Навигация по странице:
|
Исследование внимания. Методика Перепутанные инструкции
Цель исследования: определить тип нервной системы при помощи темпинг-теста.
Материалы и оборудование: бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги, разделенные на шесть, расположенных по три в два ряда, квадратов, карандаш, секундомер, протокол исследования.
Процедура исследования:
Исследование состоит из двух этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взять бланк и карандаш.
Первый этап.
На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой.
Инструкция испытуемому: «По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки. Теперь возьмите в правую руку карандаш и по сигналу «Начали!» проставляйте точки».
Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал «Начали!» и через каждые 5 секунд командует: «Перейти в другой квадрат!» По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате он говорит «Стоп!»
Второй этап.
Он начинается вслед за первым после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки на новом бланке левой руки.
Инструкция и порядок проведения исследования на втором этапе такие же, как и в первом.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – определить характер работоспособности испытуемого во время выполнения задания темпинг-теста. Для этого необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 5 секунд в квадратах первого и второго бланков, и записать в виде таблицы.
Затем строятся графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абцисс нужно отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.
Анализ результатов.Сила нервной системы диагностируется на основе анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям.
График работоспособности по типу выпуклый: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы – сильный.
График работоспособности по типу ровный, максимальный: темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной системы – средней силы.
График работоспособности по типу нисходящий: максимальный темп снижается уже со второго 5-ти секундного отрезка времени и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости типа нервной системы.
График работоспособности по типу промежуточный: темп работы снижается в этом случае после первых 10-15 секунд; или по типу вогнутый: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Тип нервной системы – средне слабый.
При анализе результатов сначала сопоставляются графики работоспособности правой и левой рук. В большинстве случаев по характеру они одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левой, а у левшей – наоборот.
Задание 2. Исследование типов темперамента
Цель исследования: определить уровни экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента.
Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка, состоящий из 60 вопросов, бланк для ответов.
Процедура исследования. Исследование темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна строгая самостоятельность ответов участников тестирования.
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («несогласен»), то знак «-». Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.
Опросник
Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя подбодрить или утешить?
Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
Часто ли у тебя меняется настроение?
Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
Ты веселый человек?
Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
Многое ли раздражает тебя?
-
Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?
Тебе можно доверить любую тайну?
Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
Бывает ли так иногда, что без всякой причины сильно бьется сердце?
Делаешь ли ты первый шаг, чтобы с кем-нибудь подружиться?
Ты когда-нибудь говорил неправду?
Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
Ты часто чувствуешь себя усталым?
Ты всегда делаешь сначала уроки, а потом все остальное?
Ты обычно весел и всем доволен?
Обидчив ли ты?
Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
У тебя бывают головокружения?
Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
-
Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?
Любишь ли ты хвастаться?
Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
Ты обычно быстро принимаешь решения?
Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
Тебе часто снятся страшные сны?
Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?
Легко ли тебя огорчить?
Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?
Если ты оказываешься в глупом положении, долго ли ты потом переживаешь?
Тебе очень нравятся веселые игры?
Ты всегда ешь то, что тебе подают?
Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?
Ты любишь часто ходить в гости?
Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
Считают ли тебя веселым и живым человеком?
Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
-
Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?
Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?
Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
Ты стесняешься заговаривать с незнакомыми людьми?
Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?
Тебе часто приходится волноваться из-за того, что сделал что-нибудь не подумав?
Код опросника. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл.
Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол считается недействительным.
Экстраверсия – интроверсия:
Ответы «да» («+») на вопросы 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
Ответы «нет» («-») на вопросы 6,33,51,55,59.
Нейротизм – стабильность:
Ответы «да» («+») на вопросы 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
Шкала лжи:
Ответы «да» («+») на вопросы 8, 16, 24, 28, 44.
Ответы «нет» («-») на вопросы 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.
Оценочная таблица для шкал экстра-интроверсии
Интроверсия
|
Экстраверсия
|
значительная
|
умеренная
|
умеренная
|
Значительная
|
1-7
|
8-11
|
12-18
|
19-24
|
Оценочная таблица для шкал нейротизма
Эмоциональная устойчивость
|
Эмоциональная неустойчивость
|
высокая
|
средняя
|
высокая
|
очень высокая
|
До 10
|
11-14
|
15-18
|
19-24
|
|
Эмоциональная неустойчивость
|
|
|
24
|
|
|
|
Легко расстраивающийся
|
Чувствительный
|
|
|
Тревожный
|
Беспокойный
|
|
|
Ригидный
|
Агрессивный
|
|
|
Пессимистичный
|
Возбудимый
|
|
|
Сдержанный
|
Изменчивый
|
|
|
Необщительный
|
Оптимистичный
|
|
|
Тихий
|
Непостоянный
|
|
|
Склонный к рассуждениям
|
Импульсивный
|
|
|
меланхолик 12
|
холерик 24
|
|
|
флегматик
|
сангвиник
|
|
|
Пассивный
|
Общительный
|
|
|
Осмотрительный
|
Контактный
|
|
|
Рассудительный
|
Разговорчивый
|
|
|
Благоразумный
|
Отзывчивый
|
|
|
Доброжелательный
|
Непринужденный
|
|
|
Контролируемый
|
Жизнерадостный
|
|
|
Надежный
|
Склонный к лидерству
|
|
|
0
|
|
|
|
Эмоциональная стабильность
|
|
|
|
|