Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Тема 7 ЧС техногенного характера. Тема 7 Чрезвычайные ситуации техногенного характера



Скачать 219 Kb.
Название Тема 7 Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Анкор Тема 7 ЧС техногенного характера.doc
Дата 24.04.2017
Размер 219 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Тема 7 ЧС техногенного характера.doc
Тип Документы
#2050

Тема 7

Чрезвычайные ситуации техногенного характера



Классификация ЧС техногенного характера

Транспортные аварии и катастрофы.

Аварийные ситуации на городском транспорте.

Аварийные ситуации на различных видах транспорта: железнодорожный, водный, воздушный.

Аварии с выбросом химически опасных веществ.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Аварии на гидротехнических сооружениях.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, крупной аварии (катастрофы), повлекшей за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Катастрофа техногенного характера – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.
Аварии бывают разных видов: повреждение станка, оборудования, транспортного средства, системы энергоснабжения, здания, которое может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом радиоактивных веществ, не повлекшее за собой значительного материального ущерба и серьезных человеческих жертв (взрывы могут быть вызваны неправильной эксплуатацией бытовых и газовых плит или баллонов с газом, находящимся под давлением).

Классификация ЧС по видам чрезвычайных событий


Для практических нужд общую классификацию ЧС целесообразно строить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий; при этом можно частично в тех или иных звеньях классификационной структуры использовать принадлежность, причинность или масштаб ЧС.

По такому комплексу признаков все ЧС мирного времени разбивают на шесть групп (рис. 1).


Рис. 1. Классификация ЧС техногенного характера по виду чрезвычайных событий
Перечень ЧС по группам приведен в табл. 3.

Таблица 3

Перечень чрезвычайных ситуаций техногенного характера по группам





Классификация ЧС по природе источника возникновения


1. ЧС, связанные с возникновением аварий на опасных объектах:

     • аварии на атомных электростанциях (АЭС);

     • утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны (СЗЗ);

     • аварии на атомных судах с радиоактивными загрязнениями акватории порта и прибрежной территории;

     • аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;

     • аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;

     • падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;

     • незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при утере источников ионизирующих излучений, аварий на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях;

     • аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду аварийно химически опасных веществ (АХОВ);

     • аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических веществ или биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.

2. ЧС, обусловленные пожарами и взрывами и их последствиями:

     • пожары в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и транспортных коммуникациях;

     • взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в т. ч. при падении летательных аппаратов);

     • взрывы в жилых зданиях.

3. ЧС на транспортных коммуникациях:

     • авиационные катастрофы;

     • столкновения и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене);

     • аварии на водных коммуникациях;

     • аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;

     • аварии на энерго– и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.

ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки. Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители.

Соблюдайте следующие правила:

- при движении поезда не открывайте наружные двери,

-не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

- тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

- не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;

- запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;

- курите только в установленных местах;

- не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

- не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

- при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона.

После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара.

При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла.

При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения.

Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Автомобильные аварии и катастрофы встречаются чаще, чем и объясняется наибольшее число санитарных (раненые) и безвозвратных (погибшие) потерь.

Уровень дорожно-транспортных происшествий и количество травм среди населения остается значительным. Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию самых опасных. На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта.

Статистические данные по количеству пострадавших в ДТП

Год

Погибшие

(на месте аварии и в течении 7 дней после нее)

Раненые

2004

34506

251386

2005

33957

274964

2006

32724

285362

2007

33308

292206

2008

29936

270883

2009

26084

275034

2010

26567

250635

Всего

217 082

1 900 470

Современный автомобиль, как и все иные виды механического транспорта, представляет собой сложный комплекс различных механизмов и устройств, от согласованной работы которых зависит его надежность.

Эксплуатационные качества автомобиля зависят от его устойчивости, управляемости, маневренности и динамические свойства. Взаимодействие автомобиля с дорогой обусловлено законами механики.

Поведение водителя за рулем, применение им различных приемов управления определяются уровнем его профессиональной подготовки. Кроме того, многое зависит от психофизиологических факторов, в том числе от состояния здоровья, условий на рабочем месте, микроклимата, степени шума и вибраций, удобства управления, а также воздействия внешней среды.

Звенья системы «водитель - автомобиль - дорога» качественно разнородны. Автомобиль и дорога характеризуются совокупностью технических данных, выражаемых определенными показателями. Характеристику водителя можно составить с помощью психологических и физиологических методов. Но, несмотря на качественные различия звеньев системы, они скоординированы для решения общей задачи - перевозки грузов или пассажиров по заранее намеченному маршруту и в запланированное время с обеспечением их безопасности и сохранности.

ДТП можно охарактеризовать как рассогласование взаимодействия звеньев системы «водитель - автомобиль - дорога».

Следует отметить, что дорожные происшествия чаще всего случаются в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков.

Различают следующие виды ДТП:

  • наезды на людей и другие подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля;

  • наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);

  • столкновения автомобилей друг с другом и с другими транспортными средствам,и происходящие под различными углами - при встречном, боковом, перекрестном и попутном движении;

  • опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приемов управления.

Пешеход является активным и самым незащищенным участником дорожного движения. Анализ несчастных случаев на дорогах мира показывает, что каждый третий погибший в результате ДТП - пешеход.

В то же время большинство ДТП происходят по вине пешеходов.

Причинами ДТП являются нарушения правил дорожного движения.

Кто же основной виновник этих нарушений?

По статистике за 2001 год, в Санкт-Петербурге виноватыми чаще всего являлись пешеходы - в 49,5% случаев; причем 13,9% из них находились в нетрезвом состоянии.

Водители автотранспортных средств нарушали правила в 48,5% случаев, 7,6% водителей были в нетрезвом виде.

Сотрудники ГИБДД установили, что 70% ДТП с детьми происходит по их вине. Транспортные травмы чаще встречаются (48,9%) у детей младшего школьного возраста (7-11 лет) и у детей (3-7 лет) дошкольного возраста (24,8%).

Среди пострадавших преобладают мальчики - 75,4%.

Наибольшее число ДТП у детей наблюдается летом (30,5%), несколько реже - весной (25%), зимой (22,9%) и осенью (21,6%). Такое колебание объясняется тем, что летний день длиннее, погода лучше, дети играют на улице и пользуются городским транспортом чаще, чем в другие сезоны. Этим же обстоятельством можно объяснить повышение ДТП с детьми в воскресные дни. Детский уличный травматизм неравномерно распределяется и в течение дня.

Так, время их возвращения из школы, нахождения вне школы и дома, между 15 и 18 часами, является наиболее опасным.

Однако летом, во время каникул, ДТП с детьми распределяется почти равномерно. Среди дней наиболее рискованными являются пятница и суббота. А в сутках самые сложные часы - с 16.00 до 20.00, за эти четыре часа происходит около 30% всех аварий и наездов. Значительное увеличение количества ДТП отмечается в конце августа - начале сентября, когда возвращаются с отдыха отвыкшие от городского ритма отпускники и дети.

Можно выделить следующие основные нарушения правил поведения пешеходами и ошибки водителей, приведших к возникновению ДТП.

1. Неожиданный выход пешехода на проезжую часть.

2. Переход через проезжую часть вне пешеходного перехода.

3. Наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке. Это связано с тем, что пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей, сильно испуган, и его поведение хаотично и не поддается разумной логике.

4. Отвлеченное внимание водителя при выполнении маневра. Одной из причин неожиданного появления пешехода перед автомобилем является недооценка скорости едущего транспортного средства.

Довольно большое количество ДТП с участием пешеходов приходится на необустроенные места пересечения транспортных путей.

Большинство ДТП (42%), в которых признаны виновными пешеходы, происходят при неправильной оценке ими складывающейся дорожно-транспортной ситуации, при переходе через проезжую часть вне установленных мест и, как следствие, опасное появление перед приближающимся транспортом.

Человек, едущий в автотранспорте, должен соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получить травму в случае ДТП.

При неизбежности столкновения с другим автомобилем необходимо:

  • сохранять самообладание, что позволит управлять машиной до последней возможности;

  • напрячь все мышцы и не расслабляться до полной остановки;

  • сделать все, чтоб уйти от встречного удара (кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося навстречу автомобиля);

  • помнить, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером;

  • защитить голову;

  • если автомобиль идет на малой скорости, вдавиться в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо;

  • если скорость превышает 60 км/ч и не пристегнуты ремни безопасности, прижаться грудью к рулевой колонке;

  • при нахождении пассажира на переднем сиденье рядом с водителем - закрыть голову руками и завалиться набок, распростершись на сиденье;

  • сидя на заднем сиденье, постараться упасть на пол;

  • если рядом ребенок, накрыть его собой.

После аварии необходимо определить, в каком месте автомобиля и в каком положении находится человек, не горит ли автомобиль, не подтекает ли бензин. Если двери заклинены, то автомобиль покидают через окна, открыв их или разбив тяжелым предметом. Выбравшись из автомобиля, из-за возможности взрыва необходимо от него отойти как можно дальше.

При использовании общественного транспорта рекомендуются следующие меры безопасности:

  • не входить и не выходить до его полной остановки;

  • не прислоняться к дверям;

  • не высовывать голову и руки в окна;

  • стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать (в случае торможения человек падает лицом вперед, что безопаснее падения на спину);

  • в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела: сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте под кресло, т.к. сломанное кресло может повредить ноги;

  • при падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

  • не засыпайте во время движения: опасно не столько проспать свою остановку, сколько получить травму при маневре или резком торможении;

  • если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

  • при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если это не удается, разбейте боковые окна;

  • по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

  • выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим;

  • при аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидячие. Ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтоб не замкнуть своим телом электроцепь.

Таким образом, одной из причин возникновения ДТП с вовлечением в них пешеходов является неправильное поведение пешеходов на проезжей части дороги и неверное прогнозирование характера их поведения водителем. 

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв. В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

КАК ДЕЙСТОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:

- в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;

- перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;

- если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;

- так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;

- после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).

КАК ДЕЙСТВОАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ

Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна. Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку. Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

Чрезвычайные ситуации при авариях на химически опасных объектах. Последствия. Обеспечение безопасности



Химически опасный объект (ХОО) – это объект, на котором при аварии может произойти поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений либо заражение окружающей природной среды опасными химическими веществами в концентрациях или количествах, превышающих естественный уровень их содержания в природе.

Запасы ядовитых веществ необходимы для деятельности предприятий химической, нефтеперерабатывающей и других видов промышленности. Несмотря на предпринимаемые меры безопасности, полностью исключить вероятность возникновения аварии на ХОО практически невозможно.

В большинстве случаев эти аварии вызываются нарушением технологии производства, большой изношенностью оборудования, несоблюдением мер безопасности, расхлябанностью, пьянством, халатностью отдельных работников.
По масштабам последствий аварии на ХОО подразделяются на следующие виды:

1) локальные (последствия ограничиваются одним цехом ХОО);

2) местные (последствия ограничиваются производственной площадкой ХОО или его санитарно защитной зоной);

3) общие (последствия распространяются за пределы санитарно защитной зоны ХОО, при этом возникает чрезвычайная ситуация с вытекающими отсюда последствиями для населения, проживающего вблизи ХОО).
В большинстве случаев при аварийном разрушении технологического оборудования ядовитые вещества вытекают в виде жидкости, выделяются в атмосферу в виде газа, пара или аэрозоля. Облако может распространяться на большие расстояния и заражать ядовитыми веществами территории на пути своего следования.
По степени опасности аварии на ХОО подразделяются на следующие виды:

1) частные – аварии либо не связанные с выбросом химических отравляющих веществ, либо связанные с незначительной утечкой ядовитых веществ;

2) объектовые – аварии, связанные с утечкой ядовитых веществ из технологического оборудования или трубопроводов. Глубина пороговой зоны – менее радиуса санитарно защитной зоны вокруг предприятия;

3) местные – аварии, связанные с разрушением большой единичной емкости или целого склада химических ядовитых веществ. Облако ядовитых паров достигает зоны жилой застройки, возникает чрезвычайная ситуация, проводятся эвакуация из ближайших жилых районов и другие соответствующие мероприятия;

4) региональные – аварии со значительным выбросом ядовитых химических веществ. Наблюдается распространение облака в глубь жилых районов, и создается угроза жизнедеятельности населения региона. Возникает чрезвычайная ситуация в масштабе региона. При этом создается штаб единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) по ликвидации возникшей ЧС;

5) глобальные – аварии с полным разрушением всех хранилищ с химическими ядовитыми веществами на крупных химически опасных предприятиях, когда создается угроза жизнедеятельности населения нескольких регионов и сопредельных государств. В данной чрезвычайной ситуации мобилизуется необходимое количество подразделений РСЧС, МЧС России, оповещается руководство сопредельных государств.

Отличительной особенностью аварий на ХОО является то, что при высоких концентрациях химических веществ поражение людей может происходить в короткие сроки. Поэтому сохранение жизни и здоровья людей будет зависеть от знаний признаков появления в окружающей среде тех или иных опасных веществ, правил поведения и необходимых мер защиты, умелых действий населения и спасательных служб.
Для защиты населения и персонала при авариях на химически опасных объектах рекомендуется:

1) использовать индивидуальные средства защиты и убежища с режимом полной изоляции;

2) произвести по сигналу «Внимание всем!» (это сирены и гудки предприятий) организованную эвакуацию из зоны заражения, возникшей при аварии;

3) применять при поражениях организма противоядия и средства обработки кожных покровов в зависимости от вида ядовитого вещества;

4) соблюдать режим поведения и защиты на зараженной территории вплоть до ликвидации и отмены чрезвычайной ситуации;

5) пройти санитарную обработку, произвести очистку одежды, территории, сооружений, техники и имущества.
Если учесть, что изношенность оборудования на химически опасных объектах составляет 70–80% (в целом по всей России по данным специалистов химиков), то совершенно очевидна необходимость проведения учений на этих объектах непосредственно и с участием населения, живущего вблизи ХОО.

Население необходимо обеспечить листовками с информацией о видах возможных аварий с указанием опасных химических веществ, выделение и распространение которых будет происходить при этом. В этих же листовках должна быть информация о порядке применения индивидуальных средств защиты и режиме поведения населения.

Населению, живущему вблизи ХОО, надо быть постоянно начеку, иметь всегда под рукой индивидуальные средства защиты. Кроме того, по возможности следить визуально за работой ХОО и сообщать в местные структуры РСЧС о появившихся признаках аварии в виде резкого усиливающегося запаха, разноцветных облаков над ХОО (они бывают желтыми, розовыми, коричневыми, черными).

Аварии на радиационно опасных объектах с чрезвычайными ситуациями. Обеспечение безопасности



Радиационно опасный объект (РОО) – предприятие, на котором при авариях могут произойти массовые радиационные поражения.

Радиационная авария – происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы зон действующего оборудования) предприятий в количествах, превышающих установленные нормы безопасности.
Радиационные аварии подразделяются на три типа:

1) локальные (не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений);

2) местные (произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно защитной зоны);

3) общие (произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно защитной зоны и в количестве, приводящем к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм, при этом возникает чрезвычайная ситуация. При такой аварии на РОО незамедлительно оповещается население близлежащих районов и местные структуры РСЧС).
Последствия радиационных аварий

Основными поражающими факторами при радиационных авариях являются радиационное воздействие и радиоактивное загрязнение. Кроме того, аварии могут начинаться и сопровождаться взрывами и пожарами.
Последствия радиоактивного заражения:

1) радиоактивному заражению подвергаются большие территории, прилегающие к месту аварии и отдаленные от нее на многие сотни километров, при этом возникает чрезвычайная ситуация;

2) радиоактивное заражение воздействует на людей, животных и другие живые организмы, растения всех видов;

3) поражающее воздействие радиоактивного заражения продолжается в течение длительного времени, при этом в зоне чрезвычайных ситуаций разворачиваются подразделения РСЧС и ГО, проводящие разведку и дезактивацию зараженной территории с помощью специальной техники.
Радиоактивному загрязнению при общей масштабной аварии подвергаются сооружения, коммуникации, технологическое оборудование, транспортные средства, имущество, материалы и продовольствие, сельскохозяйственные угодья и природная среда.

Радиационное воздействие на человека состоит в ионизации тканей его тела и возникновении лучевой болезни различных степеней. При этом прежде всего поражаются органы кроветворения, в результате чего наступает кислородное голодание тканей, резко снижается иммунная защищенность организма, ухудшается свертываемость крови.
Для организации защиты персонала и населения производится заблаговременное зонирование территории вокруг радиационно опасных объектов.
Правила поведения населения при радиационном заражении местности:
1) защитить органы дыхания имеющимися средствами индивидуальной защиты – надеть маски противогазов, респираторы, ватно тканевые повязки, противопыльные тканевые маски или применить подручные средства (платки, шарфы и др.);

2) по возможности быстро укрыться в ближайшем здании, защитном сооружении;

3) войдя в помещение, снять и поместить верхнюю одежду и обувь в пластиковый пакет или пленку, закрыть окна и двери, отключить вентиляцию, включить телевизор, радиоприемник;

4) занять место вдали от окон;

5) при наличии измерителя мощности дозы облучения (дозиметра, рентгенометра) определить уровень радиации;

6) провести герметизацию помещения и защиту продуктов питания;

7) сделать запас воды в закрытых сосудах;

8) принимать лекарственные препараты, которые выдаются лечебно профилактическими учреждениями в первые часы после аварии;

9) строго соблюдать правила личной гигиены, значительно снижающие внутреннее облучение организма;

10) оставлять помещение только при крайней необходимости и на короткое время.

При выходе защищать органы дыхания и надевать плащи, накидки из подручных материалов и средства защиты кожи. После возвращения переодеваться.


Чрезвычайные ситуации при авариях на гидротехнических сооружениях. Последствия аварий на них



Гидротехнические сооружения (ГТС) классифицируются:

1) по месту расположения:

а) наземные (прудовые, речные, озерные, морские);

б) подземные (трубопроводы, туннели);

2) по характеру и цели использования:

а) водно энергетические;

б) для водоснабжения;

в) мелиоративные;

г) канализационные;

д) водно транспортные;

е) декоративные;

ж) лесосплавные;

з) спортивные;

и) рыбохозяйственные;
3) по функциональному назначению:

а) водопроводные сооружения, создающие напор или разность уровней воды перед ГТС и за ним – плотины, дамбы;

б) водопроводящие сооружения (водоводы), служащие для переброски воды в необходимые заданные пункты – каналы, туннели, лотки, трубопроводы, шлюзы, акведуки, водосбросы;

в) регуляционные (выправительные) ГТС, предназначенные для улучшения условий протекания водотоков и защиты русел и берегов рек – щиты, дамбы, полузапруды, берегоукрепительные, льдонаправляющие ГТС;

г) водосбросные ГТС, служащие для пропуска излишков воды из водохранилищ, каналов и напорных бассейнов.
В особую группу выделяют специальные ГТС:

1) для использования водной энергии – здания ГЭС, напорные бассейны;

2) для водного транспорта – судоходные шлюзы, бревноспуски;

3) мелиоративные – магистральные и распределительные каналы, шлюзы регуляторы;

4) рыбохозяйственные – рыбоходы, рыболовные пруды.

Комплексные ГТС, объединенные общей целью эксплуатации, в которых сочетаются и плотины, и каналы, и шлюзы, и энергоустановки (генераторы), называют гидроузлами.
Причины и виды аварий ГТС

На ГТС постоянно воздействуют водный поток, колебания температур, льды, насосы, статические и гидродинамические нагрузки, происходят истирание поверхности, коррозия металлов, выщелачивание бетона, гниение деревянных конструкций (или их истачивание живыми организмами). Поэтому со временем растет вероятность разрушения того или иного сооружения и затопления водой прилегающей территории, т.е. возможно возникновение чрезвычайной ситуации.

Размещение таких объектов повышенного риска в черте крупных населенных пунктов и их разрушение могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного числа населенных пунктов, массовой гибели людей, разрушению зданий и различных сооружений – гражданских и промышленных, военных объектов и др.

Разрушение (прорыв) ГТС происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин, износа и старения оборудования) или воздействия человека (нанесение ударов ядерным или обычным мощным оружием), а также из за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.
В зависимости от масштабов и последствий затопления в результате разрушения ГТС различают:

1) катастрофическое затопление;

2) прорывной паводок;

3) затопление, повлекшее смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.

Прорыв гидротехнических сооружений происходит также при длительных ливневых дождях из за заполнения водохранилищ выше критического уровня с прорывом защитных дамб (валов). При этом возникает чрезвычайная ситуация, связанная с угрозой затопления близлежащих населенных пунктов и нарушения условий безопасной жизнедеятельности. В таких ЧС оповещается население по всем каналам связи, теле– и радиовещания, мобилизуются подразделения РСЧС, проводится эвакуация из зоны ожидаемого затопления.

Чрезвычайные ситуации на ГТС такого вида случаются нередко в Краснодарском крае, где имеются ирригационные системы и водохранилища, из которых вода используется для полива рисовых полей. Серьезный случай с чрезвычайной ситуацией на ГТС имел место летом 2003 г. в Краснодарском крае с весьма значительным экономическим ущербом.
Последствиями гидродинамических аварий на ГТС являются:

1) повреждение и разрушение ГТС и гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;

2) поражение людей и разрушение разного рода сооружений волной прорыва ГТС;

3) затопление обширных территорий с возникновением чрезвычайных ситуаций и развертыванием подразделений РСЧС, оснащенных спецтехникой.
Основными поражающими факторами катастрофического затопления являются:

1) разрушительная волна прорыва;

2) водный поток и спокойные воды, затопляющие территорию суши и объекты.
Вторичными последствиями гидродинамических аварий на ГТС являются загрязнение воды и местности веществами из разрушенных (затопленных) хранилищ, принадлежащих промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, массовые заболевания людей и животных, аварии на транспортных магистралях, оползни и обвалы, утрата прочности зданиями и сооружениями.

Долговременные последствия связаны с остаточными факторами затопления – наносами, загрязнениями, изменением ландшафта и других элементов природной среды.
Меры по защите населения от неблагоприятных последствий аварий на ГТС:

1) уменьшение максимального расхода воды путем перераспределения стока воды во времени;

2) регулирование паводковых стоков с помощью водохранилищ;

3) укрепление и своевременный ремонт ГТС, ограждающих дамб (валов);

4) проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ с помощью земснарядов, подсыпка низких мест.
К оперативным предупредительным мерам относятся:

1) оповещение населения об угрозе аварий;

2) заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;

3) частичное ограничение или прекращение работы предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зонах возможного затопления;

4) защита материальных и культурных ценностей.
Один из способов профилактики аварий на гидротехнических сооружениях состоит в том, чтобы не строить их там, где они принесут больше вреда, чем пользы.
написать администратору сайта