Навигация по странице:
|
ПЕЧАТЬ. Гимнастика как педагогическая
1 вопрос:Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. Гомнос-гр. Босой. Гимнос-упражняюсь.
2вопрос: Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными двигательными действиями и др. Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффективные гимнастические упражнения, методику их исполнения, музыкальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении педагога средства восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно формулировать мысли и выражать их четко, доходчиво и эмоционально.
Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе.
Гимнастика тесно связана с музыкой, изобразительным искусством, с хореографией и театром. Эта связь была блестяще показана в 1980 г. на XXII летних Олимпийских играх в Москве, когда ее участники и зрители получили потрясающее впечатление от церемоний открытия и закрытия, на Играх Доброй Воли в Москве (1986) и Санкт-Петербурге (1994), на Всемирных юношеских играх в Москве (1998).
Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содержанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности, с ее задачами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа. История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов развития общества, культуры и физической культуры. Большое значение имеют теории и практики. Методика преподавания гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспитания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам. Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гимнастике может проводиться по всем изучаемым темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, использование сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также оборудования гимнастических залов, площадок, инвентаря, применение тренажеров, средств ТСО, вычислительной техники и др.
3 вопрос: Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психорегулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога.
4 вопрос:Оздоровительные виды гимнастики Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической "и умственной работоспособности, трудовой и общественной активности, для отдыха после большого физического, умственного и эмоционального напряжения, продолжительной адинамии. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах с детьми из детских садов, школьниками, учащимися средних и высших учебных заведений; в оздоровительных лагерях, в домах отдыха, санаториях и с военнослужащими Российской Армии. В комплексы гигиенической гимнастики включаются ходьба и бег, общеразвивающие и прикладные упражнения. Заканчивается комплекс упражнениями в глубоком дыхании и в расслаблении мышц. После упражнений принимаются водные, воздушные, солнечные процедуры. Упражнения и дозировка нагрузки подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и других индивидуальных особенностей занимающихся. Вводная гимнастика направлена на быстрое вхождение занимающихся в предстоящую учебную или трудовую деятельность. По форме организации это «гимнастика до занятий» в школе и «гимнастика до работы на производстве» Физкультурная минутка, или физкультурная пауза, применяется для поддержания физической и умственной работоспособности на высоком уровне. Лечебная гимнастика — основа лечебной физической культуры (ЛФК). Она помогает восстановлению временно утраченных отдельных функций организма после травмы, ранения, болезни, хирургической операции и др. Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из обще-развивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений. Образовательно-развивающие виды гимнастики Основная гимнастика располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Женская гимнастика учитывает особенности организма и психологического склада женщин. При подборе упражнений, методических приемов учитываются прежде всего функции материнства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы, быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины. Гимнастика с профессиональной направленностью объединяет упражнения и методические приемы, с помощью которых можно своевременно, до начала профессионального обучения, повышать функциональные возможности организма, изучать (оценивать) и развивать двигательные и психические способности, воспитывать личностные свойства, необходимые занимающимся в избранном виде профессиональной деятельности. Атлетическая гимнастика — прекрасное средство и метод развития мышечной силы, силовой выносливости и воли, функциональных возможностей организма; приобщения подростков и юношей к систематическим занятиям физическими упражнениями; формирования здорового образа жизни; отвлечения от курения, употребления наркотиков и других вредных для здоровья и становления личности привычек; подготовки юношей к труду, а девушек к детородной функции и материнству. Спортивные виды гимнастики Спортивная гимнастика — это многоборный вид спорта. В него входят: у мужчин — вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки; у женщин — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне и вольные упражнения. Художественная гимнастика — сугубо женский вид спорта. Основными средствами ее являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов Спортивная акробатикавключает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения. Спортивная аэробика — это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложнокоординационных ациклических движений, различные по сложности элементы разных структурных групп, а также взаимодействия между партнерами. Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестерки в любом составе. Основу хореографии в этих упражнениях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения.
8 вопрос: Гимнастическая терминология, ее значение, образование терминов. Общая характеристика средств гимнастики для строевых, общеразвивающих, прикладных упражнений, прыжков, упражнений на снарядах, художественной гимнастики, вольных и акробатических упражнений.
9 вопрос: К гимнастическим терминам предъявляются следующие требования:
1)краткость — позволяет заменить длинное словесное описание, указать не все, а только необходимые характеристики упражнения;
2)точность — способствует созданию отчетливого представления об изучаемом упражнении, дает однозначное определение его сущности или указываемой особенности;
3)доступность — достигается использованием словарного запаса и законов родного языка, терминов из смежных областей знания, из практики и интернациональных терминов из данной области
10 вопрос Существует несколько способов образования новых терминов: i) использование корней слов, б) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя. Использование корней слов русского языка положено в основу создания отечественной гимнастической терминологии. Корнями слов являются такие термины, как: мах, кач, сед, шаг, бег, вис, хват.
11 вопрос: Для краткости описания упражнения принято не указывать ряд общепринятых деталей движений или положений и даже некоторые основные термины. Правильное применение правил сокращения позволяет легче воспринимать более краткую запись упражнения, оставляя ее при этом точной и недвусмысленной. В большинстве случаев сокращение терминов подчиняется определенным правилам. При записи упражнений исключаются следующие термины: 1. Положения звеньев тела, предусмотренные гимнастическим стилем исполнения:
ноги вместе и прямые — в исходных положениях; в ходе упражнения это указывать необходимо, например: соединить ноги; прыжком стойка ноги вместе;
руки вниз (вдоль туловища) и прямые — не указывается в исходных положениях, а прямые руки — в процессе выполнения Упражнения;
Переосмысление, или придание нового значения уже существующим словам, — наиболее распространенный способ образования терминов. Примеры переосмысления: мост, шпагат, круг, вход, выход, переход. Заимствование терминов и выражений из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических систем позволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, например, цирковые термины: рондат, курбет, твист Словосложение — способ, при котором из двух слов образуется одно сложное или составное слово-термин, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки), руки вверх-наружу. Присвоение имени первого исполнителя используется для краткого наименования нового сложного и оригинального элемента или соединения, если его полное терминологическое наименование слишком длинно, а сокращенное не позволяет точно понять смысл упражнения. Этот способ обеспечивает только краткость названия упражнения, например: «диомидовский» — махом вперед поворот на одной руке на 360° в стойку на руках. Существуют следующие закономерности образования терминов для различных типов упражнений: статических, маховых, прыжков и соскоков.
Термины, обозначающие статические положения, образуются путем указания на:условия опоры, например: стойка на коленях, стойка на голове, сед на пятках; положение тела и взаимное расположение его звеньев, например: упор сидя углом, горизонтальный упор, вис прогнувшись,вис согнувшись.Термины маховых упражнений образуются с учетом структуры и особенностей двигательных действий, например: подъемы-раз-гибом, махом вперед, переворотом, одной; спады вперед, назад. Термины прыжков и соскоков зависят от положения тела в фазе полета над снарядом: прыжок ноги врозь, прыжок боком, соскок углом назад.
12 вопрос: При записи комплекса общеразвивающих упражнений каждое упражнение нумеруется римской цифрой. Если упражнению не дается названия, то его заголовком является эта римская цифра. В этой же строчке записывается и.п., а с каждой новой строки — счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия.
13 вопрос: Акробатические упражнения состоят из статических и динамических элементов. Основными статическими элементами являются стойки, упоры, равновесия, мосты и шпагаты
К стойкам относятся перевернутые вертикальные положения (вниз головой) — стойка на лопатках, стойка на голове (см. рис. 9), стойка на предплечьях, стойка на руках (см. рис. 8). Сложными акробатическими элементами являются простые упоры. Равновесия выполняются на одной ноге с наклоном: равновесие на левой (рис. 93), заднее равновесие (с наклоном назад), боковое равновесие и т.д. Акробатический мост выполняется с опорой на обе руки и ноги (рис. 94), его разновидности: мост на левой ноге (рис. 95), мост на правой ноге и левой руке и т.п. Шпагат, или прямой шпагат. Вольные упражнения включают в себя элементы акробатических, общеразвивающих упражнений, упражнений художественной гимнастики и танцевальные элементы. Отличительные особенности записи вольных упражнений состоят в специфике названия, исходного положения и в делении текста записи на определенные фрагменты. В названии вольных упражнений указывается, для кого оно предназначено, например: вольные упражнения кандидатов в мастера, женщины. В обязательных упражнениях женщин даются сведения о музыкальном сопровождении, например: Г.В.Свиридов «Вальс», муз. размер \. При записи и. п. считается, что гимнаст стоит лицом к верхней стороне ковра Вольные упражнения записываются в построчной форме в соответствии со структурой музыкального произведения — как правило, по «восьмеркам». Начало каждой «восьмерки» обозначается римской цифрой с левой стороны.
14 вопрос:упор руки в сторону – крест.
Диапазон трудности этих упражнений чрезвычайно широк.
Силовые перемещения – это медленные переходы из одного статического положения в другое:
а) подтягивание и опускание в висе;
б) подъем с силой в упор и опускание в вис;
в) из стойки на руках – опускание в вис и подъем в стойку;
из горизонтального упора – опускание в вис сзади и подъем в горизонтальный упор.
Все эти упражнения подчиняются тем же закономерностям, что и статические.
Подавляющее большинство упражнений на снарядах – это маховые упражнения.
Эти упражнения ценны тем, что воспитывают способность ориентироваться в пространстве, координировать свои действия в соответствии с создавшейся внешней обстановкой и управлять этими действиям.
Маховые упражнения на снарядах – это вращательные движения по полному кругу или его частям.
В педагогических целях все маховые упражнения подразделяются на три фазы:
1.Фаза подготовительных действий – принятие наиболее рационального исходного положения и выполнение «стартовых» движений, обеспечивающих последующие действия на снаряде.
Фаза основных действий – момент приложения максимальных усилий (самая важная часть упражнения, от правильного выполнения которой зависит качество выполнения упражнения в целом).
Фаза завершающих действий – придание движению окончательной формы.
Все эти фазы условны, так как четких границ между ними не существует
Предметом обучения в гимнастике являются гимнастические упражнения. На освоение гимнастических упражнений затрачивается наибольшая часть учебно-тренировочного времени. Ученик должен овладеть рациональными способами двигательных действий, а преподаватель должен организовать и вести обучение движениям.
Обучение гимнастическим упражнениям – это прежде всего дидактический процесс. Он требует планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и ученика.
В процессе освоения гимнастических упражнений решаются следующие основные задачи:
Формирование двигательных навыков и умений для общего двигательного развития и спортивной подготовки занимающихся, Воспитание комплекса физических качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития и спортивного совершенствования занимающихся
Воспитание личностных качеств спортсменов (трудолюбия, настойчивости, активности. Целеустремленности и др.), способствующих формированию нравственных качеств.
15 вопрос:
Упражнения на снарядах состоят главным образом из упоров, висов и различных переходов из одних положений в другие.
упорах плечи находятся выше точек хвата, например: упор , упор на предплечьях , упор ноги врозь правой или на одном уровне с точками хвата, например: упор на руках ,упор руки в стороны на кольцах
19) Строевые упражнения- совместные действия в строю (включая и одиночные). Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, ловким, стройным.
20)Общеразвивающие упражнения- применяются для разносторонней физической подготовки, расширения функциональных возможностей организма и воспитания правильной осанки. С их помощью оказывается избирательное воздействие на отдельные группы мышц и весь двигательный аппарат в целом, облегчается процесс овладения разнообразными навыками. Общеразвивающие упражнения позволяют человеку овладевать такими двигательными умениями, которые он может использовать для построения двигательных действий любой сложности.
21) упражнения на снарядах- Упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, брусьях разной высоты, гимнастическом бревне наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение совершенствование координации движений. Непременное условие успешного овладения этими упражнениями всесторонняя физическая подготовленность, а также высокий уровень развития специальных двигательных способностей, волевых качеств и вестибулярного аппарата. Конструктивные особенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на руках) обусловливают значительную интенсивность этих упражнений. Помимо указанных снарядов в гимнастике широко применяются снаряды массового типа (для одновременных занятий фронтальным, поточным и другими способами). К ним относятся: гимнастические стенки, шесты, канаты, лестницы, гимнастические скамейки, а также многокомплектные снаряды, позволяющие выполнять различные упражнения большим группам одновременно.
22) прикладные упражнения- ходьба, бег, метания, лазанье, перелезание, преодоление препятствий, переползания, равновесия. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. Применяемые в комплексе прикладные упражнения одно из действенных средств разностороннего физического развития.
23) прыжки- хорошее средство совершенствования координационных способностей занимающихся. Они оказывают положительное воздействие на сердечнососудистую и дыхательную системы, в связи с чем занимают в гимнастике важное место.
24) Акробатические упражнения- объединяют акробатические прыжки и упражнения в балансировании, включая статические положения. Эти упражнения широко применяются на занятиях с различными контингентами для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, воспитания волевых качеств, особенно смелости и решительности, а также для тренировки вестибулярного аппарата.
25)Вольные упражнения- комбинации различных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие комбинации составляются в соответствии с установленными требованиями. Основная цель композиций совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения эффективные средства формирования школы движений. Они могут выполняться без предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предметами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях и просто в учебных целях).
26) Правила записи ОРУ:При записи отдельного движения: 1.И.п., из которого начинается движение. 2. Название движений – основной термин (наклон, поворот, мах). 3. Направление движения – Дополнительный термин (вправо). Например: И.п. – стойка на коленях, руки за голову. 1. Наклон назад, руки вверх-наружу. 2. И.П. При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, раньше указывается основное движение, а затем – второстепенные.
27) ОРУ как метод развития физических качеств - ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, с выделением групп упражнений с преимущественным воздействием на различные части тела. Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, при составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими положениями: 1)Первыми даются упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в медленном темпе. 2)Упражнения для шеи.3) Далее следуют упражнения для развития мышц ног, чередуя упражнения для мышц ног и мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища, - тазового пояса, выполняемых из различных исходных положений.4)Последними в комплексе используются упражнения где учавствуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.
28) методика проведения строевых упражнений - 1.Строевые приемы. 2.Передвижения. 3.Построения и перемещения. 4.Размыкания и смыкания. Строевые упражнения: Иметь хорошо поставленный командный голос, знать команды для разновидностей построений, выполнения строевых приемов, перестроений, размыканий и смыканий, а также команды для выполнения различных способов передвижений (шагом, бегом, прыжками).Уметь проводить строевые упражнения с музыкальным сопровождением, ритмично считать во время передвижений, делать замечания и методические указания во время выполнения упражнений.
29)методика проведения общеразвивающих упражнений - 1.Упражнения для рук плечевого пояса.2.Упражнения для мышц шеи и туловища.3.Упражнения для мышц ног.4.Упражнения для мышц всего тела. Общеразвивающие упражнения (ОРУ): Знать задачи и терминологию ОРУ. Уметь проводить ОРУ с предметами и без предметов. Проводить ОРУ различными способами с музыкальным сопровождением. Уметь подбирать ОРУ в зависимости от поставленных задач и правильно чередовать ОРУ в комплексе. Уметь проводить ОРУ на занятиях, с различным контингентом занимающихся и применять ОРУ в качестве вспомогательных средств, для формирования навыков позволяющих успешно осваивать соревновательные упражнения
30) ОРУ на вспомогательных снарядах и особенности их проведения – в процессе овладения упражнениями с предметами занимающиеся приобретают разнообразный двигательный опыт, совершенствуют умение управлять движениями рук и особенно кистей. Такое умение имеет большое значение не только для достижения высокого мастерства в художественной гимнастике, но и для овладения многими профессиональными умениями и навыками. Кроме того, при выполнении упражнений с предметами создаются благоприятные условия для совершенствования функций зрительного, кожного и двигательного анализаторов. ОРУ с предметами (палки разных размеров, набивные мячи, флажки, самодельные предметы и др.), на различных гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). В ритмической гимнастике можно выделить группу ОРУ, с помощью которых оказывается избирательное воздействие на мышечные группы всех звеньев тела. С помощью таких упражнений педагог может развивать у обучаемых подвижность в суставах, эластичность мышц и связок, способность в совершенстве владеть своим телом. Упражнение со скакалкой являются эффективным средством развития прыгучести, выносливости, быстроты и ловкости. Прыжки выполняются с вращением скакалки вперед, назад и в боковой плоскости, с одиночными и двойными вращениями, через сложенную скакалку. Махи и круги скакалкой можно выполнять одной или двумя руками в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях.
|
|
|