ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Что изучает.
Как возникла.
Зачем изучать.
ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
О понятии социализация.
Сущность социализации.
Этапы.
Факторы.
Агенты.
Средства.
Механизмы.
Составляющие процесса.
Отличия воспитания от социализации.
ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Как объект
Как субъект (естественно-культурные, социально-культурные, социально-психоогические задачи)
Как жертва социализации
Как жертва неблагоприятных условий социализации
Принцип гуманистической направленности
ГЛАВА IV. МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР
Космос
Планета, мир
Принцип природосообразности
ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛИЯНИЯ МАКРОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ
Страна (природно-климатические, географические, геоклиматические условия).
Этнос (понятие, витальные и ментальные особенности; менталитет и стихийная социализация; менталитет и воспитание (имплицитные концепции).
Общество (понятие, структуры: полоролевая, возрастная – пост-, кон-, префигурат., социальная – горизонт., вертик. мобильность; экономика, идеология, воспитание)
Государство (понятие, стихийная, относительно направляемая социализация, воспитание; гос. система воспитания).
Принцип культуросообразности.
ГЛАВА VI. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЗОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА
Регион (понятие, стихийная, относительно направляемая социализация, воспитание)
Средства массовой коммуникации (о развитии; фактор социализации; стихийная, относительно направляемая социализация, самоизменение человека)
Субкультуры (понятие; признаки – ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия, взаимоотношений, статусная структура, предпочитаемые источники информации, эстетические пристрастия, жаргон, фольклор; субкультура и социализация – механизм стиизованный; субкультура и воспитание – знать, чтобы корректировать).
Тип поселения (сельские поселения, город, малый город, поселок – образ жизни и социализация; мобильность горожанина + возможность выбора; муниципальная система социального воспитания – определение, задачи)
ГЛАВА VII. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Семья и семейное воспитание (понятие – демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический компоненты; социализирующие функции – физическое и эмоциональное развитие, психологический пол, умственное развитие, овладение соц.нормами, ценностные ориентации; семейное воспитание – цели, стиль: авторитарные, демократический; домашний очаг).
Соседство (понятие, стихийная социализация, воспитание – знать и направлять)
Группы сверстников (характеристика – количество, возраст, пол, социальный состав, общий цели или ситуативный интерес; юр. – официальные и неофициальные; соц.-психолог. – референтные и нет; по стабильности – врем., ситуативные, пост.; по пространств. локализации – дворовые, квартальные, в рамках учрежения; по типу лидерства – авторитарн., демократ.; по ценностной направленности – просоц. (+), асоц. (0)., диссоц. (-); механизмы – стилизованный, межличностный;социализирующие функции: приобщение к культуре, научение поороевому поведению, автономия от общества сверстников и возрастной субкультуры, создание благоприятных ии не- последствий для решения возрастных задач; воспитание – знать, чтобы помочь найти позитивную группу)
Религиозные организации и религиозное воспитание (понятие, социаизирующие факторы – все механизмы социаизации; функции: ценностно-ориентационная, регулятивная, коммуникативная, миосердная, компенсаторная, воспитательная; воспитание – определение, рациональный и мистический уровни)
Воспитательные организации и социальное воспитание (понятие, принцип вхождения – добр, принуд, юр.статус – гос., общ., ком., конфес.. ведомств., частные; по ведомст. принадлежности, по степени открытости-закрытости – откр, интернат, закр, по вед. функции - образоват., просвет, развивающие, общ.-ориент, по длит.функц. – пост., врем., по половозраст. составу; функции: приобщение к культуре, создание условий для инд.развития, автономизация, дифференциация, социализация – стихийная, относительно контролируемая, самоизменение; воспитание – соц.опыт, образование, инд.помощь)
Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
Микросоциум (опредение, характеристики – пространств., архитектурно-план., функц., демограф., культурно-рекреац.; социаизация стихийная; воситательное пространство – СМК, органы самоуправления, самообразования, соц.-пед.службы).
Принцип коллективности соц.воспитания.
ГЛАВА VIII. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Организация социального опыта(понятие – синтез различных умений и навыков, быт (понятие - уклад повседневной жизни, помещение – арх.план.решения. предметно-пространств.среда, режим – целесообразность, точность, общность и определенность, этикет – свод правил, традиции – формы и установления… сохр. в теч.длит.времени, самообслуживание, одежда; жизнедеятельность (понятие - совокупность разл.видов работы, содержание – общение, познание, преметно-практ.деятельность, дух.-практ., спорт, игра, стиль руководства – автократ., авторитарный, демократический, эгалитарный, игнорирующий, непоследовательный; соотношение управления – сознат. исп.отношений власти, самоуправления – решение в рамках пономочий делегированных и саморганизации – самопроизвольно протекающие процессы регулирования; пути актуаизации – усложение содержания и форм организации, диф.подход); организация взаимодействия в воспитательной организации (понятие – совмест.действия, выдвижение целей, планирование, реализация - кооперат., конкурент. взаимодействия, деструкт., конструк.конфликты – анализ, организация межгруппового взаим. – прямое, совместн.-парал.- кос.руководство, совместно-последоват. – инициация), организация мас.взаимодейств. – важны характер, форма, виды воздействия, композиция зреища, меры привлечения внимания; обучение взаимодейств. – база для речевого общения, коммуникативные умения (ориент. в партнерах, в ситуации), ролевая игра)
Образование (понятие – средство трансляции.., системат, просвещение, стимулирование самообразования)
Индивидуальная помощь (проблемы в решении возрастных задач, возрастной и индивид. подходы)
Локальная воспитательная система (создание эффект.условий для развития… наличие пед.целей, сформулированность, совокупность, упорядоченность быта и жизнедеятельности, гуманист.характер, управляемое развитие; этапы: становление, совершенствование, стабильное функционирование, кризис – видоизменение, или созание новой ситемы, или распад).
Принцип центрации
ГЛАВА IX. СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. ВОСПИТАННОСТЬ
О социализированности – сформированность черт; мобильный характер
О воспитанности – законченное школьн. и проф.образовние. работа по специальности, основание собст.семьи, реалистические жизненные цели, соц. зрелость (уважение, готовность помочь и терпимость), собств.взнос в дело дальнейшего развития общества.
Принцип незавершимости воспитания.
ГЛАВА Х. ИЗДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Виды и типы жертв неблагоприятных условий (реальные, потенциальные, латентные)
Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных обстоятельств (виктимогенность, виктимизация, виктимность; общество и государство, катастрофы, стрессогенные факторы, массовая утрата соц.идентичности, нестабильность, пробразование общественного строя).
Субъективные предпосылки (теперамент, генетическая предрасположенность, индивидуальные и личностные характеристики личности).
Коррекционное воспитание.
Соц.-педагог.виктимология (отрасль знания, изучающая реальных или потенциальных жертв)
ГЛАВА XI. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ
Определение, объект, предмет СП
Разделы (философия СВ, социология СВ, теория СВ, психология СВ, методика СВ, экономика и менеджмент СВ)
СП как интегрированная отрасль знания
СП и другие отрасли педагогического знания (история педагогики, воспитания, сравнитеьнгая педагогика, дидаскология, семейная, конфессиональная, коррекционная педагогики; дошкольная, школы, проф.образования, закрытых учреждений различного типа, детских и юношеских организаций, клубная, среды, военная, производственная, времен.объединений, соц.работы и т.д.)
СП и и другие отрасли человеко- и обществознания (философия, этика, социология, этнография, этнопсихология, соц. и возраст. психология)
Функции СП (теоретико-познават., прикладная, гуманистическая)
Принцип дополнительности
|