного интерьера магазина за счет использования соответствующей мебели и торгового оборудования, инвентаря, подбор цветового решения, светового освещения.
Этапы проектирования торгового зала:
Ø определение размеров торгового зала;
Ø расположение входа-выхода в торговый зал;
Ø расстановка оборудования в торговом зале и расположение узла расчета;
Ø расположение проходов;
Ø определение места для дополнительного обслуживания;
Ø размещение ассортимента в торговом зале, зонирование площади.
Основное внимание должно уделяться таким вопросам, как оптимальное размещение ассортимента товаров и планирование потока покупателей. При этом необходимо учитывать психологический фактор при выборе покупки, а также воздействие рекламы, фасовки и упаковки товаров.
Одной из важнейших задач планировки розничного магазина является обеспечение такого взаимного размещения различных товаров, когда реализация товаров импульсивного спроса будет максимальной. Необходимо также полностью использовать каждый квадратный метр торговой площади, торговая площадь должна быть продуманно связана со вспомогательными, подсобными помещениями.
2. Организация расчетного узла. Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.
Планировка узла расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход – выход». Помимо кассовых кабин, для устройства узлов расчета используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.
Расстановка кассовых кабин. Важной деталью организации рабочих мест кассиров является положение кассира внутри кассового бокса. Дело в том, что скорость обслуживания покупателей может быть значительно увеличена за счет оптимального расположения и посадки кассира. Когда кассир большую часть времени сидит боком к покупателю, он постоянно вынужден совершать лишние движения. Проведенные одной из исследовательских лабораторий США измерения показывают: при боковой посадке кассира из нескольких типичных движений, которые он совершает при обслуживании покупателя, наибольшее время затрачивается на поворот на 45 градусов (сканирование товара, контроль действий на мониторе или работа с клавиатурой, перекладывание товара в накопитель). При фронтальной посадке кассира (лицом к покупателю) количество лишних движений значительно сокращается, на 10-20% экономя время, требуемое на обслуживание покупателей. Вышесказанное особенно важно для магазинов, не работающих в круглосуточном режиме (или сокращающих на ночной период число работающих в зале кассиров). В последние минуты перед закрытием магазина особенно велик риск потери покупателей. Выбор покупки в этот период осуществляется быстро — покупатель уже точно знает, что он хочет приобрести. И именно в этот момент экономия времени, достигаемая за счет оптимальной организации места кассира, может иметь решающее значение.
В качестве рекомендации для супермаркетов с неравномерным потоком покупателей и большим ассортиментом товаров можно посоветовать приобрести кассовые боксы с фронтальной посадкой кассира, длинным транспортером (до 60% длины самого бокса) и большим накопителем, оборудованным разделителем покупок. Такой кассовый бокс позволяет одновременно обслуживать нескольких посетителей: один забирает покупки из накопителя; второй рассчитывается с кассиром, в то время, как его покупки скапливаются во второй части накопителя; третий (и далее в зависимости от длины транспортера) выкладывает покупки на транспортер.
Ошибки в расчетах при выборе оборудования приводят к многократному увеличению затрат в будущем. Растущие очереди к кассам свидетельствуют о недооценке потенциала розничной точки. Положение можно исправить двумя путями, но оба повлекут за собой дополнительные расходы. Первым из них является установка дополнительных кассовых боксов, и главная возникающая при этом трудность — отсутствие свободного места. Второй путь представляет собой замену старых боксов новыми. В обоих случаях неизбежна перепланировка магазина, что чревато значительными финансовыми затратами, но во втором случае к списку убытков добавляются старые кассовые боксы, на приобретение которых уже была потрачена некоторая сумма. Не стоит также забывать и о дополнительных расходах по привлечению покупателей в магазин (реклама, дисконтные карты, дегустации, розыгрыши), которые окажутся напрасными, если магазин не будет справляться с растущим потоком посетителей.
Площадь всей зоны узла расчёта магазина включает площадь, занятую кабинами кассиров–контролёров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчётных операций.
Очень важно правильно определить потенциал магазина и выбрать именно ту модель кассового бокса, параметры которой обеспечат качественное обслуживание даже возросшего числа покупателей. При этом недостаточно просто установить некоторое количество кассовых боксов — их избыток приведет к простаиванию рабочих мест в период недостаточной загруженности магазина, что будет являться напрасной тратой финансовых средств. С другой стороны, недостаточное количество рабочих мест кассира создаст очереди в зоне расчетов, что может отпугнуть покупателей. Ускорить процесс расчета и снизить вероятность образования больших очередей поможет правильный выбор модели с учетом формата и площади магазина, корректно рассчитанное количество кассовых мест и оптимальная организация рабочего места кассира внутри кассового бокса.
Кассовые боксы могут быть одинарные и сдвоенные. При определенной ширине зоны расчетов в ней можно разместить не менее 5 одинарных кассовых боксов — т.е. создать рабочие места для 5 кассиров. При установке же двойных кассовых боксов количество рабочих мест увеличивается почти вдвое (8 рабочих мест).
3.Информация для покупателей в торговом зале. В торговом зале покупателю в доступной форме должна быть предоставлена след. информация:
текст Закона РФ «О защите прав потребителей»;
-
установленные нормативными правовыми актами правила продажи отдельных видов товаров, правила продажи алкогольной продукции, если она реализуется;
копии лицензий на соответствующие виды деятельности;
копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта санитарным требованиям с приложением ассортиментного перечня;
информация о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;
адреса и телефоны органов по защите прав потребителей;
телефоны органов ГУВД, ГО и ЧС, ФСБ.
Письмо Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9
"О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и
Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети"
VII. Информация покупателей
43. В предприятиях рекомендуется следующая информация для покупателей:
указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
фамилия и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках;
перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
выписка из правил розничной торговли отдельными товарами;
порядок обмена товаров. В предприятиях, торгующих мясом, - схема разруба мяса по сортам;
телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия.
44. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией:
1. Свидительство о внесении в ЕГРИП ИП
2. Закон о защите прав потребителей
3. Выписку из Правила продажи отдельных видов товаров
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55)
4.Телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой ИП
5. Книга жалоб и предложение.
6. Свидетельство о включении в базу данных администрации района предприятий стационарной торговли.
Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55
"Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации"
(с изменениями от 20 октября 1998 г., 2 октября 1999 г., 6 февраля 2002 г., 12 июля 2003 г., 1 февраля 2005 г.)
8. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
9. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
10. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.
При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.
12. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
1. сертификат или декларация о соответствии;
2. копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
3. товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
4. Порядок осуществления контроля за деятельностью торговых предприятий. До 2005 г. основной государственной службой контроля за соблюдением торговыми предприятиями правил торговли, порядка применения цен, качества товаров и т. д. являлась Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Госторгинспекция). С 2005 г. ряд государственных организаций, осуществляющих надзор за обеспечением безопасности товаров, работ и услуг и окружающей среды (Санэпидемнадзор, Госторгинспекция, отделы по защите прав потребителей) объединились в Территориальное управление (ТУ) Федеральной службы по надзоры в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сокращенно - Роспотребнадзор).
В качестве представителей Роспотребнадзора на территории субъектов Российской Федерации действуют его территориальные органы. В обязанности территориальных органов Роспотребнадзора входит выполнение следующих основных функций:
- проведение проверок соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, по согласованию с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, качества продукции непосредственно у изготовителя;
- осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением порядка применения цен на предприятиях торговли и общественного питания, а также отдельными гражданами (физическими лицами), осуществляющими аналогичную деятельность;
- контроль за пользованием весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием, сроками их проверки и аттестации.
Роспотребнадзор:
- принимает необходимые меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивая при этом широкую гласность результатов проверок;
- приостанавливает реализацию товаров (и оказываемые при этом услуги), если они не соответствуют обязательным требованиям определенных стандартов по качеству, представляют опасность или вредны для жизни, здоровья или имущества граждан;
- координирует свою деятельность, с органами местной государственной власти и управления, общественными организациями потребителей в вопросах защиты прав и интересов граждан;
- в соответствии с действующим законодательством рассматривает письма, обращения, заявления, жалобы граждан (потребителей) на качество товаров, нарушения, допущенные в работе торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, и принимает по результатам проверок соответствующие решения, обязательные для исполнения их продавцом, изготовителем. Если нарушитель не согласен с принятыми решениями или потребитель, имеющий претензии, не удовлетворен принятыми мерами, они вправе обратиться в судебные органы, арбитражный суд в установленном порядке. При этом действие решения органов Роспотребнадзора не приостанавливается до принятия решения судебным органом.
Роспотребнадзор наделен соответствующими правами:
- осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
- производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
- осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного действующего стандарта или другого нормативного документа;
- давать заключение по просьбе продавца или потребителя о качестве сертифицированных товаров, если они вызывают сомнения в соответствии стандарту;
- получать от министерств, ведомств, предприятий, научно - исследовательских институтов и лабораторий, граждан необходимую документацию, которая характеризует качество продукции, данные о производителе и поставщике товаров, а также другие документы и материалы, необходимые для успешного выполнения функций, возложенных на органы Роспотребнадзора;
- составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом или изготовителем продукции предписания.
Все проверяемые органами Роспотребнадзора продавцы или изготовители товаров обязаны давать объяснения по результатам проведенных проверок, а также принимать необходимые меры по устранению выявленных при этом нарушений и сообщать о них в установленные сроки соответствующим управлениям Роспотребнадзора.
Контроль за соблюдением организациями розничной торговли законодательства Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Каждый из органов имеет свои полномочия.
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). осуществляет контроль за соблюдением правил торговли, за порядком применения цен на товары и услуги, проводит проверки качества товаров, приостанавливает реализацию товаров, не соответствующих требованиям стандартов.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Осуществляет надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, а также надзор на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Территориальные управления Роспотребнадзора ведут контроль за выполнением санитарных правил при строительстве и эксплуатации зданий и помещений предприятий торговли, проводят санитарно-эпидемиогические экспертизы товаров.
Федер-ное агентство по тех-му регул-нию и метрологии (Ростехрегулирование) осуществляет контроль за соблюдением требований гос. стандартов и правил обязательной сертификации.
Госуд-ная противопожарная служба. Проводит надзор за соблюдением требований пожарной безопасности. Представители службы проводят обследования территорий, зданий, помещений с целью контроля за соблюдением правил пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Также контроль за деятельностью предприятий торговли осуществляют органы Федеральной налоговой службы (ФНС России), Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), Федеральной таможенной службы (ФТС России), Министерства внутренних дел (МВД) и некоторые другие организации.
Работники контролирующих органов проводят проверки по предъявлении надлежаще оформленных удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятия. Допуск проверяющих лиц за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде. В предприятии розничной торговли ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки.
|
|
|