Главная страница
Навигация по странице:

Оптимальное чтение. Формирование оптимальной скорости чтения у младших школьников



Скачать 29.33 Kb.
Название Формирование оптимальной скорости чтения у младших школьников
Анкор Оптимальное чтение.docx
Дата 25.12.2017
Размер 29.33 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Оптимальное чтение.docx
Тип Задача
#13982

Формирование оптимальной скорости чтения у младших школьников

Большая ответственность за будущие успехи ученика ложится на плечи учителя. Перед ним стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи к концу 4 класса. Плохое чтение, заниженная по отношению к оптимальной скорость, влекут за собой почти все беды школьной системы, то есть скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

Представьте себе ученика 7 класса, который читает около 50 слов в минуту. В 7 классе домашнее задание составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 50. Получается примерно 130 минут, или около двух часов, необходимых ученику, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой скорости чтения, естественно, что этот ученик за один раз не поймёт то, что написано в учебнике. Ему необходимо дважды прочитать тексты – это уже 4 часа; ещё прибавить 6 часов занятий в школе – уже 10 часов. А ещё письменные задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, иностранному языку. Уходит целый день. Таким образом, этот ученик обречён на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат его элементарному - читать.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту. Немаловажное значение имеет знание учителем психологической основы скорости чтения. Флегматики и меланхолики медленно набирают темп чтения; здесь нужно терпение, бережное отношение к успехам ребенка, постоянное подбадривание и фиксация его внимания на успехах, т.е. необходимо расковать ученика, подарить ему надежду на успех.

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

Ежеурочные пятиминутки чтения.

Любой урок начинается с того, что учащиеся открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок. Что это нам дает? 5 минут за урок, 4 урока в день, 5 дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 100 минут на каждого ученика.

Что посоветовать родителям?

Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

В самом деле, если учащийся не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать и поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда учащийся прочитает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку... Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это означает? Часто можно наблюдать такую картину. Учащийся читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае проработать над оперативной памятью. Это работа и для родителей и для учителя.

Родители могут делать это в виде игры «тренировка разведчика»: 5 (10, 15) секунд рассматриваем набор предметов, затем его закрываем платком, а ребёнок по памяти называет эти предметы. Количество предметов постепенно увеличивается, а количество времени – сокращается.

Учитель может развивать оперативную память с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко.

В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется 6 предложений. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной, две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что учащийся уже может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов.

Теперь учащийся легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Главное в достижении цели – это вера в ученика и ежедневные тренировки!

Использование зрительных диктантов И.Т. Федоренко для совершенствования технической стороны чтения младших школьников.

Для развития техники чтения через увеличение объёма зрительной памяти на уроках русского языка можно использовать зрительные диктанты, которые разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. Каждый из 18 наборов, предложенных профессором, включает 6 предложений. Особенность этих предложений такова: длина предложения увеличивается постепенно, на 1 - 2 буквы в каждом следующем предложении.

Работа со зрительными диктантами организуется следующим образом: вывешивается плакат с напечатанными крупным шрифтом шестью предложениями одного из наборов, закрытый листом бумаги (можно написать и на доске, лучше печатным шрифтом). Объяснив цель работы, нужно постепенно перемещать вниз лист, закрывающий плакат, предъявляя детям только одно предложение. Дети в течение определенного времени, (указанного профессором И. Т. Федоренко для каждого предложения) читают это предложение молча и стараются запомнить. По истечении времени (от 4 до 7 сек.) предложение вновь закрывается, а ученики по памяти записывают его в тетрадь. Затем следует экспозиция, чтение, запоминание и запись второго предложения и т.д.

На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени. Если учитель видит, что многие не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить снова. Если на следующий день картина повторяется – надо повторить в третий раз, а может быть и 4 дня подряд. Только после того как почти все дети успевают запоминать текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

Главное условие проведения такой работы - ее систематичность, т.е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно, не менее 6 раз в неделю. В среднем на каждый набор уходит по 3 дня. 18 наборов – это 54 дня, около 2 месяцев. За 2 месяца есть возможность развить оперативную память. Но если писать через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать – это уже ничего не дает.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложения, охотнее читают.

Развитие навыков беглого чтения у младших школьников

Многие дети сталкиваются с трудностями при постановке техники чтения. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать.

Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Под техникой чтения понимается навык узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов, предложений. Также чтение включает в себя и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенствование скорости чтения приводит к быстрому и точному пониманию смысла читаемого.

В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб скорости. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения, что создаёт условия для появления ошибок.

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Поэтому так важно именно в начальной школе научить каждого школьника бегло читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно – познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

Добиться этого можно на основе использования методики А.Н. Корнева «Коррекция стойкой неспособности овладения чтением и письмом».

Чтение – важнейшее условие

формирования мыслительных способностей младших школьников
В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Тогда мы можем сделать вывод, что для максимального развития мыслительного процесса, младшим школьникам нужно овладеть скорочтением. Так ли это в действительности?

Скорочтение - это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо для руководящих работников, для научных сотрудников. В США и других развитых странах не возьмут на руководящую работу специалиста, если он читает меньше 400 слов в минуту. Расчёт прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не утонет в потоке бумаг! Финские специалисты считают, что если у вас скорость чтения до 200 слов в минуту, то надо заниматься не скорочтением, а учиться нормально, читать!

Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения в пределах от 90 до 170 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Думаю, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости развивать у школьников навыки оптимального чтения. Какой же темп чтения оптимален для выпускников начальной школы? Познакомимся с некоторыми цифрами.

Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130 -170 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80 - 90 слов в минуту. Такова закономерность.

Все ли школьники могут освоить темп чтения не ниже 120 слов в минуту? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Дело в том, что по данным НИИ психологии более 90% учеников относятся к холерикам и сангвиникам. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. 3-4 человека в классе. Следовательно, цель вполне реальна, нужно лишь сформировать систему ее достижения.

Театр чтецов

Театр чтецов – это драматическое представление письменного текста, написанного в виде сценария.

Актеры читают с листа распределенные роли. Не требуется заучивание ролей, не нужны костюмы, сцена, специальное освещение. Спектакль легко может быть подготовлен в обычной классной комнате. Сценарии - в руках у актеров, роли не заучиваются. В центре внимания – выразительный голос и жесты, что делает представление понятным и увлекательным. Один раз начав театр чтецов, вы не сможете остановиться, вы полюбите его.

Театр чтецов зарекомендовал себя отличным средством для повышения скорости и техники чтения школьников. Результаты просто замечательные! Кроме того, дети учатся слушать и слышать друг друга, вникать в мысли и чувства людей, выражать различные эмоции.

Материал подготовлен на основе выступлений учителей начальных классов школ России на педагогических конференциях и чтениях Кузьминой Елены Ивановны, Недевой Валентины Ивановны,Плешаковой Тамары Ильиничны.
ЛИТЕРАТУРА:

Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993. с. 96

Квашнин Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. Начальная школа. 1991. № 8. с. 22.

Козырева Л. М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. М.: Издат – школа 2000. с. 3

Корнев А. Н. Нарушение устной и письменной речи у школьников. – М. Знание 1996. с. 77

Мисаренко Г Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школы. – М.: ОНИКС. 2008. с. 6 -7.

Оморокова М. И. Пути совершенствования уроков чтения. Начальная школа. 1989. №1 2. с.27 -31.

Программы четырёхлетней начальной школы. Перспективная начальная школа. М.: Академ/Учебник. 2008. с. 63

написать администратору сайта