Познание-прцесс цеоенаправленного активного отрожения мира в сознании людей,обусловденный общественно-исторической практикой.
БИЛЕТ 71. Истина и ее критерии.
Истина и ее критерии В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).
Критерии истины делятся на внешние и внутренние.
Внешние. Истинность знания, теории. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории–на практике. Но практика–не достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто нельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериев
недостаточно, то мы говорим о вторичных–внутренних критериях.
Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости( изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.
БИЛЕТ 72. Рациональное и эмпирическое познание.
Рациональное и эмпирическое познание Рациональное познание, прежде всего, свойственно науке, которая измеряет, оценивает, классифицирует и анализирует, но тоже не дает ответов на многие вопросы. Например, физики четко знают, что при помощи их аналитических методов и логики нельзя описать сразу все природные явления, поэтому они выделяют определенную группу явлений и пробуют построить модель для ее описания. При этом они оставляют без внимания остальные явления, и поэтому модель не соответствует реальной ситуации полностью. Современная физика самым драматическим образом подтвердила одно из основных положений восточного мистицизма, смысл которого заключается в том, что все используемые нами для описания природы понятия ограничены, что они являются не свойствами действительности, как кажется нам, а продуктами мышления-частями карты, а не местности. Эмпирическое познание - это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос "как". Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также - ив первую очередь - в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана прежде всего с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи.
БИЛЕТ 73. Иррациональное познание: интуиция в медицине.
Очень непростой вопрос вообще про интуицую, а тем более у врача. Мне кажется, профессиональная интуиция появляется вместе с опытом. Да и интуиция вообще, думаю, это что-то подсознательное, давно отложенное в памяти. Интуиция (позднелат. лат. intuitio - созерцание, от лат. intueor — пристально смотрю), способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.
Интуиция сродни глубокому пониманию процесса, так что , если врач владеет знаниями, у него есть опыт, то он может пользоваться своей интуицией. Ну а тем, кого она подводит, лучше на авось не рассчитывать
Часто говорят о трех основных формах познания – интуиции, разуме и чувстве (под чувством здесь имеются в виду гносеологические чувства – ощущение, восприятие и представление). Интуиция дает целостное, но недифференцированное представление объекта в нашем сознании, например, врач может интуитивно чувствовать, как нужно правильно поступить в случае того или иного конкретного больного. Часто интуицию трудно выразить, но с ее помощью можно опознать правильное (как в фотороботе можно опознать лицо). Разум и чувство дифференцированно выражают объект познания, но теряют в его целостном постижении. Разум выделяет в объекте универсальное без частного, а чувство – частное без универсального. В итоге объект распадается на целое без частей (интуиция) и части без целого (разум и чувство), которые могут быть либо общими частями (разум), либо частными (чувство). Познание с этой точки зрения стартует с подобного разорванного представления объекта и должно все более координировать и подгонять друг к другу эти крайности, используя сетевые процедуры обоснования, пытаясь в конечном итоге достичь наиболее полного представления объекта в сознании, в котором целое соединено с частями, и общее согласовано с частным. Такой объект окажется выражением высокой инвариантности, которая будет воспроизводить себя в переходах между целым и частями, общим и частным. Познание оказывается сопряжением интуиции, разума и чувства в построении наиболее инвариантного образа объекта.
БИЛЕТ 74,75. Презентизм и конструктивизм
Еще одна обсуждаемая оппозиция в теории познания – презентизм и конструктивизм. Согласно презентизму, сознание лишь пассивно отражает (представляет, презентирует) внешний мир, в то время как конструктивизм утверждает активную роль сознания, вплоть до того, что сознание заново создает (конструирует) структуры внешнего мира. Особенно идеи конструктивизма возродились в современной философии после возникновения квантовой механики, в которой процесс наблюдения за микрообъектом по сути создает состояние этого объекта. Кроме того, момент конструктивности стимулируется творческим характером процесса познания, в котором человек творчески созидает новое знание, и в этом случае кажется слишком большой натяжкой свести творчество только к отражению внешнего мира. Возможно, в самом деле, в познании есть момент создания того, что мы познаем. В этом случае субъект познания в некоторой мере создает объект познания. Это можно понять на примере человеческих отношений. Например, если человек выдвигает гипотезу о том, что вы – злой и начинает соответствующим образом относиться к вам, провоцируя на соответствующее поведение, то вы сами можете в определенной степени «заразиться» этой гипотезой и невольно начать подыгрывать ей. Это еще более убедит другого, что он на правильном пути, что еще более «заразит» вас…, и так далее, так что в конце концов вы и в самом деле станете злым в отношении к этому человеку. Отсюда видно, что конструктивный элемент в познании связан с тем, что принятие некоторой гипотезы о природе познаваемого объекта затем выливается в совершение деятельности, в которой данному объекту может навязываться соответствующая роль, что в определенной мере может переводить объект в состояние активации этой роли. Так познание в самом деле может до некоторой степени создавать свой объект. Конечно, этот механизм не абсолютен, и субъект познания может пытаться ослабить свою активность в отношении к объекту, перевести себя в режим более страдательного отношения к объекту, хотя окончательно от любых гипотез в отношении к объекту отказаться, по-видимому, невозможно. Так в процессе познания скорее всего находят некоторые свои пропорции пределы презентизма и конструктивизма, порождая третье синтетическое состояние отражения-создания объекта познания.
БИЛЕТ 76. Наука. Научные и вненаучные формы знания.
Соотношение философии и науки. В истории философии наиболее глубокое учение о науке, о научно-теоретическом знании разработано в философии Гегеля. Он стремился понять и осмыслить философию и науку в контексте объективной, саморазвивающейся и самопознающей духовной деятельности. Иными словами, он отошел от эмпирического, от непосредственного выявления наличных признаков науки, а пытался теоретически осмыслить феномен науки, т.е. рассмотреть ее в составе более широкого целого. Гегель не противопоставляет науку и философию. По его мнению, как естествознание, так и философия могут выступать в форме науки, научно-теоретического познания. Наука, по мнению Гегеля, ограничена и субъективна, ибо она выступает конечной формой постижения абсолюта. В силу того что естествознание связано с рассудком, оно не способно постигать целостность, конкретность, противоречивость предмета. Оно поэтому охватывает только некоторый срез, конечный аспект воплощения духа и по этой причине не способно познать живой, саморазвивающейся целостности. Задача философии как науки - теоретически познать эту духовную деятельность на ее основе, т.е. как внутренне развивающуюся систему, систему ряда формообразований, внутренним стержнем которой является тождество противоположностей. Гегель полагал, что его философия является в высшей степени научной философией, "наукой наук". Ее научность, по его мнению, состоит не только в систематичности, но также в последовательном применении научного метода.
БИЛЕТ 77. Структура научного познания, его методы и формы.
Структура научного познания, его методы и формы Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно- исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая, теоретическая и производственно-техническая.
Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация). Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки. Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной характер. Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно являются и ступенями развития научного знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов(предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов науки), на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике. В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.
БИЛЕТ 79. Классическая научная рациональность.
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.
Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
БИЛЕТ 80. Неклассическая научная рациональность.
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.
Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
БИЛЕТ 81. Философия и медицина
Поддержание здоровья человека и максимальное продление его активной жизни – в этом главный смысл и назначение медицины. Она стала первым заметным средством проявления человеческой мудрости в умелой организации и управлении жизнедеятельностью людей. Только “посвящённые в тайны человеческой природы”
допускались к терапевтическому и хирургическому воздействию, которые начинались со сложного мыслительного процесса распознания заболеваний, именуемого диагностикой (гр. dia - между и gnosis - знание). Диагностика болезни человека во всех отношениях (и объективно и субъективно) – сфера мудрости, а точнее, научно-исследовательской деятельности врача. Он мысленно проводит исследование организма на молекулярном, на субклеточном, на клеточном, на органном и на системном уровнях. Такое многоплановое исследование организма, иначе говоря, глубоко аналитическое медицинское обследование человека и дальнейшее логическое размышление приводит к первичному установлению состояния здоровья.
В результате философского осмысления современной медицины многие медицинские понятия и категории в значительной степени наполняются новым гуманитарным смыслом. Медики с давних пор пытаются проникнуть в сущность природного и общественного бытия человека, смысл его жизни, чтобы понять причины многих его заболеваний. Только жизнь человека, построенная в согласии с природой и обществом, расценивается медиками как жизнь разумная и желанная. С усложнением общественного бытия, развитием общечеловеческой культуры в целом, науки, в частности, значимость философского подхода в медицине значительно возрастает. Её теоретические знания всё более становятся исходным началом совершенствования всей медицины, перехода её в новое научное качество, главные признаки которого отличаются объективностью, предметностью, устремлённостью в будущее. Философия в медицине стала наиважнейшим фактором повышения эффективности медицины, проведения новых экспериментальных исследований, особенно в биомедицине.
Проблема целостного понимания человека в теоретической и практической медицине стала актуальнейшей задачей философского осмысления новых черт в его социальном облике, которые и “делают” его, по сути, личностью.
Каждый медик, как правило, философ, ибо в медицине заложен огромный смысловой потенциал постижения единства (целостности) человеческого бытия.
Философия и медицина стремятся понять и объяснить смысл космического порядка во всём живом. А этот порядок обеспечивается не только природными силами, а и субъектом познания - активным творческим началом исследователя. Это осмысливали многие знаменитые мыслители и врачи прошлого: Платон (427- 347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.), Гиппократ (ок.460-ок.377 до н.э.) и Гален (ок.129 - ок.200), Парацельс (1493-1541) и Декарт (1596-1650), Локк Дж.(1632-1704) и Гольбах П. (1723-1780), Кант И.(1724-1804) и мн. мн. др. Они стремились найти исходные метафизические (греч. Meta to phуsika - то, что за физическим) начала в медицине и теоретически обосновать её как духовно-материальную культуру человечества, как ментальное мировоззрение врачей.
Многие проблемы философии в медицине созвучны с логикой естественных и гуманитарных наук, с онтологией и гносеологией, этикой и эстетикой, аксиологией и философскими концепциями человека и т.п.
Для человека свойственно неразделённость собственного тела и духовности, его аффективный, волевой и ментальной способностей и т. д., потому, что он не только “момент самодвижения общественной системы” (Кант), но и момент саморазвития своей самости. В сущности современный человек явление социально-природное, ибо он, прежде всего, продукт общественно-культурной истории. Хотя он и остаётся, можно сказать, дитятею естественной природы и не может в своей жизнедеятельности выйти за его рамки, то есть функционировать безотносительно к собственной органической телесности. Человек не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку.
Однако основой взаимодействия человека со своей альма-матер – естественной природой, является его сознательная общественно-созидательная деятельность. В процессе исторического созидания “второй природы” (Маркс), социальной культуры, человек выработал принципиально новый способ присвоения природного вещества и энергии космоса, преобразуя их в формы, пригодные для удовлетворения своих
естественных и культурных потребностей.
БИЛЕТ 82. Философско-этические проблемы медицины
Смысл и значение философии в медицине состоят не только в желании системного, комплексного исследования природы человека, сколько в том, чтобы понять саму подоплёку теоретико-практической нацеленности медицины. Помните, что «философствование без системы, - как отмечал Гегель, - не может иметь в себе ничего научного». Это касается в первую очередь научной медицины. Тысячелетиями мудрые предки исцелялись от разных недугов, используя силы природы. На заре становления человечества врачевание было всеобщим занятием, то есть поистине всенародным делом. Поначалу и все лекарственные средства, и простейшие лечебные приёмы или запреты (типа кровосмешения) и даже ритуальные действия не составляли ни для кого секрета: им следовали и их должны были совершать все. Народные традиции вобрали в себя многие лечебные приёмы как высшую мудрость жизни. Об этом свидетельствуют и научные знания о “лечении” разума и чувств; об использовании растительных, животных и минеральных средств воздействия на психику и тело человека; о профилактических (гигиенических) приёмах.
Проблема целостного понимания человека в теоретической и практической медицине стала актуальнейшей задачей философского осмысления новых черт в его социальном облике, которые и “делают” его, по сути, личностью. То есть, тем общественным феноменом, в котором проявляется его особая сущность как деятеля-созидателя. Другими словами, зримо проявляется социально-творческая сущность современного человека в реальном достижении им здорового, то есть полнокровного жизненного и деятельного бытия. А это происходит в результате усвоения духовно-культурных ценностей, некой суммы социально-медицинских знаний, моральных норм общественного поведения, позволяющих индивиду свободно осуществлять свою индивидуальную жизнедеятельность. Психолог А.Н.Леонтьев (1903-1979) указывал, что “личностью не родятся, ею становятся”. (10) И если индивид хоть на миг остановится в социально-культурном развитии, его постигнет моральная деградация.
Каждый медик, как правило, философ, ибо в медицине заложен огромный смысловой потенциал постижения единства (целостности) человеческого бытия.
Философия и медицина стремятся понять и объяснить смысл космического порядка во всём живом. А этот порядок обеспечивается не только природными силами, а и субъектом познания - активным творческим началом исследователя. Это осмысливали многие знаменитые мыслители и врачи прошлого: Платон (427- 347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.), Гиппократ (ок.460-ок.377 до н.э.) и Гален (ок.129 - ок.200), Парацельс (1493-1541) и Декарт (1596-1650), Локк Дж.(1632-1704) и Гольбах П. (1723-1780), Кант И.(1724-1804) и мн. мн. др. Они стремились найти исходные метафизические (греч. Meta to phуsika - то, что за физическим) начала в медицине и теоретически обосновать её как духовно-материальную культуру человечества, как ментальное мировоззрение врачей.
Многие проблемы философии в медицине созвучны с логикой естественных и гуманитарных наук, с онтологией и гносеологией, этикой и эстетикой, аксиологией и философскими концепциями человека и т.п.
В современной медицине уже используются математическое моделирование, информатика, кибернетика и т.д. Однако в полном объёме медицину вряд ли следует однозначно причислять к научным дисциплинам. Медицина так же близка к науке, как и к искусству или к философии. И поныне в специальном медицинском постижении человека как личности, как и прежде, активно используются все имеющиеся в её распоряжении философско-методологические средства. Они, естественно, начинается с общего наблюдения и компетентного описания противоречивых процессов его нормальной жизнедеятельности. Затем активно постигается сам феномен органического сочетания биологического и социального в человеке в целях последующего философско-теоретического синтеза. Это постепенно приведёт к пониманию целостности человеческой личности. Кстати, в познавательной цепи исследования человека как высшей формы живой материи заложена такая её целевая парадигма, которая призвана объединить и различие, и общее естественных и жизненных общественных процессов.
БИЛЕТ 83. Феноменология живого. Проблема адекватности в выражения феномена жизни в современной биологии и медицине.
Проблема сущности жизни. Философия и естественные науки о происхождении жизни на Земле.
В разные исторические периоды были разные определения сущности жизни (механицизм, виталистическая теория и т.д.). жизнь – это явление многокачественное – рост, естественный отбор, борьба за существование, но есть еще организованность, информированность и упорядоченность. Уровни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, биогеоценоз, биосфера. Жизнь – это особая форма движения материи, составляющая способ существования высокоорганизованных надмолекулярных с-м. Этот способ своеобразен, он отличается структурами и ф-циями. Это опровергает упрощенный подход к жизни. Жизнь возникает вместе с высокомолекулярными физико-химическими с-мами (белки и НК). Эти с-мы неразрывно едины, изменчивы и устойчивы. Св-ва с-м связывают с составом и структурой. В биологических процессах окислительно-восстановительные явления саморегуляции возникают как результат, сов-сть хим. р-ций, к-рые отдельно не могут саморегулироваться.
Фундаментальное св-во жизни – самовоспроизведение. Генетический аппарат должен быть устойчивым и гибким.
Специфический признак живых с-м – хиральная частота Хиральность – способность двух мол-л существовать в зеркальных формах. Пастер открыл оптическую изомерию. Оптические изомеры вращают плоскость поляризованного света в разные стороны. В живых с-мах белки содержат только L – аминок-ты, а НК только D – сахара. Это значит, что белки вращают плоскость влево. Современное естествознание раскрывает сущность жизни, поэтому нужно объединение наук в определении сущности жизни. В 20-е гг. 20 в. определился системный подход (Берталанфи) – своеобразие живой с-мы связано с ее организацией. Любая живая с-ма – не сумма эл-тов, а целостное образование. В живых с-мах св-ва определяются не простым сложением составляющих, а организацией. Чтобы знать организацию, надо знать ф-ции живой с-мы, к-рые истекают из популяций, биогеоценозов, биосферы.
Раньше думали, что всегда происходит самозарождение живого из неживого. Ван Гельмонд составлял рецепты получения мышей из пшеницы и грязного белья. В 17 в. стали накапливаться данные против этого мнения. Ф. Редди дакозал, что белые черви в мясе – личинки мух. Перельховский тоже доказал, что микроорганизмы происходят от предков. Пастер доказал, что в современных условиях невозможно зарождение жизни из неживого. Есть мнение, что жизнь возникла случайно. Ген – основа жизни возник случайным сочетанием мол-л. Другая, что жизнь пришла из космоса, где жизнь вечна.
Энгельс – жизнь сформировалась в ходе длительной эволюции материи. Гипотеза сложного многоступенчатого пути метерии (Опарин, Холдейн) – есть коацерваты – комплекс коллоидных частиц (Со, Na и т.д.) – этот раствор разделяется на два слоя: богатый частицами и бедный ими. Образуются отдельные капли. В первичном океане могло быть образование этих капель. Был отбор этих капель, сохранилась их малая часть, к-рые были способны к устойчивому обмену вещ-в. Сохранились те капли, к-рые при распаде сохраняли св-ва своих структур. Здесь коацерватная капля превратилась в простейший живой орг-зм. В капле встретились НК, простые белки. Отдельная мол-ла не может быть живой. Считают, что первоначально возникали белково- и нуклеоподобные полимеры, к-рые не были обусловлены, когда они соединялись могло возникнуть биологическое функционирование. Здесь возник естественный отбор. Гипотеза Опарина способствовала конкретному изучению простейших форм жизни. Создавались условия первичной Земли. Под воздействием физических воздействий эти смеси могут преобразовываться в Н, N, синильную к-ту. В межзвездной среде есть облака пыли и газа, в к-рых есть вода, аммиак, сероводород, кремний, формальдегид, спирт – они близки к биоорганическим мол-лам, т.е. м-но сказать, что в космосе есть все необходимые для построения живых орг-змов. В метеоритах обнаружены аденин, гуанин, ароматические углеводороды. В нашей галактике наиболее распространены С, N, О2. А на Луне – Fe, Si, Al. Луна, Марс, Меркурий – мертвы, т.к. они потеряли флюидные эл-ты галактики. В Земле много воды, метана, аммиака, поэтому в Земле едет химическая эволюция, т.к. есть флюидные эл-ты. Эволюция идет потому, что ее решающим фактором явл. излучение Солнца. № млрд. лет назад кислорода не было. Единственным источником его стали р-ции фотодиссоциации мол-л воды в верхних слоях Земли. Потом источником стали микроорганизмы.
Олескин, Ботвинко, Кировская выдвинули в 1997 г. гуп-зу об особой роли малых мол-л в первичном зарождении белково-нуклеиновых с-м. Не белок, не ДНК, не РНК были предшественниками гипотетической жизни. Жизнь эволюционировала на базе игры неорганических мол-л. Даже ф-ция наследственной передачи первоначально зависела от неорганических генов (алюмо-силикатных глин) Первые полимеры – результат автокатализа этих неорганических мол-л. Жизнь возникла в облаках. Дождевые капли облучались УФ – облучением первобытного солнца. Потом капли попадали в океан и развивались по опаринскому сценарию.
БИЛЕТ 84. Проблема существования у живых организмов собственного пространства и времени.
Только по отношению к живому мы употребляем такие термины, как «рождение» и «смерть». Употреблять их, н-р, по отношению к камню можно только в метафорическом смысле. Когда камень возникает, отколовшись от скалы, или исчезает, распавшись на кусочки, мы вряд ли можем серьезно сказать, что камень «родился» и «умер». Такие термины употребимы только по отношению к живому. Для неживых объектов мы говорим лишь о «возникновении» и «уничтожении». Можно предполагать, что «рождение» — это «сильное возникновение», а «смерть» — «сильное исчезновение». Что означает слово «сильное». По-видимому, рождение как «сильное возникновение» предполагает, что живой организм по-настоящему возникает, в то время как возникновение камня означает возникновение его как отдельной целостности скорее в нашем сознании. В реальности камень — это во многом скопление атомов, которое сильно не меняется, отделившись от другого подобного скопления, или распавшись на меньшие совокупности. Следовательно, по большому счету камень и не возникает и не исчезает, или — слабо возникает и слабо исчезает, поскольку сам камень слабо существует в форме отдельной целостности. Другое дело, живой организм. Здесь мы чувствуем, что это не просто множество атомов, это некое самостоятельное целое, сильно выделенное из фона, по-настоящему существующее. Поэтому, если уж оно возникает, то возникает сильно, по-настоящему. Если исчезает, то исчезает по-настояшему. Мы ощущаем, что рождение живого организма запускает собственное время этого организма, как и смерть завершает это собственное время. Следовательно, у живого существа есть свое время, которое длится между рождением и смертью. Неорганическое тело своим временем не обладает, существуя в общем для всех объектов мировом времени.
Затем, живое, например, способно расти, и его рост в общем случае сильно отличается от роста неорганических объектов, например, роста кристаллов. Кристалл растет, лишь прибавляя новые части к уже существующим старым. Что же касается живого роста, то здесь растут все части тела, здесь каждый раз обновляется как бы все пространство, захваченное телом живого организма. Следовательно, у живого есть не только свое время, но и свое пространство.Наличие своего пространства подтверждается также разделением на внутреннюю и внешнюю среду, что столь характерно только для живого организма. Пространство внутри камня в принципе не отличается от внешнего пространства, оно лишь часть общего физического пространства. Другое дело, пространство внутри тела живого организма. Это пространство сильно отличается и сильно защищается живым от посягательств внешнего пространства. Например, живые организмы имеют защитные оболочки и поверхности, обладают иммунными системами, призванными сохранить неприкосновенность внутреннего пространства живого тела.
БИЛЕТ 86. Феномен самодвижения живых существ и принципы его обеспечения.
Живое способно к самодвижению. Н-р, живой организм перемещается в пространстве, то он движет себя собою.
Рассмотрим с этой точки зрения живую ходьбу на двух ногах. Когда одна нога движется, вторая служит ей опорой, и наоборот. Таким образом, в каждый момент времени живое тело в процессе ходьбы делится на более причинную-опорную и более производную-движущуюся части, как бы на часть-причину и часть-следствие. Причем, часть причина определяет собою активность части-следствия. Но такое деление не фиксировано, а постоянно может себя переопределять, задавая в качестве причинных частей те части, которые ранее были следствиями, и наоборот. Так в живом способны перетекать друг в друга не только часть и целое, но и причина со следствием. В живом есть не только синтетическое состояние часть-целое, но и синтез причина-следствие. Такое причинно-следственное единство способно в любой момент поляризовать себя на части-причины и части-следствия. Части-причины начнут определять собою части-следствия. В следующий момент может произойти реполяризация, и в составе динамического единства будут выделены новые части-причины и части-следствия, и поток определения потечет в новом направлении от первых ко вторым. Но, несмотря на все эти поляризации и реполяризации, живое вновь и вновь восстанавливает себя как единство и переход любых своих следствий в любые причины, существуя как единое состояние «причина-следствие». Так обеспечено самодвижение живого.
БИЛЕТ 87. Особенности органической формы.
Эта форма постоянно сыпется и разваливается, ее нужно все время ремонтировать и восстанавливать, нужно затрачивать много энергии только для сохранения этой формы в прежнем виде («энергия структурного покоя» живого организма). Складывается впечатление, что органическая форма является чужой и трудной для неорганической материи. Последняя с трудом, и то ненадолго способна удержать эту неподходящую для себя форму. Быть может, в этом одна из причин структурного обмена веществ в живых организмах.
Необычной является и геометрия органической формы, сравнительно с формами неорганическими. Неорганические формы как правило угловатые, в них господствуют прямые линии, плоскости и резкие скачки, образующие углы. Таковы, например, формы кристаллов. Что же касается органических форм, то их геометрия преимущественно криволинейная, в ней господствуют плавные линии, непрерывные переходы. Следовательно, в органической форме нет таких резких скачков, здесь скачки малые, образующие непрерывные переходы. Угол выражает резкий скачок от одного геометрического качества к другому, т.е. внешность и независимость этих качеств. Наоборот, непрерывный переход от одного направления к другому выражает множество промежуточных состояний, соизмеряющих эти направления между собой, погружающих их в некоторое единое целое. Таким образом, резкие углы выражают геометрию, в которой части господствуют над целым. Наоборот, плавность и криволинейность выступают признаками формы, в которой господствующее целое растворяет в себе отдельные части. Следовательно, органическая форма, характеризующаяся криволинейностью иинепрерывностью, являет собою пример «холистической геометрии», в которой целое господствует над частями.
БИЛЕТ 88. Философские основания возможности питания и размножения живых организмов.
Только живое способно питаться. Это удивительный процесс — питание. Камень вообще не может обладать такой способностью. Только живое существо обладает этим качеством. Живое питается, чтобы пополнить запасы своей энергии. Следовательно, только у живого есть своя энергия, которая может заканчиваться, которую можно и нужно пополнять. Неорганический объект не обладает своей энергией, он растворен в океане общей физической энергии. Поэтому ему и не нужно получать какую-то специальную энергию. В процессе питания живое ищет и находит подходящую энергию, которую в пищеварении оно окончательно превращает в свою энергию.
Одно из фундаментальных свойств живого — свойство размножения. Виды размножения, например: 1) размножение как избыток роста, превышающий некоторую меру единичности организма — когда величина тела живого организма как бы переливается через край какого-то запаса единичности, и вливается в новую живую форму. Н-Р: рост растений, при размножении почкованием. 2) Возможно размножение путем освобождения части от господства целого. Н-р, гидру разрезают на части, и из каждой части возникает новая гидра, то в этом случае выделение части в процессе разрезания активирует эту часть как новое целое. Получается, что в частях целого потенциально содержится целое, которое активируется после высвобождения частей или потенцируется существованием частей в составе целого. 3) наиболее развитый вид размножения — половое размножение. В процессе полового размножения сливаются два дополнительных целых, образуя новую целостность. Во всех этих видах размножения мы, тем не менее, можем заметить одно замечательное свойство, которое, является главным для способности размножения. Это взаимопроникновение целого и части — часть может становиться целым, а целое — частью. Следовательно, для живого характерно некоторое третье состояние — состояние, которое можно было бы назвать термином часть-целое, выражая им синтез того и другого, целое целого и части — как бы целое 2-го порядка.
БИЛЕТ 89. Проблема обладания живыми организмами своим собственным внутренним миром.
В живом мы чувствуем свой собственный внутренний мир. Живое смотрит на нас, а не только мы на него смотрим. Смотря на камень, человек спокоен, будучи уверен, что только он смотрит на камень, а камень на него — нет (монологическая рациональность). В случае же с живым мы приобретаем особую неуверенность и колеблемость, ощущая, что не только мы смотрим, но и на нас смотрят (диалогическаярациональность). Возникает нечто по большому счету равное нам, способное посмотреть на нас со стороны и тем самым уменьшить нас до части своего поля восприятия.
БИЛЕТ 90.Холизм в биологии и медицине.
|