Сборник учебно-методических материалов
для педагогов системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы
Москва, 2011
Учебно-методические материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей ОУ по воспитательной работе, педагогов-психологов, социологов, педагогов дополнительного образования и др.).
Учебно-методические материалы содержат:
- аналитические материалы по состоянию взаимодействия института семьи и общеобразовательных учреждений по формированию гражданской идентичности в условиях социокультурной модернизации российского образования;
- пакеты диагностического инструментария по формированию гражданской идентичности личности учащихся на разных ступенях образования (начальная школа, средняя и старшая) в рамках социального партнерства семьи и школы;
- и др.
Учебно-методические материалы отражают специфику работы с учащимися, направленную на формирование основных составляющих гражданской идентичности личности, таких как:
- этнокультурная идентичность;
- общероссийская идентичность;
-принадлежность к мировому сообществу.
Учебно-методические материалы включены в состав макета сборника учебно-методических материалов для педагогов системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы.
Содержание стр.
Часть I. Педагогическое понимание гражданской идентичности (материалы для педагогов всех ступеней образования)
|
5
|
1.1. Философские рамки идентичности.
|
5
|
1.2. Пакеты диагностического инструментария по формированию гражданской идентичности личности учащихся на разных ступенях образования (начальная школа, средняя и старшая) в рамках социального партнерства семьи и школы.
|
7
|
1.3.Ведущие принципы формирования гражданской идентичности в границах семейного воспитательного пространства, открытого в сторону школы.
|
26
|
1.4. «Активная симпатия», как обязательная педагогическая технология выработки идентификационной компетентности и формирования на этой базе гражданской идентичности.
|
27
|
1.5. Тематика совместной работы педагогов и родителей над ключевым набором понятий и смыслов, заданных ФГОСами по формированию гражданской идентичности личности обучающегося.
|
31
|
Часть II. Адаптированные для совместной работы педагогов и родителей аналитические материалы по состоянию взаимодействия института семьи и общеобразовательных учреждений по формированию гражданской идентичности в условиях социокультурной модернизации российского образования
|
37
|
2.1.Современные подходы к формированию гражданской идентичности личности
|
37
|
Часть III. Учебно-методические материалы для педагогов начальной школы
3.1. Материалы к беседе о национальном (общегражданском) воспитательном идеале, как образе сформированной гражданской идентичности.
3.2. Материалы к беседе о начальных этапах формирования гражданской идентичности в пространстве взаимодействия школы и семьи.
3.3. Роль и место воспитания базовых национальных (граждански-государственных) ценностей в формировании первичных установок гражданственности.
3.4. Материалы для семейного чтения и для классных часов.
|
44
44
46
49
51
|
Часть IV. Учебно-методические материалы для педагогов основной школы
4.1..Взаимодействие школы и семьи в решающий возрастной период формирования гражданской идентичности.
4.2. Информация для работы классных руководителей основной школы с родителями о месте и роли школьных предметов в формировании гражданской идентичности.
4.3.Материалы для семейного чтения и классных часов
4.4.Материалы для преодоления ксенофобии и развития межгражданской солидарности.
|
67
67
69
78
95
|
Часть V. Учебно-методические материалы для педагогов полной средней школы
5.1. Материалы к беседе о целеполагании при формировании гражданской идентичности в пространстве взаимодействия школы и семьи и диагностике уровня сформированности данной идентичности.
5.2. Материалы к обсуждению проблемы суверенитета личности как основы гражданского общества, а личности атомарной – общества негражданского.
5.3. Материалы к обсуждению проблемы: отчего все предшествующие попытки преобразования негражданского общества в России – в гражданское - не увенчались успехом?
5.4. Материалы к обсуждению культурно-исторических трудностей для формирования «общества граждан» в России.
5.5. Некоторые альтернативы отечественной истории. Или гражданин должен прогнозировать, оценивать и выбирать путь.
|
122
122
124
130
134
137
|
Пакеты диагностического инструментария для анализа состояния взаимодействия института семьи и общеобразовательных учреждений по формированию гражданской идентичности личности в школах
|
153
|
Часть I. Педагогическое понимание гражданской идентичности (материалы для педагогов всех ступеней образования)
1.1. Философские рамки идентичности.
Глубинное понимание идентичности с очевидностью показывает, что данный феномен не есть фиксируемая "реальность", а есть длящаяся "проблема", точнее - "проблемность". И эта "проблемность" предлагает нам опираться в понимании идентичности на представления об "индивидуальном" ("отличности в своей единичности", "личностности"), подчеркивать "различия", "инаковость", искать и находить "Другого". Видеть необходимость выбора собственной истории жизни, исходить из ответственности внутреннего выбора, то есть «делания себя тем, кто ты есть», ибо подлинное "Я" всегда обнаруживается в точках несовпадения человека с самим собой, в его соотнесениях с "Другим". Одновременно крайне важно понимание идентичности прежде всего как подлинности человеческого бытия, причем не бытия отдельного человека, а бытия «человечности», ибо отдельному человеку уже не реализовать свою индивидуальность в одиночку; окажется ли выбор его собственной жизненной истории успешным или нет, зависит от "да" или "нет" других". Приходит отчетливое видение становления идентичности не только "изнутри" ("самости" человека), но и "извне" (из общества), "конструируемости" идентичности в пространстве социума и культуры, ее поддержании через имя, репутацию, славу и т.д., ее "открытости" в "символическое", с одной стороны, и о ее связанности с "психическим" (в том числе телом, характером и т.д.) - с другой. Личность проецирует себя в социальный горизонт жизненного мира, получая "гарантию" своей идентичности от "других", вменяющих ей ответственность. Возникает отчетливое представление об идентичности как самопрезентации. Почему и идентификация предстает как повествование о жизни, рассказ истории о себе в попытках придать цельность разрозненному и схватить ускользающую уникальность в пространстве публичности. Формирование этнической, гражданской и всечеловеческой идентичности личности обучающегося в системе «школа — семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся. Ибо развитие и воспитание гражданина России (именно формирование граждански-государственной идентичности личности) является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
1.2. Пакеты диагностического инструментария по формированию гражданской идентичности личности учащихся на разных ступенях образования (начальная школа, средняя и старшая) в рамках социального партнерства семьи и школы.
1.2.1. Особенности педагогической диагностики
Педагогика, в отличие от инструментальных и часто математизированных методов психологии и социологии располагает следующими средствами диагностики тех или иных состояний развивающейся личности обучающегося. Это, прежде всего, наблюдение (текущее, включенное и адресное) за теми или иными чертами характера, уровнем овладения и мотивации социальных оболочек (ролей), степенью развития средств самоуправления, саморазвития, самообучения личности обучающегося. Затем – целенаправленная организация деятельности обучающихся в которой проявляются (не проявляются, проявляются частично) искомые качества, черты, навыки, умения, компетентности. Наконец, вовлечение обучающихся в рефлексивные процедуры, позволяющие получать косвенную информацию о состоянии внутреннего мира каждого из вовлеченных в педагогический процесс школьников.
В рамках социального партнерства семьи и школы, данные возможности педагогической диагностики могут быть использованы только в совместной работе школы и семьи над проектированием и реализацией общего для них образовательного пространства, в совместной деятельности по формированию гражданской идентичности.
1.2.2. Диагностические параметры идентификационной компетентности
Идентификационная компетентность может быть построена и осуществляться в полной мере лишь личностью, обладающей:
гармонией воли, интеллекта, эмоций, здоровья;
высокой работоспособностью;
социальной и внутренней ответственностью;
целостностью мировосприятия;
развитой рефлексией;
креативностью;
укорененностью в мировой и национальной культуре.
Идентификационная компетентность сегодня формируется семьей, школой и «большим обществом» (социальным окружением) в соответствии с периодами взросления ребенка в следующей пропорции:
От младенчества и до поступления в первый класс – преимущественно семьей и ближайшим социальным окружением, если оно представлено (двор, соседская общность в селе) и, во-вторых, - дошкольным ОУ, в случае если ребенок – «садовский»
От первого до третьего класса – семьей, школой и ближайшим социальным окружением – приблизительно в равных долях.
От 4 класса и до 7-8 классов – преимущественно школой и социальным окружением (через СМИ и другие часто непрямые каналы воздействия), и семьей, если она благополучна – во-вторых.
В старшей школе и ВУЗе (колледже и т.п.) социальным окружением стихийно, школой с развитым воспитательным пространством, при постоянном уменьшении роли семьи.
Между тем важнейшую и ведущую роль в формировании гражданской идентичности в течение всего периода взросления будущего гражданина на протяжении всей истории гражданских обществ играла именно семья, и, прежде всего, – отец для юношей, отец и мать – для девушек.
Поскольку речь идет об идентификационной компетентности в ее всечеловеческой, граждански-государственной и этнической проявлениях, то необходимо помнить, что высший уровень идентичности определяет, буквально «окультуривает» нижележащие: достигнутая личностью всечеловеческая идентичность, поднимает «бытовой», «естественный» патриотизм до уровня гражданского и государственного, а соответственно, граждански-государственный патриотизм, приобретенный личностью в процессе соответствующей идентификации, «размыкает», «раскрывает» этническую ее идентичность в направлении и «всечеловечности», и «гражданственности».
Одним из главных несущих конструктов идентификационной компетентности выступает субъектная позиция школьника по отношению к собственной биографии, его «со-авторская», «проективная» установка относительно своей будущей школьной и взрослой жизни. Именно этот конструкт более всего завязан на семейные влияния.
Идентификационная компетентность - сущностная личностная функция, представляет собой буквально «орудие» уникальности личности, «инструмент», позволяющий личности быть «автором» своих идентичностей, то есть инициативным преобразователем себя самого и внешнего мира, под воздействием разных «культурных образцов». Это один из важных фундаментальных компонентов в структуре личности, который, во-первых, непосредственно отвечает за адекватность, уместность и успешность «ролевого» поведения и «ролевых» деятельностей, как социальных, так и профессиональных, и, во-вторых, - идентификационная компетентность представляет собой «культурное новообразование» личности, то есть совокупность ценностей, убеждений, знаний, мотивов, привычных и знакомых действий, «дорастающих» до полноценных деятельностей, имеющую свои многочисленные прототипы в мире «большой культуры1».
Идентификационная компетентность, как и всякая компетентность, представляет собой полноценную деятельность, совершаемую самостоятельно во всех своих компонентах - от выработки мотива до получения результата и рефлексии совершенного. Этим компетентность принципиально отличается от любой сложности несамостоятельной работы, в которой могут быть использованы самые замысловатые умения, но нет полного набора компонентов деятельности.
Мотив идентификационной компетентности - это всегда стремление к самореализации в референтном личности сообществе, но и одновременно поиск тех, кто «тебе референтен»: «тебя понимает», кому «ты нужен», кто «нужен тебе». То есть мотив идентификационной компетентности есть не что иное, как потребность в солидарности.2
При этом базовую установку на альтруизм и солидарность личность также получает в норме в благополучной семье. Если семья не выполняет этой роли, идентификационная компетентность выработанная лишь социально (в школе и социуме) будет ущербна (эгоцентрична, диссоциальна, девиантна и т.п.).
Целью идентификационной деятельности является «опредмеченный мотив», то есть достижение конкретной идентичности, удовлетворяющей потребность в солидарности: со всем человечеством, со своими согражданами, со своим народом, со своим школьным классом, со своими земляками, сослуживцами и т.п. Данная цель прорабатывается личностью, так сказать, «самоуправленчески»: уясняются потребные для достижения указанной цели средства, внутренние и внешние ресурсы, планируется последовательность действий, заранее определяются признаки, по которым личность могла бы судить о степени достижения поставленной цели
Средствами (ресурсами) формирования идентификационной компетентности со стороны самой личности оказываются: монолог, диалог, ответственные переговоры и дебаты, социально значимая и культурно позитивная кооперация (соединенная деятельность); все варианты интерпретации текстов, то есть интериоризованные3 знания; собственная социокультурная позиция ученика. В свою очередь, со стороны социума и культуры ресурсы идентификационной компетентности представляют собой: внутренний уклад школы; социальный заказ, нормативные ЗУНы, формы, методы обучения и учения, развития и воспитания, образовательные технологии; знаковые системы(языки); средства межтекстовой коммуникации (обмена «авторскими» или «авторизованными» текстами) и средства, побуждающие к действию; вещные комплексы нормативного качества; различные культуры управления.
В результате, внутренняя структура идентификационной компетентности предстает перед нами, как продуктивный конфликт между артефактами культуры, имеющими вид внеличностных норм, то есть ценностями, целями, содержанием образования и самостоятельно выработанными вариантами преобразования этих норм в собственные идентичности путем понимания (всевозможными вариантами интерпретации) текстов и сотрудничества (договорной солидарности) в совместной преобразовательной авторской и со-авторской деятельности с другими личностями, находящимися под воздействием образования.
Обеспечивая формирование идентификационной компетентности, педагогика формирует и внутренний ресурс личностного развития обучающегося для всей последующей жизни, и способность использовать его, усиливать и пополнять за счет внешних ресурсов4.
В качестве условий, обеспечивающих формирование гражданской идентичности, при введении соответствующих содержательных компонентов, выступают:
-
волевые качества: удержание внимания на любой срок, многоступенчатое целеполагание, устойчивое и гибкое целедостижение, упорство в преодолении трудностей, высокая работоспособность, как в умственном, так и физическом труде;
уровень интеллектуального развития: возрастная норма и выше нормы;
-
эмоциональное развитие – возрастная норма. Следует особое внимание уделить преодолению всякого рода экзальтаций, также как и эмоциональной «глухоты». И то, и другое, как проявления гипо- и гипервнушаемости закрывает дорогу солидарности и толерантности.
|