Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Социальное воспитание. Социальное воспитание Социальное воспитание



Скачать 48.5 Kb.
Название Социальное воспитание Социальное воспитание
Анкор Социальное воспитание.doc
Дата 25.12.2017
Размер 48.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Социальное воспитание.doc
Тип Документы
#13930

Социальное воспитание

Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально соз­данных воспитательных организациях в процессе планомерного создания ус­ловий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Государство формулирует задачи социально­го воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержа­ние. В то же время реализуют воспитание конкретные социальные, группо­вые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориен­тации, стереотипы, предрассудки и т.д. и вносящие существенные корректи­вы в реализацию требований общественных норм и государственных устано­вок. Вследствие этого, с одной стороны, в практике воспитания рождаются новые явления, с другой - воспитатели и воспитуемые проявляют консерва­тизм, который имеет глубокие исторические, этнические и социально-психологические корни. Поэтому, например, в рамках одной системы воспи­тания складываются различные стили педагогического руководства и взаи­модействия (200).

Современное взаимодействие между государственными и обществен­ными институтами воспитания уже не может строиться по тем же правилам, которыми руководствовалась обширная и многоуровневая система воспита­ния в советское время. Не объединенные идейно и организационно, имеющие различные источники финансирования воспитательной деятельности, субъ­екты воспитания не связаны ни взаимными обязательствами, ни законом от­носительно понимания целей и содержания воспитания детей, совокупности дозволенных средств, параметров формируемой личности, путей создания условий для самовоспитания ребенка. Нередко они преследуют противопо­ложные воспитательные цели.

Статус воспитания как социального феномена определяется конкретно-историческими особенностями государственной политики в сфере воспита­ния. Поскольку воспитание - совокупность относительно автономных про­цессов взращивания человека в различных социумах: в семье, в государственных и общественных организациях, - характер, содержание, уровни и ка­чество взаимодействия государства с различными социальными институтами воспитания существенно различается по целям, задачам, способам и результатам. Общими и достаточно традиционными являются направления взаимо­действия органов государственной власти с институтами воспитания, обусловленные функциями государственного управления: законодательное и нормативное правовое регулирование воспитания, осуществляемое на двух уровнях государственного управления: федеральном и региональном; кадро­вая политика в сфере воспитания; финансовое и материальное обеспечение воспитательных организаций; - при существенных различиях наполнения каждого направления в отношении различных институтов воспитания.

В государственных документах последних лет выдвинут комплекс идей, отвечающих как насущным потребностям сегодняшнего дня, так и определяющих тенденции государственной политики в области воспитания на ближайшую перспективу (Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Федеральные целевые программы «Дети России» (2003-2006 гг.«Молодежь России» (2001-2005 гг.); Государственная программа «Пат­риотическое воспитание граждан РФ на 2003-2005 гг.»; Концепция модерни­зации российского образования на период до 2010 г.; Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг, и др.)

Согласно положениям Закона РФ «Об образовании» (1992 г,, в редакции 1996 г.), принципами государственной политики в области образования провозглашены «гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лич­ности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2). Таким образом, на первый план выдвинуты ценности свободного развития личности в противовес прежней установке воспитания на подчинение лич­ных интересов общественным.

Законодательно установив в качестве руководящей идеи государствен­ной образовательной политики свободу и плюрализм в образовании, Россия пошла по пути многообразия в воспитательной сфере, закрепляемого, в частности, принципом автономности образовательных учреждений и устранени­ем из государственной и муниципальной образовательной системы организа­ционных структур политических партий, общественно-политических объе­динений.

Сохранение в Семейном кодексе Российской Федерации (1995) поло­жений относительно воспитания детей, хоть и сопровождалось обновлением прежних и частичным введением новых формулировок, все же не разрешило ряда спорных вопросов правового характера. Фактически в Семейном кодек­се используется несколько значений понятия «воспитание». Некоторые важ­ные аспекты правовой регламентации в области воспитания детей содержит Федеральный закон «Об основных гарантиях реализации прав ребенка в Рос­сийской Федерации» (1998). Существенны положения ст. 13, содержащей га­рантии защиты прав и законных интересов ребенка при формировании соци­альной инфраструктуры для детей (последнее понятие, определение которого содержится в ст. 1, включает и вопросы воспитания детей).
После принятия Конституции Российской Федерации законотворче­ский процесс развернулся в регионах. В ряде законов, принятых субъектами Российской Федерации, вопросы воспитания детей нашли определенное нормативное закрепление, прежде всего в законодательстве об образовании. Они представлены также в законах о правах детей, принятых в Республике Карелии, Псковской, Свердловской областях; о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (отдельные законы или главы, статьи в законах, регулирующих вопросы государственной молодеж­ной политики) - в республиках Алтай, Башкортостан (здесь также законом от 31 октября 1996 г. такая поддержка оказывается и детским, подростковым, молодежным клубам и центрам), Коми, Мордовия, Татарстан, в Чувашской Республике, в Астраханской, Костромской, Липецкой, Московской, Орен­бургской, Ростовской, Саратовской областях, в Приморском, Ставрополь­ском краях, в Ханты-Мансийском автономном округе и многих других субъектах Российской Федерации. В Москве и на Сахалине приняты региональ­ные документы, существенно дополняющие Федеральный закон о благотво­рительных организациях, и они отличаются также существенно друг от дру­га, а в других регионах такого Закона нет, но есть, например, Закон о соци­альном заказе (Тюмень и др.), который не принят на федеральном уровне.

Особое место в иерархии нормативной правовой документации зани­мают ведомственные документы, значимые для специалистов в области вос­питания и сферы их профессиональной деятельности. Имеются ведомствен­ные нормативные правовые акты, выводящие на повышенное внимание к тем или иным актуальным направлениям и аспектам воспитания, чаще всего но­сящие ситуативный характер.

Таким образом, вопросы воспитания затрагиваются в актах законода­тельства и федерального, и регионального уровней, в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, но качество воспитания и ответст­венность за его результаты в системе образования законодательно не опреде­лены. В целом же правовая регламентация по вопросам воспитания детей ос­тается бессистемной, неполной, противоречивой. В концептуальном отноше­нии не установлены роль и приоритеты государства в воспитательном про­цессе. В правовом отношении не определены содержание понятия «воспита­ние» и юридические границы его применения.

Особая роль принадлежит проектированию программ, разработке эф­фективных механизмов в области воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; координации действий различных субъектов вос­питания на программно-целевой основе с учетом специфики, программиро­вания воспитательной деятельности в новых условиях в соответствии с но­выми подходами к воспитанию социальной инициативности детей и молоде­жи.

Личностно-ориентированное взаимодействие институтов государства и гражданского общества в воспитании детей и молодежи, оказывая влияние на социальное формирование личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс, жизнеспособность и динамичность всех структур и со­циальных субъектов, имеет социально-педагогическую основу.
В определении теоретико-методологических оснований воспитания де­тей и молодежи ведущую роль играет идея социально-педагогической соли­дарности, разрабатываемая Л.Е, Никитиной и автором. Социально-педагогическая солидарность проявляется на различных уровнях взаимодей­ствия отдельных граждан, общества и государства. Речь идет о взаимовлия­нии государственных и общественных интересов, когда индивид может проя­вить себя как личность на уровнях:

  •   человек-человек (благотворительный уровень), предполагающий поддержку естественной жизнедеятельности человека: рождение, материнство, отцовство, детство, образование, социальное благополучие;

  • человек-природа (экологический уровень), предполагающий защиту экологических интересов людей (здоровье человека, безопасность среды его обитания, качество пищевых продуктов, потребляемой воды, воздуха и др.);

  • человек-производство (социально-экономический уровень), предпо­лагающий гарантированное право на труд и соответствующее профессиональ­ное образование, охрану, улучшение условий труда и образования;

  • человек-общество (культурный и информационный уровень), предпо-лагающий взаимодействие поколений, сотрудничество людей разных возрас­тных и социальных групп, создание доступной для каждого человека культура но-образовательной и информационной среды обитания;

  • человек-государство (социально-политический уровень), предпола­гающий обеспечение социальной справедливости, соответствие между дей­ствительной ролью личности, группы в жизни общества и социальным стату­сом человека, заслугами людей и их поощрением.

Социально-педагогическая солидарность позволяет каждой конкретной растущей личности  ощущать  себя значимым  злементом  государственно общественного строительства, социально инициативным и ответственным че­ловеком. С позиций социально-педагогической солидарности созданное взрослыми воспитательное пространство (школа, детский лагерь, обществен­ная организация и др.) становится фактором развития ребенка, молодого че­ловека, когда воспитаннику предоставляется возможность выступить созида­телем, творцом. В этом случае среда принимается ребенком как «своя», соз­данная своими силами, при поддержке опытных взрослых. Такая среда не вызывает отчуждения, желания разрушать, противопоставлять себя другим. В теоретическом обосновании социально-педагогической солидарности определенную роль играет религия, обладающая большим потенциалом в об­ласти развития духовности, культуры и справедливости.
Ориентируясь на общественные ценности, самопомощь и взаимопо­мощь, социально-педагогическая солидарность как идейно-теоретическая платформа воспитания социальной инициативности позволяет каждого ини­циатора рассматривать как полноценную личность вне зависимости от физи­ческих или иных недостатков.
написать администратору сайта