Навигация по странице:
|
лабораторные девушки. Анализ материальной базы трудового обучения
Лабораторная работа № 1
Тема: Анализ материальной базы трудового обучения
Цель: Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность учебных мастерских (Типовым положением учебных мастерских общеобразовательной школы, СанПин и т. д.), дать анализ материальной базы учебных мастерских школ, формировать умение наиболее рационально использовать материальную базу учебных мастерских.
Время: 4 часа.
Задание:
1. Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность учебных мастерских общеобразовательной школы и ответить на следующие вопросы:
Назначение школьных учебных мастерских.
Нормативные площади.
а/ мастерской по технологии обработки ткани (швейных изделий)
б/ мастерской по технологии приготовления пищи (кулинарии)
в/ комбинированной мастерской по технологии обработки ткани и технологии приготовления пищи
г/ инструментальной комнаты
3. Характер расположения мастерских /типовые, отдельное не типовое, пристройка к основному заданию/ и этажность мастерской.
4. Характер освещения мастерской.
5. Система вентиляции.
6. Температура воздуха в мастерской.
7. Наличие в мастерской умывальников, моющих средств, аптечки.
8. Дать характеристику рабочего места учителя.
9. Рабочие места индивидуального и коллективного пользования в мастерских.
10. Какое оборудование устанавливается в мастерской для работы учителя.
11. Особенность расположения оборудования в соответствии с технологией обрабатываемых материалов.
12. Напряжение в сети при выполнении обучающимися электротехнических работ.
14. Наличие инструкций по ТБ в мастерских.
15. Наличие нормативных документов в мастерской.
Обязанности учителя технологии (мастера учебной мастерской).
2. Составить схему любых школьных учебных мастерских, в которой показать размещения оборудования. Проанализировать материальную базу этих мастерских, ответив на следующие вопросы:
а/ общая характеристика помещений (соответствие площади существующим нормам; наличие вспомогательных помещений).
б/ соответствие материальной базы санитарно-гигиеническим требованиям (освещение, оформление, вентиляция, эстетические оформления)
в/ соответствие оборудования требованиям учебной программы и правильность его размещения
г/ обеспечение общих правил безопасности труда.
3. Разработать предложения по наиболее рациональному использованию материальной базы мастерских по технологии.
Соответствующие предложения описать и сопроводить чертежом, на котором показаны изменения, внесенные в размещения оборудования.
Литература:
1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: 2008.
2. Мельникова Л.В. и др. Методика трудового обучения. (Обслуживающий труд). — М.: Просвещение, 1985.
3. Материалы лекций.
Отчет: письменная характеристика школьных учебных мастерских с предложениями по ее наиболее рациональному использованию, план-схема мастерской, собеседование с преподавателем.
Лабораторная работа № 2
Тема: Анализ возможностей применения средств обучения в учебном процессе.
Цель: познакомиться с дидактическими возможностями отдельных видов средств обучения, приобрести навыки подбора средств обучения для занятий по курсу «Технология» (Девушки).
Время: 2 часа
Задание:
Прочитайте параграф «Дидактические возможности отдельных видов средств обучения» из учебного пособия Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Мастерство, 2001. – С. 137 – 148.
Структурируйте изученный материал в таблицу:
Средства
обучения
|
Преимущественные
дидактические функции
(возможности)
|
Типичные учебные
ситуации применения
|
Учебники (учебные пособия)
|
|
|
Справочники
|
|
|
Изобразительные
наглядные плоскостные
пособия (плакаты, таблицы, схемы, фотографии и др.)
|
|
|
Модели
|
|
|
Макеты, муляжи, эталонные изделия (детали)
|
|
|
Экранные средства, учебное кино
|
|
|
Звукозапись
|
|
|
Транспаранты
|
|
|
Дидактические материалы и документация для работы на уроке: чертежи, карточки-задания, критерии оценки и т.д.
|
|
|
Тренажёры
|
|
|
Инструкционные карты
|
|
|
Технологические карты
|
|
|
Педагогические программные средства вычислительной техники
|
|
|
Отчет: заполненная таблица.
Лабораторно-практическая работа № 3
Тема: Составление плана-конспекта по основным темам раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» или «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария» (в традиционной, нетрадиционной формах организации занятия).
Цель: Приобрести навыки в подготовке и практике составления планов-конспектов занятий по технологии для учащихся 5-7 классов. Усвоение методики проведения занятий по выбранной теме.
Время: 4 часов.
Задание:
Повторить материал по теме “Планирование учебной деятельности на уроках технологии".
Изучить и проанализировать представленные в приложении алгоритм и схему плана-конспекта занятий по технологии.
Определить место выбранной темы для плана-конспекта занятия в системе занятий по определенному разделу программы.
Уточнить тему, цели и содержание занятия.
По учебникам и другим учебно-методическим пособиям изучить материал, который необходимо сообщить школьникам. Отметить новые термины, понятия, выделить операции и особенности их выполнения при изготовлении изделий.
Разработать ход самостоятельной работы учащихся, ее содержание и порядок выполнения.
Разработать содержание и методику вводного, текущего инструктирования учащихся и итоговой беседы.
Распределить время по этапам занятия ( 90 мин).
Подобрать учебно-наглядные материалы (если необходимо — разработать_ и определить место их использования при объяснении материала.
Уточнить оборудование, инструменты, приспособления, необходимые материалы.
При необходимости разработать технологическую последовательность изготовления изделия.
-
Продумать проблемные и поисковые ситуации, которые будут направлены на активизацию мыслительной и творческой деятельности учащихся.
Подготовить контрольные вопросы, тесты или карточки-задания.
Литература:
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 — С. 356 - 408
Программы образовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1 -11 классы. / Под ред. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. - М.:Просвещение, 2006.
Сасова И.А., Марченко А.В. Технология: 5 — 8 классы: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2007.
Материалы лекций.
Отчет: составленный план-конспект урока.
Приложение 1
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЙ
ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Тема:
Модуль:
Раздел:
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
1. Варианты конструирования образовательных целей:
1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных)...
1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
Способствовать осознанию основного технологического материала.
Способствовать формированию представления о...
1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий технологических процессов.
1.7. Создать условия для выявления причинно следственных связей:
-раскрыть причины...
- выяснить последствия...
1.8. Способствовать понимания закономерности...
- создать условия для выявления взаимосвязи между... - способствовать пониманию зависимости между...
2. Варианты конструирования развивающих целей:
2.1. Способствовать развитию речи учащегося (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащегося (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
Способствовать развитию сенсорной сферы учащегося (развитие глазомера, ориентировка в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
Способствовать развитию двигательной сферы (совершенствование моторики рук, развивать двигательную активность, сноровку, соразмерность движений).
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Способствовать овладению учащихся всеми видами памяти.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Варианты конструирования воспитательных целей:
3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических и др. качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
4. Варианты конструирования профориентационных целей:
-
Обобщать у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Развивать представления о народном хозяйстве, о потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока
1. Материально-техническая база:
кабинет трудового обучения (мастерская);
станки, машины;
инструменты, приспособления;
материалы.
2. Дидактическое обеспечение:
учебник (учебное пособие);
рабочая тетрадь;
сборник заданий;
дополнительная литература (словари, справочники);
плакаты;
таблицы;
учебно-техническая документация (УТД);
- технологические карты (ТК);
- инструкционные карты (ИК);
- инструкционно-технологические карты (ИТК);
- информационные карты (ИФК);
образцы объектов труда;
образцы по узловой обработке изделий;
материалы для контроля знаний учащихся;
- карточки-задания;
- тесты;
- кроссворды.
Методы обучения
Формы организации познавательной деятельности учащихся: Словарная работа:
Тип урока:
П. Ход урока
1. Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащегося на работу;
доведение до учащегося плана урока.
Проверка выполнения учащимися домашнего задания (приложение - содержание, методы, средства).
Актуализация знаний учащихся (приложение - содержание, методы, средства).
Изложение учителем нового материала (приложение - содержание, методы, средства).
Закрепление знаний учащихся (приложение - содержание, методы, средства).
Физ.культ. минутка.
7. Практическая работа (название):
7.1. Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
-ознакомление с объектом труда (образцом);
- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
- ознакомление с УТД (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнение работы;
- инструктаж по технике безопасности (ТБ).
Самостоятельная работа учащегося по УТД.
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
7.3.1. Формирование новых умений:
- проверка правильности использования учащимися УТД;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технической документацией.
7.3.2. Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий в целом;
- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения
операций;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащихся;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- вскрытие причин допущенных ошибок у учащихся;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания (приложение - содержание, методы, средства).
Уборка рабочих мест.
10. Подведение итогов урока учителем:
- сообщение учителя о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
- выставление отметок в классный журнал и в дневники;
- сообщение о теме следующего урока;
- задание на подготовку к следующему уроку.
Приложение 2
План-конспект урока технологии
Класс 5-й Дата __________
Тема раздела: “Технология обработки металлов”
Тема урока: “Обработка отверстий в тонколистовом металле”
Цели:
Образовательная - расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;
Воспитательная - прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда;
развивающая - развивать навыки использования измерительных инструментов при подготовке к сверлению.
Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала; самостоятельная работа под контролем учителя.
Объект труда: ушко для стенда.
Межпредметные связи: математика-построение фигур, единицы длины; русский язык-написание слов “спиральные”, “цилиндрические”.
Материально-техническое оснащение:
Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления.
Эталон изготовляемой детали.
Технологическая карта изготовления изделия.
Диафильмы; “Сверление”, “Технология изготовления изделий в школьных мастерских” (работа по металлу, 5 класс).
Таблица “Обработка металла” (для 5-7 классов).
Кинофильм “Техника безопасности в школьных мастерских”.
Литература для учителя
Примерные программы по образовательной области “Технология” //Школа и производство,1998.,№ 1.
Технология, 5 класс: Пробный учебник для мальчиков общеобразовательной школы/ Под ред. В.Д.Симоненко.- Брянск, 1996.
Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела.- М.: Высшая школа, 1984.
Литература для внеклассного чтения учащихся
Моисеев В.Г. Жизнь - творчество.- М: Московский рабочий, 1984.
Ход урока
1. Организационная часть - 3 мин.
1.1. Контроль посещаемости.
1.2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
2. Повторение пройденного материала 7 мин.
2.1. Проверка знания материала прошлого занятия по карточкам-заданиям.
2.2. Вопросы к группе:
Где находят применение тонколистовые металлы?
Какими механическими свойствами они обладают?
Как провести разметку заготовки из тонколистового металла?
3. Изложение нового материала-15 мин.
3.1. Рассказ о способах получения отверстий в тонколистовом материале и применяемых для этого инструментах и приспособлениях.
3.2. Демонстрация диафильмов с закреплением материала.
3.3. Технология получения отверстий в заготовках.
3.4. Безопасные приемы труда при обработке отверстий.
4. Вводный инструктаж - 10 мин.
4.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте технологии изготовления.
4.2. Показ трудовых приемов по сверлению.
4.3. Демонстрация сверления заготовок “в пакете”.
5. Самостоятельная работа учащихся - 30 мин.
Текущий инструктаж - целевые обходы.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и
технологический последовательности операций.
Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ. Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам.
6. Заключительный инструктаж - 7 мин.
6.1. Анализ характерных ошибок и их причин.
6.2.Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.3. Домашнее задание.
7. Уборка рабочих мест - 8 мин.
Учитель___________
На отдельном листе, прилагаемом к плану-конспекту, целесообразно сформировать теоретический материал, который должен быть в сжатом виде записан учащимися в рабочие тетради. Пример.
Приложение 3
План-конспект урока технологии
Раздел:
Тема урока:
Время:
Цели урока:
Тип урока:
Методы ведения урока:
Оборудование урока:
Ход урока
1. Организационная часть:
1.1. Проверить готовность учащихся к началу урока и явку учащихся на занятие
1.2. Выдать необходимые материалы учащимся.
Актуализация знаний учащихся:
Действия преподавателя: Действия обучающихся:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формирование знаний учащихся:
Действия преподавателя: Действия обучающихся:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое применение полученных знаний:
Действия преподавателя: Действия обучающихся:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Итог урока:__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Домашнее задание:___________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Преподаватель____________________
Лабораторно-практическая работа № 4
Тема: методика составления и особенности применения технологических, инструкционных карт.
Цель: Приобрести навыки в составлении технологических и инструкционных карт на выполняемые обучающимися объекты труда.
Время: 2 часа.
Задание:
Познакомиться с объектами труда учащихся, предложенными в разделах «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» или «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария» программы «Технология».
Познакомиться с методикой составления технологических и инструкционных карт по классам (5-7 классы).
Составить технологическую или инструкционную карту применительно к объекту труда обучающихся в соответствии с приложением.
Литература:
1. Программы образовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1 -11 классы. / Под ред. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. - М.:Просвещение, 2006.
2. Сасова И.А., Марченко А.В. Технология: 5 — 8 классы: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2007.
3. Материалы лекций.
Отчет: составленная технологическая или инструкционная карта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ / название объекта труда/
в 5 классах
Технический рисунок /чертеж, эскиз/ Сведения о заготовке /чертеж,
объект труда эскиз, вид, марка материала/
п/п
|
Содержание и порядок работы
|
Эскиз обработки
|
Примечания /инструктивные указания/
|
|
|
|
|
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Тема ___________________________________________________________
Упражнение_____________________________________________________
Цель ___________________________________________________________
Учебно-технические требования____________________________________
Инструмент и приспособления______________________________________
Планировка рабочего места (при необходимости)______________________
Содержание и последовательность выполнения операций
|
Указания по выполнению действий
Текст и рисунки (фото)
|
Указания по самоконтролю
Текст и рисунки (фото)
|
|
|
|