Навигация по странице:
|
Дюмеева Г.И.. Педагогическая мысль античности о воспитании
Педагогическая мысль античности о воспитании.
Философ
|
Произведения, в которых излагаются пед. идеи
|
Основные пед. мысли о воспитании
|
«+» и «-» в воззрениях философов
|
Конфуций
551 до н.э.-479
Древний Китай.
|
Трактат «Беседы и суждения».
|
Цель воспитания по Конфуцию- укрепление нравственности и преодоление жизненных трудностей через гуманизм и гармонизацию отношений.
|
Методика преподавания строилось на диалогах учителя с учениками.
Индивидуальный подход.
Преимущество отдано нравственному началу.
|
Демокрит.
|
«Фрагменты о воспитании».
|
Он считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания.
|
Демокрит первый,кто поднял вопрос умственного воспитания детей.
Демокрит считал,что воспитание надо начинать с малых лет и т.п.
|
Квинтилиан.
|
«О воспитании оратора».
|
В обучении по Квинталиану следует придерживаться 3-х ступеней: подражание, наставление,
упражнение.
|
Он высказал социально-педадогические идеи о дидактике и методике обучения,воспитание
ребенка в коллективе.
|
Аристотель.
|
«Логика», «Политика» и др.
|
Обосновал необходимость разностороннего воспитания: физического, умственного, нравственного.
|
Создал возрастную периодизацию, придавал значение гос. воспитанию.
|
Платон.
|
«Протагор»
«Государство»
«Законы».
|
Выдвинул и обосновал идею соотношения государство и воспитания.
|
Платон оценивал как важнейший фундамент всей жизни человека. Провозгласил принцип всеобщего обязательного образования.
|
Сократ.
|
Он не оставил после себя трактатов и книг.
|
Метод Сократа ироническая- помощь учителя ученику в рождении истины.
|
С именем Сократа связано становление развивающего, гуманистического подхода в образовании.
|
Цицерон.
|
«Об ораторе».
|
Идеал воспитания- совершенный оратор, художник слова, общественный деятель.
|
Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование.
|
Сенека.
|
«Письма на моральные темы».
|
Провозгласил главной задачей воспитание моральное совершенствования человека.
|
Нормы- основные понятия.
|
Плутарх.
|
«О воспитании».
|
Выдвигал идею всестороннего обучения человека в духе требований образованного римского общества.
|
Предполагал дать «беглое» знание тогдашних наук.
|
Зарождение педагогической мысли в древнегреческой философии.
|
Демокрит
|
Сократ
|
Платон
|
Аристотель
|
О природе ребенка
|
Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых, словесному воздействию, воспитанию «убеждением и «доводами», приучению к труду. В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет.
|
Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".
|
Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.
|
Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках -- частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители
|
Цель воспитания
|
суть воспитания Демокрит видел в том, чтобы формировать разностороннего человека, оттачивать его совершенства.
|
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.
|
По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Сделать это можно было при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником
|
Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей.
|
Содержание образования и воспитания
|
Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество.
|
Вся просветительская деятельность Сократа, в том числе и педагогическая, была связана с софизмом - течением, которое предполагало ложное, абсурдное или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Сократ резко критиковал софистов за пренебрежение к истине и в споре с ними пытался восстановить истинность знания, его авторитет.
|
Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.
|
Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.
|
Методы воспитания и обучения
|
Главным орудием, помогающим воспитанию, Демокрит считал упражнение. Кроме этого философ говорил о значимой роли среды общения в воспитательном процессе. В современной педагогике давно известно влияние окружающей среды на ребенка и его познавательные процессы, поэтому Демокрит в своих взглядах не заблуждался.
|
В учении Сократа учитель должен был сподвигнуть воспитанника на самостоятельную добычу знаний, их анализ. Он считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет. Схема извлечения знаний из личности воспитанника была таковой: сначала нужно было разрушить все ложные представления учащегося, показать ему, как мало он знает, а затем, уже на подготовленной почве строить систему новых представлений. Каждый этап этой системы воспринимался учеником как неизбежное, новое, но близкое, растущее из собственного «Я». |
В “Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку.
|
опираясь на принятое . в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.
|
Формы воспитания и обучения
|
Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. "Если бы дети не принуждались' к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, - стыду".
|
Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя.
|
|
|
Педагогическое
новаторство
|
Демокрит раскрыл колоссальную, определяющую роль раннего воспитания: последствия его сказываются и в старости, от него зависит почти всё умственное развитие личности.Воспитательная проблематика Демокрита тесно переплетена с остальными предметами его изучения. Педагогические вопросы рассматриваются параллельно с философией, этикой, историей, эстетикой.
|
Его главным дидактическим достижением можно назвать "майевтику" ("повивальное искусство") - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.
|
Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия– просуществовало более 1000 лет.
|
По Аристотелю, существуют три вида души:
1. растительная (проявляется в питании и размножении);
2. животная/волевая (проявляется в ощущениях и желаниях);
3.разумная/сознательная (характеризуется еще мышлением или познанием).
|
Возрастная периодизация и система воспитания по Аристотелю.
Периоды возрастного развития
|
Содержания воспитания
|
Задачи воспитания
|
До 7 лет
|
Ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиену. Дети должны заниматься играми подходящему их возрасту, им полезно слушать рассказы и сказки, детей следует обучать речи с 5 до 7 лет «дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придеться изучать самим»
|
Главная задача воспитания по мнению Аристотеля, сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения
|
С 7 до 14 лет
|
Основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в этот период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках
|
С 14 до 21 года
|
Юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику
|
Педагогическая мысль Средневекового Востока
Кто?
|
Где?
|
Когда?
|
Что?
|
Почему?
|
Аль-Фараби (870 – 950)- философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой
восточной философии. Аль-Фараби - автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона.
|
Багдаде, Алеппо, Дамаске
|
|
Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком.
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой. Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте.
|
Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа".
|
Аль–бируни- средневековый среднеазиатский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др.
|
город
Кят,
Хорезм
|
1030 г.
|
Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.
|
Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.
|
Ибн-Сина- средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
|
Хамадан
|
1015-1024
|
В педагогических идеяхИбн Сины придается серьезное значение воспитанию и обучению детей в школе. В своей книге «Семейное хозяйство» он посвящает этому вопросу специальную главу. В разделе «Обучение и воспитание детей в школе» он говорит в первую очередь о необходимости охвата всех детей школьным обучением и проводит идею коллективного обучения, выступает против индивидуального обучения детей в домашних условиях. В программу обучения детей до 14 лет Ибн Сина включил изучение Корана, арабского языка, грамматики, стихосложения, содержательных нравоучений, физическое воспитание, начатки ремесла.
|
Ибн Сина придавал серьезное значение умственному воспитанию подрастающего поколения, овладению им научными знаниями. Он призывал всех, особенно молодежь, настойчиво изучать науки и стремиться к совершенству.
|
Омар Хайям - персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог.
Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. ВИране Омар Хайям известен созданием самого точного из реально используемых календарей. Учениками Хайяма были такие учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини.
|
Нишапур
|
|
|
|
Ступени образования по Я.А. Коменскому.
Период
|
Возраст
|
Характеристика возрастного периода
|
Ступени
образования
|
Тип учебного
заведения
|
Содержание
образования
|
Детство
|
От рождения до 6 лет
|
Характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств
|
Дошкольное воспитание под руководством матери
|
Материнская школа
|
Первоначальные представления, живые впечатления,воспитания умеренности трудолюбия,послушания и т.п. приобщение к религии
|
Отрочество
|
От 6 до 12 лет
|
Характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными оргами, языком и рукой
|
Шестилетняя школа в каждой общине, селении, местечке
|
Школа родного языка
|
Родной язык, арифметика, геометрия, география, природоведение, свещенное писание, пение и тд.
|
Юность
|
От 12 до 18 лет
|
Характеризуется более высоким уровнем развития мышления
|
Школа или гимназия в каждом городе
|
Латинская школа или гимназия
|
Семь свободных искусств естествознании, географии
|
Возмужалость
|
От 18 до 24 лет
|
Характеризуется развитием воли и способностью сохранять гармонию
|
В каждом гос-ве или большой области
|
Академия
|
Богословие
Медицина
Юриспруденция
|
Дидактические принципы Я.А. Коменского.
Принцип
|
Содержание принципа
|
Принцип наглядности обучения
|
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия
|
Принцип последовательности
|
Все предлагаемое учеником для усвоения надо располагать так,чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышления, и наконец, речь и руку , так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле
|
Принцип посильности обучения
|
Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей
|
Принцип прочности усвоения учебного
материала
|
Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание» не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться « в связи» . Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах
|
Принцип сознательности учения
|
Ученики с помощью учителя должны осознать , «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений
|
Принцип систематичности обучения
|
Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями итак организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом. А был бы кратко изложен в виде немногих основных положений
|
Характеристика четырёх периодов жизни ребенка по Ж.-Ж. Руссо.
Периоды возрастного развития
|
Содержание воспитания
|
Задачи воспитания
|
От рождения до 2-х лет
|
Грудное вскармливание, свобода движений ребенка, закаливание
|
Физическое воспитание
|
От 2-х до 12 лет (период «сна разума», когда ребенок еще не может логический мыслить)
|
Развитие органов чувств, так как сенсорное воспитание предшествует умственному; усвоение идей частной собственности; чтение; укрепление здоровья ребенка; выполнение посильных с/х работ
|
Развивать внешние чувства ребенка
|
С 12 до 15 лет
|
При выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка, из того что он видит вокруг, так называемые реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: природроведение, астрономия, география. В основе методики обучения-исследования различных явлений,самостоятельное открытие научных истин,наглядность. Трудовое воспитание
|
Умственное воспитание
|
С 15 до совершеннолетия (возвращение в общество. «период бурь и страстей»)
|
Воспитание добрых чувств (посредством наблюдения человеческих страданий, положительных примеров); добрых суждений (путем изучений биографий великих людей, истории); доброй воли (посредством совершения добрых дел) половое воспитание
|
Нравственное воспитание
|
Словарная работа
1)Азбуковники – анонимные рукописные сборники статей словарного, учебного, нравоучительного и справочного характера в России, распространенные в России в 13–18 вв., прообразы первых энциклопедий. Составителями (копиистами) и читателями азбуковников были горожане низшего и среднего сословий. По содержанию подразделяются на:
- словари иностранных слов и сведений из разных областей знания;
-учебные пособия типа букварей, включающие базовые знания по арифметике, грамматике, религии, отчасти – истории и природоведению;
- воспитательно-дидактические руководства;
- смешанные.
2)Апология – защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо. Предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам. В настоящее время слово «апология» означает чрезмерное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь, защиту (обычно предвзятую).
3)Аталычество –древний обычай зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому, ребёнок вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечению определенного обычаем времени). Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.
4)Аскеза – аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.
5)Братские школы – учебные заведения, существовавшие в Центральной и Восточной. Европе в 16—18 вв.; создавались религиозно-национальными и просветительскими организациями — братствами. Наибольшую известность получили Б. ш., созданные на Украине и в Белоруссии (входивших в 15—17 вв. в состав Польско-Литовского государства). Б. ш. являлись одним из средств борьбы за национальную независимость и сыграли важную роль в воссоединении Украины с Россией. Б. ш. открывались как в крупных городах, так и в сельских местностях. Особенно известны Б. ш.: Львовская (основана 1586), Виленская (1585), Киевская (1615), Луцкая (1624). Они работали на основе уставов, прототипом которых был устав Львовской школы, организованной Успенским братством. Существовали начальная, средняя и повышенные Б. ш., в которых изучались славянский греческий и латинский язык (грамматика, риторика, пиитика), диалектика, музыка. Большое место занимало изучение православной религии. Иногда при школах создавались интернаты для сирот и беднейших учеников. Ректор и учителя Б. ш. выбирались на собраниях братства. В 1632 школа Киево-Богоявленского братства и Высшая коллегия при Киево-Печерской лавре были объединены и реорганизованы в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 —Киево-Могилянская академия).
6)Вежество – благообразное устройство жизни и человеческих отношений.
7)Гридница – (гридня) — в древнерусской архитектуре IX—XVII веков,
- большое помещение в княжеском дворце для дружинников.
8)Дитя – ребенок, мальчик или девочка младшего возраста.
9)Домострой – (полное название — Книга, называемая «Домострой») памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
10)Домовнее строение – управление семейным хозяйством.
11)Душевное строение – учение о долге душевном или дело спасения души.
12)Запуки – приметы, предрассудки, суеверья, пустые поверья.
13)Заклички – разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл.
14)Изборник – Древнерусский рукописный сборник, содержащий отрывки текстов из разных книг.
15)Киево-Могилянская Академия – один из просветительских и научных центров восточнославянских народов XVII—XVIII веков. Она была образована в 1632 году по инициативе Киевского митрополита Петра Могилы на основе объединения киевских Братской (осн. в 1615 г.) и Лаврской (1631) школ по образцу западноевропейских гимназий академического типа. До 1694 года она именовалась Киево-Могилянской коллегией и размещалась в Киево-Могилянском Братском монастыре. В 1694 году по царской грамоте академия получила самоуправление. Кроме государственного «довольствия» средства на ее содержание выделялись также киевскими митрополитами. В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан, казаков, крестьян. При ней имелся Сиротский дом (Бурса). Академия делилась на 8 (до 1680 году — на 7) классов («школ»). После низших классов (фара, инфима, грамматика, синтаксима) ученики переходили в средние — риторики и поэтики; студенты, решившие принять духовный сан, продолжали образование в высших классах: философии (2 года обучения) и богословия (4 года). В академии преподавались астрономия, музыка, катехизис, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, латинский, древнееврейский, немецкий и французский языки, история, география, математика, экономика, медицина, архитектура, живопись, естественная история, нотное пение и другие предметы. Изначально преподавание велось на латинском языке; с 1784 года — на русском.
16)Книжник – любитель и знаток книг.
17)Мастера грамоты – в Русском государстве XIV — XIX вв. — народные учителя, самоучки, обучавшие детей и взрослых основам грамоты (чтению и письму). Мастера грамоты сыграли большую роль в распространении грамоты на Руси.
18)Мирское строение – о семейных отношениях.
19)Молодец – 1) молодой человек бравого вида, крепкого сложения, сильный; удалец; 2) для выражения одобрения, похвалы за какой-нибудь ловкий, отличный поступок, удачное действие; 3) слуга, сиделец в лавке, половой в трактире; 4) чьи-либо приспешники, охотно исполняющие приказания хозяина.
20)Монастырские школы – институт духовного наставничества в монашестве и проф. подготовки духовенства.
21)Наказание –применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.
22)Отрок – мальчик-подросток.
23)Пестушки – это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения.
24)Приходская школа – начальная школа при церковных приходах. Появилась после школьной реформы 1804 года; находилась в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. Ранее — приходское училище.
25)Славяно-греко-латинская Академия – первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого.
26)Секуляризация – (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.
27)Учение книжное – это не простое обучение грамоте, а преподавание наук, в тогдашнем византийском понимании термина — преподавание, дававшее серьезное, конечно по тому времени, образование.
28)Ученичество – пребывание в положении ученика.
29)Училище – название некоторых низших и средних специальных, а также некоторых высших учебных заведений.
30)Чадо – дитя, ребенок, сын или дочь.
|
|
|