Навигация по странице:
|
Билет № 19. 19 единый сельскохозяйственный налог
№ 19- 1. Единый сельскохозяйственный налог.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 2002 г. в связи с необходимостью учета особенностей сельскохозяйственного производства, стимулирования товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.
Возможность применения единого сельскохозяйственного налога была ограничена сельскохозяйственными товаропроизводителями, занятыми растениеводством. Закон не позволял перевести на уплату ЕСХН других сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых производством животноводческой, рыбной продукции, многопрофильных хозяйств и комплексов.
При весьма запутанной схеме утверждения ставки налога ее величина была привязана к кадастровой стоимости гектара сельхозугодий. Между тем земельный кадастр за два года действия закона так и не был утвержден.
Кроме того, установленная Кодексом обязанность налогоплательщика платить налог раз в квартал, а не по итогам сельскохозяйственного года, делала невозможным переход на единый налог абсолютного большинства хозяйств, поскольку в 1-м полугодии у них отсутствуют финансовые средства на его уплату из-за сезонности растениеводства.
Поэтому в конце 2003 г. был принят и с 2004 г. вступил в силу новый закон, принципиально изменивший всю концепцию единого сельскохозяйственного налога.
Принципиально новым является порядок перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога. С 2004 г. он осуществляется на добровольной основе.
В целях соблюдения принципа равенства налогообложения, обеспечения единого подхода для всех хозяйствующих субъектов установлено, что на уплату единого налога могут перейти все организации агропромышленного комплекса, включая сельскохозяйственные организации так называемого индустриального типа, многопрофильные организации, а также организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной, в том числе рыбной продукции.
В 2005 году в Налоговый кодекс были внесены дополнительные поправки, в соответствии с которыми начиная с 2006 года на уплату единого сельскохозяйственного налога могут переходить также и российские рыбохозяйственные организации.
Переход на указанную систему налогообложения сельскохозяйственными организациями предусматривает замену уплаты ряда налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога. Указанные организации освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на российскую таможенную территорию), налога на имущество организаций и единого социального налога. При этом установлено, что единый сельскохозяйственный налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, каковым является календарный год.
Кроме того, за организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, оставлена обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с российским законодательством.
Все другие налоги и сборы должны уплачиваться организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными российским налоговым законодательством.
При переходе на специальный режим налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога индивидуальных предпринимателей они освобождаются от уплаты:
– налога на доходы физических лиц в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;
– НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на российскую таможенную территорию;
– налога на имущество физических лиц в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
– единого социального налога.
Уплата указанных налогов заменяется, так же как и для организаций, уплатой единого сельскохозяйственного налога, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.
Так же как и организации, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также все другие налоги и сборы в соответствии с другими режимами налогообложения.
Перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога могут и крестьянские (фермерские) хозяйства. В этом случае на них распространяются правила, действующие для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и индивидуальные предприниматели – сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в установленном Налоговым кодексом порядке.
В связи с этим важно определить понятие “сельскохозяйственный товаропроизводитель”. К таковым Налоговый кодекс относит организации и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее первичную и последующую, в том числе промышленную, переработку и реализующих эту продукцию. Непременным условием отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к указанной категории является то, чтобы в их общем доходе от реализации товаров, работ и услуг доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляла не менее 70 процентов.
В категорию «сельскохозяйственный товаропроизводитель» включаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе перерабатывающие, сбытовые, торговые, снабженческие, садоводческие, огороднические и животноводческие, и которые подпадают под действие Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». При этом доля доходов данных кооперативов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ и услуг для членов этих кооперативов составляла в общем объеме доходов не менее 70 процентов.
К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых (с учетом членов семей) составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При этом указанные организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица, и эксплуатировать только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда. Кроме того, непременным условием отнесения данных организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям является соблюдение соотношение объема реализованной ими рыбной продукции или выловленных объектов водных биологических ресурсов в общем объеме реализуемой ими продукции. Доля указанной рыбной и другой идентичной продукции должна составлять в стоимостном выражении более 70 процентов.
При этом указанная доля дохода определяется по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В налоговом кодексе определены также организации и индивидуальные предприниматели, которые не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога и поэтому не являются плательщиками налога. К их числу относятся организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Организации, имеющие филиалы или представительства, также не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога и бюджетные организации.
До 2007 года на указанную систему не могли перейти организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности. Внесенными в 2006 году поправками в Налоговый кодекс указанным налогоплательщикам предоставлено право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в отношении других видов предпринимательской деятельности. При этом следует подчеркнуть, что установленные Кодексом ограничения по объему сельскохозяйственной продукции определяются исходя из всех осуществляемых данными организациями и индивидуальными предпринимателями видов деятельности.
Налоговым кодексом РФ установлен определенный порядок и условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к другим режимам налогообложения.
Те сельскохозяйственные товаропроизводители, которые изъявили желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, должны подать в налоговый орган по своему местонахождению в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего переходу на эту систему налогообложения, соответствующее заявление.
При этом вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, имеют право подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае они могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.
Одновременно с этим, Кодексом установлено, что перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога налогоплательщики не могут до окончания налогового периода вернуться на иные режимы налогообложения.
Налоговым кодексом предусмотрена ситуация, когда по итогам налогового периода окажется, что доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров, работ и услуг составит менее 70 процентов. В этом случае налогоплательщик утрачивает право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения. Соответственно, такой налогоплательщик обязан за весь отчетный или налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц. Указанный перерасчет необходимо произвести в тридцатидневный срок по истечении отчетного или налогового периода, в котором допущено нарушение. При этом указанный налогоплательщик не должен уплачивать пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам. Одновременно Кодекс возложил на налогоплательщика обязанность подать в налоговый орган соответствующее заявление о переходе на другой режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного или налогового периода.
Уплата исчисленных сумм налогов должна быть произведена до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу.
Налогоплательщикам, уплачивающим единый сельскохозяйственный налог, предоставлено право по их желанию вернуться на другие режимы налогообложения. Для этого они должны уведомить об этом соответствующий налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.
Вновь же перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога они в этом случае могут не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Объектом налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговым кодексом установлен соответствующий порядок определения и признания доходов и расходов.
Организации при определении объекта налогообложения должны учитывать доходы от реализации товаров, работ и услуг и имущественных прав, а также внереализационные доходы в соответствии с порядком определения доходов, установленных Кодексом при расчете налога на прибыль организаций. Соответственно, при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу не должны учитываться доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, не должны учитываться доходы в виде полученных дивидендов, но при условии, что налоговым агентом было произведено их налогообложение.
При определении объекта налогообложения налогоплательщики могут уменьшить полученные ими доходы на четко оговоренные в Налоговом кодексе виды расходов.
Перечень указанных расходов достаточно широк и включает более сорока видов. В их числе можно выделить следующие виды расходов:
– приобретение, сооружение и изготовление основных средств, приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;
– ремонт основных средств, в том числе арендованных, а также арендные, в том числе лизинговые, платежи за арендуемое, в том числе принятое в лизинг, имущество;
-
материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений;
оплата труда, выплата пособий по временной нетрудоспособности;
обязательное страхование работников и имущества, а также добровольное страхование рисков, урожая, грузов, товарно-материальных запасов и другого имущества по установленному в Кодексе перечню.
суммы НДС по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам, работам и услугам, расходы на приобретение или оплату которых подлежат включению в состав расходов при определении объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом;
суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на российскую таможенную территорию и не подлежащие возврату налогоплательщикам, а также суммы других налогов и сборов, уплаченных в соответствии с российским законодательством;
– суммы процентов, уплаченных за предоставление в пользование денежных средств, кредитов или займов, а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказанных кредитными организациями;
– обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
– содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах установленных правительством норм;
– оплата командировок, включая проезд, наем жилого помещения, суточные (в пределах установленных норм) и др.;
– оплата аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг;
– оплата канцелярских товаров, почтовых, телефонных, телеграфных и других подобных услуг, услуг связи;
– реклама, подготовка и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
– питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
расходы на подготовку специалистов для налогоплательщиков в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Указанные расходы могут учитываться для целей налогообложения только при условии, что с обучающимися в указанных образовательных учреждениях физическими лицами заключены договоры или контакты на обучение, предусматривающие их работу у налогоплательщика в течение не менее трех лет по специальности после завершения обучения;
– оплата информационно-консультационных услуг, расходов на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, и некоторые другие виды расходов.
Налоговый кодекс установил единую для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого сельскохозяйственного налога, учетную политику в целях налогообложения.
Датой получения доходов установлен день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества, работ и услуг или имущественных прав, то есть используется кассовый метод.
Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом кодексом установлены определенные особенности учета в составе расходов отдельных видов затрат.
В частности, материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы. Такой же порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц.
Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размерах, фактически уплаченных налогоплательщиком.
Затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств, а также затраты на приобретение или создание самим налогоплательщиком нематериальных активов отражаются в последний день отчетного или налогового периода. При этом указанные затраты учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Налоговой базой для исчисления налога является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, должны учитываться в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом они должны пересчитываться в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату получения доходов или дату осуществления расходов.
Доходы, полученные в натуральной форме, должны учитываться при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен в порядке, предусмотренном Кодексом при расчете налоговой базы налога на прибыль и других налогов.
При определении налоговой базы доходы и расходы должны определяться нарастающим итогом с начала налогового периода.
На налогоплательщиков - организаций возложена обязанность вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета.
Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета доходов и расходов. Форма и порядок заполнения этой книги утверждается министерством финансов.
Так же как и по налогу на прибыль, налогоплательщикам предоставлено право уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом указанный убыток не может уменьшать налоговую базу за налоговый период более чем на 30%. Оставшаяся сумма убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что убыток, полученный налогоплательщиками при применении других режимов налогообложения, не может быть принят при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. Так же и убыток, полученный налогоплательщиками при уплате единого сельскохозяйственного налога, не может быть принят при переходе на иные режимы налогообложения.
Налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу установлен календарный год, а отчетным периодом – полугодие.
Налоговая ставка установлена в размере 6%.
Налоговый кодекс установил следующий порядок исчисления и уплаты в бюджет единого сельскохозяйственного налога.
Указанный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
По итогам отчетного периода налогоплательщик обязан исчислить сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.
Уплаченные авансовые платежи затем засчитываются ему в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.
Уплата налога и авансового платежа по налогу производится по местонахождению организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, должен быть внесен в бюджет не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
Налоговые декларации представляются в налоговые органы организациями по истечении налогового или отчетного периода по своему местонахождению, а индивидуальными предпринимателями – по месту своего жительства.
Налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по итогам отчетного периода не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.
По итогам налогового периода налоговые декларации должны быть представлены налогоплательщиками не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов России.
№ 19- 2. Обеспечение возвратности кредита путем гарантий, поручительства, залога.
Обеспечение кредита - это ценности, служащие для кредитора залогом полного и своевременного погашения должником полученной ссуды и уплаты им причитающихся процентов. Обеспечение кредита предоставляется заемщиком при оформлении ссуды и находится в распоряжении кредитора (банка) полностью или частично до погашения кредита.
Возврат банковских ссуд означает своевременное и полное погашение заемщиками выданных им ссуд и соответствующих сумм процентов за пользование заемными средствами. Обеспечение возврата кредита - это сложная целенаправленная деятельность банка, включающая систему организационных, экономических и правовых мер, составляющих особый механизм, определяющий способы выдачи ссуд, источники, сроки и способы их погашения, документацию, обеспечивающую возврат ссуд.
Основными видами обеспечения кредита являются поручительство, гарантия, залог, страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.
Поручительство - это договор с односторонними обязательствами, посредством которого поручитель берет обязательство перед кредитором оплатить при необходимости задолженность заемщика.
Это приемлемо, если поручитель обладает безупречной платежеспособностью. Если заёмщик оказывается неплатежеспособным, поручителю следует погасить существующую задолженность. Поручительство применяется при взаимоотношении банка, как с юридическим, так и с физическими лицами. Обычно кредитор согласен принять только поручительство от солидных фирм, государственных органов или физических лиц с безукоризненной платежеспособностью. Банк отказывается от поручительства, если в случае неплатежеспособности должника, ожидается, что исполнение судебного приговора не принесет компенсацию за кредит плюс издержки по суду.
Правовые отношения кредитора и должника становятся основными, а кредитора и поручителя - дополнительными обязательствами. Кредит в этом случае оформляется двумя договорами:
1) договор о предоставлении кредита.
2) договор о поручительстве, который может быть заменен банковским гарантийным письмом.
Для составления поручительства необходимо письменное заявление поручителя, где указывается должник и сумма обязательств. Оформляется договор между банком и поручителем в соответствии с которым последний обязуется гасить кредитору задолженность заемщика в течении определенного времени, может быть указана максимальная сумма, которую гарантирует погашать поручитель, но обычно поручительство охватывает всю сумму кредита. Если должник не может оплатить долг, его оплачивает поручитель, к которому после осуществления платежа переходит требование к должнику, и он сам начинает выступать в роли кредитора.
Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должников, если иное не предусмотрено договором поручительства, то есть объем ответственности поручителя равен объему ответственности заемщика. Но в договоре может быть установлена ограниченная ответственность поручителя путем определения суммы поручительства.
Гарантия - это обязательство гаранта выплатить за гарантируемого определенную сумму при наступлении гарантийного случая. Гарантия, в отличие от поручительства, не является актом, дополняющим кредитное соглашение. Она оформляется гарантийным письмом.
В банковской практике часто заемщик должен предоставить обязательство по гарантии возврата средств от другого банка, то есть выдавший гарантию банк обязуется при наступлении гарантийного случая выплатить определенную сумму. Кроме банков, в качестве объектов гарантированного обязательства могут выступать и страховые компании, реже сами предприятия-заемщики, которые перед получением ссуды должны формировать в банке депозит в определенный сумме, который и служит гарантией своевременного погашения кредита. Если гарантии предоставляют финансово-устойчивые организации, источником гарантии служат собственные средства этой организации. Гарантии могут предоставлять и финансово-устойчивые предприятия, с которыми заемщик имеет производственные связи. В этих случаях необходима информация о кредитоспособности предприятия-гаранта.
Залог - способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает приоритетное, по отношению к другим кредиторам, право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества, предусмотренный законом. Залог представляет собой дополнительное право, являясь лишь способом обеспечения основного требования. Для банка основным требованием при кредитовании должно быть обеспечение своевременности и полноты возврата кредита.
Залог имущества клиента является одной из распространенных форм обеспечения возвратности банковского кредита. Залог имущества оформляется договором залоге, подписанным двумя сторонами и подтверждающим право кредитора при неисполнении платежного обязательства заемщиком получить преимущественное удовлетворение претензий из стоимости заложенного имущества.
Залогодателем является физическое или юридическое лицо - собственник или иной законный владелец и пользователь передаваемого в залог имущества или имущественных прав, имеющее право отчуждать это имущество или имущественные права. Залогодателем может быть как должник, так и третье лицо.
Залогодержатель - это лицо, которое принимает имущество в залог: им является кредитор по обязательству, обеспеченному залогом.
Предметом залога могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, за исключением имущества, которое изъято из гражданского оборота, либо на которое согласно закону не может быть обращено взыскание.
№ 19-3. Преимущества и недостатки краткосрочных долговых обязательств
Преимущества:
- возможность изменения сроков в соответствии с изменением потребностей компании
- конфиденциальность
- ссуда может быть быстро согласована по сравнению с подготовкой публичного предложения
- устраняется возможность невозобновления краткосрочного займа
- устраняются расходы по публичному размещению
Недостатки:
- обычно требуется имущественный залог
- бюджетные и финансовые документы могут быть периодически затребованы кредитором.
№ 19 - 4. Амортизация: сущность методы исчисления
Процесс перенесения стоимости изношенных основных средств (средств труда) на произведенный с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, аккумулируемых и направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию. Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств. Величина годовых амортизационных отчислений предприятия, организации определяется в виде доли первоначальной стоимости основных средств. Нормативное значение этой доли называют нормой амортизации.
1. Равномерный метод начисления амортизации
Равномерным называется метод начисления амортизации, при котором стоимость объекта основных средств, за вычетом его ликвидационной стоимости начисляется в равной пропорции по периодам на протяжении срока эксплуатации. Это наиболее простой и часто встречающийся способ расчета. Процесс определения годовых амортизационных отчислений включает 3 основных момента:
1) Стоимость объекта основных средств
2) Полученная в результате оценки продолжительность срока эксплуатации
3) Полученная в результате оценки величина ликвидационной стоимости объекта, т.е. ожидаемая стоимость от его реализации по истечению срока эксплуатации.
Срок эксплуатации и ликвидационная стоимость должны быть определены в момент его приобретения.
Сумма амортизационных отчислений за год по методу равномерного начисления амортизации рассчитывается следующим образом:
Стоимость о.с – Ликвидационная стоимость
Амортизация за год = Срок эксплуатации о.с.
Амортизируемая стоимость представляет собой полученную в результате оценки часть полной первоначальной стоимости объекта основных средств, которая на протяжении срока его эксплуатации будет списана как амортизационные отчисления.
Нормы амортизации установлены в процентах к балансовой стоимости основных средств. Норма амортизации показывает сколько процентов от первоначальной стоимости того или иного основного средства предприятие ежегодно должно отчислять в амортизационный фонд. Норма амортизации рассчитывается по следующей формуле:
100
Норма амортизации = срок амортизации
2. Методы ускоренной амортизации
Ускоренная амортизация может производиться организациями по основным средствам, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта продукции в случаях, когда ими осуществляется массовая замена изношенной и морально устаревшей техники новой, более производительной.
При введении ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) метод ее исчисления, при котором утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 2.
Линейный метод амортизации. Норма амортизационных отчислений увеличивается для сокращения срока амортизации. Повышенная ежемесячная норма применяется для равномерного расчета суммы амортизационных отчислений за каждый месяц до полного накопления износа, равного амортизируемой стоимости объекта или до отмены повышенной нормы амортизации. Недостаток метода в равновеликости суммы отчислений в начале и в конце амортизируемого периода, а также в том, что период эксплуатации объекта превышают его амортизационный период.
Нелинейный метод снижающегося остатка амортизируемой стоимости. Норма амортизационных отчислений увеличивается в два или более раз и применяется для расчета годовой суммы амортизационных отчислений. В каждом последующем году амортизируемая стоимость объекта уменьшается на сумму накопленных амортизационных отчислений. Годовая сумма амортизационных отчислений устанавливается умножением повышенной нормы амортизации на амортизируемую стоимость объекта, вычисленную для данного года. Ежемесячные амортизационные отчисления определяются путем деления их годовой суммы на 12.
Метод дигрессивной нормы амортизации. Устанавливается повышенная норма амортизации для расчета суммы амортизационных отчислений первого года, которая последовательно снижается в каждом следующем году по выбранному правилу снижения. Месячная норма амортизационных отчислений определяется как одна двенадцатая годовой нормы, в каждом году отдельно.
Метод суммирования чисел. Норма амортизации в каждом году определяется как доля в амортизируемой стоимости, остающаяся до конца срока амортизации. Доля определяется делением количества полных лет, оставшихся до окончания амортизационных отчислений на сумму годовых чисел, составляющих срок амортизации. Ежемесячная норма амортизации отчислений в каждом году определяется путем деления годовой нормы на 12.
|
|
|