Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Словарь терминов по истории праздников. История и теория праздничной культуры. Сценарное мастерство
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Алтайская государственная академия культуры и искусств
Факультет художественного творчества
Кафедра режиссуры праздников
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ.
СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО.
Словарь терминов и понятий
Для студентов очного и заочного отделений по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Барнаул, 2011
Обсужден на заседании кафедры режиссуры праздников
03.09.2011, протокол № 1
Утвержден советом факультета художественного творчества
04.10.2011, протокол № 2
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО: Словарь терминов и понятий. Для студентов очного и заочного отделений по специальности 070209 «режиссура театрализованных представлений и праздников» / сост. Н.М. Андрейчук, АГАКИ – Барнаул; 2011. – 14 с.
В словаре даны определения ключевых понятий и терминов по двум основополагающим дисциплинам общепрофессионального цикла учебного плана по подготовке режиссёров массовых праздников и театрализованных представлений – «Теория и история праздничной культуры» и «Сценарное мастерство». При пользовании словарём следует учесть, что некоторые дефиниции могут иметь разные и многозначные толкования, и что далеко не все способы их формулирования и определений отражены в данном словаре.
СОДЕРЖАНИЕ
СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО…………………… 4
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ
КУЛЬТУРЫ………………………………………...10
СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО
Аллегория (c греч. «иносказание») – условное изображение абстрактных идей и понятий посредством системы намёков с помощью конкретных представлений.
Документальный материал – конкретные жизненные явления (факты жизни), относящиеся к теме и включаемые автором в сценарий либо в подлинном виде, либо в виде образного обобщения, типизации. Документальным материалом сценариста могут стать: исторические факты, письма, протоколы, фотографии, дневники, интервью, данные социологических опросов, справки и т.д.).
Драма (от лат. «действие») – род литературы (также как «эпос» и «лирика».
Драматургическое действие – Психофизический акт, направленный на достижение цели. Последовательность волевых акций персонажа, защищающих в столкновении друг с другом свои интересы.
Драматический узел – чрезвычайное событие и обстоятельства, при которых воля героя приобретает характер единого стремления.
Драматургия (от др.греч. «сочинение и постановка драматических произведений) – теория и искусство построения драматического произведения, его сюжетно-образная концепция; совокупность литературно-драматических произведений какого-либо автора, народа, эпохи, направления сценического искусства.
Жанр – художественная категория, связанная с восприятием искусства:
вид художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания;
угол зрения автора на материал темы;
устойчивая форма организации художественного произведения;
устойчивые, исторически сложившиеся разновидности форм театрализованных представлений и праздников.
Завязка драматургической композиции – исходное событие, с которого начинается действие.
Идея сценария – то, для чего сценарий создаётся автором, какое отношение к тем или иным явлениям и событиям он хочет внушить, от каких действий или убеждений хочет предостеречь, отвратить.
Интрига – последовательные, подчинённые сознательному плану действия одного или группы персонажей.
Коллизия – столкновение интересов. Драматический узел обстоятельств и событий, противоборствующих герою или группе лиц и одновременно разжигающих их желания. Возникает конфликт, то есть коллизия, рассматриваемая в динамике – борьба.
Композиция (от лат. «упорядочивать», «хорошо располагать», «строить», «складывать») - способ конструирования драматического произведения, драматического действия (схема). Реализация сюжета в сценическом действии, определяющая внутреннюю структуру драмы, содержание и соотношение частей.
Конфликт – борьба противодействующих сил; специфическое отражение в драматургическом произведении важных, существенных, основных противоречий действительности, которые проявляются в конкретных столкновениях отдельных лиц и социальных групп людей.
Конфликт-казус – противоречия локальные и преходящие, замкнутые в пределах единичного стечения обстоятельств и принципиально разрешимые волей отдельных людей (определение В.Е.Хализева).
Конфликты субстанциальные – устойчивые и длительные противоречивые положения, определяющие состояние жизни, которые возникают и исчезают не благодаря единичным поступкам и свершениям, а согласно «воле» истории и природы (определение В.Е.Хализева).
Кульминация драматургической композиции - наивысшая точка действия, момент разрешения драматического конфликта, резкого изменения действия.
Материал сценария – совокупность документального и художественного материала, относящегося к теме и включаемого автором в сценарий, как в подлинном виде, так и в виде образного осмысления.
Метафора (с греч. «перенос», «переносное значение») – троп, в основе которого лежит ассоциация по сходству или аналогии.
Монтаж (от франц. «сборка») – технологический и творческий процесс соединения отдельных средств выразительности в единое идейно-художественное целое.
Образ художественный – форма отражения действительности в искусстве в конкретно чувствуемой, эстетически значимой форме, где правдивость неотделима от условности.
Перипетия – форма движения действия, переход из одного состояния в другое, от «счастья» к «несчастью». Внезапные изменения в судьбе героя, противоположные тому, что ожидалось.
Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий ответа.
Развязка драматургической композиции – окончание действия после разрешения конфликта. Наступление равновесия сил, но в другом качестве, нежели в экспозиции.
Ракурс темы – угол зрения автора на материал темы с его мировоззренческих, жизненных и художественных позиций, которые проявляются в отборе материала, идее и реализации замысла.
Ремарка – пояснение автора текста, уточняющие или дополняющие детали обстановки, поведения действующих лиц.
Символ (с греч. «знак») – условный знак каких-либо понятий или явлений.
Сквозное действие – направление действия («куда вы направляете свой темперамент»).
Событие – действенный акт, меняющий линию поведения героя.
Социальный заказ – чувствовать, понимать требования времени.
Стиль художественный – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приёмов, обусловленная единством идейного содержания.
Сценарий праздника и театрализованного представления – подробная программа художественно-педагогического воздействия, построенная с помощью специфической обработки документальной и художественной информации, с целью реализации праздничных потребностей людей и их психо-эмоционального и действенного единения в гражданских и мировоззренческих позициях.
Сценарно-режиссёрский ход - творческий приём, выполняющий функцию смыслового стержня сценария, пронизывающим эмоционально-логически все его эпизоды и являющимся носителем образного решения темы.
Сюжет – этапы наиболее значительных событий драматургического развития.
Театрализация сценарная – образное решение темы с использованием средств театра, творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.
Тема – объективно существующая область общественной жизни, круг вопросов современной или исторической действительности, на которые направлена авторская мысль-идея.
Тема сценария (предмет разговора – о чём?) – круг жизненных явлений, отобранный и освещённый в сценарии с определённых мировоззренческих позиций.
Троп – слово или выражение употребляемое в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
Фабула – главная событийно-действенная линия.
Художественный материал – всё видовое и жанровое разнообразие произведений искусства.
Экспозиция драматургической композиции – исходная ситуация, то, что происходит до начала действенной линии.
Эпизод сценария – фрагмент праздника или театрализованного представления, обладающий относительной самостоятельностью и законченностью.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Амбивалентность – взаимоисключающие характеристики чего-либо («амбивалентность карнавального смеха).
Двунадесятые праздники – двенадцать главных праздников православия (за исключением Пасхи).
Зрелище – то, что представляется взору, привлекает взор (в частности, театрализованные массовые представления – зрелища)
Карнавал (с лат. «потешная колесница»; с итал. «прощай мясо») – народное празднество с безудержным весельем, переодеваниями, уличными маскарадными шествиями, временной отменой всяческих норм и запретов.
Маскарад – бал, участники которого являются в характерных масках и фантастических костюмах.
Механизм социально-психологического заражения – передача эмоционально-психического настроя между тесно общающимися индивидами, многократно усиливающий предаваемые эмоции с увеличением числа людей.
Мистерия (с греч. «тайна») – тайные культовые обряды для посвящённых.
Мистерия средневековая – городские театрализованные представления на религиозные сюжеты со светскими мотивами.
Навмахия – инсценировка морских сражений в Древнем Риме.
Обряд – система символических действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, образы, чувства, передаваемых из поколений из поколений.
Обычай – стереотипный способ человеческой деятельности, копируемый новыми поколениями; форма воспроизводства социальных отношений в быту, общественной и праздничной жизни.
Пасха (от древ.евр. «прохождение», «избавление», «пощада») – главный праздник православия.
Перфоманс – бесфабульное театрализованное действие, подобное хэппенингу, но, в отличие от последнего, в действенный процесс не вовлекается зрительская аудитория.
Праздник –
коммуникация по поводу свободы (А.И.Мазаев);
интенсивное общение людей друг с другом в радости; вершинным состоянием души человека, путём к принятию своей причастности роду и племени, семье и этносу (М.И.Воловикова, С.В.Тихомирова, А.М.Борисова);
многофункциональное социально-культурное явление, реализующее свободное непосредственное коллективное общение для совместного переживания значимых событий, возвышенных эмоционально-духовных преодолений и устремлений, радостной полноты и гармонии жизни, её идеалов в связующей нити времён и поколений.
разрядка духовно-эмоциональной и физической напряжённости человека и общества, временная реализация мечты об идеальной жизни, невозможной в обыденности, подняться над которой помогают крылья художественного осмысления и оформления праздничного события.
Ритуал – совокупность предписанных правил. Правило (порядок) проведения того или иного религиозного или светского акта официальным представителем соответствующей структуры.
Сретенье (от древ.-греч. «встреча») – двунадесятый праздник православия.
Праздничная ситуация – момент наивысшей психоэмоциональной готовности к празднику, напряжённого его ожидания.
Социально-психологическая атмосфера – ситуативные перемены психического настроя человеческой общности, характеризующиеся высокой степенью подвижности.
Социально-психологическая атмосфера массового праздника - это проявление характера праздника, то есть преобладающего эмоционально-психического настроя в празднующей общности, который аккумулирует в себе психическое состояние каждого участника праздника, проявляющееся в их отношении непосредственной сопричастности к совместным ценностям, к окружающим, друг к другу, и к самим себе как членам данной общности.
Театрализованное представление – сценическое синтетически-зрелищное действо с идейно-художественной целостностью, рассчитанное на созерцание зрителей, без включения их в действие.
Традиция – элементы социального и культурного наследия передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени.
Флэшмоб (от англ. «мгновенная толпа») – массовый розыгрыш. Основные принципы флэшмоба:
спонтанность;
отсутствие централизованного руководства;
отсутствие каких-либо фискальных или рекламных целей;
деперсонификация (участники не знают друг друга и не вступают в межличностный контакт);
отказ от освещения флэшмоба в СМИ.
Хэппенинг (от анг. «случающееся, происходящее»- внерациональная, безфабульная форма театрализованного представления, с помощью которой зрители вовлекаются в действие, с целью их подчинения новым, принципиально иным предлагаемым обстоятельствам, нежели их повседневная жизнь. Хэппенинг рассчитан на на спонтанные акции исполнителей без заранее запрограммированного сценария и на активное участие зрительской аудитории.
Церемониал – официально принятый порядок церемонии.
Церемония (от лат. «благоволение», «культовый обряд» - установленный торжественный порядок проведения чего-либо.
Экехирия – традиция древней Олимпиады во всеобщем и обязательном перемирии воюющих государств, сроком не менее, чем на три месяца.
Учебное издание
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ.
СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО.
Словарь терминов и понятий
Составитель: Н.М.Андрейчук
Издано на кафедре режиссуры праздников
Алтайская государственная академия культуры и искусств
Барнаул, ул.А.Петрова, 212
|
|
|