Главная страница

_Литвак А.Г., Психология слепых и слабовидящих. А. Г. Литвак Рос гос пед унт им. А. И. Герцена. Спб. Издво ргпу, 1998. 271 с


Скачать 1.18 Mb.
Название А. Г. Литвак Рос гос пед унт им. А. И. Герцена. Спб. Издво ргпу, 1998. 271 с
Анкор _Литвак А.Г., Психология слепых и слабовидящих.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.18 Mb.
Формат файла doc
Имя файла _Литвак А.Г., Психология слепых и слабовидящих.doc
Тип Литература
#449
страница 1 из 24
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.

Оглавление


От автора

Раздел 1. Общие вопросы тифлопсихологии

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

§1. Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия ее нарушений

§2. Предмет тифлопсихологии

§3. Задачи тифлопсихологии, ее значение и связь с другими науками

§4. Методы тифлопсихологического исследования

§5. Развитие психики при глубоких нарушениях зрения

§6. Нервно-психические нарушения при слепоте и слабовидении

§7. Характеристика психического отражения при дефектах зрения

Вопросы и задания

Литература

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

§1. Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки

§2. Основные направления тифлопсихологии копия XIX - качала XX вв.

§3. Тифлопсихология в дореволюционной России

§4. Становление отечественной тифлопсихологии

§5. Отечественная тифлопсихология на современном этапе

Вопросы и задания

Литература

ГЛАВА 3. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ

§1. Понятие о дефекте и компенсации

§2. Принципы и физиологические основы компенсации

§3. Физиологические механизмы компенсации

§4. Биосоциальная природа компенсаторного приспособления

§5. Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации.

Вопросы и задания

Литература

Раздел II. Личность и деятельность при дефектах зрения

ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ СЛЕПЫХ

§1. Проблема личности в тифлопсихологии

§2. Активность личности при слепоте

§3. Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения

§4. Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению

§5. Социальная перцепция и установки на общение

Вопросы и задания

Литературе

ГЛАВА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ДЕФЕКТАХ ЗРЕНИЯ

§1. Деятельность и компенсация

§2. Социально-трудовая реабилигация инвалидок но зрению

Вопросы и задания

Литература

ГЛАВА 6. ВНИМАНИЕ СЛЕПЫХ

§1. Внимание и его роль при дефектах зрения

§2. Особенности внимания слепых

Вопросы и задания

Литература

ГЛАВА 7. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕПЫХ

§I. Понятие о речи и ее функциях

§2. Особенности развития речи при слепоте

§3. Особенности речевого общения слепых

Вопросы и задания

Литература

Раздел III. Психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении

ГЛАВА 8. ОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

§1. Сенсорная организация человека при дефектах зрения

§2. Критика знаковой теории ощущения

§3. Проявление психофизических закономерностей ощущения при слепоте и слабовидении

§4. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидяших

§5. Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих

§6. Использование зрения частичнозрячих и слабовидящих в процессе учебной деятельности

§7. Слуховые ощущения слепых

§8. Тактильные ощущении слепых

§9. Кожно-оптическое чувство

§10. Кинестезические ощущения слепых

§11. Вибрационные ощущения незрячих

§12. Хеморецепция слепых

§13. Статические ощущения слепых

Вопросы и задания

Литература

ГЛАВА 9. ВОСПРИЯТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

§I. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения

§2. Сравнительная характеристика зрительною и осязательного восприятия

§3. Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичиозрячих

§4. Природа, формы и способы осязательного восприятия

§5. Осязательное восприятие пространства

§6. Роль осязания в детальности слепых

§7. Приборное восприятие

Вопросы и задания

Литература

ГЛАВА 10. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

§1. Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих

§2. Формирование представлений при дефектах зрения

§3. Зрительные представления ослепших

§4. Критика знаковых теорий представлений

Вопросы и задания

Литература

ГЛАВА 11. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СЛЕПЫХ

§1. Понятие об ориентации в пространстве

§ 2. Роль органов чувств в ориентировке слепых

§ 3. Топографические представления

Вопросы и задания

Литература

ГЛАВА 12. ПАМЯТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

§ 1. Проблема памяти в тифлопсихологии

§ 2. Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих

Вопросы

Литература

ГЛАВА 13. МЫШЛЕНИЕ СЛЕПЫХ

§1. Мышление и его роль в компенсации слепоты

§2. Теории мышления в тифлопснхологии

§3. Мыслительные операции

§4. Формы и виды мышления

Вопросы и задания

Литература

ГЛАВА 14. ВООБРАЖЕНИЕ СЛЕПЫХ

Вопросы и задания

Литературе

ГЛАВА 15. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА СЛЕПЫХ

§1. Особенности эмоций и чувств слепых

§2. Эмоциональные состояния и внешнее выражение эмоции

§3. Воля слепых

Вопросы и задание

Литература

От автора


В планах подготовки тифлопедагогов дошкольных учреждений, учителей и воспитателей школ слепых и слабовидящих, раабилитологов кабинетов и школ восстановления трудоспособности взрослых инвалидов по зрению на дефектологических факультетах значится курс "Тифлопсихология" (психология слепых и слабовидящих). В целях облегчения усвоения студентами этого курса нами в 1972 г. была издана книга "Очерки психологии слепых и слабовидящих", а 1985г. - учебное пособие "Тифлопсихология".

Работая над этим изданием, мы исходили из того, что за последние годы дифектология, и тифлопсихология в частности, заметно продвинулись вперед. За это время был собран новый обширный фактический материал, раскрывающий особенности развития психики аномальных детей, психологических особенностей лиц, утративших зрение в зрелом возрасте, существенно пополнились наши знания об особенностях поведения в условиях социальной и зрительной депривации (ограничения), путях методах их коррекции.

Тем самым была создана предпосылка для дальнейшего углубления теории развития в условия сенсорной недостаточности. Кроме того, на смену процессуальному пришел новый, личностный подход, при котором психические процессы и состояния рассматриваются не изолированно друг от друга, не абстрактно, а как структурные компоненты личности.

Накопление новых экспериментальных фактов и их теоретическое обобщение выдвинули психологию в первые ряды педагогических наук. Успехи дифектологии признаны не только в нашей стране, о чем свидетельствует, например, присуждение Государственной премии А.И. Мещярикову и И.А. Соколянскому за работы по вопросам воспитания и обучения слепоглухонемых, но и во всем мире. И задача, которая стояла перед автором при работе над данным учебным пособием, заключалась в том, чтобы отразить в нем современное состояние одной из отраслей дефектологии - психологии слепых и слабовидящих, вооружить будущих тифлопедагогов тифлопсихологическими знаниями, сведениями о состоянии науки на сегодняшний день, так как без этого немыслима подготовка высококвалифицированных специалистов-дифектологов. (стр. 3)

В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает подготовка проблемы управление психическим развитием аномального ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии и тифлопедагогики во главу угла следует, очевидно, ставить задаче управление развитием личности аномального ребенка в целях предупреждения возникновения вторичных дифектов. Такое управление, как показывают многочисленные исследования, вполне возможно.

Разумеется, такая постановка вопроса не снимает проблемы коррекции и компенсации нарушенных функций, однако в случае успешного решения проблемы развития аномального ребенка центр тяжести коррекционно-компенсаторных воздействий может переместиться в область первичных дефектов, значительно облегчив тем самым работу педагогов, так как спонтанное влияние соматического дефекта (нарушение зрительного анализатора) будет в значительной части блокировано. И, что еще более важно это поможет сблизить, свести пути развития аномального и нормального ребенка. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграцию в обществе зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дифектолога Г. И. Трошина, согласно которой между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одни и тем же закономерностям, разница заключается в способе развития.

Хотя, как отмечалось выше, за последнее десятилетие психология слепых и слабовидящих сделала значительный шаг вперед. некоторые ее вопросы нуждаются в дальнейшей разработке, что и обусловило разную полноту освешения в разделах учебного пособия отдельных структурных компонентов психики слепых и слабовидящих. К таким разделам относятся, прежде всего, устойчивые психические свойства личности и эмоционально-волевая сфера психики инвалидов по зрению. Эти разделы тифлопсихологии, нуждаются в дальнейшей разработке.

Слабовидение является пограничным состоянием между нормальным зрением и слепотой. Поэтому во многих проявления психической деятельности слабовидящие практически от нормы (стр. 4) ничем не отличаются. В связи с этим отдельные разделы и главы учебного пособия посвящены исключительно психике слепых.

Особо следует отметить. что при изложении программного материала мы исходили из того. что курс специальной психологии базируется на ряде ранее изучавшихся студентами дисциплин, в связи с чем формулировки определений, описания сущности физиологических механизмов тех или иных явлений даются в крайне сжатом и обобщенном виде. Иными словами, учебное пособие расчитано на студентов, хорошо усвоивших анатомию, физиологию и потологию органов зрения, физиологию высшей нервной деятельности. основные закономерности развития и проявлений психики в норме.

Усвоение общеи тифлопсихологических знаний позволит студентам - диффектологам сознательно усвоить теорию воспитания и обучения методики преподавания в специальной школе и специальных дошкольных учреждениях, овладеть необходимыми практическими навыками, стать знающими, понимающими и любящих свих воспитанников педагогами. (стр. 5)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24