Навигация по странице:
|
МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ. Учебные пособия по технологии. В них также показаны виды изделий и их классификация по назначению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Программой «Технология» V-VII классах по разделу «Создание изделий их текстильных материалов» предусматривается изготовление головного убора (косынки или шапочки) и фартука для кулинарных работ (V класс), поясного изделия (юбки) – (VI класс), плечевого изделия (ночной сорочки) – (VII класс).
Изготовление такого ассортимента изделий позволяет привить учащимся определенные навыки по выполнению ручных, машинных и влажно-тепловых работ, ознакомить с видами отделки изделий, научить приемам ее выполнения.
Школьников учат умению выбирать ткани для изделия и способы обработки деталей с учетом свойств материалов (для этого им следует использовать знания, полученные ранее на занятиях по материаловедению); знакомят с процессом раскроя изделий, экономным расходованием материала при раскрое.
Учащиеся обычно проявляют большой интерес по изготовлению изделий, чему способствуют и красочно оформленные стенды, плакаты и другие наглядные пособия швейной мастерской. При проведении вводного занятия в каждом классе рекомендуется показать изделия (лучше в натуральную величину), которые школьники будут изготавливать. Для демонстрации можно использовать учебные пособия по технологии. В них также показаны виды изделий и их классификация по назначению.
Можно продемонстрировать видеофильмы, посвященные ассортименту швейных изделий, рассказать об истории возникновения одежды и развития швейной промышленности в нашей стране.
Формирование умении и навыков по выполнению ручных,
машинных и утюжильных работ
Ручные работы (операции) при индивидуальном пошиве изделий в сфере обслуживания занимают более 70% рабочего времени. В школьных кабинетах объем этого времени еще больше, так как учащиеся осваивают изготовление только одного-двух видов швейных изделий в год.
Все ручные операции выполняются определенными инструментами, поэтому, прежде чем знакомить учащихся с выполнением ручных операций, необходимо научить их пользоваться инструментами и приспособлениями. Рекомендуется для этого занятия подготовить плакат с рисунками или оформить объемный стенд «Инструменты и приспособления для швейных работ» примерно следующего содержания: их название и назначение (ножницы, иглы, булавки, наперсток, сантиметровая лента, колышек, мел портновский) их графическое изображение.
При отработке навыков пользования данными инструментами особое значение следует уделять пользованию наперстком. Учащиеся не любят пользоваться наперстком, и задача учителя – приучить их сначала надевать на палец наперсток, а потом уже брать в руки иглу.
Рекомендуется посвятить отработке навыка работы с наперстком одно-два занятия, чтобы при выполнении ручных стежков все учащиеся работали с наперстком. В дальнейшем необходимо за этим строго следить.
При выполнении первых изделий в V классе следует обратить особое внимание на выполнение ручных стежков: прямого сметочного, копировального, стачного, подшивочного потайного, крестообразного, обметочного, петельного. Все эти виды стежков применяются при изготовлении фартука, поэтому целесообразно вначале научить школьников выполнять все виды стежков на кусочках ткани размером 20х25 см, заранее заготовленных учителем. На таких лоскутах с учащимися можно сначала отработать движения иглы и наперстка с ниткой (без узелка) и без нее, а затем выполнить по две-три строчки всех видов стежков.
В качестве наглядных пособий при выполнении ручных стежков можно использовать красочно оформленные альбомы, плакаты и рисунки.
Уже с V класса детей приучают пользоваться правильной терминологией ручных работ. Для этого целесообразно использовать таблицы «Терминология ручных работ», где указаны термины и содержание работ, а также их практическое применение.
Требования к выполнению ручных работ следует вывешивать на плакате или раздавать учащимся для самостоятельного запоминания в виде карточек-заданий. Они включают следующее:
1. Толщина мелковых линий на ткани не должна превышать 0,1 см.
2. Стежки временного назначения (сметочные, копировальные) выполняют светлыми хлопчатобумажными нитками, а на светлых тканях - контрастными.
3. Номера игл должны соответствовать толщине ткани и характеру выполняемых операций.
4. Длина стежков временного назначения зависит от вида ткани и назначения строчки, но не превышает 1,5 см.
5. Концы строчек временного назначения закрепляют одним-двумя обратными стежками.
6. По окончании обработки стежки временного назначения удаляют. Для этого их разрезают ножницами через каждые 10-15 см и удаляют колышком, а копировальные стежки (силки) удаляют сразу после стачивания.
Особое внимание уделяет учитель правилам безопасности труда при выполнении ручных работ. Он обращает внимание учащихся на то, что хранить иглы и булавки следует в подушечке или игольнице, не бросать сломанные иглы, шить только с наперстком.
Привитие, закрепление умений и навыков по выполнению ручных работ осуществляется при изготовлении швейных изделий с V по VII класс, учитель постоянно обращает внимание на выполнение всех видов ручных стежков: при сметывании боковых швов, заметывании низа изделий, выметывании краев воротника, клапанов, обметывании срезов деталей и швов, выметывании петель.
От выполнения ручных работ во многом зависит и качество машинных, утюжильных работ, поэтому следует обращать внимание на качество выполненных строчек и стежков: строчки и стежки должны быть ровными, одинаковой величины, проложены параллельно срезам или краям деталей. Сметочные стежки не должны быть более 0,8-1 см, а выметочные -0,3- 0,8 см, обметочные стежки располагаются на 0,4-0,5 см от срезов детали и частота их 2-3 стежка на 1 см.
Для лучшего усвоения материала по выполнению стежков рекомендуется в мастерской оформить стенд в виде инструкционно-технологической карты или красочно выполненного плаката. Предлагается учащимся пользоваться справочной таблицей «Ручные стежки», в которой отражены назначение и виды стежков, название стежков и их графическое изображение, приведенной в учебнике V класса.
Влажно-тепловые работы. С этими видами работ можно знакомить учащихся сразу после освоения ими ручных стежков. Можно дать задание самостоятельно изучить терминологию этих работ по учебному пособию для V класса, а затем познакомить с требованиями, предъявляемыми при выполнении влажно-тепловых работ, и правилами безопасности труда.
Особое внимание учитель обращает на правила по безопасности труда. Он знакомит учащихся с ними, вывешивая плакат или указывая на оформленный стенд.
В конце данной темы учитель просит каждого учащегося расписаться в тетради, что он ознакомлен с правилами безопасности труда.
Правила безопасности труда при работе электрическим утюгом
1. Включать и выключать утюг надо сухими руками, берясь за корпус вилки.
2. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
3. Правильно устанавливать положения терморегулятора.
4. Ставить утюг на подставку из огнеупорного материала.
5. По окончании работы выключать утюг.
Машинные работы, как и ручные, подробно изучаются теоретически и закрепляются практически на лоскуткax ткани в V - VI классах. Сначала надо научить школьников заправлять ручную швейную машину нитками, т. е. наматывать нитки на шпульку и вставлять шпульный колпачок, научить заправке верхней и нижней ниток и их регулированию. Овладевать приемами работы на швейной машине следует без нитки вхолостую, учить останавливать и пускать ход машины. После того как учащиеся овладеют приемами пуска и остановки машины, следует научить их выполнять различные виды строчек. Для этого можно начертить прямые, зигзагообразные линии вначале на бумаге, а затем на ткани.
Отработке первоначальных умений и навыков работы на швейной - машине следует отвести одно-два занятия, чтобы каждый учащийся выполнил все виды строчек и научился без боязни работать на швейной машине.
После этого можно переходить к характеристике швов, встречающихся при пошиве белья и женского платья (соединительных, краевых и др.). На этом занятии учащимся демонстрируются виды швов, выполненных на образцах ткани, закрепленных в альбомах. Учащимся можно дать задание выполнить швы и красочно оформить их в своих альбомах, лучшие работы представить на школьную выставку.
При выполнении машинных швов надо постоянно ориентировать учащихся на то, чтобы строчки выполнялись нитками в цвет ткани, подбирать (по номерам) нитки и машинные иглы в соответствии с толщиной и видом ткани, а также назначением шва, начало и концы строчек закреплять на 0,5-1 см или ручными стежками.
Учитель знакомит учащихся с терминологией машинных работ. В процессе работы учащиеся постепенно ее осваивают, надо только следить за тем, чтобы они правильно ею пользовались. Учитель может вывесить таблицу с терминологией машинных работ, оформленную таким же образом, как таблица «Терминология ручных работ», а также использовать учебник для V класса.
При выполнении практических работ рекомендуется раздать учащимся инструкционные карты по изготовлению различных швов.
Выполнение швов требует от учащихся напряженной и кропотливой работы, поэтому в этот период следует внимательно следить за правильностью выполнения ими всех приемов, оказывать помощь и, главное, поощрять.
У многих учащихся строчка получается не сразу, часто искривляется. В этих случаях учащихся нужно приободрять, закреплять за ними других, более сильных, чтобы они оказывали помощь. Чаще надо давать учащимся карточки-задания, развивать у них способность самоконтроля и самооценки своего труда, чтобы они могли видеть свои недостатки и правильно на них реагировали. Следует психологически подготавливать учащихся к тому, что не у всех сразу все будет получаться, необходимы выдержка и старание.
Формирование умений и навыков при изготовлении швейных изделий
При переходе к технологии изготовления швейных изделий нужно обращать внимание учащихся на то, что процесс изготовления изделий, несмотря на их конструктивное различие, состоит из многих общих операций.
Он включает следующие основные этапы:
1. Выбор модели и раскрой ткани в соответствии со снятыми мерками.
2. Подготовка кроя изделия к обработке (проверка наличия деталей кроя по модели, прокладывание копировальных стежков и прямых по контрольным линиям и точкам).
3. Обработка отдельных деталей и узлов изделия: вытачек, складок, пояса, карманов, воротника, манжет, кокеток, бретелей, рукавов и т. д.
4. Монтаж изделия или соединение его основных частей.
5. Окончательная отделка изделия (утюжка, чистка, пришивка пуговиц).
Обобщенный подход к формированию знаний, умений и навыков учащихся позволяет им переходить от изделия к изделию более уверенно. Формированию таких знаний, умений и навыков во многом способствуют широко применяемые в настоящее время инструкционно-технологические карты и карточки-задания или план работы практических заданий. Они позволяют учителю развивать самостоятельную деятельность учащихся, ставить вопросы поискового характера, учить учащихся сравнивать ход практической работы и технологическую обработку одного изделия с другим.
Изготовление рабочей одежды (косынки и фартука). Для учащихся V класса данная тема не является простой, и учитель, опираясь на знания, умения и навыки, полученные учащимися в начальных классах, начинает формировать общий подход к технологии изготовления изделий. В начале беседы учитель может поставить следующие вопросы перед учащимися:
1. На какие виды делится вся одежда?
2. Какие виды фартуков вы знаете?
3. Чем отличаются домашние фартуки от рабочих.
4. Пользуясь рисунком, назовите детали фартука. Вводная беседа позволяет восстановить знания учащихся, расширить их представления. В ходе беседы учитель обращает внимание учащихся на плакат или рисунок (заранее подготовленные к уроку и расположенные на доске) с изображением различных видов фартуков. Можно использовать альбомы учащихся, различные журналы, где показаны виды фартуков.
Для активизации деятельности учащихся учителю следует сообщать различные познавательные сведения. Например, рассказать, что в результате технического прогресса условия труда становятся все более гигиеничными, комплексная механизация и автоматизация производства способствуют улучшению условий труда, созданию производственного комфорта. В создании производственной одежды участвуют врачи-гигиенисты и физиологи, художники-модельеры и. конструкторы одежды, ученые текстильной и швейной промышленности экономисты.
Обсуждение новых моделей организуют на соответствующих предприятиях с участием рабочих. Производственная и служебная одежда разрабатывается Московским и Киевским Домами моделей специальной и рабочей одежды, а также Таллинским Домом моделей.
Интересные познавательные сведения к отдельным урокам можно привести из истории создания одежды.
После закрепления теоретических знаний учащихся следует выделить учебные задачи:
1. Научиться выполнять ручные стежки при обработке деталей фартука.
2. Запомнить, требования, предъявляемые к качеству швейных изделий.
3. Помнить о правилах по безопасности труда при выполнении всех видов работ.
4. Учиться пользоваться инструкционными картами и др.
На каждом уроке следует выделять основные учебные задачи, чтобы учащиеся знали, каких результатов им нужно достичь.
Для выполнения практических работ рекомендуется раздать инструкционные карты (например, по обработке бретели фартука) и дать план-задание на данный урок.
Инструкционные карты должны быть разработаны на все изделия их детали. Нa модели, предусмотренные программой, инструкционные карты приводятся в учебниках по технологии.
К оформлению инструкционных карт можно привлекать учащихся. Они могут красиво переписать текст на большой лист бумаги, нарисовать рисунки или оформить на компьютере. Инструкционные карты желательно иметь по одной на одного двух учащихся.
По мере выполнения практических работ по обработке отдельных деталей изделия можно подводить итоги, обращать внимание учащихся на допущенные ошибки, причину их возникновения и возможность устранения. Ставить перед ними вопросы для закрепления, например: какова последовательность обработки бретели? Каким швом обрабатывают бретели? Для чего срезается запас шва в уголках?
Таким образом, в ходе текущего инструктажа можно проверять ход выполнения работы, учить самоконтролю, проводить закрепление теоретических знаний, а также практических умений и навыков, ставить оценки за обработку отдельных деталей и узлов и давать задания на выполнение следующей практической работы. Для V-VI классов такое членение учебного материала практически себя оправдывает, так как учащиеся этих классов не могут сразу запомнить процесс выполнения трудовых действий по нескольким деталям одновременно. Необходимо вводный инструктаж делить на части и по мере выполнения одной детали рассказывать и показывать приемы выполнения следующей детали.
В заключительном инструктаже за 15-20 минут до конца урока подводится итог практических занятий, выставляются оценки. Отдельные учащиеся не успевают на занятии выполнить все операции, им разрешается закончить работу во внеурочное время. Итоговую оценку учащимся выставлять пока не нужно, следует посмотреть, как они закончат эту работу, но систематически разрешать заканчивать работу дома не следует, иначе учащиеся будут не в полную силу работать на уроке и это может войти в привычку.
После проведения заключительного инструктажа дежурные убирают мастерскую за 5-7 минут до звонка, а староста и активисты класса могут внести оценки в экран успеваемости и поставить флажки против фамилий лучших учащихся.
В V классе при выполнении фартука и головного убора вызывают затруднения машинные работы: строчки получаются неровные, часто случаются обрывы из-за неумения работать на машине. Учитель должен заранее или в ходе текущего инструктажа предупреждать учащихся о возможных трудностях, помогать преодолевать их.
В V классе учитель должен обращать особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда. О них можно напоминать учащимся на каждом занятии, пока это не станет отработанным навыком и привычкой. Соблюдение правил безопасности труда можно рассматривать как один из критериев подготовленности учащихся к работе и технически грамотную организацию труда учащихся.
Изготовление юбок. Особенностью изучения данной темы является то, что до пошива юбку подготавливают к примерке - учащиеся осваивают них вид и последовательность работы, применяемые в ателье индивидуального изготовления одежды.
На вводном инструктаже учитель восстанавливает опорные знания учащихся и просит ответить на следующие вопросы:
1. Назовите виды юбок и скажите, чем они отличаются друг от друга.
2. Назовите виды складок и карманов в юбках по их расположению.
3. От чего зависят силуэт юбки, виды складок и карманов? и т. д.
После этой беседы учитель демонстрирует модели юбок.
Подготовке изделия к примерке учитель отводит одно занятие. Он подробно рассказывает о правилах выполнения примерки.
После подготовки юбок к примерке и проведения ее учащиеся учатся уточнению линии расположения деталей, швов, складок, т. е. вновь прокладывают стежки, сметывают швы и вытачки по уточненным меловым линиям или проложенным стежкам.
При подготовке изделия к примерке и при ее проведении наибольшую трудность вызывает подгонка изделия по фигуре и заколка булавками. Учащиеся не умеют видеть перекосы, несбалансированность деталей относительно фигуры и относительно друг друга и т. д., поэтому примерке следует уделять больше времени, чтобы учащиеся научились проводить примерки изделия друг на друге с показом и объяснением того, что они делают и почему именно так.
При изготовлении юбок различных фасонов проводить вводный инструктаж фронтально становится невозможно, поэтому его проводят индивидуально или для группы учащихся, изготавливающих изделия, близкие по силуэту и характеру обработки.
При выполнении самостоятельных практических работ учащиеся продолжают использовать инструкционные карты, причем в инструкционные карты следует включать сведения для самоконтроля. В практике работы звеньев (бригад) больше привлекать звеньевых или бригадиров к взаимоконтролю и взаимопомощи.
В VI классе вводный инструктаж уже может включать больший объем материала, а в ходе текущего инструктажа меньше уделяется внимания анализу ошибок, так как учащиеся стараются больше работать самостоятельно, оказывают помощь друг другу. Но в заключительном инструктаже учитель подробно анализирует допущенные ошибки, дефекты в работе, называет их причину. Как всегда, подводятся итоги работы и называются учащиеся, проявившие большую самостоятельность, более качественно выполнившие работу.
Наибольшие трудности при изготовлении юбок вызывает обработка застежек, складок и пояса. На эти узлы обработки следует обращать особое внимание и подробно анализировать ошибки учащихся, чтобы предупредить их повторение.
Изготовление плечевого изделия (на примере ночной сорочки). Ночные сорочки разных моделей учащиеся шьют в VII классе. Они, как правило, с большим интересом относятся к пошиву изделий, проявляют самостоятельность в подборе моделей, различных отделок, но, чтобы сократить время на поиск, можно предложить им альбомы - наглядные пособия.
Желательно в каждом классе поручать школьникам оформлять такие альбомы - размещать в них вырезки, рисунки, фотографии моделей различной одежды или выполнить творческий проект по данной тематике.
Это дает возможность учителю накопить наглядный раздаточный материал для использования его на занятиях. Лучшие альбомы демонстрируются на школьной выставке (на обложке указываются фамилия учащегося и класс). Эту работу можно поручать выполнить по звеньям или бригадам во внеурочное время.
При изготовлении ночной сорочки с учащимися следует повторить:
1. Виды одежды, ее классификацию.
2. Виды машинных швов.
3. Выполнение швов: за пошивочного, стачного, настрочного.
4. Этапы технологического процесса изготовления швейных изделий, подготовки ткани к раскрою (раскрой, подготовка кроя к обработке, обработка деталей, их соединение, отделка).
5. Требования к выполнению машинных работ, правила безопасности труда.
6. Требования к качеству готового изделия.
Необходимо учить школьников по рисунку модели давать ее характеристику - силуэт, отделка, особенности обработки, т. е. назвать виды швов, кокеток, рукавов или проймы, вырез горловины и т. д.
Можно ставить перед учащимися такие вопросы, как:
1. Чем отличается обработка боковых срезов сорочки от обработки боковых сторон фартука?
2. Можно ли у ночной сорочки одновременно обрабатывать боковые швы и низ изделия, как в фартуке?
При формировании теоретических знаний нужно добиться от учащихся усвоении названий срезов ночной сорочки: боковые срезы, срезы проймы, плечевые срезы, срез горловины, низ изделия. Научить учащихся технически грамотно отвечать на вопросы учителя при раскладке лекал и раскрое сорочки. Учащиеся должны усвоить необходимые припуски при раскрое, правильность расположения деталей относительно нити основы.
При выполнении практических работ следует обращать внимание учащихся на точность соблюдения технических требований, на выполнение швов и ручных стежков.
Типичные ошибки, допускаемые учащимися при изготовлении ночной сорочки: перекосы в деталях при сметывании боковых и плечевых швов; кривизна строчки при стачивании боковых, плечевых швов, притачивании обтачки по горловине, при настрачивании тесьмы или кружев для отделки сорочки.
В целях избежания этих ошибок учитель на каждом вводном инструктаже предупреждает о них учащихся, демонстрирует приемы сметывания и стачивания швов, объясняет, почему возникают ошибки и дефекты в работе.
В процессе вводного инструктажа учитель использует инструкционные карты поузловой обработки.
В VII классе следует больше обращать внимания на самостоятельность учащихся в работе, подводить их к самостоятельному использованию учебников, журналов мод и, главное, инструкционных карт, учить их самоконтролю в работе.
Изготовление платья. Эту тему учащиеся изучают в VII классе. В VII классе они шьют изделия различных фасонов без рукавов и часто без воротника, а рамках творческих проектов - конструируют, моделируют и изготавливают изделия с различными воротниками и рукавами.
В зависимости от направления моды учитель сам определяет конструкцию модели, а ее моделирование проводят учащиеся. Характерной особенностью практических занятий является то, что учащиеся изготавливают платья различных моделей, задача учителя привести их к какому-нибудь общему решению, т. е. предложить учащимся два-три силуэта, а отделки (карманы, рюши, воланы, кокетки) сделать более разнообразными. Тогда будет легче организовывать и проводить вводный и текущий инструктажи.
На первых занятиях данной темы учитель демонстрирует модели готовых платьев, имеющихся в кабинете, раздает альбомы, журналы мод и знакомит учащихся с направлением моды на данный сезон, ассортиментом изделий, которые они будут шить в VII классе.
Практическое изготовление женского платья учащиеся начинают после выбора и разработки модели, се конструирования и раскроя, поэтому на первом занятии учитель восстанавливает опорные знания:
- стачивание однородных и неоднородных срезов деталей;
- стачивание вытачек и складок;
- сметывание плечевых срезов с посадкой и с вытачкой;
- последовательность подготовки юбки к первой примерке;
- проведение первой примерки.
Процесс подготовки платья к первой примерке и ее проведение занимает одно-два занятия. Проведение примерки должно осуществляться с тщательным анализом посадки изделия на фигуре (проследив за соотношением его частей и длины изделия, все центральные линии должны принять отвесное положение, проследить за положением боковых и плечевых швов, направлением вытачек и т. д.). После такого уточнения можно приступать к переколке и устранению дефектов раскроя (если они возникнут).
Формирование умений и навыков проведения примерки начинают с того, что учитель сам проводит одну-две примерки, анализируя свои действия. Затем организует группы учащихся по 2-3 человека, следит вначале за одной, двумя группами вместе со всеми учащимися, только после этого учащиеся приступают к самостоятельной практической работе проведения первой примерки.
В ходе самостоятельной работы учитель проверяет ход выполнения работы и оценивает ее, дает обоснованный анализ, помогает устранять допущенные ошибки и дефекты в работе.
Разрешение на переколку и прокладывание стежков по новым линиям дает учитель после проверки примерки.
В связи с тем, что учащиеся выполняют различные изделия (платье, блузку, сарафан и т. д.), следует дать им задание составить план технологической последовательности обработки своего изделия. В планах предусмотреть применяемую отделку.
После подготовки изделия к первой примерке учащиеся приступают к изготовлению изделия; в отдельных случаях, когда фигура девочек имеет большие отклонения от нормы, они должны подготовить изделия ко второй примерке в соответствии с указаниями и рекомендациями учителя.
Обработка отдельных деталей и узлов платья. Учащиеся с V класса уже знают, что любой технологический процесс изготовления швейных изделий начинается с обработки мелких деталей, поэтому перед ними можно поставить ряд вопросов сопоставительного характера по изготовлению мелких деталей в ночной сорочке и юбках, например: обработка оборок и рюш.
Для этого можно раздать еще раз учащимся инструкционные карты по обработке отдельных деталей и узлов, написать на доске вопросы или раздать карточки-задания по анализу предстоящей работы и вычленить, чем отличается обработка мелких деталей платья от тех, которые они выполняли при обработке других швейных изделий. Затем еще раз показать выполнение отдельных трудовых действий и приемов, назвать главные учебные задачи при обработке мелких деталей и узлов платья, определить, что учащиеся должны знать и уметь, какова их самостоятельная деятельность.
Особое внимание следует обратить на соблюдение безопасности труда при выполнении машинных и влажно-тепловых работ, на качество обработки отдельных деталей и узлов платья. Часто у учащихся вызывает трудности обработка срезов воланов и рюш, клапанов: оборок, поэтому следует напомнить им о взаимопомощи и самоконтроле.
После обработки мелких деталей учащиеся приступают к их монтажу и обработке платья - лифа и юбки или спинки платье цельновыкроеное).
Обработка лифа и юбки в платье. Приступая к обработке этих частей изделия, учитель повторяет с учащимися правила обработки вытачек, складок, кокеток, горловины, пройм, боковых швов и низа изделия, обращает внимание на тщательное изучение инструкционных карт, напоминает о возможных дефектах и причинах их возникновения, предупреждения и устранения. Повторение материала, а в отдельных случаях его объяснение учитель проводит на каждом занятии во вводном инструктаже, причем узлы рассматриваются не все сразу, а по частям. Например, вначале надо рассказать (с показом) об обработке вытачек, затем - об обработке плечевых швов. Нужно тщательно демонстрировать приемы сметывания, стачивания, разутюживания и заутюживания вытачек и плечевых швов. На эту работу, как правило, учащиеся тратят одно занятие.
Особое внимание следует обращать на обработку срезов пройм и горловины, где срезы могут быть растянуты или искривлены. Нужно научить школьников аккуратно обращаться с изделием, когда срезы не обработаны, указывать, что в таком виде нельзя вешать на вешалку, т.к. срезы могут растянуться. Обработку этих срезов нужно начинать с горловины, обращать внимание на подгонку обтачки по горловине, правила ее притачивания, выметывания и приутюживания. Как и при обработке других узлов, следует подробно информировать учащихся о возможных дефектах, их причинах и способах предупреждения и устранения.
Вызывает затруднения у учащихся и выравнивание низа изделия и его обработка, особенно в изделиях покроя клеш или полуклеш, в юбках из четырех и шести клиньев. Здесь следует учителю на примерах всех имеющихся моделей данного вида показать, как это делать в каждом конкретном случае отдельно: показать, как закалывается юбка по линии талии, как скалываются булавками и выравниваются клинья, боковые швы и низ изделия, какой ширины остается запас по низу на его обработку. Только после этого нужно показать приемы машинной и ручной обработки низа.
Окончательная отделка платья. Отделка платья в готовом виде - это очищение платья от ниток, закрепление (в отдельных случаях) концов складок, швов и отутюживание готового изделия. Затем пришивают пуговицы, кнопки, крючки, делают петли для пояса, прикрепляют отделку (цветы, банты и т. д.) В зависимости от модели.
Всегда вызывает интерес отделка платья вышивкой или аппликацией. Эти виды отделок выполняются заранее, до сдачи платья учителю на окончательную проверку. Нужно предупреждать об этом учащихся, и данную работу следует выполнять по мере изготовления платья, а лучше дома.
Процесс изготовления женского легкого платья в VII классе содержит большие потенциальные возможности воспитательного характера, поэтому от занятия к занятию нужно ставить эти цели и реализовывать их для формирования личности учащихся, развития профессионального интереса, правильного отношения к людям труда.
В VII классе, в рамках проектной деятельности, учащиеся продолжают осваивать и совершенствовать знания, умения и навыки по изготовлению платья, но уже более сложных моделей, - это изделия с различными видами воротников и рукавов. Задача учителя - дать знания, умения и навыки по обработке этих узлов, а главное - совершенствовать организацию самостоятельной практической деятельности учащихся, направлять ее на активизацию поиска интересных сведений и фактов по конструированию, моделированию и изготовлению платьев. Можно поручать учачашимся организовывать оформление тематического уголка (о направлении моды, об истории одежды, о применении передовой техники и технологии в области швейной и текстильной промышленности).
При выполнении практических работ надо обратить внимание учащихся на более качественное выполнение всех операций при пошиве платья, можно практиковать задания по обработке знакомых узлов и деталей платья, разработке выкроек и лекал платьев различных фасонов.
Обработку образцов различных видов рукавов и воротников вначале можно выполнять на небольших кусочках ткани, а затем эти образцы оформлять в альбоме.
Особое внимание учителя должно быть направлено на подготовку учащихся к выбору профессии. С этой целью на занятиях наряду с объяснением и показом практических действий и приемов следует найти время на интересную информацию о профессии, о людях тру· да, их достижениях и результатах. Таким образом, на занятиях в VII классе должна проводиться большая работа воспитательного и профориентационного характера, особенно в процессе вводного и заключительного инструктажей.
Организация практической работы учащихся в VII классе осуществляется так же, как и в предыдущих классах, с широким применением инструкционных карт, карточек-заданий, альбомов, образцов готовых изделий и отдельных узлов обработки (карманы, воротники, борта, рукава и др.), выполненных в технологической последовательности.
По мере выполнения практических заданий следует шире организовывать взаимоконтроль в звене (бригаде), чтобы учащиеся могли самостоятельно анализировать свою работу и исправлять дефекты, соотносить качество своей работы с образцом-эталоном и требованиями, предъявляемыми к готовым швейным изделиям и отдельным узлам. Таковы основные особенности методики формирования знаний, умений и навыков по обработке тканей у учащихся VII классов.
-
|
|
|