ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
МАЯТНИК ОБЕРБЕКА.
Принадлежности: лабораторная установка маятника Обербека, секундомер, грузы фиксированной массы, штан-
генциркуль.
Цель работы:изучение динамики вращательного движения, оцен ка влияния трения на точность результатов про ведённых измерений, проверка второго закона Ньютона для вращательного движения.
I. Теория маятника Обербека.
В работе изучается динамика вращательного движения. В частности, экспериментально проверяется уравнение моментов для вращения вокруг неподвижной оси
Je = Мвнеш (1)
где J - момент инерции тела; e - угловое ускорение;
Мвнеш - сумма проекций на ось вращения моментов внешних сил.
На рис.1. схематически показан прибор, с помощью которого удобно исследовать уравнение (1). Он называется маятником Обербе-
ка. Маятник состоит из четырёх стержней, укреплённых на втулке
под прямым углом друг к другу. Втулка и два шкива различных радиусов (r1 и r2) насажены на общую ось. Ось закреплена в подшипниках, так что вся система может свободно вращаться вокруг горизонтальной оси. Момент инерции прибора можно менять, передвигая закрепленные на стержнях цилиндрические грузы известной массы. Один конец нити прикреплён к шкиву, а ко второму концу, переброшенному через блок, подвешена платформа известной массы.
Если, намотав нить на шкив, приподнять платформу с грузом Р на высоту h, а затем отпустить, позволив ей свободно падать, то на маховик начнёт действовать вращающий момент М.
М = T*d / 2 (2)
Рис.1.
где d - диаметр шкива, Т - натяжение нити.
Под действием этого постоянного момента маховик начинает вращаться с угловым ускорением e. Очевидно, что вращение маховика и поступательное движение платформы с грузом происходит за счёт потен-
циальной энергии нагруженной платформы. Если не учитывать потерю
энергии вследствие трения в подшипниках осей маховика и блока, то
можно считать, что потенциальная энергия W полностью переходит в
кинетическую энергию поступательного движения платформы с грузом Wк'
и кинетическую энергию вращения маховика Wк". В момент, когда
платформа опустится с высоты h
Wn = Wк' + Wк"
(3)
где J - момент инерции маховика,
mг - масса платформы с грузом,
g - ускорение свободного падения,
V - скорость поступательного движения платформы ( скорость на поверхности шкива).
w - угловая скорость вращения маховика (шкива).
Формулу (3) можно преобразовать, пользуясь связью между угловой и линейной скоростями:
(4)
Подставляя (4) в (3), находим:
(5)
откуда
(6
Движение платформы с грузом равноускоренное и, следовательно,
где а - ускорение платформы с грузом .
Подставив последнее выражение в формулу (6), получаем окончательную расчётную формулу для определения момента инерции маятника:
(7)
Чтобы вывести формулу для вычисления момента силы М, запишем второй закон Ньютона для груза Р (платформа с грузом):
mгa = Р - Т (8)
где m - масса платформы с грузом, a - её ускорение.
Из уравнений (2) и (8) получаем, что момент силы натяжения нити
М = Тr = mг(g - a)r. (9)
Ускорение a связано с угловым ускорением e соотношением
e = a/r (10)
Кроме того на маятник действует момент сил трения в оси Мтр. С учётом этого уравнения (1) имеет вид
mг(g - a)r - Mтр = Ja/r. (11)
Формула (11) дает связь между ускорением а, которое можно измерить опытным путем, и моментом инерции J. В уравнение (11)
входит ускорение a платформы. Это ускорение можно довольно просто
определить.
Действительно, измеряя время t, в течении которого платформа с грузом опускается на расстояние h, можно найти ускорение a:
a = 2h/t2 (12)
Тогда
(13)
В формулу (13) входит неизвестная величина - момент силы трения Мтр. Хотя, интуитивно понятно, что момент силы трения мал,
тем не менее он не настолько мал, чтобы им в формуле (9) можно
было пренебречь. Если положить Мтр = 0, то можно убедиться, что
результаты опыта будут отличаться от зависимости (9). Можно по
порядку величины экспериментально определить Мтр и это нужно, конечно, сделать в начале работы. Для этого, с помощью нескольких грузов увеличивая силы натяжения Т нити, найдите минимальное значение mог, при которой маятник начнёт вращаться. Дальнейшие измерения нужно проводить с грузами массой mг > 10mог. На первый взгляд относительную роль момента силы трения можно уменьшить, если взять грузы массой mг >> mог, допустим, груз m = 102mог. Однако это не так по двум причинам. Первая - увеличение массы груза приводит к увеличению силы давления N на ось, а значит и к росту момента силы трения
Мтр = f*N*r,
где f - коэффициент трения,
r - плечо силы трения.
Вторая причина состоит в том,что увеличение m уменьшает время падения t, а значит, ухудшает точность измерения ускорения a.
По найденным значениям моментов инерции J1 и J2 и моментов сил М1 и М2 можно, исходя из основного уравнения вращательного движения , найти соответствующее значение угловых ускорений e1 и e2.
С другой стороны угловые ускорения e1 и e2 можно найти и
другим путём, исходя из чисто кинематических соображений, а именно, из (10) и (12)
(14)
Найденные опытным путём значения моментов инерции маховика можно сравнивать с их значениями, вычисленные по общеизвестным
формулам.
Момент инерции маховика равен сумме моментов составных частей - крестовины, состоящей из четырех стержней, и насаженных на неё четырёх цилиндров:
J = Jкрест + 4Jцил = 4Jcт + 4Jцил
где: b - расстояние от риски, нанесённой на стержне крестовины до
оси вращения,
Н - высота цилиндра,
r1- внешний радиус цилиндра,
r2- внутренний радиус цилиндра .
Поскольку вывод формулы (7) производился в предположении что потеря энергии на преодоление сил трения пренебрежимо мала, зна-
чение моментов инерции, найденных на опыте, несколько превышает
расчётные, Jэксп > Jрасч.
(15)
где
b - расстояние от оси вращения до грузов на крестовине;
mц - масса одного груза на крестовине;
Lст - длина стержня крестовины;
Rст - радиус стержня;
mст - масса стержня без груза;
rц - радиус цилиндрического груза на крестовине;
lц - образующая цилиндрического груза;
d - диаметр втулки;
II. Порядок измерений.
- с помощью регулируемых ножек основания привести колонну прибора к вертикальному положению. Проверить, не толкают ли грузы в корпус верхнего и нижнего фотоэлектрических датчиков;
- сдвинуть подвижный кронштейн на выбранную высоту, и так установить, чтобы грузы падая проходили через середину рабочего окна фотоэлектрических датчиков;
- соединить фотоэлектрические датчики 1 и 2 соответственно с гнездами 1 и 2 миллисекундомера;
- произвести заземление прибора;
- включить сетевой шнур измерителя в сеть питания;
- нажать клавишу (СЕТЬ), проверяя, показывают ли все индикаторы обоих фотоэлектрических датчиков;
- переместить грузы в верхнее положение и проверить, находится ли схема в состоянии покоя;
- нажать клавишу (ПУСК) и проверить, произошло ли движение схемы, миллисекундомер измерил время прохождения мути торможения
схемы;
- нажать клавишу (СБРОС) и проверить, произошло ли обнуление показаний измерителя и освобождение блокировки электромагнитом;
- перенести грузы в верхнее положение, отжать клавишу (ПУСК) и проверить, произошла ли повторная блокировка схемы.
III. Измерение.
Представляет интерес экспериментально исследовать две зависимости.
Первая - зависимость углового ускорения e от момента внешней силы Мвнеш = mgr при условии, что момент инерции J остаётся постоянным.
Если на оси ординат откладывать угловое ускорение e, а на
оси абсцисс - m *g*r, то, согласно (10), экспериментальные точки
должны ложиться на прямую. Из (11) видно, что наклон этой прямой
равен 1/J, а точка пересечения с осью абсцисс даёт Мтр.
Если экспериментальные данные подтверждают линейную зависимость e от mgr, то, можно приступить к изучению второй зависимости - зависимости момента инерции J от расстояния R грузов mц до оси вращения маятника (рис.18).
Согласно теореме Гюйгенса-Штейнера
J(R) = J0 + 4mцR2
Выясним, как проверить эту зависимость экспериментально. Для этого преобразуем соотношение (11), пренебрегая в нём малой величиной (моментом силы трения Мтр) по сравнению с моментом m*g*r. Из (10) и (11) имеем
(16)
Следовательно
(17)
Из (17) понятно, как экспериментально проверить зависимость (17): нужно, выбрав постоянную массу mг груза, измерять ускорение a при различных положениях R грузов mц на спицах. Результаты измерений удобно изобразить в виде точек на координатной плоскости
XOY, где х = (R/r)2, y = g/a.
Если экспериментальные точки в пределах точности измерений ложатся на прямую, то это подтверждает зависимость (17), а зна-
чит и формулу
J(R) = J0 + 4mц*R2
Отметим, что при выводе формулы (17) мы пренебрегли моментом сил трения, т.е. считали, что Мтр << mgr. Значение Мтр получено из графика зависимости e от (mgr) при R = const. Это и позволяет выбрать массу перегрузка так, что неравенство mgr >> Мтр заведомо выполняется.
Роль момента сил трения можно оценить и иначе. Для этого заметим, что если маятник в начальный момент вращается с угловой скоростью wo, то к моменту остановки он повернётся на угол f, определяемый из соотношения
J*wo2/2 = Aтр = Mтр*f (18)
где Jwo2/2 - начальная кинетическая энергия вращающегося маятника, Атр - работа сил трения. В (18) предполагается, что момент сил трения является постоянной величиной и связан с угловым ускорением соотношением
J*eo = Мтр (19)
где eo - ускорение, определяемое только моментом сил трения.
Из (18) и (19) находим
wo2 = 2eo*f (20)
Пусть n - полное число оборотов, которое делает маятник до остановки, а To - период вращения маятника в начале движения. Тогда f = 2pn, wo = 2p/To и из (20) получаем
eo = p/(n*To2) (21)
Отсюда ясно, как на опыте определить eo: нужно измерить вре-
мя To, за которое совершается первый оборот, и полное число n
оборотов маятника до остановки. Во всех дальнейших измерениях
нужно следить, чтобы выполнялось неравенство eo << e.
IV. Задание.
1. Устанавливаем два груза на одинаковом расстоянии R1, на двух взаимно перпендикулярых спицах. Одну из спиц приводим в горизонтальное положение и, перемещая груз на противоположной спице, добиваемся равновесия, не меняя расстояния R1. Поворачиваем крестовину на 90o и добиваемся равновесия на других спицах. Убеждаемся, что крестовина уравновешена в любом положении грузов (поворачивая крестовину).
Полезно несколько раз привести маятник во вращение, каждый раз давая ему возможность остановиться. Подумайте, как на основа-
нии этих опытов определить, хорошо ли сбалансирован маятник.
2. Определите приближённо минимальную массу mо, при которой маятник начинает вращаться, и оцените момент сил трения из соотношения
Мтр*Ёmo g*r,
где r - радиус шкива, на котором подвешен груз mo.
3. Оцените ускорение eo, возникающее под действием момента сил трения. Для этого приведите маятник во вращение, измерьте время To, за которое он совершает первый оборот, и полное число оборотов n маятника до полной остановки. Затем по формуле (21)
вычислите eo. Измерения повторите три раза и сравните соответс-
твующие им значения eoi.
4. Определите экспериментально зависимость углового ускорения e маятника от момента приложенной силы m*g*r. В этой серии измерений момент инерции маятника должен оставаться постоянным: J = const.
Для определении зависимости e = e*(m*g*r) измерьте время t, за которое груз m опускается на расстояние h. Измерение времени t
для каждого груза при постоянном значении h повторите три раза.
Затем найдите среднее значение времени падения груза по формуле
tср = 1/3 (t1 + t2 + t3)
и определите среднее ускорение груза их соотношения (12):
аср = 2h/tср2
Эти измерения и вычисления повторите для пяти значений массы m груза,причём для всех mг должно выполняться неравенство mг >>mo, где mo - масса перегрузка, страгивающего маятник (п.2). Результаты измерений запишите в табл.1.
Таблица 1.
t1
|
t2
|
t3
|
tср
|
∆t
|
mr
|
aср
|
∆e
|
eср
|
mг*g*r
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
h = , ∆h = , r = , R =
Полученные экспериментально точки отложите в координат ной плоскости x = mgr, y = e и по ним постройте график зависимости (рис. 2,а).
5. Проверьте экспериментально зависимость (17). Для этого, взяв постоянную массу груза mг >> mo, определите ускорение a груза m при пяти различных положениях R на спицах грузов mц.
В каждом положении R измерения времени падения t груза m с
высоты h повторите три раза.
Результаты измерений занесите в табл.2.
Полученные экспериментальные точки нанесите с учётом погрешностей в координатной плоскости x = (R/r)2, y = g/a и постройте график зависимости y = y(x) (рис.2,б).
Таблица 2.
R
|
(R/r)²
|
t1
|
t2
|
t3
|
tср
|
∆t
|
a
|
g/a
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
r = , mг = , h = , ∆h =
V. Определение погрешности измерения момента инерции.
Относительная погрешность измерения момента инерции определяется по формуле:
где Jт - теоретический момент инерции, определяемый по формуле
(15).
Jэ - экспериментальный момент инерции, определяемый по формуле (7).
VI. Точность измерений.
погрешность определения длины пути прохождения груза +1 мм
рабочая погрешность измерения времени не более 0,02 %
рабочая погрешность определения момента инерции не более 8 %
VII. Контрольные вопросы.
1. Что называется моментом сил? Какова размерность единицы его измерения в системе СИ?
2. Что называется моментом инерции тела относительно оси вращения?
3. Запишите основной закон вращательного движения.
4. Как определить момент силы, приводящей во вращение маятник Обербека?
5. Почему стремятся уменьшать момент сил трения? Казалось бы, даже большую величину Мтр можно легко учесть с помощью урав-
нения (11).
6. Какую из величин в данном эксперименте следует измерять с наибольшей точностью?
7. Сформулируйте и докажите теорему Гюйгенса-Штейнера.
|