Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

детская литература. Добро и Зло для всех народов мира



Скачать 52.47 Kb.
Название Добро и Зло для всех народов мира
Анкор детская литература.docx
Дата 18.12.2017
Размер 52.47 Kb.
Формат файла docx
Имя файла детская литература.docx
Тип Документы
#12981

Практическое занятие №2

Тема: Добро и Зло для всех народов мира

Вопросы:

1. Сказки Ш.Перро. Их смысл и тайна (приметы времени, мораль в сказках).

2. Сказки братьев Гримм (проблема собирания и обработки фольклора, проблематика сказок).

3. Секреты комического в сказках Д. Харриса. Образ дядюшки Римуса.

4. Понятие «бродячего сюжета»: проблема прекрасного в сказках «Рике с хохолком» Ш. Перро, «Прекрасная царевна и счастливый Карла» Н. М. Карамзина, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова.

Задания:

1. Составить хронограф жизни и творчества рассматриваемых писателей.

2. Прочитать тексты сказок, иметь их на занятии,

3. Выполнить сопоставительный анализ сказок Ш.Перро, Н.Карамзина, С.Аксакова; анализ сказки Ш.Перро «Золушка».

4. Подготовить дидактический материал по творчеству (викторина, кроссворд, сказочная угадайка, экспозиция сказочных предметов и др.).

5. Инсценировать 1-3 истории, рассказанные дядюшкой Римусом.

Практическое занятие №3

Тема: Литературные сказки в детском чтении. Сказки Г. Х. Андерсена.

Вопросы:

  1. Литературная сказка как вторичное явление по отношению к сказке народной. Сравнительная характеристика народной и литературной сказок.

  1. Своеобразие сказочного вымысла в сказках Г.Х.Андерса.

  1. Андерсен и его герои. Каким образом выражается в сказках авторское отношение к героям и событиям. Автобиографизм сказок.

  1. Нравственный смысл сказок Андерсена. Всегда ли в них побеждает добро? Сила любви, верности, сострадание, счастье в сказках.

Задания:

1. Составить таблицу, отражающую черты сходства и различия народной и литературной сказок.

2. Подготовить рассказ о жизни писателя. Подумать над тем, как судьба сказочника соотносится с жизнью героев его произведений.

3. Подобрать примеры проявления авторской позиции в сказках.

4. Подготовить информационное сообщение: «Памятники литературным героям».

5. Подготовить сопоставительный анализ произведений на тему: «Голый король» Е. Л. Шварца и «Новый наряд короля» Г. Х. Андерсена.

6. Сопоставить произведения: «Девочка со спичками» Г. Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского. Найти общее и особенное в авторских позициях.
Практическое занятие №4

Тема: Сказки-путешествия и сказки-приключения в детской литературе

Вопросы:

  1. «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» Д. Свифта:

а) особенности композиции произведения;

б) образ главного героя;

в) изображение быта, обычаев жителей Лилипутии и государства Бробдингнег;

г) роль фантастики в формировании представлений ребенка о большом и малом.

2. «Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распе:

а) понятия парадокса, анекдота;

б) особенности сюжетно-композиционной организации произведения;

в) образ барона Мюнхгаузена: смеемся мы над бароном или вместе с ним?

3. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф – «поэтический сказочный путеводитель по Швеции».

Задания:

  1. Подобрать примеры из текста «Путешествия Гулливера» и заполнить таблицу:




Страна лилипутов глазами Гулливера

Государство Бробдингнег глазами Гулливера

1. Человек в 3 пальца ростом

1. Человек ростом с пожарную каланчу

2. Другие примеры

2. Другие примеры




  1. Сочинить невероятную историю о себе, основанную на парадоксе, анекдотической ситуации, используя прием повествования от первого лица,

  1. Подготовить реферативное сообщение: «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф – «поэтический сказочный путеводитель по Швеции» (перевод Задунайской и Любарской).


Практическое занятие №5

Тема: Сказка Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Вопросы:

1. Особенности творческой истории сказки.

2. Своеобразие сюжетной организации сказки. Хронотоп произведения.

3. Игра слов и смыслов.

Задания:

1. Познакомиться с биографией Л. Кэрролла, выписать заинтересовавшие вас факты его жизнедеятельности.

2. Подумать, почему герои сказки – чудаки. В чём проявляется ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ их мышления, мировосприятия.

3. Найти в тексте произведения примеры «оживших» метафор, пословиц, фразеологических оборотов, фольклорных образов.

4. Выписать из текста примеры словесной и смысловой игры.

5. Подготовить реферативное сообщение: «Сказка Кэрролла «Алиса в стране чудес в переводах Н. Демуровой, В. Набокова, Б. Заходера».

6. Подготовить реферативное сообщение: «Эдвард Лир – «лауреат нелепицы»».

7. Сочинить лимерик по законам жанра.

Практическое занятие №6

Тема: Джон Рональд Руэл Толкиен. Сказочная повесть «Хоббит, или Туда и обратно».

Вопросы:

1. Творческая история произведения.

2. Особенности сюжетной организации (мотивы квеста в повести). Хронотоп.

3. Добро и Зло в сказочной повести: нравственно-философский смысл конфликта.

4. Образ кольца. Его смысл.

Задания:

1. Составить план и подготовить сжатый пересказ произведения.

2. Ориентируясь на текст, нарисовать карту путешествия Бильбо.

3. Подготовиться к беседе и викторине по содержанию сказки.

4. Подготовить реферативное сообщение: «Жизнь и творчество Д. Толкиена».
Практическое занятие №7

Тема: Игровая сказка в детской литературе: А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».

Вопросы:

1. Творческая история сказки.

2. Особенности организации художественного времени и художественного пространства.

2. Система образов сказки и своеобразие конфликта.

3. Проблема познания мира (коммуникативный, игровой, стиховой опыт, приобретённый героями).

4. Особенности детского мышления, детского языка и речетворчества в сказке.

Задания:

1. Внимательно прочитать текст произведения, найти приметы художественного пространства. Подумать, каким образом пейзаж отражает мироощущение героев-игрушек. Нарисовать топографическую карту Зачарованного леса и подготовить по ней экскурсию (готовится 1-2 студентами).

2. На основе анализа сюжетных линий определить основные проблемы детского общения.

3. В ходе анализа выявить характер детских страхов, своеобразие детских игр, особенности внутреннего мира героев.

4. Найти в тексте примеры детских неологизмов, примеры словесной игры, раскрыть их роль.

5. Найти в тексте песенки Винни Пуха. Как они помогают раскрыть внутренний мир главного героя? Каким образом в них проявляются особенности детского стихотворчества?

6. Выписать из книги К.Чуковского «От двух до пяти» главные мысли об особенностях детской психологии, мышления, словотворчества и стихотворчества. Сравнить точки зрения А. Милна и К. Чуковского на ребёнка и его мир.

7. Сочинить песенку по законам жанра.
Практическое занятие №8

Тема: Познание мира в сказках русских и зарубежных писателей.

Вопросы:

1. Сказки К. И. Чуковского: система образов, специфика конфликта, нравственный смысл, поэтика.

2. Философско-лирические сказки Г. Цыферова и С. Козлова. Диалог как познание мира.

3. Сказки-приключения О. Пройслера. Секреты колдовства маленьких героев в сказках «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной», «Маленькое привидение».

4. Р. Киплинг и его «Просто сказки».

5. Сказки В. Сутеева и М. Пляцковского для дошкольников и младших школьников.

Задания:

1. Составить тезисы главы «Заповеди для детских поэтов» книги «От двух до пяти» К. И. Чуковского.

2. Выполнить идейно-художественный анализ сказки К. И. Чуковского (по выбору), опираясь на его заповеди.

3. Подготовить викторину по сказкам К. И. Чуковского.

4. В ходе сопоставительного анализа народной сказки о животных и сказок С. Козлова и Г. Цыферова заполнить таблицу:

Параметры для сопоставительного анализа

Народная сказка

Литературная сказка

1. Система образов. Особенности изображения героев-животных







2. Своеобразие сюжета







3. Характер конфликта







4. Особенности поэтики








5. Подготовить реферативное сообщение: «Секреты колдовства маленьких героев в сказках О. Пройслера».

6. Подготовить реферативное сообщение: «Сказки-энциклопедии Р. Киплинга из сборника «Просто сказки».


Практическое занятие №9

Тема: Научно-художественная и природоведческая книга в детском чтении

Задание: «издать» книжку-раскладушку, на страницах которой представить творчество писателей-анималистов и авторов детских книг о науке.

Писатели:

Акимушкин И.

Бианки В.

Даррелл Д.

Дмитриев Ю.

Житков Б.

Ильин М.

Пришвин М.

Сетон-Томпсон Э.

Сладков Н.

Сахарнов С.

Снегирёв Г.

Троепольский Г.

Шим Э.

Чаплина В.

Чарушин Е.

Алгоритм работы:

1. Подумайте над тем, какой будет ваша страничка, какими иллюстрациями вы сопроводите текст. Создайте макет.

2. Поработайте со справочной, учебной литературой и отберите биографический материал; выпишите основные произведения в хронологической последовательности, дайте им характеристику, проанализируйте 2-3 произведения.

3. Отструктурируйте материал, оформите страничку.

4. Инициативной группе из 2-3 человек скрепить страницы книжки-раскладушки с помощью переплёта.

Практическое занятие №10

Тема: Писатель – воин, писатель – солдат. Война в произведениях детской литературы.

Читательская конференция: «Писатель-воин… писатель-солдат…»

Тематика докладов по проблеме «Великая Отечественная война в жизни и творчестве детских писателей»:

1. Писатель – воин… писатель – солдат… (А. Гайдар, М. Шолохов, А. Фадеев, С. Михалков, К. Симонов, М. Алексеев, С. Сахарнов, В. Быков, А. Дорохов, Н. Сладков, А. Митяев).

2. Война и детство в поэзии военных и послевоенных лет (П. Антокольский, М. Алигер, А. Твардовский).

3. Художественно-документальная проза о военных судьбах детей (Е. Ильина, П. Журба, Е. Кошевая, А. Фадеев, Л. Кассиль и М. Поляновский, А. Барто А. Жариков).

4. Дети и война в прозе В. Катаева, Л. Кассиля, В. Осеевой, Л. Воронковой, В. Голявкина, А. Рыбакова, Л. Пантелеева.

5. Психологическая проза о войне в современной детской литературе (В. Богомолов, А. Платонов, Ю. Яковлев, В. Железников, В. Кондратьев).

Художественные тексты:

1. Шолохов М. Судьба человека.

Фадеев А. Молодая гвардия.

Михалков С. Данила Кузьмич. Быль для детей. Братья.

Симонов К. Сын артиллериста. Майор привёз мальчишку на лафете…

Алексеев М.Мишкино детство. Карюха. Дивизионка.

Быков В. Дожить до рассвета. Третья ракета.

2. Антокольский П. Сын.

Алигер М. Зоя.

Твардовский А. В пилотке мальчик босоногий… Отец и сын. Две строчки.

3. Ильина Е. Четвёртая высота.

Журба П. Александр Матросов.

Кошевая Е. Повесть о сыне.

Кассиль Л., Поляновский М. Улица младшего сына.

Барто А. Найти человека.

4. Катаев В. Сын полка.

Осеева В. Васёк Трубачёв и его товарищи.

Воронкова Л. Девочка из города.

Голявкин В. Полосы на окнах. Мой добрый папа.

Рыбаков А. Неизвестный солдат.

Яковлев Ю.Зимородок.

Жариков А. Беспризывники. Юные партизаны. Мальчишки были на войне.

5. Железников В. Последний парад.

Платонов А. Маленький солдат.

Богомолов В. Иван.

Кондратьев В. Сашка. Борькины пути-дороги.

Пантелеев Л. На ялике.

Литература:

1. Учебники, словари и справочники по детской литературе.

2. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. Книга для учителя. М., 1990.

3. Николаева С. А. Дети и война. М., 1991.

3. Журнал «Детская литература, 1975, №5 (номер посвящён жизни и творчеству писателей, участников войны, поднявших в своём творчестве проблему «дети и война»).

Задания:

1. На основе изучения биографии и творчества писателей подготовить сообщения по проблеме «дети и война».

Особое внимание обратить на то:

а) какие чувства вызвало прочитанное произведение (какие эпизоды, сцены запомнились, вызвали сильную эмоциональную реакцию и почему);

б) как вы оцениваете мысли и поступки героев, и какие основания для такой оценки дал вам автор;

в) какова идея, каков эмоционально-образный пафос произведения с точки зрения его создателя, а также с вашей, квалифицированного читателя, точки зрения.
Практическое занятие №11

Тема: Серьезные мысли – смешным языком. Писатели-юмористы – детям.

Вопросы:

1.Образы детей в рассказах и повестях Н. Носова.

2.«Денискины рассказы» В. Драгунского. Их своеобразие.

3.Рассказы о мальчишках В. Голявкина.

4.«Необычные» сказки К. Драгунской.

5.Дилогия про Юру Баранкина В. Медведева.

6.Юмористические повести Л. Давыдычева.

Задания:

1.Подготовить творческие портреты писателей-юмористов.

2.В ходе анализа произведений составить собирательный образ ребенка-дошкольника, младшего школьника.

Литература:

1.Тексты художественных произведений.

2. Учебник по детской литературе.

3. Словари и справочники по детской литературе.

4. Сивоконь С. И. Уроки детских классиков. М., 1990.

Практическое занятие №12

Тема: Психологическая проза о детях в современной детской литературе.

Вопросы:

1.Рассказы и повести Ю. Яковлева.

2.Сложность психологического конфликта в прозе В. Железникова.

Задания:

1.Подготовить биографические справки о писателях.

2.В процессе сопоставительного анализа повести В. Железникова «Чучело» и ее художественной экранизации (реж. Р. Быков) определить особенности психологического конфликта, своеобразие раскрытия внутреннего мира героев.

Литература:

1.Тексты художественных произведений.

2.Учебник, словари. Справочники по детской литературе.
Практическое занятие №13

Тема: Мир поэзии для детей

Конкурс чтецов

Задания:

1.Выучить наизусть программные поэтические произведения для детей.

2.Письменно подготовить исполнительский анализ одного произведения (по выбору).

3.Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений русских и зарубежных детских поэтов.

4.В составе инициативной группы из 3-4 человек разработать сценарий конкурса чтецов.

5.Подготовить биографические справки о поэтах.

Литература:

1. Тексты стихотворных произведений русских и зарубежных поэтов.

2. Павлова Н. И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. М., 1987.

3. Приходько В. А. Поэт разговаривает с детьми: Литературные очерки. М., 1990.

4. Словари, справочники по детской литературе.

5. Основы выразительного чтения (в любой редакции).

6. Методика выразительного чтения. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. / Общ. ред. Т. Ф. Завадской, Н. М. Соловьевой. М., 1985.

7. Майман Р. Р. Критический разбор исполнения лирического произведений / методика выразительного чтения. / под ред. Т. Ф. Завадской. М., 1977.

Практическое занятие №14

Тема: Подведение итогов Читательский диспут «Книга в моей жизни».

Задания:

1. Написать читательскую автобиографию: в процессе припоминания книг, прочитанных в детстве, выявить, чем привлекли эти произведения, какую эмоциональную реакцию вызвали; на основе наблюдений сделать вывод о том, чем притягательно литературное произведение для ребенка.

2. Подготовить для проверки читательские дневники и учебные портфолио.

3. Составить библиографический указатель статей по проблеме «роль книги в жизни современного человека». портфолио данного уровня отсутствуют свидетельства, демонстрирующие умение работать со специальной литературой, аналитически подходить к тексту художественного произведения, излагать материал в определённой последовательности, творчески подходить к выполнению заданий, их оформлению. Тем не менее при выполнении заданий студент проявил сформированные программные знания и умения.

4. Слабый уровень –Д (неудовлетворительно).

Неинформационное портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о литературной грамотности студента, его читательском кругозоре, читательской компетентности, теоретической подготовленности. В учебном портфолио данного уровня представлены отрывочные задания из разных категорий вопросов, отдельные листы с неполностью выполненными заданиями, поверхностными ответами, образцы попыток выполнения творческих работ. По портфолио практически невозможно определить прогресс в овладении знаниями по предмету.
Содержание заданий:

1. Пространственно-хронологическая диаграмма, отражающая место писателя и его творчества в литературном процессе.

2. Читательский дневник, отражающий читательские представления, читательский кругозор.

3. Хронограф, дающий представление о первых учебных книгах, букварях и азбуках 16-18 веков и их создателях.

Образец:

-1564 год – азбука Ивана Фёдорова и т.д.

4. Конспекты, тезисы литературоведческих работ и литературно-критических статей по проблемам детской литературы и детского чтения (альтернативный вариант – сделать ксерокопии глав, фрагментов статей, работ, наиболее привлекших ваше внимание своей важностью, заинтересовавших вас, проработать материал, выделить главные, на ваш взгляд, мысли специальными пометами):

- Аникин В. П. Русская народная сказка (гл. Сказки о животных. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки.).- М., 1977.

- Бегак Б. Дети смеются (в любой редакции) – главы по выбору.

- Белинский В. Г. Басни Ивана Крылова.

- Белинский В. Г. История России в рассказах для детей. Сочинение Александры Ишимовой.

- Белинский В. Г. О детских книгах.

- Белинский В. Г.Городок в табакерке. Детская сказка дедушки Иринея, изданная князем Одоевским. Мороз Иванович. Детская сказка дедушки Иринея, изданная князем Одоевским.- В сб. В. Г.Белинский, Н. Г.Чернышевский. Н. А.Добролюбов о детской литературе. – М., 1983.

- Полозова Т. Д. Полозова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. – М., 1990 - главы по выбору.

- Зуева Т. В. Сказки Пушкина. Книга для учителя. – М., 1989.

- Маршак С. Я. Заметки о сказках Пушкина. – В сб. Воспитание словом (любой редакции).

- Мельников А. В. Русский детский фольклор (в любой редакции) - материал по теории малых фольклорных жанров.

- Чуковский К. И. От двух до пяти (в любой редакции).

- Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1985 – главы по выбору.

5. Обзор одного из периодических изданий для детей в соответствии с планом обзора периодического издания (по выбору).

6. Исполнительский анализ одного из поэтических произведений детской литературы (по выбору).

7. Дидактические материалы, реферативные сообщения.

8. Задания творческого характера (выполняются в процессе проведения практических занятий):

- сочинить сказочную историю на тему «Жизнь старых вещей», опираясь на традиции Андерсена в жанре литературной сказки;

- придумать историю в стиле барона Мюнхгаузена, учитывая художественные особенности произведения Э. Распэ;

- сочинить лимерик по законам данного жанра;

- сочинить песенку, учитывая специфические особенности песенок Винни – Пуха (содержание, ритм, размер, рифму).

9. Анализ 2-3 детских книг, адресованных младшим школьникам, с целью проверки соблюдения в них санитарно-гигиенических требований к полиграфическому оформлению, а именно:

а) величина шрифта 3,5 и более мм на бумаге №1 (белая, плотная);

б) поля занимают 40-50% площади страницы;

в) длина строки от 75 до 126 мм;

г) текст занимает около 35 % страницы, остальная площадь занята иллюстрациями;

д) объем книги от четырех до тридцати страниц.
Обязательные элементы оформления учебного портфолио:

1. Датировка каждого документа, по которой можно проследить за динамикой самостоятельного выполнения заданий.

2. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели и оглавления портфолио.

3. Самоанализ работы.
Темы рефератов по детской литературе

Требования к оформлению рефератов

1. Работа должна быть представлена в печатном виде.

2. Объем работы: 8-10 листов формата А-4, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5, поля 2 см.

3. Работа выполняется на одной стороне листа, страницы должны быть пронумерованы.

4. Необходимыми являются ссылки на цитируемые источники. Цитаты заключаются в кавычки.

5. Работа должна сопровождаться списком использованной литературы.
1. Жанр рождественского рассказа в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Андреева.

2. Судьба страдающего героя в рассказе Д. Григоровича «Гуттаперчивый мальчик».

3. Образ рассказчика в книге Б. Житкова «Что я видел».

4. Образ учебного заведения в творчестве Л. Чарской, Н. Гарина-Михайловскрго, А. Горького, К. Чуковского.

5. Традиции А. Гайдара в творчестве В. Крапивина («Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой»), А. Рыбакова («Кортик», «Бронзовая птица»).

6. Мотив путешествия в будущее в фантастических повестях Е. Велтистова, Ю. Томина, Л. Квитко, К. Булычева.

7. Тема первой любви в творчестве детских писателей (Р. Фраерман, В. Драгунский, В. Крапивин).

8. Тема детской дружбы в прозе для детей (В. Крапивин «Колыбельная для брата», В. Драгунский «Денискины рассказы»).

9. Тема беспризорничества в повести Г. Белых, Л. Пантелеева «Республика ШКИД», рассказах «Часы», «Последние халдеи».

10. Образ двоечника в детской прозе Л. Давыдычева («Многотрудная жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника»), А. Алексина («В стране вечных каникул»), Л. Гераскиной («В стране невыученных уроков»).

11. Тема семьи в повести А. Горького «Детство».

12. Поэзия материнской любви в автобиографических повестях Л. Толстого и А. Толстого «Детство».

13. Образы дедушки и бабушки в повести А. Горького «Детство».

14. «Вредные советы» Г. Остера – современный вариант перевертышей.

15. Монолог ребенка В стихотворных произведениях И. Токмаковой, В. Берестова.

16. Барон Мюнхгаузен Э. Распе и капитан Врунгель А. Некрасова.

17. Жанр социальной сказки в творчестве Э. Успенского (2Вниз по волшебной реке», «Меховой интернат», «Гарантийные человечки», «Школа клоунов», «Дядя Федор, пес и кот»).

18. Мотив зеркала в сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал».

19. Традиции фольклора в сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».

20. «Свое» и «чужое» в сказках Е. Шварца «Снежная королева».

21. «Свое» и «чужое» в сказке-пьесе С. Маршака «Теремок».

22. «Золушка» Ш. Перро, «Золушка» Е.Шварца и «Хрустальный башмачок» Т. Габбе.

23. В. Г. Белинский о детском писателе и специфике детской литературы.

24. А. М. Горький о детской литературе.

25. А. Ахматова о последней сказке А. Пушкина.

26. Образ современного читателя-ребенка в современной психолого-методической, критической литературе.

27. Круг чтения современного ребенка младшего школьного возраста.

28. Жанр фэнтэзи в современной критике.

29. Современный детский детектив: «за» и «против».
План сопоставительного анализа художественного произведения и фильма

1. Просмотр кинофильма.

2. Сопоставительный анализ книги и фильма.

Цель:

- выявить особенности интерпретации, трактовки произведения автором фильма, понять его точку зрения;

- подумать над тем, какие обязательства несёт режиссёр перед автором произведения; чего ему нельзя потерять?

- понять, как различные изобразительные средства позволяют рассказать об одном и том же в произведениях разных видов искусства.

Опорные вопросы:

1. Понравился ли вам фильм? Да-нет, почему?

2. Чем содержание фильма отличается от содержания книги?

3. Чем вызвано это отличие?

4. Соответствует ли сюжет фильма книжному сюжету?

5. Согласны ли вы с тем, какими показаны герои в фильме? Соответствуют ли эти образы вашему представлению о них?

6. Какие проблемы поднял в своём произведении автор, какие мысли хотел

выразить?

7. Нужна ли такая экранизация?
Тема: Просмотр художественного фильма, снятого по мотивам сказки Г.– Х. Андерсена «Русалочка»

Цель: в процессе сопоставительного анализа сказки и ее киноверсии подумать над спецификой сказочных сюжетов датского писателя, характером нравственно-этических проблем, являющихся ключевыми в его творчестве, способами их художественного решения режиссером-постановщиком фильма.

Доминанты анализа:

  1. Образ автора.

  1. Сказочное двоемирие в фильме. Прием антитезы в создании художественного пространства фильма. Роль музыкально-звукового фона.

  1. Система образов в фильме, ее роль в решении нравственно-этических проблем.

  1. Мотив дороги в фильме, его смысловое значение.

  1. Образ балагана, циркового представления в фильме, его роль в понимании авторской точки зрения.

Проблема: подумать, вписывается ли главная героиня фильма-сказки в галерею героев сказок Андерсена?
Тема: просмотр киноинтерпретации повести В. Богомолова «Иван», художественного фильма «Иваново детство» ( реж. А. Тарковский)

Цель просмотра: в процессе сопоставления повести и ее экранизации определить, каким образом решается в художественном произведении и фильме проблема «дети и война».

Задания:

  1. Посмотреть фильм и прочитать повесть.

  1. Сопоставить произведения словесного искусства и киноискусства.

Доминанты сопоставления:

1. Заглавие как элемент текстуальной композиции произведения.

2.. Образ главного героя, художественные приемы его создания (портрет, интонационно-мелодическая сторона речи). Образы взрослых, характер их взаимоотношений с Иваном.

3. Хронотоп. Символика смысловых художественных деталей в фильме.

4. Музыкально-звуковой фон, его роль.
Тема: просмотр художественной экранизации повести В. Железникова «Чучело» (реж. Р. Быков)

Цель просмотра: подумать, какие художественные решения нашел Р. Быков для реализации в фильме поставленных писателем В. Железниковым важных психолого-педагогических, нравственно-этических проблем.

Задания:

1. С целью сопоставления посмотреть фильм и прочитать повесть. Обозначить спектр реализованных в фильме ключевых проблем.

2. Выявить специфику киноинтерпретации повести.

Доминанты сопоставления:

  1. Заглавие, его символика.

  1. Хронотоп. Художественные детали, имеющие смысловое значение.

  1. Система детских характеров.

  1. Образы взрослых в фильме.

  1. Взаимоотношения детей, взрослых и детей. Их эволюция в процессе развития киносюжета.

  1. Музыкально-звуковой фон, его выразительные возможности в фильме.


Тема: Просмотр мультипликационных фильмов, снятых по мотивам сказок К. И. Чуковского

Цели и задачи просмотра:

1. Выявить, каким образом в мультфильмах реализуются 13 заповедей К. И. Чуковского.

2.Подумать, какие новые художественные возможности позволили режиссерам-постановщикам реализовать авторский замысел.

Задания:

1. Изучить содержание, составить тезисы главы «Заповеди для детских поэтов» книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

2. Выявить, каким образом в мультфильмах реализуются 13 заповедей К. И. Чуковского.

3. Наблюдения, сделанные в процессе просмотра, обобщить в рамках письменной работы.
Минимум умений и навыков, положенный в основу тестовых заданий:

  1. Умение соотносить жизнь и творчество писателя с определенным историко-литературным периодом.

  1. Умение соотносить творчество писателя с конкретным художественным методом и литературным направлением.

  1. Умение соотносить автора и созданные им произведения.

  1. Умение устанавливать авторство произведения.

  1. Умение соотносить литературного героя с произведением.

  1. Навык литературоведческого анализа текста на уровне художественного содержания и художественной формы (см. план анализа художественного произведения).

  1. Навык владения литературоведческой терминологией (терминологический минимум, отраженный в словарях литературоведческих терминов).

  1. Умение определять жанровую природу произведений.

  1. Умение определять сюжетно-композиционные особенности произведения.

  1. Умение определять изобразительно-выразительные приемы, использованные в произведениях детской литературы.

11. Знания литературно-критического материала по проблемам детской литературы.
написать администратору сайта