Навигация по странице:
|
КСО. Лекции. 1. сущность корпоративной социальной ответственности бизнеса Понятие, значение корпоративной социальной ответственности, эволюция представлений Важными составляющими управления современным бизнесом являются формирование
ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В КОРПОРАЦИЯХ
Как указано выше, любой компании требуется баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Он достигается в инвестиционной сфере, где субъектами выступают бизнес, государство и общество.
Инвестиционной деятельностью называют долгосрочные вложения средств и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта.
Исходя из определения, можно выделить
- предпринимательские инвестиции, целью которых является получение дохода;
- непредпринимательские (социальные) инвестиции, которые носят безвозмездный характер.
Объектами социального инвестирования являются объекты здравоохранения, охраны окружающей среды, техника безопасности, санитарно-гигиенические условия работы.
Источники финансирования социальных инвестиций:
- частные, в этом случае государство выступает кредитором, обеспечивающим граждан долгосрочными кредитами целевого назначения с последующим погашением за счет личных доходов;
- государственные;
- смешанные.
В развитых странах возрастает доля корпоративных структур в финансировании социальных проектов, растет многообразие и сложность объектов социального инвестирования. Социальные инвестиции корпораций имеют двойственную природу, поскольку удовлетворяют потребности бизнеса и общества.
Классификация корпоративных социальных инвестиций
1. По целям:
- социальные инвестиции для обеспечения социальной безопасности и стабильности общества;
- реновационные социальные инвестиции, реализуемые для поддержания существующего уровня производства и предоставления социальных товаров и услуг;
- автономные, осуществляемые для повышения эффективности производства и предоставления социальных услуг;
- экстенсивные социальные инвестиции, осуществляемые для распространения существующих социальных технологий и удовлетворения социальных потребностей;
- инновационные социальные технологии, осуществляемые для приобретения и внедрения новых или принципиально новых социальных технологий, продуктов, услуг.
2. По типу инвестирования:
- непосредственно социальные инвестиции, то есть вложения в социальную среду, социально-экономическую, экологическую безопасность;
- опосредованные, то есть социальная составляющая производственных инвестиций. Например, инвестирование средств в детское дошкольное учреждение решает задачу занятости женщин, экономит средства компании на выплату пособий по уходу за ребенком, когда услугами этого учреждения пользуются женщины, работающие в этой компании. Финансовый доход компания получает за счет введения платы за пользование услугами учреждения.
3. По объекту инвестирования:
- инвестиции в объекты социальной среды. Социальной средой называют совокупность материальных, общественных, духовно-нравственных условий, в которых происходит жизнедеятельность населения.
- производственные инвестиции социальной направленности;
- инвестиции в ноосферу и креатосферу;
- инвестиции в человеческий капитал.
4. По уровням влияния реализации инвестиционного проекта:
- инвестиции макроуровня;
- инвестиции регионального уровня;
- инвестиции уровня компании;
- инвестиции на уровне домашних хозяйств.
5. По экономическому влиянию:
- инвестиции, обеспечивающие увеличение совокупных доходов компании;
- инвестиции, обеспечивающие снижение совокупных расходов компании.
6. По ожидаемому результату:
- инвестиции с прямым социальным эффектом, который проявляется через определенный период времени;
- инвестиции с рассеянным социальным эффектом, когда эффект невозможно определить непосредственно после окончания проекта, но он проявляется в будущем;
- инвестиции с косвенным социальным эффектом, которые вызывают мультипликативные изменения в социальной среде;
- инвестиции с опосредованным социальным эффектом, которые сначала вызывают изменения в другой сфере и только потом возвращаются в инвестируемую сферу.
ТЕМА 5. МЕХАНИЗМ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
5.1. Сущность и составляющие механизма КСО
Механизм – это устройство для передачи движения, система, определяющая порядок какого-нибудь вида деятельности.
Составляющие механизма КСО: функции, органы, методы, инструменты, процедуры.
Основная функция КСО – защита интересов общества, согласование интересов бизнеса, государства и общества.
Органы механизма КСО:
– организации, проводящие сертификацию компаний на соответствие международным стандартам ISO;
– деловые ассоциации, распространяющие инструменты КСО;
– органы общественного экологического контроля и экологической экспертизы;
– государственные органы, занимающиеся разработкой мер регулирования, вовлечения, поощрения бизнеса, разработкой партнерств с бизнесом;
– общественные советы по развитию территорий, экологии при главах регионов, муниципальных образований;
– независимые негосударственные некоммерческие организации, занятые деятельностью по соблюдению прав человека, защите прав потребителей, защите окружающей среды;
– социальные сети по КСО, форумы как площадки для обсуждения интересов государства, бизнеса, общества (особенно развиты в Западной Европе);
– внесудебные органы по рассмотрению конфликтов между потребителями и компаниями.
На поведение компании влияют внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы, связанные с решениями в области КСО:
– структура собственности. Замечено, чем выше уровень концентрации собственности, тем выше активность в сфере КСО;
– внутренняя система корпоративного управления. В советах директоров некоторых компаний действуют комитеты по КСО и этике, которые контролируют и направляют действия менеджмента в вопросах КСО;
– корпоративная стратегия и культура.
Внешние факторы, влияющие на КСО компаний:
1. Государство в лице законодательной и исполнительной власти;
2. Общество в лице некоммерческих организаций;
3. Финансовый рынок, финансовые учреждения, инвесторы;
4. Товарный рынок;
5. Рынок труда;
6. Деловое сообщество (ассоциации бизнеса, саморегулируемые организации);
7. Консалтинговые компании;
8. Образовательные учреждения;
9. Медиа-сообщество;
10. Религиозные конфессии (церковь).
Рассмотрим механизм КСО как механизм менеджмента с точки зрения его составляющих.
Таблица
Механизм КСО
№№
|
Методы
|
Инструменты
|
Процедуры
|
1
|
Методы нормативного регулирования деятельности компаний
|
Законы, Кодексы, стандарты
|
Лоббирование общественных интересов в рамках политического процесса, разработка и принятие Кодексов, стандартов
|
2
|
Методы взаимодействия с местными сообществами, органами государственной власти
|
Согласование интересов со стейкхолдерами: встречи, форумы, круглые столы.
Участие в жизни местных сообществ: благотворительность, социальные инвестиции
|
Обсуждение стратегии в сфере КСО.
Софинансирование с местной властью соци-ально-значимых проектов, выделение грантов.
Встречи со стейкхолдерами в рамках процеду-ры подготовки нефинансовой отчетности.
Подписание соглашений о социально-эконо-мическом партнерстве с органами власти
|
3
|
Методы информирования
|
Нефинансовые отчеты, корпоративные сайты, публикации в СМИ
|
Подготовка нефинансовых отчетов, распро-странение компаниями значимой информации через корпоративные сайты, СМИ и т.п.
|
4
|
Методы оценки компаний, общественных ожиданий и общественной обеспокоенности
|
Оценка компаниями систем менеджмента на соответствие стандартам ISO, оценка и сертификация товаров;
Этические принципы отношений к работникам, опросы общественного мнения, встречи со стейкхолдерами,
Оценка обеспокоенности: забастовок работников, митингов, демонстраций
|
Сертификация систем менеджмента на соот-ветствие ISO, сертификация и маркировка товаров;
Процедуры опроса общественного мнения, интервью, реагирование на проявление несо-гласия с действиями компаний
|
5
|
Методы сравнения компаний
|
Составление рейтингов социально ответст-венных компаний,
Индексы ответственных компаний;
Выбор лучшей компании года
|
Отбор, сравнение компаний по определенным критериям
|
6
|
Методы контроля со стороны общества и рынка (финансового, товарного, рынка труда)
|
Адвокатирование акционерами, участие в работе собрания акционеров,
Аудит корпоративной ответственности;
Общественный экологический контроль
|
Участие акционеров в ежегодном собрании акционеров;
Участие представителей общественности в социальном и экологическом аудите, общест-венных слушаниях в рамках процедуры оцен-ки воздействия инвестиционных проектов на окружающую среду;
Участие представителей общественности в проведении государственной экологической экспертизы
|
7
|
Методы поощрения со стороны потребителей, инвесторов, деловых партнеров, государства
|
Со стороны потребителей: покупка товаров этическими потребителями;
Со стороны инвесторов: покупка акций этическими фондами; пенсионными фондами;
Со стороны деловых партнеров и кредиторов: льготное кредитование, лучшие условия поставок;
Со стороны государства: госконтракты, налоговые и неналоговые льготы, моральное поощрение
|
Включение в тендеры на госконтракты требо-ваний на наличие отчетов в области КСО;
Принятие поправок к законам по поводу льгот
|
8
|
Методы популяризации норм ответственности поведения в обществе
|
Обучение;
Консалтинг;
Пропаганда через СМИ, культуру, искусство;
Разъяснение и убеждение
|
Обучение в рамках курсов по предпринима-тельской этике, КСО, устойчивому развитию;
Консультирование компаний по вопросам менеджмента, КСО, экоменеджмента;
Формирование образа ответственного гражда-нина и предпринимателя в СМИ.
|
Законодательство включает корпоративное и трудовое право, Налоговый Кодекс, законы о несостоятельности и банкротстве. Кроме того, качество правоприменения. Стабильная правовая система, которая защищает собственность, способствует привлечению инвесторов, которым близка социальная ответственность.
Кодексы делятся на профессиональные и организационные. Они не являются обязательными для исполнения, но определяют поведение компаний и работников. Российские примеры: Кодекс чести членов Российской гильдии риелтеров», Кодекс корпоративного поведения.
Стандарты разрабатываются на уровне компании, отрасли, ассоциации, страны, в глобальном масштабе. Они помогают систематизировать и оценивать деятельность компаний в сфере КСО. Различают общепринятые добровольные и специальные отраслевые стандарты, стандарты всемирных организаций. Примеры: Руководство глобальной инициативы в области отчетности, стандарты серии ISO.
Контроль со стороны финансового, товарного рынка и рынка труда основан на конкуренции.
Финансовый рынок. Многие фонды, в том числе пенсионные инвестируют только в социально ответственные компании. Акционеры могут влиять на компанию через адвокатирование, например, размещение в Интернете призыва бойкотировать определенную компанию, участие работников-акционеров в собрании акционеров.
Потребительский рынок. Согласно британской исследовательской организации 70 % британцев при покупке товара или услуги учитывают социальную ответственность компании.
Рынок труда. КСО имеет значение в конкуренции за лучшие кадры.
Методы популяризации норм ответственного поведения: обучение в семье, образовательных заведениях, обучение церковью, в процессе трудовой деятельности, обучение в бизнес-школах (ведущая страна в мире по количеству преподаваемых курсов по КСО – Великобритания), пропаганда через средства массовой информации, деятельность консалтинговых компаний. Во всех религиях помощь нуждающимся и бедным является обязанностью верующих. В некоторых религиях существует норма раздачи нуждающимся и бедным десятой части доходов.
Учитывая важную роль государства, рассмотрим инструменты государственного регулирования (табл. ). В странах с развитой экономикой акцент делается на использовании косвенных инструментов, а в странах с транзитивной (переходной) экономикой – на инструментах принуждения компаний к социально ответственной деятельности.
Транзитивной называют экономику переходного периода, которая характеризуется поиском новых организационно-экономических связей и форм управления.
Государственные органы также должны проявлять социальную ответственность путем:
– использования критерия ответственности бизнеса при размещении госзакупок;
– организации рабочих мест по технологии «Зеленый кабинет»;
– размещения государственных учреждений в зданиях и строительство новых, соответствующих технологии «экологически чистое здание»;
– использование госслужащими во время командировок «Зеленых гостиниц»;
– организации и проведения мероприятий (например, конференций) в соответствии с принципами КСО (трансфер до гостиницы посредством автобуса, а не такси; расположение места проведения конференции в шаговой доступности от гостиницы; предпочтение ноутбукам, которые потребляют энергии на 10 % меньше, чем стационарные компьютеры; использование бумаги из вторичного сырья на обоих оборотах;
– сокращение командировок госслужащих за счет проведения видеоконференций, что позволяет снизить выбросы в атмосферу ввиду не использования транспорта;
– перевод части госслужащих на работу по системе «телеработа», что приводит к сокращению выбросов выхлопного газа в атмосферу, увеличивает свободное время служащих за счет сокращения транспортных затрат.
Факторы, влияющие на выбор инструментов госрегулирования:
– наличие крупного бизнеса;
– организация политической системы страны;
– понимание важности КСО на уровне высшей законодательной и исполнительной власти;
– наличие компетенций у представителей власти компетенций по продвижению социально ответственных бизнес-практик;
– активность населения в сотрудничестве с бизнесом в решении проблем территории.
5.2. Региональный аспект корпоративной социальной ответственности
Политика в отношении местных сообществ, иначе региональная социальная политика, означает взаимодействие компании с населением и органами власти территории, на которой она оперирует. В развитых странах она рассматривается как часть бизнес-стратегии компании, направленная на улучшение взаимоотношений с местными сообществами, улучшение репутации, получение или защита «лицензии на работу», повышение лояльности сотрудников, обеспечение выхода на новые рынки.
Классификация социальной активности в местном сообществе:
1. По уровню воздействия:
– направленность на внешний эффект;
– направленность на решение частной проблемы;
– направленность на структурное решение проблемы.
2. По сфере деятельности:
– в области образования;
– в области социальной среды;
– в области культуры, спорта.
3. По целям:
– репутационная;
– маркетинговая;
– минимизирующая риски;
– защитная.
Формы социальной активности в местном сообществе: напрямую связанные с основной деятельностью компании и основанные на совмещении интересов компании и территорий.
1. Формы, напрямую связанные с основной деятельностью компании:
– внедрение стандартов ответственного поведения (Кодекс корпоративного поведения);
– привлечение местных поставщиков;
– программы развития малого бизнеса;
– социальные предприятия;
– социально ответственный маркетинг;
– привлечение клиентов к социальным проектам;
– продвижение новых технологий;
– подготовка и переподготовка кадров;
– продвижение социально значимых законодательных инициатив на местном уровне, связанных с бизнес-интересами компании;
– государственно-частное партнерство в виде концессий.
2. Формы, основанные на совмещении интересов компании и территории:
– прямые перечисления в бюджет на недофинансированные социальные расходы;
– адресная помощь социально незащищенным слоям населения;
– проектное финансирование (выделение грантов победителям ярмарок проектов, финансирование именных проектов и т.д.);
– конкурсное финансирование или софинансирование с местной властью социальных проектов или программ развития территорий;
– спонсорство или совместное проведение мероприятий;
– участие в разработке комплексных программ социально-экономического развития территорий;
– делегирование сотрудников в муниципалитеты и консультации по разработке предложений по оптимизации работы учреждений социальной сферы;
– обучение служащих муниципалитетов (например, навыкам установления партнерства, механизмам проектной деятельности и т.д.).
Модели взаимодействия бизнеса и власти в России (рис. ).
Субъект инициативы
-
-
-
Город-комбинат
|
Социальное партнерство
|
Добровольно-принудительная благотворительность
|
Торг
|
Демократические ценности
Рис. Модели взаимодействия бизнеса и власти в России
Модель добровольно-принудительной благотворительности подразумевает диктат власти, когда бизнесу отводится роль исполнителя директив власти без экспертизы целесообразности финансируемой деятельности и оценки результатов. Социальная нагрузка в этом случае рассматривается как условие вхождение в рынок, способ преодоления административных барьеров. Это препятствует росту эффективности корпоративных программ.
Модель торг строится по принципу «выгодно одному-невыгодно другому». В этом случае КСО рассматривается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга, а население рассматривается как потенциальные избиратели.
Модель «Город-комбинат» означает подмену бизнесом органов власти
в решении социальных проблем и финансирования социальной инфраструктуры, в том числе системы общего и профессионального образования, здравоохранения, досуга. В долгосрочной перспективе модель неэффективна, поскольку снижает конкурентоспособность компании.
Модель «Социальное партнерство» основана на взаимодействии по принципу «выгодно каждому – выгодно всем». Это модель означает совместное определение приоритетов социальной политики местных сообществ и тех областей, где бизнес может принять активное участие. Это наиболее эффективная модель взаимодействия органов власти, бизнеса и общественных организаций, где органы власти играют функцию координатора социальных вложений и гаранта их эффективного и целевого использования. Эта модель реализуется путем образования советов по социальному партнерству в компаниях и советы по социальному партнерству при органах законодательной и исполнительной власти или в форме соглашений о социально-экономическом сотрудничестве.
В России отсутствует государственная политика в области КСО, поэтому, учитывая российский опыт, ученые предлагают при формировании политики выделять федеральный и региональный уровни. На федеральном уровне должны задаваться приоритеты, а на региональном уровне должна разрабатываться стратегия в области КСО и привлекаться компании к ее осуществлению.
Таблица
Классификация инструментов госрегулирования КСО и проблемы их использования
Наименование
|
Группы инструментов госрегулирования
|
Прямые
|
Косвенные
|
Мотивация
|
Убеждения/информирования
|
Вовлечения
|
Инструменты
|
Законы, нормы, догово-ра, административное принуждение
|
Экономическая: налоги, льготы, преференции, субсидии
Неэкономическая: награ-ды, поощрения
|
Информирование, пропа-ганда
|
Государственно-частное партнерство, инициативы министерств, ведомств всех уровней власти
|
Контроль
|
Контроль на уровне ис-полнения законов, нор-мативных актов, догово-ров
|
Контроль на уровне раз-решения использования и правомочности исполь-зования налогов, льгот ит.д.
|
Опросы топ-менеджеров, представителей власти, потребителей, инвесторов
|
Контроль на уровне ис-полнения добровольных соглашений и обяза-тельств
|
Проблемы реализации
|
Являются инструмен-тами грубой настройки; могут встречать сопро-тивление со стороны бизнеса
|
Существуют проблемы координации
|
Сложность в оценке эффективности, большой временной лаг между пропагандой КСО и изменением существующих в обществе ценностей и норм
|
Инструменты вовлечения зависят от степени развития межсекторного взаимодействия, наличия социального диалога
|
|
|
|