Социальное воспитание
Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Государство формулирует задачи социального воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержание. В то же время реализуют воспитание конкретные социальные, групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы, предрассудки и т.д. и вносящие существенные коррективы в реализацию требований общественных норм и государственных установок. Вследствие этого, с одной стороны, в практике воспитания рождаются новые явления, с другой - воспитатели и воспитуемые проявляют консерватизм, который имеет глубокие исторические, этнические и социально-психологические корни. Поэтому, например, в рамках одной системы воспитания складываются различные стили педагогического руководства и взаимодействия (200).
Современное взаимодействие между государственными и общественными институтами воспитания уже не может строиться по тем же правилам, которыми руководствовалась обширная и многоуровневая система воспитания в советское время. Не объединенные идейно и организационно, имеющие различные источники финансирования воспитательной деятельности, субъекты воспитания не связаны ни взаимными обязательствами, ни законом относительно понимания целей и содержания воспитания детей, совокупности дозволенных средств, параметров формируемой личности, путей создания условий для самовоспитания ребенка. Нередко они преследуют противоположные воспитательные цели.
Статус воспитания как социального феномена определяется конкретно-историческими особенностями государственной политики в сфере воспитания. Поскольку воспитание - совокупность относительно автономных процессов взращивания человека в различных социумах: в семье, в государственных и общественных организациях, - характер, содержание, уровни и качество взаимодействия государства с различными социальными институтами воспитания существенно различается по целям, задачам, способам и результатам. Общими и достаточно традиционными являются направления взаимодействия органов государственной власти с институтами воспитания, обусловленные функциями государственного управления: законодательное и нормативное правовое регулирование воспитания, осуществляемое на двух уровнях государственного управления: федеральном и региональном; кадровая политика в сфере воспитания; финансовое и материальное обеспечение воспитательных организаций; - при существенных различиях наполнения каждого направления в отношении различных институтов воспитания.
В государственных документах последних лет выдвинут комплекс идей, отвечающих как насущным потребностям сегодняшнего дня, так и определяющих тенденции государственной политики в области воспитания на ближайшую перспективу (Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Федеральные целевые программы «Дети России» (2003-2006 гг.«Молодежь России» (2001-2005 гг.); Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2003-2005 гг.»; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг, и др.)
Согласно положениям Закона РФ «Об образовании» (1992 г,, в редакции 1996 г.), принципами государственной политики в области образования провозглашены «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2). Таким образом, на первый план выдвинуты ценности свободного развития личности в противовес прежней установке воспитания на подчинение личных интересов общественным.
Законодательно установив в качестве руководящей идеи государственной образовательной политики свободу и плюрализм в образовании, Россия пошла по пути многообразия в воспитательной сфере, закрепляемого, в частности, принципом автономности образовательных учреждений и устранением из государственной и муниципальной образовательной системы организационных структур политических партий, общественно-политических объединений.
Сохранение в Семейном кодексе Российской Федерации (1995) положений относительно воспитания детей, хоть и сопровождалось обновлением прежних и частичным введением новых формулировок, все же не разрешило ряда спорных вопросов правового характера. Фактически в Семейном кодексе используется несколько значений понятия «воспитание». Некоторые важные аспекты правовой регламентации в области воспитания детей содержит Федеральный закон «Об основных гарантиях реализации прав ребенка в Российской Федерации» (1998). Существенны положения ст. 13, содержащей гарантии защиты прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей (последнее понятие, определение которого содержится в ст. 1, включает и вопросы воспитания детей).
После принятия Конституции Российской Федерации законотворческий процесс развернулся в регионах. В ряде законов, принятых субъектами Российской Федерации, вопросы воспитания детей нашли определенное нормативное закрепление, прежде всего в законодательстве об образовании. Они представлены также в законах о правах детей, принятых в Республике Карелии, Псковской, Свердловской областях; о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (отдельные законы или главы, статьи в законах, регулирующих вопросы государственной молодежной политики) - в республиках Алтай, Башкортостан (здесь также законом от 31 октября 1996 г. такая поддержка оказывается и детским, подростковым, молодежным клубам и центрам), Коми, Мордовия, Татарстан, в Чувашской Республике, в Астраханской, Костромской, Липецкой, Московской, Оренбургской, Ростовской, Саратовской областях, в Приморском, Ставропольском краях, в Ханты-Мансийском автономном округе и многих других субъектах Российской Федерации. В Москве и на Сахалине приняты региональные документы, существенно дополняющие Федеральный закон о благотворительных организациях, и они отличаются также существенно друг от друга, а в других регионах такого Закона нет, но есть, например, Закон о социальном заказе (Тюмень и др.), который не принят на федеральном уровне.
Особое место в иерархии нормативной правовой документации занимают ведомственные документы, значимые для специалистов в области воспитания и сферы их профессиональной деятельности. Имеются ведомственные нормативные правовые акты, выводящие на повышенное внимание к тем или иным актуальным направлениям и аспектам воспитания, чаще всего носящие ситуативный характер.
Таким образом, вопросы воспитания затрагиваются в актах законодательства и федерального, и регионального уровней, в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, но качество воспитания и ответственность за его результаты в системе образования законодательно не определены. В целом же правовая регламентация по вопросам воспитания детей остается бессистемной, неполной, противоречивой. В концептуальном отношении не установлены роль и приоритеты государства в воспитательном процессе. В правовом отношении не определены содержание понятия «воспитание» и юридические границы его применения.
Особая роль принадлежит проектированию программ, разработке эффективных механизмов в области воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; координации действий различных субъектов воспитания на программно-целевой основе с учетом специфики, программирования воспитательной деятельности в новых условиях в соответствии с новыми подходами к воспитанию социальной инициативности детей и молодежи.
Личностно-ориентированное взаимодействие институтов государства и гражданского общества в воспитании детей и молодежи, оказывая влияние на социальное формирование личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс, жизнеспособность и динамичность всех структур и социальных субъектов, имеет социально-педагогическую основу.
В определении теоретико-методологических оснований воспитания детей и молодежи ведущую роль играет идея социально-педагогической солидарности, разрабатываемая Л.Е, Никитиной и автором. Социально-педагогическая солидарность проявляется на различных уровнях взаимодействия отдельных граждан, общества и государства. Речь идет о взаимовлиянии государственных и общественных интересов, когда индивид может проявить себя как личность на уровнях:
человек-человек (благотворительный уровень), предполагающий поддержку естественной жизнедеятельности человека: рождение, материнство, отцовство, детство, образование, социальное благополучие;
человек-природа (экологический уровень), предполагающий защиту экологических интересов людей (здоровье человека, безопасность среды его обитания, качество пищевых продуктов, потребляемой воды, воздуха и др.);
человек-производство (социально-экономический уровень), предполагающий гарантированное право на труд и соответствующее профессиональное образование, охрану, улучшение условий труда и образования;
человек-общество (культурный и информационный уровень), предпо-лагающий взаимодействие поколений, сотрудничество людей разных возрастных и социальных групп, создание доступной для каждого человека культура но-образовательной и информационной среды обитания;
-
человек-государство (социально-политический уровень), предполагающий обеспечение социальной справедливости, соответствие между действительной ролью личности, группы в жизни общества и социальным статусом человека, заслугами людей и их поощрением.
Социально-педагогическая солидарность позволяет каждой конкретной растущей личности ощущать себя значимым злементом государственно общественного строительства, социально инициативным и ответственным человеком. С позиций социально-педагогической солидарности созданное взрослыми воспитательное пространство (школа, детский лагерь, общественная организация и др.) становится фактором развития ребенка, молодого человека, когда воспитаннику предоставляется возможность выступить созидателем, творцом. В этом случае среда принимается ребенком как «своя», созданная своими силами, при поддержке опытных взрослых. Такая среда не вызывает отчуждения, желания разрушать, противопоставлять себя другим. В теоретическом обосновании социально-педагогической солидарности определенную роль играет религия, обладающая большим потенциалом в области развития духовности, культуры и справедливости.
Ориентируясь на общественные ценности, самопомощь и взаимопомощь, социально-педагогическая солидарность как идейно-теоретическая платформа воспитания социальной инициативности позволяет каждого инициатора рассматривать как полноценную личность вне зависимости от физических или иных недостатков.
|