Навигация по странице:
|
КСО. Лекции. 1. сущность корпоративной социальной ответственности бизнеса Понятие, значение корпоративной социальной ответственности, эволюция представлений Важными составляющими управления современным бизнесом являются формирование
Третьякова Е.П.
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Курс лекций
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
1.1. Понятие, значение корпоративной социальной ответственности, эволюция представлений
Важными составляющими управления современным бизнесом являются формирование корпоративного имиджа, деловой репутации, социальной ответственности. Это подтверждают события последних лет, в том числе отказ потребителей приобретать продукцию социально безответственных компаний, банкротство крупнейших корпораций, таких как Enron and World Com, несостоявшиеся сделки по слияниям из-за низкого уровня доверия.
Корпоративный имидж – это общее представление, которое складывается у человека об организации. Деловая репутация – это ценностные характеристики, вызываемые сложившимся корпоративным имиджем. Такими характеристиками считают честность, ответственность, порядочность и т.д.
В последнее время усилилась зависимость деловой репутации от отношений к компании не только покупателей, партнеров и клиентов, но и общества в целом. В докладе «Возвращение репутации», подготовленном консалтинговой компании Hill and Knowlton, отмечено, что 90% опрошенных биржевых аналитиков отметили, что компанию, которая не следит за своей репутацией, неизбежно ждет финансовый крах. Деловая репутация нужна, прежде всего, для привлечения серьезных партнеров и инвестиций.
Согласно данным консалтинговой компании «Эрнс и Янг», от 30 до 50 % успеха компании зависит от ее деловой репутации. В рыночной стоимости компаний стоимость репутации составляет в среднем 20 - 25 %, достигая иногда 85 %.
По мнению западных экспертов, российские компании ежегодно теряют свыше 10 млрд. долларов прямых инвестиций по причине невысокой деловой репутации. И это при том, что стоимость активов российских компаний существенно занижена. По оценке некоторых экспертов, российские активы стоят дешевле западных примерно в сорок раз.
В России комплекс мероприятий по улучшению деловой репутации ориентирован, в первую очередь, на западных инвесторов по следующим причинам:
– емкость инвестиционного рынка в России ограничена;
– финансовые структуры неохотно кредитуют крупные инвестиционные проекты в промышленности;
– получение кредитов зависит от уровня неформальных отношений между владельцами или топ-менеджерами компании и банка.
Потенциальных инвесторов интересует, прежде всего, три основных момента:
– открытость компании, что с инвестиционной точки зрения означает прозрачность финансов и корпоративной стратегии;
– репутация компании на рынке и в обществе;
– и только третий: финансовые показатели компании.
Большинство российских компаний не соответствует этим критериям. По результатам исследования компании Standard and Poors, проведенном в 2004 году, объем информации 50 крупных российских компаний, опубликованной на web-сайтах, составляет 50% от общего объема информации, востребованной международными инвесторами, законодательно предусмотренная отчетность содержала 38 % требуемой информации, годовые отчеты – 34 %.
В настоящее время деловая репутация рассматривается как стратегическое преимущество компании. Чтобы использовать его полностью компания должна формировать деловую репутацию, которая повышает ценность компании в глазах сотрудников, партнеров и местного сообщества.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса – это концепция, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической, экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
В процессе эволюции сформировались три основных концепции корпоративной социальной ответственности.
Первая концепция (концепция корпоративного эгоизма) была представлена Нобелевским лауреатом по экономике Милтоном Фридманом в 1971 году. Она гласит, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров. Фридмен отмечал, что борьба с бедностью – это функция государства, а не частного бизнеса.
Вторая концепция (концепция корпоративного альтруизма) представлена в это же время Комитетом по экономическому развитию США. Она гласит, что бизнес должен заботиться не только о росте прибыли. Компании, как открытые системы, не могут самоустраняться от социальных проблем, потому что участвуют в лоббировании законов, спонсируют партии и общественные движения. Поэтому они должны делать вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества в целом, сохранение окружающей среды.
Третья концепция (концепция разумного эгоизма). Она гласит, что затраты на социальные и благотворительные программы сокращают текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение, а, следовательно, устойчивые прибыли, прежде всего за счет узаконенного снижения налогооблагаемой базы компании.
Четвертая концепция (интегрированная концепция), согласно которой благотворительную и социальную активность компаний следует концентрировать в определенной области, непосредственно связанной с основным направлением деятельности компании. Главное достоинство этой концепции – смягчение противоречий между интересами компании и общества.
Пятая концепция (нормативно-инструментальная), согласно которой корпоративная социальная ответственность выступает средством диалога с внешним окружением фирмы, позволяющим управлять риском появления неожиданных для нее нормативных требований. Компания, которая эффективно коммуницирует с социальным окружением, производит своеобразные инвестиции в свои нематериальные активы и таким образом, обеспечивает гарантии против «моральной агрессии» со стороны среды. Получается, что этические инвестиции одновременно инструментальны и нормативны. Инструментальность в том, что этические инвестиции являются средством коммуникаций. Нормативность состоит в моральных обязательствах, которые берет на себя каждая из сторон взаимодействия, стандартах взаимодействия сторон.
Корпоративная социальная ответственность является многоуровневой структурой (пирамида КСО А. Керолла) (рис. 1).
Рис.1. Модель пирамиды корпоративной социальной ответственности (пирамида КСО А. Керолла)
В основании лежит экономическая ответственность, которая определяется базовой функцией компании, как производителя товаров и услуг.
Правовая ответственность означает необходимость законопослушности бизнеса, соответствие его деятельности правовым нормам.
Экологическая ответственность означает необходимость бережного отношения к окружающей природной среде, соблюдение экологических нормативов и стандартов, использование природных ресурсов в сочетании с деятельностью по их воспроизводству.
Филантропическая ответственность означает поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.
Этическая ответственность означает соответствие деловой практики нормам морали.
Каждая следующая ступень пирамиды реализуется при условии выполнения предыдущей.
Компания, использующая концепцию корпоративной социальной ответственности, должна выполнять следующие роли:
– работодатель, который создает привлекательные рабочие места и платит «белую» зарплату;
– производитель качественной продукции и услуг;
– налогоплательщик, который платит все налоги, согласно законам;
– заемщик капитала, который своевременно погашает кредиты и выходит на международные фондовые рынки;
– бизнес-партнер, который демонстрирует добросовестную деловую практику в отношениях с партнерами;
– корпоративный гражданин, который предотвращает негативные последствия своей деятельности, облагораживает территорию, поддерживает социальное благополучие;
– член общественных организаций, который вносит вклад в формирование гражданского общества.
Выделяют три основных компонента корпоративной социальной ответственности по направленности действий (формы):
Социальное обязательство – это обязательство субъекта бизнеса выполнять свои экономические и юридические обязанности перед обществом.
Социальное реагирование – это способность фирмы адаптироваться к меняющимся общественным условиям. Примеры социального реагирования: программы повышения уровня грамотности населения, повышение благосостояния населения близлежащих районов (безвозмездная передача продуктов питания голодающим людям).
Собственно социальная ответственность – это обязательство фирмы преследовать долгосрочные общественно полезные цели, принятое ею на себя сверх требуемого от нее законодательством и экономическими условиями.
Таким образом, согласно концепции социальной ответственности, экономическая эффективность производства не может быть самоцелью бизнеса и должна способствовать гармоничному развитию общества в целом.
Факторы, воздействующие на укрепление взаимосвязи частного бизнеса и общества:
– глобализация, то есть действия транснациональных корпораций, которые демонстрируют другим участникам рынка социально ответственное поведение;
– конкуренция, то есть социально ответственное поведение становится фактором конкурентоспособности компании;
– обеспокоенность потребителей методами ведения бизнеса;
– рост доли среднего класса;
– государственная политика.
1.2. Теоретическая основа концепции корпоративной социальной ответственности
В процессе формирования менеджмента как науки сформировалось 4 модели (образа) организации:
– организация как механизм, иначе комбинация взаимосвязанных факторов производства;
– организация как коллектив работников;
– организация как сложная иерархическая система открытого типа;
– организация как общественная структура, в деятельности которой заинтересованы акционеры, партнеры, работники и общество в целом. Именно эта модель соответствует концепции корпоративной социальной ответственности.
Теоретическую основу КСО составляет концепция заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Согласно этой концепции, основная цель бизнеса – удовлетворение интересов всех заинтересованных групп.
Скорректировать табл., используя сбор. «Современные корпоративные стратегии и технологии в России» вып. 6, часть 1, Москва, 2011. Таблица 1
Стейкхолдеры и их интересы
Группы стейкхолдеров
|
Интересы стейкхолдеров
|
Государство
|
Уплата налогов, обеспечение безопасности и обороноспособности страны, реализация социальных программ, регулирование деятельности естественных монополий, стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей, привлечение инвестиций, осуществление институциональных преобразований в экономике
|
Местные органы власти
|
Обеспечение устойчивости компаний, способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы
|
Общественность
|
Поддержание определенного уровня жизни и здоровья, ограниченность выбросов в окружающую среду, эффективность использования энергии
|
Собственники капитала
|
Сохранение компании, возрастание капитала, получение дивидендов в настоящем и будущем, возможность участия в принятии решений
|
Партнеры компании (покупатели, постав-щики, посредники)
|
Устойчивость, надежность, платежеспособность компании, благоприятные условия взаимодействия
|
Менеджеры
|
Устойчивость компании и положения в ней, высокий доход, власть, карьера
|
Наемные работники
|
Устойчивость компании, сохранение рабочих мест, достойная заработная плата, хорошие условия труда, социальные услуги, самореализация
|
Потребители
|
Приемлемые цены, качество, объективная информация о товарах и услугах
|
Список стейкхолдеров может расширяться в зависимости от специфики компании.
Оценка эффективности компании проводится по трем направлениям: по увязке интересов всех стейкхолдеров, по соответствию социальной политики руководства социальным ценностям общества, по финансовому состоянию.
Согласно концепции заинтересованных сторон, основным преимуществом социально ответственного поведения бизнеса является повышение конкурентоспособности и лояльности потребителей за счет:
– преодоления враждебного отношения к бизнесу в обществе;
– улучшения взаимопонимания бизнеса и местного сообщества;
– укрепления взаимоотношений внутри компании и, как следствие повышения эффективности ее деятельности;
– улучшения имиджа и деловой репутации компании;
– улучшения финансового состояния;
– снижения эксплуатационных расходов;
– повышения объема продаж;
– привлечения и сохранения клиентов;
– роста производительности труда и качества работы сотрудников;
– новых возможностей для привлечения и сохранения персонала;
– расширения доступа к капиталу.
ТЕМА 2. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
По составу компонентов различают американскую и европейскую модели корпоративной социальной ответственности (табл. 2). Британская модель занимает между ними промежуточное положение.
Таблица 2
Компоненты американской и европейской моделей корпоративной социальной ответственности
Компоненты
|
Американская модель
|
Европейская модель
|
Экономическая ответственность
|
Соответствие передовым принципам корпоративного управления, достойное вознаграждение, защита потребителя
|
Законодательно установленные рамки поведения по ключевым вопросам: продолжительность рабочей недели, МРОТ, регули-рование сверхурочной работы, правила производства и тести-рования медицинских препаратов
|
Юридическая ответственность
|
Невысокий уровень законода-тельно закрепленных правил поведения компаний
|
Глубоко проработанное законо-дательство о правилах поведения бизнеса
|
Этическая ответственность
|
Направленность на получение поддержки местного сооб-щества
|
Высокие налоги и высокий уро-вень государственной социаль-ной защиты
|
Благотворительность
|
Спонсирование искусства, культуры, университетского образования
|
Высокое налоговое бремя пере-носит ответственность за финан-сирование культуры и образова-ния на государство
|
|
|
|