|
_Литвак А.Г., Психология слепых и слабовидящих. А. Г. Литвак Рос гос пед унт им. А. И. Герцена. Спб. Издво ргпу, 1998. 271 с
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
Оглавление
От автора
Раздел 1. Общие вопросы тифлопсихологии
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ
§1. Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия ее нарушений
§2. Предмет тифлопсихологии
§3. Задачи тифлопсихологии, ее значение и связь с другими науками
§4. Методы тифлопсихологического исследования
§5. Развитие психики при глубоких нарушениях зрения
§6. Нервно-психические нарушения при слепоте и слабовидении
§7. Характеристика психического отражения при дефектах зрения
Вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
§1. Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки
§2. Основные направления тифлопсихологии копия XIX - качала XX вв.
§3. Тифлопсихология в дореволюционной России
§4. Становление отечественной тифлопсихологии
§5. Отечественная тифлопсихология на современном этапе
Вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 3. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ
§1. Понятие о дефекте и компенсации
§2. Принципы и физиологические основы компенсации
§3. Физиологические механизмы компенсации
§4. Биосоциальная природа компенсаторного приспособления
§5. Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации.
Вопросы и задания
Литература
Раздел II. Личность и деятельность при дефектах зрения
ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ СЛЕПЫХ
§1. Проблема личности в тифлопсихологии
§2. Активность личности при слепоте
§3. Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения
§4. Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению
§5. Социальная перцепция и установки на общение
Вопросы и задания
Литературе
ГЛАВА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ДЕФЕКТАХ ЗРЕНИЯ
§1. Деятельность и компенсация
§2. Социально-трудовая реабилигация инвалидок но зрению
Вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 6. ВНИМАНИЕ СЛЕПЫХ
§1. Внимание и его роль при дефектах зрения
§2. Особенности внимания слепых
Вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 7. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕПЫХ
§I. Понятие о речи и ее функциях
§2. Особенности развития речи при слепоте
§3. Особенности речевого общения слепых
Вопросы и задания
Литература
Раздел III. Психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении
ГЛАВА 8. ОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
§1. Сенсорная организация человека при дефектах зрения
§2. Критика знаковой теории ощущения
§3. Проявление психофизических закономерностей ощущения при слепоте и слабовидении
§4. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидяших
§5. Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих
§6. Использование зрения частичнозрячих и слабовидящих в процессе учебной деятельности
§7. Слуховые ощущения слепых
§8. Тактильные ощущении слепых
§9. Кожно-оптическое чувство
§10. Кинестезические ощущения слепых
§11. Вибрационные ощущения незрячих
§12. Хеморецепция слепых
§13. Статические ощущения слепых
Вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 9. ВОСПРИЯТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
§I. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения
§2. Сравнительная характеристика зрительною и осязательного восприятия
§3. Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичиозрячих
§4. Природа, формы и способы осязательного восприятия
§5. Осязательное восприятие пространства
§6. Роль осязания в детальности слепых
§7. Приборное восприятие
Вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 10. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
§1. Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих
§2. Формирование представлений при дефектах зрения
§3. Зрительные представления ослепших
§4. Критика знаковых теорий представлений
Вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 11. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СЛЕПЫХ
§1. Понятие об ориентации в пространстве
§ 2. Роль органов чувств в ориентировке слепых
§ 3. Топографические представления
Вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 12. ПАМЯТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
§ 1. Проблема памяти в тифлопсихологии
§ 2. Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих
Вопросы
Литература
ГЛАВА 13. МЫШЛЕНИЕ СЛЕПЫХ
§1. Мышление и его роль в компенсации слепоты
§2. Теории мышления в тифлопснхологии
§3. Мыслительные операции
§4. Формы и виды мышления
Вопросы и задания
Литература
ГЛАВА 14. ВООБРАЖЕНИЕ СЛЕПЫХ
Вопросы и задания
Литературе
ГЛАВА 15. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА СЛЕПЫХ
§1. Особенности эмоций и чувств слепых
§2. Эмоциональные состояния и внешнее выражение эмоции
§3. Воля слепых
Вопросы и задание
Литература
От автора
В планах подготовки тифлопедагогов дошкольных учреждений, учителей и воспитателей школ слепых и слабовидящих, раабилитологов кабинетов и школ восстановления трудоспособности взрослых инвалидов по зрению на дефектологических факультетах значится курс "Тифлопсихология" (психология слепых и слабовидящих). В целях облегчения усвоения студентами этого курса нами в 1972 г. была издана книга "Очерки психологии слепых и слабовидящих", а 1985г. - учебное пособие "Тифлопсихология".
Работая над этим изданием, мы исходили из того, что за последние годы дифектология, и тифлопсихология в частности, заметно продвинулись вперед. За это время был собран новый обширный фактический материал, раскрывающий особенности развития психики аномальных детей, психологических особенностей лиц, утративших зрение в зрелом возрасте, существенно пополнились наши знания об особенностях поведения в условиях социальной и зрительной депривации (ограничения), путях методах их коррекции.
Тем самым была создана предпосылка для дальнейшего углубления теории развития в условия сенсорной недостаточности. Кроме того, на смену процессуальному пришел новый, личностный подход, при котором психические процессы и состояния рассматриваются не изолированно друг от друга, не абстрактно, а как структурные компоненты личности.
Накопление новых экспериментальных фактов и их теоретическое обобщение выдвинули психологию в первые ряды педагогических наук. Успехи дифектологии признаны не только в нашей стране, о чем свидетельствует, например, присуждение Государственной премии А.И. Мещярикову и И.А. Соколянскому за работы по вопросам воспитания и обучения слепоглухонемых, но и во всем мире. И задача, которая стояла перед автором при работе над данным учебным пособием, заключалась в том, чтобы отразить в нем современное состояние одной из отраслей дефектологии - психологии слепых и слабовидящих, вооружить будущих тифлопедагогов тифлопсихологическими знаниями, сведениями о состоянии науки на сегодняшний день, так как без этого немыслима подготовка высококвалифицированных специалистов-дифектологов. (стр. 3)
В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает подготовка проблемы управление психическим развитием аномального ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии и тифлопедагогики во главу угла следует, очевидно, ставить задаче управление развитием личности аномального ребенка в целях предупреждения возникновения вторичных дифектов. Такое управление, как показывают многочисленные исследования, вполне возможно.
Разумеется, такая постановка вопроса не снимает проблемы коррекции и компенсации нарушенных функций, однако в случае успешного решения проблемы развития аномального ребенка центр тяжести коррекционно-компенсаторных воздействий может переместиться в область первичных дефектов, значительно облегчив тем самым работу педагогов, так как спонтанное влияние соматического дефекта (нарушение зрительного анализатора) будет в значительной части блокировано. И, что еще более важно это поможет сблизить, свести пути развития аномального и нормального ребенка. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграцию в обществе зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дифектолога Г. И. Трошина, согласно которой между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одни и тем же закономерностям, разница заключается в способе развития.
Хотя, как отмечалось выше, за последнее десятилетие психология слепых и слабовидящих сделала значительный шаг вперед. некоторые ее вопросы нуждаются в дальнейшей разработке, что и обусловило разную полноту освешения в разделах учебного пособия отдельных структурных компонентов психики слепых и слабовидящих. К таким разделам относятся, прежде всего, устойчивые психические свойства личности и эмоционально-волевая сфера психики инвалидов по зрению. Эти разделы тифлопсихологии, нуждаются в дальнейшей разработке.
Слабовидение является пограничным состоянием между нормальным зрением и слепотой. Поэтому во многих проявления психической деятельности слабовидящие практически от нормы (стр. 4) ничем не отличаются. В связи с этим отдельные разделы и главы учебного пособия посвящены исключительно психике слепых.
Особо следует отметить. что при изложении программного материала мы исходили из того. что курс специальной психологии базируется на ряде ранее изучавшихся студентами дисциплин, в связи с чем формулировки определений, описания сущности физиологических механизмов тех или иных явлений даются в крайне сжатом и обобщенном виде. Иными словами, учебное пособие расчитано на студентов, хорошо усвоивших анатомию, физиологию и потологию органов зрения, физиологию высшей нервной деятельности. основные закономерности развития и проявлений психики в норме.
Усвоение общеи тифлопсихологических знаний позволит студентам - диффектологам сознательно усвоить теорию воспитания и обучения методики преподавания в специальной школе и специальных дошкольных учреждениях, овладеть необходимыми практическими навыками, стать знающими, понимающими и любящих свих воспитанников педагогами. (стр. 5)
|
|
|