Планирование работы старшего вожатого
Автор Хайрова С.А., методист Центра внешкольной работы
Канавинского района г.Нижнего Новгорода.
Традиционная система планирования воспитательной работы нуждается в настоящее время в новых подходах, в новом педагогическом мышлении.
Планирование – это процесс осмысления педагогом организации деятельности учащегося с целью повышения уровня их воспитанности, уровня развития коллектива. Планирование и осуществление деятельности взаимосвязаны, вытекают друг из друга и обуславливаются друг другом. Только видя цель своей работы, можно приступить к распределению ее во времени, разбив путь на ряд этапов, определив задачи каждого и, опираясь на эти ориентиры, корректируя при необходимости, но не отклоняясь от основных направлений. Вот почему планирование – творение замысла будущей жизни, а значит во многом и ее самой.
Основные требования к планированию.
Для того, чтобы план воспитательной работы был действенным документом и содействовал повышению эффективности воспитательной работы, необходимо соблюдение 3-х главных условий:
Знание уровня, на котором находится в момент планирования. Как это можно узнать? По анкетам, опросам, беседам.
Четкое представление об уровне, на который она должна быть поднята.
Выбор оптимальных путей и средств.
Следовательно, одной из предпосылок планирования является тщательный анализ итогов работы за предшествующий период.
При планировании работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
Целеустремленность. План – руководство к действию, должен быть целенаправленным, обеспечивающим целеустремленность в воспитании, подчинение его общим целям организации. Все частные воспитательные задачи должны содействовать решению основной цели, развитию личности детей, подготовке их к жизни.
-
Разнообразие содержания форм и методов воспитательной работы. Яркие, лаконичные, изящные, легкие формы, увлекающие детей и вовлекающие их в разнообразную активную деятельность, становятся отличительной чертой современной воспитательной работы. Там, где подходят к решению этих проблем, не дожидаясь инструкций, там возникают необычные формы совместной деятельности.
Обеспечение преемственности. План составляется с учетом проведенной работы за истекший период и перспективных задач, Если не опираться на достигнутое, не возможно закрепить результаты повседневной работы. Вожатому необходимо обеспечить сохранность традиций.
Реальность плана. При составлении плана не следует ставить не выполнимые задачи. Необходимо стремиться к тому, чтобы объем намечаемой работы не превышал возможности коллектива. Нельзя разбрасываться и намечать слишком много мероприятий. Лучше предусмотреть осуществление нескольких конкретных задач и провести глубокую разнообразную работу.
Согласованность в планировании. Планируя воспитательную работу вожатый согласует свои действия с общешкольным планом, с педколлективом, детьми и т.д. Что самое трудное при конструировании воспитательного процесса? Формы подобрать? Гораздо сложнее грамотно поставить педагогические задачи. Весьма обычная ситуация, цели воспитательной работы существуют сами по себе, а работа сама по себе и никак с этими целями не связана. Формальный характер либо глобальный «осуществить нравственное воспитание» или «проводить работу по трудовому воспитанию детей», часто выдвигаются задачи не ориентированные на конечный результат. Берется глобальная задача и к ней прибавляются хитрые формулировки типа «способствовать», «направлять усилия». По завершению периода, на который ставились задачи невозможно определить решены они или нет. Как правило, их записывают в план работы и благополучно забывают.
«Выявить и понять задачу – значит наполовину ее решить»
Необходимо поставить грамотные «рабочие» задачи, которые:
помогут качественно спланировать работу,
станут надежными ориентирами во всех конкретных ситуациях,
дадут возможность определить результаты при анализе,
принесут удовлетворение вожатому от сознания своего профессионализма.
Вспомним, что такое задача (цель). Это мысль, идея, сформулированная на языке решения. Однако не всякая идея становиться целью (задачей). Известно, что идея может превратиться в цель, если она:
осознается как потребность коллектива, организации.
для ее реализации уже имеются необходимые условия,
Какие же потребности:
общества
самих детей
школы
Что же касается условий, то они связаны с :
различными социальными факторами,
материальным обеспечением процесса,
состоянием развития коллектива,
соответственными профессиональными возможностями.
Таким образом, процесс выдвижения педагогических задач требует серьезных размышлений, глубокого анализа потребностей и условий. Грамотная постановка задач предполагает у педагога некоторых социальных умений:
видеть процесс, как достижение от более простых достижений к более сложным,
вычленять главное и логически выстраивать задачи с учетом их взаимозависимости и соподчинения,
точно сформулировать мысль.
Примерная схема перспективного плана деятельности старшего вожатого
Характеристика школы, микрорайона.
Анализ работы за прошедший год.
Задачи.
Организационная работа.
Содержание работы.
Работа с органами самоуправления.
Работа с педколлективом, родителями.
Планирование в пионерской организации
Структура планирования
1. Характеристика деятельности детского коллектива.
2. Анализ проведенной работы (деятельности) (степень участия коллектива в решении задач; удачи и недостатки; нерешенные проблемы).
3. Цели и задачи.
4. Работа с детским коллективом
5. Работа с педагогическим коллективом (работа с администрацией, работа с библиотекарем и психологом и т.д.)
6. Работа с родителями, общественностью.
Анализ деятельности.
При анализе следует учитывать мнения учеников, которое выясняется в ходе бесед, анкетирования, опроса, встреч с активом, отдельными учащимися.
Анализ реального состояния дел-
1. Степень реализации задач, поставленных в прошлом году
2. Анализ качества знаний, умений и навыков.
3. Анализ воспитательного процесса.
-создана ли в группе воспитательная система (упорядочена ли жизнь коллектива, соответствие форм целям, согласованность планов, действий и т.д.;
-наличие сложившегося единого воспитательного коллектива, развиты ли в ученической среде коллективное самоуправление, чувство коллектива, живет ли группа по выработанным ею самой законам, правилам, традициям;
-интеграция воспитательных воздействий в крупные. Дозы воспитания (центры, клубы, ключевые дела, яркие праздники, события)
-общий психологический климат (стиль отношений, самочувствие воспитанников, его социальная защищенность, внутренний контроль, эмоциональная насыщенность жизни коллектива, юмор, игра, атмосфера доброжелательности и искренности, атмосфера терпимого и бережного отношения друг к другу;
-уровень воспитанности школьников.
4. Анализ работы с родителями, общественными организациями.
По мере накопления опыта старшей вожатый начинает интересоваться более сложными вопросами:
-влияние проведенных дружинных дел на пионеров;
-не просто участие звеньев, отрядов в общественно полезном труде, и мотивы этого участия;
-положительные изменения в отношении ребят к пионерской работе, своим товарищам, коллективу.
Характеристика детского коллектива
Сплоченность, микроклимат, мобильность, саморегуляция, творческий потенциал, самостоятельность, ответственность, основные сферы интересов коллектива, развитие навыков самообслуживания.
1. По составу - мальчики, девочки.
2. По успеваемости - какие дети учатся ниже своих возможностей и почему.
3. По уровню воспитанности, актив и пассив класса.
4. По отношению учащегося к своим обязанностям (учебным, трудовым и т.д.), к деятельности и ее результатам, к коллективу, к отдельным лицам.
5. Нравственно-психологические отношения в классном коллективе:
малые группы, формальные и неформальные лидеры.
6. По уровню развития (анализ интересов, увлечений, запросов).
Форма организации коллективного планирования.
1. Разведка интересных и полезных дел.
2. Конкурс на лучшее составление плана (Сбор дружины).
3. Конкурс на лучшее предложение в план (Сбор дружины).
4. Забор желаний (совет выбрал, совет утвердил).
5. Ромашка-предложений (вносится на совет дружины).
6. Корзина с грибами.
7. Банк идей.
8. Древо желаний.
9. Копилкам интересных дел.
10. Вечер вопросов и ответов.
11. Защита творческих программ.
«Литературная разведка» (Поиск интересных полезных людей; разведка по выбору мест: для экскурсии, лесных воскресных прогулок, походов, рейдов, гайдаровская разведка-это поиск людей, нуждающихся в заботе пионеров: ветеранов войны и труда, пенсионеров, больных и одиноких людей.
Форма плана пионерской дружины.
№
|
НАШИ ДЕЛА
|
Что сделаем?
|
Кто участвует?
|
Схем вместе делаем?
|
Когда и где?
|
|
Для коллектива
|
Для окр. Людей
|
Для далеких др.
|
|
|
|
|
Требования к задачам1. Задачи должны объективно учитывать реально исходный уровень развития личности, коллектива.
2. Задачи пионерской дружины должны трансформироваться в задачи первичных коллективов с учетом уровней их развития.
ЗАДАЧИ:
-воспитание, стремление к правде, добру, красоте;
-воспитание школой ответственности за выполненную работу,
-формирование заботливого отношения к родной природе;
-поднять роль самоуправления, использовать творческие возможности пионеров и вожатых;
-накопление у пионеров среднего возраста опыта самостоятельного планирования;
-формировать организаторские навыки;
-научить заботиться о младших товарищах;
-формировать пионерские позиции;
-создать атмосферу дружбы, приветливости, вежливости в коллективе;
-воспитывать бережное отношение к ценностям;
-привить детям любовь в области прекрасного.
Этапы коллективного планирования.
1 этап: Проект своего плана готовит каждое звено. Сбор обсуждает все варианты, выбирая из них самое полезное, интересное Обсуждение открытое, говорить может любой: отвергать, спорить, защищать, предлагать что-то новое.
2 этап: Анкета, например, перед отчетными сборами. Во всех отрядах провести анкету с вопросами:
-Назовите лучшее дело дружины (отряда) за прошлый год Что тебе в них понравилось? В чем ты принимал активное участие?
-Назови самые неудачные мероприятия.
-В чем причина неудач?
-Твои предложения к плану на новую четверть, новый год
-Что бы ты предложил сделать дружине (отряду) из общественно-полезных дел, для школы, для города (села)?
-С кем из интересных людей ты хотел бы встретиться?
-Куда предложил бы пойти на экскурсию?
-Какую тему сбора ты считаешь сегодня самой важной?
-Что подскажешь из важных своему звену, отряду, дружине?
3 этап: Творческий конкурс. Конкурс всегда стимулирует детей к поиску творчества. Например, конкурс на лучшие планы работы-календарный, на каникулы, на лучшее предложение к плану дружины.
4 этап: Тематическое задание по планированию. Вожатый, совет дружины, отряда определяют звеньям или группам ребят конкретные задания по планированию. Полезно создавать творческие советы по планированию и организации отдельных конкретных дел. Пусть коллекционеры придумают свои дела, туристы - свои, вожатые октябрятских звездочек - свои. Из таких предложений и складывается план.
5 этап: Публичная защита предложений. Группа ребят, отдельные пионеры готовят свои нестандартные предложения главного дела года и защищают его при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.
6 этап: Час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задавать любые вопросы на любые интересные темы. Вопрос может стать темой отрядного сбора, клуба «Почемучек», клуба «Любознательных»; диспуты, беседы и т.д.
Анализ ребячьих вопросов показывает наиболее важные для пионеров направления работы.
7 этап: Обсуждение проекта плана работы коллектива. Проект готовит совет отряда (дружины) вместе с вожатым. Обсуждают и принимают этот проект все члены коллектива.
8 этап: Ящик-копилка интересных предложений («Банк идей»). Ящик может висеть в отряде (дружине) постоянно или определенное время.
9 этап: «Пионерская разведка» Разведка, потому, что группе ребят дается коллективное задание что-то найти, узнать, разведать.
1- поиск интересных, полезных людей;
2- разведка по выбору мест: для экскурсии, лесных воскресных прогулок, походов, рейдов, для игры, праздника и т.д.
3- разведка по выбору общественно-полезных дел.
4- Гайдаровская разведка-это поиск людей, нуждающихся в заботе пионеров.
ШКОЛА ПИОНЕРСКОГО АКТИВА
Для чего нужна школа пионерского актива?
Пионерский актив - опора старшего вожатого во всей работе дружины. Это звеньевые, члены советов отрядов, председатели советов отрядов, члены совета дружины.
В большой школе у вожатого нет возможности самому работать с таким большим количеством детей, состоящих в детской организации. Поэтому он работает с ними через пионерский актив, т.е. пионерский актив-это руки вожатого, дающие ему возможность взаимодействовать и никого не забывать.
Актив требует к себе большого внимания со стороны старшего вожатого школы. От того, насколько подготовлен и работоспособен пионерский актив, зависит успех работы дружины и эффективность работы вожатого. Организация школы пионерского актива.
Составляется список, посещающих школьный пионерский актив. Это:
Председатель совета дружины, председатель совета отряда, члены совета дружины, вожатые, звеньевые.
Количество человек зависит от величины школы и местоположения (деревня или город, сколько учащихся, сколько пионеров и т.д.)
Школьный пионерский актив должны посещать дети активные, творческие, отзывчивые, самостоятельные, понимающие свои цели задачи до конца.
Занятия проводятся 1 раз в месяц (тема занятий) по 25-35 минут; 10 минут теории. Подготовительный этап.
1) составить списки посещающих;
2) провести анкеты, чтобы узнать об их интересах;
3) найти кадры, которые помогут обучать актив школы;
4) оформить посещение, где будут проходить занятия школы пионерского актива. Основной этап работы школы пионерского актива:
а) большой торжественный сбор: торжественное открытие школы пионерского актива, маленький рассказ о пионерской организации, символах и атрибутах, рассказ о планах работы школы пионерского актива (чему они научатся).
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ ПИОНЕРСКОГО АКТИВА НА 1 ГОД
Месяц, число
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ ДЕЛА
|
Сентябрь
|
ТЕОРИЯ
|
ПРАКТИКА
|
Октябрь
|
История пионерской организации
Нижегородской области
|
Игра-знакомство.
Анкета «Что я хочу уметь и знать»
|
Ноябрь
|
Знакомство с уставом, правами,
обязанностями и законами
пионерской организации
|
Викторина «История пионерской
организации Нижегородской области »
Пионерские песни
|
Декабрь
|
Что такое СПО-ФДО «Юная Россия»
|
Простейшие диагностики
«Цветик-семицветик».
|
Январь
|
Методика проведения сбора отряда
|
Практикум в проведении сбора отряда
|
Февраль
|
Оформление стенной печати
(стенды, газеты, молнии,
отрядные уголки)
|
Учимся писать плакаты пером,
фломастерами и красками
|
Март
|
Методика проведения игр.
|
Игры с запоминанием Пионерские песни.
|
Апрель
|
Структура КТД
|
Практикум проведения КТД
|
Май
|
Оформление отрядного дневника
|
Посещение сбора обряда с последующим анализом.
|
|
Основы туртехники
|
Основы туртехники Практикум
|
ИТОГ: Анкета «Чему научились, чему еще хотели бы научиться?»
На основе анкеты совершенствуется программа работы пионерского актива на следующий год: что перенести, что добавить, что убрать.
Что дает школа пионерского актива?
Школа пионерского актива помогает создать организованный, творческий, всё умеющий актив школы. Дети получают много различных знаний и умений и доносят их другим детям.
По окончании занятий школы пионерского актива проводится заключительная торжественная линейка. Вручаются поощрительные документы, призы. Подводятся итоги и викторины.
Требования к планированию.
1. Преемственность по годам, по этапам, от старших к младшим.
2. Опора на традиции.
3. Взаимосвязь плана работы дружины с общешкольным планом.
4. Основа - нормативно-правовые документы.
5. Учет возрастных и психологических особенностей.
6. Реалистичность плана.
7.Учет постоянного роста пионеров (расширение кругозора, углубление знаний, умений и навыков)
|