Главная страница
Навигация по странице:

23. Теоретикометодологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями развития. Направления реабилитационного процесса. Понятие реабилитационного потенциала



Скачать 236.79 Kb.
Название 23. Теоретикометодологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями развития. Направления реабилитационного процесса. Понятие реабилитационного потенциала
Анкор 23.docx
Дата 10.03.2018
Размер 236.79 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 23.docx
Тип Документы
#17715
страница 2 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

6.Роль В. П. Кащенко в становлении служб специальной психологии. Актуальность изучения этого вопроса обусловлена тем, что В. П. Кащенко заложил основы науки, которая занимается изучением лиц с отклонениями в развитии. В начале 20 века в Европе стало развиваться движение за организацию специальных приютов, сочетающих в себе методы обучения, воспитания и лечения детей с аномалиями в развитии. Основоположником этой системы в России явился Всеволод Петрович Кащенко. Он родился в 1870 г. в городе Ейске Кубанской губернии в Многодетной семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. Становление его как профессионала происходило в Московском государственном университете на медицинском факультете, который он успешно оканчивает в 1897 году. А в 1904 г. Кащенко уже становится главным врачом больницы в Московской губернии. В 1907 1. в Петербурге Кащенко знакомится с современными педагогическими работами профессоров А.Н.Нечаева и А.Ф.Лазурского, участвует в деятельности неврологической клиники профессор» А. С. Грибоедова. В 1908г. он изучает работу спец.учреждений различного профиля в Европе. Вернувшись в Россию арендует в Москве небольшой дом и организует в нем первый санаторий-школу для дефективных детей. Она сочетала в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели, не имевший по его комплексному подходу аналогов не только в стране, но и в мире. До этого времени работа с аномальными детьми сводилась к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и школ для умственно отсталых и к разрозненным усилиям по обеспечению их призрения и воспитания (Е.В. Герье, М.П. Постовский, ОБ. Фельцман и др.). Однако это не находило поддержки со стороны государства и осуществлялось за счет частою финансирования. Впервые с докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступает на состоявшемся в 1909 г Ш съезде психиатров "... о необходимости организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей " В основу деятельности таких школ легли созданные им принципы лечебной педагогики: медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных, целью которых является исправление характера и личности в целом. После революции 1918 г. вместо частных благотворительных учреждений для аномальных детей, была создана общегосударственная система народного образования. В этом году санаторий-школа Кащенко превращается в государственное учреждение и на его основе организуется Дом изучения ребенка, в 1919 г. И здесь возник Музей детской дефектологии, подобных которому не было ли в одной стране. Всеволод Петрович сформулировал причины детской дефективности, рассказал о принципах дошкольного, школьного обучения аномальных детей и о дефектологическом образовании. Уже с 1919 г. при Доме изучения ребенка были организованы курсы по обучению работников-дефектологов. В 1920 г Кащенко создает Педагогический институт детской дефективности, который возглавлял до 1924 г., пока институт не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский гос. университет. В 1924 г. отделение преобразовано в самостоятельный -факультет Московского педагогического института имени А.С. Бубнова, где Всеволод Петрович до 1931 заведовал кафедрой лечебной педагогики. Одновременно с этим вузом возник в Петербурге и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный профессором А.С. Грибоедовым. В.П. Кащенко явился автором первого русского учебника по дефектологии "Дефективные дети и школа" (1912); фундаментального труда "Проблемы изучения и воспитания ребенка" (1926), монография «Исключительные дети. Их изучение и воспитание» (1929).Скончался В.П. Кащенко в 1943 году в Москве.

Вывод: таким образом, В.П.Кащенко сыграл огромную роль в становлении служб специальной психологии. Во многом благодаря ему, сегодня мы имеем довольно развитую систему обучения и воспитания лиц, с отклонением в развитии.

13 Актуальные проблемы и тенденции развития специальной психологии . Проблемы развития специальной психологии.

Специальная психология испытывает на себе негативное влияние неоднозначности понятийного аппарата. Многозначность таких понятий, как «личность», «интеллект», «норма развития» и другие, создает условия для столь же неоднозначной квалификации состояния детей и подростков. Психология специальная-раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые),нарушением анализаторов(глухие, слепые, слепоглухонемые),недоразвитием речи при сохранном слухе. При определении специальной психологии как самостоятельной отрасли терминологически было зафиксировано сужение сферы ее интересов, произошло расширение за счет выделения специального направления по оказанию психологической помощи детям с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с ЗПР, со сложными недостатками развития. В центре внимания специальной психологии дети и подростки с различными отклонениями в психическом,соматическом,сенсорном,интеллектуальном,личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющего особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья. Основными целями специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации.

Споры вокруг детей с ЗПР. В определении специальной психологической помощи предлагается термин «дети с особыми образовательными потребностями», который представляется нам адекватным тем специфическим задачам, которые призвано решать специальное образование в целом и специальная психология в частности. Во Всемирной организации здравоохранения и в нашей отечественной реализуются специальные реабилитационные программы, участие в которых возможно только при наличии статуса инвалида. Поэтому новый термин пока ограничен разработкой государственного стандарта общего образования лиц с огран.возможностями. Больше всего споров ведется по поводу крайне разнородной группы детей, обозначаемых как дети с ЗПР. Для большинства исследований и практиков по отношению к данной группе детей ключевыми словами стали «эмоционально-волевая незрелость» ,«слабость произвольной регуляции деятельности». Главная сложность в отношении данной группы детей состоит в том, что из Международной статистической классификации болезней исчезла категория «задержка психического развития». Остались расстройства например «нарушение активности внимания»,«гиперкинетическое расстройство поведения».

Необходимость работы по пересмотру ныне действующего понятийного аппарата и этики его использования ощущается и в среде многочисленных ассоциаций родителей детей с отклонениями в психич.развитии. Родители глубоко умств.отст.детей выдвигают требование-отказаться от термина «умственная отсталость». Представляется целесообразным формировать адекватные представления у нормально развив.детей и их близких о лицах с недостатками в развитии. Сделать их можно понятными, а отсюда-неопасными. Интеграция детей с различными отклонениями в развитии в учреждения общего образования должна готовиться, иначе можно ожидать еще большую травматизацию ребенка по сравнению с пребыванием его в спец.образ. учреждении. Основные направления и тенденции развития специальной психологии. Специальная психология является развивающейся областью науки и практики. Наиболее рано сформировавшимися как в теорет.,так и прикладных аспектах были такие направления спец.психологии, как психология умств.отст. (олигофренопсихология),психология глухих(сурдопсихология),психология слепых(тифлопсихология). Спец.психология включает в себя: психологию детей с задержкой психич.развития, психологию детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психологию детей с нарушениями функций ОДА, психологию лиц с нарушениями речи, психологию детей со сложными недостатками развития. В образовательных учреждениях встречаются дети, испытывающие трудности социально-психол. адаптации и обучения вследствие тяжелых соматических заболеваний (заболевание крови, органов дыхания, аллергии и др.),а также в связи с последствиями тяжелых эмоциональных переживаний. Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации, затрудняют и осложняют решение коррекционно-образовательных задач. Фактически в спец.психолог. помощи нуждаются не только дети, посещающие спец.образов. учреждения, но и значит. кол-во детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, а также учащиеся школ общего назначения. В связи с усилением интеграционных процессов в образовании, в одном классе или дошкольной группе могут находиться самые разные категории детей, которые в свое время Л. С. Выготским были отнесены к разряду «трудных». У них отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длит.хронич. заболеваний. Дети «соц.риска»-это дети из детских домов и приютов, дети из семьи беженцев и переселенцев. Они находятся в тяжелых соц.условиях, будучи психолог. ослабленными, оказываются в образов. учреждении еще и в полной психолог. изоляции по причине предубеждений этнического порядка, имеющих место как у детей и родителей, так иногда у работников образования.

Вопрос 18. Психогигиена и психопрофилактика

В настоящее время психогигиена и психопрофилактика являются актуальными вопросами в области психологии, ведь именно психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. Изучением данных вопросов занимались такие ученые как К.К. Платонов, Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К, В.Н. Мясищев. Само понятие "психическая гигиена" возникло в XIX веке, когда американец К. Бирс, будучи многолетним пациентом клиники для душевнобольных, написал в 1908 году книгу "Душа, которая нашлась вновь". В ней он разобрал недостатки в поведении и позициях медицинских работников по отношению к больным, а в последующем и вся его деятельность была направлена на улучшение условий жизни психически больных не только в клинике, но вне стен больницы. Следует, однако, отметить, что еще до К. Бирса решающий шаг для этого сделал Филип Пинель (1745—1826), снявший 24 мая 1792 года цепи с 49 больных, находившихся в психиатрической больнице Бисетр в Париже. В 1948 году в Лондоне была создана всемирная федерация психического здоровья, которая собирает информацию о состоянии психического здоровья и разрабатывает основы и концепции психического здоровья. Психогигиена — наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Специфической особенностью психогигиены является и тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом, психогигиена включена в медицинскую психологию. Психогигиена включает в себя: 1) возрастную психогигиену (особое значение имеет психогигиена детского и пожилого возраста); 2) психогигиену быта (эмоциональное самообладание, профилактика алкоголизма); 3) психогигиену трудовой деятельности и обучения (создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, профилактика конфликтов, промышленная эстетика, психогигиена умственного труда); 4) психогигиену семейной жизни (психологический климат семьи).На практике достижения целей психогигиены могут реализовываться путем:

  • создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;

  • передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;

  • санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену. В системе психогигиенических знаний чаще выделяют отдельно психогигиену детства, юношества, зрелого возраста, психогигиену пожилых людей. Кроме того, выделяют психогигиену умственного и физического труда, психогигиену быта и семейных отношений. Существует также много и специфических разделов психогигиены труда—психогигиена инженерная, спортивная, военная и т.д. Соблюдение психогигиенических норм в процессе воспитания является в то же время и психопрофилактикой. Психопрофилактика - это система мероприятий, направленных на снижение нервно-психической заболеваемости, на предупреждение возникновения психических заболеваний. Психопрофилактика должна начинаться с момента рождения ребенка, для создания благоприятных психологических условий развития. Психопрофилактика должна следовать за естественным процессом психологического развития. Психопрофилактика включает в себя разработку и внедрение мер, направленных на охрану психического здоровья, улучшение производственных и бытовых условий жизни людей. Важное средство психопрофилактики - пропаганда психогигиенических знаний и здорового образа жизни, психологическое просвещение. В целях психопрофилактики важно выявлять начальные симптомы психических заболеваний. Для этой цели в системе здравоохранения существуют психодиспансеры, которые занимаются учетом, выявлением и лечением заболеваний. В их деятельности принимают участие и медицинские психологи. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков, не будучи своевременно скорректированы, в дальнейшем могут существенно осложнить их жизнь, являясь фоном для более глубоких душевных расстройств, постоянных конфликтов в семье и на службе и даже преступных действий (Личко А. Е; Леонгард К.,). В качестве психопрофилактического и реабилитационного мероприятий может использоваться и санаторно-курортное лечение. Помимо таких лечебных факторов природы как благоприятный климат, минеральные воды, лечебные грязи, достаточно широко применяются также физиотерапия, лечебная физкультура, массаж и психотерапия. Важная роль медицинского психолога в данном случае может заключаться в организации психотерапевтических занятий, проведении сеансов релаксации, аутотренинга, музыкотерапии. Итак ,распространение психогигиенических. идей и навыков зависит от социально-экон., социально-психологического и культурного уровня развития общества. Претворение в жизнь принципов психогигиены и психопрофилактики позволит не только создать практические условия для всестороннего формирования личности человека, но и уменьшить заболеваемость неврозами - наиболее, распространённым и социально прогрессирующим видом нервно-психической. патологии.


Вопрос №19. Психотерапия в практике специального психолога.

На протяжений многих лет психотерапия, особенно в нашей стране, понималась как чисто лечебное воздействие, входящее в компетенцию исключительно медицины. В последние годы в связи с интенсивным развитием психологических методов коррекции, основанных на значении социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, право на существование получили и немедицинские модели психотерапии, в частности психологическая модель. В наши дни психотерапия активно развивается. Это не является чем-то удивительным: по мере возрастания стрессогенности общества, возникновения крупных экономических, политических и психологических перемен, дети больше взрослых подвергаются психическим травмам. Причем дети испытывают на себе как непосредственное патогенное воздействие указанных факторов, так и опосредованное — через взрослых (неблагополучие семьи и ближайшего окружения, антипедагогика сотрудников детских учреждений и т. д.).Применительно к детскому и подростковому возрасту проблемы психотерапии получили свое освещение в трудах В. М. Бехтерева, 3. Фрейда, А. Фрейд, М. Клейн. Вопросы детской психотерапии нашли отражение в трудах отечественных психотерапевтов В. Е. Рожнова, Б. 3. Драпкина, М. И. Буянова, А. И. Захарова. Т.к. психотерапия входит в компетенцию медицины, специальный психолог может использовать лишь некоторые элементы психотерапевтического воздействия ( например, элементы арт-терапии).Арт-терапия оказывает лечебное воздействие по средствам искусства. Арт-терапия делится на активную и пассивную. Изотерапия – коррекция неблагоприятных психических состояний через изо деятельность. Рекомендуется при ЗПР, речевых нарушениях, нарушениях слуха, УО, аутестических расстройствах. Рисуночная терапия, рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. Коррекция средствами изобразительного искусства может быть представлена в виде игры, а не в виде специальных занятий, как в более старшем возрасте, причем предпочтение отдается упражнениям, предполагающим несложную работу с материалом, включая использование песка, глины, наливание разных красок на лист бумаги. При этом необходимо подробнейшее предварительное знакомство с изобразительными средствами. Такого рода работа позволяет активизировать детей и развивать их сенсомоторные навыки. Отмечено, что у умственно отсталых детей при попытках работать с незнакомыми, непривычными материалами может возникнуть сильная тревога, поэтому им нужна индивидуальная помощь. В работу обычно включаются темы и упражнения, направленные на развитие психических функций. Применяются несложные техники для совместной групповой работы, чтобы дети постепенно усваивали навыки социального взаимодействия. В зависимости от задач, реализуемых на различных этапах развертывания процесса изобразительной деятельности ребенка, выделяет четыре основных этапа:

— предварительный, ориентировочный этап — исследование обстановки, изобразительных материалов;

— выбор темы рисования (или обозначение психологом), эмоциональное включение в процесс рисования;

-поиск адекватных форм выражения, активное экспериментирование;

развитие форм в направлении все более полного самовыражения, их конкретизация, разрешение конфликтной травмирующей ситуации в символической форме. Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольники с нарушениями слуха, речи, с задержкой психического развития, позволяет получить положительные результаты:

- создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

- обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями);

- оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Музыкотерапия – это вид эстетотерапии, при котором музыка используется с лечебными целями. Это психотерапевтический метод, являющийся в своей основе бессловесным внушением определенного настроения, поднимающего ребенка над своими переживаниями.

Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно направленную, активную музыкальную деятельность. При работе с детьми целесообразно использовать оба варианта музыкальной психокоррекции. Активная широко используется в групповых занятиях с целью сплочения группы и эффективности группового взаимодействия. Например, хоровое пение, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах или с помощью ложек, расчески и пр .Дети с интрапсихическими конфликтами предпочитают тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Она способствует снижению тревожности, страха, улучшению настроения, особенно на начальных этапах общения с ребенком. Положительное влияние музыкотерапии проявляется также в усилении активности ребенка, его эмоциональности. Активирующее влияние на ребенка с эмоциональными проблемами, особенно с проблемами в межличностном общении оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать в группе при выполнении детьми упражнений с мячом, кеглями и пр. Следует подчеркнуть, что наряду с положительным отношением детей к музыкальным произведениям может наблюдаться отрицательное отношение, что бывает обусловлено отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка, неподготовленностью его к восприятию музыки, а также индивидуально-психологическими особенностями.

Танцевально-двигательная терапия В танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я".

Существует три основные области работы:

  1. Тело и его движения

  2. Межличностные отношения

  3. Самосознание

Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь ребенку обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.

Во второй области психолог устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей.

Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.

В третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.

Использование различных элементов арт-терапии дают прекрасные результаты. Но при подборе различных методов арт-терапевтического воздействия, специальный психолог обязательно должен учитывать индивидуально-психологическую характеристику, направленность конфликта, особенности социальной среды, окружающей ребенка.

написать администратору сайта