Главная страница
Навигация по странице:

23. Теоретикометодологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями развития. Направления реабилитационного процесса. Понятие реабилитационного потенциала



Скачать 236.79 Kb.
Название 23. Теоретикометодологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями развития. Направления реабилитационного процесса. Понятие реабилитационного потенциала
Анкор 23.docx
Дата 10.03.2018
Размер 236.79 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 23.docx
Тип Документы
#17715
страница 8 из 14
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

Вопрос 31. Аутизм как вариант искаженного развития. Общие психологические особенности лиц с синдромом РДА. проблема аутистических расстройств в контексте раннего сиротства.
В настоящее время возрастает количество комплексных отклонений в развитии детей. К их числу относится и синдром раннего детского аутизма или синдром Каннера. Последние исследования отечественных и зарубежных авторов (вопросом занимались Лебединский, Никольская, Баенская, Либлинг) частота этой аномалии развития достаточно велика - от 10 до 15 случаев на 10 000 детей младшего школьного возраста (больше, чем глухих и слепых). По распространенности РДА занимает четвертое место среди различных видов хронических нервно-психических патологий.
Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии.
аутизм как таковой, т.е. предельное "экстремальное" одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Имеются сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей степени аутизм нарушает развитие отношений с чужими людьми;
стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Ребенок сопротивляется малейшим изменениям в обстановке, порядку жизни. Наблюдается поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение; захваченность одной и той же темой разговора, рисования и т.п. и постоянное возвращение к ней;
характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции. Не менее чем в одной трети случаев это может проявляться в виде мутизма (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации при сохранении возможности случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Ребенок с РДА может иметь и формально хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой "взрослой" фразой. Однако такая речь носит характер штампованности, "попугайности", "фотографичности". Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь, может увлеченно декламировать одни и те же стихи, но не использовать речь даже в самых необходимых случаях, т. е. имеет место избегание речевого взаимодействия как такового. Для ребенка с РДА характерны речевые эхолалии (стереотипное бессмысленное повторение услышанных слов, фраз, вопросов), длительное отставание в правильном использовании в речи личных местоимений, в частности ребенок долго продолжает называть себя "ты", "он", обозначает свои нужды безличными приказами: "дать пить", "накрыть" и т.д. Обращает на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика речи ребенка;раннее проявление указанных выше расстройств (в возрасте до 2,5 лет).
Наибольшая выраженность поведенческих проблем (самоизоляция, чрезмерная стереотипность поведения, страхи, агрессия и самоагрессия) наблюдается в дошкольном возрасте, с 3 до 5- 6 лет.
Обращаясь к проявлениям дизонтогенеза у детей-сирот в возрасте до 3-4 лет при помещении их в дом-младенца в первые 3-6 месяцев жизни, отмечается ряд характерных особенностей. Центральным является нарушение эмоционального реагирования - своего рода "эмоциональная дефицитарность", проявляющаяся у детей сначала задержкой формирования таких реакций, как улыбка и комплекс оживления в первые месяцы жизни, а затем в виде эмоциональной недостаточности.
Для детей этой категории характерна тусклость выражения лица и глаз. Мимические проявления отличаются недостаточной эмоциональной живостью. Дети часто в бездействии лежат на полу, застыв в одной позе, но возможно и бесцельное моторное беспокойство в виде бега, прыжков и раскачиваний. Сладости, новые игрушки или животные не вызывают у этих детей восторга, типичного для здоровых детей. Многие дети равнодушны к смене привычного стереотипа. С возрастом у детей наблюдается не только превалирование, но и усугубление эмоционального дефицита, и дополнительную основу для этого создает широкий круг невротических расстройств, депрессивных состояний с соматическим компонентом, сенестоалгиями, адинамией и астенией.
Эмоциональные нарушения тесно сочетаются с искажением коммуникативных функций в виде аутистических тенденций с первого года жизни. При этом контакт детей со взрослым затруднен, дети безучастны и неактивны в общении. Наблюдается отсутствие эмоционального реагирования на появление как знакомых, так и незнакомых взрослых. Нет страха, настороженности, или же, любопытства по отношению к "чужим".
В отличие от других вариантов детского аутизма "психогенный" аутизм более преходящий, он подвергается быстрому обратному развитию при нормализации условий воспитания. Однако, в случае пребывания ребенка в неблагоприятных условиях первые 3 года жизни аутистическое поведение и нарушение психического, эмоционального и коммуникативного развития становятся стойкими и трудно отличимыми от других вариантов раннего детского аутизма.
При парааутистическом синдроме нарушена система дитя-мать, не сформирована она и с лицом, заменяющим мать. Сиротство - депривационный фактор, лежащий в основе парааутизма является причиной дефицита экзогенной стимуляции сенсорной, когнитивной и аффективной сфер и коммуникативной функции у детей, воспитывающихся в условиях эмоциональной депривации, что, к тому же, сочетается с определенными нарушениями социализации.
Т.о., в первое полугодие жизни у аутичного ребенка наблюдаются нарушения в развитии начальной фазы коммуникативных навыков, основным содержанием которых является налаживание возможностей обмена эмоциями, выработка общих эмоциональных смыслов каждодневных ситуаций, что происходит в общении лицом к лицу ребенка и взрослого.

Вопрос 16.Психологическое консультирование: специфика, цели, задачи, методологические основы, структура и виды консультативной помощи.

Психологическое консультирование – область практической психологии, цель которой в оказании консультантом психологической помощи клиентам в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее решения. Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия профессионального консультанта с клиентом в позиции “личность–личность”. Цель этого взаимодействия – помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, цель которой в оказании помощи в решении большого спектра психологических проблем. Психологическое консультирование ориентировано на психически здоровую личность, на отсутствие медикаментозного воздействия, краткосрочность (не более 15 встреч). Виды психологического консультирования: индивидуальное (внутренний конфликт, страхи, психотравмы); супружеское, семейное, орг. консультирование. Консультирование как основной вид практики выделяет следующие цели:

  1. Оказание оперативной помощи в решении возникших проблем;

  2. Оказание помощи в решении тех вопросов, с которыми человек не может справиться без вмешательства, нуждается в совете;

  3. Оказание временной помощи (депрессия);

  4. Клиент понимает свою проблему, но сомневается;

  5. Оказание помощи в том случае, когда нет возможности оказания другой помощи;

  6. Психологическое консультирование используется совместно с другими видами помощи;

  7. Оказание хотя бы минимальной помощи;

Структура:

  1. Начало работы

  2. Сбор информации (диагностика, наблюдение)

  3. Определение возможных решений

  4. Реализация плана клиентом.




Вопрос №11

Актуальный уровень развития. Зона ближайшего развития. Роль психологического сопровождения в развитии детей с отклонениями в развитии.

Автором учения является Лев Семенович Выготский. Поэтому актуальный уровень развития характеризуется наличием психологических функций ребенка, которые имеются на сегодняшний день, а также запасом ЗУН.

Зона ближайшего развития определяет потенциальные возможности ребенка, т.е. то, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого.

Выделяют показатели уровня актуального развития.

  1. Обученность:

  • Знания ребенка

  • Оперирование действиями

  1. Развитость

  • Наличие сформированной деятельности (самостоятельность в постановке задач; ориентирование в деятельности; вариативность деятельности.)

  • Владение целостной деятельностью

  • Особые характеристики умственного развития к определенному возрасту

  1. Воспитанность

  • Нравственные знания, убеждения, мотивы

  • Нравственные поступки в поведении

  • Согласование знаний, убеждений и поведения

Показатели зоны ближайшего развития:

  1. Обучаемость:

  • Способность к усвоению знаний

  • Восприимчивость к помощи других

  • Перенос в новые условия

  • Переключаемость с одного способа работы на другой

  • Активность ориентировки в новых условиях

  • Быстрота образования новых понятий и способов действия

  1. Развиваемость

  • Откликаемость на побуждение к умственному развитию

  • Переключаемость с одного плана мышления на др.

  1. Воспитуемость

  • Откликаемость на побуждение к развитию личности

  • Активность ориентировки в новых социальных условиях

  • Перенос и гибкость способов поведения в новых условиях.

Таким образом, в обучении и воспитании детям нельзя предъявлять непосильных требований. Они должны соответствовать уровню актуального развития и открывать перспективы ближайшему развитию.

Психологическое сопровождение – это индивидуальная помощь ребенку по каким-либо показателям: обучение, воспитание и развитие.

Поэтому роль психологического сопровождения будет заключаться именно в оказании помощи ребенку с отклонениями в развитии, а также в решении возникающих у него проблем, или в их предупреждении.

15. Психологическая диагностика в деятельности специального психолога: цели, задачи, принципы, вопросы подбора диагностического материала, уровни постановки диагноза.

Психодиаг-ка – это выявление проблем, трудностей в обучении и воспитании учащихся, выявлен особен. развития, интересов и т.д. Диагностика всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способн. ребенка, преодолен. трудностей и нарушен. в развитии. Тщательное обследование должен вести специалист, осведомлен-й в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебн. педагогики. Выделяют различные виды диагностики:- скрининговая (диагност. группа детей, оценив. постоянство тех или иных псих-х свойств);- динамическая (наблюд. динамики развития, определен. эффективн. обучения, развивающ и коррекцион мероприятий);- итоговая . Каждый вид диагностики имеет свой набор методик и тестов.

Этапы диагностич. процесса:

1. Запрос к психологу от учителей, родителей. Изучение особенностей поведения, общения, учебы и т.д.

2. Определение псих-ой проблемы. Запрос преобраз в псих проблему. Психолог получ информацию от беседы с учителем, товарищами, родителями, наблюдение за самим объектом, затем выдвиг гипотеза и формулир причина нарушения.

3. Выбор метода исследования, сочетание количествен и качествен анализа, психолог должен уметь сочетать результаты наблюдения и свои собственные впечатления. Выготский обращал внимание на то, что установление симптомов не приводит к диагнозу.

4. Психологический диагноз. По Выготскому это узловой этап. Диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией.

5. Практические рекомендации, составление программы психокоррекционной работы.

14.Депривация. Ее формы и механизмы.

Депривация – это психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. Двигательная депривация является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии. Сенсорная депривация — следствие "сенсорного голода", т. е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Ранняя эмоциональная депривация закладывает основы будущего социального и психического неприятия окружающей среды и ее ценностей, ожидание угрозы со стороны окружающего мира. Материнская депривация и, прежде всего, госпитализм — синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери.

В условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие варианты психической патологии: 1) нарушение формирования личности;

2) нарушение психического и интеллектуального развития;

3) психические расстройства".

Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием "социальная депривация", является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Формы социальной депривации различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, Можно выделить: 1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом и каждый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств вне зависимости от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшего крушение корабля или заблудившаяся в тайге или в пустыне экспедиция и т. п.);

2) принудительную изоляцию, а) осужденные, подследственные, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, алкоголизма, б) солдаты срочной службы, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов для "социальных" и реальных сирот);

3) добровольно-вынужденную, (примером тому могут служить разнообразные профессиональные закрытые группы, но при этом в определенном смысле элитарного характера — интернаты для особо одаренных детей и подростков, нахимовские и суворовские училища и т. п.);

4) добровольную изоляцию (монахи,).

Во всех возрастных группах у депривированных детей отмечается малая дифференцированность и поверхностность в общении с окружающими, недостаточность развития высших эмоций: чувства жалости, сочувствия, соучастия, способности сознавать свою вину, испытывать чувства стыда, а также низкая работоспособность, расстройства внимания, памяти.Фрустрация, т. е. переживание досады и т. п. из-за блокады потребности,- это не депривация, а более частное понятие. Если у ребенка отнимают, например, игрушку, ребенок может находится в состоянии фрустрации. Если ребенку вообще не дают играть длительное время, то это будет депривацией.

31.Искаженное психическое развитие.

Представлено в частности синдромом раннего детского аутизма. Клинико-психолог. структура раннего детского аутизма, как особой формы недоразвития, в первые описанной Каннером, характериз. следующими признаками: 1. аутизм как предельное одиночество ребенка, формирующ. нарушение его социального развития,

2.  стремление к постоянству, проявляемое в виде стереотипных занятий,

3. особая характерная задержка и нарушение развития речи, вне связи с интеллектуальным уровнем развития ребенка,

4. раннее проявлен. (до 2,5 лет) патологии психического развития.

Аутизм проявляется при отсутствии или значительном снижении контактов, «уходе» в свой внутренний мир. Аутичный ребенок, где бы он не находился ведет себя так как будто он один. Эмоционально холодны, безразличны к близким. Многие окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Отмечается своеобразие моторики и речи таких детей. Уже начав ходить они еще сохраняют неуклюжесть, имеют проблемы с бегом и прыжками. На конфликту. ситуацию реагируют аграссивно, криком, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. Искаженность развития аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании высокого уровня развития мыслительных операций, опережающем возрастные нормы, в характерных односторонних способностях (метематич., конструктивн., и др.).
написать администратору сайта