Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
презентация тифло. Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения
Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения
Тифлопедагогика — это наука о воспитании и обучении людей разного возраста, имеющих нарушения зрения. Объектом тифлопедагогики как самостоятельной научной дисциплины является специальное образование людей с нарушениями зрения. В качестве ее предмета выступает практика воспитания, обучения, социализации людей разного возраста с дефектами зрения.
Современная тифлопедагогика, представляющая одну из подсистем специальной педагогики, развивается в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих прежде всего развитие личности человека, находящегося в условиях зрительной депривации, признавая его равноправным членом общества, имеющим право на личностное развитие и самореализацию.
Основная цель тифлопедагогики - обеспечение интеграции людей с нарушениями зрения в широкий социум путем достижения ими максимального уровня самостоятельности и самореализации. Восприятие мира с помощью зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур зрительного анализатора, что позволяет человеку ориентироваться в пространстве, воспринимать форму, размер, цвет предметов, видеть их на разном расстоянии при различной их освещенности.
В зрительной системе вследствие воздействия неблагоприятных факторов могут возникать различные нарушения. Под зрительными нарушениями подразумевается количественная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне повреждений различных структур зрительного анализатора.
Причины возникновения нарушений в зрительной системе весьма разнообразны. По своему происхождению нарушения зрения могут быть врожденно-наследственными и приобретенными. В свою очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обусловлены причинами наследственного характера (наличием неблагоприятных генетических факторов, хромосомной патологией), но могут быть и детерминированы различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и родовыми травмами, нарушением питания плода и др.).
Приобретенные нарушения зрения могут оказаться следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм, опухолей, инфекционных заболеваний. Кроме того, значительные нарушения зрения вызываются заболеваниями глаз.
К основным зрительным функциям относятся: острота зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение, глазодвигательные функции. Каждая из них формируется прижизненно и достигает своего максимального развития к определенному возрасту. Зрительные функции в соответствии с возрастной эволюцией претерпевают бурное развитие в младенческом и раннем возрасте, которое продолжается и в дошкольном и школьном возрастах.
Среди людей с нарушениями зрения выделяются слепые и слабовидящие.
К слепым (незрячим) относятся: - тотально слепые — люди с абсолютной слепотой (полным отсутствием зрительных ощущений, что детерминирует неспособность отличать свет от тьмы, ориентироваться во времени суток),
Люди, обладающие светоощущением (свойственные им зрительные ощущения обусловливают способность воспринимать свет и вместе с тем недостаточны для восприятия величины, формы, цвета объекта, степени его удаленности).
Люди, имеющие остаточное зрение, или так называемую «практическую» слепоту (при остроте зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции, что позволяет им воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов и объектов, степень их удаленности).
Люди с прогредиентными заболеваниями при сужении поля зрения (до 10— 15°) и остроте зрения до 0,08.
При характеристике слепых большое значение приобретает период, в котором произошла утрата зрения или нарушение зрительного анализатора. Дифференциация этой категории незрячих по времени утраты зрения позволяет выделить следующие категории: слепорожденные и ослепшие — рано ослепшие, ослепшие в дошкольном, школьном и зрелом возрасте.
Категорию слабовидящих составляют люди, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучше видящем или единственном глазу в условиях оптической коррекции.
Зрительные возможности слабовидящих характеризуют, с одной стороны, сочетание нескольких глазных заболеваний, с другой — возникновение на фоне первичной зрительной патологии различных осложнений (амблиопии, нистагма, косоглазия, отслойки сетчатки, смещение хрусталика, повышения внутриглазного давления и др. ).
Современные педагогические системы образования людей с нарушениями зрения развиваются в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих содействие полноценному развитию личности человека, находящегося в условиях зрительной депривации. Системы образования в тифлопедагогике, представляя собой динамические, развивающиеся структуры, характеризуются наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям воспитания, обучения и социализации людей, имеющих нарушения зрения.
Основными направлениями функционирования этих педагогических систем являются: всестороннее формирование человека, поставленного в условия зрительной депривации, достижение им возможного уровня развития личностного потенциала, преодоление или максимальное снижение негативного влияния имеющихся нарушений и их последствий, что содействует созданию благоприятных условий для его интеграции в широкий социум.
С учетом возрастного критерия в тифлопедагогике сложились и функционируют следующие педагогические системы образования: абилитационная педагогическая система, педагогическая система образования детей дошкольного возраста, педагогическая система школьного образования, педагогическая система образования взрослых инвалидов по зрению.
При разработке абилитационной системы основополагающим послужило положение о том, что адекватная и своевременная помощь детям младенческого и раннего возраста, имеющим глубокие нарушения зрения, содействует компенсации возможных отклонений в психофизическом развитии, смягчая и предупреждая их появление.
Отечественная абилитационная педагогическая система, представляющая собой комплекс мероприятий медико-психолого-педагогического характера, обеспечивающих помощь детям младенческого и раннего возраста и реализуется посредством функционирования абилитационных центров, а также абилитационных групп (стационарных, консультативных), организованных при специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения и в детских поликлиниках. Новорожденным и детям младенческого возраста с особо тяжелой патологией оказывается патронажная помощь.
Педагогическая система образования детей дошкольного возраста с нарушениями зрения опирается на представления о наличии определенного своеобразия в психофизическом развитии детей дошкольного возраста, находящихся в условиях зрительной депривации. Своеобразие развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения обусловливает необходимость определения организационно-содержательных характеристик педагогической системы дошкольного образования с учетом не только общевозрастных закономерностей, но и особенностей их психофизического развития, имеющих различный характер, и глубины зрительных нарушений.
Их воспитание и обучение может осуществляться как в условиях семьи (семейное воспитание), так и в дошкольных учреждениях.
Домашнее воспитание и обучение детей дошкольного возраста, находящихся в условиях зрительной депривации, имеет свою специфику и требует от родителей высокого уровня готовности принять ребенка с нарушениями зрения и доброжелательно относиться к нему, а также твердого желания активно участвовать в его воспитании и обучении.
Эффективность такого воспитания и обучения во многом определяется наличием у родителей знаний об особенностях развития ребенка, о влиянии первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных и учебных умений; зависит от их стремления овладеть способами и приемами формирования и развития у ребенка навыков ориентировки в пространстве, умения общаться со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, познавать окружающий мир при помощи сохранных анализаторов. При этом родители должны регулярно получать консультативную помощь тифлопедагога, психолога, офтальмолога и других специалистов.
Наряду с воспитанием в семье ребенок с нарушениями зрения может получить образовательные услуги в государственных дошкольных учреждениях. В нашей стране для детей с нарушениями зрения действуют такие учреждения, как специальные (коррекционные) ДОУ III и IV видов (детские сады компенсирующего вида), комплексы «Детский сад — начальная школа», детские дома для детей с нарушениями зрения, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, общественное дошкольное воспитание детей, находящихся в условиях зрительной депривации, может осуществляться в специальных группах, организованных в общеобразовательных дошкольных учреждениях (детских садах комбинированного вида).
Содержание работы по общим направлениям, реализуемым в специальных дошкольных образовательных учреждениях, соответствует содержанию работы, предусмотренной для детей с нормальным зрением. Программы для детей с нарушениями зрения разрабатываются на основе программ обучения и воспитания, реализуемых в работе с нормально видящими дошкольниками, однако наряду с общими задачами в них введен целый комплекс коррекционных задач. При общем содержании методы, приемы, средства воспитания и обучения дошкольников, находящихся в условиях зрительной депривации, подбираются в соответствии с особенностями психофизического развития таких детей и степенью нарушения зрения.
Решение специальных задач достигается посредством реализации специфических направлений коррекционно-педагогической работы — развития зрительного восприятия, коррекции нарушений речи, совершенствования осязания и мелкой моторики, формирования навыков ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, занятий по лечебной физкультуре и ритмике. Основные цели специальных занятий - преодоление отклонений в психофизическом развитии дошкольников с нарушениями зрения и профилактика их возникновения.
Школы для слепых (коррекционно-образовательные учреждения III вида) и для слабовидящих (коррекционно-образовательные учреждения IV вида) являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе присущих ей принципов. Система обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями опирается на следующие научно-методические основания: учение о разностороннем развитии личности; естественно-научные основы компенсации слепоты и слабовидения; концепции о единстве биологических, социальных и аномальных факторов в развитии людей с нарушениями зрения, о ведущей роли целенаправленного обучения в коррекции и компенсации недостатков в развитии.
При реализации организационно-содержательных принципов обучения и воспитания слепых и слабовидящих учитываются определенные изменения контингента детей школьного возраста, проявляющиеся,
во-первых, в увеличении числа детей, имеющих остаточное зрение;
во-вторых, в возможности возникновения у ребенка не одного, а двух и более зрительных заболеваний;
в-третьих, в увеличении числа детей, у которых обнаруживаются дополнительные нарушения развития, наиболее характерными из них являются нарушения центральной нервной системы.
Наличие зрительной депривации обусловливает определенные трудности в осуществлении слепыми и слабовидящими детьми учебно-познавательной деятельности, что проявляется в усложнении для них многих процессов. Наряду с общими образовательными задачами перед школами для слепых и слабовидящих детей встает необходимость решения задач специальных, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, а также профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.
Содержание, и методы работы школ III и IV видов предусматривают необходимость выполнения следующих функций:
учебно-воспитательных,
коррекционно-развивающих,
офтальмо-гигиенических,
лечебно-восстановительных,
социально-адаптационных,
профориентационных.
Обучение детей с нарушениями зрения ведется по специальным учебным планам, программам, учебникам. В нашей стране реализуется дифференцированное обучения слепых и слабовидящих, что достигается за счет специальных учебных программ и учебников для каждой категории учащихся. Учебные планы школ III и IV видов имеют общеобразовательный и компенсаторно-адаптационный блоки. Первый содержит общеобразовательные дисциплины, предусмотренные для соответствующей ступени обучения; в компенсаторно-адаптационный блок входят коррекционные предметы.
Программы по общеобразовательным предметам по объему и содержанию изучаемого материала соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы. При этом они построены с учетом особенностей развития слепых и слабовидящих. В них предусмотрена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с помощью сохранных анализаторов, а также компенсаторных приемов познания предметов и явлений окружающего мира.
Содержание учебников для детей с нарушениями зрения идентично содержанию учебников массовой общеобразовательной школы. Однако в оформлении учебников для слепых и слабовидящих имеется определенная специфика. Тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе Л.Брайля и снабжены рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются учебники, сочетающие рельефную и цветную печать. В учебниках для слабовидящих использован более крупный плоскопечатный шрифт и имеются адаптированные цветные иллюстрации.
В школах для детей с нарушениями зрения широко используются тифлотехнические средства обучения. В основе тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания.
Большое место в учебном процессе занимают компьютеры, снабженные брайлевскими экранами (брайлевской строкой), преобразующие плоскопечатные буквы в азбуку Брайля, а также принтерами, воспроизводящими тексты брайлевским шрифтом.
При наборе действуют системы распознавания речи, которые могут воспроизводить текст «на слух» и преобразовывать в слова: компьютер как бы пишет «под диктовку» и воспринимает простейшие голосовые команды. Слабовидящим в работе помогают мониторы, создающие на экране увеличенный текст.
В нашей стране педагогическая система образования взрослых инвалидов по зрению служит определяющей формой их социальной реабилитации, интеграции и самореализации. Педагогическая система образования взрослых инвалидов по зрению базируется на представлениях о необходимости преодоления последствий социально-психологической дезадаптации, вызванной внезапной потерей зрения, реадаптации инвалида к предметно-практическому миру в условиях суженной сенсорной сферы, значимости непрерывного образования людей, имеющих нарушения зрения.
В процессе получения среднего образования инвалиды по зрению удовлетворяют имеющиеся у них общеобразовательные и специальные образовательные потребности. Содержание обучения отвечает требованиям Государственного стандарта общего образования, и после его завершения человек получает документ о среднем образовании государственного образца. Организация образовательного процесса в зависимости от контингента учащихся соответствует особенностям познавательной и учебной деятельности слепых и слабовидящих.
Профессиональное образование предполагает профессионально-трудовую подготовку инвалидов по зрению и выдачу по окончании среднего или высшего учебного заведения документа государственного образца. Профессиональное образование инвалидов по зрению предусматривает формирование психологической готовности к получению специальности; освоение системы знаний о сущностных характеристиках выбранной сферы профессиональной деятельности и конкретной специальности; вооружение людей, потерявших зрение, соответствующими профессиональными умениями и навыками.
Особое место в педагогической системе образования взрослых инвалидов по зрению занимает собственно реабилитационное образование. Это обусловлено тем, что содержание реабилитационного образования включает в себя все виды социальной реабилитации инвалидов по зрению — социально-бытовой, социально-трудовой и социально-культурной, благодаря чему и достигается полная социальная реабилитация.
|
|
|