Главная страница
Навигация по странице:

Документ Microsoft Office Word (3). Данной дипломной работы Четыре романса Рахманинова на слова А. С. Пушкина. Поставленные задачи


Скачать 33.62 Kb.
Название Данной дипломной работы Четыре романса Рахманинова на слова А. С. Пушкина. Поставленные задачи
Анкор Документ Microsoft Office Word (3).docx
Дата 02.05.2017
Размер 33.62 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Документ Microsoft Office Word (3).docx
Тип Документы
#6417

Введение

  Русская земля подарила миру гениальных писателей, поэтов, музыкантов , художников , великих исполнителей. Вряд ли кто-то сможет возразить тому, что Русская культура – величественная и богатая, значение которой для всего мира и истории переоценить невозможно. В новом тысячелетии культурное   наследие  не потеряло своей актуальности, вот уже как много веков весь мир с восхищением знакомится и изучает все многообразие Русской культуры. Нынешнее десятилетие ознаменовано юбилеями сразу двух Великих Русских гениев . В 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня, в 2014 году Россия отмечает юбилей Великого певца слова- 215 лет со дня рождения.  Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Пушкин был настоящим патриотом своей Родины, гордился величавым характером своего народа и славной историей Отечества. Без Пушкина не было бы Гоголя и Лермонтова, Некрасова и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Гончарова, Толстова и Достоевского, Чехова и Блока и многих других писателей и поэтов. Пушкин русским темам придал общечеловеческое звучание.

В нынешнем десятилетии Россия так же отдает дань памяти Великому Русскому композитору, Сергею Васильевичу Рахманинову. 2013 год стал юбилейным- 140 лет со дня Рождения композитора. Подобно Пушкину, Рахманинов является страстным, преданным патриотом своей родины. Россия в творчестве композитора – это душа, это цветы, которые расцветали пышным цветом с каждой нотой его произведений.  Именно благодаря такой светлой, искренной и трепетной любви к своей отчизне, творчество Рахманинова столь многообразно и бесконечно красиво. Его произведения отражают историю его жизни, красоту, любовь, разочарование и боль, величие русской природы и величие русского человека. Каждое его творение- это признание в любви к своей Великой родине.

Сергей Васильевич Рахманинов подарил миру огромное количество произведений разных жанров, в том числе множество романсов и произведений для хорового исполнения. Великий композитор обращался к творчеству многих поэтических авторов, но анализ его творчества показал,  что Великий композитор все же отдавал предпочтение Русским поэтам.  Все жанры вокальной музыки ,за исключением вокализа, не могут существовать без слова. Синтез литературы и музыки достоин тщательного изучения, так как именно благодаря такому симбиозу появились многие музыкальные жанры. Тема данной дипломной работы: « Четыре романса Рахманинова на слова А.С. Пушкина». Поставленные задачи:

1. Проанализировать и изучить  фонетические особенности и особенности строения изучаемых стихотворений Пушкина.

2. Изучить и проанализировать влияние поэтического текста на строение и формообразование Романсов

3. Изучить и проанализировать музыкальную интерпретацию С.В. Рахманинова стихотворений А.С.Пушкина

Цель работы : выявить особенности интегрированных жанров музыкального искусства на примере изучаемых романсов. Объект исследования: интегрированные  жанры вокальной музыки, в частности, жанр романса. Предмет исследования: 4 романса Рахманинова на слова А.С. Пушкина.

Данная дипломная работа состоит из двух глав, в первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения данной темы, во второй- практическое обоснование и анализ выбранных произведений.

Глава 1. Теоретические аспекты развития Романса, как музыкально-литературного жанра

    1. История возникновения жанра

Романс (от испанского romance) - камерно-вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском», отсюда название - «романс») языке, а не на латинском, принятом в ту эпоху в церковных песнопениях. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать с одной стороны поэтичный жанр: особо напевное лирическое стихотворение, а также стихотворение, предназначенное для музыки, а с другой стороны - жанр вокальной музыки. Эта вокальная форма включала в себя песни любовно-лирического или элегического характера, в основе которых лежала не церковная, а «мирская», бытовая тематика. Романсы сочинялись как анонимными, так и известными авторами; в последнем случае вокальная мелодия сопровождалась обычно различными музыкальными инструментами: скрипкой, флейтой, арфой, клавесином, гитарой и, наконец, роялем. В России название романс первоначально носили вокальные произведения, написанные на французский текст. Использование французского текста в романсе было обязательным условием даже для русских композиторов. Романсы же с текстом на русском языке назывались «российскими песнями». На смену «российской песне» приходит жанр «русской песни» - своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. В начале XIX века складывается русский бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей, стилистически близкий песне. Творчество А.Алябьева, А.Варламова, А.Гурилёва, П.Булахова, А.Дюбюка стало значительным явлением в русской музыке. Огромная популярность песен и романсов этих композиторов была связана с чутким воспроизведением чувств и мыслей «среднего» человека. Позднее в вокальную лирику проникает социально-обличительная тема. Развитие бытовой романсовой лирики сыграло важную роль в формировании русского национального музыкального стиля. Интонации бытового романса широко проникали и в оперу, и в инструментальную музыку первой половины XIX века. В XIX веке развивается русский классический романс. Романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему миру человека и к сокровищам народного искусства. Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэтическими направлениями. В истории русского искусства тесно связаны многие имена великих композиторов и поэтов. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказало творчество А.Пушкина. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства выражения, музыкально-поэтическая связь. В творчестве русских композиторов романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием. Этот тип романса характерен и для С.Рахманинова .Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому направлению, изредка романс представлен только музыкальной пьесой («Вокализ» С.Рахманинова). Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у элиты, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие. Развитие романса в XX веке, уже в первые его десятилетия, представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции XIX века композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти новое решение старых. По-новому ставится, например, проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произведении индивидуальное её решение вне типовых жанров и форм. Так возникает новый род камерно-вокального произведения - «стихотворение с музыкой». Подобного рода сочинения есть у С.Танеева, С.Рахманинова, чьи романсы и являются темой для изучения. На новой основе, вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в романсе проблема музыкально-речевой интонации. Чтобы максимально приблизиться к интонациям естественной речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом. С другой стороны, в романсе XX века интенсивно развивается инструментальное начало. Фортепианная партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре "романса-прелюдии" («Сирень», «Маргаритки» С.Рахманинова). Большое количество стилистических находок в романсе XX века не могло, однако, компенсировать некоторой потери общительности, доступности, свойственной классике этого жанра. Жанр романса в литературе и музыке отражает эмоциональную жизнь русского человека, однако он не ограничивается областью субъективной лирики. Изучая истоки русского романса и его развитие, можно прийти к самым неожиданным открытиям: современная русская музыка, весьма несхожие между собой музыкальные жанры многое унаследовала от романса.

1.2. Музыка, как способ интерпретации поэтического текста

Литературно-поэтический текст в музыкальном искусстве может принимать различные формы. Художественное слово является обязательным элементом любого произведения вокального жанра, среди которых можно перечислить следующие: песня, романс, серенада, опера, кантата, оратория, а также хорал, мадригал, мотет, происхождение которых связано с более ранними эпохами. Союз слова и музыки имеет функциональное значение для выражения художественного содержания. Слово и музыкальный звук как средства выразительности могут служить органическим дополнением друг друга с точки зрения способов передачи содержания. В естественной речи содержание передается через значения слов языка, а в музыке оно выражается в звуковых образах. По Б.М.Теплову центральной функцией речи является функция обозначения, а музыки – выражения. Выполнение данных функций не исключает значимости выразительности речи или конкретизации музыкальных образов и звучаний, но именно эти функции составляют их основное, главное значение. Несмотря на функциональные различия, искусства слова и музыки имеют принципиально важные родственные черты. Во-первых, их главным средством выразительности является звук, который как физическое явление, имеет одну и ту же природу происхождения – звуковой волны. Лингвистические исследования подчеркивают данный факт (А.Мартине), согласно которому человеческий язык представляет звуковые знаки, тогда как привычные нам графические эквиваленты есть суть их отождествление в сознании. Второе положение логично вытекает из первого. Любое высказывание разворачивается во времени, т.к. его звуковые составляющие представляют линейную последовательность. Музыкальность естественной речи составляет ее звуковая структура, ритмы и рифмы художественного слова, тембр, динамика, акцентуация и метрические связи. Данные свойства не только становились причиной поисков специальных эквивалентов для фиксации аналогичных нотной записи. Среди неоднократных попыток записи мелодии речи на слух и при помощи приборов известны опыты создания музыкального произведения – романса – мелодический рисунок которого является точной записью звуковысотных и ритмических соотношений голоса чтеца (О.Э.Озаровская). Экспрессия и выразительность живой речи, а также и литературной служит для выражения эмоций. Эмоциональное отношение человека, произносящего что-либо, чаще всего с легкостью угадывается по смыслу интонации, даже если язык не известен. В контексте научных исследований данного направления, можно сделать вывод, что взаимодействие словесного и нотного текстов в вокальной музыке представляет проблемную область, требующую специального рассмотрения. Вокальные жанры представляют единственное направление музыкального искусства, в котором художественное слово и музыкальный звук разворачиваются во времени одновременно и параллельно друг с другом. Литературно-поэтический текст, выбранный в качестве подстрочника, имеет собственные музыкальные характеристики, выражающие неповторимый и уникальный художественный образ. Музыка, написанная композитором, представляет по отношению к словесному тексту интонационный инвариант. Таким образом, можно сказать, что поэт (литератор) и композитор вступают друг с другом в диалог. Интонация, как речевая, так и музыкальная в этом случае становится не только средством общения, но и неким объективным критерием для сопоставления и сравнения художественных идей. В русском и западно-европейском камерно-вокальном творческом наследии можно выделить ряд образов-тем, неоднократно послуживших источником вдохновения композиторов. Художественные образы, созданные поэтами в стихах, в музыкальном воплощении не только обретали вторую жизнь, но и обогащались новыми красками, раскрывали новые грани содержательного смысла. Художественную ценность в вокальном произведении представляют не только музыкально-выразительные средства: интонационное строение мелодии, ладогармоническое особенности и т.д., но и характер взаимосвязи музыкального и поэтического содержания. В процессе работы композитора со словесным текстом оригинальный замысел поэта может претерпевать некоторые изменения. Идейное переосмысление или структурное варьирование являются результатом преломления творческой индивидуальности композитора сквозь призму поэтического первоисточника. Литературно-поэтические тексты, неизменно привлекающие внимание композиторов, в большинстве случаев представляют лучшие образцы поэтического искусства, что оправдывает необходимость их тщательного изучения при помощи анализа. Таким образом, можно сделать вывод, что жанры вокальной музыки, в частности романс, это прежде всего взаимосвязь и взаимопроникновение двух смежных искусств, в некотором смысле, музыкальная ткань, написанная композитором- это индивидуальная интерпретация поэтического текста, которая не только отражает содержание поэтического текста, но и дополняет его ,эмоционально раскрашивает и придает уникальную оригинальность.

1.3. Жанр романса в творчестве С.В. Рахманинова

Вершиной камерно-вокального жанра несомненно являются романсы С. Рахманинова. Они для этого глубоко русского художника были душевной исповедью. Неслучайно, что после эмиграции, оказавшись в чуждом для себя мире, композитор отказывается от этого исповедального жанра. Диапазон этих произведений чрезвычайно широк - от восторженного, гимнического воспевания жизни до трагического ее воспртиятия. Красной нитью проходит через всю рахманиновскую вокальную музыку тема одиночества, столь характерная для всего его творчества. Конечно, как и романсы других композиторов, его романсы лиричны в своей основе, но в них, как правило, присутствует, в той или иной форме, драматизм. Поэтому лирико-драматические романсы составляют основную часть его камерно-вокального наследия. Несомненно, что истоки вокальных произведений коренятся в творчестве Чайковского, которого его младший современник боготворил. Их роднит искренность высказывания «от первого лица», его высокий эмоциональный накал, демократизм. Но все же, романсы Рахманинова - новый этап развития жанра, по сравнению с Чайковским. Вокальные произведения Рахманинова прекрасны подлинной красотой большого искусства, отмеченного значительностью идейного содержания, замечательной яркостью и «направленностью» художественной формы, сразу овладевающей вниманием слушателя, убеждающей его. В вокальном творчестве может быть особенно ярко проявилась эволюция Рахманинова.В обширном вокальном наследии композитора преобладают лирико-драматические романсы, что связано с общей склонностью его к драматической тематике. Драматическая линия в романсах формируется постепенно, развиваясь от несколько внешнего, мелодраматического воплощения образов до глубокого драматизма, а подчас, и трагизма. Та же линия развития обнаруживается и в других жанрах рахманиновского творчества. Можно утверждать, что Рахманинова прежде всего интересовали не художественные достоинства текста, а проблематика и образность, которая в них затрагивалась. Отталкиваясь от поставленной поэтом проблемы, он часто решал ее по своему, создавая совершенно иной, по сравнению с поэтическим, образ. Лирическое и драматическое в романсах Рахманинова находятся в органической связи. Большинство романсов роднит то, что в них раскрывается психологическое состояние человека как глубоко лирический процесс. Поэтому бывает трудно провести градацию между лирическими и драматическими романсами композитора. В сфере лирической зарисовки, полной внутреннего трагизма, Рахманинов является художником, наиболее близким А. Чехову и И. Левитану. В камерно-вокальном творчестве эволюция стиля Рахманинова наиболее ярко и отчетливо прослеживается в романсах ор.38. В определенной степени это вызвано обращением в нем композитора к текстам поэтов-символистов. Мелодика становится более детализированной, внутренне более напряженной и острой. Преобладающим типом развития становится микротематизм. Существенно возрастает роль гармонии. Усложнение терцовой структуры аккордов, движение параллельными комплексами, нивелировка функционального смысла аккордов способствуют появлению в музыке Рахманинова импрессионистских черт. В области формообразования наблюдается преодоление строфической структуры поэтического текста. Романсы Рахманинова являются вершиной песенной лирики конца XIX, начала XX столетия. Мелодический дар композитора, вокальность стиля, яркость и «направленность» художественной формы на протяжении многих лет привлекает как слушателей, так и исполнителей. Начало творческого пути в области вокальной лирики связано с появлением романсов ор.4 и 8 (1889-1893 гг.). Они появились в те же годы, что и поздние романсы Чайковского, Балакирева, Римского-Корсакова, т.е одновременно с высочайшими достижениями отечественной вокальной музыки. Начинающий композитор проявил себя не только как наследник этих великих мастеров, но и как музыкант, обладающий собственной манерой лирического высказывания. Поначалу Рахманинов не выходит за пределы жанров и образов, сложившихся в отечественном классическом романсе. Это, например, продолжение традиции русской песни, сложившейся еще в творчестве Варламова и Гурилева и затем широко развитой Глинкой («Полюбила я на печаль свою», «Уж ты, нива моя»), романсы в жанре элегии («Давно ль, мой друг»), восточный романс («Не пой, красавица при мне»). В их музыкальном языке как бы сливаются традиции «кучкистов» и Чайковского. Так «Не пой, красавица» напоминает ранний восточный романс Римского-Корсакова «Пленившись розой», русская песня «Полюбила я» вызывает ассоциацию с песней Чайковского «Кабы знала я», а такие романсы, как «Сон», «Речная лилея», вероятно навеяны тонкой декламационностью вокальных миниатюр Кюи. Но уже в этот ранний период Рахманинов создает романс, отмеченный яркой индивидуальностью, один из лучших образцов его лирики - «В молчаньи ночи тайной». Здесь уже в полной мере проявился замечательный мелодический его дар, симфонизм мышления, присущий ему во всех жанрах, дающий возможность расширить границы формы романса. Даже в тех 115 миниатюрах, где Рахманинов явно следует сложившимся традициям, он вносит в их трактовку много своего. Яркий пример тому - «Не пой, красавица», романс, ставший наиболее известным и популярным музыкальным выражением знаменитого стихотворения Пушкина. Композитор раскрывает в нем внутренний драматизм стихотворения, соединения образы былого и настоящего (как и Балакирев в своей «Грузинской песне»), он не просто противопоставляет различные части композиции, а в своеобразном контрапункте соединяя и в то лее время противопоставляет образ «песни Грузии печальной» и образ воспоминаний о прошлом, пробужденных этой песней.

По своему подходит Рахманинов и к проблеме слова и музыки. Выразительные образцы ранней декламационной манеры композитора - романсы «У врат обители святой» и «Люблю тебя». В основе их - речевая интонация, полная глубокого внутреннего волнения. Характерной чертой последующих серий романсов является открытость чувств, открытая эмоциональность высказывания. Таково большинство романсов ор.14 (1896 г.) с его знаменитыми «Весенними водами» - наиболее ярким выражением темы свободолюбия, наиболее оптимистическим его произведением. По общему радостному, утверждающему характеру к нему примыкают и такие романсы этой серии, как «Не верь, мой друг», «Эти летние ночи». Наряду с ними в этот период Рахманинов создает и звуковую акварель «Островок», где статика становится основным средством воплощения образа. В 900-е годы появляются еще две серии романсов - ор.21 и 26. В эти годы композитор переживает тяжелый душевный кризис, связанный с провалом его Первой симфонии. Возвращение к творчеству было не простым, но вернулся Рахманинов к нему уже вполне зрелым художником. Здесь впервые появляется трагедийная тема, ярко выраженная в таких романсах, как «Судьба», «Я опять одинок», «Отрывок из Мюссе», «Как мне больно», «Проходит все». Основная их тема - протест против одиночества. Заметим, что тема одиночества красной нитью проходит через все творчество Рахманинова - от симфонической поэмы «Утес» и оперы «Алеко» до «Симфонических танцев». Но особенно рельефно она представлена в его камерно-вокальном жанре. Последние два опуса рахманиновских романсов (ор.34 и 38) относятся к самым сложным и бурным в развитии русского искусства годам, хотя для композитора эти годы были чрезвычайно плодотворными - завершался центральный период творчества. Ор.34 создавался в 1910-1915 гг., в нем четырнадцать романсов, последние «Шесть стихотворений» ор.38 - незадолго до отъезда за границу - в 1916 г.

Тридцать четвертый опус написан на слова русских поэтов XIX века -Пушкина, Майкова, Тютчева, Фета, Полонского, Хомякова. Два романса написаны на стихи современников - Бальмонта и Коринфского. Главное место в этой серии романсов занимает тема искусства, назначения поэта («Муза», «Арион», «Ты знал его», «Музыка»). В цикле практически исчезает волнообразная, вокальная мелодика, она уступает место сдержанной декламационности. Суровая смятенность «Ариона» контрастирует идиллической безмятежности и созерцательности «Музы». Ритмическая пульсация партии фортепиано и призывные интонации голоса передают образы пушкинского текста, воспевающие смелость и мужество. Гимнический образ, данный в фортепианном вступлении и в репризе, пронесенного поэтом через все бури («Я гимны прежние пою»), передается национально окрашенной мелодией. Пушкинские романсы «Буря» и «Арион» раскрывают как бы две стороны образа поэта - певца природы и певца гражданских идеалов. В романсах ор.34 явно прослеживаются некоторые общие стилистические черты - это особое внимание к слову, его силлабике, не характерное для раннего Рахманинова расширение масштабов вокальных миниатюр, создание романсов-поэм, картин, в которых можно усмотреть черты симфонического развития. В то же время в этом опусе нет такой непосредственности высказывания, открытости чувства, отличавших его предыдущие произведения этого жанра. Появилась определенная театральность, аффектированность высказывания, несколько нарочитая, заменившие искренность, может быть и безискуссную, так пленявшую слушателей. Романсы ор.38 написаны на слова поэтов-символистов: А. Блока, А. Белого, И. Северянина, В. Брюсова, Ф. Сологуба, К. Бальмонта. Они занимают особое место в вокальном творчестве композитора. Эволюция стиля композитора сказалась в этом цикле наиболее ярко и отчетливо, и ей, в определенной мере, способствовало обращение к поэзии символистов. Она коснулась всех средств выразительности этих романсов. Мелодика последних романсов ор.38 (и отчасти ор.34) становится более детализированной, внутренне напряженной и острой, что связано с обращением к жанру «стихотворений с музыкой» - характерному явлению начала XX века. Преобладающим типом ее развития становится микротематизм. Существенно возрастает роль гармонии. Гармонический язык ор.38 представляется рубежным, с одной стороны, и вершинным, с другой, в общей эволюции гармонии Рахманинова в «русский» период его творчества. Основным принципом формообразования в последних вокальных сочинениях Рахманинова становится явление, связанное с преодолением куплетности. Это явление не было рахманиновской монополией и ярко сказалось как общая тенденция в романсном творчестве его современников и композиторов последующих поколений. Преодоление куплетности, то есть строфичности структуры поэтического текста, связано с усилением влияния закономерностей музыки над организацией стихосложения.

1.4. Поэзия А.С. Пушкина в творчестве С.В. Рахманинова

Пушкин Александр Сергеевич- рассвет не только для русской литературы, но и музыки, классической и современной. Значение его для музыкального искусства не ограничивается тем, что творчество его вдохновляло, вдохновляет и еще долгие, долгие годы будет вдохновлять композиторов и что русская музыкальная пушкиниана насчитывает уже многие тысячи названий. Пушкин ощущал музыкальность окружавшей его природы, вслушивался в ее голоса и запечатлевал их в своем творчестве. Но более всего прислушивался Пушкин к мелодическому строю русской речи, к ее напевности и ритмическому богатству, воспринимая ее в тесной связи с интонациями русской народной песни и танца, образы которых он так поэтически воплощал в своем творчестве. Русскую песню Пушкин знал в совершенстве и в этой области был не только глубоким знатоком, но и этнографом-художником, не только поэтом, но и исследователем. В народной песне поэта увлекали, конечно, не только слова, но и музыкальное их воплощение и даже колорит исполнения. Жизненный и творческий путь Пушкина неразрывно связан с русской песней, в которой воплотились заветные думы, надежды и переживания нашего великого народа. С детских лет окружал поэта богатый мир русской народной песни, и постепенно, из года в год, росла и крепла его любовь к народному творчеству. Он прошел через увлечения итальянской оперой и другими музыкальными впечатлениями своего времени, но чем более зрелым становилось мировоззрение поэта, тем ближе подходил он к истокам творчества народа и все чаще и чаще начинал предпочитать крестьянскую песню салонным музицированиям великосветских кругов. Врожденная музыкальность Пушкина обусловила необычайную мелодичность и выразительную интонационность его поэзии и прозы, притягивающих внимание многих поколений русских музыкантов. Поистине трудно переоценить колоссальное воздействие творчества Пушкина на отечественную музыкальную культуру XIX - XX веков, которая вне его могучего, чистого голоса, вне особой пушкинской темы сегодня просто немыслима. Пушкин в музыке - это десятки опер, балетов, песен, романсов, кантат, пьес. Творчество Пушкина вдохновляло многих блистательных композиторов. В их числе и С.В.Рахманинов (1873-1943), создавший 4 романса и 2 оперы по произведениям Пушкина. Часть этих произведений написана на Тамбовщине, в селе Ивановка, где композитор с 1890 по 1917 г.г. проводил почти каждую весну, лето а часто и осень. Дипломной работой С.В. Рахманинова при окончании консерватории в 1892 г. была опера "Алеко". В основу ее сюжета положена поэма Пушкина "Цыгане". Первым романсом на стихи Пушкина, созданным Рахманиновым, был "Не пой, красавица, при мне", над которым композитор работал летом 1893 г. В 1904 г. Рахманинов завершил небольшую оперу "Скупой рыцарь" по одноименной трагедии Пушкина. Следующее обращение к творчеству великого поэта состоялось в июне 1912 г. На тамбовской земле, в селе Ивановка, были созданы романсы "Муза", "Буря", "Арион". Надо отметить еще два нереализованных замысла Рахманинова по произведениям Пушкина: оперы "Борис Годунов" и "Полтава". Для "Бориса Годунова" были сочинены ариозо царя Бориса и монолог летописца Пимена, работа над "Полтавой" остановилась на нескольких черновых эскизах.


написать администратору сайта