Навигация по странице:
|
27 признаки мифологического мышления. 27. Своеобразие мифологического мышления
|
Название |
27. Своеобразие мифологического мышления
|
Анкор |
27 признаки мифологического мышления.docx |
Дата |
25.04.2017 |
Размер |
18.26 Kb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
27 признаки мифологического мышления.docx |
Тип |
Документы
#2970
|
Категория |
Искусство. Культура |
|
27. Своеобразие мифологического мышления.
Признаки и свойства мифологического сознания можно рассмотреть в двух аспектах.
Статистический аспект: 1) конкретность: объектность и ситуативность; 2) качественность мифических объектов и ситуаций; 3) восприятие объектов сознания живых существ.
Динамический аспект. Деятельность сознания – мышление. Динамика мифологического сознания есть в основе своей логика его мышления. Мифологическое сознание в целом обычно пытаются сопоставить с рационалистическим мышлением, чтобы выявить его специфику. Свойства рационалистического мышления – непротиворечивость, независимость от субъекта мышления, категориальность (мышление четко определенными понятиями и категориями), законосообразность (подчинение жестким логическим правилам получения результатов), формализация и абстрагирование. Основа формальной рассудочной логики – силлогизм. Формально – логическое мышление стремиться к построению правильных силлогизмов и борется с неправильными заключениями. Мифологическое мышление резко отличается от рационалистического. Оно с рассудочной точки зрения – необычное, чудесное. Вместо порядка рассудка здесь присутствует «порядок сердца». Выдвижение взаимоисключающих аргументов – признак мифологического мышления. Для мифологического мышления характерна необычная, нерассудочная причинность.
Теория прелогического мышления. Теорию эту развивал Леви – Брюль. Он отвергает гипотезу анимизма. По Леви – Брюлю, человек древности вообще не занимается рассудочными объяснениями, ассоциированием, а значит, и анимизм есть незаконное приложение современной логики к материалу древности, который ей неадекватен. Человек в древности мыслит принципиально не так, как человек современный. У него своя логика. Древнее мышление есть мышление коллективными представлениями. Мышление традицией. Эти коллективные представления передаются в группе «из поколения в поколение, они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них, сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т.д. в отношении своих объектов, они не зависят в своем бытии от отдельной личности…».
Теория метафорического мышления. Эрнст Кассирер первым дал структурный анализ мифа. Он привел в системное единство материал мифов, исходя из того, что миф – самодостаточная, замкнутая система. В мифическом содержании проявляет себя не абстрактно – логическое, а интуитивное начало. Мифологическое мышление не претендует на логическую достоверность. Здесь он солидарен с Леви – Брюлем. Миф возникает в результате интуиции о единстве мироздания, универсума. Принцип мифологического мышления – идентификация: часть есть целое. Мифу безразлично все, кроме священного. По Кассиреру, в мифологическом мышлении бытие в целом классифицируется на основе антитезы сакральное – профанное. Мифологическое понятие определяет не количество, а сакральное качество. Количество – только случайный момент, относительно безразличное, несущественное отличие. Причем это качество замещает и вполне выражает собой вещь. Но это и есть основной принцип метафоризации. Результатом ориентации на сущностное качественное определение вещи является метафоризм как основной закон мифологического мышления. Теория Кассирера остается основой в представлениях о мифологическом мышлении.
Теория медиации. Популярная теория мифомышления была создана во второй половинеXXвека фр. уч. К. Леви – Стросом. Он попытался найти в мифах достаточно строгую и четкую рационалистическую логику. Мифологическое сознание, по Леви – Стросу, есть строгий мыслительный механизм, оно едино для каждого человека, для всех народов, содержит коллективные представления, а его деятельность подчинена универсальным законам. В основе этого мышления – идея порядка, который практически не зависит от эмпирики, слабо связан с окружающей реальностью как таковой. Этот порядок, формируемый сознанием, в основном самодостаточен, абстрактен. Миф – область автономной от внешней реальности, даже независимой подчас, логики. Он не имеет прямого отношения к внешнему миру. Миф – системен, это своего рода язык. Природа мифа аналогична природе языка. Язык подчинен определенным правилам. Следовательно, у мифа есть законы, аналогичные законам языка. Единица языка: фонема. Язык есть взаимосвязанная система его единиц, фонем. Знаки мифа (минимальные его структурные единицы) названы были ученым мифемами. Это и персонажи, и вещи, и иные реалии мифа.
Следующая идея Леви – Строса: миф нужно читать не как последовательную историю, «строка за строкой». Основное значение мифа передается не последовательностью событий, а всей их совокупностью. Первым законом мифомышления является, по Леви – Стросу, антитетичность. Мир организуется этим мышлением как система полярных антитез. Каждая такая антитеза названа им оппозицией. Она образуется противопоставленим двух признаком (мифем), становящихся смысловыми полюсами (бог/демон, зло/добро и пр.). А раз их две, то и оппозиция называется бинарной. Антитезами организована статичная структура мифа, мифологического сознания. Здесь работает механизм медиации – прогрессивного посредничества.
Медиатором может быть персонаж, вещь, занятие, понятие и пр. Например, в мифе об умирающем и воскресающем божестве медиатором является само это божество в оппозиции жизнь – смерть. Оно соединяет два мира.
У Леви – Строса миф не отражает, а моделирует действительность и гармонизирует ее. Он служит для ориентации в мире и для примирения внутренних противоречий человеческой души. Миф оказывается продуктом интеллектуальной потребности в устранении противоречий путем логических манипуляций.
Теория сублимации выдвинута Фрейдом. Согласно Фрейду, в основе мифологического мышления лежит механизм сублимации. В сознании бушует либидо – сексуальный инстинкт. Но на него наложен общественный запрет. Сексуальные комплексы вытеснены в недра бессознательного с поверхности сознания. Сублимация есть подмена, замещение инстинкта его символическим подобием, каковым, в частности, является и миф. Миф является шифром инстинкта. Образы мифа – язык бессознательного, язык инстинктивных желаний. Конкретные процессы мифологического мышления могут быть выявлены специалистом – психоаналитиком. Фрейд искал в образах мифа и фольклора завуалированные сексуальные подтексты. Так, сказочный волк (сказка о волке и семерых козлятах, Красной шапочке) у него есть символический образ отца – мстителя, таящего в себе угрозу кастрации. Все удлиненные предметы (палки, стволы, ножи, пики) соотносились с мужским началом, все емкости (ящики, шкафы, печи, сосуды) – с женским.
Теория архетипов – создал Карл Густав Юнг. Миф есть проекция, репродукция и трансформация структур сознания, выявление архетипов. Архетипы всплывают из подсознания сами собой. Эти мышления без усилия. Тем самым оно противопоставлено рационалистическому мышлению – упорной и утомительной работе, вызывающей усталость. Архетип вырастает в душе человека, как цветок. Следует, по Юнгу, не столько искать смысл цветка (ломать цветок), сколько понять его цель (восстановление равновесия личности, компенсация внутренних конфликтов).
Мифологи (Я. Голосовкер и др.) говорят, что миф моделирует собой прочие формы культуры, определяющим образом влияет на язык, на общественную жизнь, на историю народа, детерминирует видение мира человеком, включенным в мифическую сферу. Культура в этом контексте воспринимается как развитие базисных мифов, исходных мифических интуиций.
Интерес к мифам принял форму их целенаправленного изучения на рубеже XVIII–XIXвв. Во вт. пол.XIXв. в культуре и науке возобладали установки позитивизма. Появился новый стимул к изучению мифа. Ученые перестали искать в нем высшее, возвышенное, истинное знание. Мифы были восприняты как надежное свидетельство о ранних этапах развития человека и общества, как источник для изучения жизни и сознания человека глубокой древности. ВXIXв. было распространено убеждение, что время мифов миновало. Наступило время науки. Место для мифа отводилось только в искусстве. Однако миф не умер. Миф оказывается вечным началом, необходимым и неизбежным средством обновления человека и культуры.
XXвек – это век ремифологизации. Реабилитация мифа путем признания его познавательных возможностей. Иррациональное больше не кажется невероятным (НЛО, полтергейст, левитация и пр.). Миф как живое и одухотворенное знание о мире противопоставляется сухому, черствому рассудку, научному теоретизированию и эксперементированию. Миф также интерпретируется как универсальный способ придания бытию смысла. Это надежное средство для гармонизации бытия, внесения порядка в социальную жизнь и внутренний опыт человека. Миф объединяет людей общей верой. Вера может быть вполне традиционной. Но, по общему признанию,XXвек – это век новых актуальных мифов, создающих новое содержание веры. Мифы нашего времени – это мифы культурные, национальные, политические, религиозные. Самые известные мифы 1 пол.XXв. – это идеологии. Идеология – система идей, требующая веры в себя, претендующая на поклонение в качестве безальтернативной истины. Основные идеологические мифы века – миф светлого будущего (советский), миф народа как самодавлеющей суперобщности (фашистский) и др.
|
|
|