Главная страница
Навигация по странице:

Уср №2 психология (мотивации). 1.Формы организации занятий по физическому воспитанию для различных возрастных групп



Скачать 108 Kb.
Название 1.Формы организации занятий по физическому воспитанию для различных возрастных групп
Анкор Уср №2 психология (мотивации).doc
Дата 05.03.2018
Размер 108 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Уср №2 психология (мотивации).doc
Тип Реферат
#17442

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры»

Кафедра психологии


УСР №2 по предмету «Психолого-педагогические основы физического воспитания»

Тема: 1.«Формы организации занятий по физическому воспитанию для различных возрастных групп»

2. «Формирования мотивов к занятиям физической культуры»

Исполнитель:

Магистрант 511 группы

Костенко Александра Андреевна

Минск 2013

Содержание:

  1. Введение

  2. «Формирование организации занятий по физическому воспитанию для различных возрастных групп»

  3. «Формирование мотивов к занятиям по физическому воспитанию у детей различного возраста»

1.Введение.

Для раскрытия содержания я выбрала именно эти для вопроса, т.к., на мой взгляд, они являются весьма важными в системе физического воспитания. Рассматривая вопросы о воспитании спортивного интереса и укрепления здоровья у населения, мы должны опираться на множество факторов, таких как: возраст, психологические особенности разных возрастных периодов, мотивация к занятиям физической культурой и гармоничному развитию и совершенствованию.


  1. Формирование организации занятий по физическому воспитанию для различных возрастных групп.




В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до

18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам:

подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки — 12—15 лет и юношеский

возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная периодизация в

известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные

границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое

воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в

значительной степени обусловливают содержание и методику физического

воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются

допустимые нагрузки, нормативные требования

Возраст 15—20 лет характеризуется поступательным развитием организма.

Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и

размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма.

Формирование скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому

времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К

16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15—16 лет

особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено

на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка,

тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в

целом.

У женщин рост заканчивается в 20—22 года, у мужчин в 23—25 чет. Рост тела

сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические

нагрузки могут привести к задержке роста.

С возрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес

тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и

рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы к весу

тела у подростков 15 лет составляет 32,6%, а у юношей 17—18 лет— 44,2%.

К 18—21 годам в основном заканчивается функциональное развитие отделов

центральной нервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы

отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает

над тормозными процессами.

В возрасте 11—18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейные размеры

сердца к 15—17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами

новорожденных. Объем полостей сердца в 13—15 лет составляет 250 см3, а у

взрослых 250—300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на

30—35%, то за четыре года (от 14 до 18) — на 60—70%. Увеличение емкости

полости сердца опережает увеличение 'просветов сосудов. Сердце нередко «не

поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 15—20 лет у

10—15% юношей и девушек отмечается относительное «малое» сердце, что

приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки.

Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в

минуту, а в возрасте 20 лет — у юношей 65—70, у девушек 70—75 ударов в

минуту.

В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является

скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14—16 лет составляет 18с, а

у взрослых — 17—29с.

Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет

разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное

повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими

упражнениями.

С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе с ростом тела

потребность в кислороде увеличивается и органы дыхания работают более

напряженно. Так, минутный объем дыхания у 14-летнего подростка составляет

на 1 кг веса 110—130 мл, у взрослого же всего лишь 80—100 мл.

Функциональные возможности аппарата дыхания еще недостаточно совершенны.

Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у

взрослых. Объем вентиляции составляет в 14—16 лет — 45 л, в 17—18 лет — 61

л в минуту.

Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного

аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование

и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление

дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильно дышать и помочь им

овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом

следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с

развитием других систем организма и в различные возрастные периоды

предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие тех

или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения

совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки

зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и

повышения функциональных возможностей растущего организма.

Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости организма

к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных

особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть

достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий

уровень выносливости наблюдается обычно к 23—25 годам. Упражнения на

выносливость в возрасте 17—18 лет и особенно в 15—16 лет необходимо строго

дозировать.

В возрасте 15—16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и

совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к

развитию силы. Однако в занятиях с учащимися этого возраста следует

воздерживаться от силовых упражнений с предельными нагрузками, так как

условия для развития силы создают несколько позднее в 19—20 лет.

Необходимо подчеркнуть, что обучение в средних и старших классах

совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается

повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные

особенности физического развития учащихся определяются по данным

медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того

же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического

воспитания важен индивидуальный подход.

Теоретическая подготовка. В процессе обучения учащиеся должны получить

теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о физкультурном

движении и организации физического воспитания; гигиенические основы

физического воспитания; теоретические знания по гимнастике, легкой

атлетике, спортивным играм, плаванию.

Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение

для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической

культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима

учебы и отдыха, систематические занятия физическими упражнениями в быту —

обязательное условие успешного решения задач физического воспитания,

предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на

практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями,

'предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физической

подготовки, учащихся следует познакомить с основами техники различных видов

спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним.

Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны

содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и

внедрению физических упражнений в 'быт учащихся.

. Методы сообщения теоретических знаний (уроки, беседы, теоретические

сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются

руководителями физического воспитания.


Общая физическая подготовка. Она составляет главное содержание занятий

физическими упражнениями в школах.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая

атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь

в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и

спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с

помощью которого решается большой 'круг задач: формируется правильная

осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость,

вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений

обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного

выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и

др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной

физической подготовке учащихся.

Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы

кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной

систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами

физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без

предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения

в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы

акробатики. Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное

значение.

Легкая атлетика в учебной работе в школах содействует более успешному

выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию,

восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим

видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные

упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и

высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке

отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь

двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого

пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость,

вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве,

повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами

физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой.

При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные

упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники

лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о

материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся

профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.

В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой

(баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами

выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее

благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и

ловкость;

повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим

упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность,

дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие

качества.

Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга, и

активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных

требований по другим основным разделам физического воспитания.

Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому развитию

форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при

горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют

правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку

физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию

организма.

Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и способствует

внедрению физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные

упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине;

дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

В связи с тем, что на плавание программой выделено ограниченное

количество часов, главным являются обучение технике плавания.

Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и

прикладное значение. Туристические походы проводятся во внеучебное время —

в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и

велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа

передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным

передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и

настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным

физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к

туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства

физического воспитания в быт учащихся.
Средства профессионально-прикладной физической подготовки. В качестве

средств физической подготовки используют главным образом физические

упражнения.

В зависимости от методической организации, от объема, интенсивности

выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный

тренировочный эффект. Исходя из этого средства физической подготовки

систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения

конкретных педагогических задач.

Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на

быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию

движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из

различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С

помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая

физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые

той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков

применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание,

плавание), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость

организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя

соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо

качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект.

Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями,

сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом,

интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми,

фехтованием.

Для совершенствования психических качеств — волевых, внимания, реакции на

сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других —

большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и

занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие

психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта

определяет активность соответствующих психических функций и степень их

проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции

на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой

степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др.

Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами,

спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями,

связанными с элементами опасности и др.

Учет успеваемости. На начальном этапе прикладной физической подготовки

проверкой выявляют исходный уровень развития важных качеств и навыков у

учащихся. Это позволяет преподавателю правильно планировать, организовывать

и вести учебный процесс. С учетом выявленных данных составляют документы

планирования, комплектуют подгруппы, разрабатывают индивидуальные учебные

задания и нагрузку и др.

Проверка и оценка физической подготовленности в ходе подготовки позволяет

преподавателю узнать, насколько эффективно решаются поставленные задачи, и

в необходимых случаях вносить соответствующие коррективы в методику

учебного процесса.

Проверка и оценка подготовленности осуществляются на основе специально

установленных нормативов. При этом перечень контрольных упражнений и

величина нормативов определяются объективными требованиями.

При разработке учебных нормативов по физической подготовке учащихся

необходимо руководствоваться методическими указаниями и требованиями

программы физического воспитания учащихся городских и сельских школ.

Проверку и оценку физической подготовленности учащихся следует

осуществлять на занятиях систематически в порядке текущего контроля и в

конце периодов обучения. Для анализа и оценки результатов, достигнутых

группой в целом и каждым учащимся, сравнивают данные первоначальных и

повторных проверок.

Источник: http://ref.by/refs/89/35798/1.html

  1. Формирование мотивов к занятиям по физическому воспитанию

Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов

Система физического воспитания в условиях вуза должна способствовать формированию личной физической культуры студента, выступая его интегральным качеством, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.

Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет разработан алгоритм привлечения учащихся, студентов, населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом в настоящих социально-экономических условиях. Важно определить, что необходимо сделать, чтобы выработать на различных этапах становления человека потребность заниматься физическими упражнениями и спортом всю жизнь.

Естественно, что мотивация приобщения индивида к занятиям физическими упражнениями и спортом играет первостепенную роль.

Ориентация студентов на творческое освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную, эмоционально-волевую и мировоззренческую среду, так как современное представление о физической культуре личности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

В связи с низким уровнем здоровья и растущим процентом заболеваемости среди студенческой молодежи возникает необходимость во внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Большая часть студентов не испытывает интереса к занятиям или не желает заниматься вообще. Среди них преобладает низкий уровень грамотности о здоровье, профилактике заболеваний. Главная цель занятий физической культуры, проводимых в учебных заведениях, это формирование физической культуры личности, подготовка к социально – профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья. Для этого необходимо стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологическое благополучие, развитие способностей, физических качеств и свойств личности. Именно регулярные занятия физической культурой и спортом должны обеспечить достижение необходимого уровня развития физических качеств, т.е. приобретение определенного уровня тренированности. Этого можно добиться, только тогда, когда педагог (в первую очередь педагог по физической культуре) направляет свою деятельности на формирование у студентов здоровьесберегающих компонентов, главный среди которых - мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Для этого необходимо учитывать интересы студентов. Выявлять наиболее предпочитаемые ими виды двигательной активности, с помощью средств и методов физического воспитания выработать у студентов интерес к занятиям.

Необходимо использовать индивидуальный и дифференцированный подход к физическим возможностям и подготовленности учащихся, применять на занятиях по физическому воспитанию соревновательную деятельность. В обязательном порядке в ход занятия включать эстафеты, игровые виды спорта. Для этого необходимо наличие учебно-тренировочной базы, спортивного инвентаря и оборудования. Организация спортивных секций по интересам студентов:

  • Волейбол;

  • Баскетбол;

  • Настольный теннис;

  • Легкая атлетика;

  • Занятия фитнесом;

  • Занятия в тренажерном зале (и т.д.)

Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий таких, как:

  • «День здоровья»

  • Туристические походы (и т.д.)

Все это позволяет поднять уровень физического и психологического здоровья студентов, повысить их мотивацию к занятиям физической культурой. Т.о. спорт, физическая культура, здоровый образ и спортивный стиль жизнедеятельности становятся надежной защитой, способной помочь студенческой молодежи адаптироваться к условиям жизни и профессиональной деятельности и на этой основе обеспечить высокую работоспособность, творческую активность, а в дальнейшем – трудовое долголетие.

Гуманизирующие и культурообразующие функции физической культуры нацелены, как и вузовская среда в целом, на социальное формирование личности студента. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определенных сторон — свойств будущего специалиста, на основе образа, эталона, профессионального идеала, в «структуре которого представлены ценности физической культуры: здоровье, соматический облик, функциональное состояние, развитые психофизиологические способности и др.».

 Таким образом, система физического воспитания в условиях вуза проявляет себя в трех основных направлениях:

Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию.

Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда.

В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, то есть «на других».

Достижение цели мотивации физического воспитания обусловлено решением следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач в высших учебных заведениях:

  1. Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности.

  2. Усвоение научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни.

  3. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

  4. Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре.

  5. Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студентов к будущей профессии.

  6. Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных профессиональных целей.

Известно, что решение комплекса вышеперечисленных задач происходит при соответствующем планировании, в частности при организации занятий по физическому воспитанию. При этом особое значение приобретает оздоровительная направленность этих занятий, связанная с проблемой здоровья студентов. Так, двухразовые занятия в неделю по два часа (обязательные академические занятия) без дополнительных самостоятельных занятиях не создают базиса устойчивой адаптации организма к мышечной работе.

Многие студенты первого курса имеют неудовлетворительную физическую подготовленность, негативное отношение к урокам физической культуры, у них нет потребности к занятиям спортом, стремления и умения улучшить физический статус, нет физкультурной грамотности.

Учащиеся недостаточно знают цели и задачи физического образования, спорта, двигательной реабилитации. Поэтому вопрос о том, как научить студентов постоянно заботиться о своем здоровье, заинтересовать их регулярно применять формы и методы физического воспитания в повседневной жизни, является актуальным. Необходимо, с одной стороны, заложить основные понятия физической культуры студента в широком понимании, привить навыки здорового образа жизни и потребности к занятиям физической культурой и спортом, с другой – повышать двигательные качества и физическую подготовленность студентов. Физическое воспитание, как учебный предмет, должно занимать не последнее место на всех факультетах вуза.

В настоящее время учебно-педагогический процесс требует от студентов высших учебных заведений значительных затрат сил на преодоление физических и умственных нагрузок. В этом плане важное место отводится самостоятельным занятиям физическими упражнениями, которые являются составной частью здорового образа жизни.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями восполняют дефицит двигательной активности студентов, способствуют более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности.

Студенты, занимающиеся самостоятельными занятиями, должны опираться на научно-методическую помощь кафедры физического воспитания и спорта. Планирование таких самостоятельных занятий осуществляется ими при непосредственном участии преподавателей по физической культуре и медико-биологическому направлению. В зависимости от состояния здоровья, уровня физической подготовленности студенты могут планировать достижение результатов по годам обучения в вузе. Задача таких занятий, особенно для студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, состоит в ликвидации остаточных явлений после перенесенных заболеваний, устранении функциональных нарушений и недостатков физического развития, повышении уровня здоровья и физических качеств.

Планирование студентами самостоятельных занятий и подбор физических упражнений направлены на достижение единой цели-сохранения их здоровья, поддержания уровня физической и умственной работоспособности.

Безусловно, привлечение студентов к самостоятельным занятиям вне рамок программы является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Потребность в движении- основа физиологических, социально-экономических и культурных ценностей. Реализация этих потребностей обеспечит нормальный рост и жизнедеятельность организма студента и будет способствовать привлечению его к систематическим занятиям физической культурой как в рамках учебного процесса, так и вне его.

Физическая культура в широком смысле это часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественных факторов природы, различных форм физических упражнений и спорта. В своем жизненном воплощении она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека, развитие его физических способностей. Физическая культура является видом социальной практики а это означает, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех и создает благоприятные условия для ее развития.

С целью воспитания социально активной личности в условиях вуза средствами физической культуры и спорта целесообразно решить, по мнению ученых, педагогов, следующие задачи:

  • повышение познавательного интереса студентов к своей будущей профессии;

  • активизация студентов на учебных занятиях;

  • развитие организаторских способностей студентов;

  • целенаправленная организация активного досуга студентов.

Для эффективной реализации на практике этих задач желательно использовать уже имеющийся опыт кафедры физического воспитания и спорта, поэтому необходимо сделать все для того, чтобы:

  • здоровый образ и спортивный стиль жизни стали нормой для студенческой молодежи;

  • повысить образовательный уровень студентов и информированность в области оздоровительных технологий по физической культуре и спорту;

  • существенно улучшить качество процесса физического воспитания и образования в вузах;

  • обеспечить студентам равные возможности для занятий физической культурой и спортом;

  • осуществить подбор квалифицированных, профессионально подготовленных преподавательских кадров;

  • заинтересовать студентов в систематических занятиях физической культурой, спортом, формировать у них здоровый образ жизни, вести борьбу с вредными привычками.

В целях развития и совершенствования оздоровительной культуры студентам необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Тем не менее, эта проблема нуждается в реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также в разработке организационно- педагогических рекомендаций.

На современном этапе успехи высшей школы в области физической культуры зависят от уровня активности и сознательности студентов, их отношения к физическому воспитанию как к учебной дисциплине. Но вместе с тем существуют определенные издержки в организации учебного процесса, оказывающие негативное влияние на посещаемость студентами практических занятий, их активность и инициативность на них.

Становится очевидной актуальность рассматриваемой проблемы, эффективность решения которой, на наш взгляд, зависит от применения на практике комплекса психолого-педагогических воздействий.

Решению данной проблемы посвящено исследование, проведенное на кафедре физического воспитания и спорта Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. В качестве исходного положения было принято, что несоответствие элементов субъективного образа необходимых условий для успешного освоения требований учебной программы с реально существующими является одной из основных причин, снижающих активность на занятиях.

Исследование проводилось в течение двух лет на базе Саратовского государственного университета. Всего было привлечено к работе 480 студентов, обучающихся на 1-2 курсах факультета филологии и журналистики. Данный контингент был выбран не случайно. Результаты первокурсников принимаются как исходные данные к моменту поступления в вуз, а ко второму году обучения студенты получают почти полную информацию об особенностях физического воспитания в вузе, а также о предстоящей трудовой деятельности по выбранной специальности.

Основными задачами исследовательской работы были определены:

•  определение динамики физической подготовленности студентов на 1-2 курсах;

•  изучение динамики изменения мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой на втором году обучения;

•  выявление причин, оказывающих негативное влияние на посещаемость и активность студентов на занятиях физической культурой. Сравнивая результаты анкетирования первокурсников и студентов второго курса, наблюдается тенденция изменения личностных ориентаций на занятиях физической культурой. Снижается процентное значение таких установок, как привычка к систематическим занятиям (с 37,2% до 21,4%), личная внешняя привлекательность (с 18,2% до 16,7%), развитие физических качеств (с 67,8% до 55,3%).

При сопоставлении результатов тестирования по основным физическим показателям с результатами проведенного анкетирования было выявлено, что у студентов с низкими показателями физической подготовленности среди мотивов отмечается возрастание роли такого фактора, как получение зачета с 2,8% до 23,5% анкетированных.

При выявлении причин, снижающих интерес и активность на занятиях по физической культуре, в основу были приняты результаты анкетирования студентов второго курса. Причины, называемые студентами, по своему характеру можно разделить на три группы: группа причин организационного характера, группа причин методического характера и группа причин личностного характера. Среди причин методического характера 41,3% опрошенных выделили несоответствие предлагаемых нагрузок физическим возможностям. Среди личностных причин 37,5% опрошенных называют низкий уровень собственной физической подготовленности. Одной из основных причин организационного характера называется отсутствие занятий по интересам - 41,6%.

При подборе методов педагогического воздействия мы исходили из положения, что выделенная нами группа причин может быть решена путем внедрению в практику индивидуально-дифференцированного подхода на основе либерализации учебного процесса.

Нами разработана система поэтапного осуществления индивидуально-дифференцированного подхода, основанная на учете показателей физической подготовленности, а также наклонностей и интересов студентов.

Источник:

В.В. Беляничева., Н.В. Грачева

Саратовский Государственный

университет имени Н.Г.Чернышевского

http://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0CEUQFjAC&url=http%3A%2F%2Fwww.sgu.ru%2Ffiles%2Fnodes%2F46788%2F%25D0%25A4%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8%2520%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%258F%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B9%2520%25D1%2584%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B9%2520%25D0%25BA%25D1%2583%25D0%25BB%25D1%258C%25D1%2582%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B9%2520%25D1%2583%2520%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B2.doc&ei=KZtuUsWPEMfQtAaVnYBA&usg=AFQjCNHDkWd7QUbwkIKjbkRUK6eDW3-XzQ&sig2=EoxTOKALlSOOwwtpfq84bA&bvm=bv.55123115,d.Yms&cad=rja

написать администратору сайта