Главная страница
Навигация по странице:

КСО. Лекции. 1. сущность корпоративной социальной ответственности бизнеса Понятие, значение корпоративной социальной ответственности, эволюция представлений Важными составляющими управления современным бизнесом являются формирование


Скачать 402 Kb.
Название 1. сущность корпоративной социальной ответственности бизнеса Понятие, значение корпоративной социальной ответственности, эволюция представлений Важными составляющими управления современным бизнесом являются формирование
Анкор КСО. Лекции.doc
Дата 12.04.2017
Размер 402 Kb.
Формат файла doc
Имя файла КСО. Лекции.doc
Тип Курс лекций
#93
страница 4 из 6
1   2   3   4   5   6
ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В КОРПОРАЦИЯХ

Как указано выше, любой компании требуется баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Он достигается в инвестиционной сфере, где субъектами выступают бизнес, государство и общество.

Инвестиционной деятельностью называют долгосрочные вложения средств и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта.

Исходя из определения, можно выделить

- предпринимательские инвестиции, целью которых является получение дохода;

- непредпринимательские (социальные) инвестиции, которые носят безвозмездный характер.

Объектами социального инвестирования являются объекты здравоохранения, охраны окружающей среды, техника безопасности, санитарно-гигиенические условия работы.

Источники финансирования социальных инвестиций:

- частные, в этом случае государство выступает кредитором, обеспечивающим граждан долгосрочными кредитами целевого назначения с последующим погашением за счет личных доходов;

- государственные;

- смешанные.

В развитых странах возрастает доля корпоративных структур в финансировании социальных проектов, растет многообразие и сложность объектов социального инвестирования. Социальные инвестиции корпораций имеют двойственную природу, поскольку удовлетворяют потребности бизнеса и общества.
Классификация корпоративных социальных инвестиций
1. По целям:

- социальные инвестиции для обеспечения социальной безопасности и стабильности общества;

- реновационные социальные инвестиции, реализуемые для поддержания существующего уровня производства и предоставления социальных товаров и услуг;

- автономные, осуществляемые для повышения эффективности производства и предоставления социальных услуг;

- экстенсивные социальные инвестиции, осуществляемые для распространения существующих социальных технологий и удовлетворения социальных потребностей;

- инновационные социальные технологии, осуществляемые для приобретения и внедрения новых или принципиально новых социальных технологий, продуктов, услуг.

2. По типу инвестирования:

- непосредственно социальные инвестиции, то есть вложения в социальную среду, социально-экономическую, экологическую безопасность;

- опосредованные, то есть социальная составляющая производственных инвестиций. Например, инвестирование средств в детское дошкольное учреждение решает задачу занятости женщин, экономит средства компании на выплату пособий по уходу за ребенком, когда услугами этого учреждения пользуются женщины, работающие в этой компании. Финансовый доход компания получает за счет введения платы за пользование услугами учреждения.

3. По объекту инвестирования:

- инвестиции в объекты социальной среды. Социальной средой называют совокупность материальных, общественных, духовно-нравственных условий, в которых происходит жизнедеятельность населения.

- производственные инвестиции социальной направленности;

- инвестиции в ноосферу и креатосферу;

- инвестиции в человеческий капитал.

4. По уровням влияния реализации инвестиционного проекта:

- инвестиции макроуровня;

- инвестиции регионального уровня;

- инвестиции уровня компании;

- инвестиции на уровне домашних хозяйств.

5. По экономическому влиянию:

- инвестиции, обеспечивающие увеличение совокупных доходов компании;

- инвестиции, обеспечивающие снижение совокупных расходов компании.

6. По ожидаемому результату:

- инвестиции с прямым социальным эффектом, который проявляется через определенный период времени;

- инвестиции с рассеянным социальным эффектом, когда эффект невозможно определить непосредственно после окончания проекта, но он проявляется в будущем;

- инвестиции с косвенным социальным эффектом, которые вызывают мультипликативные изменения в социальной среде;

- инвестиции с опосредованным социальным эффектом, которые сначала вызывают изменения в другой сфере и только потом возвращаются в инвестируемую сферу.
ТЕМА 5. МЕХАНИЗМ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

5.1. Сущность и составляющие механизма КСО

Механизм – это устройство для передачи движения, система, определяющая порядок какого-нибудь вида деятельности.

Составляющие механизма КСО: функции, органы, методы, инструменты, процедуры.

Основная функция КСО – защита интересов общества, согласование интересов бизнеса, государства и общества.

Органы механизма КСО:

– организации, проводящие сертификацию компаний на соответствие международным стандартам ISO;

– деловые ассоциации, распространяющие инструменты КСО;

– органы общественного экологического контроля и экологической экспертизы;

– государственные органы, занимающиеся разработкой мер регулирования, вовлечения, поощрения бизнеса, разработкой партнерств с бизнесом;

– общественные советы по развитию территорий, экологии при главах регионов, муниципальных образований;

– независимые негосударственные некоммерческие организации, занятые деятельностью по соблюдению прав человека, защите прав потребителей, защите окружающей среды;

– социальные сети по КСО, форумы как площадки для обсуждения интересов государства, бизнеса, общества (особенно развиты в Западной Европе);

– внесудебные органы по рассмотрению конфликтов между потребителями и компаниями.

На поведение компании влияют внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы, связанные с решениями в области КСО:

структура собственности. Замечено, чем выше уровень концентрации собственности, тем выше активность в сфере КСО;

внутренняя система корпоративного управления. В советах директоров некоторых компаний действуют комитеты по КСО и этике, которые контролируют и направляют действия менеджмента в вопросах КСО;

корпоративная стратегия и культура.

Внешние факторы, влияющие на КСО компаний:

1. Государство в лице законодательной и исполнительной власти;

2. Общество в лице некоммерческих организаций;

3. Финансовый рынок, финансовые учреждения, инвесторы;

4. Товарный рынок;

5. Рынок труда;

6. Деловое сообщество (ассоциации бизнеса, саморегулируемые организации);

7. Консалтинговые компании;

8. Образовательные учреждения;

9. Медиа-сообщество;

10. Религиозные конфессии (церковь).
Рассмотрим механизм КСО как механизм менеджмента с точки зрения его составляющих.
Таблица

Механизм КСО

№№

Методы

Инструменты

Процедуры

1

Методы нормативного регулирования деятельности компаний

Законы, Кодексы, стандарты

Лоббирование общественных интересов в рамках политического процесса, разработка и принятие Кодексов, стандартов

2

Методы взаимодействия с местными сообществами, органами государственной власти

Согласование интересов со стейкхолдерами: встречи, форумы, круглые столы.

Участие в жизни местных сообществ: благотворительность, социальные инвестиции

Обсуждение стратегии в сфере КСО.

Софинансирование с местной властью соци-ально-значимых проектов, выделение грантов.

Встречи со стейкхолдерами в рамках процеду-ры подготовки нефинансовой отчетности.

Подписание соглашений о социально-эконо-мическом партнерстве с органами власти

3

Методы информирования

Нефинансовые отчеты, корпоративные сайты, публикации в СМИ

Подготовка нефинансовых отчетов, распро-странение компаниями значимой информации через корпоративные сайты, СМИ и т.п.

4

Методы оценки компаний, общественных ожиданий и общественной обеспокоенности

Оценка компаниями систем менеджмента на соответствие стандартам ISO, оценка и сертификация товаров;

Этические принципы отношений к работникам, опросы общественного мнения, встречи со стейкхолдерами,

Оценка обеспокоенности: забастовок работников, митингов, демонстраций

Сертификация систем менеджмента на соот-ветствие ISO, сертификация и маркировка товаров;

Процедуры опроса общественного мнения, интервью, реагирование на проявление несо-гласия с действиями компаний

5

Методы сравнения компаний

Составление рейтингов социально ответст-венных компаний,

Индексы ответственных компаний;

Выбор лучшей компании года

Отбор, сравнение компаний по определенным критериям

6

Методы контроля со стороны общества и рынка (финансового, товарного, рынка труда)

Адвокатирование акционерами, участие в работе собрания акционеров,

Аудит корпоративной ответственности;

Общественный экологический контроль

Участие акционеров в ежегодном собрании акционеров;

Участие представителей общественности в социальном и экологическом аудите, общест-венных слушаниях в рамках процедуры оцен-ки воздействия инвестиционных проектов на окружающую среду;

Участие представителей общественности в проведении государственной экологической экспертизы

7

Методы поощрения со стороны потребителей, инвесторов, деловых партнеров, государства

Со стороны потребителей: покупка товаров этическими потребителями;

Со стороны инвесторов: покупка акций этическими фондами; пенсионными фондами;

Со стороны деловых партнеров и кредиторов: льготное кредитование, лучшие условия поставок;

Со стороны государства: госконтракты, налоговые и неналоговые льготы, моральное поощрение

Включение в тендеры на госконтракты требо-ваний на наличие отчетов в области КСО;

Принятие поправок к законам по поводу льгот

8

Методы популяризации норм ответственности поведения в обществе

Обучение;

Консалтинг;

Пропаганда через СМИ, культуру, искусство;

Разъяснение и убеждение

Обучение в рамках курсов по предпринима-тельской этике, КСО, устойчивому развитию;

Консультирование компаний по вопросам менеджмента, КСО, экоменеджмента;

Формирование образа ответственного гражда-нина и предпринимателя в СМИ.


Законодательство включает корпоративное и трудовое право, Налоговый Кодекс, законы о несостоятельности и банкротстве. Кроме того, качество правоприменения. Стабильная правовая система, которая защищает собственность, способствует привлечению инвесторов, которым близка социальная ответственность.

Кодексы делятся на профессиональные и организационные. Они не являются обязательными для исполнения, но определяют поведение компаний и работников. Российские примеры: Кодекс чести членов Российской гильдии риелтеров», Кодекс корпоративного поведения.

Стандарты разрабатываются на уровне компании, отрасли, ассоциации, страны, в глобальном масштабе. Они помогают систематизировать и оценивать деятельность компаний в сфере КСО. Различают общепринятые добровольные и специальные отраслевые стандарты, стандарты всемирных организаций. Примеры: Руководство глобальной инициативы в области отчетности, стандарты серии ISO.

Контроль со стороны финансового, товарного рынка и рынка труда основан на конкуренции.

Финансовый рынок. Многие фонды, в том числе пенсионные инвестируют только в социально ответственные компании. Акционеры могут влиять на компанию через адвокатирование, например, размещение в Интернете призыва бойкотировать определенную компанию, участие работников-акционеров в собрании акционеров.

Потребительский рынок. Согласно британской исследовательской организации 70 % британцев при покупке товара или услуги учитывают социальную ответственность компании.

Рынок труда. КСО имеет значение в конкуренции за лучшие кадры.

Методы популяризации норм ответственного поведения: обучение в семье, образовательных заведениях, обучение церковью, в процессе трудовой деятельности, обучение в бизнес-школах (ведущая страна в мире по количеству преподаваемых курсов по КСО – Великобритания), пропаганда через средства массовой информации, деятельность консалтинговых компаний. Во всех религиях помощь нуждающимся и бедным является обязанностью верующих. В некоторых религиях существует норма раздачи нуждающимся и бедным десятой части доходов.

Учитывая важную роль государства, рассмотрим инструменты государственного регулирования (табл. ). В странах с развитой экономикой акцент делается на использовании косвенных инструментов, а в странах с транзитивной (переходной) экономикой – на инструментах принуждения компаний к социально ответственной деятельности.

Транзитивной называют экономику переходного периода, которая характеризуется поиском новых организационно-экономических связей и форм управления.

Государственные органы также должны проявлять социальную ответственность путем:

– использования критерия ответственности бизнеса при размещении госзакупок;

– организации рабочих мест по технологии «Зеленый кабинет»;

– размещения государственных учреждений в зданиях и строительство новых, соответствующих технологии «экологически чистое здание»;

– использование госслужащими во время командировок «Зеленых гостиниц»;

– организации и проведения мероприятий (например, конференций) в соответствии с принципами КСО (трансфер до гостиницы посредством автобуса, а не такси; расположение места проведения конференции в шаговой доступности от гостиницы; предпочтение ноутбукам, которые потребляют энергии на 10 % меньше, чем стационарные компьютеры; использование бумаги из вторичного сырья на обоих оборотах;

– сокращение командировок госслужащих за счет проведения видеоконференций, что позволяет снизить выбросы в атмосферу ввиду не использования транспорта;

– перевод части госслужащих на работу по системе «телеработа», что приводит к сокращению выбросов выхлопного газа в атмосферу, увеличивает свободное время служащих за счет сокращения транспортных затрат.

Факторы, влияющие на выбор инструментов госрегулирования:

– наличие крупного бизнеса;

– организация политической системы страны;

– понимание важности КСО на уровне высшей законодательной и исполнительной власти;

– наличие компетенций у представителей власти компетенций по продвижению социально ответственных бизнес-практик;

– активность населения в сотрудничестве с бизнесом в решении проблем территории.
5.2. Региональный аспект корпоративной социальной ответственности

Политика в отношении местных сообществ, иначе региональная социальная политика, означает взаимодействие компании с населением и органами власти территории, на которой она оперирует. В развитых странах она рассматривается как часть бизнес-стратегии компании, направленная на улучшение взаимоотношений с местными сообществами, улучшение репутации, получение или защита «лицензии на работу», повышение лояльности сотрудников, обеспечение выхода на новые рынки.
Классификация социальной активности в местном сообществе:

1. По уровню воздействия:

– направленность на внешний эффект;

– направленность на решение частной проблемы;

– направленность на структурное решение проблемы.

2. По сфере деятельности:

– в области образования;

– в области социальной среды;

– в области культуры, спорта.

3. По целям:

– репутационная;

– маркетинговая;

– минимизирующая риски;

– защитная.

Формы социальной активности в местном сообществе: напрямую связанные с основной деятельностью компании и основанные на совмещении интересов компании и территорий.

1. Формы, напрямую связанные с основной деятельностью компании:

– внедрение стандартов ответственного поведения (Кодекс корпоративного поведения);

– привлечение местных поставщиков;

– программы развития малого бизнеса;

– социальные предприятия;

– социально ответственный маркетинг;

– привлечение клиентов к социальным проектам;

– продвижение новых технологий;

подготовка и переподготовка кадров;

– продвижение социально значимых законодательных инициатив на местном уровне, связанных с бизнес-интересами компании;

– государственно-частное партнерство в виде концессий.

2. Формы, основанные на совмещении интересов компании и территории:

– прямые перечисления в бюджет на недофинансированные социальные расходы;

– адресная помощь социально незащищенным слоям населения;

– проектное финансирование (выделение грантов победителям ярмарок проектов, финансирование именных проектов и т.д.);

– конкурсное финансирование или софинансирование с местной властью социальных проектов или программ развития территорий;

– спонсорство или совместное проведение мероприятий;

– участие в разработке комплексных программ социально-экономического развития территорий;

– делегирование сотрудников в муниципалитеты и консультации по разработке предложений по оптимизации работы учреждений социальной сферы;

– обучение служащих муниципалитетов (например, навыкам установления партнерства, механизмам проектной деятельности и т.д.).

Модели взаимодействия бизнеса и власти в России (рис. ).

Субъект инициативы

Город-комбинат


Социальное партнерство

Добровольно-принудительная благотворительность


Торг

Демократические ценности
Рис. Модели взаимодействия бизнеса и власти в России
Модель добровольно-принудительной благотворительности подразумевает диктат власти, когда бизнесу отводится роль исполнителя директив власти без экспертизы целесообразности финансируемой деятельности и оценки результатов. Социальная нагрузка в этом случае рассматривается как условие вхождение в рынок, способ преодоления административных барьеров. Это препятствует росту эффективности корпоративных программ.

Модель торг строится по принципу «выгодно одному-невыгодно другому». В этом случае КСО рассматривается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга, а население рассматривается как потенциальные избиратели.

Модель «Город-комбинат» означает подмену бизнесом органов власти

в решении социальных проблем и финансирования социальной инфраструктуры, в том числе системы общего и профессионального образования, здравоохранения, досуга. В долгосрочной перспективе модель неэффективна, поскольку снижает конкурентоспособность компании.

Модель «Социальное партнерство» основана на взаимодействии по принципу «выгодно каждому – выгодно всем». Это модель означает совместное определение приоритетов социальной политики местных сообществ и тех областей, где бизнес может принять активное участие. Это наиболее эффективная модель взаимодействия органов власти, бизнеса и общественных организаций, где органы власти играют функцию координатора социальных вложений и гаранта их эффективного и целевого использования. Эта модель реализуется путем образования советов по социальному партнерству в компаниях и советы по социальному партнерству при органах законодательной и исполнительной власти или в форме соглашений о социально-экономическом сотрудничестве.

В России отсутствует государственная политика в области КСО, поэтому, учитывая российский опыт, ученые предлагают при формировании политики выделять федеральный и региональный уровни. На федеральном уровне должны задаваться приоритеты, а на региональном уровне должна разрабатываться стратегия в области КСО и привлекаться компании к ее осуществлению.


Таблица

Классификация инструментов госрегулирования КСО и проблемы их использования


Наименование

Группы инструментов госрегулирования

Прямые

Косвенные

Мотивация

Убеждения/информирования

Вовлечения

Инструменты

Законы, нормы, догово-ра, административное принуждение

Экономическая: налоги, льготы, преференции, субсидии

Неэкономическая: награ-ды, поощрения

Информирование, пропа-ганда

Государственно-частное партнерство, инициативы министерств, ведомств всех уровней власти

Контроль

Контроль на уровне ис-полнения законов, нор-мативных актов, догово-ров

Контроль на уровне раз-решения использования и правомочности исполь-зования налогов, льгот ит.д.

Опросы топ-менеджеров, представителей власти, потребителей, инвесторов

Контроль на уровне ис-полнения добровольных соглашений и обяза-тельств

Проблемы реализации

Являются инструмен-тами грубой настройки; могут встречать сопро-тивление со стороны бизнеса

Существуют проблемы координации

Сложность в оценке эффективности, большой временной лаг между пропагандой КСО и изменением существующих в обществе ценностей и норм

Инструменты вовлечения зависят от степени развития межсекторного взаимодействия, наличия социального диалога

1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта