Главная страница
Навигация по странице:

27 признаки мифологического мышления. 27. Своеобразие мифологического мышления



Скачать 18.26 Kb.
Название 27. Своеобразие мифологического мышления
Анкор 27 признаки мифологического мышления.docx
Дата 25.04.2017
Размер 18.26 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 27 признаки мифологического мышления.docx
Тип Документы
#2970
Категория Искусство. Культура

27. Своеобразие мифологического мышления.

Признаки и свойства мифологического сознания можно рассмотреть в двух аспектах.

Статистический аспект: 1) конкретность: объектность и ситуативность; 2) качественность мифических объектов и ситуаций; 3) восприятие объектов сознания живых существ.

Динамический аспект. Деятельность сознания – мышление. Динамика мифологического сознания есть в основе своей логика его мышления. Мифологическое сознание в целом обычно пытаются сопоставить с рационалистическим мышлением, чтобы выявить его специфику. Свойства рационалистического мышления – непротиворечивость, независимость от субъекта мышления, категориальность (мышление четко определенными понятиями и категориями), законосообразность (подчинение жестким логическим правилам получения результатов), формализация и абстрагирование. Основа формальной рассудочной логики – силлогизм. Формально – логическое мышление стремиться к построению правильных силлогизмов и борется с неправильными заключениями. Мифологическое мышление резко отличается от рационалистического. Оно с рассудочной точки зрения – необычное, чудесное. Вместо порядка рассудка здесь присутствует «порядок сердца». Выдвижение взаимоисключающих аргументов – признак мифологического мышления. Для мифологического мышления характерна необычная, нерассудочная причинность.

Теория прелогического мышления. Теорию эту развивал Леви – Брюль. Он отвергает гипотезу анимизма. По Леви – Брюлю, человек древности вообще не занимается рассудочными объяснениями, ассоциированием, а значит, и анимизм есть незаконное приложение современной логики к материалу древности, который ей неадекватен. Человек в древности мыслит принципиально не так, как человек современный. У него своя логика. Древнее мышление есть мышление коллективными представлениями. Мышление традицией. Эти коллективные представления передаются в группе «из поколения в поколение, они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них, сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т.д. в отношении своих объектов, они не зависят в своем бытии от отдельной личности…».

Теория метафорического мышления. Эрнст Кассирер первым дал структурный анализ мифа. Он привел в системное единство материал мифов, исходя из того, что миф – самодостаточная, замкнутая система. В мифическом содержании проявляет себя не абстрактно – логическое, а интуитивное начало. Мифологическое мышление не претендует на логическую достоверность. Здесь он солидарен с Леви – Брюлем. Миф возникает в результате интуиции о единстве мироздания, универсума. Принцип мифологического мышления – идентификация: часть есть целое. Мифу безразлично все, кроме священного. По Кассиреру, в мифологическом мышлении бытие в целом классифицируется на основе антитезы сакральное – профанное. Мифологическое понятие определяет не количество, а сакральное качество. Количество – только случайный момент, относительно безразличное, несущественное отличие. Причем это качество замещает и вполне выражает собой вещь. Но это и есть основной принцип метафоризации. Результатом ориентации на сущностное качественное определение вещи является метафоризм как основной закон мифологического мышления. Теория Кассирера остается основой в представлениях о мифологическом мышлении.

Теория медиации. Популярная теория мифомышления была создана во второй половинеXXвека фр. уч. К. Леви – Стросом. Он попытался найти в мифах достаточно строгую и четкую рационалистическую логику. Мифологическое сознание, по Леви – Стросу, есть строгий мыслительный механизм, оно едино для каждого человека, для всех народов, содержит коллективные представления, а его деятельность подчинена универсальным законам. В основе этого мышления – идея порядка, который практически не зависит от эмпирики, слабо связан с окружающей реальностью как таковой. Этот порядок, формируемый сознанием, в основном самодостаточен, абстрактен. Миф – область автономной от внешней реальности, даже независимой подчас, логики. Он не имеет прямого отношения к внешнему миру. Миф – системен, это своего рода язык. Природа мифа аналогична природе языка. Язык подчинен определенным правилам. Следовательно, у мифа есть законы, аналогичные законам языка. Единица языка: фонема. Язык есть взаимосвязанная система его единиц, фонем. Знаки мифа (минимальные его структурные единицы) названы были ученым мифемами. Это и персонажи, и вещи, и иные реалии мифа.

Следующая идея Леви – Строса: миф нужно читать не как последовательную историю, «строка за строкой». Основное значение мифа передается не последовательностью событий, а всей их совокупностью. Первым законом мифомышления является, по Леви – Стросу, антитетичность. Мир организуется этим мышлением как система полярных антитез. Каждая такая антитеза названа им оппозицией. Она образуется противопоставленим двух признаком (мифем), становящихся смысловыми полюсами (бог/демон, зло/добро и пр.). А раз их две, то и оппозиция называется бинарной. Антитезами организована статичная структура мифа, мифологического сознания. Здесь работает механизм медиации – прогрессивного посредничества.

Медиатором может быть персонаж, вещь, занятие, понятие и пр. Например, в мифе об умирающем и воскресающем божестве медиатором является само это божество в оппозиции жизнь – смерть. Оно соединяет два мира.

У Леви – Строса миф не отражает, а моделирует действительность и гармонизирует ее. Он служит для ориентации в мире и для примирения внутренних противоречий человеческой души. Миф оказывается продуктом интеллектуальной потребности в устранении противоречий путем логических манипуляций.

Теория сублимации выдвинута Фрейдом. Согласно Фрейду, в основе мифологического мышления лежит механизм сублимации. В сознании бушует либидо – сексуальный инстинкт. Но на него наложен общественный запрет. Сексуальные комплексы вытеснены в недра бессознательного с поверхности сознания. Сублимация есть подмена, замещение инстинкта его символическим подобием, каковым, в частности, является и миф. Миф является шифром инстинкта. Образы мифа – язык бессознательного, язык инстинктивных желаний. Конкретные процессы мифологического мышления могут быть выявлены специалистом – психоаналитиком. Фрейд искал в образах мифа и фольклора завуалированные сексуальные подтексты. Так, сказочный волк (сказка о волке и семерых козлятах, Красной шапочке) у него есть символический образ отца – мстителя, таящего в себе угрозу кастрации. Все удлиненные предметы (палки, стволы, ножи, пики) соотносились с мужским началом, все емкости (ящики, шкафы, печи, сосуды) – с женским.

Теория архетипов – создал Карл Густав Юнг. Миф есть проекция, репродукция и трансформация структур сознания, выявление архетипов. Архетипы всплывают из подсознания сами собой. Эти мышления без усилия. Тем самым оно противопоставлено рационалистическому мышлению – упорной и утомительной работе, вызывающей усталость. Архетип вырастает в душе человека, как цветок. Следует, по Юнгу, не столько искать смысл цветка (ломать цветок), сколько понять его цель (восстановление равновесия личности, компенсация внутренних конфликтов).

Мифологи (Я. Голосовкер и др.) говорят, что миф моделирует собой прочие формы культуры, определяющим образом влияет на язык, на общественную жизнь, на историю народа, детерминирует видение мира человеком, включенным в мифическую сферу. Культура в этом контексте воспринимается как развитие базисных мифов, исходных мифических интуиций.

Интерес к мифам принял форму их целенаправленного изучения на рубеже XVIII–XIXвв. Во вт. пол.XIXв. в культуре и науке возобладали установки позитивизма. Появился новый стимул к изучению мифа. Ученые перестали искать в нем высшее, возвышенное, истинное знание. Мифы были восприняты как надежное свидетельство о ранних этапах развития человека и общества, как источник для изучения жизни и сознания человека глубокой древности. ВXIXв. было распространено убеждение, что время мифов миновало. Наступило время науки. Место для мифа отводилось только в искусстве. Однако миф не умер. Миф оказывается вечным началом, необходимым и неизбежным средством обновления человека и культуры.

XXвек – это век ремифологизации. Реабилитация мифа путем признания его познавательных возможностей. Иррациональное больше не кажется невероятным (НЛО, полтергейст, левитация и пр.). Миф как живое и одухотворенное знание о мире противопоставляется сухому, черствому рассудку, научному теоретизированию и эксперементированию. Миф также интерпретируется как универсальный способ придания бытию смысла. Это надежное средство для гармонизации бытия, внесения порядка в социальную жизнь и внутренний опыт человека. Миф объединяет людей общей верой. Вера может быть вполне традиционной. Но, по общему признанию,XXвек – это век новых актуальных мифов, создающих новое содержание веры. Мифы нашего времени – это мифы культурные, национальные, политические, религиозные. Самые известные мифы 1 пол.XXв. – это идеологии. Идеология – система идей, требующая веры в себя, претендующая на поклонение в качестве безальтернативной истины. Основные идеологические мифы века – миф светлого будущего (советский), миф народа как самодавлеющей суперобщности (фашистский) и др.
написать администратору сайта