Главная страница
Навигация по странице:

диплом эля2. 2 Разработка авторской социальнокультурной программы формирования здорового образа жизни старших школьников Мы здоровое поколение на примере гимназии 131 г



Скачать 120.36 Kb.
Название 2 Разработка авторской социальнокультурной программы формирования здорового образа жизни старших школьников Мы здоровое поколение на примере гимназии 131 г
Анкор диплом эля2.docx
Дата 30.04.2017
Размер 120.36 Kb.
Формат файла docx
Имя файла диплом эля2.docx
Тип Документы
#4901
страница 1 из 4
  1   2   3   4

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни старших школьников средствами социально-культурной деятельности………………………………………………………………7
1.1. Понятие и сущность здоровья, и здорового образа жизни…………7
1.2. Психологопедагогические и физиологические особенности учащихся старших классов……………………………………………………………12
1.3. Технологии формирования здорового образа жизни старших школьников…………………………………………………………………18 
Выводы по первой главе…………………………………………………25
Глава 2. Разработка социально-культурной программы формирования здорового образа жизни старших школьников «Мы здоровое поколение» ( на примере студенческого клуба АГИК)...............................................26
2.1.Анализ деятельности студенческого клуба АГИК по формированию здорового образа жизни старших школьников……………………………26
2.2. Разработка авторской социально-культурной программы формирования здорового образа жизни старших школьников «Мы здоровое поколение» на примере гимназии №131 г.Барнаула………………………………………31
2.3. Организационно-педагогический, методический и сценарно-режиссерский замысел спортивно-оздоровительного мероприятия

«Здоровый я – здоровая страна»……………………………………………36
Выводы по второй главе…………………………………………………..43
Заключение.....................................................................................................43
Список литературы.......................................................................................
Приложения…………………………………………………………………

Введение

В условиях ухудшения состояния здоровья населения России, распространения среди детей, молодежи социально-опасных заболеваний, падения нравственности и общей культуры формирование физически и духовно здоровой личности приобретает особую актуальность.

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН (2002 г.) за последнее время число здоровых школьников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в высшие и средние учебные заведения.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.

В государственных и властных структурах, в средствах массовой информации почему-то уверены, что эти данные у нас есть. "Больше того, в различных сообщениях, докладах, на совещаниях и конференциях с каждым годом представляются все более шокирующие цифры (20%, 8%, 2% здоровых детей). Хочу еще раз подчеркнуть, это, скорее всего, данные локальных исследований отдельных групп детей, по которым нельзя судить о состоянии здоровья детей в России. За последние пять лет у нас есть единственный официальный документ, на который мы имеем право сослаться при анализе состояния здоровья - это "Доклад о состоянии здоровья детей в Российской федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года)". По данным Всероссийской диспансеризации (осмотрено всего 30 млн. 400 тыс. детей) "32,4% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (III - IV - V группы здоровья)". В этом докладе представлена и динамика состояния здоровья мальчиков и девочек (различий между этими группами практически нет) от года до 15-17 лет, согласно которой существенного снижения количества детей I группы здоровья за период от 7 до 17 лет не происходит. Однако резко возрастает число детей III группы здоровья (с хроническими заболеваниями), т.е. "хрониками" становятся дети, имевшие функциональные отклонения. Признать эти данные корректными при всем желании не могу, т.к. дети разного возраста (4-6, 7-10, 11-14 и 15-17 лет) объединены в единые группы, и это не позволяет объективно оценивать ситуацию.

Великий философ и психолог Герберт Спенсер писал: «Кроме сохранения своего тела от внешнего вреда и разрушения, необходимо охранять его от других причин – от болезни и смерти, которые следуют за нарушением физиологического закона. И если кто сомневается в важности знакомства с правилами физиологии как в средстве, ведущем к полноте жизни, то пусть посмотрит вокруг себя и увидит, много ли найдется совершенно здоровых мужчин и женщин, средних и пожилых лет?»

Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества; выступает и как мерило его социально-этической зрелости уровень заботы государства о здоровье своих граждан.

Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

Выявлена тенденция к увеличению числа детей с нарушениями опорно– двигательного аппарата и зрения от младшего к старшему школьному возрасту, тогда как считается, что заболеваемость к старшему школьному возрасту снижается.

На сегодняшний день, как у детей, так и у населения в целом, преобладает безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, низок уровень восприятия проблем здоровья. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.

Одной из причин подобного состояния общества можно назвать то, что при проектировании образовательного процесса большинство руководителей общеобразовательных учебных заведений не ориентируют все виды деятельности школы на формирование здорового образа жизни учеников.

В связи с этим содержание общеобразовательных дисциплин, имеющих некоторый потенциал знаний о здоровье и факторах его формирующих, построено без системы, а потому не способствует формированию у подрастающего поколения системы знаний о здоровом образе жизни и в целом ответственного отношения к здоровью.

Корни развития здорового образа жизни складываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, которые оказывают существенное влияние на работу органов и систем организма. Однако чаще всего эти привычки складываются в результате многократного механического повторения без осознания ребенком влияния выполнения движений на функционирование организма.

Дети сами участвуют в своем становлении, поэтому воспитание и образование должно строиться на их активности. Возникает необходимость включения самого ребенка в заботу о здоровье в произвольное управление своим поведением для формирования тела, приобщения к ценностям здорового образа жизни для понимания сущности и необходимости следования указаниям взрослого, овладения показателями для самоконтроля своего самочувствия и состояния.

Развитие теории и практики физического воспитания в России никогда не отделялось и не отделяется от процессов становления социально-культурной деятельности общества в целом. Это развитие осуществлялось по нескольким направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы военно- физической подготовки( М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, А.В. Суворов), авторов концептуальных теорий физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), исследователей роли и места физического воспитания в педагогических системах( Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко).

В современном педагогическом опыте сложился целый ряд интереснейших авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга. Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыграли концепции раннего начала физического развития и закаливания( Б.П. и Л.А. Никитины), приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности( А.Ф. Пазухин) и другие.

Так же, в исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образа жизни у детей внесли вклад в свое время ученые различных наук - философы: К.Гельвеций, Дж.Локк, М.В.Ломоносов и др.; психологи и физиологи: В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский и др.; ученые -медики: Н.А.Амосов, В.Ф.Базарный, И.И.Брехман, И.И.Буянов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицин, Б.Н.Чумаков и др.; педагоги: Ш.А.Амонашвили, В.К.Зайцев, В.В.Колбанов, Я.Корчак, С.В.Попов, В.А.Сухомлинский и др.

Отдельные аспекты организации педагогического процесса и педагогического взаимодействия с целью сохранения здоровья ребенка находим у педагогов XX века Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака, К.Роджерса.

При организации исследования за основу были взяты работы Л. C. Выготского, А. В. Запорожца, И. В. Дубровиной, О. И. Хухлаевой, С. А. Козловой, P. P. Калининой, А. Н. Леонтьева, М. М. Лисиной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, С. В. Петериной, А. И. Сильвестру и др.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии, а так же специалистов в сфере социально–культурной деятельности, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мотивации детей к здоровому образу жизни. Ведь одной из основных функций социально-культурной деятельности является рекреативно-оздоровительная функция. Она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ с целью восстановления сил, снятия напряжения и одновременно развивающего воздействия.

Объектом является здоровый образ жизни старших школьников.

Предметом исследования является процесс формирования здорового образа жизни старших школьников.

Целью ВКР разработка социально культурной программы «Мы здоровое поколение» по формированию здорового образа жизни старших школьников.

Задачи

- изучить теоретические аспекты формирования здорового образа жизни старших школьников;

- выявить психолого-педагогические и психологические особенности старшего школьного возраста;

- изучить содержание технологии формирования здорового образа жизни старших школьников;

Гипотеза исследования:

Формирование здорового образа жизни будет более успешным если:

- будут изучены теоретические, психолого-педагогические, физиологические аспекты здорового образа жизни старших школьников;

- выявлена наиболее эффективное содержание и технология формирования здорового образа жизни старших школьников;

- разработана программа по формированию здорового образа жизни старших школьников;

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни у старших школьников средствами социально-культурной деятельности


    1. Понятие и сущность здоровья, и здорового образа жизни


«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья»

А. Шопенгауэр

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения).В. П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».Как видим, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровье человека, согласно данным С. В. Попова (95, с 9-10), зависит на 20 % от наследственных факторов, 20 % – от внешне средовых условий, от экологии, 10 % – от деятельности системы здравоохранения, 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств.

С. В. Попов отмечает, что образ жизни– биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Здоровье человека зависит от стиля жизни, который характеризует поведенческие особенности жизни человека, а поведение человека зависит, в первую очередь, от воспитания.

Ю.П.Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую – уровень жизни, социологическую – качество жизни, социально-психологическую – стиль жизни и социально-экономическую – уклад жизни. При равных первых двух категориях здоровье людей в очень большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей.

Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В современном образовании существует проблема недостаточной разработанности самого понятия «здоровый образ жизни». В последние годы в исследовании этой проблемы появилось несколько направлений:

-философско- социологическое;

- медико-гигиеническое;

- социальное;

- психолого- педагогическое.

Наиболее разработано медико-гигиеническое. Так, по мнению А.П. Лаптева, «ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия».

В своем исследовании мы учитывали междисциплинарный подход к определению понятия «здоровый образ жизни», опираясь на его трактовки в социологии, философии, медицине, валеологии, социальной гигиене и экологии человека.

В философско- социологическом направлении «здоровый образ жизни- это все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях», это ориентированность деятельности личности на сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Применительно к образованию мы рассматриваем понятие «здоровый образ жизни школьника» как способ жизнедеятельности, который способствует сохранению, укреплению и формированию здоровья школьника. Здоровый образ жизни подразумевает соблюдение здорового качества жизни и здорового стиля жизни. Качество жизни, с одной стороны, характеризуется условиями жизни школьника ( экологическими, природными и социальными), включающими в себя условия быта, труда и досуга. С другой стороны, качество жизни школьника характеризуется субъективными социально психологическими показателями. К ним относятся:

- степень удовлетворенности своей дееспособностью, состояние здоровья и психологическим состоянием;

- степень удовлетворенности качеством и полнотой встроенности в социальную инфраструктуру ( семья, общество);

-адекватность самооценки, соответствие индивидуальной и принятой в обществе систем морали и ценностей.

Здоровый стиль жизни (образ жизни в узком значении) – это поведенческие особенности жизнедеятельности школьника, его поступки и привычки, которые обеспечивают сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Элементами здорового стиля жизни школьника являются:

-двигательная активность;

-культура питания;

- культура общения;

-соблюдение режима труда и отдыха;

-соблюдение личной гигиены;

-творческая и социальная активность;

-соблюдение нравственно-этических принципов;

-медицинская активность

-отказ от вредных привычек

Здоровый стиль жизни человек строит в соответствии со своими биологическими, социальными и духовными потребностями. Стиль жизни выступает управляемым фактором здоровья человека.

Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста».

Традиционно составляющими здорового образа жизни школьников являются личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим. В работах Т. Л. Богиной , Ю. Ф.Змановского, М. А. Руновой, В. П. Спириной и др. представлены пути приобщения к этим составляющим культурного опыта. Они основаны на создании благоприятных условий для реализации поставленных задач.

Поэтому необходимо отслеживать готовность школьника вести здоровый образ жизни, т.е. осуществлять такой способ жизнедеятельности во всех сферах жизни, который обеспечивает сохранение, укрепление и формирование физического, психического, социального благополучия и духовно-нравственного здоровья.

Готовность личности вести здоровый образ жизни включает следующие составляющие:

- мотивационную- ценностные ориентации по отношению к здоровью и здоровому образу жизни и соответствующие социальные установки, познавательный интерес к проблемам здоровья, взгляды и убеждения индивида и мировоззрения в целом;

- личностную – степень развитости Я – концепция и способности к самореализации и саморазвитию;

- информационную - владение определенными знаниями о здоровом образе жизни и о способах и средствах достижения цели через изменение образа жизни ( быть здоровым во всех отношениях);

- интеллектуальную – овладение определенными интеллектуальными умениями и навыками ( аналитико- синтетическими, рефлексивными, целеполагающими и др.);

- операционально-технологическую – владение специальными умениями и навыками оценки своего здоровья и образа жизни, выявление поведенческих факторов риска и рисков, связанных с состоянием окружающей природы и социальной среды, владение умениями и навыками физического, психического, социально и духовно-нравственного изменения своего образа жизни.

Мотивационная и личностная готовность школьника вести здоровый образ жизни составляют самоуправляющие механизмы развития личности. Способность вести здоровый образ жизни – это умение эффективно реализовать готовности на практике, т.е. применять приобретенные общеучебные и специальные знания, умения и навыки в жизни.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Анализ психолого–педагогической литературы позволяет нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья старших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест. Обусловлено это тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого и возможно действительно разностороннее развитие личности. Физическая культура является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни, оптимизации их физического состояния.

    1. Психологопедагогические и физиологические особенности учащихся старших классов






«Самая первая и лучшая победа человека – покорить самого себя»

Платон

В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей старшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья старшего школьника и формирования здорового образа жизни. Семья, школа и общественность - главные социальные институты, отвечающие за воспитание и обучение детей и подростков. Они играют ведущую роль в становлении и развитии личности старшего школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья.

Здоровье человека можно рассматривать и исследовать в различных контекстах: с точки зрения активности человека в жизнедеятельности, наличия субъективных симптомов, способности к адаптации и т. п. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека предполагает его полное физическое, душевное и социальное благополучие. Это определение подтверждает известное еще с древности положение о единстве психического и соматического, которое гласит: « В здоровом теле здоровый дух, а в здоровом духе здоровое тело».

Несмотря на кажущуюся очевидность понятия психологического здоровья, его содержание до сих пор однозначно не определено, не разработаны четкие критерии его оценки, принципы формирования, пути и методы восстановления его потенциала. Иногда психологическое здоровье описывается в терминах состояния, в частности, состояния, для которого характерен баланс между различными аспектами личности человека ( Р. Ассаджиоли), баланс между потребностями индивида и общества ( С. Фрайберг). Некоторые исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы коммуникативные, эмоциональные, рефлексивные, поведенческие аспекты (Н. Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова ). Другие делают акцент на функциях адекватной регуляции поведения и деятельности человека (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский ), умении справляться с трудными жизненными ситуациями без отрицательных последствий для здоровья (П.Бейкер). Многие авторы понимают психологическое здоровье как динамическую совокупность различных психических свойств.

Старший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психологического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на старшеклассника, чем наказание. Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод, что, поощряя старшего школьника, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Старший школьный возраст охватывает период жизни от пятнадцати до семнадцати лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни подростка — его поступлением в среднее или высшее учебное заведение. Поступление в среднее или высшее учебное зщаведение вносит важнейшие изменения в жизнь старшего школьника. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, в семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться и развиваться.

Одной из основных задач школьного образовательного учреждения является обеспечение психического здоровья детей, которое одновременно является условием благоприятного личностного развития ребенка.

Проблема охраны и укрепления психического здоровья (mentalhealth) разрабатывается сейчас во всем мире.

В последние десятилетия у нас в стране также ведутся исследования в этом направлении специалистами различных областей знаний: психоневрологами, психогигиенистами, психиатрами (Ю. Ф. Ушаков, С. В. Запускалов, Д. Л. Спивак, Н. Г. Лусканова, Е. Н. Кутепов, Л. Г. Голубева, Ю. Ф. Савенко и др.) и психологами (С. В. Харланов, С. И. Сороков и др.). При этом каждый их специалистов пользуется своими специфическими критериями оценки психического здоровья.

Синоним психического здоровья – психическое благополучие.

Для обеспечения психического здоровья в школах необходимо создать благоприятную микросреду для каждого воспитанника в системах отношений «ребенок-ребенок», «ребенок– взрослый».

Психологически безопасная атмосфера в группе рождает у детей чувство защищенности, привязанности, доверия ко взрослым, окружающему миру, содействует эмоциональному комфорту каждого ребенка.

В теории и практике школьного воспитания встречается понятие «эмоциональное благополучие», которое, на наш взгляд, уже понятие «психическое здоровье» и отражает только некоторые стороны личностного развития. Обеспечение эмоционального благополучия у старших школьников и является одним из важных условий психического здоровья ребенка и благоприятного развития личности.

Согласно исследованиям Л. А. Абромян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. А. Рояк и других «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Об эмоциональном благополучии ребенка свидетельствуют:

• Физическое здоровье;

• Самореализация в деятельности, которая основана на активности и позволяет пережить «гордость за достижения»;

• Наличие референтного круга общения, к котором ребенок получает признание своей личности и достижении со стороны сверстников и взрослых;

• Адекватно высокая самооценка, обеспечивающая ребенку самоуважение;

Эти показатели внутренне взаимосвязаны и в комплексе указывают на эмоциональное благополучие или неблагополучие старших школьников.

Л. С. Выготский выделял в любом возрасте, как этапе психологического развития, следующие категории: социальную ситуацию развития, основные новообразования периода, особенности системного строении сознания. Единство внутренних процессов и внешних условий делает допустимым объединение в понятии «социальная ситуация развития» столь разнокачественных моментов, как изменения в содержании деятельности, общественном положении, в структуре социальных ролей; перемены в структуре общения.

Эмоциональное мироощущение играет важную роль в формировании «базового» пласта в сознании ребенка.

А. Д. Кошелева и ее сотрудники выделили уровни эмоционального поведения детей:

- телесный - появление близкого взрослого, как источника эмоциональных переживаний;

- социальный - «ребенок-предметный мир»;

Таким образом, на каждом уровне развития эмоционального поведения происходит становление эмоциональной регуляции и нарушение на одном из них приводит к эмоциональной дезадаптации.

У детей с эмоциональной дезадаптацией (А. Д. Кошелева и Л. Г. Бондаренко) наблюдаются нарушения в базальной эмоциональной регуляции: общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита; соматическая ослабленность, а также отсутствие адекватного взаимодействия с другими людьми, ранимость, страхи, агрессия, психическое недоразвитие, депрессия.

Анализ исследований, посвященных психическому здоровья детей и факторов на него влияющих, позволил определить компоненты эмоционального благополучия и факторы, влияющие на него. Среди них:

- Обеспечение развития вида деятельности и способы общения, соответствующие возрасту.

- Равномерное развитие психических процессов (соответствующих возрасту).

- «Социальная ситуация развития», определяющая особенности воспитания и обучения в каждой возрастной группе.

- Взаимодействие взрослого и ребенка.

Построение педагогического процесса с учетом данных факторов позволит поддерживать эмоционально положительное состояние ребенка постоянно.

Психическое здоровье — это не состояние непрерывного блаженства, а взаимодействие как отрицательных, так и положительных эмоций и настроений. Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.

В последнее время наблюдается тенденция к росту асоциальных форм самовыражения детей (преступность, наркотики, алкоголизм), что во многом связано с деформацией ценностно-нормативной системы общества, с размыванием социально позитивных ценностей и нравственных идеалов.

Коммерциализации подверглась сегодня не только экономика, но и нравственные ценности, культура, само отношение к подрастающему поколению. Значительная часть детей оказалась в положении изгоев общества ( бродяги, нищие, наркоманы, алкоголики).

Одной из важнейших проблем - незащищенность несовершеннолетних. Снижение рождаемости, высокие показатели сиротства, детской зависимости и смертности, уровня детской преступности, наркомании, токсикомании. Эти показатели растут, усугубляется процесс маргинализации детей.

Расширение спектра асоциальных форм поведения происходит под воздействием информационной среды. В условиях широкой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, интернет и др., на детей обрушился поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию.

Не менее важным фактором расширения зоны асоциального поведения является семья, чей воспитательный потенциал сегодня существенно снизился. С одной стороны, неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, с другой - чрезмерная занятость родителей , неблагоприятные семейные отношения- все это приводит к отчуждениям детей, провоцирует жестокость по отношению к родителям и окружающим. Ухудшается состояние здоровья детей, получают распространенные болезни, учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.

Таким образом, очень важно следить за состоянием психологического здоровья ребенка, создавать благоприятную атмосферу для развития личности.

Социально-культурная деятельность может стать ключевой в системе взросления и становления психологического здоровья старших школьников. Ведь психологически здоровый ребенок - это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый ребенок, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и признает ценность и уникальность окружающих его людей.

Старший школьный возраст занимает огромное место в возрастной психологии. Именно в этот период у индивида происходит второй физиологический кризис. В этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Психологическое здоровье детей имеет свою специфику. По мнению Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые не получили своего развития у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, психологическое здоровье – это прижизненное образование, но его предпосылки создаются в пренатальном периоде. В течение жизни оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов.

И. В. Дубровина утверждает, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения богатства развития личности, т. е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: истину, красоту, добро. Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

1.3. Технологии формирования здорового образа жизни старших школьников 

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа»

Локк Дж.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

А современные условия жизни предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.

Формирование знаний о ценностном отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.

Современные технологии социально-культурной деятельности предполагают обоснование методов, средств, содержание формы культурно-досуговых программ по формированию здорового образа жизни.

В современных социально-экономических условиях общество предъявляет новые требования к системе образования и воспитания подрастающего поколения, к его целям, задачам, содержанию и способам их реализации. Это проявляется, прежде всего, в смене парадигмы воспитания и образования, обусловленной смещением акцентов в общественном сознании: подросток из объекта педагогических воздействий превращается в обладателя неповторимой индивидуальности, в субъект собственного развития.

Можно выделить общие задачи сохранения здоровья старших школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:

1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2. Сформировать активную жизненную позицию.

3. Сформировать представления о своем теле, организме.

4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма

В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Для старших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система уже далеко зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно высок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.

Старший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является творческое мышление. Так же в старшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.

Большую роль в формировании знаний о ЗОЖ играет рациональность питания старшего школьника.

Правильное питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается. Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний. Организация правильного питания старшего школьника должна отвечать 5 основным принципам - оно должно быть разнообразным (чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми питательными веществами), регулярным, адекватным (соответствовать энерготратам ребенка в течение дня), безопасным, вызывать приятные ощущения и положительные эмоции.

Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у старших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе.

Очень важно постоянно вести работу по развитию самоопределения старших школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья.

Следует отметить еще один компонент, который является особо важным в формировании ЗОЖ старшего школьника – это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей старший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности.

В воспитании ценностного отношения к здоровью в учреждениях образования используются недостаточно эффективные формы работы с детьми. Либо ребенок служит лишь пассивным объектом воздействия на него педагога (беседы, рассказы, классные часы, «уроки здоровья»), либо основной целью является создание атмосферы состязания (спортивные игры, эстафеты, Дни здоровья и др.). Роль педагога во время таких мероприятий сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Более же эффективны такие формы работы, в которых педагог и ученики становятся активными участниками совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.

В практике используются как традиционные (классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые, сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков), прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми, требующие от школьников активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний.

Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у старших школьников имеет особую значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом.

Для более успешного формирования у старших школьников знаний о ценностном отношении к здоровому образу жизни, преподавателям необходимо правильно выстроить учебно-воспитательный, коррекционно-профилактический и оздоровительный план. Внимательно отобрать модели обучения здоровому образу жизни и образовательных программ, методик и технологий обучения, воспитания и развития учащихся.

Обучение здоровому образу жизни происходит как в рамках существующих образовательных программ, при условии выделения в каждой дисциплине ценностного, познавательного, нормативного и деятельностного компонентов здоровьесберегающего содержания, так и на специальных уроках здоровья и во внеурочное время.

Одним из вариантов обучения и воспитания здоровому образу жизни – внедрение специальных междисциплинарных модульных программ.

Например, программа курса, «Образ жизни и здоровье». Концепция, содержание и структура разработана для старших школьников.

Цель программы: развитие у старших школьников готовности и способности вести здоровый образ жизни, формирование знаний о ценности здоровья.

Ценностно-ориентационная деятельность, процесс становления и развитие ценностных ориентаций детей строится поэтапно.

На первом этапе первого урока по теме «Здоровье человека как ценность» идет диагностирование ценностных ориентаций старших школьников. Дети выясняют, каким образом состояние здоровья человека определяет его благополучие в жизни, затем учащиеся определяют свою систему ценностей, чтобы определить место здоровья в ней.

На втором этапе процесса обучения осуществляется воспитательная работа по изменению ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни в лучшую сторону. Специально организованные на занятиях ситуации, сопровождающиеся открытым диалогическим общения, позволяют создать психологические условия, располагающих детей к активизации таких личностных ценностей, как самоценность, ценность здоровья, ценность здорового образа жизни. Постоянно применяется прием акцентирования внимания на связи здоровья и образа жизни человека. Используя противопоставления здорового и не здорового стиля жизни.

На третьем этапе обучения осуществляется повторное выполнение задания по самооценке жизненных ценностей и планируются новые методы и приемы воздействия на учащихся.

Без регулярных, специально организованных физических упражнений в современных условиях даже дети, унаследовавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях, не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и ниже среднего развития при условии систематических занятий физической культурой. Но вместе с тем, чтобы у ребенка выработалось ценностное отношение к своему здоровью, сохранялся интерес к занятиям спортом, необходимо соблюдение некоторых принципов:

- Принцип всестороннего, гармоничного развития личности. Организм человека единое целое, развивать и укреплять необходимо все его органы.

- Принцип оздоровительной направленности предусматривает сохранение и укрепление здоровья.

- Принцип связи физического воспитания с дальнейшей жизнью.

Но вся эта работа невозможна, и в целом бесполезна, без поддержки и помощи родителей. Ведь именно в семье ребенок получает основные знания; именно семья помогает ребенку понять «что хорошо, а что плохо, что польза, а что вред».

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу, тем более старшие школьники.

Формы работы с семьей:

- Беседы - к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы здорового образа жизни, семейного досуга.

- Игровые досуговые программы - это способ взрослым ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я - дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная - вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

- Рекреативный семейный отдых - туризм, походы.

- Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).

- Экскурсионная работа - семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

- Совместное посещение концертов и массовых праздников

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья-дети, семья-семья, дети-дети, дети-подростки-взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитационную функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье.

Таким образом, можно сделать вывод, что там, где культивируется любовь к своему здоровью, обычно дети, став, в свое время, родителями, передадут это своим детям.

Вывод по первой главе

Анализ теоретико-методологических аспектов формирования здорового образа жизни позволил уточнить понятие ЗОЖ, выявить сущность. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось в три раза. Необходимо обратить внимание на эти показатели, ведь именно с самого начала нашей сознательной деятельности должны быть заложены основы здорового образа жизни. Именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания и дня, по правилам гигиены. С детских лет мы все должны быть «привиты» от всех вредных привычек, от которых страдает человечество.

Анализ психолого-педагогических аспектов позволил выявить специфические особенности старшего школьного возраста. Старший школьный возраст – это особый период в жизни каждого человека.

В это время ребенок особо предрасположен к накоплению знаний, это период усвоения по преимуществу. Подражательность многих действий и высказываний - очень важное условие умственного развития в эти годы. Важно направить в нужное русло повышенную впечатлительность, внушаемость старших школьников на условия, которые направлены на обогащение их психики, на сохранение здоровья.

Старший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым подростком на данном возрастном этапе. Именно в этот период так важна мотивация старших школьников на сохранение своего здоровья. Ведь если в этом возрасте подросток не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее.

Поэтому главной целью учреждений образования и культуры является, прежде всего, развитие, становление здорового человека: и физически, и нравственно, и духовно.

Анализ опыта формирования здорового образа жизни старших школьников позволил выявить наиболее эффективные технологии и формы, а также направление и содержание деятельности.

В каждом образовательном учреждении и учреждении культуры складывается своя система по формированию мотивации к здоровому образу жизни. Учебные предметы, содержащие знания об организме и здоровье человека, внеклассные праздники и спортивные соревнования, творческие конкурсы, исследовательские работы, встречи со специалистами, работа секций и спортивных клубов - все направленно на решение задач сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения.

Необходимо создать социально-культурную программу, которая будет мотивировать старших школьников к здоровому образу жизни, чтобы каждый ребенок открыл для себя здоровый образ жизни и понял, что единственная красота – это здоровье».

  1   2   3   4
написать администратору сайта