Главная страница
Навигация по странице:

ФИЛОСОФИЯ НА ЭКЗАМЕН, ПЕЧАТЬ. Билет философия и круг изучаемых ею проблем, предмет и функции



Скачать 210.01 Kb.
Название Билет философия и круг изучаемых ею проблем, предмет и функции
Анкор ФИЛОСОФИЯ НА ЭКЗАМЕН, ПЕЧАТЬ.docx
Дата 13.04.2017
Размер 210.01 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ФИЛОСОФИЯ НА ЭКЗАМЕН, ПЕЧАТЬ.docx
Тип Документы
#833
Категория Философия. Логика. Этика. Религия
страница 5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии. Континентальная философия включает феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постструктурализм и постмодернизм

40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна, деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими образованиями, смыслами и т.д.). Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы. Современная философия на пороге третьего тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира, что непосредственно связано с потребностями в новом типе рациональности

В интегральном подходе Кеннета Уилбера (род. в 1949 г.) развиваются идеи синтеза, утверждается философия витализма, подчеркивается антиномизм высших аспектов бытия и учитываются разного рода возможные и существующие патологии развития. Бытие рассматривается Уилбером как живой творчески развивающийся Космос, состоящий из мириад отдельных целостностей – холонов. Каждый холон объединяет в себе свои части, холоны нижележащего уровня, и входит как часть в состав более высоких холонов. Например, атомы входят в молекулы, молекулы в клетки, клетки – в ткани и т.д. Особенное внимание в своей философии Уилбер уделяет природе и эволюции человека – как одного из холонов космической холархии. Холон человека он называет также самостью. Уилбер принимает деление мировой истории на эпохи досовременности (от древности до эпохи Возрождения), современности (от возрождения до второй мировой войны) и постсовременности (от второй мировой войны до сегодняшнего дня). На протяжении всех эпох идет постепенный рост массового сознания людей от доперсонального к группоцентрическому персональному (античность и Средние века) и далее к мироцентрическому персональному в эпоху современности. Здесь большую роль сыграла наука и научное мировоззрение, которые сегодня является общепризнанным и проповедуется в школах. Эпоха постсовременности ставит новую цель массового продвижения сознания в области высших регистров персонального сознания и его соприкосновения с трансперсональным сознанием.

БИЛЕТ 41,42,43. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства , времени и движения.

Бытие́ — философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличии от его сущности. Если сущность определяется вопросами: "Что есть сущее?", то бытие вопросом: "Что значит, что сущее есть?". Парминид выдвигает теорию о неизменной сущности бытия и противопоставляет его небытию. Он выделяет свойства бытия: 1.Оно не возникло и не может погибнуть. 2.Бытие едино, непрерывно, неподвижно и совершенно. 3.Бытие имеет свои пределы.

Бытие – всеобщая универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Бытием может обладать только что-то. Небытие нельзя помыслить. Небытие отрицает бытие. Противоположные понятия - небытие и ничто. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени. Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность), причем актуальное бытие оказывается формой существования потенциального бытия на стадии его реализации. Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого в­щества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образова­ний) в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями

БИЛЕТ 44. Жизнь как специфическая форма движения материи.

Жизнь — одна из высших форм движения материи, носителями которой являются нуклеопротеидные тела, обладающие свойством органической целостности, т.е. способностью саморегуляторной стабилизации при непрерывном обмене веществом и энергией с окружающей средой. Данная дефиниция конкретизирует известное определение, сформулированное Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Неизбежная краткость любого определения Ж. исключает возможность охватить все разнообразие ее проявлений; для исчерпывающего представления о ней следовало бы, по замечанию Ф. Энгельса, проследить все формы Ж., от низшей до наивысшей. Однако данное определение фиксирует свойство органической целостности, отличающее все формы Ж. от неживой природы, и в то же время предполагает историко-генетическую связь живого с неживым. Эта связь означает, что Ж. могла возникнуть только химическим путем, а не порождается нематериальной «жизненной силой».Материальность Ж. не сводится к химическим, физическим и механическим процессам, как считают сторонники механистического материализма. Самое примитивное живое тело, «... будучи результатом обычных химических процессов, отличается от всех других тел тем, что оно есть сам себя осуществляющий перманентный химический процесс...». Такой процесс есть предел химии и начало становления органической целостности с самыми элементарными физиологическими свойствами (обмена веществ, раздражимость, сокращаемость,

способность к росту и производному от него примитивному делению). «Физиология, — писал Ф. Энгельс, — есть, разумеется, физика и в особенности химия живого тела, но вместе с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны, сфера ее действия ограничивается, но, с другой стороны, она вместе с тем поднимается здесь на некоторую более высокую ступень»

БИЛЕТ 45. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) — наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и, даже, преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большей силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Д.». три основополагающих закона диалектики:

1 закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей 3 закон — отрицание отрицания.

В первом законе Гегель определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом.. Количество есть определенность— внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной

определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Гегеля, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.

Третий закон диалектики отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.

БИЛЕТ 46. Соотношение диалектической и формальной логики.

В четвертой книге “Метафизики” Аристотель ставил вопрос: какой принцип является столь самоочевидным, что его можно положить в основу истинной философии. В своих логических трактатах Аристотель сформулировал еще два закона мышления: закон тождества, требующий, чтобы в любом суждении понятия использовались строго в рамках тех определений, которые им были даны, и закон исключенного третьего, согласно которому из двух взаимоисключающих суждений одно обязательно должно быть истинным. К этим трем законам аристотелевской логики Лейбниц добавил четвертый закон, который он назвал законом достаточного основания. Таким образом, к началу XVIII века были сформулированы четыре закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного обоснования. Эта логика называлась формальной или понятийной, в отличие от математической, поскольку имела дело не с математическими объектами, а с понятиями, отражающими объекты реального мира. Проблема формальной логики заключалась, однако, в том, что эта логика уходила своими корнями в аристотелевское понимание мира, в рамках которого все существующее мыслилось как состоящее из материи и формы. Но последняя точка зрения была отвергнута Декартом. Поэтому, несмотря на успех, которым формальная логика, усовершенствованная Лейбницем, еще пользовалась в XVIII веке, дни ее были сочтены, и когда в начале XIX века немецкий философ Георг Фридрих Гегель (1770 - 1831) подверг уничтожающей критике формальную логику, это было лишь закономерным итогом отказа от аристотелевских воззрений на устройство мира.

Гегель, однако, не ограничивался критикой законов формальной логики, не вознамерился создать собственную логику, которая впоследствии получила название “диалектической”. В основу этой новой логики были положены три закона диалектики. Первый закон диалектики называется законом единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, противоположности и противоречия вполне могут сосуществовать мирно, более того, без единства и борьбы противоположностей невозможно движение и развитие. В качестве примера действия закона единства и борьбы противоположностей в природе Гегель приводил магнит. Второй закон диалектики называется законом перехода количества в качество. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. Гегель сформулировал третий закон диалектики, получивший название “закон отрицания отрицания”; согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. А в качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы

БИЛЕТ 47. Три закона диалектики и их приложения в природе и обществе.

Гегель не ограничивался критикой законов формальной логики, не вознамерился создать собственную логику, которая впоследствии получила название “диалектической”. В основу этой новой логики были положены три закона диалектики. Первый закон диалектики называется законом единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, противоположности и противоречия вполне могут сосуществовать мирно, более того, без единства и борьбы противоположностей невозможно движение и развитие. В качестве примера действия закона единства и борьбы противоположностей в природе Гегель приводил все тот же магнит, в котором мирно сосуществующие противоположные полюса находятся в нерасторжимом единстве. Второй закон диалектики называется законом перехода количества в качество. Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. - где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры. Наконец, Гегель сформулировал третий закон диалектики, получивший название “закон отрицания отрицания”; согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. А в качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, т.е. он как бы отрицает зерно. Однако, когда сам колос созревает, в нем появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен. В духовной сфере примером действия закона отрицания отрицания является возврат Гегеля к некоторым положениям Гераклита. Этот возврат есть следствие двойного отрицания Аристотель отрицал Гераклита, Гегель - Аристотеля. Как замечал сам Гегель, все это похоже на действие с отрицательными числами ”минус на минус дает плюс” и т.п

БИЛЕТ 48. Развитие, его модели и законы.

Существует множество научных концепций, где так или иначе исследуется и моделируется феномен развития.

1. Синергетические модели развития. Синергетика - возникла во второй половине 20 века как наука о самопроизвольном возникновении порядка из хаоса, наука о самоорганизации, рассматривает состояние системы как точку в так называемом фазовом пространстве – пространстве степеней свободы системы. Эволюция системы описывается как траектория в фазовом пространстве. Важным понятием синергетики является понятие аттрактора. Аттракторы – это такие области фазового пространства, к которым со временем устремляются фазовые траектории, как бы «притягиваются» к ним. Чтобы описать эволюцию системы, нужно определить ее аттракторы. Эволюция системы описывается как ее движение по некоторой поверхности в фазовом пространстве. Поверхности могут иметь «особенности» - области деформации (складки, сборки), попадая в область которых фазовая траектория может расщепляться, скачком попадая из одной точки в другую. Здесь система оказывается чувствительной к малейшим воздействиям извне – флуктуациям. 2. Теория симметрии. Поскольку развитие связано с совместимостью, а совместимость – это форма инвариантности-симметрии, то для выражения роста пространства важным является понятие симметрии и теория симметрии. Развитие может быть представлено в этом случае как рост обобщенной симметрии. Сегодня понятие симметрии аткивно развивается в современной физике, математике, и можно надеяться на приближение теории симметрии к средствам более теоретического представления идеи развития. 3. Теория систем. Выше мы уже рассматривали идеи холизма в связи с развитием, и в теории систем развиваются более научными средствами понятия «система», «целое», «уровень» и т.д. Развитие предстает в этом случае как процесс образования системы более высокого уровня.

Законы развития: 1. Закон необратимости (включающего превышения). Этот закон утверждает развитие как рост пространства, в котором предыдущее пространство с превышением включается в последующее, так что идет необратимое изменение. 2. Закон непрерывности утверждает, что в развитии невозможно перескочить через какую-то промежуточную стадию развития, посколькую каждая стадия должна быть включена в состав последующей. 3. Закон самоподобия (фрактальности) выражает подобие целого и частей как в пространстве, так и во времени идущих процессов развития. В какой-то мере это следствие холархии, образующейся как иерархии холонов, когда каждый холон в определенной степени подобен всем остальным. Триада «тезис – антитезис - синтез»

БИЛЕТ 49 Развитие и эволюция. Органическая эволюция на Земле.

Развитие:1) Рост внешн пространства: элемент частицы атомы-молекулы-рост геометр пространства(большой взрыв), измен законов 2)Рост внутр пространства: ощущения-восприятия-память-..

Развитие 1- отклонение от нормы, развитие 2 – переход к новой стадии развития. В идеальном развитии нет антитезиса. Антитезис – отклонение тезиса от норм развития. Идеальное развитие – переход тезиса в синтез, антитезис сразу совмещается с тезисом, не представляет собой отдельной стадии.

Эволюция может как воспроизводить параметры развития в своей области онтологического пространства, так и более-менее отклоняться от них. Такие факторы отклонения локальной эволюции от глобального развития можно называть девиантными факторами (девиация - отклонение) : замедление развития; обратимость; гипостазирование дополнения.
Одно из основных научных выражений теории развития – это теория биологической эволюции. Наличие эволюции органических форм говорит о том, что многообразие земных форм жизни представляет собой некоторое сверхпространственное состояние, своего рода биологическое макро-пространство-время, которое не может полностью исчерпать себя ресурсами одного момента времени и начинает «сосчитывать» себя во времени в формах роста биологического макро-пространства. И нужно учесть, что такой рост осложняется множеством девиантных факторов (инволюция, задержки и тупики развития, вымирания видов и т.д.), превращая биологическое пространство-время в ход эволюционного процесса.
Сегодня в теории биологической эволюции соперничают идеи редукционизма и холизма. Редукционизм – это противоположное холизму направление, которое пытается свести более высокие уровни организации к некоторому нижнему уровню, по сути отрицая существование множества уровней бытия.
Господствующая теория эволюции в современной биологии – синтетическая теория эволюции (СТЭ), в которой объединяются идеи дарвинизма и менделизма. Эта теория несет в себе много редукционистских черт, например, макроэволюция крупных таксонов во многом сводится к микроэволюции видов и т.д.
В последнее время нарастает все более активность разного рода альтернативных теорий эволюции – от близкой к дарвинизму теории прерывистого равновесия до все более радикальных версий номогенеза и креационизма.

БИЛЕТ 50. Феномен культуры. Теории культуры.
КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. К. хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей — всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития.

БИЛЕТ 52.

ОБЩЕСТВО — понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется.

БИЛЕТ 54. Производство и его роль в жизни человека.

Первовоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства

БИЛЕТ 55. Аксиология.

Аксиоло́гия — теория ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

  1. Эго единое – целостность, связ с Я. Эго-единое есть такая сила жизни субъекта, которая строит его внешнее тело и организует изображения его внутреннего мира, соединяя эти две реальности между собой. Функции: строительство внешнего тела (эмбриогенез), создание внутреннего мира, обеспечение их единства, получение порции опыта. Жизненный опыт зависит от тела, от размера. Опыт растёт всегда и хороший, и плохой. Он может быть получен и сквозь отрицат. Плохое заставляет человека меняться.Хорошее делает человека эгоистом. Останавливает человека в развитии. При плохом есть мотивация.

  2. Способность оценки. Внутр.дифференциация: эго единого делится на множество эго измерений.(эго шкал); реализация каждого эго шкалы как шкалы «эргомера» - измерит.величины. ; появление ценностей – факторов, повышающих показания эгомеров; эгомерное переживание; эгомеры реализуются в исп.активностях живого существа; закон эгореализ. Ценность – оценка измер.объекта + субъект оценки. Оценить значит измерить сколько в этом субъекте Я (эго единое). Положительная ценность – на сколько моё Я может реализовать себя.

  3. Закон эгореализации – закон субъективности роста показателем главного эгомера. Выражение активности в повышении или снижении показаний эгомера. Закон эгореализации выражается в том, что 1) получает свою оценку текущая ситуация, в которой находится субъект, 2) формируется представление о желательной ситуации, где эгомер даст высокую величину, 3) по противоположности, исходя из принципов несовместимого в данной онтологии, формируется представление о ситуации, которая несовместима с желательной ситуацией, 4) рождается побуждение достичь желательной ситуации и избегать нежелательной ситуации. 5) Необходимо далее сформулировать гипотезу о возможном пути перехода от текущей ситуации к желательной – так, 6) чтобы этот путь мог быть реализован эфферентными активностями субъекта, т.е. был телесно реализуемым в конкретной внешней среде и при данном конкретном теле субъекта.

  4. Эгомерная модель живого существа. Субъект предстает как система эгомеров – от самого главного ко все более частным, так что образуется иерархия эгомеров, вплоть до самых простых эгомеров. Каждому простому эгомеру сопоставлена законом эгореализации некоторая типичная деятельность на основе эфферентных органов субъекта, которая повышает значения данного эгомера. В каждый момент времени у субъекта есть множество эгомеров, но не все из них активны, выражаясь в соответствующих эгоповышающих деятельностях. Часть эгомеров активны, реализуя себя в эгоповышающих деятельностях, а часть ждут своей очереди, чтобы активироваться.

  5. Элементы социальной аксиологии. Между человеком и обществом формируется базовый ценностный обмен. В составе общества создаются разного рода ценности, распределяются тем или иным образом между субъектами и потребляются ими. Отсюда три основных сферы социальной жизни – создание, распределение и потребление ценностей. Если общество строится на принципах общественного разделения труда, то удается создавать более качественные ценности, но затем нужно обменивать их между разными специалистами, используя ту или иную систему распределения.

БИЛЕТ 58. Общество и его структура.

Структура общества – это структура социального субъекта, состоящего из множества своих подсубъектов. Среди подсубъектов можно выделять 2 основных вида – интенсивные и экстенсивные подсубъекты. Первые выражают основные функции социального субъекта и не могут вести независимого существования (экономика, политика, религия). Экстенсивные субъекты представляют собой подсубъектов, которые могут вести относительно независимое существование как малые субъекты – это, например, народы, нации, роды, племена, семьи, отдельные люди. Экстенсивные субъекты образуют иерархию, на вершине которой находится общество как максимальное социальное целое.
Общество, как социальный субъект, подвержено действию всех трех фазовых законов развития, в свое время возникая, созревая, выживая и достигая своих целей, и затем постепенно исчезая из существования.
Рассматривая задачи социального субъекта, можно выделять следующие основные его функции, с каждой из которых связаны соответствующие социальные структуры: 1) обеспечение рождения новых людей и их выживания (система родильных домов, система здравоохранения) 2) социальная трансляция – процесс передачи опыта от прежних поколений новым, вновь приходящим поколениям (семья, школа) 3) материальное производство (строительство, сельское хозяйство, система транспорта, промышленность) 4) нематериальное производство (создание знаний, произведений искусства, религия и т.д.),
5) организация социальных процессов (распределение, рынок, этика, медицина, политика и т.д.),
6) социальная память - система хранения накопленного социального опыта (музеи, библиотеки и т.д.),
7) целевая система – поддержание и развитие целей общества (государство, политические партии, гражданские движения и т.д.),
8) система социального удаления – обеспечение процессов старения и смерти социальных субъектов (хосписы, ритуальная служба и т.д.).

БИЛЕТ 59. Человек в системе социальных связей.

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

люди — существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты — племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

БИЛЕТ 60. Человек и природа.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта