Главная страница
Навигация по странице:

Исследование внимания. Методика Перепутанные инструкции



Скачать 269.5 Kb.
Название Исследование внимания. Методика Перепутанные инструкции
Анкор rab.tetr..doc
Дата 12.01.2018
Размер 269.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла rab.tetr..doc
Тип Исследование
#14949
страница 2 из 3
1   2   3

Задание 2. Исследование эмоциональной отзывчивости



Цель исследования:определить уровень эмпатических тенденций.

Процедура исследования

Инструкция испытуемому:

«Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов напротив соответствующего номера, подчеркните ответ «да», а если они иные, то подчеркните ответ «нет»».



Утверждения

ответ



Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.

Да

Нет



Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.









Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.









Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.









Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.









Я считаю, что глупо плакать от счастья.









Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.









Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.









Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприят­ные для них известия.









На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.









Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.









Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.









Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.









Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.









По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны









Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.









Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.









Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.









Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.









Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.









Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.









Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.









Чужой смех меня не заражает.









Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют.









Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.









Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.









Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.









Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.









Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.









Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.









Я очень переживаю, когда смотрю фильм.









Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг









Маленькие дети плачут без причин.








Обработка результатов. Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом».

ДА

1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

НЕТ

2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33


Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой со­впадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет».

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагает­ся таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.

Таблица

Пол

Уровни эмпатических тенденций



высокий

Средний

низкий

юноши

33 — 25

24 — 17

16 — 8

девушки

33 — 29

28 — 22

21—22

Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно пронаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диаг­ностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных ситуациях эмоци­ональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, на­правленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпрета­ции показателей Из уровни эмпатических тенденций у юношей и де­вушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгои­стически воспитанные лица, которые пользуются их добротой для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важ­но умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей.

РАЗДЕЛ 3. «Индивидуально-психологические характеристики личности»

1   2   3
написать администратору сайта