Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
ФИЛОСОФИЯ НА ЭКЗАМЕН, ПЕЧАТЬ. Билет философия и круг изучаемых ею проблем, предмет и функции
Рене Декарт (1596 – 1650гг.) – франц. философ. Он стремился разработать метод научного познания действительности. Его методология носит аинтисхоластический характер.
Критика схоластики. Декарт шел отличным от Бекона путем. Методология Бекона – эмпирическая, метод Декарта – рационалистический. Декарт не определяет роль опыта, но говорит, что открытия в конечном итоге совершаются с помощью разума. Разум направляет опыты, ориентирует, делает методологию рациональной. Рационализм Декарта основан на применении особого математического метода познания. Математика как наука говорит о мере всех вещей.
Суть метода Декарта: 1.Позание следует от незнания, инертно достигая фундаментальных истин. 2.Разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция нужна, т.к. вывод не всегда ясен. Дедукция – движение мысли от общего к частному. Дедукция – действия ума, посредством которых мы делаем заключения, с ее помощью мы неизвестное делаем известным.
Декарт вывел три правила: 1.Во всех вопросах должно содержаться неизвестное. 2.Это неизвестное должно иметь характерные особенности, чтобы истолкование было направлено на постижение именно этого метода. 3.В каждом вопросе должно содержаться и нечто известное.
Декарт провозгласил сомнения исходным пунктом своего метода. Он не ставил цель – уничтожить знания. Он стремился избавить человечество от идолов, предрассудков. «Мы можем предполагать, что мы не существуем, потому что мы сомневаемся в существовании всего. Но в то время когда мы мыслим, мы не можем полагать, что не существуем». Не взирая на крайнее предположение: «Я мыслю, следовательно, я существую!» - есть вернейшее из всех заключений. Мышление – исходный пункт интеллектуального мышления. Только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Метод должен освободить процесс познания. Правильный метод позволяет науке целенаправленно развиваться. Правильный метод превращает науку в важнейшую сферу жизнедеятельности чел-ка. В его методе есть противоречия: 1.обусловлено тем, что Декарт занимался гносеологией. Он хотел от гносеологии выйти на онтологию. 2.Мышление разомкнуто и открыто во внешний мир. 3.Декарт вводит учение о врожденных идеях – идея Бога, идея чисел, идея фигур, некоторые предельно общие положения «из ничего ничего не происходит» - явление платонизма.
БИЛЕТ 23. Английский эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания
Томас Гоббс (1588—1679). Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой субстанции. Материя — вечна, а тела и явления — временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений. Все материальные тела характеризуются протяженностью и формой. Их можно измерить, так как они имеют длину, ширину и высоту. В отличие от Ф. Бэкона, у Гоббса материя не имеет качественных характеристик: он ее исследует с количественной стороны как математик — геометр и механик. У него мир материи лишен таких качеств, как цвет, запах, звук и т.п. В интерпретации Т. Гоббса материя как бы геометризуется и предстает как нечто качественно однородное, бесцветное, как некая система количественных величин. Движение он понимает как только механическое. Материалистически Гоббс подходит к рассмотрению проблем пространства и времени.В своих философских воззрениях на мир Т. Гоббс выступает, скорее, как деист, хотя у него встречаются утверждения и прямо атеистического характера, вроде того, что Бог — это продукт человеческого воображения. Т. Гоббс подчеркивает, что Бог не вмешивается в закономерное течение событий самих по себе .Продолжатель философии Ф.Бэкона Т.Гоббс в гносеологии был также в основном эмпириком и сенсуалистом (подчеркивал, что чувственное познание — это главная форма познания). Первичным актом познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Мышление он понимал как сложение или вычитание понятий, распространяя на него полностью свой математический метод.
Джон Локк (1632 —1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Основой нашего познания служит опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как "tabula rasa", на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.
Джордж Беркли (12 марта 1685 — 14 января 1753) —епископ в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм Беркли послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против себя как философов, так и богословов.
Дэвид Юм (1711-1776,) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источника нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).
БИЛЕТ 24. Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
Французские философы, защищали принцип материальности мира в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались диалектические идеи развития организмов. У французских просветителей имелись значительные расхождения во взглядах, вплоть до противоположных позиций. Но все-таки все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду Центром, вокруг которого сгруппировались философы и их единомышленники, оказалась знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Д. Дидро и его соратник по редактированию «Энциклопедии» великий математик, механик, философ-просветитель Ж-Л.Д*Аламбер(1717–1753) поставили перед собой гигантскую задачу–представить «общую картину усилий человеческого ума у всех народов и во все века».
Жульен Офре де Ламетри. Доказывал, что форма неотделима от материи и что материя связана с движением. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой корениться не столько способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или к ощущению. Указывал на материальный характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. Человек есть такое же животное, только отличается развитием ума
Дени Дидро(1713–1784)–знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения–остро выраженный демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая личность–философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. Дидро сначала был верующим христианином, потом скептиком, но от веры в Бога как творца мироздания не отошел. Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно, прикоснитесь ладонью к камню, и информация о вашем прикосновении останется надолго на камне. Дидро утверждал, что душа–продукт единства организма, его целостности. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Наметил теорию о псих функциях. Наши чувства- клавиши по которым часто ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют.
Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789)- философ-материалист. Главное его сочинение «Система природы»–«эта библия материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она–своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «классическое» определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому, как удары пальцев музыканта по клавишам, скажем, клавесина рождают музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств.
БИЛЕТ 25. Теоретическая философия И. Канта.
Иммануил Кант (1724-1804) – крупный ученый – естествоиспытатель, изучающий зависимость приливов и отливов от Луны, происхождение Солнечной системы. Кант – материалист и диалектик. Кант делает предметом своей философии специфику познающего субъекта. Именно субъект определяет способ познания и объект знания. В субъекте надо определить субъективные и объективные элементы знания. В субъекте выделяет два уровня:1.Опытный (эмпирический) – особенности характера.2.Трансцендентальный (за пределами опыта) – надындивидуальные начала чел-ка – всеобщее определение чел-ка как такового. Плодотворно синтезировал основные направления предшествующей философии: рационализм и эмпиризм, подчеркнув важность как опытной, так и разумной компоненты в познании; ввел в систему философии проблему активности познающего субъекта; продвинул вперед понимание человека, его самосознания, активности, свободы и творческой деятельности; сформулировал основания трансцендентальной философии: не мир, а структуры сознания (явления/феномены) познаются субъектом, и только через них познается данность мира; разработал учение о свободе и моральном законе; в области социальной философии развивал идеи общественного прогресса. Опубликованы три критики – «Чистого разума», «Практического разума», «Способности суждения» - эти работы связаны единством замысла, обоснованием системы трансцендентального идеализма. Кант поставил задачу провести критику всей предыдущей философии. Решая эту проблему, он совершил коренной переворот. До Канта упор делался на анализ объекта познания.
БИЛЕТ 26. Практическая философия И. Канта.
Кант, Иммануил (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Основные работы. «Критика чистого разума», «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Религия в пределах только разума», «Метафизика нравов», «К вечному миру». Сущность учения Канта. Основой учения Канта является исследование познавательных способностей человеческого разума. С этой целью Кант предпринял основательную «критику» тех областей знания, которые накоплены человечеством за тысячи лет мыслительной деятельности. Главная задача такой критики — выяснить пределы, дальше которых не могут простираться способности нашего разума в его теоретической и практической деятельности. Иными словами, Кант поставил себе задачу определить, какие виды знания являются абсолютно достоверными, а какие — нет. Таким образом,главной проблемой всякой философской системы Кант считает именно теорию познания, характер, границы и возможности которой должны быть определены заранее. Четыре кантовских вопроса. Прежде чем приступить к критическому исследованию, надо задаться конкретной целью, во имя которой оно проводится. Такую цель (или цели) легче всего поставить в виде вопроса, т. к. именно вопросительная форма является наиболее критической. В соответствии с тремя основными разделами своего учения Кант формулирует три знаменитых вопроса: 1. «Что я могу знать?» — На это вопрос призвана ответить критика чистого (теоретического) разума. 2. «Что я должен делать?» — На этот вопрос отвечает критика практического разума. 3. «На что я могу надеяться?» — На этот вопрос отвечает критика способности суждения и работа «Религия в пределах только разума». В самом конце своей фундаментальной критики Кант замыслил исследовать сущность и природу человека. С этой целью он задался еще одним вопросом: «Что такое человек?» Однако до собственно антропологических задач он так и не добрался.
БИЛЕТ 27. Философия Фихте и Шеллинга.
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) В теории познания великая заслуга Фихте заключается в провозглашении неотделимости субъекта и объекта друг от друга и в указании на то, что последовательное развитие критического идеализма должно привести к критическому солипсизму. В области практической философии чрезвычайно важна связь, установленная Фихте между этикой и социализмом: он первый понял и доказал, что экономический вопрос тесно связан с этическим. Не менее свежи и социально-педагогические идеи Фихте: они нашли себе отголосок в исследовании Наторпа. Можно думать, что и для будущих поколений послужит ярким светочем «священное Вестово пламя метафизического мышления» (слова Лассалля о Фихте). Метафизика Фихте («Наукоучение») сложилась под влиянием главным образом трёх факторов: влияние предшествующих философских систем; психологические мотивы; общественная потребность в создании социальной философии
Фри́дрих Ше́ллинг - немецкий философ, выдающийся представитель идеализма в новой философии. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Значение философии Шеллинга состоит в проведении той мысли, что в основе мира лежит живой идейный процесс, имеющий свое правдивое отражение в человеческом познании. Мысль эта является отчасти видоизменением основного положения рационализма XVII и XVIII вв. о тождестве логических и реальных отношений. Однако обоснование и развитие её имеет у Шеллинга весьма существенные отличия. Разум и внешняя действительность, хотя и находятся у рационалистов во взаимном соответствии, но реально чужды друг другу и являются согласованными лишь через посредство Бога. У Шеллинга разумность (или идейность) и реальность взаимно проникают друг друга, вследствие чего акт познания является естественным обнаружением этого природного тождества. При этом понятие свободы имеет у Шеллинга гораздо более широкое применение, чем у рационалистов.
БИЛЕТ 28. Философская система и метод Гегеля.
Георг Гегель (1770—1831) - сумел решить проблему взаимосвязи двух миров (мир природы и мир чел-ка) в своем труде «Феноменология духа». По Гегелю связь между этими мирами заключается в движении к индивидуальному сознанию с помощью абсолютного «я». Феноменология духа – прохождение человеческим сознанием всех ступеней развития, в итоге чел-к превращается в личность. Индивидуальное сознание уже может посмотреть на мир. Гегель рассматривал проблему противоположности субъекта и объекта. Каждая последующая ступень развития сознания включает все предыдущие. Последующие предопределяются на более ранних этапах: 1 ступень – сознание – предмет противостоит сознанию. 2 ступень – самосознание – предмет и сознание тождественны. 3 ступень – ступень духа – сознание постигает духовную реальность мира и самоё себя как выражение этой реальности.
Вершиной движения является освоение языка философии. Дойти до высшей точки, значит выражать мысли категориями, дойти до понятия. Гегель обозначает свою систему как абсолютный идеализм. Абсолютная идея – разум (первое определение). Абсолютная идея – сущность вещей. Гегель представил универсальную схему саморазвития абсолютной идеи – от абстрактных форм к содержанию: 1.Логика – научно-теоретическое осознание абс. идеи. Идея раскрывается в виде системы понятий и категорий (бытие, химизм познания). 2.природа – наиболее слабая часть философии Гегеля – у него природа – вспомогательное средство для развития абс. идеи. Бог создал природу, чтобы возник чел-к и человеческий дух.
Стадии развития человеческого духа: а)субъективный дух – на трех уровнях: антропология – душа, чувствующая субстанция. феноменология – превращение души в сознание.психология – теоретические и практические способности духа. б)объективный дух – охватывает сферы социальной жизни. Разворачивается в праве, морали, нравственности, религии, искусстве. в)абсолютный дух – включает в себя совокупную духовную деятельность всего человечества на протяжении истории.
Противоречия в философии Гегеля. Высказывая диалектические идеи, Гегель сказал: «Всякая идея должна быть завершена, она должна давать окончательные ответы на все вопросы». Движение абс.идеи идет по замкнутому кругу от начала истории до времени создания системы Гегеля, т.е. после системы идет повтор всех пройденных этапов.
Диалектике Гегель придает наиболее развитую форму, он вносит новое содержание в науку: 1.З-н перехода кол-ва в кач-во. 2.З-н единства и борьбы противоположностей. 3.Отрицание отрицания.
БИЛЕТ 29. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.
Людвиг Фейербах (1804-1872) подверг Гегеля критике. В 1839 г. вышла работа «Критика философии Гегеля». В 1841 г. самая крупная его работа «Сущность христианства» - развернутая критика христианской теологии. Философская система Гегеля имеет глубокое сродство теологии. Ф. Энгельс пишет: «Критикуя Гегеля, Фейербах выплеснул из купели вместе с водой и самого ребенка», т.е. Фейербах не видит хороших кач-в диалектики. 1.Разум. 2.Бессмертие. 3.Могущество. 4.Благо.
Фейербах считает, что чем более могущественен в представлении чел-ка Бог, тем менее могущественен сам чел-к. Фейербах – материалист, но он использует слово «натура». Система Фейербаха приобретает антропологический характер. Чел-к представляется как высшее существо природы. У других философов – чел-к – это сознание. У Фейербаха – чел-к – это ещё и телесное существо. Фейербах предлагает реабилитировать биологическое начало чел-ка. Натурализм Фейербаха негрубого характера. Чувственность – обобщающая хар-ка чел-ка и тела, разума и воли. Чел-к – общественное существо. Идеи чел-ка рождаются только из общения с людьми. В ходе общей деятельности возникают общие з-ны. Фейербах в теории познания стоит на позиции сенсуализма.
БИЛЕТ 30. Философия К. Маркса.
Карл Маркс (1818-1883) Под влиянием Фейербаха Маркс пишет крупную книгу. Он выступает в защиту гуманизма – свободной универсальной сущности чел-ка. Отчуждение чел-ка от природы, от собственной родовой сущности, чел-ка от чел-ка, от общества мешает гуманизму. Отчуждение от труда – главная помеха. Присвоение чел-ка к родовой сущности подвигло Маркса к созданию учения о предметно-практической сущности чел-ка. Чел-к налагает на природу свои хар-ки, природа не может стать на уровне чел-ка. Чел-к – природное существо осбого рода – это универсальная сила природы. У чел-ка есть руки, мозг, язык. С помощью этих особенностей чел-к превращает силы природы в свои силы. Реализация деятельности чел-ка осуществляется в труде. В деятельности чел-ка выделяют: 1.Опредмечивание – преобразование природы происходит не от мыслей чел-ка, а в силу того, что чел-к поступает как материальное существо. Он переводит свои хар-ки в какой-либо конкретный предмет. 2.Распредмечивание – обратный переход предметности в способность трудиться. Чел-к использует орудия труда, он усваивает знания, которые созданы предшествующими поколениями и появляется способность трудиться. Чел-к не может рассматриваться другим чел-ком как средство деятельности. Чел-к – цель деятельности человечества. Понимание истории человечества должно исходить из особенностей производства.
Маркс и Энгельс создают учение об идеологии – это теоретическое выражение классовых интересов. Взгляд на мир с позиции определенного класса – (в теоретической идеологии) искаженная действительность. Учение о практике – материальная и чувственная деятельность, которая направлена на познание и изменение мира. Практика связывает мир явлений и мир вещей.
БИЛЕТ 31. Иррационализм XIX века (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше, Бергсон, Шпенглер).
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (1844-1900) - немецкий философ, последний в целом наследует одну из наиболее важных черт постклассической философии — антирационализм. В «Рождении трагедии» Ницше рассказывает о том, как греческий «теоретический человек» пытался примирить искусство и науку с жизнью. Антагонизм между историей как наукой и жизнью становится также темой его «О пользе и вреде истории для жизни». История не должна быть «чистой наукой», но должна служить «целой жизни», являющейся силой неисторической. Молодежь вновь должна «учиться жить», «жизнь предшествует познанию». Поначалу Ницше надеется на новое «рождение жизни», обновление дионисийской «полноты жизни» благодаря искусству и музыке, впоследствии, однако, признает, что философ должен быть более внимателен к «трагическому» в жизни.
К кон. 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях невозможно найти точку опоры для новой философии. Бергсон также считает, что наука никогда не достигнет полного богатства жизни физика и химия не в состоянии своими механистичными методами полностью объяснить загадку тела. Идея Бергсона о том, что рациональный метод не способен охватить «текучую континуальность жизни», «жизнь как поток» оказывается чрезвычайно важной для философии У.Джеймса.
Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии. Дильтей предлагает целый комплекс методов (описательной психологии, сравнительной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа объективации человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по его мнению, приблизить нас к тайне человеческой жизни. Еще более точно специфику дильтеевской философии определяет то, что она является исторически ориентированной философией жизни. «Что есть человек, может сказать ему только его история». Понятия «жизнь» и «историческая действительность» часто используются Дильтеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как «живая», наделенная живительной исторической силой.
Шпенглер Освальд (1880-1936) - немецкий философ, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха главного труда "Закат Европы" (1918-22). В 20-х годах выступал как публицист, близкий к фашизму, однако в 1933 отклонил предложение нацистов о сотрудничестве. Решающее влияние на Шпенглера оказала философия Ницше. Культуры трактуются им как "организмы", каждому из которых отмерен определенный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Стиль изложения у Шпенглера построен на оперировании развернутыми метафорами.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) Немецкий философ. Являлся представителем волюнтаризма (от лат. voluntas - "воля") - считал истинной реальностью волю, а весь созерцаемый в пространстве и времени мир - представлением. Шопенгауэр впервые назвал пессимизмом, т.е. представлением о том, что в мире преобладают негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее. Главным сочинением считается "Мир как воля и представление" в 2 томах.
БИЛЕТ 32 Русская философия: славянофилы и западники.
Русская философия второй половины 19 – начала 20 века. Духовная обстановка в России по словам Вернадского была в «творческом подъеме. Россия переживала подъем интеллигенции».Изменился вектор настроений – Соловьев победил Чернышевского, русская интеллигенция повернулась к идеализму. В «Вехах» 1909 г. мыслители Бердяев, Булгаков подвергли критике революционное мировоззрение. Некоторые авторы выпустили труды под названием «Проблемы идеализма» с критикой материализма. Этот перелом происходил за счет марксизма. В 90-е годы очень окрепло марксистское движение. У марксистов повышался уровень культуры. Происходило освобождение от нигилизма. На почве критического марксизма произошло разделение на частично принимающих марксизм и на тоталитарно принимающих его. Бердяев пишет, что русская философия выходит из группы марксистов. Происходит переход к культуре вместе с повышением творчества, но был и возврат к Соловьеву, Достоевскому, Хомякову. Этот взлет русской философии резко обрывается после революции. В 1922 г. «философский пароход» увозит всех философов за границу. Нормальное развитие русской философии было прервано. Уехавшие философы занялись религиозной философией. Те, кто остались стали заниматься тоталитарным марксизмом.
Русская философия не была служанкой религии и церкви. Сама церковь отвергала русскую религиозную философию. Русская философия сложилась на рубеже 19 – 20 вв. У нее может быть нормальное развитие, если не будет религиозной проблематики и ограничений со стороны правящего класса.
Особенности русской философии: 1.Антропоцентричность (Зиньковский). 2.Панморализм – доминирование моральной установки. Философы не упускали моральные черты в своих работах. 3.Тесная связь теории и практики – философия нацелена на решение социальных вопросов. 4.историософичность – внимание к проблемам развития истории. Философов интересует конец истории, ее сущность. 5.Философия идет по линии сближения антропологических и космоцентрических тенденций. Философы пытаются соединить историю природы и историю общества. «Учение о социологии». 6.Онтологизм – философы (и материалисты) считали главной для себя проблемой не познание, а видели первичным в чел-ке бытийственное начало. 7.Публицистичность – философы выражали свои взгляды в форме статей.
БИЛЕТ 33. Серебряный век русской философии (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский).
В.С. Соловьев (1853-1900) –заложил основы русской философии, он пытается сформировать систему, основой которой должно стать христианство. Соловьев пытается включить в христианское мировоззрение новейшие достижения человечества. Философия Соловьева – философия всеединства. Соловьев отталкивается от идеи соборности. Всеединство проявляется в следующем: сущее – едино, есть низшие и высшие уровни бытия, и они взаимосвязаны. Высшее вбирает низшее, низшее стремится к высшему. Основной принцип Соловьева – все едино в Боге. Бог – не антропоморфное, сверхличное существо, это сила, объединяющая мир. Мир – не совершенен. Если мы хотим понять мир, нужно признать, что мир противоречив. Соловьев вводит свое понятие «идея». Божественный ум распадается на множество элементарных сущностей, которые лежат в основании всех явлений. Эти сущности (атомы) – это идеи, они обладают определенной силой. Идея – деятельное существо. У Соловьева прослеживается диалектический подход. Принцип всего живущего (по Соловьеву) – последовательность изменений. Соловьев вводит понятие «мировая душа» - субъект всех изменений. Признаком мировой души является энергия. Деятельность мировой души нуждается в божественном импульсе (софии). София существует для того, чтобы показать, что мир не только творение Бога, но софия – это связь между творцом и творением. Соловьев раскрывает механизм сближения Бога, мира и человечества – концепция богочеловечества. Реальным сближением является Иисус Христос – это идеал, к которому стремится каждый чел-к, это высшая цель развития исторического процесса одухотворения человечества. Недостаточно, чтобы одухотворение произошло в нескольких людях, нужно, чтобы все человечество одухотворилось. Чел-к должен усвоить нравственные ценности, которые проповедовал Иисус Христос, здесь необязательно часами молиться в церкви. Гносеология Соловьева реализуется в концепции цельного знания. Он делит знания на: а)эмпирические (научные); б)рациональные (философские); в)мистические (религиозные); Фундаментом цельного знания является вера в Бога. Соловьев пытался совместить принцип автономии разума с принципом богооткровенности – (по Соловьеву) это способствует более полному постижению мира – свободная философия.
Н.А. Бердяев (1874-1948).Основная тема его мысли – человек. Постановка проблем личности, свободы, духа и истории. 1.Проблема личности. Личность – уникальна и единственна, она не может быть сведена ни к природной, ни к социальной реальности. Индивид – подчинен природным или социальным законам, индивид – предмет науки. Личность – религиозно-духовная категория. Личность твориться Богом. Ценность личности предполагает ценность Бога. Личность – это свобода. Мир в своей основе – зло, поэтому оправданное отношение личности к миру – отрицание. Первичное рабство чел-ка – рабство у бытия. Если мир – зло, значит Бог оставил мир, он не может управлять и карать. Но Бог может помочь миру личным вступлением в мир. Бог стремится к тому, чтобы страдать с миром. Иисус Христос показывает пример свободы признать Бога. Свобода признать Бога – вторая свобода – это сознательная свобода принять Бога и следовать ценностям, которые он предлагает. Путь освобождения от зла – творчество. Творчество – это всегда прирост. Чел-к создан, чтобы стать творцом, продолжателем творения мира Богом. Изначальное творчество – несвободно, т.к. мысль необходимо изрекать, а мысль изреченная – ложь. Всегда есть несоответствие между интуициями и продуктами мысли. Проблема истории - чел-к творчеством приближает конец истории (Эсхатология – учение о конце мира). История разорвана на прошлое, настоящее и будущее. Все теории прогресса безнравственны, т.к. здесь чел-к – средство, ступень для следующих поколений. В истории действуют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Из-за переплетения этих трех сил история очень сложна. Судьба – арена борьбы трех сил. История прерывна, она наполнена малыми революциями – это форма возврата к хаосу – это кара человечества за то, что люди не нашли нормальный путь развития. Революция – это разрушение. Какая-то относительная правда в революции есть, т.е. она имеет возрождающее значение. Часто с революциями начинается духовное возрождение. В истории все не удается. Смысл истории в том, что она когда-то кончится. В рамках истории проблема личности неразрешима. 1.История как вереница фактов. 2.Метаистория – история царства духа.
Фундаментальная проблема философии – проблема отношения гос-ва и личности. Гос-во подавляет личность. Между личностью и гос-вом существует трагический конфликт. Никакой идеально формы гос-ва не может быть. Высшим типом общества может быть персоналистический социализм, в котором соединится принцип личности и принцип общности. Социализм был прав, когда подверг критике право частной собственности. Это право должно быть ограниченным. Бог является абсолютным собственником, т.к. он несет свободу. Бердяев прав, утверждая, что выше свободы чел-ка в мире ничего нет.
БИЛЕТ 34. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).
Н.Ф. Федоров (1828-1903) – основоположник русского космизма. Основные черты его философии: утопизм, крайняя противоречивость (ставит глубокие вопросы, но предлагает примитивные решения), говорил об идее соборности, но был одиноким. Космизм стремится объединить судьбы чел-ка и космоса. Чел-к приобретает возможности для самореализации. Причина неустройств, дисгармоничности в различии чел-ка и природы. Основой противоречий чел-ка с природой является мелкая кустарная промышленность. Федоров предостерегает от хищничества чел-ка к природе, он предвидит экологический кризис. Общее дело регуляции взаимоотношений чел-ка и природы зиждется на самовозвеличивании чел-ка. Федоров высказал идею о преодолении смерти. Смерть – зло. Смерть – следствие непонимания з-нов природы. Чел-к смертен, пока он – раб природы. Федоров выступает за воскрешение умерших в буквальном смысле. Но если всех воскресить, то на Земле станет тесно, поэтому чел-ку надо выходить в космос.
В.И. Вернадский (1843-1965) – создатель учения о ноосфере. Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, где главная сила – разумная человеческая деятельность. Также он высказал идею единства процессов эволюции. Чел-к – решающий фактор эволюции Земли.
Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук". Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической точки зрения". Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни". К.Э. Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л. Чижевского Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой становится для Чижевского основным методом научного познания природы. Единство природы Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные законы.
БИЛЕТ 35. Основные школы и направления западной философии XX века: феноменология.
Различают аналитическую и континентальную философию.Аналити́ческая филосо́фия — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии. Основателям аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн.
Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии. Континентальная философия включает феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постструктурализм и постмодернизм
40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна, деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими образованиями, смыслами и т.д.). Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы. Современная философия на пороге третьего тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира, что непосредственно связано с потребностями в новом типе рациональности
Феноменология – одно из влиятельных направлений западной философии 20 в., основанное немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859 - 1938). Феноменология берет свое название от слова «феномен», т.е. буквально это наука о феноменах. Феномены – это образования чистого (абсолютного) сознания.
В феноменологии выделяется два вида сознания – обыденное и чистое сознание. Обыденное сознание – это то, что мы обычно имеем в виду под сознанием как областью бытия, в которой находятся наши мысли, чувства, желания, и которая противостоит внешнему миру объектов. Таким образом, идея обыденного сознания предполагает разделение единой реальности на объект и субъект, и обыденное сознание занимает здесь только область субъекта.
Чистое сознание – это понимание сознания как единой реальности, в которой лежат рядом и внутренний, и внешний мир. Ведь в конечном итоге и внешний мир, его объекты также создаются нашим сознанием. Таким образом, в чистом сознании находят свое объединение объект и субъект, здесь мысли и вещи лежат рядом в рамках единой реальности. Образования чистого сознания – это и есть феномены.
БИЛЕТ 36. Основные школы и направления западной философии XX века: психоанализ.
Различают аналитическую и континентальную философию.Аналити́ческая филосо́фия — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии. Основателям аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн.
Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии. Континентальная философия включает феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постструктурализм и постмодернизм
40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна, деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими образованиями, смыслами и т.д.). Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы. Современная философия на пороге третьего тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира, что непосредственно связано с потребностями в новом типе рациональности
|
|
|